Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: АНАЛИЗ ПРАКТИК РОССИЙСКИХ ВУЗОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: АНАЛИЗ ПРАКТИК РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКИЙ ЭТАП ПРОФОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА ВУЗА / ОБЪЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / СУБЪЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брюхова Ольга Юрьевна, Старцева Наталья Николаевна

Профориентационная работа со школьниками и абитуриентами сегодня выступает одним из приоритетных направлений деятельности современного вуза, поскольку создает благоприятные условия для решения его ключевой задачи - обеспечение контингента студентов. В статье на основе контент-анализа и традиционного анализа документов изучается практика организации профориентационной работы российских вузов, вошедших в топ-100 по версии рейтингового агентства RAEX в 2021 г. Исследование позволило авторам определить, что структура управления профориентационной работой на довузовском уровне в образовательных организациях высшего образования зачастую носит централизованный, а не децентрализованный характер; данная работа, как правило, курируется проректором по учебной работе или ректором; главными направлениями профориентационной работы вуза выступают довузовское образование, организация приема студентов, сопровождение профессионального самоопределения, работа с одаренной молодежью; вузы используют разнообразные формы и методы профориентации при взаимодействии со школьниками, абитуриентами, родителями и педагогическим сообществом, которые учитывают не только особенности молодежи поколения Z, но и ситуацию, обусловленную распространением сетевых и интернет-технологий, их активным применением в связи с пандемией COVID-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брюхова Ольга Юрьевна, Старцева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STARTSEVA ORGANIZING CAREERS GUIDANCE: AN ANALYSIS OF PRACTICES AT RUSSIAN UNIVERSITIES

Career guidance for schoolchildren and university applicants is one of the priorities for a modern university today, as it creates favorable conditions for solving its key task - providing student contingent. The paper is based on the content analysis and traditional analysis of documents and studies practices of career guidance at Russian universities, ranked in the top-100 according to RAEX rating agency in 2021. The study allowed the authors to determine that the management structure of career guidance work at pre-university level in higher education institutions is often centralized rather than decentralized. This work is usually supervised by the Vice-Rector for Academic Affairs or the Rector. HEIs are focused on pre-university education, organization of student admission, professional self-determination guidance, cooperation with gifted young people. HEIs use a variety of forms and methods of career guidance in their interaction with schoolchildren, applicants, parents and the teaching community, taking into account not only the characteristics of Generation Z youth, but also the situation caused by the proliferation of online and Internet technologies in conjunction with the COVID-19 pandemic.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ: АНАЛИЗ ПРАКТИК РОССИЙСКИХ ВУЗОВ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 30-36. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 30-36.

Научная статья УДК 378.1

https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.3

Организация профориентационной работы: анализ практик российских вузов Ольга Юрьевна Брюхова12, Наталья Николаевна Старцева3

1Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Brukhova-olga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0639-0906 23Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия, 3NStarceva@usurt.ru, https://orcid.org/0000-0001-6506-6869

Аннотация. Профориентационная работа со школьниками и абитуриентами сегодня выступает одним из приоритетных направлений деятельности современного вуза, поскольку создает благоприятные условия для решения его ключевой задачи - обеспечение контингента студентов. В статье на основе контент-анализа и традиционного анализа документов изучается практика организации профориентационной работы российских вузов, вошедших в топ-100 по версии рейтингового агентства RAEX в 2021 г. Исследование позволило авторам определить, что структура управления профориентационной работой на довузовском уровне в образовательных организациях высшего образования зачастую носит централизованный, а не децентрализованный характер; данная работа, как правило, курируется проректором по учебной работе или ректором; главными направлениями профориентационной работы вуза выступают довузовское образование, организация приема студентов, сопровождение профессионального самоопределения, работа с одаренной молодежью; вузы используют разнообразные формы и методы профориентации при взаимодействии со школьниками, абитуриентами, родителями и педагогическим сообществом, которые учитывают не только особенности молодежи поколения Z, но и ситуацию, обусловленную распространением сетевых и интернет-технологий, их активным применением в связи с пандемией COVID-19.

