Научная статья на тему 'Современная гелотология: Юмор в образовании, психологии, технологиях управления персоналом'

Современная гелотология: Юмор в образовании, психологии, технологиях управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1544
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕЛОТОЛОГИЯ / СМЕХ / ЮМОР / САТИРА / КОМИЧНОЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фурсов А.Л.

Библиографический обзор посвящен научным публикациям последних лет в сфере гелотологии науки о юморе и его влиянии на различные стороны общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная гелотология: Юмор в образовании, психологии, технологиях управления персоналом»

УДК 009

А.Л. Фурсов

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС,

г. Саратов, Россия

Современная гелотология: юмор в образовании, психологии, технологиях управления персоналом

Аннотация. Библиографический обзор посвящен научным публикациям последних лет в сфере гелотологии - науки о юморе и его влиянии на различные стороны общественной жизни.

Ключевые слова: гелотология, смех, юмор, сатира, комичное, культурология.

Если до недавнего времени юмор и сатиру относили к сфере развлечений (эстрада, цирк, «легкое чтиво»), а в научных публикациях рассматривали только с точки зрения культурологии, то в начале XXI века комичное стало все чаще становиться основой для серьезных научных исследований и практического применения в педагогике, управлении персоналом, политологии. Хотя, конечно, старт новой науке гелотологии (от греч. «гелос» - смех) дали медики и психотерапевты, которые еще в последнем десятилетии ХХ века обращали внимание научной общественности на оздоравливающее воздействие юмора на людей. В некоторых больницах США и Европы появились «больничные клоуны»1, специальные комнаты юмора и смеха, где ежедневно в течение нескольких часов больным демонстрируют видеокассеты с концертами известных юмористов и показывают классические комедии. В результате порой болезни отступают. Не случайно, начиная с 1996 г., в Базеле ежегодно проходит международный конгресс гелотологов, на котором врачи рассказывают об исследованиях в области смехотерапии, о воздействии смеха на организм и эффективности лечения различных заболеваний.

Год 2015-й можно считать годом рождения гелотологии как мультидисци-плинарного направления исследований комичного. Первого апреля (а когда же еще?) 2015 года в Республике Болгария прошла первая международная конференция «Юмор и сатира в координатах XXI века»2.

Затем, к концу 2015 года, была проведена вторая конференция, результатом которой стал сборник «Хумор и сатира в координатите на XXI век»3.

В ноябре 2016 года прошла еще одна конференция, которая получила название новой науки: «Съвременна гелотология»4. На ней было объявлено, что с 2017

1 Мандаева Г.Ж. Терапевтический юмор больничных клоунов как нравственная категория // Съвременна

гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 83

2 Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-

практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. -Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - 114 с.

3 Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. -

Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - 92 с.

4 Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. -

Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - 127 с.

года начинает выходить одноименный журнал, который представит интерес для культурологов, философов, политологов, филологов, психологов, управленцев. Последнее ничуть не удивительно, ведь применение юмора в технологиях управления персонала, в частности, отбора, является хоть и нетрадиционной, но вполне научной кадровой процедурой5.

Среди научных докладов на описываемых конференциях тон задают работы, посвященные философскому осмыслению комичного.

М.В. Мусийчук провела философско-методологический анализ онтологических и гносеологических оснований комического, что позволило выявить когнитивные механизмы структуры комического: коммуникативного, креативного, гелозоического и аксиологического. «Интерес современной философии к комическому остаётся удивительно незначительным, хотя для философии категория «комическое» всегда играла особую роль, например, в философских системах Платона, Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана и др., - отмечает автор. - Отсутствие внимания со стороны философии к проблемам комического связано в первую очередь с междисциплинарным характером исследуемых проблем». Совершая экскурс в историю, автор показывает, как в научный оборот вошли понятия «комическое», «юмор», «сатира»6.7

В статье «Когнитивные и аффективные основания юмора» автор показывает, что процесс порождения юмористического высказывания является коммуникативным действием, производимым с целью изменения равновесия в коммуникативной ситуации и ориентирован на создание определенной материальной знаковой структуры, предназначенной для восприятия партнером по коммуникативной ситуации (реципиентом). Получаемая в процессе порождения юмора знаковая структура организуется таким образом, чтобы в процессе понимания в сознании реципиента были генерированы определенные мыслительные структуры (смыслы), которые в процессе восприятия изменили бы его концепты и/или структуры общих знаний и, возможно, стали бы причиной возникновения определенных коммуникативных или социальных интенций. Порождение юмористических высказываний - регулируемый процесс, причем главную роль в этом регулировании играют интенции продуцента. К качественным эффектам, возникающим в процессе коммуникации, осуществляемой с юмором, исследователь относит разного рода ментальные изменения: обогащение знаний, углубление понимания, подъем эмоций, смену в характере идентификации наблюдаемого поведения, интересов, общественных вкусов, взглядов, ценностных ориентации и т.п. Возникновение перечисленных эффектов в полной мере может быть отнесено к процессу порождения и восприятия юмористических вы-

5 Фурсов А.Л. Собеседование с юмором: игровые формы профессионального отбора молодых специалистов в

медиа-сфере // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител

М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 86

6 Мусийчук М.В. Философско-методологический анализ комического как специфика когнитивных механизмов //

Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова.

- Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 56

7 Мусийчук М. В. Песнь о Гелотологии божественной и современной // Съвременна гелотология: сборник от

научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма»,

2016. - С. 3

сказываний. В наиболее полной мере данные эффекты проявляются в процессе коммуникации с использованием юмора. Проводится анализ концептуальных положений относительно когнитивной и аффективной природы юмора рядом веду-

о

щих философов и психологов .

Трудно переоценить вклад в понятийный аппарат гелотологии, сделанный О.В. Гневэк. Автор проанализировал философско-эстетическое понятие «комическое», проявляющееся в форме осмеяния исторически обусловленного (полного или частичного) несоответствия данного социального явления, деятельности, поведения людей, их нравов и обычаев объективному ходу вещей и эстетическому идеалу прогрессивных человеческих сил9,10. Категорию комического он предлагает квалифицировать как «выработанный смеховой культурой особый способ получения новых знаний о мире посредством выявления противоречивости идей, смыслов, понятий, воспринимаемых носителями конкретных языков как общепризнанные и непротиворечивые. При таком понимании ирония, юмор, сатира будут выступать приемами комического, сущность которого отражает порождаемый им смех» 11.

