Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 30-36. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 30-36.
Научная статья УДК 378.1
https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.3
Организация профориентационной работы: анализ практик российских вузов Ольга Юрьевна Брюхова12, Наталья Николаевна Старцева3
1Уральский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0639-0906 23Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6506-6869
Аннотация. Профориентационная работа со школьниками и абитуриентами сегодня выступает одним из приоритетных направлений деятельности современного вуза, поскольку создает благоприятные условия для решения его ключевой задачи - обеспечение контингента студентов. В статье на основе контент-анализа и традиционного анализа документов изучается практика организации профориентационной работы российских вузов, вошедших в топ-100 по версии рейтингового агентства RAEX в 2021 г. Исследование позволило авторам определить, что структура управления профориентационной работой на довузовском уровне в образовательных организациях высшего образования зачастую носит централизованный, а не децентрализованный характер; данная работа, как правило, курируется проректором по учебной работе или ректором; главными направлениями профориентационной работы вуза выступают довузовское образование, организация приема студентов, сопровождение профессионального самоопределения, работа с одаренной молодежью; вузы используют разнообразные формы и методы профориентации при взаимодействии со школьниками, абитуриентами, родителями и педагогическим сообществом, которые учитывают не только особенности молодежи поколения Z, но и ситуацию, обусловленную распространением сетевых и интернет-технологий, их активным применением в связи с пандемией COVID-19.
Ключевые слова: довузовский этап профориентации, профессиональная ориентация, профориентационная работа вуза, объекты профориентационной работы, организация профориентационной работы, субъекты профориентационной работы
Для цитирования: Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Организация профориентационной работы: анализ практик российских вузов // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 30-36. https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.3.
Original article
Organizing careers guidance: an analysis of practices at Russian universities Olga Yu. Bryukhova12, Natalya N. Startseva3
1Ural Institute of Administration - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ekaterinburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0639-0906 23Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6506-6869
Abstract. Career guidance for schoolchildren and university applicants is one of the priorities for a modern university today, as it creates favorable conditions for solving its key task - providing student contingent. The paper is based on the content analysis and traditional analysis of documents and studies practices of career guidance at Russian universities, ranked in the top-100 according to RAEX rating agency in 2021. The study allowed the authors to determine that the management structure of career guidance work at pre-university level in higher education institutions is often centralized rather than decentralized. This work is usually supervised by the Vice-Rector for Academic Affairs or the Rector. HEIs are focused on pre-university education, organization of student admission, professional self-determination guidance, cooperation with gifted young people. HEIs use a variety of forms and methods of career guidance in their interaction with schoolchildren, applicants, parents and the teaching community, taking into account not only the characteristics of Generation Z youth, but also the situation caused by the proliferation of online and Internet technologies in conjunction with the COVID-19 pandemic.
Keywords: pre-university career guidance, professional orientation, university career guidance work, objects of career guidance work, organization of career guidance work, subjects of career guidance work
For citation: Bryukhova O.Yu., Startseva N.N. Organizing careers guidance: an analysis of practices at Russian universities // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 9. P. 30-36. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.9.3.
Актуальность исследования. Появление новых профессий, переход к модели непрерывного образования, сокращение численности молодого населения в стране из-за невысокого уровня рождаемости, большое количество вузов и нарастающая между ними конкурентная борьба, дисбаланс спроса и предложения на рынке образовательных услуг и рынке труда по профессионально-квалификационному составу заставляют образовательные организации по-новому посмотреть на развитие профориентационной работы. Поскольку сегодня особая роль в процессе профессионального ориентирования отводится организациям не только общего образования (ФЗ «Об образовании в РФ», ч. 3 ст. 66: «Среднее общее образование направлено на подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [1]), но и профессионального, то в данной статье большое внимание уделено проблеме организации профориентационной работы в вузе. Мы попытались ответить на вопросы о том, каким образом должна быть организована эта деятельность, кто будет выступать ее основными субъектами и объектами, какими должны быть содержание и формы профориентационной работы. Полагаем, что в поиске ответов важны результаты системных исследований современной практики профориентационной работы российских вузов, к анализу которых мы обратились.
Теоретические основания исследования. Под профессиональной ориентацией мы понимаем систему мер, направленных на оказание помощи в выборе и освоении профессии [2, с. 227]. Резонно возникают вопросы о том, кем и кому должна быть оказана эта помощь.
