Научная статья на тему 'Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально полноценной личности'

Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально полноценной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕЙСТВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ / ASSISTANCE IN VOCATIONAL CHOICE / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / ТРАНСЛЯЦИЯ ЛИЧНОГО ОПЫТА ПЕДАГОГА / BROADCAST OF PERSONAL EXPERIENCE OF THE TEACHER / РАДОСТЬ СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА / THE JOY FROM CREATIVE LABOR / SELF-IDENTITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берникова Ольга Вячеславовна

В данной статье автор поднимает актуальные вопросы профессионального самоопределения подрастающего поколения и самореализации личности в целом, а также, анализируя положительный опыт прошлых лет в области профессиональной ориентации учащихся, выявляет значение этой деятельности в процессе формирования социально полноценной личности. Освещая проблему необходимости создания психолого-педагогических условий для реализации комплексной системы мер, направленных на содействие в профориентации молодёжи, автор одновременно указывает на недостаточную организацию работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения подростков в образовательных учреждениях. Раскрывая возможности дополнительного образования, автор обозначает позиции, которые оказывают помощь учащимся в выборе профессии, а также делает вывод, что использование дополнительных занятий по различным видам творческой деятельности является условием успеха в сфере профессионального самоопределения учащихся и воспитания целого ряда положительных качеств личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION AS A CONDITION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND THE FORMATION OF SOCIALLY - INTEGRATED PERSONALITY

In this article the author raises crucial for the modern stage of social development issues related to professional self-determination of the younger generation and self-identity in General. And also, by analyzing the positive experience of the past in the field of professional orientation of students, reveals the importance of this activity in the formation of socio-full of personality. Highlighting the issue of how to create a psycho-pedagogical conditions for the implementation of a comprehensive system of measures aimed at assisting in the guidance of youth, the author points to inadequate organization of work on the formation of life and professional selfdetermination of adolescents in educational institutions. Relying on the possibility of additional education, the author refers to positions that assist students in career choice and also defines the use of additional lessons on different types of creative activity, as a condition of success in the field of professional self-determination of students and education a number of positive personality traits.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально полноценной личности»

Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 71 с.

3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. Москва : Академия, 2008. 345 с.

4. Рогов В. И. Выбор профессии. Становление профессионала. Москва : БААДОС-ПРЕСС, 2008. 332 с.

References

1. Zeer Е. F. Psikhologiia professii [Psychology professions]. Moscow, Akademicheskii proekt Pul. [Academic Project Publ.], Ekaterinburg, Delovaia kniga Publ. [Business book Publ.], 2003. 336 p.

2. Mikliaeva A. V., Rumiantseva P. V., Tupitsyna I. A., Tuzhikova E. S. Psikhologicheskoe soprovozhdenie professionalnoi deiatelnosti nachinaiushchikh psikhologov [Psychological support of professional activity beginning psychologists]. St. Petersburg, Publishing house of the Russian state pedagogical university named by A. I. Gertsena, 2003. 71 p.

3. Priazhnikov N. S. Professionalnoe samoopredelenie: teoriia i praktika [Professional self-determination: theory and practice]. Moscow, Academy Publ., 2008. 345 p.

4. Rogov V. I. Vybor professii. Stanovlenie professionala [The choice of a profession. Formation of the professional]. Moscow, VLADQS-PRESS Publ., 2008. 333 p.

Дополнительное образование как условие профессионального самоопределения и формирования социально полноценной личности

УДК 371.398

О. В. Берникова

Московский городской педагогический университет

В данной статье автор поднимает актуальные вопросы профессионального самоопределения подрастающего поколения и самореализации личности в целом, а также, анализируя положительный опыт прошлых лет в области профессиональной ориентации учащихся, выявляет значение этой деятельности в процессе формирования социально полноценной личности. освещая проблему необходимости создания психолого-педагогических условий для реализации комплексной системы мер, направленных на содействие в профориентации молодёжи, автор одновременно указывает на недостаточную организацию работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения подростков в образовательных учреждениях. раскрывая возможности дополнительного образования, автор обозначает позиции, которые оказывают помощь учащимся в выборе профессии, а также делает вывод, что использование дополнительных занятий по различным видам творческой деятельности является условием успеха в сфере профессионального самоопределения учащихся и воспитания целого ряда положительных качеств личности. Ключевые слова: содействие в профессиональном выборе, творческий потенциал, самореализации личности, психолого-педагогические условия, трансляция личного опыта педагога, радость созидательного труда.

