Научная статья на тему 'Использование международного опыта профессиональной подготовки полицейских как педагогическая проблема'

Использование международного опыта профессиональной подготовки полицейских как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1162
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПОЛИЦЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / PROFESSIONAL POLICE TRAINING / FOREIGN EXPERIENCE / COMPARATIVE PEDAGOGICS / OPTIMISATION OF VOCATIONAL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравчук Л. С.

В статье рассматривается проблема определения актуальных направлений и методологии изучения, обобщения и использования международного опыта подготовки полицейских кадров в образовательной системе МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the international experience of policemen’s vocational training as a pedagogical problem

The article touches upon the problem of determination of urgent directions and methodology of studying, generalization, and using the international experience in the training of police staff in educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Использование международного опыта профессиональной подготовки полицейских как педагогическая проблема»

использование международного опыта профессиональной подготовки полицейских как педагогическая проблема

use of the international experience of policemens vocational training as a pedagogical problem

УДК 378.6.001.86(100):351.74

Л.С. КРАВЧУК,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России)

L.S. KRAVCHUK,

HoD of foreign languages, the senior lecturer (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассматривается проблема определения актуальных направлений и методологии изучения, обобщения и использования международного опыта подготовки полицейских кадров в образовательной системе МВД России.

Ключевые слова: профессиональное полицейское образование, зарубежный опыт, сравнительная педагогика, оптимизация системы профессиональной подготовки.

Abstract: the article touches upon the problem of determination of urgent directions and methodology of studying, generalization, and using the international experience in the training of police staff in educational system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: professional police training, foreign experience, comparative pedagogics, optimisation of vocational training system.

Основу интеллектуального потенциала общества составляет система образования, которая выступает важным социальным институтом наций, государств, цивилизаций. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности, интересам работодателя [2, с. 45]. В условиях перехода к глобальному информативному обществу образование достигнет адекватности социально-экономическим потребностям настоящего и будущего не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в со-

держании и технологиях подготовки кадров и проведении научных исследований.

Сообразно со словами Г. Спенсера, «величайшая цель образования - не столько знание, сколько действие», способность на основе полученных знаний создавать новое знание, умение им управлять на основе теоретического задела, полученного в вузе на базе практической, научной и творческой составляющей. В современном процессе интеграции российской системы образования в европейское и мировое образовательное пространство возникла необходимость активного изучения традиционного и инновационного опыта различных зарубежных стран, поиска новых образовательных

технологий при сохранении и обогащении отечественных традиций.

Изменения в системе высшего образования являются значительным поводом для размышлений о реформах в сфере подготовки кадров для органов внутренних дел. Растущие требования к профессиональной подготовке и системе обучения, интернационализация деятельности правоохранительных органов предусматривают выход системы высшего образования сотрудников полиции за рамки узко дифференцированной профессиональной подготовки, ориентированной на ведомственный принцип, с тем, чтобы гарантированно готовить выпускников широкого, универсального профиля в соответствии с развитием высшего образования в национальном, европейском и международном контексте. Многочисленные задачи полиции по обеспечению безопасности граждан в настоящее время очень сложны и требуют рациональных научных знаний. В усложняющемся процессе раскрытия преступлений не существует универсальных алгоритмов. Для понимания изменяющихся условий и новой роли безопасности требуется дифференцированное, основывающееся на научной базе образование, ориентированное на решение теоретических и практических проблем.

Знание из области любой науки будет однозначно неполным, если не охватить вниманием аналогичные научно-прикладные проблемы и явления, имеющие место за рубежом. Зарубежный опыт имеет значение как любой вообще человеческий опыт. Особую ценность в этом отношении имеют сравнительно-научные исследования, являющиеся необходимым элементом развития науки, в том числе педагогики.

