Научная статья на тему 'Особенности организации профессиональной подготовки кадров на предприятии'

Особенности организации профессиональной подготовки кадров на предприятии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милютина Татьяна Николаевна, Мальцева Ксения Валерьевна

Статья посвящена проблеме профессионального обучения в системе подготовки кадров в ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов». Отражены основные направления, результаты и перспективы организации этой работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милютина Татьяна Николаевна, Мальцева Ксения Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации профессиональной подготовки кадров на предприятии»

Особенности организации профессиональной подготовки кадров на предприятии

МИЛЮТИНА Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебного центра ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов», г. Нижний Тагил (Свердловская область)

МАЛЬЦЕВА Ксения Валерьевна,

главный профориентатор, заместитель начальника учебного центра ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов», г. Нижний Тагил (Свердловская область)

В настоящее время остается актуальной проблема подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий Российского оборонно-промышленного комплекса. С этой задачей столкнулось и ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов», кадровый состав которого 10-15 лет назад заметно старел. Для решения этой проблемы руководством предприятия был разработан и реализован комплекс мероприятий. Результаты проделанной работы позволяют с уверенностью говорить об их эффективности.

Аннотация

Статья посвящена проблеме профессионального обучения в системе подготовки кадров в ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов». Отражены основные направления, результаты и перспективы организации этой работы

Ключевые слова:

профессиональное обучение, научно-образовательный центр, учебный центр дополнительного профессионального образования, профориентационная работа

Под руководством генерального директора ФКП «НТИИМ» В. Л. Руденко был создан Координационный совет по подготовке кадров для оборонных предприятий Уральского региона. Были определены основные направления работы:

- совершенствование образовательного процесса подготовки будущих специалистов;

- создание системы переподготовки кадров на предприятии;

- проведение профориентационной работы в школах;

- организация целевого набора на оборонные специальности;

- организация производственных (полигонных) и преддипломных практик студентов.

Филиал кафедры и научно-образовательный центр

В этих условиях руководством предприятия была поставлена задача разработки комплекса мероприятий по подготовке и закреплению молодых специалистов. Для улучшения подготовки кадров и концентрации лабораторной и приборной базы в 2005 году на территории ФКП «НТИИМ» совместно с Нижнетагильским технологическим институтом — филиалом Уральского федерального университета (НТИ(ф) УрФУ) был создан филиал кафедры «Специальное машиностроение», осуществляющий подготовку студен-

тов по специальности 170100 «Боеприпасы и взрыватели». Особенным, не часто наблюдаемым в современных условиях существования вузов в России стало создание при содействии руководства Нижнетагильского института испытания металлов новой структурной единицы — научно-образовательного центра, деятельность которого направлена на повышение эффективности научных исследований в сфере создания современных образцов вооружения и боеприпасов.

В научно-образовательном центре обучаются студенты III, IV и V курсов, при этом учебные занятия проводят не только преподаватели кафедры, но и ведущие специалисты предприятия, формируя полноценного специ-алиста-боеприпасника. С одной стороны, это помогает приблизить обучение к потребностям предприятия, сделать подготовку специалиста более целенаправленной и представляет взаимную заинтересованность университета, предприятия и студента. А с другой — знакомство с персоналом предприятия ускоряет в дальнейшем адаптацию молодых специалистов на рабочих местах. Сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что слияние академической науки и профессиональной деятельности значительно повышает уровень подготовки кадров, и студенты имеют возможность глубже познать выбранную специальность не только с точки зрения теории, но и на практике.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Дополнительное профобразование

В структуре института испытания металлов функционирует учебный центр дополнительного профессионального образования, осуществляющий реализацию программ повышения квалификации, профессиональную подготовку и переподготовку работников, а также проводит профориентационную работу с учащимися общеобразовательных школ. В условиях технического и технологического перевооружения и инновационного развития учебный центр дополнительного профессионального образования обеспечивает информационную и консультационную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей ФКП «НТИИМ» в получении новых знаний о современных научных и технических достижениях в области проектирования и создания вооружения и боеприпасов.

