УДК 159:378.1:355.233
ПРОЕКТИВНЫЕ УМЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА В УПРАВЛЕНИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
В.В. Овод
В статье на основе ведущих идей функционального, системного, управленческого, деятельностного и заданного подходов обоснованы и определены проективные умения преподавателя военного вуза в управлении образовательным процессом
Ключевые слова: процесс обучения, управление образовательным процессом, проективные умения преподавателя военного вуза
'Модернизация системы военного образования повлекла изменения взглядов и повысила требования к системе подготовки офицерских кадров, к профессиональной компетентности и педагогическому мастерству преподавателей военно-учебных заведений. Поэтому актуальными являются вопросы, связанные с проблемой эффективной подготовки офицеров-преподавателей,
способных качественно готовить
профессиональных военных для деятельности в условиях чрезвычайной умственной и физической концентрации при остром дефиците времени и информации, сопряженных с риском для их жизни (Д.В. Комков). В свою очередь, их решение сопряжено с проблемой квалификации преподавателей военно-учебных заведений. Особенно это касается преподавателей из числа офицеров, имеющих профессиональное образование, но не имеющих опыта педагогического образования и опыта педагогической деятельности.
Согласно С.Л. Желтобрюху, военные преподаватели, в том числе из числа офицеров, ориентированы на хорошее знание предмета своей специализации и не связывают эффективность профессиональной
деятельности и собственное профессиональное становление, рост с приобретением теоретических знаний о самом процессе преподавания, об управлении
образовательным процессом [5].
Вслед за О.И. Ефремовым, мы рассматриваем процесс обучения в военном вузе как «... совместную целенаправленную,
Овод Владимир Васильевич - ВУНЦ ВВС ВВА «ВВА им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», начальник, e - mail: [email protected], тел. 8(919)181-05-21
организованную, систематически
осуществляемую, взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность
обучающего (командира, начальника, преподавателя, воспитателя, инструктора) по формированию и развитию у обучаемых (обучающихся) (военнослужащих,
подчиненных) знаний, умений, навыков, а также качеств личности, необходимых для успешного выполнения военнопрофессиональных обязанностей в
соответствии с существующим требованиями» [4; 139-140].
Управлять таким процессом - это значит, в первую очередь, направлять, помогать, поправлять на основе четкого планирования, проектирования, организации и контроля этого процесса в целом. Ученые отмечают, что состояние развития современной педагогики обусловливает необходимость обращения к теории управления для разрешения имеющихся проблем (В.П. Симонов, Т.И. Шамова и др.), развития профессионализма личности и профессионализма деятельности преподавателя [1].
Прежде всего, необходимо отметить, что на сегодняшний день с точки зрения теории и практики управления сформулировано множество определений понятия
«управление», а именно: как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать наилучшим образом (Ф. Тейлор); направленная координация и организация объекта управления (Г.В. Щекин);
как рациональный способ организации какого-либо объекта (Г.П. Зинченко); перевод системы в заданное состояние, деятельность субъекта управления по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, необходимое для достижение цели (А.И. Радченко); и др. [цит. по 8; 5]. 177
В науке термин «управление» трактуется с трех позиций: как деятельность,
ориентированная на получение предметного результата (М. М. Поташник); как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого, т. е. целенаправленное воздействие субъекта на объект и изменение последнего в результате воздействия (Л.Б. Ительсон); как взаимодействие субъектов, т. е. неразрывное прямое и обратное воздействие, органическое сочетание изменений воздействующих друг на друга равноправных субъектов (Т. И. Шамова) [10; 234]. Придерживаясь последнего
понимания сути управления, необходимо рассматривать образовательный процесс в военном вузе как взаимное личностное и профессиональное изменение, развитие как обучающихся, так и обучающих за счет сознательного, целенаправленного
проектирования основных видов (функций) преподавательской деятельности.
Научно обоснованное управление
образовательным процессом в военном вузе на практике должно опираться, в первую очередь, на разработанные в педагогическом менеджменте 4 уровня образовательного процесса, должно учитывать специфику управления на каждом из них (Т. И. Шамова) [10].
