ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ КАК НЕОТВРАТИМО НАСТУПАЮЩАЯ ЖИЗНЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Рецензия на очередной выпуск журнала «Профессиональная ориентация» №1, 2015
П.С.Кузнецов,
доктор социологических наук, г. Саратов, Россия.
Вышел в свет очередной номер научного рецензируемого журнала «Профессиональная ориентация». Редакционная статья представлена репринтом сочинения совсем юного Карла Маркса «Размышления юноши при выборе профессии»1 написанного на выпускных экзаменах в Трирской гимназии в августе 1835 года. Будущему основоположнику теории научного коммунизма тогда было всего 17 лет. Сочинение написано на свободную тему и получило положительную оценку преподавателя истории и философии, одновременно являвшегося директором гимназии, И. Виттенбаха: «Довольно хорошо. Работа отличается богатством мыслей и хорошим систематическим изложением. Но вообще автор и здесь впадает в свойственную ему ошибку, в излишние поиски изысканных образных выражений. Поэтому изложению во многих подчеркнутых местах недостает необходимой ясности и определенности, часто точности, как в отдельных выражениях, так и в целых периодах». По прошествии почти 200 лет затронутая выпускником гимназии тема актуальна и выглядит волне современно, а данная И. Виттенбахом оценка не только обоснована и заслужена, но и подтверждена временем - по «систематичности изложения» главный труд всей жизни К.Маркса «Капитал», не имеет равных.
Можно предположить, что редакция журнала сознательно не сопроводила данный материал ссылками и комментариями, рассчитывая, таким образом, вызвать дополнительный интерес и привлечь к дискуссии не только ученых и специалистов, но и современных выпускников школ и гимназий, ведь именно для них это не просто тема, а неотвратимо наступающая жизненная реальность.
О проблемах, с которыми сталкивается человек, выбирающий для себя профессию, рассуждает в статье «Трудности выбора» исследователь-практик О.А.Беляева. На основании собственного эмпирического опыта профконсультирования автор констатирует наличие трудностей не только при первичном выборе профессии, но и при последующих выборах, причем независимо от возраста, трудового опыта и причин смены профессии. Умению правильно выбирать тоже надо учить (в процессе семейного воспитания или школьного образования) или хотя бы помогать (посредством квалифицированного консультирования). Предложенная авторская иерархическая последовательность критериев выбора профессии включает: удовольствие от профессиональной деятельности-наличие навыков и умений-востребованность-уровень оплаты.
Самостоятельный выбор профессии школьниками в большинстве случаев является затруднительным, считает В.В. Дикова, многие школьники не могут сделать самостоятельный сознательный выбор профессии в силу искаженного или неверного представления о себе, и своих способностях и личностных качествах, а также незнания самих профессий. В статье «Специфика профессионального самоопределения подростков в постиндустриальном обществе: из опыта консультирования» автор рассуждает о глубоких сдвигах и искажениях в понимании смыслов труда, преобладании «эгоистического» над общественно значимым.
В результате подростки даже с выраженными инженерными способностями, отвергают инженерные специальности (а именно на эти специальности прогнозируется большой рост спроса в течение ближайших лет). Автор рассказывает о работе по комплексному диагностированию и дальнейшей профориентационной работе с такими подростками.
Особое направление - профессиональный выбор сельской молодежи, для которой доступность современных сервисов профориентации, консультации, диагностики ограничена виртуально-компьютерными возможностями (да и то в лучшем случае), где подросток предоставлен сам себе и имеется много других соблазнов. Восполнить пробел берутся сельские библиотеки - можно только приветствовать такое расширение их функций, это еще одно свидетельство, что когда заботишься об окружающих людях, их проблемах и потребностях, будет и востребованность, и работа, и уважение. О ши-
1 Впервые опубликовано в Германии на немецком языке, «Karl Marx -Friedrich Engels. ffistorisch-kritischeGesamtausgabe». Erste Abteilung. Band 1, zweiter Halbband, S. 164-182. Berlin, 1929.
роком распространении и содержании такой работы пишет А.А.Ляпкова в статье «Профориентационная работа с молодежью в сельской библиотеке (на примере библиотек районов Томской области)». Помимо традиционной для библиотек библиографической и информационно-методической работы широко внедряются активные методы: деловые профессиональные игры, тренинги, мастер-классы, встречи с известными людьми.
