Научная статья на тему 'Современные тенденции профессиональной подготовки полицейских кадров в XXI в'

Современные тенденции профессиональной подготовки полицейских кадров в XXI в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
949
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПОЛИЦЕЙСКИХ / VOCATIONAL TRAINING OF POLICE OFFICERS / ЗАКОННОСТЬ / LEGALITY / ПРАВОПОРЯДОК / LAW AND ORDER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазова В. Е., Сергеева Е. Ю.

Рассматриваются основные направления профессиональной подготовки полицейских; исследуются современные направления и тенденции по совершенствованию профессиональной подготовки полицейских кадров в XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF VOCATIONAL TRAINING OF POLICE SHOTS IN THE XXI CENTURY

In article it is considered the main directions of vocational training of police officers. The author investigates the modern directions and tendencies on improvement of vocational training of police shots in the XXI century.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции профессиональной подготовки полицейских кадров в XXI в»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКИХ КАДРОВ В XXI В.

В.Е. ХАЗОВА

кандидат юридически наук, преподаватель Московского университета МВД России

ЕЮ. СЕРГЕЕВА адъюнкт Московского Университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования

E-mail: x.victoria@yandex.ru

Аннотация. Рассматриваются основные направления профессиональной подготовки полицейских; исследуются современные направления и тенденции по совершенствованию профессиональной подготовки полицейских кадров в XXI в..

Ключевые слова: духовность, нравственность, профессиональное образование, профессиональная подготовка полицейских, законность, правопорядок, личность, социальная среда.

CURRENT TRENDS OF VOCATIONAL TRAINING OF POLICE SHOTS IN THE XXI CENTURY

V.E. HAZOVA

candidate legally sciences, teacher of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

E.YU. SERGEYEVA

graduated in a military academy ofpedagogics of the Ministry of Internal Affairs Moscow University of Russia

Annotation. In article it is considered the main directions of vocational training of police officers. The author investigates the modern directions and tendencies on improvement of vocational training of police shots in the XXI century.

Key words: spirituality, moral, professional education, vocational training of police officers, legality, law and order, personality, social environment.

Полицейская образовательная система имеет значительное влияние на создание полиции XXI в.. Полиция во всем мире является одним из старейших государственных институтов, значение которого всегда было и остается огромным как для общества в целом, так и для всех без исключения политических режимов.

Органы полиции большинства европейских стран в нынешнем столетии стали объектом интенсивных системно-структурных преобразований.

Полицейские учебные заведения не только обучают, но и воспитывают курсантов (слушателей), таким образом, готовя их к выполнению сложных задач, стоящих перед полицией. Как мы считаем, основное требование к содержанию подготовки полицейских кадров — это формирование у сотрудни-

ков полиции высокой культуры, нравственности и гуманизма, верности гражданскому и служебному долгу, уважение к конституционным правам и свободам граждан, способности к профессиональному самосовершенствованию. Процесс реформирования системы МВД России подразумевает не только качественно новый уровень профессиональной деятельности сотрудников полиции, но и повышение, усложнение требований к их профессиональным и личным качествам.

А.С. Макаренко справедливо считал, что цель воспитания — это развернутая программа человеческого характера. Системообразующими здесь выступают духовно-нравственные ценности и нормы.

Сотрудники полиции в любой стране работают в специфических условиях, которые коренным об-

разом отличаются от привычных обычным людям в силу различных причин (командировки, оперативное внедрение в организованные преступные группы, повышенный риск для жизни, опасности и напряженность в работе, применение специальных средств и огнестрельного оружия и т.д.).

Перспективы повышения качества и профессионализма сотрудников полиции любой страны мира зависят от двух основных факторов.

Первый из них — общественное доверие и поддержка граждан, которые реализуются в соблюдении и уважении прав и свобод человека, законности, открытости и публичности перед обществом и гражданами.

Второй — совершенствование профессиональной, психологической и физической подготовки сотрудников полиции. Подготовка служащих полиции, как правило, проходит централизованно в учебных заведениях.

Профессиональная подготовка, а также состояние психологической и физической готовности в решающей степени обусловливаются устойчивыми психическими особенностями, свойственными конкретному полицейскому. На состояние психологической готовности и профессиональной адаптации сотрудника полиции оказывают влияние и те конкретные условия, в которых осуществляется оперативно-служебная деятельность. Большое значение в профессиональной и психологической адаптации имеет и возрастной критерий. Такие особенности полицейского, как склонность к риску, смелость, решительность, волевые и психологические качества, имеют заметную связь с возрастом. Учитывая данный критерий, необходимо использовать эту особенность в подготовке и переподготовке сотрудников полиции.

