Научная статья на тему 'Некоторые аспекты профориентационной работы в общеобразовательной школе'

Некоторые аспекты профориентационной работы в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ВЫПУСКНИК / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / CHOICE OF PROFESSION / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / СПОСОБНОСТИ / VOCATIONAL ORIENTATION WORK / GRADUATING STUDENT / CAPABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О. В., Манжосова В.

В статье автор рассматривает профориентационную работу в общеобразовательной школе, указывая о необходимости проведения разъяснительной работы, стимулируя школьников самостоятельный выбор профессии, учитывая способности, интересы, особенности характера.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article an author examines vocational orientation work at general school, specifying about the necessity of realization of разъяснительной work, stimulating schoolchildren independent choice of profession, taking into account capabilities, interests, character features.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты профориентационной работы в общеобразовательной школе»

УДК 37.037.1

О.В. Ярлыкова, В. Манжосова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В статье автор рассматривает профориентационную работу в общеобразовательной школе, указывая о необходимости проведения разъяснительной работы, стимулируя школьников самостоятельный выбор профессии, учитывая способности, интересы, особенности характера.

Ключевые слова: Профориентационная работа, выпускник, профессия, выбор профессии, профессиональное самоопределение, способности.

Проблема самоопределения есть, прежде всего, проблема определения своего образа жизни, как утверждал С.Л. Рубинштейн. Проблема выбора профессии стара как мир, а удачно выбранная профессия сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость человека жизнью. Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Все выпускники хотят быть успешными людьми, никто не хочет быть неудачником. Они полагают, что если выберут «не престижную» профессию, то уже заранее окажутся на обочине дороги успеха [2]. Учителям общеобразовательных школ, надо не только ориентировать обучающихся на успешную профессию, но и объяснить, что не успешный человек, в общепринятом смысле слова, тоже может быть счастливым. Нужно быть не внешне успешным обладателем престижного образования, но - востребованным в жизни и существующим в нормальных условиях. Успех обучающиеся понимают, как счастье, но часто подразумевают под ним лишь внешние атрибуты успеха.

На первом месте при выборе профессии интересная и престижная работа. Школьники должны понимать, что мода на профессии проходит, а значит, критерий востребованности профессии должен быть важнее, чем её престижность. И принять правильное решение непросто. У подростков возникают определенные эмоциональные состояния, стремление уйти от решения проблемы выбора, откладывая его на неопределенное время, или перекладывая ответственность на родителей, учителей. Предпрофильная

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

подготовка обучающихся является одним из значимых этапов профилизации.

Цель профориентационной работы - активизация процесса самопознания, самоопределения [1]. При этом совершенно необязательно, чтобы юноша или девушка сразу выбрали узкую профессиональную сферу, важно, чтобы они ориентировались в более широких профессиональных направлениях - гуманитарном, техническом, экономическом, естественно - научном и т.д., чтобы понимали, какая деятельность близка им по интересам, способностям, особенностям характера.

По мнению психолога Н.С.Пряжникова направление профориентации на системную мотивацию является наиболее важным, т.к. стимулирует школьников к взятию на себя ответственности за свой профессиональный выбор, а также мотивирует на целенаправленную самостоятельную подготовку в выбранной профессиональной сфере [3; 4].

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Профильное обучение предполагает достаточный уровень автономности личности. Автономность определяется умением вычленить себя из мира окружающих людей, умением отделить свои цели от целей родителей и других значимых лиц, пониманием целостности своей личности, стремлением к самореализации, уровнем реализма в принятии карьерных решений. Следует проводить отбор школьников в профильные классы и рассматривать это, как средство формирования реалистичного представления обучающихся о себе, как элемент систематической психолого - профориентационной работы в школе.

Важнейшим этапом в организации профильного обучения является момент непосредственного выбора, составления старшеклассником проекта собственного индивидуального плана. Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных школьниками для освоения из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе Федерального базового учебного плана.

