УДК 377
ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
Н.А. Соложнина, К.В. Мальцева, Федеральное казенное предприятие «Нижнетагильский институт испытания
металлов», г. Нижний Тагил
Аннотация. В статье представлен опыт реализации системы профориентационной работы Федерального казенного предприятия «НТИИМ» в условиях Центра научно-технического творчества молодежи г. Нижний Тагил. Уделяется внимание историческому опыту организации школьного дела на промышленных предприятиях, сыгравших в свое время решающую роль в формировании технической интеллигенции для Нижнетагильского горнозаводского округа.
Ключевые слова: профориентация, подготовка кадров, дополнительное профессиональное образование, история образования, Уральская инженерная школа.
Подготовка молодежи к труду была и остается одной из важнейших задач общества. В настоящее время значение профессиональной ориентации, профессионального самоопределения личности с учетом ее склонностей, способностей, а также потребностей общества в высококвалифицированных специалистах неуклонно возрастает.
Изучение новых эффективных форм содействия личностного и профессионального самоопределения не перестает волновать исследователей педагогики и психологии. Психологические аспекты профессионального выбора и становления личности выступают в качестве объекта научных изысканий Климова Е. А. [1], Пряжникова Н. С. [2], Шавир П. А. [3]. В их авторских работах представлена психологическая характеристика профессиональной деятельности, изучены структура профессионального самоопределения и факторы, влияющие на него.
Интересны результаты научных исследований Прохоровой И. К. по проблеме формирования профессиональной мобильности молодежи, которая определяет успешность ее личностного роста и социальную востребованность [4].
Педагогические основы профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования детей разработаны Сальцевой С. В. [5], Поволяевой М. Н. [6], Кононоговой О. И. [7] и др. Авторы рассматривают техническую творческую деятельность учащихся как средство их профессиональной ориентации.
Сотрудники Центра профессионального образования Самарской области Кирюшина Т. Н., Томенко Т. Ю., анализируя проблемы в системе профориентации, поднимают вопрос о необходимости сегодня повышения престижа рабочих профессий. В связи с этим авторы полагают, что «хорошо налаженная система социального партнерства, которая предусматривает исследование рынка труда,
участие в развитии кадрового потенциала учебного заведения, расширение его возможностей в трудоустройстве выпускников» привлечет внимание общества и молодежи к рабочим профессиям [8, с. 49].
Вопрос о повышении престижа рабочих и инженерных профессий особо остро в последнее время обсуждается в Уральском регионе. Согласно Указу Губернатора Свердловской области «в целях обеспечения условий для экономического роста, развития импортозамещения и промышленного потенциала Свердловской области, активного вовлечения работодателей в процесс опережающей подготовки кадровых ресурсов, эффективной реализации творческих возможностей молодежи, формирования осознанного выбора обучающимися индивидуальной траектории профессионального развития» утверждена комплексная программа «Уральская инженерная школа» [9, с. 1]. Программа в целом представляет собой комплекс мероприятий по повышению мотивации молодежи к изучению естественных наук в рамках школьного курса и последующему выбору рабочих профессий технического профиля и инженерных специальностей.
Перспективным направлением в решении обозначенных задач является реализация совместных частно-государственных проектов образовательных организаций и хозяйствующих субъектов в области образования таких как: инновационно-образовательные кластеры; ресурсные центры на предприятиях; учебно-производственные комплексы; научно-образовательные центры; центры развития компетенций; базовые кафедры высших учебных заведений; заводы-втузы и т. п.
Решить проблему повышения престижа рабочих профессий призвано межрегиональное общественное движение «В защиту человека труда», инициированное полномочным представителем Президента РФ в Уральском регионе Игорем Холманских. В комплекс мер, реализуемых движением, входит поддержка ряда профориентационных проектов: проведение конкурса профмастерства «Славим человека труда!»; выявление и прославление лучших трудящихся «Зал национальной трудовой славы»; выявление, прославление, представление в интернет-пространстве трудовых династий «Трудовые династии Урала (России)»; виртуальное детальное знакомство с профессиями и рабочими местами «Город профессий 360 +» и др.
Одним из условий успешности системы профориентационной работы с молодежью, по мнению инициаторов движения, также является взаимодействие учебных заведений и производства, бизнеса и образования. В этой связи хотелось бы напомнить, что в истории народного образования Нижнетагильского горнозаводского округа накоплен огромный опыт продуктивного сотрудничества школ с профильными предприятиями. Особую ценность представляет опыт горнозаводских школ по интеграции педагогических и производственных факторов, который, по мнению Шелепова А. К., обеспечивал сбалансированный учет интересов образования, производства и социальной среды в Уральском регионе на протяжении XVIII - начала XIX вв.[10, с. 15].