БЕРНИКОВА ОАЬГА ВЯЧЕСААВОВНА — соискатель кафедры декоративного искусства и дизайна Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета BERNIKQVA QLGA VIACHESLAVQVNA — doctoral student of Department of Decorative Arts and Design, 176 Institute of Culture and Art, Moscow City Teacher Training University (MCTTU)

e-mail: olga-bernikova@narod.ru © Берникова О. В., 2015

O. V. Bernikova

Moscow City Teacher Training University (MCTTU), Government of Moscow City, 2nd Selskokhozyaistvenny proezd, 4, Moscow, Russian Federation, 129226

ADDITIONAL EDUCATION AS A CONDITION

OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND

THE FORMATION OF SOCIALLY — INTEGRATED PERSONALITY

In this article the author raises crucial for the modern stage of social development issues related to professional self-determination of the younger generation and self-identity in General. And also, by analyzing the positive experience of the past in the field of professional orientation of students, reveals the importance of this activity in the formation of socio-full of personality. Highlighting the issue of how to create a psycho-pedagogical conditions for the implementation of a comprehensive system of measures aimed at assisting in the guidance of youth, the author points to inadequate organization of work on the formation of life and professional self-determination of adolescents in educational institutions. Relying on the possibility of additional education, the author refers to positions that assist students in career choice and also defines the use of additional lessons on different types of creative activity, as a condition of success in the field of professional self-determination of students and education a number of positive personality traits.

Keywords: assistance in vocational choice; creative potential; self-identity; psychological-pedagogical conditions; broadcast of personal experience of the teacher; the joy from creative labor.

Современные методы управления производством и развитие рыночных, конкурентных отношений ставят перед специалистами всё новые и новые задачи, среди которых профессиональная мобильность и способность к быстрой социальной и психологической адаптации. Возрастающие требования к уровню подготовленности кадров актуализируют необходимость проведения своевременной, направленной профориентации среди старшеклассников.

Возникнув как практическая деятельность, профориентация постоянно обогащается теоретическими разработками и сегодня представляет собой единую систему теоретических и практических мероприятий по содействию молодёжи в профессиональном выборе.

Обратившись к историческому опыту профориентации и проанализировав положительные результаты прошлых лет, можно с уверенностью сказать о её важнейшей роли в процессе профессионального самоопределения и формирования социально полноценной личности подростка.

В середине 70-х годов прошлого столетия

в нашей стране были созданы межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, так называемые учебно-производственные комплексы, по окончанию которых выпускники общеобразовательной школы одновременно с аттестатом о среднем образовании получали квалификационные разряды швей-мотористок, кулинаров-кондитеров, художников-оформителей, монтажников электронной и радиоаппаратуры и других востребованных тогда профессий. При распределении специальностей учитывались склонности, способности и пожелания учащихся. Теоретические и практические занятия проводили квалифицированные мастера-педагоги, а производственная практика давала возможность выпускникам учебно-производственных комбинатов заработать свой первый профессиональный опыт. особенно это было важно для подростков из многодетных, малоимущих и неблагополучных семей, воспитанников детских домов.

Вступая во взрослую жизнь, семнадцатилетний подросток, получив тот или иной про-

фессиональный разряд, чувствовал себя намного увереннее, значительнее, что повышало его самооценку.

Таким образом, старшеклассникам не только предоставлялась возможность попробовать себя в той или иной профессии, определив на практике подходящее направление для дальнейшей деятельности, но и создавались технологические и психологические основы, подготавливающие к выживанию в социуме в условиях конкуренции на рынке труда.