Предметом исследования Ф.Г. Емельянова являются ирония и игра как универсальные атрибуты и мировоззренческое основание постмодернистской культуры, как симулятивная модель и коммуникативная стратегия новой эпохи. Понимание иронии как философской категории автор предлагает свести к следующему: «1) ирония как диалектический метод и способ постижения истины; возможность поставить ее под сомнение; 2) как определенная жизненная позиция, основанная на якобы самоуничижении субъекта иронии; 3) как форма рефлексии, способ отчуждения, духовная свобода, отстраненность личности, возвышение субъекта над реальностью; 4) как высшее проявление субъективности, индивидуализма; 5) как онтологический (в частности, экзистенциальный) принцип развития различных форм бытия».

Автор подчеркивает, что общество постмодерна, культивирующее юмор, основано на практиках иронического мышления. «Когда человек начинает относиться несерьезно к господствующей точке зрения, возникает некоторое дистанцирование от действительности, разрушается ее тоталитарность...

Ироничное мышление должно знать границы, предписываемые общественной моралью. Однако иногда постмодернистская ирония отбрасывает эти ограничения как устаревшие (неслучайно иронию называют ухмылкой постмодерна). Тогда антипатриотизм, нигилизм, циничная всеядность, безверие могут завести слишком далеко»12.

8 Мусийчук М. В. Когнитивные и аффективные основания юмора // Съвременна гелотология: сборник от научни

статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 12

9 Мусийчук М. Юмор как основа развития интеллектуальной активности: Монография. - Магнитогорск: МаГУ,

2005. -236 с

10 Gnevek O.V., Musiichuk M.V. Multifunctionalityof humor as a mechanism of probabilistic forecasting // Harvard

Journal of Fundamental and Applied Studies. 2015. № 1 (7). С. 266-272.

11 Гневэк О.В. О понятийном аппарате гелотологии // Съвременна гелотология: сборник от научни статии /

Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 46

12 Емельянов Ф.Г. Игра и ирония как симулятивная модель постмодерна // Юмор и сатира в координатах XXI века :

сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года,

Большая часть докладов описываемых конференций сделана филологами и культурологами.

Абрамзон Т.Е. выстраивает краткую историю образа «забавной» Фортуны в русской поэзии XVIII века. «Основное внимание уделено поэтике образа счастья, а именно вопросам трансформации атрибутики римской богини Фортуны и поиска оригинальных решений образа в смеховом дискурсе русской литературы Просвещения. Непреложное свойство счастья, не нуждающееся в доказательствах -предмет поэтического обыгрывания и смехового изображения в русской поэзии. Державинское Счастье содержит ключевые атрибуты античного образа, которые переосмысляются в шутливой игре. У Г.Р. Державина происходит смещение акцента с нравоучительного дискурса на поэтическую игру с образом Счастья; поэт находит новые контексты, в которых мифологическая атрибутика Фортуны трансформируется, хотя следы рецепции античного счастья легко восстановимы; в-третьих, заключительная строка державинской оды не имеет дидактической энергии, она лишь объявляет авторский выбор...

Современники Г.Р. Державина перенимают правила забавной игры с образом, расцвечивают отдельные его черты, но в целом находятся в рамках смехового мира, созданного мастером «забавного слога». Непостоянство и неразборчивость как сущностные свойства Фортуны являются предметом сатирического и иронического изобличения, причем толкования этих качеств в различных жанрах привлекают различные контексты и порождают разнообразные сюжеты в различных парадигмах - от неверности в браке до родства с нечистой силой. К концу XVIII века шутливый образ Фортуны, русифицированный и осовремененный, в основном не скованный путами моралистических сентенций, становится востребованным поэтическим поводом, позволяющим стихотворцам рисовать живые картины и одновременно формулировать собственные жизненные

13

предпочтения» .

Н.К. Войцеховская в статье «Юмор и сатира в координатах диалогического дискурса ХХ1 века» рассматривает косвенные речевые акты иронии, насмешки, сарказма, шутки в украинском конфликтном диалогическом дискурсе. Автор показывает, что конфликтный диалогический дискурс характеризуется широким использованием юмора, сатиры, насмешки, иронии, шутки — построенных на приеме маскировки косвенных речевых актов, локуция которых не совпадает с иллокутивною силой. В осложненном общении эти высказывания имеют разные функции и коммуникативные цели. Они создают эффект катарсиса, то есть способствуют снятию напряжения и выходу негативных эмоций, или способствуют эскалации конфликта через унижение и дискредитацию адресата14.

Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 30.

13 Абрамзон Т.Е. О «забавной» фортуне в русской поэзии XVIII века // Юмор и сатира в координатах XXI века :

сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С.5-10.

14 Войцеховская Н.К. Юмор и сатира в координатах диалогического дискурса ХХ1 века // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической

М.Б. Ворошилова предлагает задуматься об использовании свастики в современной русской карикатуре с неожиданной стороны. Автор обращает внимание читателя на тот факт, что «существующая в современной России юридическая практика регламентации использования свастики спорна, несмотря на то, что использование нацистской символики запрещено, что отражено в федеральных законах Российской Федерации. За 10 лет в России прогремел целый ряд громких дел об использовании свастики в СМИ, в том числе, и в карикатурах, где свастика использовалась как «сильнейшее» оценочное средство, несущее мощнейший заряд негативной оценки». Автор поднимает вопрос о том, что правонарушением следует признавать лишь использование свастики с целью пропаганды идей нацизма: «никто из нас не предлагает убрать из школьных учебников раздел, посвященный Второй мировой войне или запретить показ фильмов о войне. Мы и наши дети должны знать и помнить, что нацизм был: врага лучше знать в лицо». Вместе с тем М. Б. Ворошилова подчеркивает, что именно СМИ как сильнейшее орудие пропаганды должны быть осторожны со столь опасным «инструментом», уметь сохранять грань между сатирическим приемом, иллюстративным материалом и средством разжигания социальной и национальной вражды15.

