ПОДГОТОВКА КАДРОВ С СИСТЕМЕ МВД РОССИИ
УДК 351.74 ББК 67.629
© 2016 г. К. Д. Рыдченко,
старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Воронежского института
МВД России кандидат юридических наук.
E-mail: [email protected]
Р. А. Пестов,
старший преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института
МВД России кандидат юридических наук.
Тел.: 8 (918) 592-78-28.
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
В статье исследуются лексико-юридические и организационные проблемы профессионального отбора на службу в органы внутренних дел. На основании мнения ученых-административистов, результатов социологического опроса действующих сотрудников полиции и личного опыта автора предлагаются пути оптимизации юридической конструкции рассматриваемого правового института.
Ключевые слова: профессиональный отбор; сотрудник органа внутренних дел, полиция, личные и профессиональные качества.
K. D. Ryd chenko - Senior Lecturer, Department of Administrative Activities ATS Voronezh Institute of Russian
Ministry of Internal Affairs, PhD in Law.
R. A. Pestov - a Senior Lecturer, Department of Administrative Law, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal
Affairs of the Russian Federation, PhD in Law.
PROSPECTS FOR IMPROVING OF PRO-VOCATIONAL QUALIFICATION FOR THE SERVICE
IN THE INTERNALAFFAIRS BODIES
Prospects for professional qualification improving for the service in law enforcement bodies. The article investigates lexical-legal and organizational problems of professional qualification for the service in law enforcement bodies. On the basis of administrativisty scientist opinions, the results of sociological survey of operating police officers and personal experience of the author, it suggests ways to optimize the legal structure under consideration of the legal institution.
Keywords: professional qualification, police officer, police, personal and professional qualities.
В настоящее время одним из критериев профессионального отбора на службу в органы внутренних дел является аспект психологической пригодности кандидата, данный факт говорит о наличии правового института профессионально-психологического отбора соискателей на службу в органы внутренних дел. Анализ данного института является значимым для оптимизации, и повышения эффективности в осуществлении целей и задач оперативно-служебной деятельности полиции. Общество ожидает улучшения криминогенной ситуации, связывая негативную динамику с проблемами профессионально-психологического отбора на службу в правоохранительные органы. [7, с. 7]
Необходимо учитывать, что понятие «профессиональный психологический отбор» закреплено в нормативно-правовой базе Рос-
сийской Федерации и являет собой «процесс выбора людей с определенными профессионально значимыми психологическими функциями и параметрами к различным видам человеческой деятельности на основе применения определенных методов профессиональной психодиагностики, научно-методических, организационных и практических мероприятий, позволяющих давать дифференцированную оценку как общих, так и специальных способностей и качеств с целью прогнозирования успешности обследуемого лица или его поведения в будущем» [4, с. 7].
Центральным местом при отборе является рассмотрение профессиональной психологической пригодности кандидата на службу, которая представляет собой «составную часть такого образования, как профессиональная пригодность, определяемую как соответствие
когнитивных способностей и индивидуально-психологических особенностей личности (биологических, социальных, психологических, психофизиологических) требованиям профессии, группе профессий или виду профессиональной деятельности при первичном (вновь принимаемые) или вторичном (повторном) отборе» [4, с. 8].
Базисные функции профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел дифференцированы между нижеуказанными субъектами:
1. Центры психофизиологическо
й диагностики медико-санитарных
частей ОВД по субъектам РФ и их
2. Психологи отделов, отделений, групп психологического обеспечения учреждений системы МВД России
Дифференциация субъектов, реализующих базисные функции отбора на службу в полицию
Рассматривая вышеуказанную схему, необходимо отметить, что за первым субъектом закреплено осуществление следующих задач и функций:
во-первых, психофизиологическое обследование кандидатов на службу (учебу), сотрудников при перемещении по службе с изменением группы предназначения и направляемых для участия в миротворческих миссиях;
во-вторых, корректировку критериев отбора кандидатов с учетом региональных особенностей;
в-третьих, организацию и контроль работы филиалов центров психофизиологической диагностики.