В процессе трудового обучения воспитывались трудолюбие, работоспособность и профессиональная ответственность, закладывался фундамент личностного развития. Иезави-симо от того, как в дальнейшем складывались судьбы молодых людей, полученные знания, умения, навыки и трудовая закалка пригождались им в любой другой сфере деятельности.

К сожалению, в российских школах система учебно-производственных комбинатов давно выведена из обязательной программы, тогда как её положительный опыт и по сей день успешно используется, например, в республике Беларусь.

такая работа способствует рациональному распределению трудовых ресурсов, позволяет воспитывать профессионально компетентных специалистов, настоящих мастеров своего дела.

Мтак, несмотря на то, что накоплен довольно богатый практический опыт направленной профориентации подрастающего поколения, вопросы организации такой работы, тем не менее, по сей день остаются актуальными.

педагогические коллективы образовательных учреждений к профориентации своих воспитанников подходят зачастую формально, проводят её лишь вербально, эпизодически. В лучшем случае, проводятся классные часы, организуются конкурсы и встречи с интересными людьми. А ведь проблема выбора профессии тесно связана с личностным развитием.

В процессе профессионального выбора должен принимать участие специалист-психолог, который поможет определить совместимость

личности молодого человека с различными видами профессиональной деятельности, учитывая его характер, темперамент и психологические особенности. психолог диагностирует интересы и склонности подростка, ориентирует в нужном направлении, учит детей не бояться экзаменов, избегать коммуникативных ошибок. Такая диагностика должна проводиться специалистом не в режиме компьютерного теста, а в ходе живой беседы с использованием специальных методик. с результатами тестирования психолог должен ознакомить родителей школьников, а при необходимости и с ними провести беседу.

Школьным психологам достаточно трудно осуществлять профориентационную работу в полном объёме в связи с большой загруженностью учащихся и отсутствием интереса к данному виду работы со стороны школьной администрации. отсюда вытекает противоречие между необходимостью организации работы по формированию жизненного и профессионального самоопределения подростков в образовательных учреждениях и недостаточностью психолого-педагогических условий для этого.

Такое положение профориентационной работы в образовательных учреждениях связано ещё и с тем, что механизм психолого-педагогического сопровождения в данном процессе недостаточно полно раскрыт, равно как и не разработаны условия, формы и методы жизненного и профессионального самоопределения детей.

Для проведения успешной профориентаци-онной работы с учащимися необходимо располагать информацией о социально-экономических характеристиках профессий, уровне доходов и особенностях рынка труда, понимать перспективы развития тех или иных профессий, возможности карьерного роста, а кроме того, уметь рассказать о технологических характеристиках, включающих описание производственных процессов и профессиональных задач, санитарно-гигиенических и эргономических условий труда, с перечнем показаний и противопоказаний, учитывая

индивидуальные особенности учащихся.

Комплексная система мер, направленных на оказание помощи учащимся в правильном выборе профессии, предполагает специальную организацию деятельности и включает следующие основные компоненты процесса профессионального самоопределения:

• консультирование по вопросам выбора профессии;

• профессиональное просвещение — предоставление информации об учебных заведениях и возможностях профессиональной карьеры;

• психологическое тестирование с целью выявления способностей и склонностей к той или иной сфере деятельности;

• профессиональное обучение с возможностью получения необходимой подготовки и дальнейшего трудоустройства;

• профессиональное воспитание — формирование у молодёжи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности.

таким образом, система сопровождения профессионального самоопределения должна быть направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, молодой человек в дальнейшем мог в полной мере реализовать себя в выбранной профессии.