Одним из субъектов профориентационной работы, обладающим мощным культурным, социальным и экономическим капиталами для реализации этой деятельности, сегодня выступает вуз [3, с. 62-63]. Его профориентационная работа носит комплексный характер, она охватывает довузовский, вузовский и послевузовский этапы обучения. Так, сегодня объектами профориентационной работы высших учебных заведений выступают не только школьники, абитуриенты, их родители и учителя (довузовский этап), но и другие образовательно-возрастные группы - студенты младших и старших курсов, магистранты, аспиранты, выпускники вуза всех программ и уровней подготовки (вузовский и послевузовский этапы профессиональной ориентации). Именно эта множественность объектов профориентационной работы определяет необходимость особой организации подобной деятельности в вузах.
Под организацией профориентационной работы вуза нами понимается упорядоченность, согласованность действий участвующих субъектов-организаторов (администрации, профессорско-преподавательского состава, специалистов профильных структурных подразделений) и всех объектов профориентационного процесса, целью которой является создание условий, позволяющих не только осуществлять качественный набор контингента студентов в вуз, но и содействовать профессиональному самоопределению, становлению и развитию личности, основанному на достижении сбалансированности между профессиональными интересами, способностями человека и потребностями рынка труда [4, с. 160].
Поскольку сегодня одним из главных показателей эффективности профориентационной деятельности вуза остается количественный и качественный набор студентов на первый курс [5, а 75] и, как показывает исследовательская практика, особое внимание вузов в процессе профориентационной работы направлено на привлечение абитуриентов (85 %) и набор студентов (75 %) [6, с. 2], то в данной статье мы рассматривали вопросы организации профориентационной работы, осуществляемой университетами лишь на довузовском уровне.
Методика исследования. Для теоретического осмысления изучаемой проблемы используются общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение. В целях сбора эмпирического материала были применены традиционный анализ и контент-анализ документов. Единицами отбора контент-анализа выступили официальные сайты вузов (информация, размещенная на них), входящих в топ-100 по версии рейтингового агентства RAEX в 2021 г. [7]. Критерием отбора выступила рейтинговая позиция высшего учебного заведения ^ = 100). Показателями, позволяющими определить особенности организации профориентационной работы, стали следующие:
1) факт принадлежности к централизованной и децентрализованной модели управления системой профориентации;
2) наименование институциональной структуры управления профориентационной работой в
вузе;
3) наименование должности лица, курирующего блок профориентационной работы в вузе;
4) направления профориентационной деятельности, реализуемые российскими вузами;
5) наименование форм и методов профориентационной работы вуза. Анализ позволил определить тип структур и дать характеристику действующих систем управления профориентационной
работой; актуализировать основные направления профориентационной работы вузов на довузовском уровне; установить руководителей, курирующих профориентационную работу; выявить традиционные и инновационные формы и методы профориентации, применяемые в работе со школьниками, абитуриентами, родителями и педагогическим сообществом.
Результаты исследования. Дизайн организационной структуры управления профориентационной работой вуза. Контент-анализ позволил определить, что в российских вузах структура управления профориентационной работы зачастую (в 75 из 100 исследуемых организаций) носит централизованный характер, т. е. в качестве координатора такой работы на довузовском уровне выступает управленческий орган, который и обеспечивает аккумуляцию и эффективное использование всех видов профориентационно значимых ресурсов. Так, в зависимости от размеров университета, сложившейся оргструктуры, целей, стратегии развития профориентационной деятельности в качестве основного координатора взаимодействия со школьниками, абитуриентами и теми, кто оказывает непосредственное влияние на принятие ими решения о выборе профессии и образовательного учреждения (родители, учителя), выступает институт / факультет / управление / центр / отдел довузовской подготовки (37,3 %); управление / отдел по организации приема студентов (9,3); управление / центр / отдел профориентации и довузовской подготовки (9,3); департамент / центр / отдел по работе с абитуриентами (8,0); департамент довузовского образования и организации приема (6,7 %) и другие структуры. Таким образом, исходя из анализа институциональной структуры управления профориентационной работой в вузе можно выделить три ее ключевых направления: довузовская подготовка, организация приема студентов (работа с абитуриентами, формирование контингента) и сопровождение профессионального самоопределения (собственно профессиональная ориентация). Второй, или децентрализованный, подход к проектированию модели организационной структуры управления профориентацией, который характерен для четверти (25 %) изучаемых образовательных организаций, предполагает функционирование комплекса (от двух до трех) самостоятельных, но при этом взаимодействующих подразделений, реализующих определенные задачи в области вузовской профориентации.
