-педагогика общего и проф
5. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов в педагогическом вузе: гуманитарный подход: монография. Волгоград: Перемена, 2003.
6. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории): монография. СПб.; Волгоград: Перемена, 1997.
7. Сергеев Н.К. Проблемы и перспективы развития профессиональной подготовки социального работника // Международное сотрудничество в области подготовки социальных работников: вопросы теории и практики: тез. и материалы меж-дунар. симпозиума. Волгоград, 30 нояб. - 1 дек. 1998 г. Волгоград: Перемена, 1999. Вып. 2. С. 16-18.
* * *
1. Professional'nyj standart «Specialist po so-cial'noj rabote»: Prilozhenie k Prikazu Mintruda Rossii № 571n ot 22.10.2013 g. «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Specialist po social'noj rabote» [Jelektronnyj resurs] // Ministerstvo truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii. URL: http:// www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/131 (data obrashhenija: 25.04.2016).
2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija: Prilozhenie k Pri-kazu Minobrnauki Rossii № 8 ot 12.01.2016 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazo-vatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 39.03.02 «Social'naja rabota» (uroven' bakalavriata) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/390302.pdf (data obrashhenija: 25.04.2016).
3. Andrushhenko T.Ju., Shashlova G.M., Shubi-na A.S. Praktiko-orientirovannaja model' podgotovki magistrov po programme «Shkol'naja psihologija» // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2015. T. 20, № 4. S. 31-39.
4. Zhivolupova N.A. Podgotovka budushhih specialistov social'noj raboty k professional'noj dejatel'nosti v sfere semejno-brachnyh otnoshenij: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 2007.
5. Saharchuk E.I. Upravlenie kachestvom pod-gotovki specialistov v pedagogicheskom vuze: gumanitarnyj podhod: monografija. Volgograd: Peremena, 2003.
6. Sergeev N.K. Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: koncepcija i tehnologii uchebno-nauchno-pedagogicheskih kompleksov (Voprosy teorii): monografija. SPb.; Volgograd: Peremena, 1997.
7. Sergeev N.K. Problemy i perspektivy razvitija professional'noj podgotovki social'nogo rabotnika // Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti podgotovki social'nyh rabotnikov: voprosy teorii i praktiki: tez. i materialy mezhdunar. simpoziuma. Volgograd,
© Затямина Т.Д., Пожарская А.В., 2016
::сионального образования -
30 nojab. - 1 dek. 1998 g. Volgograd: Peremena, 1999. Vyp. 2. S. 16-18.
Routes of continuous education in social work
The article describes the route of continuous education in social work. The comparative analysis of the professional standard "Specialist in social work" and Federal state educational standard of higher education in "Social work", the analysis of the results of the research of urgent demands of specialists in the Volgograd region determine the contents of additional education in social work and its organizational forms.
Key words: continuous education, educational route, educational standard, professional standard, social work.
Т.А. зАТяМинА, А.в. ПОЖАРСКАЯ (волгоград)
ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства*
Выделены ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. Рассматриваются гуманитарно-антропологическая интерпретация предметного содержания учебной дисциплины «Изобразительное искусство», а также эстетическое мировосприятие школьников, его структурно-содержательные характеристики и уровневая модель.
Ключевые слова: эстетическое мировосприятие, гуманитарно-антропологическая интерпретация произведений искусства.
Ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя всецело связаны с изменениями, происходящими в детях. Чтобы это положение стало действенным, учитель
* Работа выполнена по итогам научной конференции (проект «Непрерывное образование учителя: теория и практика» № 16-06-14101), поддержанной РГНФ.
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
должен понимать, на какие изменения он будет ориентироваться, как проявляются эти изменения, каковы возможности предметной области как системы условий, в которых будут происходить изменения. Какие же ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства должны стать определяющими? Возможности взаимоотношений человека с искусством являются тем проблемным полем, которое может помочь с поиском ответа на поставленный вопрос. вопросы обращения человека к искусству, как и содержание искусства, являются, прежде всего, человековедческими, т. е. ведут к осмыслению глубинных проблем человеческого бытия. Обращаясь к искусству, человек может получить целостное представление о человеческой жизни, прикоснуться к ее истокам, выйти в пространство человеческого общения; мир ценностей, который создан человеком и является общечеловеческим; сферу самореализации творческих сил человека, которая является для него объективной потребностью, связанной, прежде всего, с осознанием собственного бытия; реализацией своих сущностных сил [2]. Гуманитарно-антропологическая проблематика взаимоотношений человека с искусством позволяет выделить в качестве стратегически-ценностных ориентиров профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства следующие: 1) понимание произведений искусства в антропологической интерпретации и 2) определение личностных качеств школьника как ориентиров его художественного развития.
