ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА
кандидатов на обучение в образовательные ОРГАНИЗАцИИ Мвд РОССИИ
youth vocational orientation as a guarantee of successful professional selection of candidates on training in the educational institutions of the ministry of internal affairs of russia
УДК 351.74
И.Ф. АМЕЛЬЧАКОВ,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
I.F. AMELCHAKOV,
the candidate of Jurisprudence , the assistant professor of the Chair of State and Legal Sciences (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Е.А. НИКОЛАЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
E.A. NIKOLAENKO
(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
А.В. КАРАГОДИН,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: [email protected]
A.V. KARAGODIN,
candidate of jurisprudence, assistant professor (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы профессиональной ориентации молодежи в процессе профессионального отбора кандидатов на обучение, вопросы самоопределения молодежи для службы в органах внутренних дел.
Ключевые слова: служба в органах внутренних дел, профессиональная ориентация, профессиональный отбор кандидатов на обучение, кандидат на обучение, возмещение затрат на обучение, подготовка кадров.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
6
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
Abstract: the article deals with the questions of youth vocational orientation in the process of professional selection of candidates on training, questions of youth self-determination for service in law-enforcement bodies.
Keywords: service in law-enforcement bodies, vocational orientation, professional selection of candidates on training, candidate on training, compensation of costs for training, personnel training.
Министерство внутренних дел Российской Федерации, реализуя дальнейшее реформирование органов внутренних дел, ставит перед собой задачу создать высокопрофессиональную, авторитетную и пользующуюся доверием населения службу органов внутренних дел.
В своем выступлении Президент Российской Федерации Владимир Путин на заседании расширенной коллегии МВД России в марте 2014 года подвел итоги деятельности органов внутренних дел за 2013 год и определил приоритетные направления работы в текущем году. «Одним из приоритетных направлений сегодня является кадровое укрепление МВД России. Важно обеспечить системность в работе при назначении руководящего звена, принципиально подходить к профессиональным и личным качествам сотрудников всех уровней» [1].
Для органов внутренних дел проблема формирования профессионального ядра кадров всегда была и остается острой, а в современных условиях, учитывая потребности общества и требования, предъявляемые к сотрудникам органов внутренних дел, актуальность ее возрастает.
Органы внутренних дел выполняют многообразные и сложные задачи, как правило, решаемые в условиях дефицита времени, повышенной социальной ответственности за ошибки, постоянного риска при осуществлении оперативно-служебной деятельности, что обусловливает необходимость осуществления качественного профессионального отбора на службу в органы внутренних дел с учетом высоких требований к профессиональным и морально-волевым качествам сотрудника органов внутренних дел, уровню физической и психической подготовленности и состоянию здоровья.
По мнению психологов, внутренняя позиция подростка в выборе профессии формируется в юношеском возрасте. В связи с чем именно ранняя профориентация школьников на службу в органы внутренних дел является одним из важных факторов формирования и профессионального отбора кандидатов на обучение или службу в органы внутренних дел.
Человек сможет полностью раскрыть свои задатки, если он правильно определит свою пригодность, оценит свои способности, глубоко осознает возможности профессионального роста в определенной сфере, выберет профессию, подготовится к будущей профессиональной деятельности. Помочь молодежи выбрать жизненный путь, развить необходимые профессионально важные качества, адаптироваться к профессии, призвана система профессиональной ориентации.
По нашему мнению, работу по профессиональной ориентации на обучение в образовательные организации МВД России и службу в органы внутренних дел необходимо начинать еще в общеобразовательной организации, которая призвана давать своим ученикам подготовку, обеспечивающую профессиональную мобильность выпускников, готовить к непрерывному повышению квалификации и профессионального мастерства.
В настоящее время МВД России ставит акцент на преимущественную подготовку кадров в образовательных организациях МВД России и в этой связи профессиональное самоопределение молодежи в выборе профессии «полицейского» и их успешная трудовая деятельность в соответствии с избранной профессией напрямую зависит от мотива их профессионального выбора и желания посвятить свою жизнь профессии сотрудника органов внутренних дел.