Так, теоретический уровень педагогического менеджмента предполагает способность преподавателя проектировать, планировать процесс обучения с опорой на знание его закономерностей - объективных (присущи процессу обучения по его сущности); субъективных (зависят от предпринимаемой участниками обучения деятельности); внешних (зависимость обучения от общественных процессов и условий, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования); внутренних (взаимосвязь между целью, содержанием, методами, средствами, формами процесса обучения).
Мы разделяем точку зрения О.И. Ефремова, который считает, что преподавателю военного вуза в целях эффективности педагогической деятельности необходимы теоретические знания о закономерностях, по которым протекает и строится процесс обучения.
На втором уровне управления процессом обучения преподаватель активно участвует в проектировании и разработке и наполнении конкретным содержанием учебного курса в программах, методических пособиях, учебниках. Это требует от него знаний
собственно дидактических содержательнопроцессуальных характеристик процесса обучения, высокого уровня методологической, методической культуры.
На следующем уровне проективные умения преподавателя востребованы в рамках создания проекта конкретной учебной темы, учебного занятия. Здесь преподаватель должен уметь отбирать содержание учебной деятельности военнослужащих (собственной педагогической деятельности) с учетом поставленных цели и задач; отбирать, соотносить и оптимально сочетать содержание, формы, методы и средства процесса обучения; планировать совместную учебно-профессиональную деятельность; проектировать систему актуализации духовного, интеллектуального, творческого и др. потенциалов военнослужащих;
планировать и моделировать процесс развития учебной, воспитательной среды в вузе.
На завершающем этапе - уровне реального процесса обучения сформированные у преподавателя проективные умения реализуются и воплощаются в реальном учебном занятии и демонстрируют насколько преподаватель способен достичь искомого результата обучения - высокого уровня военно-профессиональной подготовки
военнослужащих к качественному
выполнению обязанностей, решению задач по службе.
На основе анализа имеющихся вариантов состава педагогического процесса (В. П. Беспалько, О.И. Ефремов, В.А. Сластенин и др.), оптимальным следует считать следующий состав учебного занятия (урока): цели занятия; содержание учебного материала; структура деятельности преподавателя и
военнослужащих; методы и средства обучения. Выделенные компоненты являются базовыми и характерны для педагогического процесса: цель выступает отправной точкой создания учебного занятия; учебный материал является средством развития обучающихся и условием существования информационного потока; методы и средства - это инструменты, с помощью которых организуется деятельность преподавателя и военнослужащих по усвоению учебно-профессиональной информации. Проектирование -деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. В современном прочтении проектирование - это «деятельность, под которой понимается в
предельно сжатой характеристике
промысливание того, что должно быть» [6; 20].
Проведенный теоретический анализ позволяет определить основные научные направления исследования феномена
«проектирование»:проектирование как
специфический вид деятельности,
направленный на создание проекта как особого вида продукта; как научнопрактический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);проектирование как форма порождения инноваций, характерная для технологической культуры; как управленческая процедура [6; 21].
Проведенный анализ, опыт практической работы позволяет констатировать:
педагогическое проектирование
образовательного процесса должно осуществляться в рамках основной логики (этапы, модель, технологии) проектирования и учитывать особенности и компонентную
структуру (элементы) проектируемого педагогического объекта - собственно учебнопрофессионального процесса, а также предполагает сформированность у преподавателя определенной совокупности собственно проективных умений. на основе анализа актуальной научной
литературы, собственного опыта работы,
проведенных эмпирических исследований были сформулированы научно-теоретические основания подходы к исследованию сущности проективных умений преподавателя военного вуза в управлении образовательным процессом:
- функциональный подход к структуре и содержанию педагогической деятельности, указавшей на роль, назначение проективных умений в структурно-функциональных компонентах педагогической деятельности как системы (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.);
- системный подход к пониманию структуры
образовательного процесса как
педагогической системы, определивший его компонентный состав, в единстве целенаправленного взаимодействия
различных, в том числе проективных, умений преподавателя (В.А. Барабанщиков, Н.В. Кузьмина и др.);
- управленческий подход к реализации образовательного процесса, характеризующий особенности и роль проектирования на
определенных этапах цикла управления образовательным процессом (А.М. Руденко, Т.И. Шамова и др.);
- деятельностный подход, позволивший рассматривать умение как действие, как единицу анализа педагогической деятельности, определяющее качество управления и реализации образовательного процесса (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.);
- задачный подход, обозначивший типологию педагогических задач, стоящих перед офицером-преподавателем военного вуза и требующих определенных проективных умений в управлении их решением (О.И. Ефремов, В.М. Коровин, Л.Ф. Спирин, М.Л. Фрумкин и др.).
