Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 46-53. Innovative projects and programs in education. 2022:2(80):46-53.
УДК 371
С. Н. Усова
Профессиональна! ориентация школьников: новые решения и практики школ-лидеров образования Подмосковья
Аннотация
В статье выявлены особенности регионального опыта профориентации школьников, в основе которого — модель системной профориентационной работы, включающей обучение самоопределению, профессиональное информирование, практико-ориентированное сопровождение профессионального выбора; изучены и обобщены новые решения и новационные практики совместной деятельности педагогов и детей, представленные в модуле «Профориентация» рабочих программ воспитания школ-лидеров образования Подмосковья.
I Ключевые слова: профессиональная ориентация, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, профориентационная среда, конкурентоспособная школа, рабочая программа воспитания
Для цитирования: Усова С. Н. Профессиональная ориентация школьников: новые решения и практики школ-лидеров образования Подмосковья // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 2. С. 46-53.
S. N. Usova
Career guidance for schoolchildren: new solutions and practices
of Moscow oblast leading schools
Abstract
The article reveals the features of the regional experience of career guidance for schoolchildren, which is based on a model of systematic career guidance work, including training in self-determination, professional awareness, practice-oriented support for professional choice. The author studied and summarized new solutions and innovative practices of joint activities of teachers and children, presented in the «Career Guidance» module of character formation work programs of leading schools of Moscow oblast.
I Keywords: career guidance, professional choice, professional self-determination. professional orientation environment. competitive school, character formation program
For Citation: Usova, S. N. (2022) Career guidance for schoolchildren: new solutions and practices of Moscow oblast leading schools. Innovative projects and programs in education, 2, 46-53 (In Russian)
Профориентационная работа — одна из актуальных задач общеобразовательной организации, поэтому и помощь обучающимся в профессиональном самоопределении становится сегодня важной миссией школы.
По мнению Татьяны Клячко, директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, до 7-го класса ранняя профориентация не имеет смысла: «Примерно до 7-го класса есть дети, которые четко выражены, а есть дети, которые просто такие, какие они есть. Поэтому до этого момента проводить профориентацию еще рано. Они вообще еще о профессии ничего и не знают» [9].
На мой взгляд, подобный подход к проблеме профессионального самоопределения обучающихся является узконаправленным, не учитывающим важный педагогический аспект: профессиональное самоопределение — одна из важнейших составляющих процесса социализации детей и подростков. В связи с этим целесообразным и педагогически оправданным представляется требование развития ранней профессиональной направленности у дошкольников и младших школьников, закрепленное в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) дошкольного образования и начального общего образования. В контексте изложенного необходимо отметить и то, что значительную долю современных исследований, посвящённых вопросам профориентации подрастающего поколения, составляют исследования по допрофес-сиональному самоопределению дошкольников (М. В. Антонова, А. А. Баранов, И. В. Гришняева, А. Р. Елганов, Н. В. Иванова и др.).
Пользу ранней профориентации сложно переоценить. Чем раньше ребёнок начнёт знакомиться с профессиями, задумываться о том, чем ему интересно заниматься, выяснять свои возможности (к чему у него есть склонности и способности, что ему подходит по характеру и т. д.), тем лучше.
Ранняя профориентация позволяет сделать большое число проб в различных областях (технической, гуманитарной или медицинской), не боясь ошибок. А вот 6-7-е классы должны стать для школьника точкой входа в проектирование индивидуальной образовательной траектории развития с тем, чтобы после формулирования собственного запроса на будущее образование и карьеру развивать те компетенции, которые понадобятся ему для успешного освоения будущей профессии [2; 6].
В этой связи весьма ценна рекомендация С. Н. Чистяковой: «Профессиональная ориентация сегодня приобретает вид непрерывного сопровождения профессионального самоопределения человека» [8, с. 23].
Таким образом, можно сделать определенный вывод, что в современных условиях функция взрослого (педагога, родителя) в части формирования профессиональных намерений и перспектив школьника сводится к функции грамотного и опытного «навигатора».
Автор разделяет точку зрения Г. В. Резапки-ной [3] о том, что на современном этапе профо-риентационная работа, организованная только в просветительском направлении, не будет эффективной. Если школа действительно заинтересована в успешности своих выпускников, тогда обучающе-развивающее направление профориентации должно стать приоритетным в учебном заведении, в основе которого — активные и интерактивные формы профориентаци-онной работы, когда обучающиеся выступают в роли субъекта профессионального самоопределения.
