Научная статья на тему 'Комплексные подходы к изучению проблем профориентации'

Комплексные подходы к изучению проблем профориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1730
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / CAREER GUIDANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярлыкова О.В., Левченко В.А.

В статье рассматривается классификация, формы, методы, средства современных научных подходов к профориентации; роль педагогического коллектива школы в профессиональной ориентации обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the classification, form, methods and means of modern scientific approaches to career counseling pedagogical school staff role in vocational guidance of students.

Текст научной работы на тему «Комплексные подходы к изучению проблем профориентации»

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

УДК 37.037.1

О.В. Ярлыкова, В.А. Левченко

Филиал Ставропольского государственного педагогического института

в г. Железноводске, г. Железноводск, Россия.

КОМПЛЕКСНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ

ПРОФОРИЕНТАЦИИ

Аннотация: В статье рассматривается классификация, формы, методы, средства современных научных подходов к профориентации; роль педагогического коллектива школы в профессиональной ориентации обучающихся.

Ключевые слова: Профориентация, профориентационная работа.

На рубеже ХХ-Х1 вв. возникла острая потребность общества в высококвалифицированных кадрах и сбалансированном рынке труда, что обусловило появление такой научной дисциплины, как профориентология, важнейшей составляющей которой является профориентация [5]. Термин «профориентация» впервые был введен в обиход еще в начале прошлого столетия в США. На протяжении последующего времени профориентация интенсивно развивалась и изучалась как отечественными, так и зарубежными учеными. В настоящее время исследование профориентации стало особенно актуальным, так как правильно организованная профориентационная работа среди населения является залогом успешной кадровой политики государства. Однако следует отметить, что, несмотря на повышенный интерес современных ученых к проблеме профориентации, накопленные в этой области знания, не достаточно систематизированы.

Профориентация не статична, «... она развивается по мере того, как меняются представления общества о целях, задачах, формах, методах и, вообще, о сущности профориентации» [3]. Кроме того, профориентация является объектом исследования разных наук, отсюда вытекает и разнообразие подходов к трактовке этого понятия. Педагоги, например, определяют профориентацию как научно - практическую систему подготовки обучающихся к свободному сознательному выбору профессии или целенаправленную деятельность, связанную с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии.

В психологии профориентация трактуется как психологический процесс, состоящий из двух взаимосвязанных сторон: принятия оптантом

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

решения о своем профессиональном выборе и воздействия на психику оптанта с целью формирования у него профессиональных намерений [6;

9].

С позиции социологии и экономики профориентация - это совокупность социально-экономических отношений между обществом и его членами по вопросу формирования специализированной рабочей силы с учетом общественных потребности в ней.

В.Д. Симоненко объясняет подобное разнообразие понятийного аппарата тем, что профориентация является педагогической по методам, социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по организации работы.

В своей работе «Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью» Т.Э. Дусь предложила следующую классификацию научных подходов к изучению профориентации: педагогический, психологический, социологический, экономический, медико-биологический, управленческо-организационный и подход правового регулирования профориентации [3].

Педагогический подход является наиболее ранним по времени возникновения. В рамках этого подхода изучаются различные формы и методы учебной и воспитательной работы профориентационной направленности. Рассматриваются вопросы политехнического обучения, привлечения обучающихся к общественно полезному труду, к работе в учебно-производственных комбинатах, ознакомления обучающихся с основными группами профессий в учебной и внеучебной деятельности. Большое значение имеет воспитание трудолюбия, уважительного отношения к профессиональному труду, а также профессиональное становление личности. Основным социальным институтом профориентации, практикующим данный подход, являются, несомненно, учреждения среднего образования.

Педагогический подход к изучению профориентации тесно связан с психологическим. Реализацию данного подхода можно наблюдать в деятельности центров профориентации и, в учреждениях среднего образования. Содержание образования, его целевые установки отражают современные тенденции социально-экономической ситуации. Все процессы, протекающие в обществе, прямо или косвенно влияют на профессиональное самоопределение подростков.