Одна из основных функций международной организации уголовной полиции — Интерпола — обучение и профессиональный рост полицейских.

Сотрудничество и взаимодействие с правоохранительными органами и международными полицейскими организациями западноевропейских государств развивается как в рамках Интерпола и Европола, так и на основе двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.

Актуальной проблемой для многих полицейских органов западноевропейских стран остается

текучесть кадров1. Проблема кадрового обеспечения полицейских служб зависит от криминогенной обстановки в стране, возможностей государства по организации финансирования и профессиональной подготовки полицейских для осуществления оперативно-служебной деятельности в современных перманентно меняющихся условиях; для каждого государства они различны.

Граждане любой страны воспринимают полицию как представителей власти, которые им помогают, а не ограничивают их свободу.

Ценностями для американских полицейских выступают индивидуализм, этика личной ответственности, независимость, самостоятельность, личная свобода2.

Исходя из особенностей правоохранительных органов различных государств, все они обладают как общими, так и присущими только им отличительными чертами, особенностями, характерными только этим органам той или иной страны. Прежде всего, это профессиональная и психологическая подготовка, особый порядок прохождения службы и служебных отношений, правовой статус, права и обязанности, ответственность, социальная и правовая защита сотрудников полиции. Особое значение придается участию полиции в борьбе с преступностью и поддержанию правопорядка в ходе различных демонстраций, манифестаций или выступлений населения, их профессиональной и психологической готовности к данным мероприятиям.

Профессия полицейского в начале XXI в. изменилась до неузнаваемости. Таким же изменениям подверглись и требования к специализации и степени образования полицейских во всем мире.

Динамичное и быстрое развитие информационных систем предъявляет новые требования к органам полиции всех стран, ко всем учебным заведениям полиции.

При переносе чужого опыта необходимо учитывать местные, национальные, культурные, исторические, экономические и другие особенности, а также осознавать тот факт, что работа полиции, как важной подсистемы государства, не может осуществляться лучше, чем работает сама система в целом.

Сказанное распространяется и на систему подготовки кадров полиции в любой стране.

Реформирование всей системы МВД России, происходящее в настоящее время, требует одновременного качественного развития и совершенствования отечественного профессионального образования кадров полиции, подготовки специалистов высокого профессионального уровня, отвечающих мировым стандартам, способных противостоять угрозам и соответствовать требованиям сегодняшнего дня, надежных защитников общественного порядка и спокойствия граждан.

В результате реформирования системы органов внутренних дел и проведенных организационно-штатных изменений оперативных подразделений одной из актуальных задач стало повышение уровня профессиональной подготовки оперативных сотрудников.

Ни для кого не секрет, что в предшествующие периоду реформирования годы произошел отток наиболее подготовленных и опытных оперативных сотрудников.

В демократическом обществе граждане должны быть уверены, что те, кто призван защищать закон, имеют должную подготовку, и являются носителями этических норм, принятых в данном обществе, и готовы к их соблюдению.

Как сказал в свое время американский исследователь А. Вольмер: «граждане считают, что полицейские должны обладать мудростью Соломона, храбростью Давида, терпением Иакова, умением руководить, присущим Моисею, добротой самаритянки, стратегическим гением Александра Македонского и, наконец, знанием физических, биологических и общественных наук. Если бы человек обладал всеми этими качествами, он мог бы стать хорошим полицейским»3.

Важная роль здесь принадлежит системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава. Она включает: профессиональный психологический отбор кандидатов на службу, психологическое обследование сотрудников при зачислении в резерв для назначения на должности руководящего состава и т.д.

При реформировании органов внутренних дел Российской Федерации одна из основных задач в повышении кадрового профессионализма и очищении от коррупции — это качественное преобразование

воспитательной работы с личным составом, в основу которой необходимо поставить идеи соблюдения, защиты прав человека, служения народу, гражданской ответственности и патриотизма, верности служебному долгу, уважение к закону, общепринятым нормам морали и нравственности, толерантности и самодисциплины4.

Исходя из международных требований (ООН, Совет Европы, ОБСЕ), оценка эффективности деятельности сотрудника полиции должна, в первую очередь, учитывать его способность работать с проблемами местного населения и умение вовлекать местных жителей в процесс охраны правопорядка.

Ответственность сотрудников полиции лежит в основе главных принципов их работы — самостоятельности, независимости и строгого подчинения действующему законодательству. Профессиональная деятельность сотрудников полиции представляет собой разновидность государственной службы с присущими этой деятельности специфическими особенностями.

В последние годы зарубежные и отечественные специалисты все чаще говорят о необходимости формирования профессиональной этики полиции как одного из элементов предупреждения преступлений, особенно связанных со злоупотреблениям должностными полномочиями.