второй субъект осуществляют социально-психологическое изучение:
во-первых, кандидатов на службу; во-вторых, стажеров в период прохождения испытательного срока;
в-третьих, сотрудников, перемещаемых из других органов внутренних дел;
в-четвертых, выпускников образовательных учреждений МВД России до назначения их на должности в органы, подразделения, учреждения системы МВД России;
в-пятых, сотрудников, включаемых в ре-
зерв для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел, перемещаемых на должности с изменением условий прохождения службы, в том числе на руководящие должности;
в-шестых, кандидатов на учебу с учетом специализации образовательного учреждения.
Каждый процесс психологического отбора опирается на определенные критерии. Их можно обнаружить и в федеральных законах «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты», а также в тесте Присяги сотрудника органа внутренних дел. Помимо того, Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД РФ от 19 мая 2009 г. № 386 содержит положение о требованиях к профессиональным качествам граждан-кандидатов на службу в органы внутренних дел. Такие требования конкретны и зависят от должностных обязанностей конкретных кадров, в том числе целями и функциями подразделения органа внутренних дел, в которое планируется назначение кандидата на службу.
Представляется необходимым закрепление в действующем законодательстве квалификационных требований к кандидату на службу, так как сами по себе такие требования служат ограничением прав личности. Большинство опрошенных сотрудников правоохранительных органов поддерживают данное предложение, а именно восемьдесят шесть процентов (см. рис. 1), что подтверждает насущность и актуальность вышеназванной инициативы. [6, с. 61].
Да
Нет
Рис. 1. Считаете ли Вы необходимым нормативно закрепить квалификационные требования к кандидатам на службу в правоохранительные органы?
Рассмотрим подробнее сущность термина «профессионально значимые качества», психологические функции, входящие в данное понятие. До 2012 года нормативно-правовая база, дающая ответ на поставленный вопрос, отсутствовала. 6 декабря 2012 года Постановление Правительства РФ № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» стало необходимым базисом, разъясняющим спорный вопрос. Упомянутый нормативно-правовой акт поясняет, что при осуществлении психологического отбора кандидата имеют значение не только личные и профессиональные его качества, но и факторы риска. Данные параметры конкретизированы и сформулированы исчерпывающе. Так, согласно Постановлению Правительства РФ № 1259 личными и деловыми качествами являются:
во-первых, общее развитие (интеллектуальное), способность к логическому умозаключению и изложению информации в различных формах (устной, письменной);
во-вторых, контроль поведения, асоциальная зрелость и устойчивость, уравновешенность;
в-третьих, настойчивость, работоспособность, волевая регуляция, смелость;
в-четвертых, организованность, ответственность, исполнительность;
в-пятых, нравственные убеждения, принципиальность и честность, соблюдение общественных норм морали;
в-шестых, последовательность при решении проблем, самокритичность и уверенность в своих силах;
в-седьмых, специфика мотивации личности. При этом Правилами определены факторы риска, укажем некоторые из них:
в) участие в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;
г) противоправные контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
д) участие в незаконном обороте оружия; ж) совершение уголовно наказуемых деяний. В общем и целом, оценивая позитивно
принятие рассматриваемого нормативного правового акта, следует обратить внимание на некоторые противоречия, содержащиеся в перечне факторов риска.
Во-первых, достаточно спорно отнесение к факторам риска условий, перечисленных в
пунктах «в», «д» и «ж», так как они являются основаниями отказа в приеме на службу в органы внутренних дел.
Во-вторых, формулировка некоторых факторов, на наш взгляд, требует конкретизации. Например, пункт «г» может быть неверно истолкован специалистами-психологами. Сами по себе контакты с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость, являются «неизбежным злом» для любого практического сотрудника полиции. Более того, зачастую наличие таких связей обеспечивает своевременное поступление оперативно значимой информации оперативными подразделениями полиции. В этой связи возникает вопрос - что такое «противоправные контакты» с указанной категорией лиц? Логично предположить, что если какое-либо действие является противоправным, то в законе должен содержаться запрет на его осуществление. Итак, с какими же лицами законодательно запрещено общаться сотрудникам полиции? Естественно, что таких запретов в российском законодательстве не содержится. Таким образом, рассматриваемый пункт Правил de-facto может быть применен практически ко всем кандидатам на службу, имеющим связь с судимыми лицами, а de-jure не может быть применен вовсе в связи с противоречивостью формулировки. На наш взгляд, сам факт общения кандидата с криминалитетом не столь существенен, нередко такие связи создаются и поддерживаются в служебных интересах. Опасность представляют лишь случаи, когда кандидат придерживается воровских «понятий» и «законов», то есть подвержен идеологии криминального мира. Именно такая формулировка, как нам представляется, должна содержаться в рассматриваемых Правилах.
