УДК 328.147
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЕ
О.А. Иванова, М.Н. Фроловская,
ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет »
Аннотация. Автор раскрывает понятие «практико-ориентированная среда» как пространство взаимодействия культур активных участников профессионального экономического образования: студента, преподавателя, работодателя. Показан практический опыт сотрудничества в различных направлениях совместной деятельности.
Ключевые слова: образ, экономическое образование, практико-ориентированная среда, профессиональное образование.
В гуманитарной парадигме понятие «образ» является исходным по отношению к образованию. Именно в значении «формирование образа» термин введен И.Г. Песталоцци в научный оборот. В контексте профессионального образования особенно значимыми оказываются следующие его интерпретации: 1) «мысленно воспроизводимый облик того или другого человека (или предмета, явления и т.д.)»; 2) «воплощение в конкретно-чувственной форме представлений о действительности». В образе слиты как внутренние, так и внешние стороны осмысления человеком действительности, поэтому и создаваемая реальность оказывается более действенной [1].
В стандарте высшего образования профессиональный образ мира представлен в виде требований к подготовке специалиста, способного осуществлять те или иные функции, опираясь на теоретические знания в своей предметной области. В тоже время обеспечение профессиональной подготовки и профессионального образования - хотя и сопряженные, но существенно разные задачи.
Если подготовка обеспечивает в той или иной степени готовность выпускника к конкретному решению «частных» задач профессиональной деятельности, то профессиональное образование предполагает профессиональную компетентность, за которой в первую очередь стоят понимание и целостное видение конкретной профессиональной области и себя в ней.
В таком случае, профессиональное становление будущего выпускника вуза связывается с перестройкой его субъективного опыта, обнаружением и уточнением смыслов. И практико-ориентированная среда выступает потенциальной возможностью встречи культур: культура студента, в том числе, его жизненный и учебный опыт; культура преподавателя с его жизненным и профессиональным опытом; «ставшая» культура (научно-профессиональная область знаний), а также культура работодателя [2]. На пересечении культур,
опытов прошлых и текущих деятельностей происходит становление будущего специалиста.
Сегодня перед каждой образовательной организацией стоит значимая и сложная задача, связанная с организацией, формированием и развитием практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей интеграцию вуза с производством, когда на основе договорных отношений и в результате погружения студентов в производственный процесс, выпускаются компетентные специалисты, готовые сразу включиться в профессиональную деятельность.
Практико-ориентированная образовательная среда является неотъемлемой составляющей современных образовательных учреждений. Она обеспечивается не только (и скорее всего, не столько) предметным содержанием, но и способами развертывания этого содержания, адекватными гуманитарной природе самого знания и процесса образования. Профессиональными знания априори не являются - они таковыми становятся (или не становятся) для овладевающего ими, если он обнаруживает (или не обнаруживает) в них личностный смысл.
Изучением практико-ориентированной образовательной среды с целью организации её для образования личности занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Важным этапом в становлении категории «практико-ориентированная образовательная среда» являются идеи известных учёных о влиянии на человека образовательной среды (В.В.Зеньковский, Н.О. Лосский, Л.А. Петражицкий, Сенько Ю.В. и др.). Л.Е. Солянкина практико-ориентированную образовательную среду определяет как специально организованное самодвижущееся образовательное пространство, направленное на развитие у будущего специалиста на этапе вузовской подготовки профессионально важных компетенций и индивидуально-психологических качеств [3, с. 43]. Неоднократно менялись и представления о том, какими качествами должен обладать индивид, чтобы быть успешным.
Вместе с тем, требования, предъявляемые к уровню подготовки специалистов в федеральном законе от 29.12.2012 №323-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВПО третьего поколения, формируют задачу обновления профессионального экономического образования на компе-тентностной основе путем усиления практической направленности образования при сохранении его фундаментальности. Все это требует более широкого применения практико-ориентированного подхода в обучении, сочетающего в себе наиболее сильные стороны фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки специалистов.