Например, в полиции Великобритании все проступки сотрудников, будь то коррупция, нарушения законности или аморальная деятельность, именуются общим термином «неэтическое поведение»5.

В ФРГ сотрудник немецкой полиции должен осознавать, что самоуважение и уважение сограждан являются определяющей профессионально-этической основой, а в США деятельность полиции все больше зависит не только от усвоения сотрудниками этических норм, но и, главное, — от умения не отходить от них на практике.

Интеграционные процессы в мире затронули не только политические и экономические сферы взаимоотношения стран, но и самым непосредственным образом повлияли на взаимодействие полицейских ведомств.

Тенденция активизации международного сотрудничества прослеживается в различных областях правоохранительной деятельности и, в частности, в сфере подготовки кадров полиции.

Принципы и организация комплектования и обучения полицейских кадров за рубежом имеет много общего в разных странах мира6. Именно поэтому их практический опыт отбора кандидатов на службу в полицию представляет большую актуальность для органов внутренних дел России в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.

Необходимо принять во внимание также и то обстоятельство, что развитию правоохранительных органов зарубежных стран и Российской Федерации свойственны универсальные тенденции, правовая природа которых во многом идентична как для современной России, так и для развитых демократических стран Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки.

Одним из основных направлений в области работы с кадрами за рубежом является первоначальная подготовка молодых сотрудников полиции, повышение их правосознания и интеллектуального уровня, имеющих много общего с подготовкой полицейских в учебных заведениях МВД России.

Обучение в юридическом ВУЗе системы МВД России накладывает четкий отпечаток на психофизиологическое состояние курсантов, так как освоение общеобразовательной программы ВУЗа сопряжено с распорядком дня, несением службы по охране общественного порядка и в суточном наряде, требующих от обучаемых специфической адаптации всех функциональных систем, прежде всего, систем управления и регуляции. Как и в большинстве ВУЗов, юридические ВУЗы готовят специалистов разного профиля и разных специальностей.

Предпосылки реформы в системе подбора, подготовки и развития полицейских служащих — результат объективных процессов, способствующих созданию полицейских кадров в любой стране.

Одна из предпосылок — это новые потребности практики. К ним могут быть отнесены: взаимодействие полиции с гражданами, работа в моноэтнической среде, работа с молодежью и т.д.; т.е. ориентирование на положительные европейские и мировые практики.

Принцип работы полиции по охране общественного порядка, который используют многие государства, строится на сотрудничестве между полицией и населением.

Охрана общественного порядка с ориентацией на общество — это метод, с помощью которого разрабатываются новые программы, позволяющие осуществлять сотрудничество между полицией и общественностью в противодействии преступности.

Важную роль играет также изучение не только мнения населения о деятельности правоохранительных органов, но и мнения самих сотрудников о своем ведомстве, что позволяет отследить состояние структурных подразделений правоохранительных органов, наметить меры по повышению эффективности их работы, реализации ожиданий населения в поддержании правопорядка и законности7.

Перед МВД России стоит множество проблем, но вопрос о кадрах, их правильном подборе, подготовке и создании ясных возможностей профессионального развития сотрудников является основным и становится необходимой предпосылкой для успешного реформирования МВД в целом.

В настоящее время необходима ориентированность обучения на те профессиональные задачи, которые предстоит решать будущему сотруднику полиции, что позволит до минимума сократить период адаптации выпускника в должности после окончания ВУЗа.

1 Васьков М.Ю. «Численность полиции плотность полицейских в некоторых странах Европы. Полиция и борьба с преступностью за рубежом». Вып. 7. М; ВНИИ МВД России, 2008. С. 22.

2 Беретенникова А.Е. «Цинизм и методы его устранения в культуре полиции». — Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 2. С. 10.

3 Коваленко А. «Тенденции профессиональной подготовки полицейских (милицейских) кадров в XXI веке». Полиция (милиция) XXI века. Роль учебных заведений в её формировании. Сборник материалов X Международной конференции руководителей высших учебных заведений полиции (милиции) стран Центральной и Восточной Европы. М; 2003. С. 17.

4 Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал. «Дорожная карта» дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации». 2013. № 1. С. 7.

5 Научный портал МВД России № 2 (18) 2012, ВНИИ МВД России, М.; С. 128.

6 Организация кадровой работы в органах внутренних дел. Курс лекций / Под общей редакцией кандидата педагогических наук В.Л. Кубышко. М.; ДГСК МВД России, 2012. С. 196.

7 Пауков В.К. «Актуальные проблемы влияния общественного мнения на имидж правоохранительных органов». М., 2012. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.