Научная статья на тему 'Юмор и сатира: попытка научного подхода'

Юмор и сатира: попытка научного подхода Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
709
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Теняева О. В.

Рецензия на сборник научных трудов «Юмор и сатира в координатах XXI века»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юмор и сатира: попытка научного подхода»

деле, это увлекает, хочется достичь большего, получить заслеженное одобрение - вхождение в профессию проходит незаметно, а выбор трудового пути очевиден. Немногие города и регионы России могут похвастаться такой успешной профориентационной работой, опыт тагильцев, безусловно, заслуживает распространения.

О ставшей в последние десятилетия обыденной проблеме трудоустройства/нетрудоустройства выпускников вузов размышляет В.А. Сушко в статье «Теоретические и прикладные проблемы выпускников вузов при трудоустройстве» Одной из причин невостребованности молодых специалистов автор видит в возрастной структуре вузовского преподавательского контингента, что препятствует переходу образовательной доктрины от передачи «готовых знаний» к «формированию компетенций». При этом сам автор указывает, что «наличие высшего образования для многих является знаком социальной нормальности, а не реальной конкурентоспособностью на рынке труда» и приводит в подтверждение аргументацию работодателей, не желающих принимать современных выпускников вузов не только по причине отсутствия у них опыта, но в связи с недостаточностью знаний по специальности. Любопытно, чему будет учить студентов такой молодой преподаватель. Специфические особенности подготовки педагогических кадров изложены в статьях Л.А. Ситак и О.В. Ярлыковой. О проблемах и противоречиях в преподавании основ экологической культуры при подготовке студентов и учащихся педагогических образовательных учреждений размышляет Л.А. Ситак в статье «Профессиональная готовность будущего педагога к процессу формирования экологической культуры».

О.В. Ярлыкова в статье «Влияние физической культуры на профессиональный рост будущих педагогов» доказывает определяющую значимость здорового образа жизни, систематического занятия физической подготовкой, для любого педагогического работника. По мнению автора, постоянные занятия физической культурой являются обязательным элементом профессионального становления молодого преподавателя, учителя не только как личного положительного примера для обучаемых, но и как средства борьбы со стрессами, гиподинамией, ухудшением здоровья, снижением работоспособности. Однако большинство россиян недооценивают значимость и преимущества подобного образа жизни для трудовой успешности, профессионального роста, должностной карьеры.

Библиографический список

1. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., изд. 2, т.40, стр. 3-7.

2. Das Kapital. Kritik der politischen Ökonomie.

ЮМОР И САТИРА: ПОПЫТКА НАУЧНОГО ПОДХОДА

Рецензия на сборник научных трудов «Юмор и сатира в координатах XXI века».

О.В. Теняева,

канд. психол. наук,

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, г. Рязань, Россия.

На протяжении всего развития человеческого общества юмор и сатира играли значительную роль в его жизни, способствуя снижению эмоциональной напряженности, социальной неуверенности, агрессивности. Сегодня, в непростое время мировых преобразований, изучение и обобщение опыта использование юмора и сатиры в оценке происходящих событий представляется очень важным, поскольку ма-гдональдизация современного общества, ускорение темпа жизни, изменение ценностных ориентаций общества оказывает негативное влияние на психическое здоровье человека. Зачастую не имея возможности справляться с этим, стоит снова обратиться к юмору и сатире как средству преодоления напряжения во всех сферах жизни современного человека.

Обобщить изыскания, проведенные в последнее время в рамках данной тематики, дала возможность прошедшая в апреле 2015 года конференция на тему «Юмор и сатира в координатах XXI века». Обращение к опыту прошлого позволит в настоящем вернуть тот утраченный интеллигентный тонкий юмор, которого, к сожалению, недостает в современной массовой культуре.

Авторы сборника статей, вышедшего в болгарском издательстве, затронули разные сферы жизни, в которых присутствуют юмор и сатира, оказывая на них некоторое влияние, по разному проявляясь в них, придавая им шарм и эмоциональность. Так, в статье Т.Е. Абрамзон «О «забавной» фортуне в русской поэзии XVIII века» затрагивается проблему описания счастья и фортуны в отечественной литературе XVIII века. К счастью стремятся, его ждут, о нем мечтают, но так уж устроен человек, что ему все-

44

ISSN 2078-9661 • Humanitarian scientific journal №1, 2015

гда кажется, что счастье не с ним, а где-то рядом. Поэты XVIII века именно так и представляли фортуну: она слепа, глупа, непостоянна и нелогична - делает свой выбор непроизвольно. В этом можно усмотреть насмешку над собой - человечеством, вечно надеющимся на эфемерное.