Антропологическая интерпретация произведений искусства - это способ понимания и открытия смысла конкретного художественного произведения. Основанием антропологической интерпретации произведения является то, что заложено автором, именно это дает правильное понимание. Средства художественной выразительности, используемые автором, - это ключ к пониманию авторской идеи. в общеобразовательном процессе интерпретация произведений живописи, декоративно-прикладного искусства, архитектуры - это «не научный путь познания» (Б.М. Неменский), а вчувствование сердцем, воглубление разумом.
В программе Б.М. Неменского выделим три основные темы изобразительного искусства и рассмотрим их в гуманитарно-антропологической интерпретации. самая
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
интересная и одновременно самая сложная тема - Человек. Она находит отражение в самых различных образах, создаваемых учениками: добрый и злой герои (2-й класс), картина-портрет (3-й класс), русская красавица, богатырь-защитник, мама (4-й класс), друг (6-й класс) и др. Осваивая данную тему, восприятие детей необходимо направлять на внутренний мир человека. Выбирая визуальный, музыкальный, литературный ряд по данной теме, важно вызвать у детей эмоциональный отклик, чувства сопереживания, соучастия, сострадания другому человеку. Эти переживания - связующее звено между опытом ученика и чужим человеческим опытом. Результатом является ценностно-смысловое отношение к Другому, понимание его духовных проблем. рассматривая различные образы, живописные, графические и в объеме, всматриваясь, вглядываясь в человека, мы обсуждаем человеческие чувства, отношения, характер, поступки в соотнесенности со средствами художественной выразительности. Наиважнейшая составляющая восприятия художественных образов человека - открытие, осознание связи между идеей автора и художественными средствами выражения. В 6-7-м классах восприятие образов человека, созданных в разное время разными художниками, должно привести школьников к мысли о том, что портрет - не констатация факта, а отражение души художника, его мыслей, чувств, отношений и времени, когда он жил и творил. В картинах бытового, исторического, батального и других жанров через изображение человека художник выражает свои идеалы, цели, мечты, стремления, мировоззренческие позиции.
Тема природы находит отражение в различных видах пейзажа, анималистическом жанре. содержание данной темы открывается в многообразности природы, её различных состояниях. Произведения художников-пейзажистов, анималистов, музыкальный, литературный ряд могут пробудить в душе школьника чувство родства с природой. Вызывая восхищение разнообразием, бесконечной фантазией самой природы, необходимо акцентировать внимание не на строении дерева и линейной перспективе, а на выразительности художественного образа, силе чувств, характере. Знакомство с различными изображениями животных, пейзажами приводит школьника к выводу о том, что, несмотря на различные техники, стили, манеру письма, все авторы стремят-
- ПЕДАГОГИКА ОБЩЕГО И ПРОФ
ся передать свои личные состояния, впечатления (кот влюбленный, хитрый, коварный, дождик веселый, унылый, лес таинственный, волшебный и т. д). При этом средства художественной выразительности (цвет, линия, пятно, мазок и т. д.) подчинены единой идее художественного образа. Проживание темы природы, восприятие живописных, графических, музыкально-литературных образов пробуждают у школьников поэтические, возвышенные чувства, побуждающие к творению своего художественного образа.
Содержанием темы натюрморта является внутренняя жизнь предметов, вещей. Их выразительность обусловлена смыслом, который вкладывает в предметы художник. Важно, что натюрморт - это для художника средство выразить свое Я, свое понимание жизни, возможность рассказать свою историю, показать значимость, казалось бы, обыденных и незначительных предметов быта.
Смысловое понимание и интерпретация произведений искусства требует определенных способностей. Внутренний мир человека проявляется в способностях, изменение которых является показателем его развития. Понимание способностей в антропологическом контексте позволило нам выделить такую способность, которая является условием создания, интерпретации, ценностно-смыслового понимания художественного образа на основе целостно-образного, поэтического видения мира, тонкого чувствования красоты, гармонии и направлена на творческое самовыражение [6, с. 82]. Данную способность мы определили как эстетическое мировосприятие. Согласно результатам исследований А.В. Баку-шинского, изменение мировосприятия свидетельствует о художественном развитии личности и о внешнем выражении восприятия мира [1, с. 12]. Эстетический характер мировосприятия выражает себя как «духовно-культурное присвоение личностью общечеловечески значимого в реальном мире» [3, с. 23], как «способность воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [5].