На начальном этапе исследования мы предполагали, что профориентационная работа, осуществляемая российскими вузами, охватывает несколько направлений деятельности и, скорее всего, связана не только с функционированием исключительно системы довузовской подготовки (56 %), которая сводится к организации работы подготовительных курсов и профильных классов (эта модель была характерна для периода СССР, когда система школьной профориентации была достаточно развитой, а ведущая роль в этом процессе отводилась учебно-производственным комбинатам, в связи с этим у вузов не было необходимости приложения дополнительных усилий по профессиональной навигации молодежи), и организацией приема студентов (36 %). В настоящее время реализуются и другие направления, такие как профессиональная ориентация (26 %), работа с абитуриентами (14), работа с одаренными детьми (9), содействие в трудоустройстве (6), организация олимпиадного движения (3), маркетинг образовательных услуг (3 %) и пр.
Анализ основных направлений профориентационной работы вузов на довузовском уровне также позволил сделать вывод, что не все образовательные организации высшего образования сегодня придерживаются одинаковой модели профориентационной работы. Одни - реализуют классическую модель профориентации, охватывающую лишь довузовскую подготовку и рекру-тинг студентов, другие - выделяют новые направления во взаимодействии с школьниками, абитуриентами и их ближайшим социальным окружением (рис. 1).
1 + 2 + 3 + 4.
Работа с одаренной молодежью
1 + 2 + 3.
1 + 2. Рекрутинг студентов
Сопровождение профессионального самоопределения
1. Довузовское образование
Рисунок 1 - Стадии развития профориентационной работы вуза на довузовском уровне
Как показало исследование, некоторые вузы ориентированы на выявление и привлечение к обучению в их стенах одаренной молодежи, способной не только обеспечить высокий рейтинг университета, но и действительно стать той мощной силой, которая может генерировать и воплощать в жизнь прорывные идеи. Под эту задачу также создаются специальные структуры. Администрация высших учебных заведений сегодня понимает, что делать ставку на решение одной задачи нецелесообразно, в современных условиях вузы должны вести проактивную профориен-тационную деятельность, которая позволит как решать оперативные задачи, так и работать на перспективу. С этой целью вузы создают более «продвинутые» гибридные структуры управления системой профориентационной работы, они учитывают весь комплекс задач по профессиональной навигации, выявлению, подготовке и набору талантливой молодежи, профессионально ориентированной и осознанно выбирающей направления и специальности обучения.
Курирование профориентационной работы вуза. Исследование показало, что около половины вузов (48 %) передает профориентационную деятельность под контроль проректора по учебной работе. Почти в каждом десятом вузе (9 %) данный блок курирует сам ректор. Некоторые высшие учебные заведения (7 %) передают функционал в ведение одного из проректоров, при этом в наименовании должности не выделяется его функциональная направленность. Другие, чаще всего крупные, вузы (например, НИУ ВШЭ, РУДН) вводят специальную позицию проректора по довузовской подготовке и организации приема (5 %). Необходимо отметить, что ни один вуз из рейтинга топ-100 не определяет куратором профориентационной деятельности должностное лицо ниже чем проректор, что свидетельствует о приоритетности данного направления, поскольку от качества этой деятельности зависят весь дальнейший цикл работы со студентами, их образовательная и профессиональная успешность.
Практики организации профориентационной работы со школьниками, абитуриентами, родительской общественностью и педагогическим сообществом. Как показало наше исследование, современные российские вузы используют как традиционные, так и инновационные методы профориентационной работы, которые учитывают не только особенности молодежи поколения Z (запрос на расширение каналов доступа к информации, визуализацию контента и индивидуализацию образовательных траекторий), согласно известной американской теории поколений Н. Хоува и У. Штрауса [8], но и ситуацию, обусловленную развитием и распространением сетевых и интернет-технологий, их активным применением в связи с пандемией COVID-19. В составленной нами таблице 1 представлена классификация видов, форм и методов профориентационной работы со школьниками и абитуриентами, в основу которой положены частные задачи, решаемые высшими учебными заведениями в рамках обозначенного направления деятельности.