Поскольку умения являются важнейшей составляющей профессиональной
деятельности преподавателя, их природа, сущность, структура активно исследуется в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, И.С. Якиманской и др. Несмотря на интерес ученых и значимость категории «умения», общепринятое определение умения по-прежнему отсутствует. Мы разделяем точку зрения О.А. Абдулиной на умение в целом, которое следует рассматривать с двух сторон: 1. как структурный элемент деятельности (совокупность действий) и 2. как средство этой деятельности, необходимое для ее эффективного выполнения [2]. Ряд исследователей рассматривают педагогические умения как «...совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми.» (Г. М. Коджаспирова и др.) [7; 153].
Используя точки зрения ряда ученых, умение вообще и профессионально-педагогическое, в частности, возможно рассматривать: как
способность человека; как владение действием; как структурный элемент деятельности;
как действие для реализации цели и задач деятельности; как знание в действии (О.А. Абдулина, Г. М. Коджаспирова, В. А. Сластенин, Л.Ф. Спирин и др.).Обобщая имеющиеся характеристики, умение можно представить как способность человека осуществлять определенное действие с целью решения конкретной деятельностной задачи. Исходя из этого, проективные умения преподавателя военного вуза можно понимать как совокупность практических действий на
основе сознательного планирования и организации взаимодействия основных элементов процесса обучения
военнослужащих.
Структуру и содержание проективных умений преподавателя военного вуза мы считаем целесообразным определять на основе рассмотренных выше характеристик уровней управления процессом обучения и его основных структурно-содержательных
элементов. В результате исследования были выделены следующие проективные умения преподавателя военного вуза: проективно-
аналитические, проективно-моделирующие и проективно-организационные. Специфика выявленных проективных умений такова, что в каждом умении выделяется действие, обладающее особым потенциалом в отношении функционирования и развития всей совокупности проективных умений преподавателя. Соответственно владение преподавателем данными действиями является ведущей характеристикой уровня развития его проективных умений. Дальнейший научный поиск будет направлен на описание и обоснование содержательных характеристик выявленных в исследовании проективных умений преподавателя военного вуза в управлении образовательным процессом.
Литература
1. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 327 с.
2. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего профессионального образования. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
3. Гаджимагомедова З.А. Формирование проективных умений будущего учителя / З.А. Гаджимагомедова: дисс.канд. пед. наук. - Махачкала, 2005. - 185 с.
4. Ефремов О.И. Военная педагогика / О.И. Ефремов. - СПб.: Питер, 2008. - 640 с.
5. Желтобрюх С.П. профессионально-
педагогическая подготовка преподавателей военноучебного заведения,
http://www.km.ru/referats/82959D83A9804E33A3086AF1B А3Б5А18.
6. Коваль Н.А. Гуманитарная среда вуза как важная предпосылка профессионального становления специалиста - Совершенствование психологопедагогической подготовки будущего учителя в свете модернизации системы Российского образования: Коллективная монография / Г.А.Ашихмина, Л.Д. Бобылева, О.В.Дрокина и др..; Отв. ред. В.Н. Яценко. -Мичуринск: МГПИ, 2005
7. Колесникова И. А. Педагогическое
проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова и др. - М.: «Академия», 2005. - 288 с.
8. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь /
Г.М. Коджаспирова и др. - М.: «Академия», 2000. - 176 с.
9. Руденко А.М. Управленческая психология /
А.М. Руденко. - Феникс, 2010. - 345 с.
10. Спирин Л.Ф. Теория и практика решения
педагогических задач. - М., 1997. - 173 с.
11. Шамова Т.И. Управление образовательными
системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. И. Шамова и др. - М.: «Академия», 2002. -384 с.
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
PROJECTIVE SKILLS OF THE TEACHER OF THE MILITARY HIGH SCHOOL IN EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT
V.V.Ovod
The paper describes projective skills of the teacher of the military high school in educational process management
Key words: process of the education, educational process management, projective skills of the teacher of the military high school