В архитектонике эстетического мировосприятия можно выделить следующие компоненты:
- мотивационно-ценностные отношения - выступают движущей силой эстетического мировосприятия, механизмом, стимулирующим, мотивирующим, регулирующим интенсивность творческой активности учащего-
^СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -
ся и его творческое саморазвитие. Внешним источником инициации творческой деятельности школьника служит само искусство, явления действительности, внутренним источником - он сам. Мотивационно-ценностные отношения задают вектор жизненным ориентирам ученика, определяют границы его эстетического вкуса, эстетических идеалов, преобразуют «всю его психическую жизнь: ценности и мотивы, познавательную сферу, наконец, жизненное поведение и самую судьбу» [4, с. 23];
- эмоционально-образное отражение является исходным внутренним импульсом целостно-образного, поэтического видения мира, «ключом», помогающим открыть «изнутри» ценностно-смысловое содержание искусства. С помощью особого эстетического переживания, чувствования, тончайших душевных взаимоотношений открываются глубокое интуитивное знание и ценностно-смысловое понимание искусства. Данный компонент имеет особое значение, обеспечивая, с одной стороны, интуитивное проникновение в глубинные слои внутренней идейно-смысловой сути художественного произведения, с другой стороны - способность школьника самостоятельно видеть и творить художественный образ, понимать и образно отражать не только внешний, но и свой личный внутренний мир;
- рационально-логическое приятие актуализирует познавательную активность ученика, получение объективных знаний в области искусства, познание себя как художника и выстраивание на этой основе своей художественной деятельности, дальнейшего творческого пути. Рационально-логическое приятие включает в себя формирование адекватного видения - понимания - оценивания художественных произведений, предполагая движение не от собственных переживаний к рождению образа в своем сознании, а от Образа к его ощущению в себе, т. е. от содержания к форме, от смысла к средствам его выражения.
Понимание эстетического мировосприятия должно помочь учителю целенаправленно выстраивать логику освоения изобразительного искусства, проектировать условия, в которых школьники будут осваивать разные способы и формы художественной деятельности (изобразительной, декоративной, конструктивной).
Уровневая модель эстетического мировосприятия может стать тем средством, которое
- ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕ,
поможет учителю изобразительного искусства целенаправленно выстроить педагогический процесс, направленный на художественное развитие школьников. В результате исследования выделены четыре уровня эстетического мировосприятия.
Пассивно-поверхностный уровень. Характер мировосприятия на данном уровне можно определить как «скользящее по поверхности», что объясняется доминированием рационально-логического компонента. Рациональность мышления, рассудочность познания не позволяют школьнику проникнуть в глубину, внутреннюю сущность художественного образа, чувственного явления, понять его природу, взаимосвязи, зависимости. Конвергентность мышления не позволяет школьнику видеть множество вариантов решения художественно-изобразительной задачи. Поэтому самым сложным для него являются самостоятельное сочинение, создание образа и его художественное воплощение. Отношение школьника к изобразительному искусству можно охарактеризовать как утилитарно-прагматичное, «вещное». Его рассуждения об искусстве стереотипны, клишированы. В процессе обучения ученик демонстрирует пассивность и отсутствие творческой инициативы.
Кризисной точкой перехода на новый уровень станет эмоциональное потрясение от открытия школьником своего изобразительного таланта. Через открытие самого себя будет меняться его мировосприятие, а значит, и отношение к своей художественно-изобразительной деятельности, миру искусства, далее - ко всему миру.
Эмоционально-созерцательный уровень. Характерным для данного уровня является дисбаланс эмоционального и рационального при доминировании аффективного начала, поэтому ученик не может осознать, понять идейно-смысловую суть воспринятого, связь содержания, формы, средств художественной выразительности. В его мировосприятии не хватает целостности, глубины, осознанности, тонкости, можно сказать, «нюансности». Поэтому и отношение ко всему экспрессивно-поверхностное. Несмотря на ярко выраженный интерес к изобразительному искусству и чувственной стороне действительности, школьник пока не имеет обоснованных приоритетов, его отношение мы определяем больше как созерцательное.
Качественные характеристики данного уровня эстетического мировосприятия имеют
ГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
как положительные, так и отрицательные стороны. Чувствительность, интуиция, ассоциативность мышления, умение мечтать и фантазировать - качества, способствующие возникновению множества мыслеобразов, но их материализация в целостных художественных образах вызывает затруднения. Аффек-тивность, неосознанность, отрывочность знаний в области изобразительного искусства, слабая регуляция деятельности, недостаточность художественного опыта во многом объясняют спонтанность и рассогласованность художественно-изобразительной деятельности школьника, что отражается на ее результатах.
Кризисной точкой перехода на новую стадию будет являться открытие, осознание связи между идеей автора и художественными средствами. Оно может произойти внезапно, как озарение, или через более длительное время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Вместе с осознанием придут ясность мысли, способность видеть цель, пути и способы ее достижения.
