Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация как способ развития творческой, конкурентоспособной личности'

Профессиональная ориентация как способ развития творческой, конкурентоспособной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ШКОЛЬНИК / SCHOOLCHILD / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ / PSYCHOLOGICAL PARTICULARITY / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рсмаханбетова Шахризада Еркинкызы, Шодиев Махмад Султонович

В статье рассматривается проблема профессиональной ориентации как способа развития творческой, конкурентоспособной личности. Перед школьниками стоит самый широкий выбор профессий и специальностей. Порой очень трудно не ошибиться в выборе пути, чтобы в дальнейшем заниматься делом интересным и важным. И выбор должен опираться не на внешнюю привлекательность и престижность профессии, а на ее соответствие психологическим особенностям выпускника, а также востребованность выбранной профессии на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рсмаханбетова Шахризада Еркинкызы, Шодиев Махмад Султонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ORIENTATION AS MEANS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND COMPETITIVE PERSONALITY

Problems of professional orientation are scrutinized the in article as a means of the development of a creative and competitive personality. The schoolchildren have got a wide choice of professions and professional branches. It is quite difficult not to be mistaken in the choice of the way to dedicate oneself to some deal that is interesting important. The very choice must be based not on external attractiveness and prestigiousness of professions, but on its relevance to the students psychological particularities, the demand of the chosen professions at the labour market.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация как способ развития творческой, конкурентоспособной личности»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

PROFESSIONAL ORIENTATION AS MEANS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE AND COMPETITIVE PERSONALITY

Ш. Е. Рсмаханбетова, М. С. Шодиев

В статье рассматривается проблема профессиональной ориентации как способа развития творческой, конкурентоспособной личности. Перед школьниками стоит самый широкий выбор профессий и специальностей. Порой очень трудно не ошибиться в выборе пути, чтобы в дальнейшем заниматься делом интересным и важным. И выбор должен опираться не на внешнюю привлекательность и престижность профессии, а на ее соответствие психологическим особенностям выпускника, а также востребованность выбранной профессии на рынке труда.

Sh. E. Rsmakhanbetova, M. S. Shodiev

Problems of professional orientation are scrutinized the in article as a means of the development of a creative and competitive personality. The schoolchildren have got a wide choice of professions and professional branches. It is quite difficult not to be mistaken in the choice of the way to dedicate oneself to some deal that is interesting important. The very choice must be based not on external attractiveness and prestigiousness of professions, but on its relevance to the student's psychological particularities, the demand of the chosen professions at the labour market.

Ключевые слова: воспитание, школьник, профессиональная ориентация, креативность, психологическая особенность, профессия, личность.

Keywords: education, schoolchild, professional orientation, creativity, psychological particularity, profession, personality.

В опрос «Кем быть?» - один из главнейших для каждого молодого человека. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.

Ежегодно на рынке труда происходит обновление около 500 профессий, так как многие профессии «живут» от 5 до 15 лет, а затем или исчезают, или меняются до неузнаваемости. Если раньше «идеальный» образ профессионала обладал конкретностью, то есть во многом был связан с образом конкретных людей и их «профессиональной» биографией, то сейчас мы наблюдаем замену «идеального образа профессионала» на «идеальный образ жизни». То есть если раньше конкретность во многом способствовала процессу идентификации молодого человека, то сейчас, как правило, профессия выступает как средство для достижения желаемого образа жизни.

Влияние на выбор профессии оказывает еще одна особенность современной молодежи - акселерация, то есть процесс ускоренного биологического созревания. Сегодня сексуальная зрелость наступает на 2-3 года раньше, и по своему половому поведению сегодняшние 1617-летние юноши и девушки соответствуют 19-20-летним 1960-х гг. А вот процесс эмоциональной зрелости замед-

ляется, и, соответственно, физическая зрелость и личностная по времени не совпадают. Самосознание, которое развивалось к 17-19 годам 40-50 лет назад, сейчас формируется в 23-25 лет.