Профориентационная работа в рамках деятельности учебного центра ведется при взаимодействии со школами города и включает в себя встречи с учениками старших классов, проведение презентаций, обеспечение школ наглядной информацией о Нижнетагильском институте испытания металлов (буклеты, альбомы, стенды). Для профориентационной работы с учащимися ведущими специалистами предприятия разработан цикл лекций-бесед об основных направлениях деятельности ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов», который используется при проведении экскурсий на предприятие.

Одной из форм организации профориен-тационной работы для школьников старших классов является день открытых дверей, цель которого — повышение интереса учащихся к профессиональной деятельности ФКП «НТИИМ», знакомство с основными направлениями работы предприятия, привлечение выпускников школ к обучению в вузах по специальностям, востребованным в институте испытания металлов. В программу дня открытых дверей входит комплекс мероприятий, включающий в себя знакомство с историей предприятия, экскурсии по структурным подразделениям, посещение музея, осмотр экспозиций боеприпасов и военной техники, проведение демонстрационного выстрела с процессом обработки результатов испытаний, посещение научно-образовательного центра ФКП «НТИИМ».

Школьники с интересом посещают экскурсии, получая возможность узнать, какие качества и навыки ценятся в профессии испытателя вооружения, какие знания нужны для этого. Ребятам дают возможность почувствовать себя испытателями, разрешая ближе подойти к артиллерийскому орудию, с трибун понаблюдать за выстрелом, а затем в полевом информационном центре ознакомиться с результатами испытаний с помощью полигонного измерительного комплекса разработки и производства специального конструкторского бюро измерительной аппаратуры НТИИМ.

Система профессионального партнерства

Практика работы в институте испытания металлов по взаимодействию с образовательными учреждениями в области подготовки специалистов складывается на основе договоров, как двусторонних — между предприятием и учреждением высшего и среднего профессионального образования, так и трехсторонних — между предприятием, вузом и студентом. В учебных заведениях, в частности НТИ(ф) УрФУ, ведется подготовка по основным специальностям, востребованным на предприятии. За несколько лет такого сотрудничества сложилась система профессионального партнерства, которая включает в себя:

- создание рабочих мест для студентов, совмещающих учебу и работу на предприятии;

- сопровождение руководителями и специалистами предприятия всех видов практик студентов;

- прохождение стажировок, включение студентов в проектные команды;

- инвестиции предприятия в подготовку будущих специалистов, в том числе укрепление материальной базы учебного процесса, приобретение современного оборудования и выплату стипендии;

- разработку тематики курсовых и дипломных работ студентов по актуальным производственным проблемам;

- участие руководителей и ведущих специалистов предприятия в работе Государственных аттестационных комиссий;

- участие студентов в научно-практических конференциях;

- трудоустройство выпускников, успешно проходивших практику, на предприятие.

Производственная практика — этап профессионализации

С 2004 года институт испытания металлов направляет выпускников школ на целевое обучение в НТИ(ф) УрФУ. Данная мера дает возможность предприятию планировать кадровую политику и ежегодно получать квалифицированных специалистов, получивших образование с учетом требований работодателя к уровню и качеству их подготовки. Первые четыре выпускника целевого набора пришли работать в институт испытания металлов в 2010 году.

Другое направление, которому ФКП «НТИИМ» уделяет особое внимание, — это организация и проведение производственной практики, направленной на восстановление связей промышленности и высшей школы. Мы рассматриваем производственную практику как

Слияние академической науки и профессиональной деятельности значительно повышает уровень подготовки кадров

С 2004 года институт испытания металлов направляет выпускников школ на целевое обучение в НТИ(ф) УрФУ

Студенты, обучающиеся по целевому набору, проходят преддипломную практику на ФКП «НТИИМ»

География взаимодействия предприятия с крупнейшими вузами страны постоянно расширяется

один из этапов профессионализации, то есть системного вовлечения студентов в специальность, которой они обучаются. Это позволяет выпускнику быстрее перейти от этапа обучения к этапу работы на производстве или, другими словами, оптимизирует процесс адаптации на рабочем месте.