Вопрос содействия в профессиональном определении школьников должен решаться одновременно с нескольких сторон: семья, учителя, психологи, система дополнительного образования и учебно-производственных комбинатов, профессиональное консультирование или другая ознакомительная практика. прерогатива основного советчика, безусловно, принадлежит родителям старшеклассника, однако их участие в столь важном вопросе порой носит принудительный характер, что в дальнейшем может привести к негативным последствиям. Родители старшеклассника, прежде всего стараясь избежать семейных конфликтов, должны поддержать сына или дочь в принятии одного из главных решений в жиз-

ни, даже если оно не совпадает с их представлением о будущем своего ребёнка. перед родителями стоит важная задача — донести до сознания подростка, что хорошо зарабатывать и быть счастливым не всегда означает одно и то же и для полноценного существования в социуме человеку необходимо реализовать себя на профессиональном поприще, любить свою работу, занять достойное место в обществе, чувствовать свою значимость и нужность людям.

Ведущая роль в осуществлении профориентации принадлежит учителям технологии и педагогам дополнительного образования. На уроках технологии учащиеся не только получают знания о различных видах труда, но и в процессе своей деятельности приобретают специальные навыки, развивают свои способности, пробуют себя. Именно поэтому перед учителем технологии стоит важнейшая задача — так организовать работу, чтобы каждый учащийся научился любить труд, приносить людям пользу, испытывал чувство радости от процесса деятельности и её результатов.

Классный руководитель, учителя-предметники и, особенно, педагоги дополнительного образования не только уполномочены, но и должны, заметив у своего ученика способности, отследить динамику их развития, помочь ему разобраться в своих возможностях и талантах, направить на дополнительные занятия или подготовительные курсы, а также научить, как грамотно планировать будущее и как на практике можно применить знания, полученные в школе. А возможно и посоветовать, где продолжить обучение, подсказав соответствующее высшее, среднее или специальное учебное заведение.

Современные дети, научившиеся нажимать на кнопки телевизионных пультов и игровых приставок, сенсорные экраны планшетов и мобильных телефонов, к сожалению, мало что создают своим руками. Японские психологи назвали подрастающее поколение начала XXI века «поколением большого пальца». такое однобокое развитие мелкой моторики в раннем возрасте, в дальнейшем негативно

сказывается на социализации подростка при вступлении во взрослую жизнь. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы научить ребёнка не зависеть, а мирно сосуществовать с компьютерными технологиями, используя современные достижения в качестве творческого инструмента и помощника. создание образовательных интернет-ресурсов, информационных программ, профессиональных сообществ, молодёжных групп по интересам, безусловно, поможет перенаправить виртуальный социум в созидательное русло, однако не заменит живого межличностного общения. недаром сегодня растёт интерес к различным видам группового неформального образования с физкультурно-оздоровительной, художественно-эстетической и творчески развивающей направленностью. А соответственно, возрастает и значение объединений дополнительного образования, которые не просто организуют досуговую деятельность детей и молодёжи, а становятся главной социально-культурной составляющей развития личности.

регулярные занятия в творческих объединениях, секциях, кружках, студиях позволяют выявить склонности и способности учеников к определённому роду деятельности. Выступления творческих коллективов, участие в фестивалях, спектаклях, отчётных выставках и концертах помогают развить столь необходимые для социализации коммуникативные качества, ответственность и активную жизненную позицию. В процессе занятий у детей формируется сознательный творческий подход к профессиональной, социальной, общественной деятельности. Дополнительные занятия в школе по различным видам художественной деятельности необходимы в целях воспитания толерантности в современном обществе, удовлетворения возросшего интереса к истокам своей культуры и культуры народов мира, для передачи духовного наследия подрастающему поколению, открытия новых талантливых имён, содействия их творческому развитию, росту и профессиональному общению.

В государственной образовательной систе-

ме сложилось мнение, что старание, прилежание и способности ребёнка к учёбе являются основными показателями его ума и потенциала. однако в различных сферах общественной и профессиональной деятельности ценятся совсем другие качества, такие, например, как способность принимать ответственные решения и умение работать в команде, нестандартное мышление, организованность, отзывчивость, чуткость, коммуникабельность, креативность. Эти и другие необходимые для социализации личности качества лучше всего развиваются посредством творческой деятельности, которая предполагает вариативность, свободу выбора, формирование дивергентного мышления, что позволяет подростку занять определённое место в системе взаимоотношений со сверстниками, а в дальнейшем и своё место в обществе.