Перед школьниками стоит самый широкий выбор профессий и специальностей. И как порой трудно не ошибиться в выборе пути, чтобы заниматься в дальнейшем не просто делом, а делом интересным и важным именно для себя. И выбор должен опираться не на внешнюю привлекательность и престижность профессии, а на то, насколько она по плечу выпускнику, насколько совпадет с его способностями, соответствует психологическим особенностям. Необходимо учитывать и востребованность выбранной профессии на рынке труда. По данным опроса (журнал «Профессионал Казахстана») не сделали выбора профессии или не выбрали направление обучения:

- 40% девятиклассников;

- 35% одиннадцатиклассников.

По этой причине возникает необходимость про-фессионально-ориентационной работы с молодежью, учитывая новые социально-экономические реалии. Не случайно законом Республики Казахстан «Об образовании» определен один из принципов государственной политики в области образования - профессиональная ориентация.

В современной жизни вместо понятия «профессионализм» все чаще используют понятия «образованность» и «компетентность», подразумевая такие качества личности, как: самостоятельность, настойчивость, способность

ф

принимать решения, коммуникабельность, гибкость мышления, готовность и умение постоянно учиться и саморазвиваться. А если образован и компетентен, то, значит, конкурентоспособен на рынке труда [1].

При подготовке школьников к сознательному выбору профессии уделяется внимание развитию творческих способностей. Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью [2].

Как правило, школьное образование строится на освоении отвлеченных понятий, схем, условных знаков, числовых отношений и т. д., однобоко обедняющих сенсорную сферу ребенка, его непосредственную связь с окружающим миром, чуткость и восприимчивость. Занятия же искусством, художественным творчеством «основываются на всестороннем чувственном опыте ребенка, на его интересе к предмету непосредственного восприятия. И это свойство ребенка выступает не просто как возрастная особенность и тем более не как помеха на пути становления отвлеченного мышления, а как незаменимая ценность, подлежащая дальнейшему развитию и совершенствованию в процессе художественного творчества. Таким образом, именно богатый художественный опыт, выступая в качестве противовеса «левополушарному» образованию, может сохранить целостность психического развития ребенка» [3].

Важнейшей проблемой современного образования признается развитие креативности, «творческости» учеников. Обычный подход к этой проблеме - сугубо прагматический: креативность полезна человеку и стране, гражданином которой он является, для «успешности», конкурентоспособности и т. д. На самом деле, вопрос гораздо глубже.

Потребность в творчестве - неотъемлемая характеристика нормально развивающегося человека, несводимая к решению каких бы то ни было частных, прагматических задач. Следующей серьезной проблемой является «дефицит» творчества в современной школе, отсутствие у ребенка положительного опыта свободного творчества, что существенно искажает нормальный процесс становления личности и чревато непредсказуемыми личностными кризисами и асоциальными проявлениями. И именно в области искусства ребенок может приобрести ранний, успешный и полноценный опыт творчества, который незаменим для становления самосознания, самоощущения подростка.

Занятия разными видами художественного творчества активизируют интеллектуальную деятельность школьников, развивают воображение, обогащают эмоциональную сферу, то есть непосредственно ведут к личностному росту детей. Б. М. Неменский по данному поводу отмечает: «Не каждый ученик может быть художником, писателем или композитором, но каждый может научиться любить и понимать лучшее в искусстве, литературе, музыке, кино, театре. И научить его этому - непременная обязанность средней школы, тем более что все стороны

духовной культуры народа взаимосвязаны и отставание одной из сторон воспитания неминуемо сказывается на общем кругозоре человека, в конечном счете снижая его духовные потенции» [4].

Анализ литературы показывает, что художественное воспитание традиционно рассматривается через формирование отношения человека к искусству: воспитание любви к искусству, внутренней потребности в общении с искусством, понимание смысла искусства и его предназначения. Более широкое толкование вводит в сферу художественного воспитания и художественное творчество, свидетельствующих о неразрывной связи художественного воспитания и художественного образования с формированием всесторонне развитой личности.

Таким образом, цели художественного образования связываются с формированием и развитием творческой личности, обладающей способностью «вносить поэзию в каждое мгновение жизни» [5, с. 293]. Постоянная потребность в познании искусства, как основа жизненного творчества, отражает уровень культуры народа. Художественное воспитание в современных социокультурных условиях - это не только формирование потребности в общении с искусством и его эстетической оценке, но и развитие и реализация художественно-творческих способностей, перенос их в другие сферы жизнедеятельности человека.

