ширит границы исследования педагогической поддержки и даст нам основание изучить ее сущность, содержание и особенности в пространстве вуза.
Литература
1. Александрова Е.А. Педагогика с детским лицом: 15 лет спустя // Задачи и условия развития системы педагогической поддержки. 2007. № 1 (31).
2. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. Материалы конференции. М., 1996.
3. Иванов А.В. Становление теории и практики педагогической поддержки // НЦО Миссия классного воспитателя. Новые ценности образования. 2007. № 1 (31).
4. Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных измерений ребенка и взрослого //Классный руководитель. 2000. № 3.
5. Мачкарина О.Е. Система педагогической поддержки процесса самопредолевания у старшеклассников: Авто-
реф. дисс.....педагогич. наук. Хабаровск, 2003.
6. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в сфере гражданского образования. Учебно-методическое пособие. М.: МИРОС, 2001.
7. Подсосова Н.Б. Педагогическая поддержка адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза: Автореф. дисс.....педагогич. наук. Новокузнецк, 2012.
8. Рогалева Г.И. Педагогическая поддержка детских общностей в мультикультурной среде: Автореф. дисс. ... педагогич. наук. Улан-Удэ, 1998.
9. Руденко А.Н. Педагогическая поддержка личностного роста студентов в образовательном процессе вуза: Ав-тореф. дисс. ... педагогич. наук. Чита, 2011.
10. Хорош В.А., Хорош Л.Ю. Самоопределение в культуре: опыт организации семинара классных воспитателей // Освобожденный классный воспитатель — носитель педагогической поддержки. 2007. № 1 (31).
11. Шустова И.Ю. Педагогическая поддержка как условие становления готовности к самоанализу старшеклассников: Дисс. ... канд. педагогич. наук. М., 1999.
12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М., 1996.
ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
А.В. ИВАНОВА
старший лейтенант полиции, адъюнкт Московского университета МВД России Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования Научный руководитель и рецензент:доктор педагогических наук, профессор Самойлов В.Д.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Образовательный процесс в вузах МВД России имеет свои особенности. Психолого-педагогическая подготовка кадров МВД России составляет сегодня основу профессионального образования. В статье речь идет о требованиях, предъявляемых к образовательному процессу; выделена группа новых требований к перспективной психолого-педагогической подготовке выпускников вузов МВД России.
Ключевые слова: психолого-педагогическая подготовка, образовательный процесс, требования, профессиональное образование.
JUSTIFICATION OF REQUIREMENTS TO PSIKHOLOGO-PEDAGOGICAL PREPARATION OFGRADUATES HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
A.V. IVANOVA
senior lieutenant ofpolice, graduate student of the Ministry of Internal Affairs Moscow university ofRussia
Annotation. Educational process in higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia has the features. Psikhologo-pedagogical preparation of the Ministry of Internal Affairs of Russia makes today a basis of professional education. In article it is a question of the requirements show to educational process, and also the group of new requirements to perspective psikhologo-pedagogical preparation of graduates higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia is allocated.
Key words: psikhologo-pedagogical preparation, educational process, requirements, professional education.
Под психолого-педагогической подготовкой выпускников вузов МВД России следует понимать специально организованный, стандартизированный целенаправленный педагогический процесс формирования и развития у молодых специалистов комплекса психолого-педагогических компетенций (представлений, знаний, умений и навыков) и личных качеств, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности в органах внутренних дел (ОВД).
В целях обоснования требований к перспективной психолого-педагогической подготовленности (ПППП) выпускников вузов МВД России были проанализированы результаты ранее выполненных исследований [1].
Под требованиями к ПППП мы понимаем современные взгляды на конкретные количественно-качественные показатели структуры и модели вузовской психолого-педагогической подготовки выпускников в целях успешного выполнения вузами установленного государственного заказа в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). Основываясь на результатах историко-педагогического и сравнительно-педагогического анализа состояния и тенденций развития отечественной и зарубежной психолого-педагогической подготовки кадров для органов правоохраны, вся совокупность требований условно разделена на группы — общую и особенную. Общую группу составили требования, предъявляемые к образовательному процессу вуза МВД России, а частные требования определены к педагогическому процессу (его элементам).
Для обоснования групп требований учитывались существующие педагогические реалии, факторы, закономерности, противоречия.
При этом педагогические реалии отражают объективно существующие педагогические факты, закономерности, противоречия, образовательные тех-
нологии, средства воспитания, обучения и развития выпускников вузов МВД России, фиксируемые при их психолого-педагогической подготовке в образовательных учреждениях и в начале профессиональной деятельности в ОВД. Под педагогическими закономерностями следует понимать объективные, необходимые, существенные, устойчивые причинно-следственные связи явлений и процессов педагогики [2. С. 17 — 19].
Учитывая результаты анализа факторов, закономерностей, противоречий и трудностей для организации и осуществления эффективной психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России общие требования к образовательному процессу должны обеспечивать:
ф соответствие целевым установкам органов управления профессиональным образованием выпускников вузов, содержанию и объему основных задач, решаемых в системе МВД России; ф централизацию и децентрализацию управления психолого-педагогической подготовкой выпускников вузов в интересах выполнения госзаказа МВД России согласно ФГОС и ведомственным стандартам;
ф качественное состояние психолого-педагогической подготовленности выпускников вузов на уровне, обеспечивающем ее устойчивое применение в повседневных и особых условиях службы; ф адекватность и адаптацию основных образовательных программ вузов МВД России к условиям их реализации в системе профессионального образования, а также интеграцию вузовских систем Министерства в единое образовательное пространство.
