УДК 027.52 (37.047)
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ В СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК РАЙОНОВ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
А.А. Ляпкова,
Национальный исследовательский Томский государственныйуниверситет,Томск
Аннотация. В статье рассматриваются методы работы по профессиональной ориентации молодежи в сельских библиотеках на примере деятельности библиотек районов Томской области. Выявляется также профориентационный потенциал отдельных направлений работы библиотек.
Abstract. The article deals with the methods of career guidance of young people in rural libraries on the example of districts' library of the Tomsk region.
Also reveals the career guidance’ potential directions of different areas of library activity.
Ключевые слова: сельские библиотеки, Томская область,
профессиональная ориентация, Rural libraries, Tomsk region, career guidance.
Статья подготовлена при финансовой поддержке конкурса РГНФ,
проект № 15-33-01261.
Профориентационная работа с молодежью является одним из важных направлений работы публичных библиотек в целом и сельских библиотек в частности. Она содействует самоопределению, нахождению профессионального, жизненного пути современного молодого человека. В условиях огромного числа существующих профессий выбор нужной, самоопределение оказывается сложным по многим причинам. Одной из главных причин является недостаточная информированность о том, что представляет собой та или иная профессия, какой спектр профессий предлагают вузы региона, каковы перспективы трудоустройства и т.д. Достаточно часто даже в выпускном классе школьник не знает, куда идти учиться дальше или какую сферу деятельности выбрать.
В этих условиях большое значение приобретают межведомственные связи, взаимодействие с различными организациями для удовлетворения профориентационных информационных потребностей выпускников. При этом началом профориентационной работы является не помощь в выборе профессии, а формирование интереса к вопросу профориентации вообще [1, с. 5; 2, с. 9-10 и др.].
Выделяют несколько направлений профориентационной работы: формирование интереса к поиску профессий, определение профессиональных
склонностей; информирование о существующих профессиях и учебных заведениях, в которых проводится подготовка по интересующим профессиям; наконец, помощь в освоении способов самостоятельного поиска информации о профессиях.
В данной статье разнообразие форм и методов библиотечной работы сельских библиотек рассмотрено на примере библиотек районов Томской области.
Библиотеками используются самые разнообразные методы профориентационной работы - от подготовки библиографических рекомендаций до проведения встреч с представителями различных профессий, мастер-классов и других мероприятий.
Библиографическое информирование в рамках профориентационного направления нацелено на составление списков литературы, библиографических пособий. Так, например, в межпоселенческой библиотеке Парабельско-го района Томской области ежегодно составляются библиографические списки «В мире профессий» [3, с. 27; 4, с. 29], «Много есть профессий разных» [5, с. 25], «Для вас абитуриенты», «Сегодня выпускник, а завтра - абитуриент» [6, с. 47].
Профориентационные материалы (в частности, газетные вырезки, объявления о мероприятиях и др.) могут размещаться на стендах в библиотеках [7, с. 11, 8 и др.].
Помимо библиографических списков библиотеки готовят методические рекомендации, сборники сценариев и др. Например, в 2010 г. среди сборников сценариев, разработанных Кожевниковской МЦБС, был сборник «Профессии разные и нужные» [9, с. 48].
Характерным направлением совместной работы библиотеки и школы является проведение уроков профориентации. Подобные уроки могут быть ориентированы на учащихся как старших, так и младших классов. Так, 14 февраля 2014 г. в школе № 1 пос. Каргасок Томской области состоялась встреча учащихся 4 «В» класса со старейшей работницей Каргасокской межпоселенческой центральной библиотеки Верой Васильевной Комаровой, заведующей отделом комплектования, учета и обработки литературы. Целью встречи было знакомство с профессией библиотекаря. Также важной задачей такой встречи видится формирование позитивного представления о современной библиотеке. Оно должно формироваться на ранних этапах обучения и воспитания; в старших классах, скорее, речь идет об изменении сложившихся стереотипов, которые, следует признать, сохраняются в отношении библиотеки [10].
