Научная статья на тему 'Профессиональная наблюдательность психолога и основные направления ее развития'

Профессиональная наблюдательность психолога и основные направления ее развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
587
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL OBSERVATION AND OBSERVATION / PROFESSIONAL OBSERVATION / "ACCURACY OF SIGHT" / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / "МЕТКОСТЬ ВЗГЛЯДА"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Любовь Николаевна

Рассматривается понятие профессиональной наблюдательности и ее особенности применительно к деятельности психолога. Определяются основные направления развития профессиональной наблюдательности как профессионально важного качества психолога органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional observation of a psychologist and the main directions of its development

The concept of professional observation and its features in relation to the activities of a psychologist is considered. The main directions of development of professional observation as professionally important quality of the psychologist of law-enforcement bodies are defined.

Текст научной работы на тему «Профессиональная наблюдательность психолога и основные направления ее развития»

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

@ Костина Л.Н. 2018

PROFESSIONAL OBSERVATION OF A PSYCHOLOGIST AND THE MAIN DIRECTIONS OF ITS DEVELOPMENT

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Lyubov Nikolaevna KOSTINA, Любовь Николаевна КОСТИНА,

head of the Department of psychology, начальник кафедры психологии УНК ПСД

Educational and scientific Московского университета МВД России

complex psychology service activities of имени В.Я. Кикотя

the Kikot Moscow University of the MIA of Russia, доктор психологических наук, доцент

doctor of psychology, associate professor Email: [email protected]

Email: [email protected]

Для цитирования: Костина Л.Н. Профессиональная наблюдательность психолога и основные направления ее развития. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 38—39.

Annotation. The concept of professional observation and its features in relation to the activities of a psychologist is considered. The main directions of development of professional observation as professionally important quality of the psychologist of law-enforcement bodies are defined.

Key words: psychological observation and observation, professional observation, «accuracy of sight»

Аннотация. Рассматривается понятие профессиональной наблюдательности и ее особенности применительно к деятельности психолога. Определяются основные направления развития профессиональной наблюдательности как профессионально важного качества психолога органов внутренних дел.

Ключевые слова: психологическое наблюдение и наблюдательность, профессиональная наблюдательность, «меткость взгляда»

В настоящее время в фундаментальной и прикладной психологии не ослабевает вопрос к изучению психологического наблюдения и наблюдательности. Почти сто лет назад известный советский психолог М.Я. Басов разработал методику психологического наблюдения за поведением личности и высказывал мысль о важности профессиональной наблюдательности применительно к отдельным профессиям. Подобные разработки, включая программы тренингов для развития профессиональной наблюдательности, представлены в исследованиях A.A. Бодалева, В. А. Лабунской, Л.А. Регуш, A.B. Викулова, А.Ц, Пуни и др., востребованы не только педагогами, но и практическими психологами.

Определяя понятие профессиональной наблюдательности, ученые указывают на следующие отличительные признаки: «... такая способность увидеть за внешним объективно наблюдаемым внутреннее содержание, психические состояния и свойства человека ...»И; «совокупность личностных качеств и способностей человека, необходимых для наиболее продуктивного, творческого наблюдения»2; «.способность подмечать внешне

малозаметные и на первый взгляд малозначительные признаки явлений, объектов, имеющие важное значение для решения стоящих задач»3 и др. Другими словами, профессиональная наблюдательность применительно к деятельности психолога означает способности видеть и замечать в поведении человека / людей внутреннее содержание личности / группы, их состояния, свойства для решения профессиональных задач.

Подчеркивая специфический характер психологической работы в подразделениях территориальных органов МВД России, выделим некоторые ее особенности применительно к теме статьи. Во-первых, предметом труда и объектом наблюдения являются граждане (кандидаты на службу), сотрудники органов внутренних дел и работники, члены их семей, а также служебные коллективы и иные группы лиц. Например, при обеспечении сотрудниками общественного порядка во время проведения массовых мероприятий (Р1РА-2018), психологи целенаправленно наблюдали за слаженностью действий отдельных групп сотрудников, а также за действиями граждан или групп граждан в толпе. Во-вторых, пси-

38

№ 3 / 2018

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

хологи находятся в постоянных контактах и взаимодействии с людьми в различных ситуациях профессиональной деятельности. В-третьих, работа психолога предполагает оказание психологической помощи или поддержки указанных людям по запросу или необходимости. Указанные особенности определяют значимость развития у психологов профессиональной наблюдательности, В этой связи стоит отметить, что эффективность деятельности психолога обеспечивается своевременным получением информации о человеке / людях, с которыми он вступает во взаимодействие4.