Ключевые слова: довузовский этап профориентации, профессиональная ориентация, профориентационная работа вуза, объекты профориентационной работы, организация профориентационной работы, субъекты профориентационной работы

Для цитирования: Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Организация профориентационной работы: анализ практик российских вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 30-36. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.3.

Original article

Organizing careers guidance: an analysis of practices at Russian universities Olga Yu. Bryukhova12, Natalya N. Startseva3

1Ural Institute of Administration - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ekaterinburg, Russia, Brukhova-olga@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-0639-0906 23Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia 3NStarceva@usurt.ru, https://orcid.org/0000-0001-6506-6869

Abstract. Career guidance for schoolchildren and university applicants is one of the priorities for a modern university today, as it creates favorable conditions for solving its key task - providing student contingent. The paper is based on the content analysis and traditional analysis of documents and studies practices of career guidance at Russian universities, ranked in the top-100 according to RAEX rating agency in 2021. The study allowed the authors to determine that the management structure of career guidance work at pre-university level in higher education institutions is often centralized rather than decentralized. This work is usually supervised by the Vice-Rector for Academic Affairs or the Rector. HEIs are focused on pre-university education, organization of student admission, professional self-determination guidance, cooperation with gifted young people. HEIs use a variety of forms and methods of career guidance in their interaction with schoolchildren, applicants, parents and the teaching community, taking into account not only the characteristics of Generation Z youth, but also the situation caused by the proliferation of online and Internet technologies in conjunction with the COVID-19 pandemic.

Keywords: pre-university career guidance, professional orientation, university career guidance work, objects of career guidance work, organization of career guidance work, subjects of career guidance work

For citation: Bryukhova O.Yu., Startseva N.N. Organizing careers guidance: an analysis of practices at Russian universities // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 30-36. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.3.

Актуальность исследования. Появление новых профессий, переход к модели непрерывного образования, сокращение численности молодого населения в стране из-за невысокого уровня рождаемости, большое количество вузов и нарастающая между ними конкурентная борьба, дисбаланс спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда по профессионально-квалификационному составу заставляют образовательные организации по-новому посмотреть на развитие профориентационной работы. Поскольку сегодня особая роль в процессе профессионального ориентирования отводится организациям не только общего образования (ФЗ «Об образовании в РФ», ч. 3 ст. 66: «Среднее общее образование направлено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1]), но и профессионального, то в данной статье большое внимание уделено проблеме организации профориентационной работы в вузе. Мы попытались ответить на вопросы о том, каким образом должна быть организована эта деятельность, кто будет выступать ее основными субъектами и объектами, какими должны быть содержание и формы профориентационной работы. Полагаем, что в поиске ответов важны результаты системных исследований современной практики профориентационной работы российских вузов, к анализу которых мы обратились.

Теоретические основания исследования. Под профессиональной ориентацией мы понимаем систему мер, направленных на оказание помощи в выборе и освоении профессии [2, с. 227]. Резонно возникают вопросы о том, кем и кому должна быть оказана эта помощь.

Одним из субъектов профориентационной работы, обладающим мощным культурным, социальным и экономическим капиталами для реализации этой деятельности, сегодня выступает вуз [3, с. 62-63]. Его профориентационная работа носит комплексный характер, она охватывает довузовский, вузовский и послевузовский этапы обучения. Так, сегодня объектами профориентационной работы высших учебных заведений выступают не только школьники, абитуриенты, их родители и учителя (довузовский этап), но и другие образовательно-возрастные группы - студенты младших и старших курсов, магистранты, аспиранты, выпускники вуза всех программ и уровней подготовки (вузовский и послевузовский этапы профессиональной ориентации). Именно эта множественность объектов профориентационной работы определяет необходимость особой организации подобной деятельности в вузах.