Интересным по данному вопросу будет мнение ученого И.Ф. Амельчакова, который предлагает развивать систему ранней профессиональной ориентации молодежи на основе оптимизации деятельности полицейских колледжей, лицеев, специализированных классов (групп) общеобразовательных школ, позволяющую обеспечить сознательную готовность юношей и девушек связать свою жизнь с правоохранительной деятельностью, формирование у молодого поколения позитивного образа сотрудника органов внутренних дел [2].
К.В. Бедарев рассматривает раннюю профессиональную ориентацию молодежи на
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
7
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
службу в органах внутренних дел в форме обучения школьников 10 - 11 классов на базе учебного центра специализированного юридического профиля общеобразовательных школ как один из основных блоков профилактики. При этом у обучаемых формируется не только позитивно направленное профессиональное самоопределение, но и вырабатывается образ законопослушного гражданина, понимающего и осознающего грань между дозволенным и запретным [3].
Еще в 1970 - 1980-е годы В.С. Афанасьев рассматривал работу по профессиональной ориентации и отбору кадров; их профессиональной подготовке и переподготовке; распределению и расстановке; дисциплинарной практике; воспитанию и т.д. как средство управленческого воздействия для укрепления законности [4].
Профессиональную ориентацию граждан Российской Федерации на службу в органах внутренних дел в соответствии с приказом МВД России от 3 июля 2012 года № 663 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» проводят органы, организации и подразделения МВД России [5].
В целях проведения профессиональноориентационных мероприятий для поступления на обучение в образовательные организации МВД России и популяризации службы в органах внутренних дел образовательные организации МВД России, в том числе и Белгородский юридический институт МВД России, используют различные формы работы, такие как: проведение Дней открытых дверей в образовательных организациях МВД России в тесном взаимодействии с комплектующими органами с приглашением СМИ, учащихся общеобразовательных школ и родителей; участие в проведении ярмарок профессий и ученических мест; подготовка информационных материалов об институте; размещение в средствах массовой информации сведений о деятельности образовательной организации, о правилах приема и условиях обучения; производство рекламных видеофильмов; издание буклетов о работе как органов внутренних дел в целом, так и по направлению подготовки специалистов; направление в комплектующие органы внутренних дел информационных материалов об образовательной организации и информационных писем с приглашением принять участие в запланированных мероприятиях профориентационной направленности; осу-
ществление выездных встреч с потенциальными абитуриентами и родителями на базе комплектующих органов внутренних дел; работа горячей линии «Абитуриент» и др. Для информирования абитуриентов широко используются сайты образовательных организаций МВД России в сети Интернет.
Белгородский юридический институт МВД России в этом направлении имеет положительный опыт работы. С 2012 года начался и успешно продолжается эксперимент, согласно которому каждый сотрудник института с целью проведения профориентационной работы в соответствии с графиком закреплен за одной из общеобразовательных школ г. Белгорода и области и в течение года проводит на базе общеобразовательных школ выездные встречи с потенциальными абитуриентами выпускных и предвыпускных классов. Проводимая работа дает положительные результаты, так в 2013 году только от УМВД России по Белгородской области для поступления в Бел ЮИ МВД России было направлено 258 личных дел кандидатов на обучение.
В современных условиях именно комплексный подход к формированию кадрового состава сотрудников органов внутренних дел с учетом своевременных мероприятий профессиональной направленности сказывается на профессиональном отборе граждан, пригодных по своим профессиональным, индивидуально-психологическим, межличностным, нравственным и физическим качествам к несению службы, сопряженной с риском для жизни.
На наш взгляд, профориентацию молодежи и профессиональный отбор кандидатов на службу (учебу) необходимо использовать как факторы совершенствования подготовки специалистов для органов внутренних дел.
Кадровые подразделения территориальных органов внутренних дел на основании ежегодных планов комплектования образовательных организаций МВД России проводят профессиональный отбор кандидатов на учебу в образовательные организации МВД России, который можно представить в виде 2 этапов:
1 этап заключается в определении источников комплектования и выявлении потенциальных кандидатов на обучение.
