Научная статья на тему 'Педагогические детерминанты формирования проективных умений офицера-преподавателя'

Педагогические детерминанты формирования проективных умений офицера-преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ / ПРОЕКТИВНЫЕ УМЕНИЯ ОФИЦЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ УМЕНИЙ / CONDITIONS / PROJECTIVE SKILLS OFFICER / FORMING THE PROJECTIVE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овод В. В.

Статья посвящена обоснованию совокупности педагогических условий, влияющих на эффективность процесса повышения квалификации и формирования проективных умений офицера-преподавателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING DETERMINANTS OF FORMATION OF PROJECTIVE ABILITIES OFFICER-INSTRUCTOR

Article is devoted to the justification of aggregate pedagogical conditions that influence the efficiency of the training and formation of projective abilities officer-instructor

Текст научной работы на тему «Педагогические детерминанты формирования проективных умений офицера-преподавателя»

УДК 159:378.1:355.233

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ УМЕНИЙ

ОФИЦЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В.В. Овод

Статья посвящена обоснованию совокупности педагогических условий, влияющих на эффективность процесса повышения квалификации и формирования проективных умений офицера-преподавателя

Ключевые слова: условия, проективные умения офицера-преподавателя, педагогические условия формирования проективных умений

Формирование проективных умений офицера-преподавателя в условиях внутривузовского повышения квалификации представляет собой целенаправленный процесс диагностики, организации, практической реализации и мониторинга их подготовленности к практическим и теоретическим педагогическим действиям на основе системного использования ресурсов личности и профессионально-образовательной среды вуза. Это говорит о том, что в основе процесса формирования проективных умений офицера-преподавателя лежит определенная последовательность согласованных действий всех субъектов образовательного процесса. Учитывая, что проективные умения офицера- преподавателя представляют собой совокупность практических действий на основе сознательного планирования и организации взаимодействия основных элементов процесса обучения военнослужащих, обнаружение педагогических детерминант их формирования в процессе повышения квалификации представляет собой научно-обоснованное решение.

Подтверждение этому мы находим в высказывании Л.Ф.Обуховой, согласно которой «качественное изменение», характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур всегда детерминировано различного рода условиями, обстоятельствами, в которых оно происходит.

В педагогике понятие «условия» рассматривается как значимые обстоятельства, при которых происходит функционирование и развитие какой-либо структуры, процесса; как совокупность возможностей содержания образования, методов, организационных форм и др., обеспечивающих успешность достижения поставленной задачи.

В педагогике условия не рассматриваются как собственно причина событий, но в тоже время, по мнению ученых, усиливают или ослабляют действие причины. С таких позиций условия можно определить как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность

Овод Владимир Васильевич - ВУНЦ ВВС ВВА «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», начальник кафедры, e-mail: [email protected], тел. 8(919)181-05-21

функционирования педагогической системы. Современная дидактика трактует условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения.

Важное значение для определения детерминант формирования проективных умений военного преподавателя имело изучение в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке широкого опыта создания условий, детерминирующих: личностный рост педагога (К.А. Абульханова, Б.А. Братусь, В.А. Кан-Калик, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, А. Маслоу, К. Роджерс и др.); совершенствование профессиональной компетентности педагога (Л. В. Абдалина, В.Г. Маралов, Л.М. Митина и др.); развитие педагогической культуры военного преподавателя (А.В. Барабанщиков, В.Б. Кочергин, Ю.А. Мешков, С. А. Муцынов и др.)[1, 2, 3, 4, 5, 6].

Мы считаем, что формирование проективных умений военного преподавателя столь многопланово, что его могут одновременно определять как внешние, так и внутренние условия. Например, А.К. Маркова, описывая психологические закономерности становления профессионала, общие для разных профессий, показывает, что этот динамический процесс объективно зависит от совокупности, во-первых внешних условий. К ним автор относит следующие:

- в течение жизни человека изменяется сама профессия, требования общества к ней, меняется соотношение данной профессии с другими профессиями;

- может преобразовываться мотивационная сфера профессиональной деятельности и ее менталитет, духовные ценности;

- перестраивается операциональная сфера при появлении новых технологий, «ноу-хау»;

- структурные компоненты профессиональной деятельности и профессионального общения (средства, условия, результаты) могут меняться местами - то, что было условием, становится результатом, то, что было средством, позднее может стать условием и др.

Во-вторых, успешность этого процесса зависит и от внутренних условий: изменяются представления человека о профессии, обновляются критерии оценки человеком самой профессии,

профессионализма, а также критерии оценки профессионала в себе [5].

В настоящем исследовании учитывались также условия, описанные в андрагогике (С.И. Змеев, М.Ш. Ноулз), которые, по мысли авторов, являются оптимальными для обучения взрослых людей. К ним авторы обоснованно относят высокий уровень ответственности, самосознания человека; наличие жизненного опыта, практических навыков и умений; стремление при помощи обучения достичь определенной конкретной цели; использования интенсивных форм обучения; активность обучающихся [цит. по 1].

При определении искомых условий, мы опирались на выявленные в исследовании структуру и содержание проективных умений преподавателя военного вуза: проективно-аналитические, проективно-моделирующие и проективно-организационные. Специфика

выявленных проективных умений такова, что в каждом умении выделяется действие, обладающее особым потенциалом в отношении функционирования и развития всей совокупности проективных умений. Соответственно владение преподавателем данными действиями является ведущей характеристикой уровня развития его проективных умений.