В статье О.А.Ивановой и М.Н.Фроловской «Профессиональное взаимодействие в практико-ориентированной образовательной среде» грамотно сформулирован очень важный вопрос взаимодействия вузов (равно как и любых других профобразовательных учреждений) и профильных потенциальных работодателей для будущих специалистов. Важность и даже обязательность практико-ориентированности для большинства профессий сомнений не вызывает и является одним из требований федерального закона от 29.12.2012 № 323-ф3 «Об образовании в Российской Федерации». К сожалению, данная проблема в большинстве отраслей (за редким исключением, например, медицинского образования) не решена. Причина во всеобщем отсутствии заинтересованности: вуз и так получает деньги за студента; студент покупает не профнавыки, а «корочку»; работодателю «чужие» студенты не нужны, а «своих» работников он привык «натаскивать» сам. Приведенный в статье пример лаборатории с кассовым оборудованием интересен только для подготовки кассиров (рабочая должность). Практико-ориентированной средой для будущих банкиров могла бы стать, например, инвестиционная деятельность студентов (депозиты, валюты, драгметаллы и т.д., пусть на символические, но личные средства), личное кредитование (на то же самое обучение) и многое другое, что включает студента в повседневные банковские операции и формирует понимание и умение анализировать.
Л.В. Верниенко и Е.С. Кузьменко рассуждают о глобальности тенденций «Профессиональной ориентации в условиях полипрофессионализма деятельности». Полипрофессиональные виды трудовой деятельности были всегда: врач (он же химик, биолог и др.); инженер («настоящий» инженер - «мастер на все руки»); руководитель (категории «номенклатурный работник») и т.д. Вместе с тем в последние десятилетия появились и очень быстро разрослись принципиально новые полипрофессиональные направления - оператор, программист, которые, уже в обозримом будущем, охватят большую часть рынка труда. Однако в основе любой полипрофессиональной деятельности лежит высочайший уровень овладения базовой профессией. Так, инженер-экономист (по диплому) может быть инженером, а может быть экономистом в зависимости от полученного образования.
Самое грубое первичное профориентационное деление происходит естественным образом в любой школе, когда гуманитарии бунтуют против математики и физики, а естественников раздражает «словоблудие» общественных дисциплин. Численное превосходство (в ряде школ в разы) в большинстве случаев за гуманитариями. В результате производства сталкиваются не только с отсутствием выбора, но и с физической нехваткой будущих работников. Даже такой сугубо промышленный город как Нижний Тагил вынужден «приводить образовательные интересы учащихся в соответствие с потребностями рынка труда». Как показали в своей статье «Системная профориентационная работа - залог успешности комплектования кадрами промышленных предприятий (на примере Федерального казенного предприятия «Нижнетагильский институт испытания металлов») Т.Н. Милютина и К.В. Мальцева только заинтересованный и серьезный подход к делу ведет к желаемым результатам. Перечисленные авторами мероприятия воспроизводят, на местном уровне, разрушенную советскую систему профориентации и профподготовки: многочисленные и разнообразные технические олимпиады и конкурсы, центры НТТМ, подготовка рабочих кадров в системе ПТУ (ССУЗах) с использованием функционирующего станочного парка, довузовская техническая подготовка. Единственное отличие от техподготовки в СССР - широкая опора на компьютерные технологии.
Продолжает тему инженерно-технической профориентации в Нижнем Тагиле статья Н.А. Солож-нина, и К.В. Мальцева «Погружение в профессию» раскрывающих определяющее значение в мотивации молодежи к обучению и последующей работе по техническим специальностям всестороннее повышение престижа не только инженерных, но и рабочих профессий. Один только перечень постоянно действующих городских мероприятий ежедневно убеждает молодых тагильцев, что главные люди в городе не депутаты и торгаши, а передовые рабочие и специалисты промышленных предприятий города: общественное движение «В защиту человека труда», конкурс профмастерства «Славим человека труда!»; «Зал национальной трудовой славы»; интернет-порталы «Трудовые династии Урала (России)» и «Город профессий 360 +». Особо бережное отношение и к истории родного горнодобывающего края, которую тагильцы ведут со времен Петра I. Торжественно-праздничный образ технических профессий удачно сочетается с новейшими достижениями радиоэлектроники, робототехники, компьютерных технологий. Система НТТМ охватывает весь регион, и любой школьник может поучаствовать в настоящем
ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №1, 2015
43
деле, это увлекает, хочется достичь большего, получить заслеженное одобрение - вхождение в профессию проходит незаметно, а выбор трудового пути очевиден. Немногие города и регионы России могут похвастаться такой успешной профориентационной работой, опыт тагильцев, безусловно, заслуживает распространения.