Примером совместной работы организаций в сфере профессиональной ориентации молодежи в Томской области является и сотрудничество Зырянской и Шегарской МЦБС с Томским сельскихозяйственным институтом. В 2013 г. в рамках реализации проекта библиотеки Томского сельскохозяйственного института «Взгляд в будущее», поддержанного фондом Михаила Прохорова в библиотеках Зырянского и Шегарского районов проведены профориентационные семинары для выпускников школ. Проект способост-
вовал, прежде всего, профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии [11; 12, с. 72; 13].
Аналогичный пример - сотрудничество Центральной межпоселенческой библиотеки Кривошеинского района Томской области с Томским экономико-промышленным колледжем и профессиональным училищем № 23. Сотрудники Кривошеинской центральной библиотеки проводят деловые игры, информационные часы для студентов. Цель таких занятий - выработке у учащихся интерес к изучению профессий, формирование способности ориентироваться на рынке труда [14, с. 44].
Выставки также могут иметь профориентационное направление. Например, в Кожевниковской центральной библиотеке в 2009 г. была подготовлена выставка «Есть такая профессия». Выставка была частью годичной программы «Познавая - созидать и сохранять». Целью программы было привлечение к чтению, библиотеке, библиотечным ресурсам [15, с. 21-22].
Важное значение имеют интерактивные методы работы: деловые, профессиональные игры, тренинги и мастер-классы. Так, в апреле 2012 г. во взрослом читальном зале Молчановской центральной библиотеки была проведена деловая игра для старшеклассников «В лабиринте профессий». Игра была подготовлена заведующей сектором отдела обслуживания Людмилой Ивановной Завражновой. Целью игры было устройство на работу на определенные профессии. Предварительно с участниками обсуждались факторы, влияющие на выбор той или иной профессии. Работниками библиотеки была также подготовлена выставка «Удачи тебе, абитуриент!», ориентированная на выпускников школ - в помощь в выборе профессии и высших учебных заведений, где можно получить интересующие специальности [16].
Зачастую профориентационная работа тесно переплетается с краеведческой. Встречи, организуемые библиотеками с любыми специалистами, известными людьми, поэтами, писателями, художниками, музыкантами района имеют определенный профориентационный потенциал, потому что так или иначе формируют образ профессии, дают представление о том, как можно выразить себя в профессиональной деятельности. Значение имеют и выставки местных художников, писателей и т.д. Они формируют не только уважение к родному краю, знание о выдающихся земляках, но и уважение к определенным видам деятельности, представляют конкретные примеры такой деятельности.
Подобных встреч, выставок и других мероприятий, в большей степени литературных, в библиотеках проводится, как правило, гораздо больше, чем исключительно профориентационных.
Важным отличием подобных мероприятий от целенаправленной профориентационной работы является то, что они посещаются людьми разных возрастов и могут способствовать формированию интереса и уважения к той или иной профессии. Не следует забывать, что вопрос выбора профессии нередко стоит перед молодыми людьми и на стадии обучения в высшем учебном заведении и даже после его окончания. Поэтому расширения знаний о
круге существующих профессий важны не только для детей, но и для молодых людей, уже получивших основное общее образование.
Прослеживается связь профориентационной работы и с таким направлением деятельности библиотек, как патриотическое воспитание. Вообще, любые мероприятия, которые создают у учащихся представление о той или иной профессии, области труда, имеют определенный профориентационный потенциал, формируют представление об уважении к труду и профессии, развивают интерес к этим профессиям.
Таким образом, наряду с непосредственным осуществлением профориентационной деятельности, библиотеки реализуют данное направление работы при подготовке мероприятий по другим направлениям своей деятельности.
Библиографический список
1. Профориентация в библиотеке : методико-библиографическое пособие / Центр. районная б-ка, методико-библиографический отдел ; сост. Н. А. Верютина ; ответ. за выпуск О. В. Олейникова. - Бирюч : ЦРБ, 2013. - 42 с.