Под организацией профориентационной работы вуза нами понимается упорядоченность, согласованность действий участвующих субъектов-организаторов (администрации, профессорско-преподавательского состава, специалистов профильных структурных подразделений) и всех объектов профориентационного процесса, целью которой является создание условий, позволяющих не только осуществлять качественный набор контингента студентов в вуз, но и содействовать профессиональному самоопределению, становлению и развитию личности, основанному на достижении сбалансированности между профессиональными интересами, способностями человека и потребностями рынка труда [4, с. 160].

Поскольку сегодня одним из главных показателей эффективности профориентационной деятельности вуза остается количественный и качественный набор студентов на первый курс [5, а 75] и, как показывает исследовательская практика, особое внимание вузов в процессе профориентационной работы направлено на привлечение абитуриентов (85 %) и набор студентов (75 %) [6, с. 2], то в данной статье мы рассматривали вопросы организации профориентационной работы, осуществляемой университетами лишь на довузовском уровне.

Методика исследования. Для теоретического осмысления изучаемой проблемы используются общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение. В целях сбора эмпирического материала были применены традиционный анализ и контент-анализ документов. Единицами отбора контент-анализа выступили официальные сайты вузов (информация, размещенная на них), входящих в топ-100 по версии рейтингового агентства RAEX в 2021 г. [7]. Критерием отбора выступила рейтинговая позиция высшего учебного заведения ^ = 100). Показателями, позволяющими определить особенности организации профориентационной работы, стали следующие:

1) факт принадлежности к централизованной и децентрализованной модели управления системой профориентации;

2) наименование институциональной структуры управления профориентационной работой в

вузе;

3) наименование должности лица, курирующего блок профориентационной работы в вузе;

4) направления профориентационной деятельности, реализуемые российскими вузами;

5) наименование форм и методов профориентационной работы вуза. Анализ позволил определить тип структур и дать характеристику действующих систем управления профориентационной

работой; актуализировать основные направления профориентационной работы вузов на довузовском уровне; установить руководителей, курирующих профориентационную работу; выявить традиционные и инновационные формы и методы профориентации, применяемые в работе со школьниками, абитуриентами, родителями и педагогическим сообществом.

Результаты исследования. Дизайн организационной структуры управления профориентационной работой вуза. Контент-анализ позволил определить, что в российских вузах структура управления профориентационной работы зачастую (в 75 из 100 исследуемых организаций) носит централизованный характер, т. е. в качестве координатора такой работы на довузовском уровне выступает управленческий орган, который и обеспечивает аккумуляцию и эффективное использование всех видов профориентационно значимых ресурсов. Так, в зависимости от размеров университета, сложившейся оргструктуры, целей, стратегии развития профориентационной деятельности в качестве основного координатора взаимодействия со школьниками, абитуриентами и теми, кто оказывает непосредственное влияние на принятие ими решения о выборе профессии и образовательного учреждения (родители, учителя), выступает институт / факультет / управление / центр / отдел довузовской подготовки (37,3 %); управление / отдел по организации приема студентов (9,3); управление / центр / отдел профориентации и довузовской подготовки (9,3); департамент / центр / отдел по работе с абитуриентами (8,0); департамент довузовского образования и организации приема (6,7 %) и другие структуры. Таким образом, исходя из анализа институциональной структуры управления профориентационной работой в вузе можно выделить три ее ключевых направления: довузовская подготовка, организация приема студентов (работа с абитуриентами, формирование контингента) и сопровождение профессионального самоопределения (собственно профессиональная ориентация). Второй, или децентрализованный, подход к проектированию модели организационной структуры управления профориентацией, который характерен для четверти (25 %) изучаемых образовательных организаций, предполагает функционирование комплекса (от двух до трех) самостоятельных, но при этом взаимодействующих подразделений, реализующих определенные задачи в области вузовской профориентации.