В настоящее время работодатели, функционирующие в условиях мирового экономического кризиса, выдвигают повышенные требования к выпускникам вузов, требуя от них результата с момента трудоустройства. Однако даже при самой хорошей теоретической подготовке, которую может дать высшее учебное заведение, специалисты без практических навыков, без знания особенностей работы в реальном производственном коллективе не смогут принимать быстрых и правильных технологических и управленческих решений. Отсутствие практических навыков значительно затрудняет поиск работы выпускниками высших и средних учебных заведений, а также их закрепление на рабочих местах при трудоустройстве. Наблюдается парадокс, когда при нехватке специалистов многие выпускники не могут найти работу или работают не по специальности, поскольку у них отсутствуют профессиональные навыки. Становится очевидным, что предприятия должны принимать участие в подготовке специалистов, то есть «затачивать» их под себя.

Традиционно ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов» принимает на производственную и преддипломную практику студентов НТИ(ф) УрФУ Но в последние годы география взаимодействия предприятия с крупнейшими вузами страны неуклонно расширяется. В настоящее время мы сотрудничаем с такими вузами, как Балтийский государственный технический университет им. Д. Ф. Устинова «ВОЕНМЕХ», Тульский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет, Пензенский государственный университет. Специалистами предприятия совместно с преподавателями вузов разработана программа практики, которая включает как теоретические, так и практические занятия. Интерес к институту испытания металлов как к объекту полигонной практики неслучаен, поскольку уникальная производственная база предприятия позволяет в полной мере решить задачи, предусмотренные рабочей программой практики. Студенты получают первичные практические навыки работы на основных механизмах образцов вооружения, знакомятся с производственным циклом, его основными этапами, материально-техническим оснащением. В программу практики обязательно включается знакомство с историей предприятия и развития артиллерийского вооружения в России.

На протяжении всего периода практики студенты изучают технологические процессы сборки и испытаний боеприпасов, чертежи различных видов вооружения, военной техники и элементов выстрела. В соответствии с планом производственной практики студенты непосредственно посещают испытания.

Руководитель практики — это, как правило, сотрудник с большим стажем и опытом работы, но с недавнего времени на предприятии начала складываться новая традиция: руководителем производственной практики назначается молодой специалист. И в этом, на наш взгляд, есть много плюсов. Молодой специалист легче находит общий язык со студентами, помня еще о том, как сам проходил практику и с какими трудностями сталкивался, всегда поможет советом. У него другое видение проблем, а значит, процесс прохождения практики может стать еще более эффективным. О том, что мы выбрали правильное направление, говорят отзывы студентов, проходивших практику на нашем предприятии. Преподаватели вузов отмечают, что такая организация производственной практики существенно повышает интерес студентов к профессии и мотивацию к работе в отрасли после окончания обучения. Особенно приятно слышать слова благодарности за исключительный профессионализм, проявленный при планировании и проведении занятий, в адрес наших молодых сотрудников — вчерашних студентов.

Студенты, обучающиеся по целевому набору, проходят преддипломную практику на ФКП «НТИИМ», как правило, уже на своих будущих рабочих местах, что позволяет в дальнейшем существенно сократить период адаптации на предприятии.

В рамках дальнейшего развития сотрудничества между ФКП «НТИИМ» и вузами можно сделать несколько предложений:

- проведение стажировок преподавателей вузов на предприятии для обеспечения прикладного характера современных знаний;

- введение в содержание практики практических занятий по конкретной проблематике предприятия.

Подводя итог, следует отметить, что сегодня мы наблюдаем результат осмысленной работы Нижнетагильского института испытания металлов по совершенствованию профессионального обучения в системе подготовки кадров. На предприятие приходит много юношей и девушек, настроенных на долговременную работу. За пять последних лет средний возраст работающих на предприятии составил 47 лет, более 35% работников — молодежь в возрасте до 35 лет. Однако ограничиваться уже наработанными формами недостаточно, особенно в условиях обостряющейся конкуренции за студента и специалиста, поэтому мы, сохраняя опыт, думаем, как совершенствовать работу по подготовке профессиональных кадров и сделать ее более эффективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.