Большое внимание вопросам практико-ориентированного образования уделяется и в филиале «Алтайского государственного университета» в г. Ка-мень-на-Оби при подготовке банковских специалистов. Согласно заключенным договорам, проводится оптимизация работы с базовыми офисами банков, расположенных в г. Камень-на-Оби. Во всех финансовых и кредитных организациях, являющихся базами практического обучения студентов, опре-
делены ответственные за профессиональную подготовку обучающихся. Со стороны филиала — это авторитетные преподаватели, со стороны организации — ведущие работники. К проведению практических занятий профессионального цикла привлекаются специалисты-практики, имеющие большой опыт работы в кредитных организациях. Для реализации преемственности обучения студентов и их последующего трудоустройства проведение не менее 20% практических занятий профессионального цикла осуществляется в базовых организациях г. Камень-на-Оби и Алтайского края.
Вопросам практической подготовки посвящены элективные и вариативные курсы. Для освоения профессиональных компетенций проводятся тренинги, интерактивные практические занятия в лаборатории «Учебный банк», специально оборудованной в рамках договора о сотрудничестве с ВТБ 24 (Алтайское отделение). Для создания реалистичной атмосферы офиса банка в лаборатории организовано рабочее место и установлено оборудование: сортировщик монет, счетчики банкнот, детекторы валют. Студенты имеют возможность проводить ролевые игры, мастер-классы и различные тренинги, способствующие повышению концентрации внимания и стрессо-устойчивости.
Особое значение отводится собственно производственной практике, подготовка к которой начинается ещё задолго до выдачи заданий на практику. Во время аудиторных занятий происходит ознакомление с объектами будущей профессиональной деятельности. Включение в базовые общепрофессиональные и специальные дисциплины практических заданий (тестовых заданий, презентации отдельных видов профессиональной деятельности применительно к изучаемому учебному материалу) позволяет студентам включаться в квазипрофессиональную деятельность. Особая роль отводится заданиям практико-ориентированной направленности как ведущему средству становления и совершенствования у обучающихся профессиональных компетенций. Эти задания предъявляются как производственные ситуации, из которых студентам необходимо «вычерпать» проблему, перевести ситуацию в профессиональную задачу, которая носит метапредметный характер. Затем уже выбрать способы решения производственной проблемы и проанализировать эффективность найденных решений.
Взаимодействие с потенциальными работодателями разнообразно. Это и участие представителей банков в конкурсах профессионального мастерства студентов, и в составе жюри молодежных научно-практических конференций. Деловые отношения, сложившиеся у филиала с партнерами, позволяют расширять студенческое участие в социальной жизни города, реализовывать совместные проекты, проводимые банками: Новый год, День пожилого человека, День победы, День защиты детей. Привлечение студентов во внеучеб-ное время к общественно-полезной деятельности позволяет будущим работодателям оценить обучающихся в нестандартной обстановке.
Деятельностная природа обучения в практико-ориентированной среде позволяет интерпретировать его как результат взаимодействия и как форму
порождения реальной образовательной ситуации. Осуществляется влияние общественно-исторического опыта, результатов общечеловеческой практики на будущую профессиональную деятельность студента, настоящую деятельность преподавателя и работодателя [4]. Во взаимодействии всех участников практико-ориентированной образовательной среды для студента создаются условия, способствующие переносу его внутреннего понимания на внешнее: понимание себя в учебной деятельности через взаимодействие с Другим на понимание себя в предстоящей профессиональной деятельности. И наоборот: перевод внешнего во внутреннее предполагает понимание и присвоение студентом инаковости Другого, чужого в личное, свое.
Применение разнопланового сотрудничества вуза в профессиональной среде города создает предпосылки не только для формирования у обучающихся необходимых профессиональных компетенций и позволяет максимально приблизить студентов к условиям работы в банковской системе, воспитать специалистов, востребованных на рынке труда. Прежде всего, рождается понимание того, что профессиональное образование разворачивается в сфере «Человек-Человек». И перевод его из рамок социального опыта в горизонт культуры имеет далеко идущие последствия, поскольку практико-ориентированная среда создает условия вхождения будущего экономиста в его профессиональную культуру.