Согласно точному выражению Л. С. Выготского, «...искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» [5].

Данную мысль подтверждают многие деятели искусства и культуры, среди которых известные композиторы, художники и литераторы. Так, Ф. М. Достоевский называл искусство «такой же потребностью для человека, как есть и пить»; М. П. Мусоргский, которого называли живой совестью эпохи, испытывал тягу «к философскому осмыслению действительности, к познанию законов исторического развития и смысла человеческой жизни»; Людвиг ван Бетховен считал, что «музыка должна высекать огонь из души человеческой»; П. И. Чайковский мечтал, чтобы люди находили в его музыке опору и утешение; И. Г. Эрен-бург замечал, что «высокое искусство не только отображает жизнь, оно, участвуя в жизни, ее меняет»; М. К. Ани-кушин утверждал, что «настоящее искусство начинается там, где талант оплодотворен горячей гражданской мыслью»; а американский художник Р. Кент провозгласил: «Цель искусства - человек».

Преподавание предметов эстетического цикла является не роскошью жизни, а направлено на систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Способность искусства обобщенно выразить дух своего времени, его ритм, его эмоциональный тонус, передать мироощущение различных социальных групп или общества в целом расширяет его функции в жизни людей.

Ф

Следовательно, художественное развитие личности как часть ее духовной культуры является способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей, при восприятии и воспроизведении которых происходит нравственное и творческое саморазвитие субъекта. А значит, художественное образование направлено на формирование культуры восприятия окружающего мира, на развитие способности личности к преобразованию себя и действительности. Художественная деятельность учит человека видеть мир во всем многообразии его форм, явлений, красок.

Таким образом, художественное развитие личности является одним из условий успешной человеческой деятельности, так как оно, во-первых, влияет на духовную культуру человека, во-вторых, способствует реализации его творческих задатков. Анализ литературы показывает, что многие педагоги, исследователи и художники настойчиво выражают мысли о необходимости всеобщего художественного просвещения, отмечая воспитательные, образовательные, эстетические и социально-нравственные функции искусства.

Выбор профессии - сложная и ответственная задача, встающая перед каждым старшеклассником и абитуриентом. Сложная потому, что школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда в городе, не готова к конкуренции при трудоустройстве. Сделать правильный выбор непросто. И самый главный выбор предстоит сделать в подростковом и юношеском периодах.

Подготовка учащихся к обосновательному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. Подготовка учащихся к профессиональному самоопределению должна осуществляться последовательно и непрерывно с младших классов. Поэтому в решении задачи профессинальной ориентации важную роль играет профориентационная работа со школьниками.

Общеобразовательная школа удовлетворяет не в должной мере потребности старшеклассников в допро-фессиональной подготовке по ряду причин: отсутствие специалистов в данной области; недостаточная материальная база; слабая оснащенность студий.

Полезность этого обучения очевидна и заключается в следующем:

- профессиональное самоопределение происходит более осознано;

- учащиеся получают навыки доначальной и начальной профессиональной подготовки.

В связи с этим многие выпускники продолжают дальнейшее обучение по этой профессии.

Теория и практика образования показывают, что профо-риентационные методики в процессе обучения закладывают основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, так как они основаны на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира [6]. Главная цель профориента-ционных методик - формирование у обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. И главная задача в них отводится психологам и педагогам. Выбор профессии и выбор способов дальнейшего обучения и совершенствования - задача, выдвигаемая для нас на протяжении всей жизни.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Величкин В. Н. // Мектептеп технология. - Ал-маты, 2009. - № 10.

2. Большая советская энциклопедия. - Т. 25.

3 Мелик-Пашаев А. О состоянии и возможностях художественного образования: Аналитическая записка, представленная в Министерство образования и науки // Искусство в школе, № 1, 2008 г.

4. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987.

5. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М., 1987.

6 Асылханов Е. С. Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развитие творческих способностей учащихся школ и студентовхудожественно-педагогических учебных заведений Казахстана: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002.

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.