Сравнительно-педагогическое исследование мирового опыта профессионального образования сотрудников органов внутренних дел дает возможность выйти из рамок отечественной педагогической традиции, посмотреть со стороны на существующие концепции и категории, лучше понять и совершенствовать пути и способы решения научно-практических проблем, находиться в непрерывном творческом педагогическом поиске, совершенствовать профессионализм работников образования системы МВД России. Сравнительная педагогика позволяет определить актуальные направления и методологию изучения, обобщения и использования международного опыта подготовки полицейских кадров в образовательной системе МВД России.

Анализ состояния и динамичного развития западноевропейских образовательных систем в последние десятилетия XX века позволяет утверждать, что данный этап представляет собой эпоху глобального реформирования образования на мировом уровне. Происходит интернациональная унификация национальных образовательных стандартов, диверсификация образовательных моделей, совершенствование технологий обучения. Вместе с тем каждая из наций стремится обогатить свой исторически наработанный образовательный потенциал, активно изучая инновационный опыт организации и содержания образования других стран. Это помогает выделить общие закономерности развития образования, служит формированию открытого образовательного пространства.

Российское образование также интегрируется в европейское и мировое образовательное пространство, ориентируясь на создание современной системы непрерывного образования. Идет поиск оптимальных целей, основ содержания обучения, моделей, организационных форм и методов учебной работы по всем видам образования. С точки зрения разработки концепции модернизации отечественного педагогического образования, в России возникла объективная потребность в изучении западноевропейского опыта: создание новых типов образовательных учреждений, вариативности учебных планов и программ; реализации нового содержания и технологий образования. При этом выделяется главное - мировые тенденции развития педагогического образования. Педагогика, являясь фундаментальной наукой, традиционно рассматривает и разрабатывает формы, методы, условия передачи социального опыта путем обучения и воспитания. Как наука и социально и профессионально значимая деятельность, педагогика играет определяющую роль в процессах обучения, воспитания и профессиональной подготовки, осуществляемых в различных сферах человеческой деятельности, в том числе подготовке кадров для органов внутренних дел. Кроме того, будучи и универсальной прикладной наукой, она все чаще выступает как возможный источник объяснения процессов и явлений, служащих предметом исследования специалистов других отраслей знания. При этом из совокупности целого ряда фундаментальных наук отбирается и реализуется только то, что нужно для решения собственно педагогических задач [8,

Проблемы непрерывной профессиональной

подготовки сотрудников ОВД

с. 16]. В связи с этим насущной необходимостью является аналитическое ознакомление с теорией и практикой зарубежного полицейского образования и обобщение их передового опыта. Обобщение передового опыта - метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, эффективности и доступности рекомендаций науки. Объектом изучения может быть массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике. Обобщение передового опыта состоит в его описании; классификации наблюдаемых явлений, их истолковании, установлении причинно-следственных связей [8, с. 16-17].

Теоретический анализ образовательных систем различных стран (Б.Л. Вульфсон, А.М. Столяренко, И.Ф. Колонтаевская, А.И. Галаган, А.Н. Джуринский, Ю.Н. Афанасьев, В.Я. Пилиповский, З.А. Малькова, Л.П. Рябов, В.Э. Бауэр, И.В. Золотаренко, М.И. Иванова, Л.Г. Куликова, Л.Д. Соловьева, С.П. Титович, А.В. Франк, Р. Бен-кман, Г. Захарис, Д. Ленцен, В. Мюллер, Э. Финк, В. Хельдман, Р. Херцог, П. Джарвис, И.Л. Кэндел, М. Маклин, М. Ноулз, Р. Смит, М. Сэдлер и другие) позволил установить, что сравнительные исследования, имеющие глубокие традиции, способствуют изучению, оценке зарубежного опыта и определению возможностей и условий переноса элементов мирового опыта в область отечественного образования, в том числе профессионального образования системы МВД России.