Библиографический список
1. Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога [Текст] : монография / М.Н. Фроловская ; под ред. Ю.В. Сенько. - Барнаул : Из-во Алт. Ун-та, 2011. - 256 с.
2. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.
3. Солянкина Л. Е. Проектирование и реализация модели развития профессиональной компетентности специалиста в практико-ориентированной образовательной среде // Известия ВГПУ -2011. - №1.
4. Фроловская М.Н. Педагогика понимания в высшей школе. - Барнаул, 2013.
5. Фурсов, А. Л. Зарубежный и отечественный опыт организации системы профессиональной ориентации населения / А. Л. Фурсов // Гуманитарный научный журнал. - 2013. - N 1. - С. 32-40. - ISSN 2078-9661
УДК 027.52 (37.047)
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
В СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК РАЙОНОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
А.А. Ляпкова,
Национальный исследовательский Томский государственныйуниверситет,Томск
Аннотация. В статье рассматриваются методы работы по профессиональной ориентации молодежи в сельских библиотеках на примере деятельности библиотек районов Томской области. Выявляется также профориентационный потенциал отдельных направлений работы библиотек.
Abstract. The article deals with the methods of career guidance of young people in rural libraries on the example of districts' library of the Tomsk region. Also reveals the career guidance' potential directions of different areas of library activity.
Ключевые слова: сельские библиотеки, Томская область, профессиональная ориентация, Rural libraries, Tomsk region, career guidance.
Статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса РГНФ,
проект № 15-33-01261.
Профориентационная работа с молодежью является одним из важных направлений работы публичных библиотек в целом и сельских библиотек в частности. Она содействует самоопределению, нахождению профессионального, жизненного пути современного молодого человека. В условиях огромного числа существующих профессий выбор нужной, самоопределение оказывается сложным по многим причинам. Одной из главных причин является недостаточная информированность о том, что представляет собой та или иная профессия, какой спектр профессий предлагают вузы региона, каковы перспективы трудоустройства и т.д. Достаточно часто даже в выпускном классе школьник не знает, куда идти учиться дальше или какую сферу деятельности выбрать.
В этих условиях большое значение приобретают межведомственные связи, взаимодействие с различными организациями для удовлетворения профориентационных информационных потребностей выпускников. При этом началом профориентационной работы является не помощь в выборе профессии, а формирование интереса к вопросу профориентации вообще [1, с. 5; 2, с. 9-10 и др.].
Выделяют несколько направлений профориентационной работы: формирование интереса к поиску профессий, определение профессиональных
склонностей; информирование о существующих профессиях и учебных заведениях, в которых проводится подготовка по интересующим профессиям; наконец, помощь в освоении способов самостоятельного поиска информации о профессиях.
В данной статье разнообразие форм и методов библиотечной работы сельских библиотек рассмотрено на примере библиотек районов Томской области.
Библиотеками используются самые разнообразные методы профориен-тационной работы - от подготовки библиографических рекомендаций до проведения встреч с представителями различных профессий, мастер-классов и других мероприятий.
Библиографическое информирование в рамках профориентационного направления нацелено на составление списков литературы, библиографических пособий. Так, например, в межпоселенческой библиотеке Парабельско-го района Томской области ежегодно составляются библиографические списки «В мире профессий» [3, с. 27; 4, с. 29], «Много есть профессий разных» [5, с. 25], «Для вас абитуриенты», «Сегодня выпускник, а завтра - абитуриент» [6, с. 47].
Профориентационные материалы (в частности, газетные вырезки, объявления о мероприятиях и др.) могут размещаться на стендах в библиотеках [7, с. 11, 8 и др.].
Помимо библиографических списков библиотеки готовят методические рекомендации, сборники сценариев и др. Например, в 2010 г. среди сборников сценариев, разработанных Кожевниковской МЦБС, был сборник «Профессии разные и нужные» [9, с. 48].
