Научная статья на тему 'Совершенствование психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России'

Совершенствование психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / СПЕЦИАЛИСТ / SPECIALIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / PSIKHOLOGO-PEDAGOGICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова А. В.

В статье рассмотрены проблемные вопросы совершенствования психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России: обоснована актуальность выбранной темы, затронуты вопросы оценки качества психолого-педагогической подготовки, а также разработаны предложения по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PSIKHOLOGO-PEDAGOGICAL PREPARATION OF GRADUATES HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In article problem questions of improvement of psikhologo-pedagogical preparation of graduates higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered: relevance of the chosen subject is proved, the questions of an assessment of quality of psikhologo-pedagogical preparation are raised, and also offers on its improvement are developed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

А.В. Иванова,

старший лейтенант полиции, адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Научный руководитель и рецензент:доктор педагогических наук, профессор Самойлов В.Д.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы совершенствования психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России: обоснована актуальность выбранной темы, затронуты вопросы оценки качества психолого-педагогической подготовки, а также разработаны предложения по ее совершенствованию.

Ключевые слова. Психолого-педагогическая подготовка, компетентностный подход, специалист, профессиональная подготовка, федеральные государственные образовательные стандарты

IMPROVEMENT OF PSIKHOLOGO-PEDAGOGICAL PREPARATION OF GRADUATES HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

A.V. Ivanova,

senior lieutenant ofpolice, graduate student of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. In article problem questions of improvement of psikhologo-pedagogical preparation of graduates higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are considered: relevance of the chosen subject is proved, the questions of an assessment of quality of psikhologo-pedagogical preparation are raised, and also offers on its improvement are developed.

Keywords. Psikhologo-pedagogical preparation, competence approach, specialist, vocational training, federal state educational standards

С вступлением в 2010 г. в силу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) теоретические и практические основы профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел (ОВД) МВД России претерпели существенные изменения. В их содержании доминируют общекультурные и профессиональные компетентности, которым должны соответствовать выпускники вузов МВД России. Изложенные обстоятельства актуализируют необходимость пересмотра взглядов на проблемные вопросы повышения эффективности функционирования существующей педагогической системы профессионального образования кадров в сети вузов МВД России.

Кроме того, в 2012 г. произошел перелом в наборе на педагогические специальности, выразившийся в увеличении числа талантливых, хорошо успевающих абитуриентов, пришедших в педагогические вузы [1].

Одним из наиболее действенных механизмов решения проблем совершенствования профессионального образования является выверенный веками отечественной истории опыт взаимодействия педагогики и психологии. Психолого-педагогическая подготовка персонала ОВД МВД России составляет основу профессионального образования, выступая системообразующим фактором образовательного процесса вузов. В этой связи объективно актуализирована необходимость научного обоснования создания в вузах МВД России адаптивной педагогической системы психолого-педагогической подготовки выпускников.

Вместе с тем актуальность темы исследования обусловлена рядом объективных факторов:

- многообразием функций возлагаемых на сотрудников ОВД в динамичной современной социально-экономической ситуации в стране и новыми требова-

№ 8/2013

Вестник Московского университета МВД России

231

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ниями, предъявляемыми к выпускникам вузов МВД России;

- реализацией стандартизированного в ФГОС третьего поколения компетентностного подхода к личности выпускников российских вузов, включая выпускников вузов МВД России;

- выделением психолого-педагогической области подготовленности выпускников вузов МВД России по направлению подготовки (специальности) 030301 — Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист») и по направлению подготовки (специальности) 031001 — Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист») [2];

- необходимостью пересмотра концептуальных взглядов на условия реализации перспективной педагогической системы подготовки выпускников вузов МВД России;

- изменениями в профессиограмме деятельности сотрудников ОВД, предполагающей их участие в борьбе против террористов в условиях риска, что требует высокой психолого-педагогической подготовки сотрудников;

- деятельность должностных лиц ОВД имеет выраженную специфику, которая должна учитываться при организации их профессиональной подготовки в сети вузов МВД России;

- система профессиональной подготовки выпускников вузов МВД России не в полной мере соответствует потребностям ОВД, что существенно влияет на востребованность выпускников структурными подразделениями центрального аппарата и территориальных органов Министерства.

Состояние современной психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России, как свидетельствуют результаты работы инспекторских и контрольных групп [3], не отвечает интересам их перспективной профессиональной деятельности. Для осуществления теоретико-методологического анализа представляется целесообразным следующий алгоритм продолжения исследования: во-первых, провести исторический анализ становления психолого-педагогической подготовки выпускников в образовательных учреждениях МВД России; проанализировать состояние и тенденции развития психолого-педагогической подготовки полицейских кадров в зарубежных странах; в-третьих, обосновать требования к перспективной психолого-педагогической подготовленности выпускников вузов МВД России.

Оценка качества психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России предполагает организацию и методику проведения экспериментальной работы; осуществление процедуры компаративного анализа качества экспериментальной и традиционной психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России, а также оценку результативности экспериментального исследования качества психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России.

Развивая разработанные И.Ф. Колонтаевской предложения по совершенствованию в системе МВД России сравнительно-педагогических исследований полицейского образования и использованию зарубежного педагогического опыта [4], а также выводы и идеи

авторов других научных работ, автор полагает целесообразным для совершенствования психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России: 1) обосновать потенциальные возможности в области государственно-правового регулирования психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России; 2) разработать рекомендации, связанные с реализацией активных и интерактивных методов обучения для формирования психолого-педагогической подготовленности выпускников вузов МВД России; 3) обосновать перспективную профессиограмму выпускника вуза МВД России.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разрешения противоречий между современными и перспективными требованиями к профессиональной деятельности выпускников вузов МВД России и недостаточным уровнем их психолого-педагогической подготовки в интересах решения задач коммуникативного и гуманитарного характера, предупреждения и разрешения межличностных конфликтов, организации и ведения переговорного процесса. Кроме того, нуждается в дальнейшем совершенствовании стандартизированная основа реализации вузами МВД России компетентностного подхода в подготовке специалистов в области правоохранительной деятельности.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 декабря.

2. Приказы Минобрнауки России: от 17 января

2011 г. № 67 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»)» (с измен. от 31.05.2011 г.); от 14 января 2011 г. № 20 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»)» (не вступил в силу).

3. Согласно Плану служебных командировок сотрудников подразделений МВД России на IV квартал

2012 г. с 29 октября по 06 ноября 2012 г. осуществлено инспектирование ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД России», в ходе которого проверены, в том числе вопросы учебно-методической работы, подготовки научно-педагогических кадров, кадровой и воспитательной работы, повышения квалификации сотрудников. По распоряжению ДГСК МВД России от 5 апреля 2012 г. № 23 с 9 по 13 апреля 2012 г. проинспектировано ФГКОУ ВПО «Воронежский институт МВД России», которому было рекомендовано «Обеспечить предварительное тщательное изучение моральных, деловых, психологических и иных качеств личности кандидатов на руководящие должности...» — http://www. mvd.ru/documents/plan_checks/show_105707/ и др.

4. Колонтаевская И. Ф. Педагогика профессионального образования кадров полиции зарубежных стран: Анализ, оценка, использование опыта: Дис. .д-ра пед. наук. М., 2002.

232

Вестник Московского университета МВД России

№ 8/2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.