С учетом обозначенных позиций автором проведен анализ модуля «Профориентация» в рабочих программах воспитания1, разработанных школами-лидерами Подмосковья по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России в 2021 году, а также изучены материалы по профориентации, размещенные на сайтах этих школ.
В исследовательской выборке — 16 рабочих программ воспитания2 (табл. 1).
Разработчики примерной программы воспитания рекомендовали вариативный модуль «Профориентация» включать в рабочие программы воспитания, составленные только для основной и старшей школы. В программах Московской области (в 100%) данный модуль представлен на каждом уровне образования.
Отношение автора статьи к подобной ситуации исключительно положительное: про-фориентационные задачи необходимо целенаправленно и регулярно решать на всех уровнях школьного образования — начального общего, основного общего, среднего общего.
При работе с младшими школьниками важно определить сферу их интересов (что нравится, что нет, что получается лучше, а что требует много усилий) и познакомить с миром профессий. У выпускников основной школы должно быть сформировано осознанное профессиональное намерение (обоснованный выбор про-
1 Рабочие программы воспитания — основной документ, характеризующий системность воспитательной деятельности образовательной организации. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12.1) разработка и реализация рабочих программ воспитания являются компетенцией образовательной организации.
2 В данном исследовании анализировались материалы тех школ, которые по результатам рейтингового агентства RAEX попали в список лучших 50 школ Московской области по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России в 2021 году [4].
Таблица 1
Проанализированные рабочие программы воспитания общеобразовательных организаций
Общеобразовательная организация Количество проанализированных рабочих программ воспитания
Специализированные школы (гимназии, лицеи) и школы при вузах 9
Средние общеобразовательные школы 4
Частные школы 3
фессионального учебного заведения для продолжения образования или профиля обучения в старших классах и сферы профессиональной деятельности). В старшей школе внимание и усилия педагогов следует направить на оказание педагогической поддержки обучающимся в создании индивидуальных образовательных траекторий как ключевых компетенций будущего при осуществлении ими осознанного, ответственного выбора будущей профессии, а также на вовлечение юношей и девушек в практико-ори-ентированную деятельность в выбранном ими направлении профессионального и карьерного роста [5, с. 41].
Как показал анализ модуля «Профориентация», представленный в школьных рабочих программах воспитания, профориентационная работа в школах-лидерах образования Подмосковья осуществляется посредством следующих видов, форм и содержания деятельности3:
• социальное партнерство школы с организациями профессионального образования и предприятиями Московского региона по вопросам профориентации обучающихся;
• помощь обучающимся в создании индивидуальных траекторий как ключевых компетенций будущего, тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ (тьюториалы, консультации, рефлексивные тренинги);
• организация профессионального обучения учащихся 8-10-х классов по программам профессиональной подготовки на базе средних профессиональных учебных заведений в рамках приоритетного проекта «Путевка в жизнь школьникам Подмосковья — получение профессии вместе с аттестатом»;
• организация на базе школы сертифицированного центра подготовки к экзаменам Cambridge ESOL;
• подготовка обучающихся к сдаче международных сертификационных экзаменов DELF
3 Курсивом выделены новые решения и эффективные практики школ-лидеров образования Подмосковья с учетом специфических особенностей и возможностей региона, которые не были представлены в примерной программе воспитания.
при Посольстве Франции, FIT при Посольстве Германии, DELE при Посольстве Испании и HSK при Институте Конфуция в рамках изучения вторых иностранных языков; реализация программ курсов внеурочной деятельности, курсов по выбору, нацеленных на формирование у обучающихся представлений о профессиях, анализ регионального рынка труда (востребованность), преодоление внутренних причин, мешающих осознанному выбору профессии и т. д.;
участие обучающихся в качестве журналистов, корреспондентов, фоторепортёров, экскурсоводов и др. в работе школьных медиа, в деятельности детских общественных объединений, школьных музеев; циклы профориентационных классных часов, направленных на подготовку школьников к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры — деловые игры, квесты, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение дней открытых дверей в средних профессиональных учебных заведениях и вузах;
профессиональные пробы, где обучающиеся непосредственно на практике узнают, как устроена деятельность специалистов разных профессий;
встречи с выпускниками школы — студентами различных учебных заведений страны, а также с выпускниками, работающими в банковской системе, в службе занятости, в правоохранительных органах, в бизнесе и др. сферах;