В другой статье - «Деструктивная и отчуждающая функции юмора в современном экстремистском дискурсе» - М.Б. Ворошилова рассматривает причины востребованности юмористических технологий в современном экстремистском дискурсе. Ключевой особенностью, определенным классифицирующим признаком экстремистского текста автор предлагает считать «оппозиционность и наличие образа врага, который в экстремистском дискурсе обладает ярко выраженными национальными, расовыми и религиозными чертами, что позволяет ему служить эффективным средством возбуждения национальной, расовой и религиозной ненависти, и зачастую образ врага создается посредствам юмористических технологий, направленных на дискредитацию врага». По мнению автора, функциями юмора в современном экстремистском дискурсе становятся деструктивная и отчуждающая функции, направленные на разрушение социальных связей в обществе и формирование новых, основанных на антагонизме, направленные на разрушение новых ценностей и отказ от представлений наших предков, направленных на формирование новых социальных групп и уничтожение противников16.

В статье «Белый пушистый нацизм: юмор как стратегическое орудие молодежного националистического дискурса» М. Б. Ворошилова раскрывает нюансы воплощения экстремистских идей в жанре граффити, интерпретируемое автором как креолизованный текст. Представлен подробный анализ приемов

конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 19.

15 Ворошилова М.Б. Свастика в современной русской карикатуре // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник

научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 26.

16 Ворошилова М.Б. Деструктивная и отчуждающая функции юмора в современном экстремистском дискурсе //

Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 23

одного из популярных авторов граффити (обыгрывание многозначности и омонимии слов, использование прецедентных образов, связанных с детьми и подростками, использование символики современного молодежного националистического дискурса). Подчеркивается, что прецедентные феномены «из детства» и юмористические технологии используются не только для

17

привлечения внимания, но и для манипулирования, внушения, пропаганды.

М.Н. Капрусова рассматривает функционирование «булгаковского мифа» в современной литературе. Материалом исследования послужили некоторые из произведений, в которых представлен один из вариантов отношения к «булгаков-скому мифу»: юмор, ирония, самоирония, сатира. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в рассмотренных произведениях о «булгаковском мифе» говорится либо с добрым юмором, либо с иронией или самоиронией, сквозь

которые почти всегда просвечивает любовь к роману «Мастер и Маргарита» и его

18

автору .

В другой статье автор рассматривает проблему одинаковости (обезличенности) в пьесе Л. Андреева «Реквием», романе Е. Замятина «Мы» и романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и средства ее решения19.

К булгаковскому творчеству обращается и В. Б. Петров, рассматривающий своеобразие поэтики пьесы М.Булгакова «Зойкина квартира» в свете литературных традиций и в контексте комедиографии 20-х годов. «В процессе текстуального анализа обнаруживаются черты фельетонной поэтики и фарсово-буффонадный характер комизма», - пишет автор и продолжает: «Обнажая подлинную суть бюрократов, обывателей и проходимцев, Булгаков пародийно переосмысливает их «трагедию». Грубым, нелепым фарсом представляется драматургу само существование бюрократов, проходимцев, обывателей. Обнажая подлинную суть этих людей, Булгаков пародийно переосмысливает их «трагедию». В булгаковской трактовке «Зойкиной квартиры» элемент трагического «брался за скобки» и пародировался сгущенной фарсовой струей. Фарсовые тенденции обусловлены, прежде всего, авторской оценкой изображаемого, критикой бюрократизма и мещанства, воссозданием картины исторической обреченности и нравственной деградации обломков прошлого20.

Е.Ю. Кармалова рассматривает технологии стереотипизации архетипиче-ского для создания комического эффекта на современном контенте - на материале юмористической программы «СотеёуС1иЬ» проанализирована репрезентация основных юнгианских архетипов. По мнению автора, «вся парадигма персонажей,

17 Ворошилова М. Б. Белый пушистый нацизм: юмор как стратегическое орудие молодежного националистического дискурса // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 42.

18 Капрусова М.Н. Один из вариантов отношения к «Булгаковскому мифу» в современной литературе: юмор, ирония,

самоирония, сатира // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 40

19 Капрусова М.Н. Проблема одинаковости в русской литературе 10-30-х годов XX века: от трагического к комическому и обратно // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 33.

20

Петров В. Б. Смех - дело серьезное, или сатирические портреты в комедии Булгакова «Зойкина квартира»88

представленных в программе, весь их репертуар восходят к постоянно тиражируемой массовой культурой системе юнгианских архетипов. При бессознательном или же сознательном воспроизводстве архетипических образов и сюжетов в российском масскульте происходит не только их примитивизация, но и трансформация с точки зрения национально-культурной ментальности. Наиболее частотным оказался архетип Тени / трикстера, восходящий к новеллистической литературной традиции»21.

B.Н. Крылов посвящает свою статью забытой книге пародий Е. Венского «Мое копыто». По мнению автора, с позиций современного литературоведения природная веселость, разнообразие пародийных приемов и театрализация литературы позволяют назвать Венского не только самым плодовитым, но и одним из самых ярких и талантливых пародистов начала века. Образы критиков, комически переосмысленные в сборнике, рассмотрены как сквозной мотив, проходящий через всю книгу. Выявлено мастерство Венского в создании т.н. «двойных» пародий (на стихи и критика, оценивающего поэта), использование существенных особенностей, аргументации пародируемых критиков. Делается

вывод о том, что для Венского пародии на критиков стали выражением и

22

дополнением его литературно-критической деятельности .

C.С. Жданов рассматривает сатирический образ филистерской Германии в рассказах Саши Черного. Немецкий хронотоп представлен как воплощение антигуманного порядка, который подавляет русских героев и наказывает за всякое отклоняющееся от норм поведение: «В рассказах С. Черного сатирически высмеивается Германия филистеров, где ценится прежде всего расчет и следование правилам. Причем ее порядок подавляет человеческую личность и губителен для русских героев. Последние изображаются как чудаки/трикстеры,

23

вносящие хаос и динамику в статичный немецкий локус»23.