Наряду с родителями вузы также рассматривают школьных учителей как основных партнеров, участвующих в процессе довузовской подготовки, профессионального самоопределения и выявления одаренных ребят. Традиционно взаимодействие вузов и педагогического сообщества реализуется в формате различных образовательных проектов: курсов повышения квалификации, семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, летних школ, слетов, стажировок («Педагог К-21» - дополнительная профессиональная программа, развернутая на базе домов научной коллаборации, созданных при вузах АлтГУ, БФУ им. И. Канта, ВолГУ, ДВФУ, СамГТУ, САФУ и т. д.); учебно-методической помощи учителям (Единый методический день -консультация для учителей-предметников по вопросам подготовки к государственной итоговой аттестации и работы с одаренными детьми в АлтГУ [10]); функционирования инновационных образовательных платформ (проект «Университетская среда для учителей», реализуемый Департаментом образования и науки города Москвы совместно со столичными вузами МГТУ им. Баумана, МИСИС, МИФИ, РУДН, Финансовым университетом при Правительстве РФ и др.); сотрудничества с профессиональными объединениями педагогов (Довузовский педагогический клуб при Тюменском ГМУ, который рассматривает вопросы эффективного взаимодействия университета и муниципальных образовательных учреждений с классами химико-биологической направленности и медицинских колледжей, а также сотрудничество ГГТУ с профессиональными объединениями педагогов школ Московской области и их участие в совещаниях директоров общеобразовательных организаций); конкурсов и оформления благодарственных грамот для школьных учителей (награждение учителей, чьи ученики поступили на механико-математический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в текущем учебном году, а также тех, кто сотрудничает с факультетом, проводят на базе школы олимпиады факультета и другие мероприятия, способствующие популяризации технического образования и механико-математического факультета МГУ [11], проведение конкурса среди учителей «Учитель - партнер СФУ» [12]).
Необходимо сказать, что совместные мероприятия вузов с организациями общего образования позволяют не только обмениваться опытом, но и искать новые форматы взаимодействия в системе «школа - вуз».
Таблица 1 - Виды, формы и методы профориентационной работы со школьниками и абитуриентами
- дни открытых дверей (в том числе в онлайн-режиме};
Информационные - информационные встречи;
- экскурсии, виртуальные туры; - университетские дни, дни абитуриента и т. д.
Агитационные
- выступления профагитационных бригад в школах; > - участие в образовательных выставках, ярмарках учебных
мест и т. д.;
- профориентационные автопробеги и т. д.
Развлекательно-познавательные
- игры; ->| - квесты;
- квизы и т. д.
Имитационные
- проекты («Тест-драйв в Уральском Федеральном», «Два дня -Н в НИТУ "МИСиС"», «Стань студентом СПбГАСУ на один день», «Учебный день» и др.)
Рекламные
проморолики об университете;
еекламно-информационные печатные издания (буклеты, рошюры, листовки, газеты и т. д.); сувенирная продукция (ручки, значки, календари и т. д.)
Маркетинговые - предоставление скидок на обучение; - выплата повышенной стипендии;
- право выбора места проживания в общежитии; - вручение ценных подарков (нетбуков и т. д.) и т. д.
Образовательные
функционирование университетских школ, колледжей; профильные классы; работа предуниверситария;
подготовительные курсы (в том числе дистанционные) и т. д.
практические семинары, видеоуроки по подготовке к ЕГЭ; вебинары «Секреты поступления»; программы для абитуриентов «Как избежать стресса при подготовке и сдаче ЕГЭ» и т. д.
- научно-практические конференции;
- открытые лекции и мастер-классы:
- факультативы;
- фестивали, праздники науки и т. д.
Интеллектуальные
олимпиады:
интеллектуальные и творческие конкурсы;
кейс-чемпионаты;
интеллектуальные турниры и т. д.
Психодиагностические
психодиагностическое тестирование; тренинги и т. д.
Консульта цион н ые - онлайн-консультации в чат-боте; - консультации по телефону горячей линии;
- психологическое консультирование; - профориентационное консультирование и т. д.
Пропедевтические - малые университеты, академии; - школы юных, кружки, клубы, студии, лагеря;
- профмастерские; - профессиональные пробы, практики и т. д.