посещение профориентационных выставок, ярмарок вакансий на базе Центра занятости городского округа (9-е и 11-е классы);
• встречи с носителями профессий (очные и онлайн);
• участие обучающихся в работе всероссийских и региональных профориентационных проектов «ПроеКТОриЯ, «Билет в будущее», «Большая перемена», «Карта талантов Подмосковья», предлагающих обучающимся знакомство с онлайн-атласом профессий, участие в диагностических процедурах, мастер-классах, профессиональных практикумах, посещение открытых онлайн-уроков, онлайн-проб с носителем профессиональных компетенций;
• участие обучающихся в сетевом профориен-тационном проекте «Подмосковные ориентиры на карте профессий» с целью изучения востребованных и перспективных профессий на региональном рынке труда и мест подготовки специалистов по этим профессиям;
• участие обучающихся во всероссийских профориентационных акциях «Неделя без турникетов, «Есть такая профессия — Родину защищать!», цель которых — расширить представления юношей и девушек о современном состоянии Вооруженных сил России, о престижности военной службы, а также донести информацию о военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации;
• обучение мотивированных обучающихся у профессионалов по программе JuniorSkills, участие в отборочном чемпионате среди юниоров «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Московской области;
• организация тренинговых занятий и форсайт-сессий для старшеклассников и их родителей;
• организация проектной деятельности;
• индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии, а также по вопросам возможной помощи ученику в подготовке к избранной профессии;
• подготовка буклета для родителей «Что делать, если ребенок вообще не знает, какую профессию выбрать: механизм принятия профориентационных решений»;
• проведение родительских собраний по вопросам выбора обучающимися будущей профессии или сферы профессиональной деятельности.
Важно отметить, что виды и формы совместной деятельности педагогов и детей, описанные в модуле «Профориентация» школьных рабочих программ, не являются разовыми в воспитательной работе образовательных учреждений. Они в большей степени имеют практико-ориентиро-
ванный формат, применяются целенаправленно и системно во взаимодействии с социальными партнерами, развивая профориентационную среду общеобразовательных организаций Подмосковья.
Дополнительно о новых решениях и эффективных практиках профориентации в Московской области можно узнать из публикаций в журналах «Профильная школа», «Инновационные проекты и программы в образовании», а также в сборнике «Конференциум АСОУ» [1; 6; 7].
Об эффективности профориентационных практик, реализуемых в школах Московской области, свидетельствуют результаты исследования, которое показало, что выпускники подмосковных школ поступают в лучшие университеты России. Исследование проводилось в 2021 году рейтинговым агентством RAEX (РАЭКС-Аналитика).
Выводы экспертов агентства RAEX основаны на анализе публичных данных школ, а также на данных отчётности приемных комиссий ведущих российских вузов, предоставленных агентству. В исследовании, среди прочих, учитывались четыре ключевых показателя (рис. 1).
Полученная с учетом весовых коэффициентов сумма баллов делилась на количество выпускников конкретной школы.
Конечно, безупречной методику расчета нельзя назвать, тем не менее результаты рейтингов, на мой взгляд, дают богатую пищу для анализа и размышлений, кроме того, мотивированные школьники, а также родители, имеющие проактивную позицию в вопросах профессионального самоопределения и выбора будущей профессии своих детей, получили еще один эффективный инструмент для выбора школы. Полные версии рейтингов размещены на сайте RAEX-RR.com: https://raex-rr.com/education/ schools/best_schools_2021
В Топ-100 лучших российских школ по конкурентоспособности выпускников вошли образовательные учреждения из 27 регионов (рис. 2). На 5 регионов-лидеров по количеству самых конкурентоспособных школ приходится 67 % школ, причем 35 % таких школ находятся в Москве. Московская область в этом рейтинге занимает вторую позицию: 11 школ из региона вошли в Топ-100, из которых 9 образовательных учреждений — специализированные школы и школы при вузах.
В рейтинге «Топ-50 школ по направлениям» четверка лидеров не поменялась. Московская область, вслед за Москвой, занимает также вторую позицию (табл. 2).
Следует отметить, что выбор направлений подготовки школьниками Подмосковья — нетипичный в сравнении с общероссийским показа-
Рис. 1. Показатели отбора школ для рейтингования
(2021 год)
Рис. 2. Рейтинг регионов по количеству школ, входящих в рейтинг «Топ-100 школ по конкурентоспособности», 2021 год (составлено автором по [4])
Таблица 2
Регионы-лидеры в рейтинге «Топ-50 школ по направлениям» (составлено автором по [4])
Регион Направления, количество образовательных организаций
Технические, естественно-научные направления и точные науки Экономика и управление Социальные и гуманитарные направления Медицина
Москва 12 33 29 14
Московская область 4 10 5 6
Республика Татарстан 4 2 5
Санкт-Петербург 6 1 2
телем. В целом по России типичной ситуацией является выбор выпускниками технического и естественно-научного направления.