Г.Ю. Литвинцева раскрывает отличие средневековой пародии от пародии в Петровскую эпоху. «Если в средневековых пародиях существовала граница между миром культуры (организованным, настоящим) и миром «антикультуры» («перевернутым», абсурдным, невозможным), то в Петровскую эпоху «мир антикультуры» распространяется за отведенные ему рамки. В преобразованиях Петра I огромная роль отводилась пародии и смеху. Яркой иллюстрацией к трансформации смеховой культуры Средневековья в Петровскую эпоху является деятельность «всешутейшего собора», который был необходим Петру I для

21 Кармалова Е.Ю. Использование технологии стереотипизации архетипического для создания комического эффекта

в телевизионном контенте (на примере программы «Comedy Club») // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 45

22 Крылов В.Н. Евгений Венский - мастер литературно-критической пародии // Юмор и сатира в координатах XXI

века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 50

23 Жданов С.С. Сатирический образ Германии в прозе Саши Черного // Юмор и сатира в координатах XXI века :

сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 35.

реализации государственных целей: утверждение абсолютизма по западному образцу и перевод мышления дворян в западноевропейскую систему

- 24

ценностей»24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье «Гротескный гиперреализм в российском постмодернизме» тот же автор рассматривает творчество российских постмодернистов как возрождение на новом уровне гротескного реализма средневековой пародии. По мнению Г.Ю. Литвинцевой, «средневековую и постмодернистскую пародию недопустимо оценивать по критериям эстетического канона эпохи модерна, поскольку в ней разрушаются иерархические отношения, нормы этикета, осуществляется перевод всего высокого и идеального в материально-телесный низ. В игре снижениями в гротескном реализме средневековой смеховой культуры и гротескном гиперреализме постмодернизма прослеживаются общие черты. Но, если гротескный реализм означает преувеличение, чрезмерность, избыток материально-телесной жизни, то гротескный гиперреализм означает снижение в гипернатуралистическом ключе, симуляцию гиперреальности»25.

Р.Е. Тельпов рассматривает наиболее характерные способы перевода на немецкий и английский языки игровых названий фантастических персонажей, упоминаемых в повести А.Н. Стругацкого и Б.Н. Стругацкого «Понедельник начинается в субботу». Актуальность статьи сложно переоценить - ценность любого перевода в том и состоит, чтобы текст обеспечивал комический эффект, которого хотели добиться авторы повести. Очевидно, что простой транслитерации для этого мало. Переводчику приходится либо комментировать, либо трансформировать имена в понятные иностранному читателю. «Наиболее верно сущность приема, примененного братьями Стругацкими при создании данных фамилий, была подмечена в польском переводе, в котором фамилия В. Питомник была переведена как В. Zlobek 'ясли, желобок, канавка, паз', а Г. Проницательный как О. Dociekliwy 'пытливый, любознательный'[15]. Пониманию и верной интерпретации сущности данного приема, видимо, помогло родство русского и польского языков. В переводе на польский язык ощутимо некоторое искажение смысла, которое для восприятия комического эффекта является несущественным». В целом же, по мнению автора, «игра именами, заимствованными из разных сфер культуры и вызывающими самые разнообразными и несовместимыми между собою ассоциациями, которые составляют сущность игрового ономастикона повести «Понедельник начинается в субботу», для большинства немецкоязычных (как и англоязычных) читателей, к сожалению, так и остались непереведенными»26.

24 Литвинцева Г.Ю. Трансформация смеховой культуры Средневековья в петровскую эпоху // Юмор и сатира в

координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 62

25 Литвинцева Г.Ю. Гротескный гиперреализм в российском постмодернизме // Хумор и сатира в координатите

на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 41

26 Тельпов Р.Е. Особенности перевода на иностранные языки юмористических названий фантастических персонажей

(на материале повести А.Н. и Б.Н. Стругацких «Понедельник начинается в субботу») // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за

Рассматривая в другой статье юмористические окказионализмы Станислава Лема в переводе на русский язык, Р. Е Тельпов приходит к выводу, что если новообразования НФ создаются по аналогии к отдельным пластам лексики (как правило, технической терминологии) и способствуют созданию правдоподобной картины мира, то окказионализмы создаются по аналогии к отдельным словам и не способствуют созданию правдоподобной картины мира, но напротив -

27

подчеркивают его абсурдность и фантастичность .

Анализируя произведения узбекских детских поэтов 2-ой половины ХХ века, служащие нравственному воспитанию детей, Д.Д. Тураева показывает, как «сатирические и юмористические произведения, проникнутые глубокомысленным смехом, доставляют детям эстетическое наслаждение,

помогают им выбрать верный путь в жизни, отличить хорошее от плохого,

28

верного товарища от врага, истинную красоту от мнимой» . Стоит отметить, что ряд авторов делают акцент на важной роли детских библиотек в нравствен-

^29 3031

ном и эстетическом воспитании детей .

Т.М. Филоненко исследует образную структуру фразеологизма как источника комического эффекта, связывая ее с явлением двуплановости -одновременным отражением в актуальном значении фразеологического оборота прямого и переносного значений: «многие фразеологизмы содержат уже в своей структуре потенциальную заданность на комическое воздействие, т.к. прежде всего выражают оценку, являясь коннотативными средствами русского язы-

32

ка»32.

М.Ф. Шацкая рассматривает в статье средства формирования языковой игры в прозе М. Веллера: «трансформации лексической, фразеологической и морфологической семантики, ведущие к формированию различных тропов и фигур; искажение смысловых отношений, основанные на нарушении законов формальной логики. Приводится подробное описание механизмов семантических трансформаций. В исследовании материал освещается и с точки зрения

33

тематической отнесенности, получившей отражение в произведениях писателя» .

науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С.85

27 Тельпов Р.Е. Юмористические окказионализмы Станислава Лема в переводе на русский язык// Хумор и сатира

в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 75

28 Тураева Д.Д. Роль юмора в развитии узбекской детской литературы // Юмор и сатира в координатах XXI века :

сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 93

29 Морковина А. Ю. Детско-юношеская библиотека в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: Монография. Саратов: НИИ «Парадигма». - 2017. - 206 с. - ISBN: 978-5-90476705-1

30 Морковина А.Ю. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть духовно-нравственной

воспитательной работы в детско-юношеской библиотеке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15. - № 3. - С. 105-110.

