Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / АБИТУРИЕНТ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / PRE-UNIVERSITY TRAINING / CAREER GUIDANCE / MATRICULANT / COOPERATION / INTERNAL MOTIVATION / PROFESSIONAL CHOICE / EDUCATION / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / HIGHER EDUCATION SYSTEM / CONTINUING EDUCATION / OPEN EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Елена Леонидовна, Никитина Елена Александровна

Актуальность представления системы довузовской подготовки определяется тем, что существующая система является той организованной средой, в которой проявляются реальные мотивы и интересы школьников, их установки на получение той или иной профессии. Поэтому обращаясь к строению и функционированию этой системы, целесообразно раскрыть особенности применения установленных закономерностей в образовательном процессе вуза. Предлагаем обратить внимание на следующие особенности организации довузовской подготовки и профориентационной работы в современной российской системе образования: добровольность участия; свободный выбор содержания, форм и видов деятельности; возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития обучающихся; возможность организации неформального образовательного процесса, где приоритет отдается, прежде всего, передаче опыта творчества; непрерывность образовательного процесса, так как он переходит последовательно из одной стадии в другую; нестандартный подход к оценке результатов деятельности школьников; динамичная ориентация образовательного процесса на профессию. В основу процесса довузовской подготовки и профориентационной работы положен ряд таких характеристик как: гибкость и динамичность, что означает быстрое перестраивание ее в соответствии с изменяющимися потребностями общества и личности; параллельность, которая предполагает одновременное обучение учащихся в системе основного и дополнительного образования; преемственность; открытость - здесь могут обучаться без предварительного отбора не только выпускники образовательных организаций, но и другие группы и категории обучающихся. В статье представлен опыт работы по развитию мотивации школьников на получение педагогической специальности. Представлен ряд проектов, направленных на организацию довузовской подготовки и профессиональную ориентацию, реализуемых в течение последнего десятилетия на базе Педагогического института Иркутского государственного университета. Промежуточные итоги реализации этих проектов, основанных на интеграции образовательных и социальных ресурсов, позволяют говорить об эффективности данного направления работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT ORGANIZATION MATRICULANTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

The relevance of presenting the system of pre-university training is determined by the fact that the existing system is that organized environment in which real motives and interests of schoolchildren are manifested, their attitudes toward obtaining a particular profession. Therefore, referring to the structure and functioning of this system, it is advisable to disclose the features of the application of established patterns in the educational process of the university. We suggest that you pay attention to the following features of the pre-university training and career guidance organization in the modern Russian education system: voluntary participation; free choice of content, forms and activities; the ability to work on the basis of variable programs taking into consideration individual interests, abilities, level of students development; the organizing an informal educational process possibility, where priority is given, first of all, to the transfer of creative experience; the continuity of the educational process, as it moves sequentially from one stage to another; non-standard approach to assessing the students’ performance; dynamic orientation of the educational process to the profession. The basis of the process of pre-university training and career guidance is a number of such characteristics as: flexibility and dynamism, it means rapid restructuring in accordance with the changing needs of society and the individual; parallelism, which involves the simultaneous training of students in the system of primary and secondary education; continuity; openness - not only graduates of educational organizations, but also other groups and categories of students can study here without prior selection. The article presents the experience of developing the motivation of students to receive a pedagogical specialty. A number of projects aimed at organizing pre-university training and vocational guidance implemented over the past decade at the Pedagogical Institute of Irkutsk State University are presented. The intermediate results of the implementation of these projects, based on the integration of educational and social resources, allow us to talk about the effectiveness of this area of the work.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Fedotova Elena Leonidovna, Nikitina Elena Aleksandrovna

TO THE QUESTION OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ..

pedagogical sciences

УДК 372.881.1

DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0048

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2020

AuthorID: 460645

SPIN: 5525-4512

Федотова Елена Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Педагогического института

AuthorID: 625972

SPIN: 2492-8337

Никитина Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Педагогического института Иркутский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Карла Маркса,], e-mail: helen168@ya.ru)