Внимания заслуживает и подпункт «д» пункта 7 рассматриваемого нормативного документа, который связан с участием в незаконном обороте оружия. Если придерживаться формулировки уголовного закона, то придется констатировать факт, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей и боеприпасов влечет ответственность в соответствии со статьей 222 Уголовного кодекса РФ, что возвращает нас к основаниям отказа в приеме на службу. С другой же стороны, существенным фактором риска является и выявление факта нарушения пра-
вил законного оборота оружия: нарушение сроков и условий хранения, использование не по назначению или стрельба в не предназначенных для этого местах. Допущение таких административных правонарушений указывает на халатное отношение к гражданскому оружию, которое, возможно, будет спроецировано и на табельное боевое оружие сотрудника полиции. С учетом высказанных замечаний подпункт «д» пункта 7 рассматриваемых правил следует сформулировать следующим образом: «совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом или нарушением правил оборота оружия».
Вместе с тем результаты анкетирования сотрудников кадровых аппаратов правоохранительных органов, проведенного в рамках подготовки методических рекомендаций «Нивелирование негативных тенденций формирования высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы», обращают внимание на значительные проблемы организации профессионального отбора -более четверти опрошенных (26 %) указали, что им неизвестно о нормативном закреплении квалификационных требований к кандидатам на службу [6, с. 63-63]. Результатами этого являются субъективизм и формализм при проведении профессионального психологического отбора.
Определение профессионально важных качеств дано в рамках методических рекомендаций по профессиональному психологическому отбору: «Профессионально важные качества - обязательный набор профессионально значимых психологических функций или специальных характеристик и качеств личности, необходимых для успешного выполнения той или иной профессиональной деятельности. В качестве профессионально важных качеств выступают индивидуально-психологические свойства человека, отношение личности к себе, к профессии, к другим людям, к труду, к материальным и духовным ценностям, социальным нормам и другие».
Итогом компетентностных характеристик, используемых для назначения сотрудников органов внутренних дел на ту или иную должность выступает концентрированное выражение особенностей его психологического уклада. В психологии специфика подобного рода уклада рассматривается в контексте выраженности особенностей психологического уклада сотрудника. Если особенности психологического уклада сотрудника проявляют тенденции к нарушению безопасности
иных сотрудников органов внутренних дел, то это может рассматриваться как основание для отказа в трудоустройстве либо увольнении из органов внутренних дел. По мнению некоторых исследователей, данные особенности психологического уклада создают предпосылки, способствующие деформации профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел [1, с. 7].
В психологической науке обусловленная содержанием труда система количественно измеримых медико-биологических, психофизиологических и социально-психологических свойств и качеств, необходимых и достаточных для успешного овладения профессией и совершенствования в ней, называется про-фессиограммой [5]. Иными словами, про-фессиограмма является эталоном профессионально-психологической пригодности, отклонения же от нормы свидетельствуют о предрасположенности психики кандидата на службу к различным социальным девиациям под воздействием вредоносных информационно-психологических факторов, затрудняющих адаптацию сотрудников органов внутренних дел к социальным трансформациям [2, с. 11-12]. Понятие и содержание профессиограммы сотрудника полиции, которая должна являться отправной точкой профессионально-психологического отбора на службу в органы внутренних дел, до настоящего момента не закреплены ни в одном нормативном документе.
Значимость профессионально-психического отбора в контексте административной реформы полиции приобретает особую актуальность, в связи с этим возникает необходимость в конкретизации требований к различным социальным факторам и диагностическим характеристикам эмоционального состояния претендента на должность.
Специфика профессиональных характеристик кандидата в контексте детерминации условных характеристик его психологического состояния подлежат промульгации в различных источниках права. Подобного рода требования находят повсеместную поддержку у подавляющего большинства действующих сотрудников органов внутренних дел, о чем свидетельствуют данные социологических исследований, в ходе которых была поставлена задача определить необходимость закрепления в различных источниках права определенных требований, предъявляемых к определению совокупной компетенции сотрудника (см. рис. 3). В свою очередь, совокупная компе-
тенция сотрудника должна выражаться в сочетании определенных профессиональных навыков, знаний и умений, реализация которых необходима при осуществлении полномочий, предусмотренных соответствующей должностью. Подобного рода информация может быть адаптирована к процессу проведения профессиональной аттестации сотрудников органов внутренних дел.
