Научная статья на тему 'Специфика профориентации подростков'

Специфика профориентации подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4197
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Ряузова Д.А.

Статья посвящена специфики профориентации подростков, особенностям их определения в будущей профессии, и своеобразию поиска работы после получения специальности в учебном заведении. Особое внимание обращается на роль родителей в данном процессе поиска себя подростком, но также наравне с молодёжью уделяется особое внимание профориентации зрелых людей желающих получить второе и третье высшие образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the specifics of teenagers' vocational guidance, the specifics of their definition in the future profession, and the peculiarity of job search after obtaining a specialty in an educational institution. Particular attention is drawn to the role of parents in this process of finding oneself as a teenager, but also on the even with young people special attention is paid to career guidance of mature people wishing to obtain a second and third higher education.

Текст научной работы на тему «Специфика профориентации подростков»

УДК 37.037.1

О.В. Ярлыкова, Д.А. Ряузова

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: Статья посвящена специфики профориентации подростков, особенностям их определения в будущей профессии, и своеобразию поиска работы после получения специальности в учебном заведении. Особое внимание обращается на роль родителей в данном процессе поиска себя подростком, но также наравне с молодёжью уделяется особое внимание профориентации зрелых людей желающих получить второе и третье высшие образования.

Ключевые слова: Профориентация, профессия, рынок труда, трудоустройство.

Китайская мудрость гласит: хочешь ослабить противника - заставь его тратить силы на несущественное. Сегодня существенные средства брошены на профориентацию молодежи. Это понятно: заинтересованность государства к профориентации обоснованно возрастает, когда приходят в упадок другие ресурсы.

Выбор профессии - значимый этап в жизни каждого человека. Ведь от выбранной профессии, от постижения себя в ней, зависит формирование культурного пространства, уровень и качество жизни.[]

Конечно, возможность выбора профессии - не всегда привилегия выпускников школ, люди старшего поколения также часто получают второе и третье профессиональное образование, ищут себя. И все же особенно актуален этот, вопрос в семьях, где есть подростки, которым в скором времени предстоит окончить школу и выбирать образовательное учреждение для получения профессии.

Процесс профессионального самоопределения непрост и многогранен, поэтому в психологической литературе по профессиональной самоидентификации нет точных указаний на то, как это происходит, и как надо правильно проводить профессиональное определение будущего студента.

Профессиональная направленность, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio - род занятий и фр. orientation - установка) - совокупность действий, оказывающих психологическую помощь при выборе будущей сферы деятельности, а так же консультационные услуги, помогающие человеку не только склониться в пользу какого-то решения, но и отказаться от ранее запланированных решений.

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

Есть еще одно определение профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация - это определенный комплекс взаимосвязанных психологических, педагогических, экономических, социальных и медицинских мероприятий, направленных на определение и формирование профессионального призвания, выявления особых интересов, способностей, пригодности и прочих факторов, влияющих на выбор работы или на смену рода деятельности или профессии.

Для выявления склонности человека к определённому виду деятельности нашли широкое применение специальные тесты, которые зачастую проводятся в старших классах системы среднего образования. Также свои тесты проводят центры трудоустройства. Для проведения профессиональной ориентации нужно владеть социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы продвижения профессии, зоны расширения профессий, уровень доходов специалистов, условия получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также специфика рынка труда. Кроме этого, следует использовать технологические характеристики, включающие описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к уникальным особенностям людей.

Работа по профориентации направлена на консультирование и оказание психологической помощи людям. Это может быть кто угодно: начиная от вчерашних выпускников, заканчивая зрелыми людьми, которые почувствовали потребность и надумали изменить профессиональную направленность. Всем этим людям, с учетом их интересов и склонностей, оказывается помощь в выборе не только будущей профессии, но и учебного заведения, где можно получить или повысить до необходимого уровня свою квалификацию. Бесспорно, такая помощь носит интегрированный характер и учитывает, не в последнюю очередь, обстановку на рынке трудоустройства.

Работа про профориентации имеет сразу несколько направлений:

1)Профессиональное просвещение - комплекс мер по информированию различных групп населения о ситуации на рынке труда, о возможностях квалификационно - профессионального роста работника в процессе работы, о потребностях экономических организаций в квалифицированных работниках, о тенденциях развития и рынка вакантных должностей и работы, о прочих вопросах, касающихся трудовой занятости работника.

2)Профессиональное воспитание - комплекс мер, направленных на создание у людей стремления к работе над собой для улучшения конкретных индивидуальных качеств личности, необходимых для

совершенствования их профессиональных данных, а так же для формирования у них склонностей к трудолюбию, выражению интереса к взаимосвязанным с работой увлечениям.

3)Профессиональное консультирование - оказание требуемой помощи всем увлеченным лицам в выборе будущей профессии, с целью принятия сознательного решения о выборе своей специальности с учетом его увлечений, возможностей, состояния здоровья и других причин, которые могут оказать влияние на выбор, а так же с учетом потребностей общества.

4)Профессиональная пропаганда - один из видов профессионального просвещения, олицетворяющий собой консультирование и привлечение внимания к конкретной работе или специальности, с помощью консультационного акцентирования на ее преобладающих особенностях и демонстрации ее доминирующих сторон, и, одновременно, оповещения о недочетах и отрицательных особенностях тех профессий, которые являются недопустимой альтернативой для возможного работника в силу каких-либо обстоятельств.