На начальном этапе исследования мы предполагали, что профориентационная работа, осуществляемая российскими вузами, охватывает несколько направлений деятельности и, скорее всего, связана не только с функционированием исключительно системы довузовской подготовки (56 %), которая сводится к организации работы подготовительных курсов и профильных классов (эта модель была характерна для периода СССР, когда система школьной профориентации была достаточно развитой, а ведущая роль в этом процессе отводилась учебно-производственным комбинатам, в связи с этим у вузов не было необходимости приложения дополнительных усилий по профессиональной навигации молодежи), и организацией приема студентов (36 %). В настоящее время реализуются и другие направления, такие как профессиональная ориентация (26 %), работа с абитуриентами (14), работа с одаренными детьми (9), содействие в трудоустройстве (6), организация олимпиадного движения (3), маркетинг образовательных услуг (3 %) и пр.

Анализ основных направлений профориентационной работы вузов на довузовском уровне также позволил сделать вывод, что не все образовательные организации высшего образования сегодня придерживаются одинаковой модели профориентационной работы. Одни - реализуют классическую модель профориентации, охватывающую лишь довузовскую подготовку и рекру-тинг студентов, другие - выделяют новые направления во взаимодействии с школьниками, абитуриентами и их ближайшим социальным окружением (рис. 1).

1 + 2 + 3 + 4.

Работа с одаренной молодежью

1 + 2 + 3.

1 + 2. Рекрутинг студентов

Сопровождение профессионального самоопределения

1. Довузовское образование

Рисунок 1 - Стадии развития профориентационной работы вуза на довузовском уровне

Как показало исследование, некоторые вузы ориентированы на выявление и привлечение к обучению в их стенах одаренной молодежи, способной не только обеспечить высокий рейтинг университета, но и действительно стать той мощной силой, которая может генерировать и воплощать в жизнь прорывные идеи. Под эту задачу также создаются специальные структуры. Администрация высших учебных заведений сегодня понимает, что делать ставку на решение одной задачи нецелесообразно, в современных условиях вузы должны вести проактивную профориен-тационную деятельность, которая позволит как решать оперативные задачи, так и работать на перспективу. С этой целью вузы создают более «продвинутые» гибридные структуры управления системой профориентационной работы, они учитывают весь комплекс задач по профессиональной навигации, выявлению, подготовке и набору талантливой молодежи, профессионально ориентированной и осознанно выбирающей направления и специальности обучения.

Курирование профориентационной работы вуза. Исследование показало, что около половины вузов (48 %) передает профориентационную деятельность под контроль проректора по учебной работе. Почти в каждом десятом вузе (9 %) данный блок курирует сам ректор. Некоторые высшие учебные заведения (7 %) передают функционал в ведение одного из проректоров, при этом в наименовании должности не выделяется его функциональная направленность. Другие, чаще всего крупные, вузы (например, НИУ ВШЭ, РУДН) вводят специальную позицию проректора по довузовской подготовке и организации приема (5 %). Необходимо отметить, что ни один вуз из рейтинга топ-100 не определяет куратором профориентационной деятельности должностное лицо ниже чем проректор, что свидетельствует о приоритетности данного направления, поскольку от качества этой деятельности зависят весь дальнейший цикл работы со студентами, их образовательная и профессиональная успешность.

Практики организации профориентационной работы со школьниками, абитуриентами, родительской общественностью и педагогическим сообществом. Как показало наше исследование, современные российские вузы используют как традиционные, так и инновационные методы профориентационной работы, которые учитывают не только особенности молодежи поколения Z (запрос на расширение каналов доступа к информации, визуализацию контента и индивидуализацию образовательных траекторий), согласно известной американской теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса [8], но и ситуацию, обусловленную развитием и распространением сетевых и интернет-технологий, их активным применением в связи с пандемией COVID-19. В составленной нами таблице 1 представлена классификация видов, форм и методов профориентационной работы со школьниками и абитуриентами, в основу которой положены частные задачи, решаемые высшими учебными заведениями в рамках обозначенного направления деятельности.