31 Морковина А.Ю. Театр в детской библиотеке - важнейшее средство привлечения к чтению // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 2 (64). - С. 207-212

32 Филоненко Т.М. Образная структура фразеологизма как источник комического эффекта // Юмор и сатира в

координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 97

33 Шацкая М.Ф. Языковая игра на страницах произведений М. Веллера // Юмор и сатира в координатах XXI века :

Л.В. Братухина и А.Ю. Братухин рассматривают в статье созданный А.Н. Вертинским парадоксальный образ грустно-смешного клоуна, поющего проникнутые печальным юмором ариетки и высказывают предположение, что таким образом артист, чье искусство, по его словам, было отражением его эпохи, пытался найти свой modus vivendi в трагическом мире реальности34.

И.Р. Игнатченко рассматривает способы создания юмористического эффекта в произведениях М. Зощенко, основанные на намеренном нарушении норм общения. Все средства комического обыгрывания норм речевого общения в рассказах М. Зощенко, по мнению автора, можно свести к следующим основным группам:

- девиации по степени этикетности ситуации;

- нарушения принципов прагматики (постулатов, максим);

- несоответствующее использование этикетных формул;

35

- отличная от конвенциональной оценка речевого поведения героя.

Т.М. Степанова и Ф.А^ Аутлева рассматривают особенности использования традиционной народной смеховой культуры в оригинальной поэзии С. Маршака и его поэтических переводах, исследуют основные аспекты восприятия писателем различных форм песенного фольклора. Авторы отмечают, что «элементы юмора и сатиры, игры с формой и содержанием в оригинальном творчестве и переводческой деятельности С. Маршака важны для писателя как индикаторы национальных характеров, они проникают во все сферы его творчества, наполняя и обогащая его жизнеутверждающим характером»36.

М.В. Федорова предпринимает попытку раскрыть связь между смехом и религией. Эта связь, по мнению автора, уходящая корнями в ранние формы религии, «основывается на функциональной взаимосвязи двух явлений. В условиях современной массовой культуры формируется качественно новый тип религиозности, основанный на процессах неомифотворчества. Такие черты посмодернизма, как установка на развлекательность, игра со смыслами, ирония, клиповость, карнавализация определили значение смеха для современной массовой культуры. Это позволяет рассматривать смех как одно из важнейших

- 37

оснований новой религиозности» .

Психолого-педагогическую сторону комичного рассматривает А.В. Атема-сов. В статье «Психологическая ценность юмора и сатиры как средств обучения и воспитания личности» автор раскрывает значение и высокую ценность примене-

сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 107

34 Братухина Л.В., Братухин А.Ю. Образ «грустного клоуна» в поэзии Александра Вертинского // Хумор и

сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. -Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 18.

35 Игнатченко И.Р. Нарушения норм речевого общения как способ создания юмористического эффекта (на материале рассказов М. Зощенко) // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С.27.

36 Степанова Т.М., Аутлева Ф.Ас. Элементы народной смеховой культуры как индикатора национального характера в творчестве С.Я. Маршака // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 68

37 Федорова М.В. Смех и религия в пространстве культуры // Хумор и сатира в координатите на XXI век:

сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 79

ния юмора и сатиры в качестве средств психологического воздействия на личность человека в ходе обучения и воспитания. Несмотря на то, что статья посвящена психолого-психологической составляющей юмора и сатиры, формулировки автора достойны войти в общий глоссарий новой науки - гелотологии. Автор предлагает определение предмета психологии комического, приводит различия между юмором и сатирой, направлениями и эффективностью их воздействия. Обосновывает приемлемость и целесообразность применения комичного к представителям разного склада личности и показывает действенность применения видеоматериалов в обучении, приводя конкретные примеры возможностей применения видеоматериалов юмористического и сатирического характера в целях вос-

38

питания и коррекции личности .

Предмет психологии комического автор формулирует по аналогии с предметом общей психологии. Это - наука о фактах, закономерностях и механизмах психологического воздействия на человека и общество разных видов комического, а в педагогическом отношении - еще и оптимизирующего их воздействия на личность учащегося в ходе обучения и воспитания.

Н.Г. Кузнецова рассматривает использование в преподавании иностранных языков малоформатных комических текстов. Такой метод требует от преподавателей лингвистических знаний о структуре данных текстов, а также их типовых формах. «При сравнении текстов комического содержания в разных языках и культурах, что имеет место в преподавании иностранных языков, возникают дополнительные сложности в виде неполного соответствия в объемах значений терминов, описывающих различные виды комических текстов, например, в английском, немецком и русском языках». Однако именно эти сложности помогают, по мнению автора, повышает жффективность изучения

39

«живого» иностранного языка .

Заслуживает внимания взгляд Мартина Лёшманна на юмор как неотъемлемую часть обучения немецкому языку как иностранному. Автор обращает внимание на тот факт, что недооценка или умаление роли юмора в общественной жизни имеет в Германии давнюю традицию. Это подтверждает известная пословица Am Lachen erkennt man den Narren ( ~ Смех без причины - признак дурачины). «До сегодняшнего дня вопросами юмора пренебрегают по тем или иным причинам и в подготовке, переподготовке и повышении квалификации преподавателей. Это тем более удивительно, что психологи, философы, антропологи, социологи и врачи, серьёзно занимаясь вопросами юмора, открыли ряд его положительных свойств, которые успешно используются в психотерапии, медицине, уходе за больными, а также в области рекламы и менеджмента», - пишет автор и подчеркивает, что преподавание иностранного

38 Атемасов А.В. Психологическая ценность юмора и сатиры как средств обучения и воспитания личности // Юмор и

сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 10.

39 Кузнецова Н.Г. Малоформатные комические тексты в преподавании иностранных языков (английский, немецкий) //

Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. -Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С.55

языка предполагает создание на занятиях непринуждённой атмосферы, что вряд ли возможно без использования юмора. Следовательно, юмор необходимо рассматривать как неотъемлемую часть процесса обучения и коммуникативной

40

практики40.

«Для педагога юмор — одно из важнейших профессиональных качеств. При помощи юмора педагог может выразить личное отношение к происходящему, а также проявить умение учитывать индивидуальные особенности ученика. Последнее приобретает большую значимость, поскольку по реакции собеседника учитель сам получает информацию о нем, в частности, о его возможности понимать и принимать юмор», - пишет Л.А. Оганнисян в статье «Юмор как средство педагогического общения»41.