Профессиональное самоопределение является одной из неотъемлемых составляющих процесса социализации личности. В рамках социологического подхода исследуются социальные факторы, влияющие на выбор профессии, общественные потребности в кадрах, рынок труда.

К социологическому подходу достаточно близок экономический аспект изучения профориентационной деятельности. Задачи данного

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПДРАЛИГМД научный журнал

подхода заключаются в решении проблем подготовки квалифицированных кадров для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства, сферы обслуживания и др. Особое внимание уделяется специфике и требованиям различных сфер производства.

Не последнее место в профориентационной деятельности в рамках социально-экономического подхода занимает профадаптация, относительно новое направление в профориентации, заключающееся в моделировании реальных условий труда или жизненных ситуаций, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Основным социальным институтом профориентации в рамках социологического и экономического подходов являются центры занятости населения.

Медико-биологический подход также представляет интерес для исследователей. Ситак Л.А. акцентирует внимание на значимости учета медицинских противопоказаний при выборе той или иной профессии и физиологических предпосылках успешности профессионального труда, особенно это важно учитывать для детей с ограниченными возможностями здоровья [10]. Считается, что врачебная

профконсультация должна предшествовать всем другим видам консультирования. Врачебная профконсультация не должна быть единичной, а должна проводиться на протяжении всего процесса профориентационной работы с оптантом. Социальным институтом профориентации в данном случае должны выступать, в первую очередь, центры медико - социальной экспертизы и реабилитации.

Управленческо-организационный подход призван решать проблему организации административного управления профориентацией. В рамках данного подхода рассматриваются основные правила, цели, требования и порядок проведения профориентационной работы. Научное управление профориентацией предполагает сбор и обработку информации, выработку программы действий, контроль, рекомендации. К управленческо-организационному подходу близко примыкает аспект правового регулирования профориентации, рассматривающий юридические вопросы организации профориентационной работы и направленный на правовое упорядочение социально-экономических отношений, определяющих современные направления в профориентации. Т.Э. Дусь отмечает, что управленческо-организационной деятельностью и правовым регулированием профориентации занимается государство, призванное определять государственную политику и стратегию развития профориентационной деятельности [3]. Анализ отечественного опыта изучения профориентации показал фрагментарность исследований, разорванность аспектов и отсутствие системности в подходе к

«Профессиональная ориентация»

2017, №1

Электронный

научный журнал

рассмотрению такого сложного и многообразного процесса, как профориентация.

По мнению большинства исследователей, важнейшим социальным институтом профориентации является школа, где готовится наибольшее количество молодых людей, выбирающих профессию. В профориентации, как и в других видах педагогической деятельности, целеполагание является первостепенным элементом. В зависимости от содержания целей профориентации ставятся задачи и выделяются ценности профориентации. Поставленные задачи определяют формы, методы и средства профориентационной работы, а на основе ценностей разрабатываются принципы, на которых строится вся концепция профориентации. В свою очередь, формы и методы профориентации не расходятся с ее принципами. Чтобы результат профориентационной работы, соответствовал высокому уровню, следует использовать преимущества комплексного подхода, поддерживая определенный баланс между всеми компонентами.

Наиболее всеохватывающим из научных подходов к организации профориентации в учреждениях образования является системно-функциональный подход. Этот подход подразумевает вовлечение в профориентационную работу всего педагогического коллектива школы. Основная ответственность за эффективность профориентации лежит на педагоге-психологе и социальном педагоге. Они организуют и координируют работу классных руководителей, учителей - предметников и медицинского работника. Курирует профориентационный процесс заместитель директора по воспитательной работе. Профориентационный совет школы, который разрабатывает стратегию профориентации, утверждает план работы и осуществляет контроль. В совет входят директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, два или три классных руководителя и представители родительского комитета школы. Участие родителей в профориентационной работе является неотъемлемым педагогическим условием эффективности профориентации. Личностно ориентированный подход к организации профориентации состоит, по мнению Н.П.Бурнатовой, в умении педагогов сотрудничать с обучающимися при оказании им содействия в выборе профессии в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями рынка труда, активизировать инициативу школьников в процессе профессионального самоопределения [1]. При данном подходе организация профориентационного содействия осуществляется через сопровождение, поддержку, взаимодействие, создание благоприятных условий, педагогической среды, помощи педагогов в решении проблем профессионального самоопределения [8,12]. Личностно ориентированный подход к организации профориентации в отличие от одноименного