В итоге проведенного исследования были выделены основные педагогические условия, способствующие более успешному формированию проективных умений офицера-преподавателя:

- функционирование профессионально-развивающей образовательной среды в вузе;

- обновление Программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава специальными педагогическими, психологическими, акмеологическими знаниями;

- наличие научно-исследовательских лабораторий по проблемам военной педагогики и психологии в вузе;

- наличие действенной системы мониторинга процесса повышения квалификации преподавателей;

- формирование у офицеров-преподавателей устойчивых мотивов овладения высоким уровнем проективной культуры;

- подготовленность преподавателей к качественной и количественной оценке своего профессионального труда.

Мы полагаем, что механизм «перевода» содержания проективных умений в достояние личности каждого офицера-преподавателя может возникнуть при создании обозначенных выше условий, при открытости преподавателя новым нормам и традициям современного высшего военного профессионального образования. В связи с этим важно отметить, что педагогические условия могут рассматриваться как наиболее мощно влияющие на организованный процесс повышения квалификации офицера-преподавателя. При этом, они должны быть надлежащим образом использованы, смоделированы самим

преподавателем в его профессиональной деятельности.

Так, профессионально-развивающая

образовательная среда в военном вузе должна быть гибкой и управляемой, гетерогенной и сложной, индивидуализированной и аутентичной, отношения в которой должны строиться на основе взаимопонимания, преобладающего созидательного настроя, авторитетности ее руководителей, участия всех субъектов в управлении образовательным процессом, сплоченности и сознательности, продуктивности взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса. При этом формирование проективных умений офицеров-преподавателей обусловлено, с одной стороны, наличием такой развивающей среды, с другой, их способностью к продуктивному использованию ее развивающих возможностей. Чем более зрелыми, самостоятельными, креативными будут участники образовательного процесса, тем больший развивающий потенциал будет у среды, создаваемой ими. Здесь можно наблюдать своеобразную цикличность процесса развития: уровень развития среды обусловливает паттерны, технологии развития субъектов; профессиональные и личностные свойства преподавателей влияют на уровень развития образовательной среды поддерживая как ее традиции, так и инновации [6]. Опыт практической деятельности подтверждает, что изучать и внедрять опыт отдельного преподавателя или любого вузовского подразделения, результаты научных исследований должны специальные лаборатории, группы подготовленных специалистов.

Мы считаем, что такие службы будут оптимизировать процесс повышения квалификации начинающих преподавателей, что будет проявляться в следующем:

-в возможности обобщать и расширять передовой педагогический опыт преподавателей вуза;

- в более активном, целенаправленном внедрении инновационных технологий образования;

- в обеспечении преподавателей новыми психологическими, дидактическими, методическими разработками;

- в сопровождении, анализе и коррекции профессионального роста как отдельного преподавателя, так и коллектива кафедры или факультета в целом;

- в реализации педагогического мониторинга -систематического отбора, отсеивания новых продуктивных идей, технологий, концепций по материалам отечественной и зарубежной печати и опыта работы вузов [4].

Согласно А. К. Марковой, наличие стимулов профессионального развития, мотивации, во многом определяет активность субъекта в профессиональном развитии, в том числе офицера-преподавателя. Мы учитывали эти стимулы: стратификационные - конкурентоспособность, социальная защита, повышение заработной платы; психологические - побуждения, основанные на

самосознании своих способностей, характера, призвания, связанные с осуществлением профессиональной деятельности - внутренней потребностью работать в данной области или же потребностью работать с молодежью (воспитывать ее, обучать); организационно-педагогические -содержание труда, потребность общественной практики, изменение парадигмы образования в сторону его демократизации и гуманизации, профессиональный уровень коллег, уровень интеллектуального развития обучающихся, динамика собственных результатов труда, оценка результатов труда коллегами, обучающимися [5].

Сравнительный анализ уровня

сформированности умений качественной и количественной оценки своего профессионального труда у начинающих офицеров-преподавателей свидетельствует о наличии существенных затруднений. Это может указывать как на сложность такой оценки, так и на недостаточность теоретической и методической подготовленности преподавателей. Другие причины затруднений в оценке своей педагогической деятельности кроются также в слабой теоретической разработанности критериев и методов оценки эффективности труда преподавателей высшей военной школы; неумение правильно соотносить оценку и самооценку, в неготовности преподавателя к получению обратной связи и т.д.

При организации опытно-экспериментальной работы по формированию проективных умений офицера-преподавателя мы старались не абсолютизировать роль и значение отдельных условий, а принимать во внимание весь комплекс выявленных взаимосвязанных объективных и субъективных условий.

Литература

1. Абдалина Л.В. Структурно-содержательные характеристики личностного потенциала педагога / Л.В. Абдалина, И.К. Кобзенко // Вестник Тамбов.ун-та. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011 - Вып. 2 (94). С. 99-103.

2. Абдалина, Л. В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста [Текст] / Л. В. Абдалина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2013. - Т. 9. - № 3.2. - С. 131-134.

3. Барабанщиков А.В., Муцинов С.С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. - М.: ВПА, 1985. - 174 с.

4. Кочергин В.Б. Развитие педагогической культуры военного преподавателя в условиях внутривузовского повышения квалификации : Авт. канд. пед. наук / В.Б. Кочергин. - 2010. - 24 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма/ А.К. Маркова. - М., 1996.-310 с.

6. Мешков Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавателей вузов МВД РФ. : Дис. канд. пед. наук / Ю.А. Мешков. - М., 2001. -213 с.

ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» г. Воронеж

TEACHING DETERMINANTS OF FORMATION OF PROJECTIVE ABILITIES

OFFICER-INSTRUCTOR

V.V. Ovod

Article is devoted to the justification of aggregate pedagogical conditions that influence the efficiency of the training and formation of projective abilities officer-instructor

Key words: environment officer projective skills teacher pedagogical conditions of formation of projective abilities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.