2. Профориентационная работа в библиотеках: методические рекомендации [электронный
ресурс] / Смоленская областная универсальная библиотека им. А. Т. Твардовского ; сост. И. И. Сударева ; ред. Е. А. Качанова. - Смоленск, 2013. - 53 с. - URL:
http://ru.calameo.com/read/0009540419a52199c4de4 (дата доступа: 12.04.2015 г.)
3. МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района : Отчет 2011 год
[Электронный ресурс] - Парабель, 2011. - 48 с. - URL:
http://parlibrary.ucoz.ru/otchet_2011_parabel.pdf (дата доступа: 12.04.2015 г.)
4. МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района : Отчет 2012 год
[Электронный ресурс] - Парабель, 2012. - 55 с. - URL:
http://parlibrary.ucoz.ru/otchet2012/otchet_mbuk_2012.pdf (дата доступа: 12.04.2015 г.)
5. МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района : Отчет 2013 год
[Электронный ресурс] - Парабель, 2013. - 49 с. - URL:
http://parlibrary.ucoz.ru/otchet2013/otchet_mbuk_2013.pdf (дата доступа: 12.04.2015 г.)
6. Аналитическая справка МБУК «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района за 2014 год [Электронный ресурс] / Муниципальное учреждение культуры «Межпоселенческая библиотека» Парабельского района ; сост. К. В.Красикова. - Парабель, 2015. - 72 с. - URL: http://parlibrary.ucoz.ru/otchet2014/analiticheskaja_spravka.pdf (дата доступа: 12.04.2015 г.)
7. Аналитический отчет о деятельности Кожевниковской ЦБС в 2006 году / МУ
«Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района Томской области». - Кожевниково, 2007. - 63 с.
8. Аналитический отчет о деятельности библиотек МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района» в 2007 году / МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района Томской области». - Кожевниково, 2008. - 55 с.
9. Аналитический отчет о деятельности библиотек МУ «МЦБС» за 2010 г. / МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района Томской области». - Кожевниково, 2011. - 68 с.
10. 14.02.2014. Урок профориентации // Новости и события / Сайт Каргасокской межпоселенческой центральной районной библиотеки. - URL: http://kargasoklib.sokik.ru/products-1367.html (дата доступа: 12.04.2015 г.)
11. В лабиринте профессий : 23.04.2012 / Сайт МБУК «Молчановская
межпоселенческая централизованная библиотечная система». - URL:
http://molchanovo.ucoz.ru/news/v_labirinte_professij/2012-04-23-18 (дата доступа: 13.04.2015 г.)
12. Фонд Михаила Прохорова подвел итоги конкурса «Новая роль библиотек в
образовании» [Электронный ресурс] / Фонд Михаила Прохорова. - URL: http: //www.prokhorovfund.ru/fund/news/1514/
13. 21.01.2014г. Выбираешь профессию - выбираешь судьбу [Электронный ресурс] / Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Зырянского района». - URL: http://zyrЫЫюteka.m/21-01-2014г-выбираешь-профессию-выбираешь-с/ (дата доступа: 13.04.2015 г.)
14. Кузоро, К. А. Направления социальной работы сельских библиотек Томской области (на примере Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2013. - № 3(11). - С. 41-45.
15. Аналитический отчет о деятельности библиотеки в 2009 году / МУ «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Кожевниковского района Томской области». -Кожевниково, 2010. - 68 с.
16. Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Томской области : информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2013 год [Электронный ресурс] / Обл. гос. автономное учреждение культуры «Томская обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина» ; сост. Т. П. Вергановичус. - Томск, 2014. - 117 с. - URL: http://clrf.nlr.ru/tmp_librf/D6369E8C-AED7-4B31-B816-A80FFDA6318C.pdf (дата доступа: 13.04.2015 г.)