В статье «Использование юмора в обучении» О.С. Протас приводит факты положительного воздействия юмора на физическое и психическое здоровье обучающихся, дает обоснование необходимости применения юмора в педагогической деятельности, выделяя четыре основные функции юмора в обучении: эмоциональная, мотивационная, регулирующая, информационная42. А в статье «Мотивирующий эффект юмора в обучении иностранному языку» она же подчеркивает, что юмор в силу мощного влияния на эмоциональную сферу формирует позитивное отношения к занятиям и к личности преподавателя, к культуре и носителям языка, снижает уровень тревожности во время занятий .

Т.В. Артемьева провела исследование, направленное на выявление действий диалектического мышления, участвующих в понимании комических текстов у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Показано, что при составлении смешных историй дети дошкольного возраста использовали стратегию превращения. «Способность детей младшего школьного возраста понимать противоречия и несоответствия в юмористическом материале определяется сформированностью у них действий диалектического мышления: действия объединения, содержательной сериации, смены альтернативы. Диалектическое действие объединения при понимании юмористического контекста позволяет детям выйти за пределы формальной логики, найти в наблюдаемом явлении противоположности, фиксировав их одновременно. Диалектическое действие сериации позволяет выделить противоположные элементы в начале и в завершении юмористической ситуации. Диалектическое

40 Лёшманн Мартин Юмор как неотъемлемая часть обучения немецкому языку как иностранному // Юмор и сатира в

координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 68

41 Оганнисян Л.А. Юмор как средство педагогического общения // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник

научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 77

42 Протас О.С. Использование юмора в обучении // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей

по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. -С. 81

43 Протас О.С. Мотивирующий эффект юмора в обучении иностранному языку // Хумор и сатира в координатите

на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 63

действие смены альтернативы позволяет учащимся младших классов выйти за контекст имеющейся ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым,

44

противоречивым углом зрения» .

С этой статьей перекликается исследование А. В. Суховой «Насмешка как особенность чувства юмора детей младшего школьного возраста», где проанализировано несколько особенностей, влияющих на дальнейшее развитие ребенка. Рассмотрено понятие «насмешка» как положительная сторона шутки. Автор предлагает несколько рекомендаций по использованию насмешки в диалоге и считает, что каждому родителю стоит прислушаться к тому, как шутит их ребенок и над чем он смеется: «Необходимо указывать ребенку на его ошибки, так как он сам этого не замечает и не заметит. Объясните ребенку, где смеяться

45

уместно, а где ни в коем случае нельзя этого делать» .

Рассматривая гуманитарную составляющую психолого-педагогических аспектов развития креативности в юморе, Е. Е. Верхотурцева обосновывает необходимость включения в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений системы основного и дополнительного образования методик развития креативности личности на основе функций юмора и внедрения лингво-юмористических средств («приемов остроумия») при повышении уровня креативности личности в процессе обучения46.

Проблему формирования познавательного инереса в процессе обучения на основе эмоционального интеллекта, творчества и юмора рассматривает С.А.Горбунов. Анализируя современные психологические работы, автор приходит к выводу, что реализации своих потребностей во всех сферах жизни необходимо наличие эмоционального интеллекта, его развитие, а также участие в творческих видах деятельности. Лишь при условии, восхождения от значения к смыслу, через процесс интериоризации, путем проживания этих смыслов, личность становится способной построить образ мира, в котором «знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, к чувствительности» (А.Н. Леонтьев). Открытие личностного смысла позволяет одухотворять окружающий мир. В статье анализируется личный опыт автора, как участника творческого проекта, реализованного в процессе обучения по специ-

47

альности Психология .

44 Артемьева Т.В. Диалектика и юмор детей дошкольного и младшего школьного возраста // Хумор и сатира в

координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 3

45 Сухова А. В. Насмешка как особенность чувства юмора детей младшего школьного возраста // Съвременна

гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 95

46 Верхотурцева Е. Е. Гуманитарная составляющая психолого-педагогических аспектов развития креативности в

юморе // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 35

47 Горбунов С.А. Формирование познавательного интереса на основе эмоционального интеллекта, творчества и

юмора // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 68

Политологическая составляющая гелотологии представлена статьями М. В. Братолюбовой, Т. С. Пимоновой, С. С. Жданова, А.М. Мойсинович, Д. Е. Цыкалова, Н.А. Капациной, М.И. Девятковой.

Статья М. В. Братолюбовой и Т. С. Пимоновой «Европейский Союз в зеркале политической карикатуры» посвящена исследованию политической карикатуры как социокультурного феномена. Показано, каким образом политические карикатуры, представленные в европейской прессе и интернете (с 2008 по 2013 гг.), используются в качестве ресурса, отражающего общественное мнение на события долгового кризиса Европейского Союза. Авторами сделан вывод о том, что интерпретация событий в тексте политической карикатуры несет на себе отпечаток национального коллективного сознания и является частью культурной памяти. Созданная система мифологем успешно функционирует в политической культуре, а сама карикатура является одним из наиболее сильных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48

механизмов формирования тех или иных образов48.

В соавторстве с Н.А. Капациной М.В. Братолюбова опубликовала статью, посвященную творчеству известного донского художника-карикатуриста Александра Никодимовича Воронецкого. Авторы предприняли попытку проследить, как наиболее значимые события и явления российской политической истории начала ХХ века отражены в произведениях А.Н. Воронецкого. Сделан вывод о том, что визуальные образы, используемые А.Н. Воронецким, явились мощным инструментом в деле пропаганды и популяризации партийных идей и программ. В статье выявлена казачья специфика донской сатирической графики. На основе анализа интенсивности и частоты появления в донской прессе политической карикатуры вообще, и пера А.Н. Воронецкого, в частности, соавторы делают вывод о несистематическом характере использования средств визуальной сатиры. «Политическая карикатура появлялась лишь в моменты наиболее важных событий внутренней или международной жизни, таких как избирательные кампании в Государственные думы, Первая мировая война, революционные потрясения 1917 г., события Гражданской войны»49.

Те же соавторы в статье «Визуальная сатира в журнале «Донская волна» как средство идеологической борьбы в период гражданской войны» показывают, как идеологические баталии гражданской войны были отражены на страницах донской периодики, в частности, в журнале «Донская Волна»50.