Впервые в начале XVIII века Петр I предпринял попытку обязать промышленников Урала организовывать обучение при заводах. Речь шла о тульском оружейнике Никите Демидове, которому Петр I, поручая увеличить эффективность казенного производства, пожаловал в 1702 году завод в Верхотурском уез-
де. Невьянский казенный металлургический завод занимался изготовлением якорей, артиллерийских орудий и снарядов для них.
С этого времени началась не только промышленная деятельность Демидовых на Урале, но и организация школьного дела. В «Памяти», адресованной промышленнику, Петр I указал, чтобы при заводе на собственные деньги «деткам школы... были построены... и работников добрых и смышлёных тому делу у домен и у руд, у угольного жжения учить, чтоб и впредь за оскуднением людей остановки и никаких вредительных причин не учинялося»... [Цит. по: 11, с. 35]. Таким образом, с начала учреждения школ при заводах перед ними ставилась задача производственного назначения - обеспечения промышленных предприятий квалифицированными кадрами.
Параллельно, в процессе профессиональной подготовки в образовательных учреждениях создавались благоприятные условия для формирования у обучающейся молодежи жизненной установки, выражаемой в направленности на определенное социально-профессиональное будущее. По замечаниям Шепелева А. К., «в школах ученики не только усваивали профессиональные знания и навыки, они, образно говоря, впитывали в себя дух реального производства» [10, с. 23].
Высокую оценку деятельности горнозаводских школ на Урале дает Семизо-ров В. В. Исследователь отмечает, что роль, которую сыграли уральские школы «в формировании технической интеллигенции для Нижнетагильского округа» в дореформенный и пореформенный периоды неоценима [12, с. 101].
Благодаря отлаженному механизму социального партнерства в условиях горнозаводских школ, осуществляемого в теснейшей взаимосвязи образования, производства и государства, Нижнетагильский горонозаводской округ ко второй половине XIX века становится стратегическим промышленным центром Российской империи. Многое из накопленного опыта сегодня осталось невостребованным, но может быть внедрено в современную практику построения и организации системы профессиональной ориентации молодежи.
Образцовым примером такой практики в г. Нижний Тагил является Федеральное казенное предприятие «Нижнетагильский институт испытания металлов». Профориентационная работа на ФКП «НТИИМ», организованная в рамках деятельности учебного центра дополнительного профессионального образования, направлена на совершенствование системы подготовки кадров для предприятия.
В 2014 году на базе предприятия, при сотрудничестве с МБУ ДО «Городская станция юного техника», был открыт центр научно-технического творчества молодежи, который осуществляет подготовку курсантов центра по четырем образовательным программам дополнительного образования.
Так, в деятельности центра выделены четыре основных направления с учетом востребованности специалистов на предприятии:
- лаборатория «Компьютерные технологии и программы»;
- лаборатория «Компьютерные технологии и радиоэлектроника»;
- лаборатория «Компьютерные технологии и робототехника»;
- лаборатория «Компьютерные технологии и техническое моделирование».
В каждом из перечисленных направлений определен перечень профессий, наиболее востребованных на предприятии (табл. 1).
Таблица 1. Профессии ФКП «НТИИМ»
Профессии | Специальность Образовательные учреждения
Лаборатория компьютерных технологий и технического моделирования
^испытатель вооружения ^слесарь по ремонту боевых и специальных машин ^слесарь по ремонту вооружения слесарь Нижнетагильский машиностроительный техникум
^авиатехник ^авиамеханик техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования Омский летно-технический колледж гражданской авиации
LJ Лаборатория компьютерных технологий и программ
^инженер- программист прикладная информатика Нижнетагильский технологический институт (ф) УрФУ
^оператор ЭВМ ^оператор электронного набора ^оператор станков с ЧПУ мастер по обработке цифровой информации Нижнетагильский машиностроительный техникум
Лаборатория компьютерных технологий и радиоэлектроники
^монтажник радиоэлектронной аппаратуры ^сборщик изделий электронной техники ^техник-измеритель радиотехник Нижнетагильский техникум информационных технологий, сервиса и предпринимательства
Лаборатория компьютерных технологий и робототехники
^инженер-испытатель Sинженер- конструктор ^инженер-технолог Sинженер- измеритель Sбоеприпасы и взрыватели Sавтоматизация технологических процессов и производств Нижнетагильский технологический институт (ф) УрФУ
Лаборатория компьютерных технологий и технического моделирования в центре научно-технического творчества молодежи предусматривает научно-техническую и профориентационную направленность на профессии летно-испытательной базы ФКП «НТИИМ». Организация занятий со школьниками предполагает проектирование и изготовление авиамоделей различной сложности, а также создание условий для приобщения учащихся к рационализаторской, изобретательской деятельности, участию в соревнованиях по авиамодельному спорту, выполнению спортивных нормативов.