Органы внутренних дел для выявления кандидатов на обучение осуществляют:
а) информирование населения о порядке поступления на учебу и условиях службы в органах внутренних дел;
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
8
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
б) профессионально-ориентационные мероприятия с определенными группами населения по вопросам поступления на учебу (службу) в органы внутренних дел;
в) непосредственный поиск кандидатов;
г) первоначальные разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатом [6].
По мнению Маркиной Э.В., отбор кадров осуществляется специалистами и позволяет выделить из числа многих качеств кандидата на службу те, которые в наибольшей степени соответствуют характеру и содержанию предстоящей деятельности в органах внутренних дел (медицинские критерии, возраст, образовательный ценз, социальнопсихологические особенности и некоторые другие) [7].
Осуществляя отбор кандидатов на обучение, сотрудники кадровых подразделений органов внутренних дел используют такие основные источники комплектования, как общеобразовательные школы, колледжи, гимназии, лицеи, организации высшего образования и профессиональные образовательные организации; военные комиссариаты, где ведется работа с увольняемыми с действительной срочной службы, войсковые части; органы внутренних дел - в отношении сотрудников, которые не имеют соответствующего образования и т.д.
Именно на данном этапе и важна роль профессиональной ориентации молодежи как системы мер, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую его личным способностям и потребностям общества. Учиться в образовательных организациях системы МВД России, а соответственно проходить службу в органах внутренних дел, должны те, кто хотят и могут служить Родине и своему народу, кто имеет высокий уровень профессиональной направленности, соответствующий уровень интеллекта и определенные личностные качества.
2 этап отбора кандидатов на обучение включает сбор информации о кандидате, необходимой для лиц, вновь поступающих на службу (учебу) в органы внутренних дел, оценка качеств кандидата и их сопоставление с требованиями, предъявляемыми к сотруднику органов внутренних дел, определение профессиональной пригодности кандидата.
Сотрудники кадровых подразделений получают информацию о кандидате в процессе проверки представленных кандидатом документов, прохождения им медицинского
освидетельствования и профессиональнопсихологического отбора, в период проведения проверки по оперативным учетам, сдачи испытаний по общей и физической подготовленности и т.д.
По результатам медицинского освидетельствования кандидата для поступления в образовательную организацию МВД России определяется годность кандидата к обучению по соответствующей специальности и соответственно к службе в органах внутренних дел на основании выносимых групп предназначения.
Профессиональный психологический отбор предполагает психологическое и психофизиологическое обследование кандидата, направленное на получение объективных данных о личностных качествах кандидата, необходимых для успешного обучения и последующей служебной деятельности в органах внутренних дел, и индивидуальных особенностях проявлений его психики. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 критериями определения категорий профессиональной пригодности кандидатов на обучение являются уровень развития личных и деловых качеств кандидатов, необходимых для выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, наличие или отсутствие факторов риска [8]. Кандидаты на обучение проходят тест-контроль на употребление наркотических средств.
Осуществляется оценка физической пригодности кандидата при поступлении на очную форму обучения с целью проверки его общего физического развития и готовности переносить физические нагрузки в ходе обучения и службы в органах внутренних дел.
С нашей точки зрения, основными задачами профессионального отбора кандидатов на обучение являются:
а) удовлетворение потребностей органов внутренних дел в кадрах;
б) выявление способной молодежи и содействие в профессиональной подготовке;
в) формирование у абитуриентов устойчивой гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности и творческой активности;
г) сохранение и приумножение традиций органов внутренних дел.
С целью анализа вопроса профессиональной ориентации и профессионального отбора кандидатов на обучение мы провели тестирование сотрудников кадровых
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
9
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
подразделений, занимающихся вопросами комплектования. Данные тестирования показывают, что:
1. Основным мотивом выбора молодежью профессии сотрудника органа внутренних дел является собственная инициатива или совет родителей. Повышение профессионализма будущих сотрудников органов внутренних дел диктуется необходимостью и целесообразностью проведения ранней профессиональной ориентации. Именно личное осознание и мотивация в выборе профессии могут способствовать преодолению трудностей полицейской жизни.