огромная роль в воспитании этих качеств отводится руководителю детского творческого коллектива. Увлечённый своим делом, талантливый педагог-художник, педагог-музыкант, режиссёр, хореограф, фотограф, состоявшийся как профессионал и достигший определённых высот на выбранном им когда-то жизненном пути, способен не только транслировать ученикам свой личный практический опыт, но и стимулировать интерес к тому или иному направлению профессиональной творческой деятельности.

социально-педагогическая задача, стоящая перед руководителем коллектива, заключается в создании условий для творческой самореализации личности. осуществляя дифференцированный, личностно-ориентированный подход в своей работе, педагог дополнительного образования постоянно находится в поиске новых оригинальных форм творческого взаимодействия с учащимися. В процессе занятий изобразительным, прикладным, фото-и киноискусством, музыкой, хореографией и в других творческих объединениях дополнительного образования непосредственно от педагога к ученикам передаётся неоценимый опыт чувственного восприятия жизни. Лишь попробовав «на вкус» различные, прежде все-

го творческие, профессии, познав радость созидательного труда, ученик сможет почувствовать и понять, к чему «лежит» душа, состояться как полноценная личность, раскрыть свой внутренний потенциал и построить фундамент для будущей карьеры.

таким образом, главные принципы работы объединений дополнительного образования дают возможность целостного воздействия на личность и позволяют, наравне с системой профориентации, решать образовательные, воспитательные, социальные и другие важнейшие задачи, а именно:

• способствуют нравственно-эстетическому и духовному развитию детей и подростков;

• создают условия для творческой самореализации и социализации личности;

• стимулируют интерес к культурному наследию своей страны и других народов;

• выявляют склонности и способности, оказывают содействие в выборе профессии;

• воспитывают трудолюбие, работоспособность и профессиональную ответственность;

• развивают коммуникативные качества и формируют активную жизненную позицию;

• формируют творческий подход к любой сфере профессиональной деятельности;

• воспитывают осознанное чувство личной причастности к судьбе страны, своего народа и общества в целом.

Итак, в целях повышения профессионального уровня специалистов в россии в результате грамотно организованного профессионального самоопределения молодёжи, в целях создания условий для успешной социализации подрастающего поколения, формирования социально полноценной личности подростка, необходимы внедрение комплексных программ по профориентации, с возможностью получения начального профессионального образования, а также создание условий для реализации творчески направленных программ в системе дополнительного образования с привлечением к этой деятельности опытных высококвалифицированных специалистов.

Примечания

1. Зозуля о. Ю. Развитие художественно-творческого потенциала школьника в условиях профильного обучения изобразительной деятельности // Вестник Магнитогорского государственного университета. Магнитогорск, 2008. 143 с.

2. Кашекова И. Э. Основы принципов деятельности школы художественно-эстетического направления // Искусство в школе XXI века : сборник материалов VI Всероссийской конференции и Московского научно-практического семинара «Мастерская Б. М. Неменского—2000» / ред. Л. Е. Курнешова. Москва : Школьная книга, 2000. 144 с. (Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Моск-

3. Литвак Н. формула призвания. Семь правил выбора вуза. Москва : Альпина нон-фикшн, 2012. 162 с.

4. Морено Я. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. Москва : Академический проект, 2004. 320 с.

5. Панченко О. Г. Нравственный потенциал личности как антропологическая проблема // Личность в социокультурном измерении: история и современность. Москва Индрик, 2007. С. 83—87 с.

6. Подымова Л. С, Сергеева В. П., Сороковых Г. В. Проектирование личностного самоопределения школьников : методическое пособие. Москва : Перспектива, 2011. 148 с.

7. Силбер Ли. Карьера для творческого человека. Москва : Добрая книга, 2002. 384 с.

8. Солодухин В. И. Социальная мобильность и доступность профессионального образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 3(19).