А.М. Мойсинович рассматривает процесс формирования образа императора Николая II в политической карикатуре периода первой русской революции на прмере работ итальянского художника Габриэля Галантара. «Даже беглое

48 Братолюбова М. В., Пимонова Т. С. Европейский Союз в зеркале политической карикатуры // Юмор и сатира в

координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 15.

49 Братолюбова М.В., Капацина Н.А. Художник А.Н. Воронецкий: общее и региональное в донской сатирической графике начала XX в. // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 9

50 Братолюбова М.В., Капацина Н.А. Визуальная сатира в журнале «Донская волна» как средство идеологической борьбы в период гражданской войны // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 31

знакомство с ними дает нам информативно объемный образ Николая II, формировавшийся на фоне революционных событий в России. В рисунках художника царь выступает как олицетворение самодержавной России, не желавшей отступить со своих позиций и понять насущную необходимость давно назревших перемен. Для работ Габриэля Галантара была характерна ирония, осуждение военных мер русского правительства по стабилизации положения в стране, критичное отношение к созданию конституционно-парламентской монархии. В результате им был создан крайне непривлекательный образ российского императора, показаны его безразличие к судьбам своих подданных, нерешительность и страх в критические для страны моменты, фатализм, несоответствие статусу самодержца»51.

В другой статье А.М. Мойсинович рассматривает восприятие самодержавной России 1905 года немецкими и австрийскими карикатуристами. Анализируя их работы, автор видим далеко не добродушную и доброжелательную иронию: «Это очень едкая и резкая критика российского правительства и монарха, его сановников и половинчатых реформ. Военные неудачи России в русско-японской войне и начавшаяся революция показали европейским наблюдателям, что в этой стране назрел серьезный политический кризис, и необходимо менять систему государственного управления. Уже ни для кого не было секретом, что старая феодальная монархия изжила себя, и это понимание проблемы было наглядно проиллюстрировано иностранными художниками. В их глазах она перестала быть сильной мировой державой, сосредоточив в себе самые отрицательные черты феодальной монархии. Образ деспотического государства наиболее ярко воплотился в лице Николая II. Его черты характера: консерватизм, нерешительность и бессердечие, всячески обыгрываются художниками, подчеркивая не только слабости самого правителя, но и всей системы управле-

ния»52.

Д.Е. Цыкалов в статье «Роль сатирической графики в политическом пространстве Франции 30-х - начала 50-х гг. XIX века» делает попытку систематизации роли сатирической графики во французской политике 30-х -начала 50-х гг. XIX века. Основываясь на исследованиях западных и российских историков, автор рассказывает, как французские карикатуристы, несмотря на цензуру, сохранили свою республиканские, оппозиционные и антиклерикальные убеждения, ставшие традициями французской сатирической

графики53.

51 Мойсинович А.М. Образ Николая II в политической карикатуре Габриэля Галантара // Юмор и сатира в

координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 73

52 Мойсинович А.М. Россия 1905 г. в зеркале немецкой и австрийской карикатуры // Хумор и сатира в

координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 52

53 Цыкалов Д.Е. Роль сатирической графики в политическом пространстве Франции 30-х - начала 50-х гг. XIX века //

Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. -Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 102

М.И. Девяткова рассматривает и описывает лингвистические и паралингвистические средства создания комического эффекта в креолизованных текстах, а именно в карикатурах и комиксах с образом Владимира Путина54.

Д.В. Тупикина рассматривает важность использования юмора в политической сфере общества на примере современных российских политических лидеров, проводится анализ функций юмора в политическом смехе современной России и выявляет приемы остроумия в высказываниях некоторых современных политических лидеров. Автор отмечает, что юмор «в руках» умелого оратора и политического лидера может привести к поддержке со стороны общественной массы или к неудобству оппозиционера. «Но политика - дело тонкое. Неудачная шутка политического лидера может привести к конфликтным ситуациям. Именно поэтому политический лидер должен обладать такими качествами как остроумие и чувство юмора»55.

Нужно отметить, что юмор и ирония применяются в практике урбанистики. Об этом рассказывают Ю. А. Кузовенкова и А.А. Шипицына.

В статье первого автора - «Ирония в стрит-арте»56 анализируются работы стрит-художника из Севастополя tet91, а также приводятся ряд интервью с ним. Автор использует методы описания и интерпретации для исследования функции иронического приема в стрит-арт работах и того влияния, которые они оказывают на город. Делается вывод о том, что прием иронии может стать эффективным средством решения городских проблем.

57

Статья другого автора - «Комическое в архитектуре» - посвящена эстетике комического в архитектуре. На основе теории Ч. Дженкса автор описывает возможности архитектуры в создании, передаче комического.

Оценивая глубину, научную проработанность и практическую ценность исследований, проведенных авторами описанных публикаций, можно с уверенностью предположить, что выпуск нового издания - «Современная гелотология», который члены оргкомитетов перечисленных конференций анонсировали в этом году, даст новый импульс развитию отечественной гелотологии.

Библиографический список

1. Мандаева Г.Ж. Терапевтический юмор больничных клоунов как нравственная категория // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Му-сийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 83

2. Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - 114 с.

54 Девяткова М.И. Средства создания комического эффекта в креолизованных текстах с образом Владимира Путина // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 73

55 Тупикина Д. В. Юмор как средство коммуникации политических лидеров // Съвременна гелотология: сборник

от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 99

56 Кузовенкова Ю. А. Ирония в стрит-арте // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-

съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 79

57 Шипицына А.А. Комическое в архитектуре // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-

съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 104

3. Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - 92 с.

4. Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - 127 с.

5. Фурсов А.Л. Собеседование с юмором: игровые формы профессионального отбора молодых специалистов в медиа-сфере // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. -С. 86

6. Мусийчук М.В. Философско-методологический анализ комического как специфика когнитивных механизмов // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 56

7. Мусийчук М. В. Песнь о Гелотологии божественной и современной // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 3

8. Мусийчук М. В. Когнитивные и аффективные основания юмора // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 12

9. Мусийчук М. Юмор как основа развития интеллектуальной активности: Монография. - Магнитогорск: МаГУ, 2005. -236 с

10. Gnevek O.V., Musiichuk M.V. Multifunctionalityof humor as a mechanism of probabilistic forecasting // Harvard Journal of Fundamental and Applied Studies. 2015. № 1 (7). С. 266-272.

