УДК 37 ББК 74
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
АННА ВАДИМОВНА ИВАНОВА,
старший лейтенант полиции,
соискатель кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected] Научный руководитель: В.Д. Самойлов, доктор педагогических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Актуальность психолого-педагогической подготовки обусловлена необходимостью разрешения противоречий между современными и перспективными требованиями к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России.
Ключевые слова: общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, психолого-педагогическая подготовка, профессиональная подготовка, выпускник.
Annotation. The relevance of psychological and pedagogical preparation need to resolve the contradictions between the current and future requirements of the professional of graduates in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Keywords: general cultural competence, professional competence, psychologi-pedagogical preparation, vocational training, graduate.
Со вступлением в силу (2011 г.) федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) теоретические и практические основы профессиональной подготовки специалистов органов внутренних дел (ОВД) МВД России претерпели существенные изменения. В их содержании доминируют общекультурные и профессиональные компетенции, которым должны соответствовать выпускники вузов (с 1 сентября 2013 г. введено понятие «образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность») [1] МВД России. Изложенные обстоятельства актуализируют необходимость
пересмотра взглядов на проблемные вопросы повышения эффективности функционирования существующей психолого-педагогической подготовки кадров в образовательных организациях МВД России.
Одним из действенных механизмов совершенствования профессионального образования является отечественной опыт взаимодействия педагогики и психологии. Психолого-педагогическая подготовка персонала ОВД МВД России составляет основу профессионального образования, выступает системообразующим фактором образовательного процесса [2]. В 2012 г. произошел перелом в наборе на педагогические специальности, выразившийся в увеличении числа талантливых, хорошо успеваю-
№ 7 / 2015
Вестник Московского университета МВД России
293
щих абитуриентов, пришедших в педагогические вузы [3]. Отсюда актуально научное обоснование необходимости создания в образовательных организациях МВД России адаптивной педагогической системы психолого-педагогической подготовки выпускников, что обусловлено рядом объективных факторов:
$ многообразием функций, возлагаемых на сотрудников ОВД в динамичной современной социально-экономической ситуации в стране и новыми требованиями, предъявляемыми к выпускникам образовательных организаций МВД России;
$ реализацией в ФГОСВО компетентностного подхода к формированию личности выпускников образовательных организаций МВД России; необходимостью пересмотра концептуальных взглядов на условия реализации образовательными организациями МВД России перспективной педагогической системы подготовки выпускников;
$ изменениями в профессиограммах деятельности сотрудников ОВД, предполагающих их участие в противодействии террористам в условиях риска, что требует от них высокой психолого-педагогической подготовленности;
$ деятельностью должностных лиц ОВД имеющей выраженную психолого-педагогическую специфику, которая должна учитываться при организации их профессиональной подготовки в образовательных организациях МВД России;
выделением психолого-педагогической области подготовленности выпускников образовательных организаций МВД России по направлению подготовки (специальности) 030301 — Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист») и по направлению подготовки (специальности) 031001 — Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»);
системой профессиональной подготовки выпускников образовательных организаций МВД России не в полной мере соответствующей потребностям ОВД, что существенно влияет на
востребованность выпускников подразделениями центрального аппарата и территориальных органов Министерства.
Таким образом, актуальность психолого-педагогической подготовки обусловлена необходимостью разрешения противоречий между современными и перспективными требованиями к профессиональной деятельности выпускников образовательных организаций МВД России и недостаточным уровнем их психолого-педагогической подготовки в интересах решения задач коммуникативного и гуманитарного характера, предупреждения и разрешения межличностных конфликтов, организации и ведения переговорного процесса. Кроме того, нуждается в дальнейшем совершенствовании стандартизированная основа реализации образовательными организациями МВД России компетентностного подхода в подготовке выпускников — специалистов в области правоохранительной деятельности.
Литература
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012, 31 декабря.
2. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогическая парадигма: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2014. 207 с.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012, 13 декабря.
References
1. Federal law of 29 december 2012. № 273 «On education in Russian Federation» // Russian newspaper. 2012, 31 december.
2. Samoilov V.D. Pedagogy and psychology of higher education. Androgogical paradigm: a textbook. M.: UNITI-DANA; Law and justice, 2014. 207 p.
3. Message from the President of the Russian Federation to Federal Assembly of the Russian Federation // Russian newspaper. 2012, 13 december.
294
Вестник Московского университета МВД России
№ 7/2015