Характерным направлением совместной работы библиотеки и школы является проведение уроков профориентации. Подобные уроки могут быть ориентированы на учащихся как старших, так и младших классов. Так, 14 февраля 2014 г. в школе № 1 пос. Каргасок Томской области состоялась встреча учащихся 4 «В» класса со старейшей работницей Каргасокской межпоселенческой центральной библиотеки Верой Васильевной Комаровой, заведующей отделом комплектования, учета и обработки литературы. Целью встречи было знакомство с профессией библиотекаря. Также важной задачей такой встречи видится формирование позитивного представления о современной библиотеке. Оно должно формироваться на ранних этапах обучения и воспитания; в старших классах, скорее, речь идет об изменении сложившихся стереотипов, которые, следует признать, сохраняются в отношении библиотеки [10].
Примером совместной работы организаций в сфере профессиональной ориентации молодежи в Томской области является и сотрудничество Зырянской и Шегарской МЦБС с Томским сельскихозяйственным институтом. В 2013 г. в рамках реализации проекта библиотеки Томского сельскохозяйственного института «Взгляд в будущее», поддержанного фондом Михаила Прохорова в библиотеках Зырянского и Шегарского районов проведены профориентационные семинары для выпускников школ. Проект способост-
вовал, прежде всего, профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии [11; 12, с. 72; 13].
Аналогичный пример - сотрудничество Центральной межпоселенческой библиотеки Кривошеинского района Томской области с Томским экономико-промышленным колледжем и профессиональным училищем № 23. Сотрудники Кривошеинской центральной библиотеки проводят деловые игры, информационные часы для студентов. Цель таких занятий - выработке у учащихся интерес к изучению профессий, формирование способности ориентироваться на рынке труда [14, с. 44].
Выставки также могут иметь профориентационное направление. Например, в Кожевниковской центральной библиотеке в 2009 г. была подготовлена выставка «Есть такая профессия». Выставка была частью годичной программы «Познавая - созидать и сохранять». Целью программы было привлечение к чтению, библиотеке, библиотечным ресурсам [15, с. 21-22].
Важное значение имеют интерактивные методы работы: деловые, профессиональные игры, тренинги и мастер-классы. Так, в апреле 2012 г. во взрослом читальном зале Молчановской центральной библиотеки была проведена деловая игра для старшеклассников «В лабиринте профессий». Игра была подготовлена заведующей сектором отдела обслуживания Людмилой Ивановной Завражновой. Целью игры было устройство на работу на определенные профессии. Предварительно с участниками обсуждались факторы, влияющие на выбор той или иной профессии. Работниками библиотеки была также подготовлена выставка «Удачи тебе, абитуриент!», ориентированная на выпускников школ - в помощь в выборе профессии и высших учебных заведений, где можно получить интересующие специальности [16].
Зачастую профориентационная работа тесно переплетается с краеведческой. Встречи, организуемые библиотеками с любыми специалистами, известными людьми, поэтами, писателями, художниками, музыкантами района имеют определенный профориентационный потенциал, потому что так или иначе формируют образ профессии, дают представление о том, как можно выразить себя в профессиональной деятельности. Значение имеют и выставки местных художников, писателей и т.д. Они формируют не только уважение к родному краю, знание о выдающихся земляках, но и уважение к определенным видам деятельности, представляют конкретные примеры такой деятельности.
Подобных встреч, выставок и других мероприятий, в большей степени литературных, в библиотеках проводится, как правило, гораздо больше, чем исключительно профориентационных.
Важным отличием подобных мероприятий от целенаправленной проф-ориентационной работы является то, что они посещаются людьми разных возрастов и могут способствовать формированию интереса и уважения к той или иной профессии. Не следует забывать, что вопрос выбора профессии нередко стоит перед молодыми людьми и на стадии обучения в высшем учебном заведении и даже после его окончания. Поэтому расширения знаний о
круге существующих профессий важны не только для детей, но и для молодых людей, уже получивших основное общее образование.
Прослеживается связь профориентационной работы и с таким направлением деятельности библиотек, как патриотическое воспитание. Вообще, любые мероприятия, которые создают у учащихся представление о той или иной профессии, области труда, имеют определенный профориентационный потенциал, формируют представление об уважении к труду и профессии, развивают интерес к этим профессиям.