Наряду с родителями вузы также рассматривают школьных учителей как основных партнеров, участвующих в процессе довузовской подготовки, профессионального самоопределения и выявления одаренных ребят. Традиционно взаимодействие вузов и педагогического сообщества реализуется в формате различных образовательных проектов: курсов повышения квалификации, семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, летних школ, слетов, стажировок («Педагог К-21» - дополнительная профессиональная программа, развернутая на базе домов научной коллаборации, созданных при вузах АлтГУ, БФУ им. И. Канта, ВолГУ, ДВФУ, СамГТУ, САФУ и т. д.); учебно-методической помощи учителям (Единый методический день -консультация для учителей-предметников по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации и работы с одаренными детьми в АлтГУ [10]); функционирования инновационных образовательных платформ (проект «Университетская среда для учителей», реализуемый Департаментом образования и науки города Москвы совместно со столичными вузами МГТУ им. Баумана, МИСИС, МИФИ, РУДН, Финансовым университетом при Правительстве РФ и др.); сотрудничества с профессиональными объединениями педагогов (Довузовский педагогический клуб при Тюменском ГМУ, который рассматривает вопросы эффективного взаимодействия университета и муниципальных образовательных учреждений с классами химико-биологической направленности и медицинских колледжей, а также сотрудничество ГГТУ с профессиональными объединениями педагогов школ Московской области и их участие в совещаниях директоров общеобразовательных организаций); конкурсов и оформления благодарственных грамот для школьных учителей (награждение учителей, чьи ученики поступили на механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в текущем учебном году, а также тех, кто сотрудничает с факультетом, проводят на базе школы олимпиады факультета и другие мероприятия, способствующие популяризации технического образования и механико-математического факультета МГУ [11], проведение конкурса среди учителей «Учитель - партнер СФУ» [12]).

Необходимо сказать, что совместные мероприятия вузов с организациями общего образования позволяют не только обмениваться опытом, но и искать новые форматы взаимодействия в системе «школа - вуз».

Таблица 1 - Виды, формы и методы профориентационной работы со школьниками и абитуриентами

- дни открытых дверей (в том числе в онлайн-режиме};

Информационные - информационные встречи;

- экскурсии, виртуальные туры; - университетские дни, дни абитуриента и т. д.

Агитационные

- выступления профагитационных бригад в школах; > - участие в образовательных выставках, ярмарках учебных

мест и т. д.;

- профориентационные автопробеги и т. д.

Развлекательно-познавательные

- игры; ->| - квесты;

- квизы и т. д.

Имитационные

- проекты («Тест-драйв в Уральском Федеральном», «Два дня -Н в НИТУ "МИСиС"», «Стань студентом СПбГАСУ на один день», «Учебный день» и др.)

Рекламные

проморолики об университете;

еекламно-информационные печатные издания (буклеты, рошюры, листовки, газеты и т. д.); сувенирная продукция (ручки, значки, календари и т. д.)

Маркетинговые - предоставление скидок на обучение; - выплата повышенной стипендии;

- право выбора места проживания в общежитии; - вручение ценных подарков (нетбуков и т. д.) и т. д.

Образовательные

функционирование университетских школ, колледжей; профильные классы; работа предуниверситария;

подготовительные курсы (в том числе дистанционные) и т. д.

практические семинары, видеоуроки по подготовке к ЕГЭ; вебинары «Секреты поступления»; программы для абитуриентов «Как избежать стресса при подготовке и сдаче ЕГЭ» и т. д.

- научно-практические конференции;

- открытые лекции и мастер-классы:

- факультативы;

- фестивали, праздники науки и т. д.

Интеллектуальные

олимпиады:

интеллектуальные и творческие конкурсы;

кейс-чемпионаты;

интеллектуальные турниры и т. д.

Психодиагностические

психодиагностическое тестирование; тренинги и т. д.

Консульта цион н ые - онлайн-консультации в чат-боте; - консультации по телефону горячей линии;

- психологическое консультирование; - профориентационное консультирование и т. д.

Пропедевтические - малые университеты, академии; - школы юных, кружки, клубы, студии, лагеря;

- профмастерские; - профессиональные пробы, практики и т. д.

Селективные - проверка физической подготовки; - медицинская комиссия;

- социально-психологическое изучение кандидатов; - психофизическое и психологическое обследование и т. д.