Если исходить из двузначности толкования понятия «образование» (как процесс усвоения обучаемыми представлений, знаний, умений и навыков, а также компетентностей и результат их усвоения / сформированности), то для наиболее полного рас-
крытия сущности вышеизложенных требований они нуждаются в уточнении через требования к процессу и результату психолого-педагогической подготовки выпускников.
К традиционным требованиям к образовательному процессу, отражающим его специфичность, мы отнесли: историко-педагогическую преемственность дореволюционного, советского и современного этапов подготовки выпускников образовательных учреждений МВД России; непрерывность, устойчивость и фундаментальность образовательного процесса; централизованное и децентрализованное управление подготовкой кадров для ОВД; обеспечение преемственности уровней профессионального образования (начального, среднего и высшего); воспитание патриотов России, высоконравственных, обладающих культурой межличностных отношений; разносторонность развития творческих способностей, навыков самообразования и самореализации личности выпускника, целостность его научного мировоззрения; формирование активной жизненной и профессиональной позиции выпускников, ориентирование их на конструирование своей профессиональной служебной карьеры; организация учебного процесса в вузах с учетом современных достижений науки и техники; систематическое обновление всех аспектов образования выпускников, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники, образовательных технологий; многообразие типов и вариативность основных образовательных программ, включая применение
индивидуальных образовательных траекторий, лич-ностно-социально-деятельностный подход к обучению и воспитанию; создание кейс-продукции для эффективной реализации перспективных образовательных технологий; укрепление основ академической мобильности выпускников; активное участие выпускников в научных студенческих обществах; подготовка высококвалифицированных выпускников вузов МВД России, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности; воспитание здорового образа жизни и др.
В ходе проведения исследования в отдельную группу выделены новые требования к образовательному процессу вузов МВД России в интересах качественной психолого-педагогической подготовки выпускников: способность вузов выполнить установленный для них госзаказ в соответствии с ФГОС к уровню подготовки выпускников; возможность расширения вузами МВД России рынка образовательных услуг на возмездной и безвозмездной основе; адаптацию к перспективным моделям и технологиям образования в гражданских вузах; учет состояния и тенденций развития наиболее эффективных зарубежных систем психолого-педагогической подготовки кадров полиции; сочетание групповой и индивидуальной образовательных траекторий подготовки выпускников, а также возможности полного (частичного) их перехода на дистанционное обучение; востребованность выпускников вузов как при их назначении на должности правоохраны, так и при их увольнении из министерства и др.
Таблица
Основные требования к результату психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России
Категории требований Содержание основных требований
Пространственная 1. К территориальному расположению вузов. 2. К элементам учебно-материальной базы вузов. 3. К территориальному распределению выпускников вузов.
Временная (затраты времени) 1. К определению практической и теоретической подготовки выпускников согласно ФГОС и ведомственным стандартам. 2. К продолжительности психолого-педагогической подготовки кадров для МВД России. 3. К срокам психолого-педагогической подготовки выпускников вузов в особых условиях (например — участие в правоохране олимпийских объектов в г. Сочи).
Вероятностная 1. К уровню психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России. 2. К вероятности надежности сформированности у выпускников вузов общекультурных и профессиональных компетентностей. 3. К вероятности выполнения вузом МВД России установленного государственного заказа.
Системная Производительность вузовской системы психолого-педагогической подготовки выпускников как ее способность выполнить установленный государственный заказ в соответствии с ФГОС и ведомственными образовательными стандартами к уровню подготовки выпускников.
Содержание требований к результату психолого-педагогической подготовки выпускников вузов МВД России обусловлено характером и особенностями получения ими высшего профессионального образования и условно может подразделяться на пространственную, временную, вероятностную и системную категории (табл., [3. С. 146 — 171]).
Таким образом, в процессе исторического анализа становления психолого-педагогической подготовки выпускников в сети вузов МВД России были обоснованы требования к перспективной психолого-педагогической подготовленности выпускников вузов МВД России. Обоснование совокупности требований к психолого-педагогической подготовке выпускников вузов МВД России позволило всесторонне подойти к определению направлений совершенствования существующей их психолого-педагогической подготовки посредством установления степени ее соответствия предъявляемым требова-
ниям в ходе организации и проведения экспериментальной работы.
Литература
1. Кустов П.В. Психолого-педагогическая подготовка слушателей в ВУЗе МВД России как руководителей подразделений органов внутренних дел: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. СПб., 2003; Мартовская И.Д. Психология и педагогика в правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Уч. пособие. МЮИ МВД России, 1998; Платонова С.Ю. Совершенствование профессионально-педагогической подготовки курсантов (слушателей) образовательных учреждений МВД России: Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2000; и др.
2. Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М., 2000.
3. Самойлов В.Д. Совершенствование системы высшего образования офицеров Вооруженных Сил РФ: Дисс. ... д-ра пед. наук. М., 2003.
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ВУЗАХ МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В.М. ИСАКОВ
старший научный сотрудник научно-исследовательского и редакционно-издательского отделения Московского областного филиала Московского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор Научная специальность: 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются вопросы направленности подготовки вузом курсантов — сотрудников полиции в свете требований руководства страны и федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
Ключевые слова: подготовка кадров полиции, образовательные учреждения МВД России, многоуровневая подготовка сотрудников полиции, общепрофессиональные компетенции, общекультурные компетенции.
PREPARATION OF POLICE OFFICERS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AT THE PRESENT STAGE
V.M. ISAKOV
senior research associate of the Moscow regional brancho of the Ministry of Internal Affairs Moscow University Affairs of Russian Federation, doctor оf jurisprudence, professor
Annotation. In article guestions of an orientation of preparation by HIGHER EDUCATION INSTITUTION cadets police officers in the reguirements of the Country leaders and the Federal educational standard of higher education are considered.
Key words: Police training, educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, multilevel training of police officers, all-professional competences, common cultural competences.