В результате детального исследования главных причин, вызывающих потребность в изучении зарубежного опыта профессионального образования кадров полиции, видный российский ученый в области исследования профессионального полицейского образования зарубежных стран И.Ф. Колонтаевская определяет следующие [5, с.19-20]: развитие отечественной педагогической теории профессионального образования; обеспечение российских коллег знанием о том, как сегодня за рубежом решаются задачи образования и профессиональной подготовки сотрудников полиции; развитие и совершенствование российской системы профессионального образования кадров полиции в соответствии с новыми реалиями и требованиями времени; оптимизация участия российских органов внутренних дел в международном сотрудничестве и поли-

цейской кооперации, а также их стремлении интегрироваться в мировое пространство.

Проведение сравнительно-педагогических исследований зарубежных образовательных систем, в частности, европейской, позволит профессорско-преподавательскому составу, студентам и слушателям вузов МВД России, практическим сотрудникам органов внутренних дел расширить свои знания, а выводы, рекомендации и предложения по использованию передового зарубежного опыта будут способствовать повышению качества подготовки полицейских и, как следствие, эффективности их деятельности.

Объект исследования сравнительной педагогики - мировой опыт педагогики, сходства и различия в решении образовательных задач в разных странах, мер, принимаемых в них для повышения эффективности образования. Это одна из активно развивающихся отраслей педагогики, имеющая большую актуальность для системы профессионального образования МВД России в условиях его совершенствования. Такой подход является значимым для реализации принципа интеграции отечественного образования в мировую систему образования, для формирования соответствующего педагогического мировоззрения у работников системы профессионального образования МВД России, определения ими подлинных эффективных, учитывающих мировой опыт, путей подъема ее на новый, более высокий уровень. Кроме того, сосуществование сравнительной педагогики и педагогики профессионального образования, которые направляют свои предметы, объекты и методы изучения в одно русло, создает благоприятную возможность достижения эффективных научно-практических результатов. Профессиональная педагогика как наука, изучающая закономерности образования, воспитания и развития, разрабатывающая принципы обучения и воспитания, информационные и педагогические технологии, обосновывающая типы образовательных учреждений и систему их управления служит также основой компетентного изучения и оценки конкретного зарубежного опыта подготовки полицейских кадров. Она обобщает знания о педагогических теориях, способах проектирования инновационных технологий, путях дальнейшего развития системы [1, с.262].

Цель сравнительной педагогики - разработка рекомендаций по совершенствованию педагогики и образовательной практики, основанных на мировом опыте. Эта цель дости-

гается решением основных задач: изучением состояния образования в разных странах; сравнением опыта образования в разных странах и общих тенденций его развития; педагогической оценкой значения мирового опыта для совершенствования системы образования в конкретной стране; изучением аналитических материалов зарубежных исследователей об опыте образования в России; определением возможностей и условий переноса зарубежного опыта образования и оценок зарубежных исследователей в наши условия; содействием разработке конкретных путей повышения эффективности образования; разработкой мер по интеграции нашего образования в мировую систему образования, улучшению подготовки наших специалистов в духе мирового сотрудничества и изменений, происходящих в мире; ознакомлением мирового сообщества с опытом и состоянием образования в нашей стране; участием в совместных международных исследовательских проектах.

Сравнительная педагогика призвана способствовать модернизации системы профессионального образования МВД России путем: использования зарубежного опыта для совершенствования ведомственной системы подготовки; международной кооперации в области исследований, разработки методических, нормативных документов и обучения специалистов; создания банка данных о лучших достижениях в области полицейского образования; вхождения в систему международного информационного и коммуникативного пространства; выработки согласованной государственной политики с государствами СНГ с целью сохранения единства образовательного пространства, оказания необходимой помощи в реформировании образовательных структур МВД этих стран и подготовке для них специалистов; подготовки иностранных специалистов на компенсационной основе [7, с.13].