Таким образом, наряду с непосредственным осуществлением профори-ентационной деятельности, библиотеки реализуют данное направление работы при подготовке мероприятий по другим направлениям своей деятельности.
Библиографический список
1. Профориентация в библиотеке : методико-библиографическое пособие / Центр. районная б-ка, методико-библиографический отдел ; сост. Н. А. Верютина ; ответ. за выпуск О. В. Олейникова. - Бирюч : ЦРБ, 2013. - 42 с.
2. Профориентационная работа в библиотеках: методические рекомендации [электронный ресурс] / Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского ; сост. И. И. Сударева ; ред. Е. А. Качанова. - Смоленск, 2013. - 53 с. - URL: http://ru.calameo.com/read/0009540419a52199c4de4 (дата доступа: 12.04.2015 г.)
3. МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района : Отчет 2011 год [Электронный ресурс] - Парабель, 2011. - 48 с. - URL: http://parlibrary.ucoz.ru/otchet_2011_parabel.pdf (дата доступа: 12.04.2015 г.)
4. МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района : Отчет 2012 год [Электронный ресурс] - Парабель, 2012. - 55 с. - URL: http://parlibrary.ucoz.ru/otchet2012/otchet_mbuk_2012.pdf (дата доступа: 12.04.2015 г.)
5. МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района : Отчет 2013 год [Электронный ресурс] - Парабель, 2013. - 49 с. - URL: http://parlibrary.ucoz.ru/otchet2013/otchet_mbuk_2013.pdf (дата доступа: 12.04.2015 г.)
6. Аналитическая справка МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района за 2014 год [Электронный ресурс] / Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района ; сост. К. В.Красикова. - Парабель, 2015. - 72 с. - URL: http://parlibrary.ucoz.ru/otchet2014/analiticheskaja_spravka.pdf (дата доступа: 12.04.2015 г.)
7. Аналитический отчет о деятельности Кожевниковской ЦБС в 2006 году / МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района Томской области». - Кожевниково, 2007. - 63 с.
8. Аналитический отчет о деятельности библиотек МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района» в 2007 году / МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района Томской области». - Кожевниково, 2008. - 55 с.
9. Аналитический отчет о деятельности библиотек МУ «МЦБС» за 2010 г. / МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района Томской области». - Кожевниково, 2011. - 68 с.
10. 14.02.2014. Урок профориентации // Новости и события / Сайт Каргасокской межпоселенческой центральной районной библиотеки. - URL: http://kargasoklib.sokik.ru/products-1367.html (дата доступа: 12.04.2015 г.)
11. В лабиринте профессий : 23.04.2012 / Сайт МБУК «Молчановская межпоселенческая централизованная библиотечная система». - URL: http://molchanovo.ucoz.ru/news/v_labirinte_professij/2012-04-23-18 (дата доступа: 13.04.2015 г.)
12. Фонд Михаила Прохорова подвел итоги конкурса «Новая роль библиотек в
образовании» [Электронный ресурс] / Фонд Михаила Прохорова. - URL: http: //www.prokhorovfund.ru/fund/news/1514/
13. 21.01.2014г. Выбираешь профессию - выбираешь судьбу [Электронный ресурс] / Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Зырянского района». - URL: http://zyrЫЫюteka.ru/21-01-2014г-выбираешь-профессию-выбираешь-с/ (дата доступа: 13.04.2015 г.)
14. Кузоро, К. А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области (на примере Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2013. - № 3(11). - С. 41-45.
15. Аналитический отчет о деятельности библиотеки в 2009 году / МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района Томской области». -Кожевниково, 2010. - 68 с.
16. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Томской области : информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2013 год [Электронный ресурс] / Обл. гос. автономное учреждение культуры «Томская обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина» ; сост. Т. П. Вергановичус. - Томск, 2014. - 117 с. - URL: http://clrf.nlr.ru/tmp_librf/D6369E8C-AED7-4B31-B816-A80FFDA6318C.pdf (дата доступа: 13.04.2015 г.)