Аннотация. Актуальность представления системы довузовской подготовки определяется тем, что существующая система является той организованной средой, в которой проявляются реальные мотивы и интересы школьников, их установки на получение той или иной профессии. Поэтому обращаясь к строению и функционированию этой системы, целесообразно раскрыть особенности применения установленных закономерностей в образовательном процессе вуза. Предлагаем обратить внимание на следующие особенности организации довузовской подготовки и профориентационной работы в современной российской системе образования: добровольность участия; свободный выбор содержания, форм и видов деятельности; возможность работы на основе вариативных программ с учетом индивидуальных интересов, способностей, уровня развития обучающихся; возможность организации неформального образовательного процесса, где приоритет отдается, прежде всего, передаче опыта творчества; непрерывность образовательного процесса, так как он переходит последовательно из одной стадии в другую; нестандартный подход к оценке результатов деятельности школьников; динамичная ориентация образовательного процесса на профессию. В основу процесса довузовской подготовки и профориентационной работы положен ряд таких характеристик как: гибкость и динамичность, что означает быстрое перестраивание ее в соответствии с изменяющимися потребностями общества и личности; параллельность, которая предполагает одновременное обучение учащихся в системе основного и дополнительного образования; преемственность; открытость — здесь могут обучаться без предварительного отбора не только выпускники образовательных организаций, но и другие группы и категории обучающихся. В статье представлен опыт работы по развитию мотивации школьников на получение педагогической специальности. Представлен ряд проектов, направленных на организацию довузовской подготовки и профессиональную ориентацию, реализуемых в течение последнего десятилетия на базе Педагогического института Иркутского государственного университета. Промежуточные итоги реализации этих проектов, основанных на интеграции образовательных и социальных ресурсов, позволяют говорить об эффективности данного направления работы.

Ключевые слова: довузовская подготовка, профориентационная работа, абитуриент, сотрудничество, внутренняя мотивация, профессиональный выбор, образование, психолого-педагогическая поддержка, система высшего образования, непрерывное образование, открытое образовательное пространство.

TO THE QUESTION OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT ORGANIZATION MATRICULANTS IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM

© 2020

Fedotova Elena Leonidovna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of pedagogy department Nikitina Elena Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogy Irkutsk State University

(6664003, Russia, Irkutsk, street Karl Marks, 1, e-mail: helen168@ya.ru)

Abstract. The relevance of presenting the system of pre-university training is determined by the fact that the existing system is that organized environment in which real motives and interests of schoolchildren are manifested, their attitudes toward obtaining a particular profession. Therefore, referring to the structure and functioning of this system, it is advisable to disclose the features of the application of established patterns in the educational process of the university. We suggest that you pay attention to the following features of the pre-university training and career guidance organization in the modern Russian education system: voluntary participation; free choice of content, forms and activities; the ability to work on the basis of variable programs taking into consideration individual interests, abilities, level of students development; the organizing an informal educational process possibility, where priority is given, first of all, to the transfer of creative experience; the continuity of the educational process, as it moves sequentially from one stage to another; non-standard approach to assessing the students' performance; dynamic orientation of the educational process to the profession. The basis of the process of pre-university training and career guidance is a number of such characteristics as: flexibility and dynamism, it means rapid restructuring in accordance with the changing needs of society and the individual; parallelism, which involves the simultaneous training of students in the system of primary and secondary education; continuity; openness - not only graduates of educational organizations, but also other groups and categories of students can study here without prior selection. The article presents the experience of developing the motivation of students to receive a pedagogical specialty. A number of projects aimed at organizing pre-university training and vocational guidance implemented over the past decade at the Pedagogical Institute of Irkutsk State University are presented. The intermediate results of the implementation of these projects, based on the integration of educational and social resources, allow us to talk about the effectiveness of this area of the work.

Keywords: pre-university training, career guidance, matriculant, cooperation, internal motivation, professional choice, education, psychological and pedagogical support, higher education system, continuing education, open educational space.

ВВЕДЕНИЕ Благополучие региона в первую очередь зависит от

Постановка проблемы в общем виде и ее связь уровня образования населения. Во многих выступле-с важными научными и практическими задачами. ниях Президент Российской Федерации В.В. Путин

208

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

педагогические науки

Федотова Елена Леонидовна, Никитина Елена Александровна К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ...

