Научная статья на тему 'Из опыта применения рефлексивного практикума для развития профессионально важных качеств у будущих психологов'

Из опыта применения рефлексивного практикума для развития профессионально важных качеств у будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSYCHOLOGIST OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / REFLEXIVE PRACTICAL WORK / EFFECTIVENESS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева Дарья Михайловна, Костина Любовь Николаевна

В статье выделены профессионально важные качества, необходимые в профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел. Рассмотрено влияние применения рефлексивного практикума на развитие профессионально важных качеств будущих психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королева Дарья Михайловна, Костина Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the Experience of the Use of Reflective Practical Work for the Development of Professionally Important Qualities of Future Psychologists

The article highlights the professionally important qualities necessary in the professional activity of the psychologist of the internal affairs bodies. The influence of the use of reflexive practical work for the development of professionally important qualities of future psychologists is considered.

Текст научной работы на тему «Из опыта применения рефлексивного практикума для развития профессионально важных качеств у будущих психологов»

УДК 159.9 ББК: 88.8

@ Д.М. КОРОЛЕВА, Л.Н. КОСТИНА. 2019

ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ПРАКТИКУМА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

FROM THE EXPERIENCE OF THE USE OF REFLECTIVE PRACTICAL WORK FOR THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONALL YIMPORTANT QUALITIES OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА КОРОЛЕВА,

слушатель Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, младший лейтенант полиции Email: [email protected]

ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА КОСТИНА,

начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент, полковник полиции Email: [email protected]

DARIA MIKHAILOVNA KOROLEVA,

student of the Institute of Psychology of the Service Activities of the Internal Affairs Agencies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, junior police lieutenant Email: [email protected]

LYUBOV NIKOLAEVNA KOSTINA,

head of the Department of Psychology of the Educational and Scientific Complex of the Psychology of the Service Activities of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya, Doctor of Psychology, Associate Professor,

Police Colonel Email: [email protected]

Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Д.М. КОРОЛЕВА, Л.Н. КОСТИНА. Из опыта применения рефлексивного практикума для развития профессионально важных качеств у будущих психологов. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 27—30.

Аннотация. В статье выделены профессионально важные качества, необходимые в профессиональной деятельности психолога органов внутренних дел. Рассмотрено влияние применения рефлексивного практикума на развитие профессионально важных качеств будущих психологов.

Ключевые слова: психолог органов внутренних дел, профессионально важные качества, рефлексивный практикум, эффективность профессиональной деятельности

Annotation. The article highlights the professionally important qualities necessary in the professional activity of the psychologist of the internal affairs bodies. The influence of the use of reflexive practical work for the development of professionally important qualities of future psychologists is considered.

Key words: psychologist of internal affairs bodies, professionally important qualities, reflexive practical work, the effectiveness of professional activity

Актуальность исследования объясняется тем, что наличие профессионально важных качеств у психологов обусловливают эффективность профессиональной деятельности в типичной ситуации [1]. Значимой остается проблема совершенствования профессионального обучения будущих психологов в Московском уни-

верситете МВД России имени В.Я. Кикотя для решения задач психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел [2].

В рамках проводимого исследования была поставлена цель: выявить психологические особенности развития профессионально важ-

ных качеств, необходимых в практической деятельности психологов органов внутренних дел; экспериментально внедрить программу рефлексивного практикума для развития этих качеств у слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности».

В исследовании приняли участие аттестованные практические психологи подразделений территориальных органов МВД (в количестве 35 человек) из различных регионов России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург Краснодарский край, Республика Тыва, Республика Бурятия, Курганская область, Иркутская область, Тюменская область), а также слушатели 5 курса, обучающиеся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» (в количестве 35 человек). Психологи и слушатели выступили в качестве экспертов для самооценки таких профессионально важных качеств, как: профессиональная компетентность, ценностно-смысловые качества, профессиональная идентичность, психологическая культура, рефлексивно-перцептивные качества, когнитивные качества, коммуникативные качества, волевые и морально-психологические качества, эмоциональные качества.

Обработка данных показала, что психологи наивысшим баллом оценивают рефлексивно-перцептивный компонент (1,57), тем самым подчеркивая их значимость в структуре профессиональных качеств. В беседе психологи объяснили это тем, что рефлексивно-перцептивные качества оказывают влияние на профессионально-личностное развитие. Однако слушатели оценили данное качество средним баллом (1,20).