Из таблицы 2 видно, что в рейтинге наибольшая часть образовательных учреждений Подмосковья — школы с экономическим уклоном, несмотря на то, что во многих вузах приём абитуриентов на экономические специальности ведётся только на платной основе.
Изучение детализированной информации рейтинга показало, что в «десятке» лучших школ Подмосковья по направлению «Экономика и управление» — семь специализированных школ, три частные школы. В числе лучших по направлению «Медицина» — четыре специализированные школы, две средние общеобразовательные школы. По направлению «Социальные и гуманитарные направления» — три специализированные школы, одна школа при вузе, одна — частная школа. В рейтинге по укрупненному направлению «Технические, естественно-научные направления и точные науки» Подмосковье представляют четыре специализированные школы.
Сравнение статистических данных рейтингов «Топ-100 лучших российских школ по конкурентоспособности выпускников» и «Топ-50 школ по направлениям» за 2021 и 2020 годы свидетельствует о том, что четверка регионов-лидеров (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Республика Татарстан) за два года не поменялась. Но обращает на себя внимание высокая корреляция «технического» и «гума-
нитарного» рейтинга с общим. К примеру, семь школ из девяти, представленных в этих рейтингах, также входят в Топ-100 рейтинга по конкурентоспособности. По другим направлениям таких совпадений значительно меньше — по направлению «Медицина» есть только одно совпадение, по направлению «Экономика и управление» — четыре совпадения.
В рейтинге «Топ-300 школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России», Московская область — в тройке лидеров (рис. 3), но от лидера рейтинга — Москвы — отстает в 12,6 раза.
В списке лучших 50 школ Московской области по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России в 2021 году, — образовательные организации из 24 городских округов (рис. 4); 46 образовательных учреждений (92%) в списке — специализированные школы и школы при вузах, что, в целом, соответствует общероссийским данным.
Новые решения и эффективные профориен-тационные практики, которые демонстрируют лучшие подмосковные школы, могут стать своего рода драйверами для других образовательных учреждений в части применения современных, активных и разнообразных практик профориен-тационной работы с учащимися разного возраста.
Итак, проведенное исследование позволило: • выявить особенности регионального опыта профориентации школьников, в основе которого — модель системной профориен-
Рис. 3. Рейтинг регионов по количеству школ, входящих в «Топ-300 школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России» (составлено автором по [4])
Рис. 4. Список городских округов Московской области по количеству школ, входящих в рейтинг «Топ-50 школ Московской области по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России в 2021 году» (составлено автором по [4])
о о
о
5
4 4 4
3 3
2 2 2 2
1 1 1 1 111 1 1 1 ULI::
1 1 II III II 1 Inn
х s 3
го
^
га
LQ
0) m
о .L
1 I .
Ч s CO > 4 (J Cü О
О
о
I
ю о
S о
3 5
о о со ш о ш
ч о
о Ч о
EJ
о а.
Si
ш ^
m
.
6
тационной работы, включающей обучение самоопределению, профессиональное информирование, практико-ориентированное сопровождение профессионального выбора;
• изучить и обобщить новые решения и эффективные профориентационные практики совместной деятельности педагогов и детей, представленные в модуле «Профориентация» рабочих программ воспитания школ-лидеров образования Подмосковья;
• проанализировать результаты исследования поступления юных жителей Подмосковья в ведущие вузы России в 2021 году, согласно которым во всех рейтингах лидирующие позиции занимают специализированные шко-
лы и школы при вузах, и этот факт следует признать трендом, который в полной мере сформировался, что, в свою очередь, указывает и на имеющееся неравенство в образовательных возможностях школ региона. Авторские наблюдения за деятельностью школ Московской области, сфокусированных на целенаправленной и системной работе по направлению «Профориентация», показывают, что развитие и расширение профориентацион-ной среды школы положительно влияет на формирование готовности молодежи к сознательному, ответственному выбору сферы будущей профессии, профессиональной деятельности.
Список источников
1. Нечаев, М. П. Формирование профориентационной среды: из опыта работы школы Подмосковья / М. П. Нечаев, С. Л. Фролова // Профильная школа. — 2021. — Том 9, №1. — С. 30-34. — ISSN 1998-0744.
2. Першина, Л. А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. — Москва: Академический проект, 2020. — 255 с. — ISBN 978-5-8291-2814-2.