История сравнительной педагогики насчитывает более двухсот лет. Зарубежная сравнительная педагогика представляет собой традиционную научную отрасль, которая в последние десятилетия интенсивно развивается. В 1945 году в Париже создан при ООН Комитет по вопросам образования, культуры и науки, а позже Международное бюро просвещения, которые осуществляли сравнительно-педагогические исследования и издавали специальный журнал, освещающий их результаты и мировой опыт образования. В 1951 году начинает

функционировать Всемирный совет обществ сравнительной педагогики разных стран, издававший свой бюллетень. В 1961 году в Лондоне учреждено Европейское общество сравнительной педагогики. Во многих странах созданы специальные научно-исследовательские институты, общества, центры по проблемам сравнительной педагогики. В настоящее время в условиях интеграции, укрепления культурных, экономических и научных связей возрастает внимание к развитию сравнительной педагогики.

В нашей стране развитие сравнительной педагогики шло медленно, во многом дезорганизовано, с большим отставанием. Мировой опыт игнорировался из-за существовавшей строгой идеологической цензуры. С 1935 года, после решения компартии, вся педагогика и образование были политизированы. Официальная сравнительная педагогика из науки превратилась в орудие идеологической борьбы, и в ней стали преобладать не педагогические, а идеологические оценки. Освещение и оценка зарубежного педагогического опыта были зашорены классовоидеологическими догмами; изначальной предубежденностью в неприемлемости его для нас; тенденциозном отборе материала с целью критики и умалчиванием того, что не согласовывалось с критической позицией; необъективностью в оценках зарубежного опыта и самолюбованием в оценках социалистического образования. До недавнего времени педагогической общественности были недоступны фактические материалы, отражающие в деталях мировой педагогический опыт. Пропорционально мало было материалов по конкретной жизни учебного заведения, работе преподавателя, методике, обеспечению учебного процесса. Такой перекос мало способствовал реальному использованию опыта [7, с.16]. В настоящее время развивается процесс создания новой методологии и теории сравнительной педагогики. Исходным является признание существования объекта, заслуживающего пристального изучения - мировой системы образования. Изменения, произошедшие в мире во второй половине двадцатого века (научно-техническая революция; упрочение международных экономических связей и тенденции создания подлинно мировой экономики; культурное и политическое сближение стран; реальные шаги по созданию мирового сообщества и цивилизации; развитие культурного и научного обмена, обмена студентами и преподавателями; опы-

том образования, создание международных норм, критериев, учреждений по вопросам образования) обусловили возникновение этого объекта с признаками системности как социальной и педагогической реальности, играющего все большую роль в мировых процессах и каждой стране.

Предметом исследования сравнительной педагогики остаются педагогические факты, закономерности и механизмы мировой педагогики и практики.

Сообразно с основами развивающейся науки российскими и зарубежными учеными осуществляется педагогическое исследование профессионального образования кадров полиции за рубежом, научная и практическая значимость которого неразрывно связана с решением задач, стоящих перед отечественными органами внутренних дел. В условиях формирования современной правовой системы, демократизации органов уголовной юстиции, введения состязательного судопроизводства, провозглашения в обществе курса на неукоснительное обеспечение прав и свобод граждан одним из ведущих приоритетов деятельности МВД России является формирование высокопрофильного кадрового ядра.

Качественные изменения преступности требуют новых технологий правоохранительной деятельности, повышения уровня профессиональной квалификации сотрудников органов внутренних дел. Акцент смещается в сторону развития их интеллектуальных и морально-психологических способностей как непременного условия решения ими служебных задач. Происходят глубокие изменения в структуре кадров органов внутренних дел, в них увеличивается число должностей, предполагающих решение процессуальных, технико-криминалистических вопросов, постоянные контакты с населением. Самостоятельность в принятии решений ставится одним из главных требований, предъявляемых к специалисту.

Компетентность сотрудника органов внутренних дел в современных условиях предполагает профильную, прежде всего юридическую, подготовку, наличие у него умений и навыков предотвращать, раскрывать и расследовать традиционные и новые виды преступлений; владение техническими средствами защиты и охраны информации; знание основ профилактической деятельности, способность принимать ответственные самостоятельные решения, умение доводить уголовное дело до процессуального

завершения в требуемые законом сроки; умение вести диалог, коммуникабельность, доброжелательность. Кроме узкопрофильной подготовки к сотруднику предъявляются значительные общесоциальные и общекультурные требования.