Исходя из полученных результатов и цели исследования, для развития профессионально важных качеств у слушателей была разработана программа рефлексивного практикума. Для объективности эксперимента было выделено 2 группы испытуемых: экспериментальная (в количестве 12 человек) и контрольная (в количестве 12 человек). На протяжении четырех месяцев в экспериментальной группе была внедрена программа рефлексивного

практикума в образовательную и учебную деятельность на занятиях по дисциплине «Ин-тегративный практикум психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел».

Данная программа была организована в соответствии со структурной моделью психологической рефлексии, которая интегрирует в себе два плана — личностный и операциональный. Первый осуществляется посредством психологической апелляции к личности психолога, активизации процессов личностного и профессионального самосознания и самоопределения, а в рамках второго в основе развития профессиональной рефлексии психолога лежит анализ и осмысление своего практического опыта, связанного с профессиональной деятельностью. Занятия проводились в форме психологического тренинга, с применением игровых и проблемных методов, включая кейс-метод. В процессе занятий использовалась видеосъемка демонстрируемых слушателями профессиональных действий и навыков, а также анализ и оценка этих действий (рефлексия).

С целью анализа динамики развития профессионально важных качеств у слушателей была проведена повторная экспертная оценка. На рис. 1 представлены сравнительные результат оценки слушателями контрольной группы (КГ).

Как видно из рисунка, испытуемые, входящие в контрольную группу, оценили уровень развития своих профессионально важных качеств выше, чем до эксперимента по всем блокам, кроме волевых и морально-психологических, эмоциональных качеств. В среднем, показатели отличаются незначительно, однако очевидна разница в оценке следующих блоков: профессиональная компетентность, профессиональная идентичность. Несомненно, это связано с тем, что у слушателей в ходе проведения занятий по дисциплине «Интегра-тивный практикум психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел» повышается уровень психологической грамотности, они закрепляют имеющиеся знания, а также получают новые.

Рис. 1. Оценка реального уровня развития профессионально важных качеств контрольной группы

Обратимся к сравнительным результатам экс- группы (ЭГ), в учебную деятельность которых пертной оценки слушателей экспериментальной был включен рефлексивный практикум (рис. 2).

Рис. 2. Оценка реального уровня развития профессионально важных качеств экспериментальной группы

Как видно на рисунке, оценка профессионально важных качеств выше, чем до эксперимента по всем блокам, кроме волевых и морально-психологических качеств. Наивысшим баллом слушатели оценили рефлексивно-перцептивные качества (1,51) и психологическую культуру (1,50).

Однако изначально экспериментальная группа дала оценку уровня развития своих профессионально важных качеств выше, чем контрольная группа. Для объективности полученных результатов были использованы статистические методы обработки данных. При условии соблюдения основных правил сравнения данных экспериментальной и контрольной групп, статистически достоверно ф < 0,05) были обнаружены различия между показателями двух экспериментальных срезов («до» и «после») в шкалах «Рефлексивно-перцептивные качества» и «Волевые и морально-психологические качества». При этом в первом случае мы констатировали положительную динамику, а во втором — отрицательную. Повышение уровня развития рефлексивно-перцептивных качеств, по мнению слушателей экспериментальной группы, связано с занятиями рефлексивного практикума. Снижение же уровня волевых и морально -психологических качеств слушатели как экспериментальной, так и контрольной группы связывают с временной усталостью, которую

они ощущают в связи с большим объемом задач, возложенных в завершающий период обучения.

Подводя итоги, следует отметить, что проведенная в рамках научного исследования самооценка психологами органов внутренних дел профессиональноважных качеств позволила обоснованно запланировать и провести психолого-педагогический эксперимент и внедрить в учебную деятельность рефлексивный практикум у слушателей (по специальности37.05.02 «Психология служебной деятельности»). Экспериментальным путем было доказано влияние этого практикума на развитие рефлексивно-перцептивных качеств будущих психологов, высокий уровень развития которых выступает одним из важных условий совершенствования профессионально важных качеств и профессионально-личностного развития.

Список литературы

1. Ефименко Ю.А. Особенности профессиональной подготовки психологов-консультантов в высших учебных заведениях//Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С.225—229.

2. Пятницкая Е.В. Развитие профессионально важных качеств будущих психологов в процессе обучения в вузе//Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. № 2. С.76—79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.