Также надо всячески помогать подростку, получать широкую ориентировку в мире профессии. Профориентационная работа является стержнем всего образовательного процесса, т.к. должна помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится. Подросток должен понимать, зачем он учит физику, химию, математику - как эти знания будут соотнесены с его стремлениями.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с обучающимися и в каком-то смысле

является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношении школьника к своему будущему. Школа должна создать условия для формирования у подростка осознанной занятости - умения соотнести то, что он может, с тем, что он хочет. Для этого нужно предоставить школьнику возможность выбора. По мнению Ситак Л.А., в этом следует опираться на принципы педагогики сотрудничества в учебно-воспитательном процессе [4].

Процесс окончательного принятия решения о выборе профессии, учебного заведения осуществляется под влиянием ряда факторов: позиция членов семьи, учебные заведения, представленные на территории проживания, позиция друзей, престиж, позиция учителей, информированность, личные профессиональные планы, способности, склонности. Наибольшее влияние имеют мнение родственников, позиция друзей, наличие того или иного учебного заведения в населенном пункте. Остаётся мало простора для самостоятельного осознанного выбора обучающихся. Во многих случаях способности, склонности и личностные профессиональные планы стоят в этом списке на последних местах. На первых местах стоят мнение окружающих и вынужденная необходимость. Поэтому осознанный выбор специальности и учебного заведения способны сделать единицы. Осознанный самостоятельный выбор основываться не только на способностях человека. Профессиональное самоопределение является частью личностного самоопределения. Человек выбирает те профессии, которые отвечают сложившимся у него представлениям о самом себе, те, в которых он может самоутвердиться.

Главной целью консультационного сопровождения профессионального самоопределения молодежи в условиях рыночной экономики является, на наш взгляд, осознание молодыми людьми своей автономности и принятие ими ответственности за свою образовательную траекторию и карьерный рост. Автономная личность имеет представление о своих способностях и интересах, достоинствах и недостатках, о возможных объективных препятствиях и путях их преодоления. Ее отличают активная жизненная позиция и установка на достижение успеха.

Автономная личность ориентируется в мире профессий: осознает смысл профессиональной деятельности, знает требования профессий и перспективы их развития, способна согласовать профессиональную деятельность с другими важными жизненными контекстами (семейная жизнь, хобби, культура). Обучающийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а

как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути.

Основной задачей современного профессионального образования становится подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности. Современное образование должно осуществлять такую подготовку будущего специалиста, профессиональные умения которого отвечали бы всем потребностям общества на данном этапе его развития. А для этого в рамках процесса профессионального становления в вузе будущий специалист должен овладеть целой системой знаний, умений уровнем формирования культуры, в том числе и экологической, для осуществления дальнейшей профессиональной деятельности [5].

Как показывает жизнь, профессию лучше выбирать не только головой, но всем своим существом. Современный человек ходит на работу не просто ради денег. Он хочет получать от работы удовольствие.

Библиографический список

1. Самостоятельная профессиональная ориентация / Под общ. Ред. В.Д. Рожкова. -СПб: ООО «Фортекс», 2002. С 55-56.

2. Организация профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Часть 2.Брянск, 1999. С.13-16.

3. Пряжникова Е.Ю. Диагностические материалы для самотестирования, Академия,

2011.

4. Ситак Л.А.Иванюк М.Н.Реализация принципов педагогики сотрудничества в условиях реализации ФГОС НОО// В сборнике: Научная интеграция. Сборник научных трудов. 2016 . С. 784-788

5. Ситак Л.А. Актуальные проблемы формирования экологической культуры студентов педагогического вуза // В сборнике: Научная интеграция. Сборник научных трудов. 2016 . С. 1156-1159

O.V. Yarlykova, V. Manzhosova

Some aspects of vocational orientation work at general school

Abstract. In the article an author examines vocational orientation work at general school, specifying about the necessity of realization of разъяснительной work, stimulating schoolchildren independent choice of profession, taking into account

capabilities, interests, character features.

Keywords: vocational Orientation work, graduating student, profession, choice of profession, professional self-determination, capabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.