Необходимость задуматься над тем, как привлечь внимание молодежи к занятиям, полезным не только для них самих, но и для общества в целом, обусловлена и тем, что в современном обществе среди молодых людей относительно велика доля лиц с девиантным поведением, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, склонных к суициду, совершающих правонарушения.
В этой связи не может не тревожить тот факт, что остаются устойчивыми показатели текучести кадров среди курсантов, слушателей и молодых сотрудников органов внутренних дел, не проработавших в органах внутренних дел и 5 лет после окончания образовательной организации МВД России. Также имеет место использование сотрудниками органов внутренних дел профессиональной системы подготовки кадров органов внутренних дел для получения престижного бесплатного образования, чтобы вскоре покинуть ряды сотрудников органов внутренних дел и перейти на работу в иные сферы общественного производства с достойным уровнем оплаты труда. Вследствие чего МВД России несет неоправданные и невосполнимые затраты, и в связи с чем устанавливает барьеры к поступлению на службу в органы внутренних дел «случайных» людей, лиц, преследующих корыстные мотивы поступления на службу, и решает принципиальную задачу закрепления выпускников образовательных организаций системы МВД России на службе в органах внутренних дел.
Так, в настоящее время кандидат на обучение заключает контракт с территориальным органом внутренних дел, направившим его на обучение, о необходимости проходить службу не менее 5 лет в данном территориальном органе внутренних дел, и в случае увольнения из органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным в Федеральном законе Российской Федерации от
30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ, возместить Министерству внутренних дел затраты на обучение [9]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации [10].
2. Основным фактором самоопределения молодежи в выборе профессии сотрудника органа внутренних дел служат материальное благополучие и социальная защищенность.
Государство, повышая требования к сотрудникам органов внутренних дел, стремится к их социальной защищенности, а в условиях рыночных отношений материальное благополучие является определяющим признаком в выборе профессии сотрудника органов внутренних дел.
3. Наибольшую трудность в полицейской жизни представляют строгая дисциплина и частый, длительный отрыв от семьи.
4. По мнению экспертов, такие свойства личности, как профессионально-мотивационные (мотивы выбора профессии сотрудника органов внутренних дел, деятельностные ценностные ориентации) и деловые качества (волевые, организаторские) являются определяющими в способности молодежи к правоохранительной деятельности.
М.В. Монахова, изучая особенности мотивации граждан при поступлении на службу в органы внутренних дел, на основании анкетирования молодых сотрудников ГУВД Московской области выявила преобладание позитивной мотивации (способность принести пользу обществу, склонность к воинской службе, возможность самореализации в данной профессии и т. д.). В то же время немаловажное значение в выборе профессии играют и прагматические мотивы: альтернатива военной службе; наличие льгот, предоставляемых для сотрудника органов внутренних дел; карьера [11].
5. Также эксперты отмечают, что руководство органов внутренних дел, сотрудники кадровых подразделений органов внутренних дел и образовательные организации МВД
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
10
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
России являются значимыми в области реализации задач профориентационной работы с кандидатами на обучение.
Безусловно, в подготовке специалистов для органов внутренних дел важным и значимым является взаимодействие территориальных органов внутренних дел с образовательными организациями МВД России при проведении мероприятий профориентационной направленности.
6. В области реализации задач профессионального психологического отбора кандидатов на обучение предпочтение отдается сотрудникам кадровых подразделений органов внутренних дел и сотрудникам центра психофизиологической диагностики.
7. Основными факторами, затрудняющими профориентационную работу, являются загруженность сотрудников кадровых подразделений и недостаточное внимание к данной проблеме со стороны руководства.
Решая задачи улучшения профориентационной работы, необходимо обеспечить систематическое профессиональное просве-
щение молодежи в форме профинформации, профпропаганды и профагитации о службе в органах внутренних дел и поступлении на обучение в образовательные организации системы МВД России (информация о требованиях к конкретной профессиональной деятельности, знакомство с образовательной организацией, информация об условиях и оплате труда, о перспективах профессии и ее престиже и т.д.) и разместить данную информацию на сайте территориального органа внутренних дел.