5)Профессиональный подбор - комплекс действий, по определению согласованности человека и вакансии, которая ему интересна на данной стадия. Определение его полезности происходит с учетом его ресурсов, психологических характеристик и других личностных качеств. Разумеется, в процедуре определения, возможно обнаружение других профессий, более подходящих особенностям и потенциалу этого человека.

6)Профессиональная реклама - действенная и полезная конструкция рынка трудоустройства, направленная на вовлечение большего числа потенциальных работников в конкретный сегмент экономики и на определенные вакансии. Продвижение одного или нескольких видов профессиональной активности так же является одним из факторов равновесия на рынке труда.

7)Профессиональная адаптация - комплекс мер, направленных на то, чтобы работник сформировал в себе качества и способности, необходимые для выполнения распланированных должностных обязанностей. Вся работа, проводимая с сотрудником в рамках профессиональной и продуктивной адаптации, направлена так же на создание у работника психологических установок к служебному росту и достижению максимального уровня профессионализма.

Профессиональная ориентация - необходимый компонент деятельности рынка труда, предусматривающий максимальную релевантность требований вакансий и индивидуальных особенностей кандидатов [1].

Преобладающая роль в профессиональной ориентации уделяется Министерству образования и науки Российской Федерации и

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В механизме профессионально ориентационной работы на региональном и местном уровне использованы центры профориентации, образовательные учреждения и, разумеется, центры занятости населения. Нельзя не отметить и роль кадровых агентств в профессиональной ориентации, и самих хозяйственных субъектов, являющихся потребителями профессионально-ориентированных кадров.

Сегодня мы сталкиваемся с тем, что многие выпускники школ не осознают четко, чего они хотят от жизни, чем они хотят заниматься, несмотря на то, что период окончания школы совпадает с первым экзистенциальным кризисом, характеризующимся тем, что у молодого человека складывается система жизненных ценностей и приоритетов.

Вопросы «Кем ты хочешь быть? Куда планируешь поступать?» задают родители своим подросткам уже в 8-9 классах. И это не случайно. Сегодня своевременный выбор будущей профессии важен еще и потому, что от этого зависит выбор экзаменов на ЕГЭ. И сталкиваются с тем, что их дети не знают, кем они хотят быть. Очень маленький процент детей идут к своей профессии от детской мечты или по династии. Остальные - в растерянности [2].

Как родители могут помочь своему подростку сориентироваться в выборе профессии?

1. Пройти профессиональное тестирование у психолога. Сегодня многие психологи владеют профессиональной диагностикой и с помощью определенных методик смогут ответить на вопросы о профессиональных склонностях подростка.

2. Информировать школьника о мире профессий, которых насчитывается около 10-50 тысяч. Конечно, все их предоставлять нереально, но по основным, самым распространенным, можно найти профессиограммы в интернете.

3. Проанализировать вместе с подростком выбранные профессии по трем критериям: «хочу», «могу» и «надо».

С упорством, достойным лучшего применения, взрослые предостерегают детей: нельзя выбирать профессию «за компанию». Хорошо, что этого не знал великий танцор Владимир Васильев, который пошел в танцевальный кружок за компанию с другом. И множество других людей, достигших вершин в своей профессии благодаря «Случаю», который французский писатель Анатоль Франс назвал «псевдонимом Бога». Почему влияние на выбор профессии интереса к предмету или любовь к учителю считается ошибкой? Кто лучше влюбленного в свой предмет учителя покажет красоту формулы и слова, научит за страницами несовершенных учебников видеть суть явлений, расскажет, как пригодятся школьные знания во взрослой жизни? pixabay.com.

К сожалению, школьное обучение сегодня обычно сводится к натаскиванию на сдачу экзаменов, необходимых для поступления в вуз, никак не связанный с будущей профессией. А то, что на самом деле искажает выбор профессии - «ориентация на престиж», возводится в ранг государственной политики.

Не трудно предположить, что, не найдя работу по специальности, подросткам придется устраиваться на другую работу. А это, наверно, не то, о чем они мечтали, выбирая профессию. Поэтому очень важным является анализ будущей профессии с обозначенных трех позиций.

Итак, профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно. Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит, и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

Библиографический список

1. Самостоятельная профессиональная ориентация/ Под общ. Ред. В.Д. Рожкова. -СПб: ООО «Фортекс», 2002. - 136 с. С 55-56

2. Организация профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях. Часть 2.Брянск, 1999 г. С.13-16

3. Ситак Л.А.Формирование экологической культуры студентов педагогических вузов средствами внеклассной работы // Крымский научный вестник, 2015, № 4-2, с242-248

3. Интернет: www.abituru.ru.

4. Интернет: www.arsenal.ru.

5. Интернет: http://gopsy.ru/

6. Интернет: Shkolazhizni

O.V. Yarlykova, D.A. Ryauzova Specifics career counseling adolescents

Abstract. The article is devoted to the specifics of teenagers' vocational guidance, the specifics of their definition in the future profession, and the peculiarity of job search after obtaining a specialty in an educational institution. Particular attention is drawn to the role of parents in this process of finding oneself as a teenager, but also on the even with young people special attention is paid to career guidance of mature people wishing to obtain a second and third higher education. Keywords: Vocational guidance, profession, labor market, employment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.