подчеркивает, что в основе социального благополучия лежит развитие человеческого капитала. Механизмом развития последнего с древнейших времен является система образования. Инновационный, наукоемкий, век высоких технологий и конкурентоспособных, профессионально и социально мобильных специалистов требует пересмотра подходов к организации системы довузовской подготовки и профориентационной работы. В течение последнего десятилетия на базе Педагогического института Иркутского государственного университета активно реализуется ряд проектов, направленных на организацию довузовской подготовки и профессиональную ориентацию по педагогическим направлениям подготовки. Промежуточные итоги реализации этих проектов, основанных на интеграции образовательных и социальных ресурсов, позволяют говорить об эффективности данного направления работы.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы Вопросы профессиональной ориентации привлекают внимание ученых начиная с 20х годов прошлого столетия. Не смотря на наличие столь богатой истории, данный вопрос не утрачивает своей актуальности. О необходимости организации системы довузовской подготовки, как о базовом звене непрерывного образования, говорит Н.А. Каргопольцева [1]. Довузовское образование как системообразующий компонент непрерывного образования в своих исследованиях рассматривает Ю.В. Гришина [2]. О том, что довузовская подготовка выступает необходимым этапом профессиональной подготовки специалиста пишут М.А. Абрамова и О.Л. Кошеутова. [3]. И.А. Фирсова под профессиональной ориентацией понимает «сложный процесс, который направлен на развитие компетентности учеников при выборе карьеры, а именно на способность анализировать информацию о выборе карьеры, возможность получить теоретически и практически знания и навыки, в результате чего повысить шансы правильно определить свой трудовой путь» [4, с. 5]. Судя по публикациям за последние годы, в России интерес научных работников к этой проблеме только возрастает [5-11]. Идет активная теоретическая разработка различных аспектов организации довузовской подготовки, но по данным социологических исследований только 30 % молодых людей осуществляют свой профессиональный выбор осознанно. Для абитуриентов поступление в университет связано скорее не с желанием войти в определенную профессиональную сферу, а со стремлением получить диплом и приобрести соответствующий социальный статус.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Проведенное нами в 2019 г. анкетирование выпускников образовательных организаций Иркутской области показало, что 20 % опрошенных школьников при выборе профессии ориентируются на полученные результаты ЕГЭ и выбор направления подготовки делают, исходя из возможности получения образования на бесплатной основе, не задумываясь о возможности дальнейшей самореализации в данном направлении. 15 % опрошенных учеников 10-х -11-х классов при выборе будущей специальности ориентируются на советы родителей. 60 % школьников среди основных мотивов выбора будущей профессиональной сферы указали влияние СМИ, в том числе информационных ресурсов социальных сетей (Вконтакте, Инстаграм). Таким образом, можно констатировать, что современный выпускник при выборе своего профессионального будущего опирается по большей мере на внешние обстоятельства, следуя «модным» тенденциям, и ориентируется скорее на конъюнктуру рынка труда, при этом не всегда следуя внутренней мотивации и собственным профессиональным предпочтениям. Ни школа, будучи основным социальным институтом, обе-

спечивающим подготовку школьника к профессиональному и личностному самоопределению, ни родители в силу ряда субъективных и, иногда, объективных причин не способны решить без помощи вузов этой проблемы. Социологические исследования показывают, что внешние мотивы при определении будущей специальности ведут к тому, что студенты оказываются не готовы к освоению профильных дисциплин учебного плана и, как следствие, выпускники вуза имеют низкую мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности в данной отрасли.

Постановка задания. В данных условиях возрастает значение деятельности высшей школы по профессиональной ориентации молодежи. Необходимо перенаправить усилия на планомерную работу по организации психолого-педагогического сопровождения школьника с этапа довузовской подготовки до «закрепления» молодого специалиста в образовательной организации.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для решения поставленных задач был применен комплекс взаимообогащающих друг друга теоретических и эмперических методов, в частности, анализ научной литературы, соотнесенной с изучаемым вопросом. Среди эмпирических методов были

использованы: влюченное наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ деятельности абитуриентов и, впоследствии, студентов вуза, прошедших через организованную систему довузовской подготовки и про-фориентационной работы; экспериментальная деятельность по организации в педагогическом вузе специальной работы по созданию условий профессионального самоопределения и профориентации на педагогические специальности; метод статистической обработки экспериментальных данных

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

В процессе довузовской подготовки и проф-ориентационной работы с обучающимися школ и профессиональных образовательных организаций Иркутской области наиболее важной задачей, по нашему мнению, является помощь абитуриентам в глубоком осознании социальной значимости будущей профессии. Необходимо создать специальные педагогические условия для дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации, повышения конкурентоспособности и мотивации будущих студентов к получению педагогического образования в университете. Поэтому работа ведется в трех направлениях: «Родители», «Обучающиеся», «Учителя». Для каждой категории предусмотрена определенная система работы.

Так, по направлению «Родители» профориента-ционная работа носит информационный, консультационный характер. Преподаватели университета рассказывают родителям абитуриентов о национальных проектах в сфере образования, сообщают об особенностях поступления на педагогические специальности университета, о правилах приема, о нюансах организации педагогического процесса в рамках направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), о возможностях построения карьеры в системе образования, о контрактно-целевом обучении и т.п.

Для учителей образовательных организаций на постоянной бесплатной основе проводятся семинары, тренинги и творческие мастерские. Данные мероприятия ведутся как по вопросам предметной подготовки, например, «Геометрический семинар», «Современный русский язык», «История», так и по различным аспектам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, проблемам выявления и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи в образовательной организации. Проводятся различные конкурсы профессионального мастерства:

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)

209

Fedotova Elena Leonidovna, Nikitina Elena Aleksandrovna pedagogical

TO THE QUESTION OF THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ... sciences

Конкурс учителей обществознания, Лучший учитель иностранного языка, Конкурс на лучшую разработку воспитательного мероприятия профориентационной направленности.

По направлению «Обучающиеся» довузовская подготовка и профориентационная работа носят разносторонний характер. В систему работы положены три основных вектора: интеллектуальный, социально-культурный и про-фессиональный.