О ставшей в последние десятилетия обыденной проблеме трудоустройства/нетрудоустройства выпускников вузов размышляет В.А. Сушко в статье «Теоретические и прикладные проблемы выпускников вузов при трудоустройстве» Одной из причин невостребованности молодых специалистов автор видит в возрастной структуре вузовского преподавательского контингента, что препятствует переходу образовательной доктрины от передачи «готовых знаний» к «формированию компетенций». При этом сам автор указывает, что «наличие высшего образования для многих является знаком социальной нормальности, а не реальной конкурентоспособностью на рынке труда» и приводит в подтверждение аргументацию работодателей, не желающих принимать современных выпускников вузов не только по причине отсутствия у них опыта, но в связи с недостаточностью знаний по специальности. Любопытно, чему будет учить студентов такой молодой преподаватель. Специфические особенности подготовки педагогических кадров изложены в статьях Л.А. Ситак и О.В. Ярлыковой. О проблемах и противоречиях в преподавании основ экологической культуры при подготовке студентов и учащихся педагогических образовательных учреждений размышляет Л.А. Ситак в статье «Профессиональная готовность будущего педагога к процессу формирования экологической культуры».
О.В. Ярлыкова в статье «Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов» доказывает определяющую значимость здорового образа жизни, систематического занятия физической подготовкой, для любого педагогического работника. По мнению автора, постоянные занятия физической культурой являются обязательным элементом профессионального становления молодого преподавателя, учителя не только как личного положительного примера для обучаемых, но и как средства борьбы со стрессами, гиподинамией, ухудшением здоровья, снижением работоспособности. Однако большинство россиян недооценивают значимость и преимущества подобного образа жизни для трудовой успешности, профессионального роста, должностной карьеры.
Библиографический список
1. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., изд. 2, т.40, стр. 3-7.
2. Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie.
ЮМОР И САТИРА: ПОПЫТКА НАУЧНОГО ПОДХОДА
Рецензия на сборник научных трудов «Юмор и сатира в координатах XXI века».
О.В. Теняева,
канд. психол. наук,
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань, Россия.
На протяжении всего развития человеческого общества юмор и сатира играли значительную роль в его жизни, способствуя снижению эмоциональной напряженности, социальной неуверенности, агрессивности. Сегодня, в непростое время мировых преобразований, изучение и обобщение опыта использование юмора и сатиры в оценке происходящих событий представляется очень важным, поскольку ма-гдональдизация современного общества, ускорение темпа жизни, изменение ценностных ориентаций общества оказывает негативное влияние на психическое здоровье человека. Зачастую не имея возможности справляться с этим, стоит снова обратиться к юмору и сатире как средству преодоления напряжения во всех сферах жизни современного человека.
Обобщить изыскания, проведенные в последнее время в рамках данной тематики, дала возможность прошедшая в апреле 2015 года конференция на тему «Юмор и сатира в координатах XXI века». Обращение к опыту прошлого позволит в настоящем вернуть тот утраченный интеллигентный тонкий юмор, которого, к сожалению, недостает в современной массовой культуре.
Авторы сборника статей, вышедшего в болгарском издательстве, затронули разные сферы жизни, в которых присутствуют юмор и сатира, оказывая на них некоторое влияние, по разному проявляясь в них, придавая им шарм и эмоциональность. Так, в статье Т.Е. Абрамзон «О «забавной» фортуне в русской поэзии XVIII века» затрагивается проблему описания счастья и фортуны в отечественной литературе XVIII века. К счастью стремятся, его ждут, о нем мечтают, но так уж устроен человек, что ему все-