И.Ф. Колонтаевская выделяет три основных теоретически и практически значимых функции изучения зарубежного опыта профессионального полицейского образования [4, с.14-15]: обеспечение отечественных специалистов знанием того, что делается за рубежом в полицейском образовании; совершенствование деятельности ведомственного образования в системе МВД России на основании полезного, что имеется в зарубежном опыте; учета особенностей сотрудников полиции разных стран (их образованности, мастерства, тактики действий, особенностей мышления, личностных качеств и др.) при совместных действиях с ними наших сотрудников в операциях по борьбе с международной преступностью и терроризмом.

Возрастание значения изучения и обобщения опыта профессионального образования полицейских объясняется существованием ряда обстоятельств.

Во-первых, в политическом и социальноэкономическом смысле европейские страны, в частности, Германия, давно преодолела стадию развития, имеющую место у нас в настоящее время. Поэтому важно знать, как за рубежом готовят сотрудников полиции с учетом процессов демократизации, рыночной экономики, изменения социальной роли полиции.

Во-вторых, за рубежом раньше получили распространение такие криминальные явления, как организованная преступность, наркобизнес, коррупция, отмывание денег, терроризм, взятие заложников, нелегальная иммиграция, компьютерные преступления и др. Опыт подготовки специалистов в этих областях правоохранительной деятельности представляет значительный интерес для нашего ведомственного образования и профессиональной подготовки кадров.

В-третьих, развитию профессионального полицейского образования все больше становятся присущи универсальные тенденции, во многом схожие с теми, которые наблюдаются в профессиональном образовании сотрудников полиции современной России. Кроме того, наблюдается международная консолидация криминального мира, что требует международного полицейского взаимо-

действия и кооперации. Согласованность и результативность правоохранительных действий требует координирования вопросов полицейского образования, его приближения к единым общемировым стандартам.

Основное внимание при организации командировок специалистов образовательных учреждений МВД России, сотрудников российских органов внутренних дел в зарубежные страны следует уделять обеспечению эффективного изучения и использования для совершенствования подготовки в деятельности органов внутренних дел; расширению связей с зарубежными партнерами (университетами, полицейскими учебными заведениями, правоохранительными органами).

Изучение опыта профессионального образования кадров полиции осуществляется многими отечественными и иностранными исследователями. Системы полицейского образования в разных странах сформировались под влиянием их национальных, политико-экономических, ментальных, религиозных, культурологических условий и факторов и функционируют в своей специфической национально-государственной среде. Поэтому при изучении зарубежного полицейского образования важно учитывать мнение самих ученых этих стран, которые лучше знают и понимают свою историю, культуру, ментальность и социальную жизнь. Зарубежный опыт профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел многообразен, имеет свою специфику. Возможности его использования в отечественной практике определяются следующими положениями [6]:

- в данном опыте есть много интересного и полезного в части профессионального отбора кадров, а также качества подготовки (тренинги, стажировки), что в значительной мере может быть использовано в отечественной практике;

- зарубежный опыт подготовки кадров отличает большая ориентация на профессиональную подготовку в рамках полицейских наук, поэтому система образования полиции во многом носит ведомственный характер, в отличие от отечественного, которое ориентировано на государственные образовательные стандарты;

- система подготовки кадров для правоохранительных органов зарубежных стран зависит от концепции деятельности данных организаций, которые в настоящее время существенно отличаются от отечественных, особенно в части их практической реализации.

Указанные обстоятельства сдерживают

возможности полномасштабного использования зарубежного опыта подготовки кадров для правоохранительных органов в отечественной практике.

По мнению А.В. Губанова, зарубежный опыт не может служить эталоном, так как он порожден иной ментальностью и обстановкой, не лишен недостатков. Но он содержит отдельные интересные элементы. Следует сконцентрировать исследования на кардинальных проблемах: обеспечение общесоциального характера деятельности полиции, ее дебюрократизации, создание системы расстановки кадров в строгом соответствии с их моральными и профессиональными качествами, выработке оптимальных стратегических вариантов реагирования на изменения оперативной обстановки, прежде всего, при определении сочетания упреждающих и ответных, оперативно-розыскных и силовых действий в антикриминальной борьбе [3].