Вместе с тем технологическим аспектом данной процедуры должны предшествовать концептуальные научные разработки и профессиональные психологические исследования. В этой связи необходимо помнить, что концептуальные научные разработки психологических особенностей службы на определенных должностях должны осуществляться в рамках оригинальных теоретических исследований. Проблема заключается в том, что современное научное знание испытывает недостаток именно в концептуальных научных исследованиях специфики психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел [8, с. 211; 9].
Рис. 3. Как Вы считаете, следует ли закрепить
в нормативном правовом акте требования к профессиональным навыкам, знаниям и умениям определенной группы должностей, подлежащие оценке в ходе проведения аттестации?
Данные меры позволят кандидату на службу в органы внутренних дел с помощью профессиональных психологов определить свою пригодность к службе в полиции, что, на взгляд авторов, является обязательным фактором реализации принципа равного доступа к государственной службе в условиях современной российской государственности [3, с. 23-26].
Литература
1. Ионова И. В. Психолого-акмеологическая модель преодоления профессиональной деформации сотрудников ОВД: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009.
2. Лубский А. В., Лубский Р. А. Адаптация народов Юга России к социальным трансформациям: проблемы методологии исследования // Научная мысль Кавказа. 2008. № 4 (56).
3. Лубский Р. А. Государственность в России: проблемы изучения в контексте методологии системного исследования // Философия права. 2011. № 4 (47).
4. Методика организации профессионального психологического отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и учебу в образовательных учреждениях МВД РФ, а также сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России при перемещении по службе: методические рекомендации ДТ МВД России, ДКО МВД России от 30 декабря 2009 г. № 22/29/ЦПД-5975. М., 2009.
5. Национальная психологическая энциклопедия. Словарь по профориентации и психологической поддержке. URL: http://vocabulary. ru/dictionary/27/word
6. Симоненко А. В. и др. Нивелирование
Bibliography
1. Ionova I. V. Psycho-akmeologicheskaja model of overcoming of professional deformation of employees OVD: Abstract. Dis. cand. crazy. Science. M., 2009.
2. Lubsky A.V., Lubsky R. A. Adaptation of the peoples of South Russia to social transformations: problems of research methodology // Scientific Thought of the Caucasus. 2008. № 4 (56).
3. Lubsky R. A. Statehood in Russia: problems of study in the context of systems research methodology // Philosophy of Law. 2011. № 4 (47).
4. Technique of the organization of professional psychological selection of candidates for the service in the police department of the Russian Federation and study in educational institutions of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, as well as enforcement officers, departments, agencies MVD of Russia while moving at work: guidelines DT Russian Interior Ministry, RCD Ministry of Internal Affairs of Russia from December 30, 2009, the number 22/29/5975-CPD. M., 2009.
5. National Psychological Encyclopedia. Dictionary of counseling and psychological support. URL: http://vocabulary.ru/dictionary/27/word
6. Simonenko A. V. et al. Leveling the negative trends in the formation of highly qualified personnel of law-enforcement service. Voronezh, 2010.
негативных тенденций формирования высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы. Воронеж, 2010.
7. Пестов Р. А. Институты церковного права в государственно-конфессиональных отношениях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.
8. Чудинова В. П. Современная профессио-грамма специалиста детской библиотеки как основа совершенствования подготовки кадров по работе с детьми: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.
9. Горобец Н. Л. Специфика профессио-граммы деятельности психотерапевта в контексте интегративного подхода к психотерапии: дис. ... канд. психолог. наук. М., 2008.
7. Pestov R. A. The institutions of church law in the state-confessional relations: Abstract. Dis. ... Cand. yurid. Sciences. Rostov-on-Don, 2006.
8. Chudinov V. P. Modern professiogram specialist children's library as a basis for improving training for working with children: synopsis. Dis. ... Cand. ped. Sciences. Moscow, 1996.
9. Gorobets N. L. Specificity professiogram psychotherapist activity in the context of the integrative approach to psychotherapy: dis. ... Cand. psychologist. Sciences. Moscow, 2008.