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПДРАЛИГМД научный журнал

подхода к ее содержанию, по нашему мнению является оптимальным, поскольку полностью вписывается в рамки общего гуманистического подхода к образованию. Ориентация на формирование профессиональных компетенций, в период профессиональной подготовки требует сбалансированного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач; упорядоченной системы воздействия на интеллектуально-волевую и практическую деятельность [13].

Следующая группа подходов к организации профориентации -просветительский, диагностический и воспитательный. Эти подходы разграничены не строго, они частично совпадают [6]. При просветительском подходе основной упор делается на такое направление профориентации, как профпросвещение. Педагогическое воздействие ограничивается ознакомлением с миром профессий: требованиями, престижностью, заработком, перспективами карьерного роста и т.д.

Диагностический подход начал культивироваться благодаря развитию экспериментальной педагогики и психологии, тестологии. Тесты - это сравнительно кратковременные стандартизированные испытания особенностей человека. В отличие от просветительского подхода работа с оптантом ставится на первое место и проводится в рамках профконсультирования. Воспитательный подход связан с реализацией основной функции педагога - формированием ума, характера, чувств, воли, умений [4]. Через призму профориентации воспитательный подход рассматривается как развитие профессионально важных качеств (ПВК) и реализуется в процессе профадаптации. Комплексный подход к организации профориентации подразумевает постоянное, непрерывное использование всех подходов. Описанные подходы не встречаются в чистом виде и постоянно взаимодействуют. Поэтому при разработке содержания, организации и проведении профориентационной работы в учреждениях образования необходимо использовать преимущества тех или иных подходов.

Библиографический список

1. Бурнатова Н.П. Формирование готовности педагогов к профориентационному содействию школьникам: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.П. Бурнатова. - Челябинск, 2004. - 192 л.

2. Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: дис. ... д. пед. наук: 19.00.01 / С.Т. Джанерьян. - Ростов-на-Дону, 2005. - 603 л. 12

3. Дусь Т.Э. Подготовка старшеклассников к осознанному выбору профессии в процессе социальной работы с молодежью: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Э. Дусь. -Омск, 2004. - 255л.

4. Ефимова Т.Е. Формирование готовности старшеклассников подросткового возраста к профессиональному самоопределению: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.Е. Ефимова. - Челябинск, 2003. - 188 л.

«Профессиональная ориентация» Электронный

2017, №1 ПАРАДИГМА научный журнал

5. Зеер Э.Ф. Основы профориентологии / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. - М., 2005. - 157 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. -Ростов-на-Дону, 1996. - 509 с.

7. Овчинникова, С.В. Личностно ориентированные игровые технологии как средство профессиональной ориентации старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / С.В. Овчинникова. - Карачаевск, 2006. - 180 л.

8. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Е.Ю.Пряжникова, Н.С. Пряжников. -М., 2005. - 494 с.

9. Самоукина, Н. Практический психолог в школе / Н. Самоукина. - М., 1997. - 192 с.

10. Ситак Л.А., Жукова Ю.Н. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями// В сборнике: Научная интеграция Сборник научных трудов. 2016 . с781-783

11. Феоктистова, Т.В. Профориентация как средство обеспечения основ трудовой социализации школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук - Казань, 2005. - 188 л.

12. Чистякова, Н.С. Основы профессиональной ориентации школьников. - М.: Высшая школа, 1989. - 112 с.

13. Ярлыкова О.В. Роль физической культуры в формировании личности будущего педагога. Социально-гуманитарные знания. 2016. №12 - часть -1. С. 185-190.

O.V. Yarlykova, V.A. Levchenko

An integrated approach to the problems of vocational guidance

Abstract. The article deals with the classification, form, methods and means of modern scientific approaches to career counseling pedagogical school staff role in vocational guidance of students. Keywords: Career Guidance, Career Guidance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.