УДК 377
СИСТЕМНАЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ КАДРАМИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСПЫТАНИЯ
МЕТАЛЛОВ»)
Т. Н. Милютина, К.В. Мальцева, Федеральное казенное предприятие «Нижнетагильский институт испытания
металлов», г. Нижний Тагил
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации профориентационной работы в системе подготовки кадров на Федеральном казенном предприятии «Нижнетагильский институт испытания металлов». В содержании статьи отражены основные направления, результаты и перспективы организации этой работы.
Ключевые слова: профориентация, подготовка кадров, инженерное образование, социальное партнерство.
Основой эффективного и качественного обеспечения организаций и предприятий кадрами необходимых профессий и квалификаций является профориентационная работа среди учащихся средних общеобразовательных школ, которые в современных условиях воспроизводства рабочей силы являются основным источником пополнения трудовых ресурсов промышленных производств.
В условиях многоотраслевого хозяйства выпускнику школы непросто представить себе потребность производства в кадрах тех или иных профессий, реальные возможности трудоустройства или продолжения учебы, специфику различных профессий, а также правильно оценить свои наклонности и способности. В настоящее время существует более 40 тыс. профессий и ежегодно еще «рождается» более 500 новых, причем естественное отмирание старых профессий происходит медленнее, чем возникают новые. В то же время результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что производительность труда работников, которые по своим качествам соответствуют требованиям профессии, в среднем на 20-40 % выше, чем у тех, кто таким требованиям не соответствует, а около 40 % работников, меняющих место работы, - это те, кто избрал ее не по способностям. Поэтому организа-
ция профессиональной ориентации молодежи является важным условием повышения эффективности деятельности организаций и предприятий.
Многообразие выбора профессий и специализаций, возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни - вот лишь небольшая часть тех причин, побуждающих людей уделять все более пристальное внимание вопросам собственной профессиональной жизни и карьеры.
Под профессиональной ориентацией нами понимается система научно-обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [1].
Выбор профессии является важным этапом в жизни каждого школьника и насколько этот выбор сделан правильно зависит от четкой систематизированной организации профориентационной работы при взаимодействии образовательных учреждений и предприятий, выступающих в роли работодателей. В этом отношении важным является организация социального партнерства между предприятием, профессиональными учебными заведениями и школой, поскольку школа ориентирует подрастающее поколение на выбор профессии, вуз формирует профессиональные компетенции специалиста, а предприятие заинтересовано в развитии кадрового потенциала. Для такого партнерства есть вполне определенная основа. Школа, вузы и предприятия видят ее во взаимодействии по вопросам профориентации молодежи. Так, социальная функция школы заключается в формировании всесторонне развитой личности, обладающей социальными компетенциями, способной найти и реализовать себя в обществе. Достичь этого без системы профориентацион-ной работы представляется невозможным. Высшие профессиональные учебные заведения и промышленные предприятия также заинтересованы в том, чтобы возрастало количество профессионально ориентированных молодых людей, осознанно сделавших выбор профессии. Это необходимо для повышения профессионального уровня студентов как будущих выпускников вузов, начинающих работать в производственной сфере и формирования их профессиональных компетенций [2, с. 73].
Успешность развития кадрового потенциала на Федеральном казенном предприятии «Нижнетагильский институт испытания металлов» напрямую зависит от системной организации профориентационной работы, которая является одним из направлений деятельности учебного центра дополнительного профессионального образования и осуществляется в рамках системы подготовки кадров. Необходимость организации профориентационной работы обусловлена потребностью привлечения школьников к получению востребованных инженерных специальностей и в дальнейшем приходе на работу на предприятие.
Традиционно профориентационная работа со школьниками была организована в виде встреч с учащимися выпускных классов, проведения дней открытых дверей, экскурсий на предприятие. Однако в связи с резким сни-
жением интереса к инженерным специальностям ученики выпускных классов предпочитали выбирать направления своей будущей профессиональной деятельности в юриспруденции, экономической сфере, менеджменте. В такой ситуации, когда не предвидится приток инженерных кадров, оказались практически все промышленные предприятия региона. Следовательно, необходимо было искать пути решения этой проблемы и пытаться заинтересовать школьников в получении инженерных профессий.