3. Резапкина, Г. В. Как измерить эффективность профориентационной работы? / Г. В. Резапкина // Вестник практической психологии образования. — 2014. — Том 11, № 4. — С. 87-90. — URL: https://psyjournals.ru/vestnik_ psyobr/2014/n4/Rezepkina.shtml (дата обращения: 07.02.2022).
4. Рейтинг школ России по конкурентоспособности выпускников // RAEX Rating Review. — URL: https://raex-rr.com/ education/schools/best_schools_2021 (дата обращения: 07.02.2022).
5. Усова, С. Н. Профориентация в школе: актуальность и новые задачи / С. Н. Усова // Профильная школа. — 2019. — Т. 7, № 1. — С. 39-46. — ISSN 1998-0774.
6. Усова, С. Н. Как организовать профориентационную работу в школе, чтобы она была эффективной / С. Н. Усова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. Вып. 3. Часть 1. — Москва: АСОУ, 2019. — С. 237-248 — URL: http://new.asou-mo.ru/images/00001/003/%D0%A1%D0%B1% D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2019_3-1.pdf (дата обращения: 08.02.2022).
7. Усова, С. Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии / С. Н. Усова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2019. — №3. — С. 25-29. — ISSN 2306-8310.
8. Чистякова, С. Н. Оценка состояния и перспективы развития профессионального самоопределения как важнейшая составляющая воспитания и обучения подрастающего поколения в современных условиях // Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — 2016. — № 11. — С. 22-25.
9. Эксперты: профориентацию школьников оптимально начинать в 6-9-х классах. — URL: https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6600844?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения: 07.02.2022).
References
1. Nechaev, M. P. & Frolova, S. N. (2021). Formation of the vocational-oriented environment of the school: from the experience of the work of the school of Moscow region. Profilnaia shkola, 9 , 1, 30-34.
2. Pershina, L. A. (2020). Vozrastnaiapsikhologiia: uchebnoeposobie dlia vuzov [Developmental psychology]. Moskva: Akade-micheskii proekt.
3. Rezapkina, G. V. (2014). Kak izmerit effektivnost proforientatsionnoi raboty? [How to measure the effectiveness of career guidance?]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniia, 11, 4, 87-90. Retrieved February 7, 2022, from https:// psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2014/n4/Rezepkina.shtml
4. Reiting shkol Rossii po konkurentosposobnosti vypusknikov [Rating of Russian schools in terms of competitiveness of graduates]. (2021, September 29). RAEX Rating Review. Retrieved February 7, 2022, from https://raex-rr.com/education/ schools/best_schools_2021
5. Usova, S. N. (2019). Proforientatsiia v shkole: aktualnost i novye zadachi [Career guidance at school: relevance and new challenges]. Profilnaia shkola, 7, 1, 39-46.
6. Usova, S. N. (2019). Kak organizovat proforientatsionnuiu rabotu v shkole, chtoby ona byla effektivnoi [How to organize effective career guidance at school]. Conferentsium ASOU: sbornik nauchnykh trudov i materialov nauchno-prakticheskikh konferentsii, 3, 1, 237-248. Retrieved February 7, 2022, from http://new.asou-mo.ru/images/00001/003/%D0%A1%D0%B 1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2019_3-1.pdf
7. Usova, S. N. (2019). Career guidance within extracurricular activity: blended formats and modern technologies. Innovative projects and programs in education, 3, 25-29. (In Russian).
8. Chistiakova, S. N. (2016). Otsenka sostoianiia i perspektivy razvitiia professionalnogo samoopredeleniia kak vazhneishaia sostavliaiushchaia vospitaniia i obucheniia podrastaiushchego pokoleniia v sovremennykh usloviiakh [Assessment of the state and prospects for the development of professional self-determination as an essential component of the character formation and education of the younger generation in modern conditions]. Prilozhenie k zhurnalu «Professionalnoe obrazo-vanie. Stolitsa», 11, 22-25.
9. Eksperty: proforientatsiiu shkolnikov optimalno nachinat v 6-9-kh klassakh [Experts: Career Guidance for Schoolchildren is Optimal to Start in Grades 6-9]. (2019, June 27). TASS. Retrieved February 7, 2022, from https://tass.ru/nacional-nye-proekty/6600844?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
Информация об авторе
Светлана Николаевна Усова
Академия социального управления (АСОУ), кафедра методики воспитания и дополнительного образования, доцент, кандидат педагогических наук, доцент, Москва, Россия, [email protected]
About the author
S. N. Usova
PhD in Education, Academy of Public Administration (ASOU), Chair of Character Formation Methodology and Additional Education, Associate Professor, Moscow, Russia, [email protected]
P
P
P