Селективные - проверка физической подготовки; - медицинская комиссия;
- социально-психологическое изучение кандидатов; - психофизическое и психологическое обследование и т. д.
Заключение. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Во-первых, профориентационная работа со школьниками и абитуриентами является одной из ключевых задач современного вуза, так как позволяет обеспечить контингент студентов в количественном и качественном отношении. Во-вторых, основные направления профориентационной работы российских вузов - это довузовское образование, организация приема студентов; сопровождение профессионального самоопределения; работа с одаренной молодежью, маркетинг образовательных услуг. Спектр реализуемых вузом направлений определяет стадию развития профориентационной работы применительно к конкретной образовательной организации. В-третьих, в качестве субъекта управления профориентационной работой на довузовском уровне выступает одно (централизованная модель) или несколько специализированных структурных подразделений (децентрализованная модель), чаще всего курируемых проректором по учебной работе. В-четвертых, вузы реализуют разнообразные профориентационные проекты для главных целевых групп - школьников и абитуриентов, родителей и учителей. В целях достижения максимальной эффективности этой деятельности организаторы учитывают потребности каждой аудитории в профориентационной помощи, современные педагогические технологии, тенденцию цифровизации образования и актуальную социально-экономическую ситуацию.
Список источников:
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Новая российская энциклопедия / редкол.: В.И. Данилов-Данильян, А.Д. Некипелов и др. Т. 13 (2). Португальские -Рдест. М., 2014. 480 с.
3. Брюхова О.Ю., Никитина А.С., Старцева Н.Н. Профориентационная работа в системе «школа - вуз - предприятие»: поиск новых вариантов социального партнерства // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 11. С. 60-64.
4. Брюхова О.Ю., Костина Н.Б. Организация профориентационной работы транспортного вуза на довузовском уровне: опыт социологического исследования // Вопросы управления. 2020. № 3 (64). С. 155-168. https://doi.org/10.22394/2304-3369-2020-3-155-168.
5. Фатхуллина Л.З. Оптимизация профессиональной ориентации на основе междисциплинарного подхода // Управление устойчивым развитием. 2016. № 1 (02). С. 71-76.
6. Профориентационная работа в вузах России [Электронный ресурс] : результаты исследования консалтингового центра «Вы + Мы» // СГУПС : официальный сайт. 2019. Март. URL: https://www.stu.ru/user_files/get_file.php?id=7913&page_type=pages&name=1679_1.pdf (дата обращения: 15.09.2021).
7. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 г. [Электронный ресурс] // RAEX Аналитика. Рейтинговое агентство : официальный сайт. 2021. URL: https://raex-a.ru/researches/vuz/vuz_best_2021 (дата обращения: 15.09.2021).
8. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. N. Y., 1991. 538 р.
9. Работа со школами [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский государственный экономический университет : официальный сайт. URL: https://unecon.ru/priem/prof-rabota/rabota-so-shkolami?page=4 (дата обращения: 15.09.2021).
10. Единый методический день [Электронный ресурс] // Алтайский государственный университет : официальный сайт. URL: https://abiturient.asu.ru/consultations/metod (дата обращения: 15.09.2021).
11. Грамоты учителям школ [Электронный ресурс] // Приемная комиссия мехмата МГУ : официальный сайт. 2015. URL: http://pk.math.msu.ru/ru/news_teacher_diploma_02.2015 (дата обращения: 15.09.2021).
12. Конкурс «Учитель - партнер СФУ» [Электронный ресурс] // Сибирский федеральный университет : официальный сайт. 2018. 10 сент. URL: https://dovuz.sfu-kras.ru/konkurs-uchitel-partner-sfu (дата обращения: 15.09.2021).
Информация об авторах О.Ю. Брюхова - соискатель кафедры теории и социологии управления Уральского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; старший преподаватель кафедры «Управление персоналом и социология» Уральского государственного университета путей сообщения, Екатеринбург, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=622090.
Н.Н. Старцева - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и социология» Уральского государственного университета путей сообщения, Екатеринбург, Россия.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=679845.
Information about the authors O.Yu. Bryukhova - External PhD student, Department of Management Theory and Sociology, Ural Institute of Administration - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; Senior Lecturer, Department of Human Resources Management and Sociology, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=622090.
N.N. Startseva - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor of Human Resources Management and Sociology Department, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=679845.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 31.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 13.09.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 23.09.2021.