В процессе обучения в лаборатории компьютерных технологий и программ учащиеся получают основные сведения по инженерной графике и основам работы на современных CAD платформах, таких как Autodesk Inventor, которые широко применяются в современных отраслях науки, техники и производства.
Занятия в лаборатории компьютерных технологий и радиоэлектроники предполагают изучение радиоаппаратуры и работу с ней, а также создают
условия для дальнейшего выбора профессии инженеров специального конструкторского бюро измерительной аппаратуры ФКП «НТИИМ».
Лаборатория компьютерных технологий и робототехники предусматривает формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного мышления средствами робототехники и профориентацион-ную направленность на профессии сборочно-испытательного бюро ФКП «НТИИМ».
Лаборатории центра оснащены, по меркам одного из ведущего на Урале предприятия промышленно-оборонного комплекса, современным технологическим, учебным и демонстрационным оборудованием. В центре научно-технического творчества молодежи создана техническая лаборатория, в которой представлен станочный парк в соответствии с уровнем развития производства на предприятии, дающий возможность ребятам изготавливать различные заготовки и модели изделий своими руками.
Курс обучения в центре рассчитан на 2 года. В каждой лаборатории занимается до 12 человек по 6 часов в неделю. Возраст обучающихся составляет от 14 до 16 лет (школьники 8-9 классы). Для учащихся 10-11 классов при сотрудничестве с Нижнетагильским технологическим институтом (филиалом) Уральского Федерального университета и Нижнетагильским государственным социально-педагогическим институтом (филиалом) Российского государственного профессионально-педагогического университета организована довузовская подготовка для поступления на инженерные специальности.
После окончания обучения школьники имеют возможность получения средне-специального или высшего профессионального образования по профессиям, интересующим предприятие на основе договора о целевом обучении. Структурная схема системы профориентационной работы ФКП «НТИИМ» в условиях центра НТТМ представлена на рис. 1.
В настоящее время в центре научно-технического творчества молодежи обучается 96 курсантов 8-9 классов из районных профориентационных центров г. Нижний Тагил (МБОУ СОШ № 18, 66, 69, 21, 24, 25, 6, 64, 12, Политехническая гимназия).
На следующий год, при содействии Центра НТТМ, планируется открытие классов инженерно-технической направленности в двух базовых школах города. Содержание образования в таких классах будет расширено предметами естественно-научного цикла с углубленным изучением физики и математики. В программу обучения включена учебная дисциплина Черчение, изучение которой уже несколько лет не предусмотрено ФГОС. Учащиеся таких классов будут иметь преимущества при зачислении в центр.
Рисунок 1. Система профориентационной работы ФКП «НТИИМ» в
условиях центра НТТМ
В настоящее время в центре научно-технического творчества молодежи обучается 96 курсантов 8-9 классов из районных профориентационных центров г. Нижний Тагил (МБОУ СОШ № 18, 66, 69, 21, 24, 25, 6, 64, 12, Политехническая гимназия).
На следующий год, при содействии Центра НТТМ, планируется открытие классов инженерно-технической направленности в двух базовых школах города. Содержание образования в таких классах будет расширено предметами естественно-научного цикла с углубленным изучением физики и математики. В программу обучения включена учебная дисциплина Черчение,
изучение которой уже несколько лет не предусмотрено ФГОС. Учащиеся таких классов будут иметь преимущества при зачислении в центр.
В каждом из направлений центра определен план и регламент проф-ориентационной работы на учебный год и разработана система мероприятий, направленных на совершенствование подготовки кадров для предприятия.