Итак, анализируя организационно-правовые основы, стратегию и тактику полицейской деятельности в зарубежном мире, мы яснее осознаем транснациональные возможности борьбы с преступностью, а значит, сможем эффективнее использовать для защиты интересов Отечества, дадим дополнительный импульс творческой мысли в работе по реформированию наших правоохранительных органов. Хотя иностранные государства имеют иной уровень развития, отличные от российских политические, правовые, исторические и культурные традиции, численность населения, географические масштабы, инфраструктуру, другие специфические черты, что придает своеобразие облику и работе полиции, существуют объективные предпосылки для конструктивного осмысления соответствующего опыта. Они обусловлены тем, что Россия и другие государства вынуждены решать немало одинаковых проблем в борьбе с криминальными проявлениями, особенно имеющими международный характер, используя по существу идентичные формы и методы предупреждения, выявления, пресечения и расследования правонарушений.

Все более очевидным становится тот факт, что, несмотря на принимаемые меры по реорганизации органов внутренних дел, укрепления правовой и материально-технической базы их деятельности, конечные результаты обеспечения правопорядка, противодействия преступности остаются неудовлетворительными. Это связано с тем, что экстенсивный путь развития профессионального

образования исчерпал себя - сегодняшние реалии требуют повышения качественного уровня оперативно-служебной деятельности, а это достижимо только за счет повышения качества подготовки полицейских. Система высшего и среднего специального образования вступила в очередной этап реформирования и преобразований, эффективность которых невозможна без изучения, оценки, обобщения и использования международного опыта профессиональной подготовки и деятельности полицейских аппаратов в государствах с демократическими традициями. В ряде стран Западной Европы, в частности в Германии, накоплен значительный опыт разработки стандартов полицейской деятельности, правовой и социальной защищенности сотрудников полиции, формированию полицейской корпоративной культуры, стимулированию стремления полицейских к

повышению профессионализма. Этот опыт требует обобщения, конструктивно-критического осмысления и адаптации к российским условиям.

Зарубежный опыт профессиональной подготовки сотрудников внутренних дел можно и необходимо использовать в процессе модернизации и оптимизации системы образования МВД России, так как он позволяет генерировать новые идеи и с учетом нашей действительности развивать их на практике. Для того чтобы обеспечить внедрение достижений зарубежных коллег, необходима длительная поэтапная работа, предусматривающая изучение достижений педагогов других стран, описание этого опыта и предоставление его российской аудитории, обобщение, разработка детальной программы совершенствования нашей профессиональной подготовки [9].

Литература:

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика.

- М.: НМЦ СПО, 1999.

2. Волынкина М.В. О месте инноваций в образовании//Вестник высшей школы Альма-матер. 2005. №2.

3. Губанов А.В. Основы организации и функционирования полиции зарубежных государств и использование их опыта для совершенствования деятельности органов внутренних дел России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук.

- М., 1997.

4. Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: анализ, оценка, использование опыта: дис. ... д-ра пед наук. - М., 2002.

5. Колонтаевская И.Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: Монография. - М.: Академия управления МВД России, Издательство «Щит-М», 2002.

6. МорозовВ.М. Социальные проблемы подготовки кадров правоохранительных органов: сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта: автореф. дис. ... д-ра соц. наук. - М., 2000.

7. Столяренко А.М. Мировой педагогический опыт и профессиональное образование в МВД РФ на рубеже XXI в. - М., 1997.

8. ЧернениловВ.И. Опыт формирования полицейской науки за рубежом // Система милицейской науки: проблемы интеграции и дифференциации. - М., 2000.

9. Кравчук Л.С. Международное сотрудничество как фактор совершенствования профессиональной подготовки в вузах МВД России // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 2. С. 304-306.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.