@ Королева Д.М., Костина Л.Н. 2018
ABOUT THE RESULTS OF EXPERT EVALUATION BY PSYCHOLOGISTS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ
Daria Mikhailovna KOROLEVA,
student of the Institute of psychology of the service activities of the internal affairs bodies of the Kikot Moscow University of MIA of Russia, junior police lieutenant Email: [email protected]
Дарья Михайловна КОРОЛЕВА,
слушатель Института психологии служебной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, младший лейтенант полиции Email: [email protected]
Lyubov Nikolaevna KOSTINA,
head of the Department of psychology of the educational and scientific complex of the psychology of the service activities of the Kikot Moscow University of the MIA of Russia, doctor of psychology, associate professor, police colonel Email: [email protected]
Любовь Николаевна КОСТИНА,
начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент, полковник полиции Email: [email protected]
Для цитирования: Королева Д.М., Костина Л.Н. О результатах экспертной оценки психологами органов внутренних дел профессионально важных качеств. Международный журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 3/2018. С. 32—35.
Annotation. The paper presents the results of expert assessment by psychologists of the internal affairs bodies of the real and necessary level of development of professionally important qualities. The analysis and interpretation of the obtained indicators serves as the basis for creating the current hierarchical structure of professionally important qualities of psychologists of the internal affairs bodies, which can be oriented when working with students, as well as during self-analysis, reflection of the process and the results of psychological work.
Key words: expert assessment, psychologist of internal affairs bodies, professionally important qualities, professional training, professional efficiency
Аннотация. В работе представлены результаты экспертной оценки психологами органов внутренних дел реального и необходимого уровня развития профессионально-важных качеств. Анализ и интерпретация полученных показателей служит основой создания актуальной иерархичной структуры профессионально-важных качеств психологов органов внутренних дел, на которую можно ориентироваться при работе с обучающимися, а также при самоанализе, рефлексии процесса и результатов психологической работы.
Ключевые слова: экспертная оценка, психолог органов внутренних дел, профессионально-важные качества, профессиональная подготовка, эффективность профессиональной деятельности
Изучение профессионально-важных качеств, связанное с необходимостью профессиографиче-ского описания деятельности и проведения профессионального отбора, берет начало в психологии труда. Под системой профессионально-значимых качеств понимаются индивидуальные устойчивые качества субъекта деятельности, которые проявляются в типичной ситуации, влияют на эффективность и успешность освоения профессии1.
Наличие профессионально важных качеств, их выраженность и особенности формирования обусловливают эффективность профессиональной деятельности. Именно поэтому в психологии труда и инженерной психологии постоянно ведется интенсивный поиск путей совершенствования специалиста, готовности его к профессиональной деятельности сразу после окончания вуза2.
Путем контент-анализа научной литературы таких авторов, как H.H. Обозов, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, H.C. Пряжников, Р.В. Овчарова, И.В. Дубровина, были выделены 9 блоков, включающих в себя профессионально важные качества, которыми должен обладать психолог.
1. Профессиональная компетентность (профессиональные навыки и умения, готовность их обогащать, и делится ими; профессиональная образованность и пр.).
2. Ценностно-смысловые качества (гуманистическая направленность; устойчивая профессиональная направленность; мотивационно-смысловые установки).
3. Профессиональная идентичность (профессиональное самосознание; профессиональное самоопределение; самопринятие; самоуважение; личностная идентичность).
4. Психологическая культура (духовность; рефлексивные способности; эмоциональная культура; психологическая грамотность; регулятивная культура).
5. Рефлексивно-перцептивные качества (умение сохранять в памяти позитивные стороны и результаты психологической работы для дальнейшего саморазвития; умение осознавать и оценивать процесс и результаты своей деятельности и поведения, по необходимости вносить коррективы; способность замечать и интерпретировать поведение, вербальные и невербальные реакции партнера и пр.).
6. Когнитивные качества (гибкость ума; самостоятельность мышления; развитая интуиция; проницательность; сообразительность; аналитический склад ума; синтетичность мышления; понимание внутреннего мира человека; креативность).
7. Коммуникативные качества (готовность к контактам, общению и переговорам в различных ситуациях, в том числе в экстремальных; способность устанавливать и поддерживать контакты с различными категориями людей; умение слушать и слышать другого и пр.).
8. Волевые и поведенческие качества (смелость; ответственность за результаты деятельности и принимаемые решения; способность быстро ориентироваться в ситуации и принимать адекватное решение; терпимость к фрустрациям и неопределенности; способность противостоять внешнему давлению и пр.).
9. Эмоциональные качества (эмоциональная стабильность; устойчивость к стрессу; эмоциональный интеллект; эмпатия; доброжела-тельность)3.
Цель нашего исследования состояла в изучении психологических особенностей развития
профессионально-важных качеств психолога в образовательной организации высшего образования МВД России. Для этого нами была разработана анкета, ориентированная на самооценку уровня развития профессионально важных качеств у психологов.