References

1. Zozulia О. U. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskogo potentsiala shkol'nika v usloviiakh profil'nogo obucheniia izobrazitel'noi deiatel'nosti [Development of artistic and creative potential of schoolboys in the conditions of profile training of graphic activity]. Vestnik Magnitogorskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Magnitogorsk state university]. Magnitogorsk, 2008. 143 p.

2. Kashekova I. E. Osnovy printsipov deiatel'nosti shkoly khudozhestvenno-esteticheskogo napravleniia [Bases of the principles of activity of school of the art and esthetic direction]. Iskusstvo v shkole XXI veka : sbornik materialov VI Vserossiiskoi konferentsii i Moskovskogo nauchno-prakticheskogo seminara "Masterskaia B. M. Nemenskogo—2000" [Art at school of the XXI century: collection of materials VI of the All-Russian conference and Moscow scientific and practical seminar "Masterful B. M. Nemenskogo-2000"]. Moscow, Shkol'naia kniga Publ. [School book Publ.], 2000. 144 p.

3. Litvak N. Formula prizvaniia. Sem' pravil vybora vuza [Calling formula. Seven rules of a choice of higher education institution]. Moscow, Alypina non-fikshin Publ., 2012. 162 p.

4. Moreno Ia. L. Sotsiometriia. Eksperimental'nyi metod i nauka ob obshchestve [Sociometry. An experimental method and science about society]. Moscow, Akademicheskii proekt Pul. [Academic Project Publ.], 2004. 320 p.

5. Panchenko O. G. Nravstvennyi potentsial lichnosti kak antropologicheskaia problema [Moral potential of the personality as anthropological problem]. Lichnosf v sotsiokulturnom izmerenii: istoriia i sovremennost [The personality in sociocultural measurement: history and present]. Moscow, IndriK Publ., 2007, pp. 83—87 c.

6. Podymova L. S., Sergeeva V. P., Sorokovykh G. V. Proektirovanie lichnostnogo samoopredeleniia shkolnikov [Design of personal self-determination of school students]. Moscow, Perspektiva Publ. [Prospect Publ.], 2011. 148 p.

7. Silber Li. Kar'era dlia tvorcheskogo cheloveka [Career for the creative person]. Moscow, Dobraia kniga Publ. [Kind book Publ.], 2002. 384 p.

8. Solodushin V. I. Sotsial'naia mobil'nost' i dostupnost' professional'nogo obrazovaniia [Social mobility and availability of professional education]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2007, No. 3 (19).

Структурно-организационные особенности новых направлений и профилей подготовки бакалавров и магистров в области музыки

УДК 378.978 В. С. Корина

московский государственный институт культуры

Автор статьи рассматривает проблемы реформирования системы высшего образования в сфере музыкального искусства. профессиональная подготовка должна отражать все изменения музыкально-педагогической и социокультурной действительности, обеспечивать развитие научно-методической мысли и практической педагогической деятельности. Двухуровневая система высшего образования предполагает вариативность подготовки музыкантов, в чьи профессиональные компетенции входит готовность к педагогической деятельности в сфере музыки в различных структурно-организационных условиях. В статье раскрывается значение модульного подхода к организации подготовки конкурентоспособных музыкантов-педагогов, определяется сущность образовательного модуля, который характеризуется теоретико-методической целостностью, структурно-содержательной законченностью, профессионально-целевой направленностью, практической функциональностью, личностно-социальной актуальностью. Теоретические положения по реализации модульного подхода к профессиональной подготовке по различным направлениям и профилям получили апробацию в классе фортепиано. Ключевые слова: высшее образование, музыкальное искусство и педагогика, вариативность подготовки, модульный подход, образовательный модуль, класс фортепиано.

КОРИНА ВЕРОНИКА СТАНИСЛАВОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкаль-182 ного образования факультета музыкального искусства Московского государственного института культуры

KQRINA VERQNIKA STANISLAVQVNA--Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department

of music education, Faculty of Musical Arts, Moscow State Institute of Culture

e-mail: nika-korina@rambler.ru © Корина В. С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.