Доведенная до абсурда ситуация. Смешна, с одной стороны. А с другой - очень напоминает типичные жизненные перипетии, за которыми только со стороны смешно наблюдать, но находясь в которых испытываешь непонимание и растерянность. К юмору и сатире в литературе обратились авторы статей « Сатирический образ Германии в прозе Саши Черного» (С.С. Жданов), «Один из вариантов отношения к «булгаковскому мифу» в современной литературе: юмор, ирония, самоирония, сатира» (М.Н. Капрусова) , «Евгений Венский - мастер литературно-критической пародии» (В.Н. Крылов), «Роль юмора в развитии узбекской детской литературы» (Д.Д. Тураева), «Языковая игра на страницах произведений М. Веллера» (М.Ф. Шацкая).

Возможности карикатуры как средства художественного изображения, которое носит преувеличенный, сатирический характер, нашла свое отражение в статьях М.В. Братолюбовой, Т.С. Пимоновой «Европейский союз в зеркале политической карикатуры», М.Б. Ворошиловой «Свастика в современной русской карикатуре», А.М. Мойсинович «Образ Николая II в политической карикатуре Габриэля Галан-тара». Карикатура во все времена представляла собой своеобразный отклик на происходящее в стране и мире, визуализацию политических настроений в обществе. В статьях проведен глубокий анализ возможностей использования карикатуры в разные исторические периоды и при разных политических условиях, оценка того впечатления, которое она может произвести на население.

В качестве развития темы необходимо отметить статью «Роль сатирической графики в политическом пространстве Франции 30-х - начала 50-х гг. XIX века» Д.Е. Цекалова. Франция была передовой страной в издательском деле, передовой и в распространении политической мысли.

В статье Г.Ю. Литвиновой «Трансформация смеховой культуры Средневековья в Петровскую эпоху» представлена динамика изменения отношения к смешному в жизни на этапе перехода из одной эпохи к другой, когда меняется не просто политический уклад жизни, но и отношения между людьми.

Применению юмористических средств в образовательном процессе посвящены статьи Л.А. Оганнисян «Юмор как средство педагогического общения», О.С. Протас «Использование юмора в обучении». Юмор в педагогической деятельности представляет собой одно их важных качеств педагога, обеспечивающее ему достижения результатов, которые ставит перед ним государство в сфере формирования и развития личности гражданина с активной жизненной позицией.

В свете изменяющихся требований к культуре изменяются и подходы к организации юмористических средств с целью более глубокого воздействия на сознание читателей. Данной проблеме посвящены статьи Ф.Г. Емельянова «Игра и ирония как симулятивная модель постмодернизма», представляющую иронию как коммуникативную стратегию новой эпохи, Е.Ю. Кармаловой «Использование технологии стереотипизации архетипического для создания комического эффекта в телевизионном контенте (на примере программы Comedy Qub»)», в которой рассматривается технология стереотипизации архетипа в российской телевизионной массовой культуре.

Особое внимание нужно уделить статьям М. Лёшманна «Юмор как неотъемлемая часть обучения немецкому языку как иностранному», Н.Г. Кузнецовой «Малоформатные комические тексты в преподавании иностранных языков (английский, немецкий)». Русский язык достаточно сложен для перевода -не всегда удается передать все тонкости чувств и переживаний, которые вкладывает в них автор, особенно когда речь идет о национальном юморе. Авто статьи «Особенности перевода на иностранные языки юмористических названий фантастический персонажей (на материале повести А.Н. и Б.Н. Стругацких «Понедельник начинается в субботу») Р.Е. Тельпов затронул эту непростую лингвистическую проблему. В то же время художественной выразительности юмористических текстов способствует применение фразеологизмов (статья «Образная структура фразеологизма как источник комического эффекта» Т.М. Филоненко).

Сборник содержит материалы, написанные на русском языке, хотя его участниками стали представители разных стран, что вполне отражает реалии нового мира, в котором юмор и сатира по-прежнему занимает значительное место и представляет собой основу для сотрудничества и взаимопонимания.

ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №1, 2015

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.