Профориентационная работа в условиях центра НТТМ начинается с презентации основных направлений его деятельности в рамках встреч со школьниками 7-х классов в районных профориентационных площадках (базовых школах). Одной из форм организации профориентационной работы является День открытых дверей, цель которого - повышение интереса учащихся города не только к занятиям в центре НТТМ, но и к профессиональной деятельности ФКП «НТИИМ», знакомство с основными направлениями работы предприятия.
В план работы центра НТТМ входит и знакомство с историей предприятия, экскурсии по структурным подразделениям, посещение музея, осмотр экспозиций боеприпасов и военной техники, проведение демонстрационного выстрела с процессом обработки результатов испытаний, посещение научно-образовательного центра ФКП «НТИИМ».
Для курсантов центра ведущие специалисты предприятия читают цикл лекций об основных направлениях деятельности ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов», направленных на привлечение выпускников центра к обучению по целевому направлению в вузах по специальностям, востребованным в институте испытания металлов.
Подводя итог, отметим, что на сегодняшний день в городе, да и, пожалуй, в округе, в условиях промышленно насыщенной среды функционирует единственное, уникальное в своем роде учреждение дополнительного образования, где: во-первых, предоставлена редкая возможность заниматься научно-техническим творчеством детям старшей школьной ступени; во-вторых, ведется подготовка учащихся с ранней ориентацией на оборонно-промышленную отрасль; в-третьих, предприятие является соучастником образовательно-педагогического процесса. Последнее условие подразумевает ряд преимуществ:
- высококвалифицированные специалисты предприятия непосредственно участвуют в учебном процессе, корректируя его в соответствии с развитием производства;
- предоставляется возможность поступления в высшие и средние профессиональные учебные заведения по целевому направлению от предприятия;
- наиболее способным курсантам центра НТТМ гарантировано трудоустройство на одном из ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса Уральского региона.
Авторы статьи надеются, что представленный опыт реализации системы профориентационной работы будет востребован не только в современной образовательной практике, но и, возможно, повлечет за собой создание на базе других предприятий Уральского федерального округа сети центров техни-
ческого творчества молодежи, осуществляющих в рамках подготовки кадров начальную техническую подготовку учащихся в области инженерного образования.
Библиографический список
1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 512 с.
2. Пряжников, Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения: учебное пособие / Н. С. Пряжников. - М. : МГППИ, 1999. - 97 с.
3. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. - М. : Просвещение, 1981. - 95 с.
4. Прохорова, И. К. Роль педагогической практики в формировании профессиональной мобильности будущего педагога: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Ирина Константиновна Прохорова; ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия». - Тюмень, 2012. - 25 с.
5. Сальцева, С. В. Теория и практика профессионального самоопределения школьников в учреждениях дополнительного образования: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук (13.00.01) / Светлана Васильевна Сальцева; Ин-т общего среднего образования. - Москва, 1996. - 35 с.
6. Поволяева, М. П. Теория и практика технической творческой деятельности учащихся в школьном образовании (1955-1996 гг.): автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. пед. наук (13.00.01) / Марина Николаевна Поволяева; Ин-т пед. инноваций. - Москва, 1997. - 36 с.
7. Кононогова, О. И. Профессиональная ориентация учащихся в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Кононогова Ольга Ивановна; ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет». - Ростов-на-Дону, 2007. - 18 с.
8. Кирюшина, Т. Н., Томенко, Т. Ю. Вернуть престиж рабочим профессиям / Т. Н. Кирюшина, Т. Ю. Томенко // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 8. - С. 49.
9. О комплексной программе «Уральская инженерная школа»: Указ Губернатора Свердловской области от 6 октября 2014 года № 453-УГ. - Режим доступа: www.pravo.gov66.ru, опубликование № 2564, от 13 октября 2014 г.
10. Шелепов, А. К. Развитие интеграционных процессов в деятельности горнозаводских школ Урала: XVШ-начало XX вв.): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Александр Киприянович Шелепов; ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». - Екатеринбург, 2006. - 24 с.
11. Шишонко, В. Пермская летопись. Пятый период / В. Шишонко. - Ч. 3. - Пермь, 1889 - 659 с.
12. Семизоров, В. В. «Заводские» образовательные учреждения Нижнетагильского горнозаводского округа в 80-90-е годы XIX века / В. В. Семизоров // Образование и наука. - 2009.
- № 4 (61). - С. 101.
13. Фурсов, А.Л. Использование творческих методов в профессиональном тестировании абитуриентов факультетов журналистики / А. Л. Фурсов // Профессиональная ориентация. - 2014.
- N 1. - С. 102-105.