Так, в рамках интеллектуального направления проводятся различные олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, а также предметные школы.

Организация образовательного процесса в данных школах направлена на повышение конкурентоспособности абитуриента. Дополнительные занятия с преподавателями университета не только способствуют улучшению результата по ЕГЭ, но играют ведущую роль в стимулирование школьника к самостоятельному изучению и более детальной проработке определенных аспектов различных дисциплин.

Соответственно, выпускник готов к сознательному освоению основной профессиональной образовательной программы на другом, более высоком, уровне. Проведенный нами статистический анализ результатов промежуточной аттестации студентов, прошедших через предложенную нами систему довузовской подготовки и профориентационной работы, говорит, что эти ребята имеют более высокий средний балл. Организованное анкетирование показывает, что обучающиеся имеют более высокую мотивацию к получению педагогического образования.

Интервьюирование преподавателей, работающих с данной категорией обучающихся, демонстрирует глубокую заинтересованность этих студентов в научно-исследовательской деятельности и более тщательную подготовку к лекционным и семинарско-практическим занятиям.

Резюмируя, следует отметить, что работа в основном была направлена на развитие системы, позволяющей обеспечить непрерывность и преемственность довузовского и высшего образования с возможностью решения проблемы выбора специальности в соответствии с внутренними мотивами.

Развитие данной системы заключается в организации различных форм сотрудничества родителей, обучающихся и учителей. Это позволяет обосновать актуальность поставленной задачи создания целостной системы довузовской подготовки и профессиональной ориентации на педагогические направления подготовки как компонента региональной системы непрерывного образования.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Эффективность организации и проведения разнонаправленной профориентационной работы, не ограничивающейся рекламной кампанией вуза, подтверждается рядом современных исследований. Так, результаты проведенного анкетирования старшеклассников школ г. Бузулука Оренбургской области констатируют необходимость психолого-педагогической поддержки и методического сопровождения в процессе довузовской подготовки [12]. О необходимости пересмотра организации и наполнения новым содержанием довузовской подготовки и профориентационной работы свидетельствуют результаты исследований, проведенных на базе Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина [13]. Поэтому мы считаем, что выбранная стратегия осуществления процесса довузовской подготовки и профессиональной ориентации является целесообразной и при обеспечении реализации соответствующих педагогических условий, эффективной.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Маркетинговый анализ в области формирования и развития довузовской подго-210

товки и профессиональной ориентации в университете доказал, что избранная тактика формирования контингента абитуриентов является продуктивной и позволяет достичь желаемого результата.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Научный поиск будет продолжен, так как осознанный выбор профессионального становления является не только основой успешности в освоении основной профессиональной образовательной программы педагогического профиля, но и в дальнейшей будет способствовать успешной реализации выпускника вуза в педагогической профессии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Каргапольцева, Н.А. Формирование инновационной образовательной среды взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в пространстве университетского округа // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. — Оренбург, 2014. — С. 3745—3749.

2. ГришинаЮ.В. Специфика довузовского компонента непрерывного образования: опыт определения и реализации // Непрерывное образование: XXI век. 2017. № 1 (17). С. 41-51.

3. Абрамова М. А., Кошеутова О. Л. Довузовская подготовка как компонент непрерывной системы образования // Вестник НВГУ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dovuzovskaya-podgotovka-kak-komponent-nepreryvnoy-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 16.11.2019).

4. Фирсова И.А. Профориентационная работа в системе развития образования: опыт работы финансового университета // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 2. № 1. С. 4—7.

5. ФедотоваЕ.Л., НикитинаЕ.А. Некоторые аспекты организации системы довузовской подготовки и профориентационной работы в Иркутском государственном университете // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 110-112.

6. Казначеева С.Н., Быстрова Н.В., Уракова Е.А., Шарыгина Е.Н. Профориентационная деятельность вуза в условиях модернизации системы образования // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 31-34.

7. Кононов А.Ю. Организационно-методические основы организации и проведения профориентационных экскурсий //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 91-93.

8. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.

9. Бекоева М.И. Основные направления профориентационной деятельности в современной общеобразовательной школе //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 159-162.

10. Пичугина Г.А., Сидоренко А.В. Организация профориентаци-онной работы на уроках химии // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 62-64.

11. Цагараева Е.Ф. Профориентационная работа в процессе преподавания биологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 317-319.

12. 5Олиндер М.В. Возможности довузовской подготовки в профо-риентационной работе со старшеклассником //Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/35PDMN219.pdf (доступ свободный).

13. Прохоров А.В. Детский университет как инструмент ранней профориентации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. №13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ detskiy-universitet-kak-instrument-ranney-proforientatsii (дата обращения: 18.11.2019).

Статья поступила в редакцию 24.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 1(30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.