Заключение. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Во-первых, профориентационная работа со школьниками и абитуриентами является одной из ключевых задач современного вуза, так как позволяет обеспечить контингент студентов в количественном и качественном отношении. Во-вторых, основные направления профориентационной работы российских вузов - это довузовское образование, организация приема студентов; сопровождение профессионального самоопределения; работа с одаренной молодежью, маркетинг образовательных услуг. Спектр реализуемых вузом направлений определяет стадию развития профориентационной работы применительно к конкретной образовательной организации. В-третьих, в качестве субъекта управления профориентационной работой на довузовском уровне выступает одно (централизованная модель) или несколько специализированных структурных подразделений (децентрализованная модель), чаще всего курируемых проректором по учебной работе. В-четвертых, вузы реализуют разнообразные профориентационные проекты для главных целевых групп - школьников и абитуриентов, родителей и учителей. В целях достижения максимальной эффективности этой деятельности организаторы учитывают потребности каждой аудитории в профориентационной помощи, современные педагогические технологии, тенденцию цифровизации образования и актуальную социально-экономическую ситуацию.

Список источников:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Новая российская энциклопедия / редкол.: В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Некипелов и др. Т. 13 (2). Португальские -Рдест. М., 2014. 480 с.

3. Брюхова О.Ю., Никитина А.С., Старцева Н.Н. Профориентационная работа в системе «школа - вуз - предприятие»: поиск новых вариантов социального партнерства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 11. С. 60-64.

4. Брюхова О.Ю., Костина Н.Б. Организация профориентационной работы транспортного вуза на довузовском уровне: опыт социологического исследования // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 155-168. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2020-3-155-168.

5. Фатхуллина Л.З. Оптимизация профессиональной ориентации на основе междисциплинарного подхода // Управление устойчивым развитием. 2016. № 1 (02). С. 71-76.

6. Профориентационная работа в вузах России [Электронный ресурс] : результаты исследования консалтингового центра «Вы + Мы» // СГУПС : официальный сайт. 2019. Март. URL: https://www.stu.ru/user_files/get_file.php?id=7913&page_type=pages&name=1679_1.pdf (дата обращения: 15.09.2021).

7. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 г. [Электронный ресурс] // RAEX Аналитика. Рейтинговое агентство : официальный сайт. 2021. URL: https://raex-a.ru/researches/vuz/vuz_best_2021 (дата обращения: 15.09.2021).

8. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N. Y., 1991. 538 р.

9. Работа со школами [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный экономический университет : официальный сайт. URL: https://unecon.ru/priem/prof-rabota/rabota-so-shkolami?page=4 (дата обращения: 15.09.2021).

10. Единый методический день [Электронный ресурс] // Алтайский государственный университет : официальный сайт. URL: https://abiturient.asu.ru/consultations/metod (дата обращения: 15.09.2021).

11. Грамоты учителям школ [Электронный ресурс] // Приемная комиссия мехмата МГУ : официальный сайт. 2015. URL: http://pk.math.msu.ru/ru/news_teacher_diploma_02.2015 (дата обращения: 15.09.2021).

12. Конкурс «Учитель - партнер СФУ» [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет : официальный сайт. 2018. 10 сент. URL: https://dovuz.sfu-kras.ru/konkurs-uchitel-partner-sfu (дата обращения: 15.09.2021).

Информация об авторах О.Ю. Брюхова - соискатель кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший преподаватель кафедры «Управление персоналом и социология» Уральского государственного университета путей сообщения, Екатеринбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=622090.

Н.Н. Старцева - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и социология» Уральского государственного университета путей сообщения, Екатеринбург, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=679845.

Information about the authors O.Yu. Bryukhova - External PhD student, Department of Management Theory and Sociology, Ural Institute of Administration - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior Lecturer, Department of Human Resources Management and Sociology, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=622090.

N.N. Startseva - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Human Resources Management and Sociology Department, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=679845.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.09.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.