Поисково-преобразовательный уровень. Эстетическое мировосприятие школьника на данной стадии развития характеризуется как гармоничная целостность. Равновесие «чувственного» и «рационального» обеспечивает успешную реализацию всех функций эстетического мировосприятия. Отношение школьника к миру изобразительного искусства, самому себе и окружающей действительности характеризуется как ценностно-смысловое. Ученик способен создавать целостный художественный образ, обладает устойчивой потребностью в творческой самореализации. Он активно ищет точки соприкосновения с искусством, пути и способы взаимодействия с ним, настойчиво пробует, экспериментирует, творит. Именно это стремление ученика раскрыть свой внутренний потенциал является главным мотивом его творческой деятельности. Как только школьник «найдет себя», определит свои приоритеты в изобразительном искусстве, этот момент можно считать критической точкой перехода на новый уровень.
Креативно-деятельностный уровень. На данном уровне развития эстетического мировосприятия чувственное и интеллектуальное сливаются воедино. Характеристиками мировосприятия школьника на данном этапе являются сверхчувственность, интуитивность, ассоциативность, целостность, образность,
-педагогика общего и проф
тонкость, глубина, метафоричность, поэтичность.
Отношение школьника к миру можно определить как субъектно-творческое, философское. Обладая устойчивыми и осознанными познаниями в области изобразительного искусства, ученик имеет собственную аргументированную точку зрения, критерии оценки. Дивергентность, гибкость, креативность мышления ученика обусловливают способность легко и быстро генерировать неожиданные, интересные идеи, находить множество путей решения художественной задачи. Отличительными особенностями художественно-изобразительной деятельности школьника являются: неповторимость, одухотворенность созданных художественных образов; высокая степень погруженности; ярко выраженная независимость; инновационность; продуктивность; способность наслаждаться творчеством и в то же время постоянная творческая неудовлетворенность.
Все структурно-содержательные характеристики эстетического мировосприятия присутствуют на каждом из выделенных уровней, отличие - в их проявленности и характере художественной деятельности школьников как условии взаимоотношений с искусством.
Рассмотренные ценностные ориентиры профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства согласуются с требованиями профессионального стандарта педагога, который требует от него умений «находить ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание», «проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка, культуру переживания и ценностные ориентации» [7], воплощать воспитательные возможности художественной деятельности.
список литературы
1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание / сост. H.H. Фомина, вступ. ст. H.H. Фомина, Т.А. Копцева. М.: Карапуз, 2009. (Педагогика детства).
2. Затямина Т.А. Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография. Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2008.
3. Борев Ю.Б. Эстетика: учебник. М.: Высш. шк., 2002.
ссионАЛЬного образования -
4. Мелик-Пашаев А.А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905022. htm.
5. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапожни-кова Т.Б. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского. М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2007.
6. Пожарская А.В. Эстетическое мировосприятие как основа художественного образования в школе // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. 2015. № 7 (41). URL:http://grani. vspu.ru/avtor/915.
7. Профессиональный стандарт педагога.
URL: http://минобрнауки.рф/documents/3071. * * *
1. Bakushinskij A.V. Hudozhestvennoe tvorche-stvo i vospitanie / sost. N.N. Fomina, vstup. st. N.N. Fomina, T.A. Kopceva. M.: Karapuz, 2009. (Pedagogika detstva).
2. Zatjamina T.A. Muzykal'naja dejatel'nost' reben-ka v prostranstve pedagogicheskoj real'nosti: mono-grafija. Volgograd: Izd-vo VGAPK RO, 2008.
3. Borev Ju.B. Jestetika: uchebnik. M.: Vyssh. shk., 2002.
4. Melik-Pashaev A.A. Iz opyta izuchenija jesteticheskogo otnoshenija k dejstvitel'nosti. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905022.htm.
5. Nemenskij B.M., Poljakova I.B., Sapozhniko-va T.B. Osobennosti obuchenija shkol'nikov po programme B.M. Nemenskogo. M.: Ped. un-t «Pervoe sentjabrja», 2007.
6. Pozharskaja A.V. Jesteticheskoe mirovosprija-tie kak osnova hudozhestvennogo obrazovanija v shko-le // Grani poznanija: jelektron. nauch.-obrazovat. zhurn. 2015. № 7 (41). URL:http://grani.vspu.ru/ avtor/915.
7. Professional'nyj standart pedagoga. URL: http:// minobrnauki.rf/documents/3071.
Value guidelines of professional work of a teacher of fine arts
The article deals with the value guidelines of professional work of a teacher of fine arts. The classical and anthropologic interpretation of the contents of the discipline "Fine arts" is under consideration. The aesthetic world-view of pupils, its features and level model are described.
Key words: aesthetic world-view, classical and anthropologic interpretation of works of art.