Современное общество желает видеть в сотрудниках органов внутренних дел людей с глубоким пониманием гражданского смысла и социальной значимости своей деятельности, прочными духовно-нравственными основами, обладающих высокой культурой поведения. Следовательно, подготовка профессионально грамотных, высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел должна стать приоритетной задачей не только для МВД России, но и для системы образования в целом.
Литература —
1. Итоги подведены, задачи поставлены. Из выступления Президента России Владимира Путина // Полиция России. апрель 2014. С. 3-5.
2. Амельчаков И.Ф. О повышении практической направленности обучения в Бел ЮИ МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1. С. 3-7.
3. Бедарев К.В. Об администрировании профилактики молодежного экстремизма // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 71 - 73.
4. АфанасьевВ.С. Организационно-управленческие основы обеспечения социалистической законности в деятельности органов внутренних дел // Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: курс лекций. Вып. 2. - М., 1978. С. 47 - 66.
5. Приказ МВД России от 3 июля 2012 г. № 663 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещений должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2012. № 200.
6. Приказ МВД России от 19 мая 2009 г. № 386 «О порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. № 31.
7. Маркина Э.В. Организация работы с кадрами в органах внутренних дел // Образование и право. 2010. № 2(6). http://education.law-books.ru/index.php?page=2-6-2010.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2012. № 286.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел и внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. № 275.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1465 «Об утверждении Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 60.
11. Монахова М.В. Особенности мотивации граждан при поступлении на службу в органы внутренних дел в мегаполисах и регионах с высоким уровнем экономического развития. - М., 2004.
12. Александров А.Н. Управление кадровой работой в органах внутренних дел: монография. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2013. 79 с.
References
1. Results are summed up, tasks are put. From the speech of the President of Russia V.V. Putin // Police of Russia. April 2014. P. 3-5.
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
11
Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД
2. Amelchakov I.F. On increasing the practical orientation of education in Bel law Institute of MIA of Russia // the Problems of law enforcement. 2013. № 1. P.3-7.
3. Bedarev K.V. About administration of prevention of youth extremism // Administrative law and process. 2013. № 9. P. 71 - 73.
4. Afanasjev V.S. Organizational-administrative bases of socialist legality provision in the activity of law-enforcement bodies // Provision of socialist legality in the activity of law-enforcement bodies: the course of lectures. Issue 2. - М, 1978. P. 47 - 66.
5. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from July, 3rd, 2012 № 663 «About affirming the order of the organisation of personnel training for replacements of posts in law-enforcement bodies of the Russian Federation // The Russian newspaper. 2012. № 200.
6. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia from May, 19th, 2009 № 386 «About the order of citizens’ selection on service (work) in law-enforcement bodies of the Russian Federation» // The bulletin of normative acts of federal executive authorities. 2009. № 31.
7. Markina E.V. Organisation of work with the personnel in law-enforcement bodies // Education and Law. 2010. № 2 (6). http://education.law-books.ru/index.php?page=2-6-2010.
8. The regulation of the Government of the Russian Federation from December, 6th, 2012 № 1259 «About affirming the Rules of professional psychological selection on service in law-enforcement bodies of the Russian Federation» // The Russian newspaper. 2012. № 286.
9. The Federal Act of the Russian Federation from November, 30th, 2011 № 342-FA «About the service in law-enforcement bodies and making alterations in separate legal acts of the Russian Federation // The Russian newspaper. 2011. № 275.
10. The regulation of the Government of the Russian Federation from December, 28th, 2012 № 1465 «About affirming the Rules of compensation by the law-enforcement officer of the Russian Federation of costs for training in an educational institution of the higher vocational training or an research institution of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in case of annulment with him/her of the contract on service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and dismissal from service in law-enforcement bodies of the Russian Federation» // The collection of the legislation of the Russian Federation. 2013. № 1. item 60.
11. Monakhova M.V. Peculiarities of citizens’ motivation at joining on service in law-enforcement bodies in megacities and regions with high level of economic development. - М, 2004.
12. Alexandrov A.N. Personnel working in the internal affairs: monograph. - Belgorod: Bel YUI Ministry of Russia, 2013. 79.
(Статья сдана в редакцию 14.04.2014)
Проблемы правоохранительной деятельности 2’14
12