Так в 2013 г. наше предприятие выступило с инициативой реализации проекта «Инженер XXI века», направленного на пропаганду инженерного образования в Горнозаводском управленческом округе и презентацию предприятий региона как социальных партнеров образовательных учреждений. В состав Горнозаводского управленческого округа кроме г. Нижний Тагил входят 12 муниципальных образований. Участниками проекта стали школьники старших классов, образовательные учреждения и предприятия Горнозаводского управленческого округа. Трехстороннее взаимодействие участников проекта позволяет усилить мотивационную составляющую образовательного процесса в области изучения физики как базовой науки для получения инженерного образования, внедрить новые эффективные формы социального партнерства, привлечь педагогические коллективы школ, учащихся и их родителей, руководителей кадровых служб предприятий, педагогов высшей школы к активной работе по профессиональной ориентации школьников и приведению образовательных интересов учащихся в соответствие с потребностями рынка труда.
Организаторами проекта являются Горнозаводской управленческий округ, Совет глав муниципальных образований Горнозаводского управленческого округа, Нижнетагильское представительство ассоциации выпускников УПИ-УрГУ-УрФУ, управление образования администрации г. Нижний Тагил, Горнозаводское отделение Свердловского Областного Союза промышленников и предпринимателей, Нижнетагильский технологический институт (филиал) Уральского федерального университета. Схема проекта представлена на рис. 1.
В рамках реализации проекта проводятся олимпиады по физике городского и окружного уровней, конкурсы научно-исследовательских проектов по физике, научно-интеллектуальные игры, конкурсы с участием предприятий по организации профориентационной работы с образовательными учреждениями, создана рубрика «Инженер XXI века» в газете «Тагильский рабочий».
Рис. 1. Схема проекта «Инженер XXI века»
Для совершенствования организации профориентационной работы от Нижнетагильского института испытания металлов были созданы районные профориентационные центры на базе общеобразовательных школ в территориально разделенных районах г. Нижний Тагил. Профориентационные центры созданы для организационного, научно-методического и информационно-технологического обеспечения системы профориентации и оказания профори-ентационной поддержки учащимся в ходе выбора профессии и сферы будущей профессиональной деятельности. К работе профориентационного центра привлекаются учителя-предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, профессорско-преподавательский состав Нижнетагильского технологического института (филиала) Уральского федерального университета, ведущие специалисты института испытания металлов.
В ходе реализации проекта «Инженер XXI века» ФКП «Нижнетагильский институт испытания металлов» выступил с инициативой создания на базе профориентационных центров классов инженерно-технической направленности, способствующих профессионально-ценностной мотивации и осознанному выбору инженерной профессии в соответствии со способностями и склонностями учащихся. Направленность обучения характеризуется спецификой образовательной программы с уклоном на освоение знаний, умений и навыков, необходимых в рамках высшего профессионального инженерного образования. Класс инженерно-технической направленности ориентирован
на подготовку учащихся к поступлению в Нижнетагильский технологический институт для получения инженерных специальностей.
В рамках подготовки инженерных кадров и организации профориента-ционной работы на предприятии совместно с Городской станцией юных техников создан центр научно-технического творчества молодежи для учащихся 8-11 классов школ города. В деятельности центра выделено четыре направления с учетом потребности предприятия в кадрах: радиоэлектроника, техническое моделирование, робототехника, компьютерные технологии и программы. В каждом из перечисленных направлений определен перечень профессий, наиболее востребованных на предприятии. Для каждого направления подготовки созданы одноименные лаборатории центра, предназначенные для проведения занятий со школьниками. Лаборатории центра оснащены современным учебным, технологическим и демонстрационным оборудованием. Кроме того, в центре научно-технического творчества молодежи создана техническая лаборатория, в которой представлен станочный парк, дающий возможность ребятам изготавливать различные заготовки и модели изделий. В содержании обучения каждой лаборатории представлены основы использования компьютерных технологий, инженерной графики и программирования, знакомство с конструкторскими программами, которые необходимы для проектирования разного рода изделий. Схема подготовки кадров на базе центра научно-технического творчества представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема подготовки кадров на базе центра научно-технического
творчества молодежи