Определим основные направления развития профессиональной наблюдательности как профессионально важного качества психолога органов внутренних дел через структуру профессиональной наблюдательности.

1. Целенаправленное развитие как абсолютной, так и относительной чувствительности анализаторов (и не только зрения, но и слуха, обоняния, осязания, вкуса). Это направление связано с перцептивным компонентом профессиональной наблюдательности, благодаря которому психолог определяет, дифференцирует и различает признаки, через которые человек себя выражает во внешнем поведении и поступках.

2. Накапливать и расширять опыт «понимающего наблюдения» в рамках понятийного компонента профессиональной наблюдательности. Эту работу нужно осуществлять психологу за счет расширения профессионально-психологических и житейских знаний о типологических и индивидуально-психологических свойствах личности, индивидуальном стиле деятельности людей, а также развития умений понимать и объяснять, как выявленные особенности личности проявляются в различных ситуациях.

3. Развивать и совершенствовать такие эмоциональные свойства, как впечатлительность, эмоциональную отзывчивость, эмпатийность, рефлексивность. Эти свойства личности связывают наблюдательность с мышлением и чувствами. Психолог во взаимодействиях с людьми должен развивать умения становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояние, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, ин на этой основе предвосхищать поведение этого человека и психических состояний — вот это конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми.

Указанные направления развития могут быть реализованы как на уровне самостоятельной работы, так и в рамках психологического тренинга. В рамках проводимого научного исследования, в котором приняли участие курсанты Института психологии служебной деятельности

органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (в количестве 12 человек), был проведен тренинг, направленный на развитие профессиональной наблюдательности. Программа тренинга включала разделы, охватывающие перцептивный, понятийный и эмпатийный компоненты наблюдательности. Результаты эксперимента показали, что повысилось число курсантов с высоким уровнем развития профессиональной наблюдательности. Половина курсантов могут безошибочно выявлять психоэмоциональное состояние человека по мимике и жестам. Курсанты научились безошибочно интерпретировать причины поведения людей, имеют представление об основных видах жестов, могут прогнозировать поведение людей в повседневной жизни5.

Таким образом, тренировка профессиональной наблюдательности психолога («меткости взгляда») — путь к объективизации исследования личности, а также саморазвитию собственной личности, совершенствованию профессиональной деятельности и решению задач. Целенаправленное и систематическое наблюдение в процессе психологической работы позволяет накапливать и совершенствовать опыт восприятия, анализа и понимания психологии личности. Этот опыт становится основанием для осуществления оперативной и первичной визуальной диагностики, прогнозирования возможного поведения данного человека, обеспечения других направлений психологической работы (профессионально-психологического отбора, психологического консультирования, психологической коррекции, психологической помощи).

Чтобы организовать работу, направленную на саморазвитие профессиональной наблюдательности у психолога, используем высказывание французского моралиста 17 века Жана де Ламбрюйера: «Человек познает, что он такое с помощью двух наставников — инстинкта и опыта». Что касается первого наставника, то он у каждого есть. А вот опыт, в т.ч. навыки профессиональной наблюдательности у каждого из нас в какой-то мере ограничен.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2011. 713 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

2 Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М., «Просвещение», 1968. 335 с.

3 Аминов И.И. Психология деятельности юриста: учеб. пособие для студентов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 43—44.

4 Костина Л.Н. Визуальная психодиагностика как метод познания и предварительной оценки личности в профессиональной деятельности психолога // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 6. С. 195—196.

5 Научное исследование проводилось в 2017—2018 гг. курсантом Калмыковой Н.Д. под руководством Костиной Л.Н. на тему «Визуальная психодиагностика личности в работе психолога органов внутренних дел».

№ 3 / 2018

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.