В экспертной оценке принимали участие практические психологи подразделений территориальных органов МВД (в количестве 30 человек) из различных регионов России (Москва, Московская область, Санкт-Петербург Краснодарский край, Республика Тыва, Республика Бурятия, Курганская область, Иркутская область, Тюменская область), прибывшие на профессиональную переподготовку в Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, а также слушатели 5 курса, обучающиеся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности» (в количестве 35 человек).
Приведем некоторые результаты анкетирования, которые представляют интерес в рамках проводимого научного исследования. Для начала рассмотрим различия в оценке реального уровня развития профессионально-важных качеств практических психологов и слушателей 5 курса.
Как видно из рисунка, практические психологи выше оценивают собственный уровень развития своих профессионально-важных качеств, чем слушатели. Несомненно, это связано со стажем службы и опытом психологической работы. Наибольшие баллы были поставлены по следущим блокам: профессиональная иденютичность, рефлексивно-перцептивные качества, эмоциональные качества. В свою очередь, наименьшую оценку получили когнитивные качества и профессиональная компетентность. Полагаем, что это вызвано тем, что деятельность психологов органов внутренних дел четко регламентирована, поэтому проявлять когнитивные качества приходится реже остальных. Говоря о профессиональной компетентности, практики выделили то, что психолог органов внутренних дел компетентен в определенной сфере, но так как в психологической практике много других направлений, охватить все не предоставляется возможным в силу множества задач со стороны МВД и нехваткой времени. Что касается конкретных профессионально-важных качеств, практические психологи выделили эмпатию (1,88), самоуважение (1,79), гуманистическую направленность (1,79). Слабее всего, по их мнению, выражены: аналитический склад ума (1,21), способность к самопрезентации (1,21), терпимость к фрустрациям и неопределенности (1,21). Как показали
беседы с психологами, данные результаты получились вследствие отсутствия необходимости презентовать себя, так как большинство из них работают долгое время в одном подразделении и хорошо знакомы с сотрудниками. Что касается
терпимости к фрустрациям и неопределенности, то практики отмечают периодическое истощение внутренних ресурсов, снижение уровня толерантности к данным явлениям, так как они могут протекать довольно продолжительное время.
Рис. 1. Оценка реального уровня развития профессионально-важных качеств
Слушатели оценили в наибольшей степени уровень развития ценностно-смысловых, эмоциональных, а также волевых и поведенческих качеств. В меньшей степени — профессиональную компетентность и рефлексивно-перцептивные качества. По результатам беседы можно сделать вывод, что слушатели в связи с отсутствием практического опыта подходят к профессии психолога с идеализированной позиции. Волевые и поведенческие качества — результат служебной деятельности, выработанный в процессе обучения в вузе. Низкие баллы они поставили качествам, оценка которых в настоящее время вызывает сомнение, так как отсутствует практический опыт. В свою очередь, они высоко оценили гуманистическую направленность (1,59), умение слушать и слышать другого (1,59), самоуважение (1,59). Наименьшую оценку получили следующие профессионально-важные качества: владение методами оказания психологического воздействия на партнера или группу (0,88), психологическая грамотность (1,00), терпимость к фрустрациям и неопределенности (1,00).
Анализируя различия в оценке необходимого уровня развития профессионально-важных качеств, стоит отметить, что наибольший балл был выставлен практическими психологами рефлексивно-перцептивным качествам и эмоциональным, наименьший — когнитивным качествам и психологической культуре. По мнению слушателей, ценностно-смысловые и эмоциональные качества, а также профессиональная идентичность являются доминирующими среди необходимых профессионально-важных качеств психолога. Низкий балл имеют также когнитивные качества и психологическая культура.
Подводя итоги, следует отметить, что в ходе усвоения слушателем психологических знаний на этапе профессионального обучения должны не только быть развиты профессиональные компетенции, но и сформирована устойчивая профессиональная направленность, которая влияет на саморазвитие, самосовершенствование личности в области практической психологической деятельности. Уровень профессиональной компетентности и в целом развития личности буду-
щего специалиста отражается на эффективности психологической работы. Специфика профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел предъявляет особенные требования к психологам подразделений, в то время как практика их подготовки в вузах несколько отстает от потребностей жизни и нуждается в совершенствовании4.
Проведенная в рамках научного исследования экспертная оценка психологами органов внутренних дел профессионально-важных качеств необходима для выявления реального уровня профессионального соответствия, а также с целью решения проблемы повышения эффективности профессионального обучения курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности». Оценка необходимого уровня развития служит основой создания актуальной иерархич-ной структуры профессионально-важных ка-
честв психологов органов внутренних дел, на которую можно ориентироваться при работе с обучающимися, а также при самоанализе, рефлексии процесса и результатов психологической работы.
1 Пятницкая Е.В. Развитие профессионально важных качеств будущих психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018. № 2. С.77.
2 Семчук И.В. Психологические особенности формирования готовности к профессиональной деятельности психологов в образовательных учреждениях МВД России // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3. С. 64.
3 Быкова Е.А. Особенности профессионально важных качеств психолога // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2015. № 3. С. 112.
4 Ефименко Ю.А. Особенности профессиональной подготовки психологов-консультантов в высших учебных заведениях // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4. С. 225.