11. Гневэк О.В. О понятийном аппарате гелотологии // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 46

12. Емельянов Ф.Г. Игра и ирония как симулятивная модель постмодерна // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. -С. 30.

13. Абрамзон Т.Е. О «забавной» фортуне в русской поэзии XVIII века // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С.5-10.

14. Войцеховская Н.К. Юмор и сатира в координатах диалогического дискурса ХХ1 века // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма»,

2015. - С. 19.

15. Ворошилова М.Б. Свастика в современной русской карикатуре // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 26.

16. Ворошилова М.Б. Деструктивная и отчуждающая функции юмора в современном экстремистском дискурсе // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 23

17. Ворошилова М. Б. Белый пушистый нацизм: юмор как стратегическое орудие молодежного националистического дискурса // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма»,

2016. - С. 42.

18. Капрусова М.Н. Один из вариантов отношения к «Булгаковскому мифу» в современной литературе: юмор, ирония, самоирония, сатира // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 40

19. Капрусова М.Н. Проблема одинаковости в русской литературе 10-30-х годов XX века: от трагического к комическому и обратно // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 33.

20. Петров В. Б. Смех - дело серьезное, или сатирические портреты в комедии Булгакова «Зойкина квартира» // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 88

21. Кармалова Е.Ю. Использование технологии стереотипизации архетипического для создания комического эффекта в телевизионном контенте (на примере программы «Comedy Club») // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 45

22. Крылов В.Н. Евгений Венский - мастер литературно-критической пародии // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. -С. 50

23. Жданов С.С. Сатирический образ Германии в прозе Саши Черного // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 35.

24. Литвинцева Г.Ю. Трансформация смеховой культуры Средневековья в петровскую эпоху // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 62

25. Литвинцева Г.Ю. Гротескный гиперреализм в российском постмодернизме // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 41

26. Тельпов Р.Е. Особенности перевода на иностранные языки юмористических названий фантастических персонажей (на материале повести А.Н. и Б.Н. Стругацких «Понедельник начинается в субботу») // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С.85

27. Тельпов Р.Е. Юмористические окказионализмы Станислава Лема в переводе на русский язык// Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 75

28. Тураева Д.Д. Роль юмора в развитии узбекской детской литературы // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 93

29. Морковина А. Ю. Детско-юношеская библиотека в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: Монография. Саратов: НИИ «Парадигма». - 2017. -206 с. - ISBN: 978-5-904767-05-1

30. Морковина А.Ю. Гражданско-патриотическое направление как составляющая часть духовно-нравственной воспитательной работы в детско-юношеской библиотеке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Т. 15. - № 3. - С. 105-110.

31. Морковина А.Ю. Театр в детской библиотеке - важнейшее средство привлечения к чтению // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2015. -№ 2 (64). - С. 207-212

32. Филоненко Т.М. Образная структура фразеологизма как источник комического эффекта // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 97

33. Шацкая М.Ф. Языковая игра на страницах произведений М. Веллера // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015 - С. 107

34. Братухина Л.В., Братухин А.Ю. Образ «грустного клоуна» в поэзии Александра Вертинского // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 18.

35. Игнатченко И.Р. Нарушения норм речевого общения как способ создания юмористического эффекта (на материале рассказов М. Зощенко) // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С.27.

36. Степанова Т.М., Аутлева Ф.Ас. Элементы народной смеховой культуры как индикатора национального характера в творчестве С.Я. Маршака // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 68

37.Федорова М.В. Смех и религия в пространстве культуры // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 79

38. Атемасов А.В. Психологическая ценность юмора и сатиры как средств обучения и воспитания личности // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 10.

39. Кузнецова Н.Г. Малоформатные комические тексты в преподавании иностранных языков (английский, немецкий) // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С.55

40. Лёшманн Мартин Юмор как неотъемлемая часть обучения немецкому языку как иностранному // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 68

41. Оганнисян Л.А. Юмор как средство педагогического общения // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 77

42. Протас О.С. Использование юмора в обучении // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конфе-

ренции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 81

43. Протас О.С. Мотивирующий эффект юмора в обучении иностранному языку // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 63

44. Артемьева Т.В. Диалектика и юмор детей дошкольного и младшего школьного возраста // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 3

45. Сухова А. В. Насмешка как особенность чувства юмора детей младшего школьного возраста // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 95

46. Верхотурцева Е. Е. Гуманитарная составляющая психолого-педагогических аспектов развития креативности в юморе // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редак-тори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 35

47. Горбунов С.А. Формирование познавательного интереса на основе эмоционального интеллекта, творчества и юмора // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редак-тори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 68

48. Братолюбова М. В., Пимонова Т. С. Европейский Союз в зеркале политической карикатуры // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 15.

49. Братолюбова М.В., Капацина Н.А. Художник А.Н. Воронецкий: общее и региональное в донской сатирической графике начала XX в. // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 9

50. Братолюбова М.В., Капацина Н.А. Визуальная сатира в журнале «Донская волна» как средство идеологической борьбы в период гражданской войны // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 31

51. Мойсинович А.М. Образ Николая II в политической карикатуре Габриэля Галантара // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015.- С. 73

52. Мойсинович А.М. Россия 1905 г. в зеркале немецкой и австрийской карикатуры // Хумор и сатира в координатите на XXI век: сборник от научни статии / Редактор-съставител М.Н. Капрусова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016. - С. 52

53. Цыкалов Д.Е. Роль сатирической графики в политическом пространстве Франции 30-х - начала 50-х гг. XIX века // Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции 1 апреля 2015 года, Варна, Болгария / под ред. М.Н. Капрусовой, Р.Е. Тельпова. - Варна : Център за науч. изследвания и информация «Парадигма», 2015. - С. 102

54. Девяткова М.И. Средства создания комического эффекта в креолизованных текстах с образом Владимира Путина // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 73

55. Тупикина Д. В. Юмор как средство коммуникации политических лидеров // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 99

56. Кузовенкова Ю. А. Ирония в стрит-арте // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 79

57. Шипицына А.А. Комическое в архитектуре // Съвременна гелотология: сборник от научни статии / Редактори-съставители М.В. Мусийчук, М. Б. Ворошилова. - Варна: ЦНИИ «Парадигма», 2016.- С. 104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.