УДК 159.9 ББК: 88.8
@ Л.Н. КОСТИНА. 2019
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ
PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF PSYCHOLOGISTS OF LAW ENFORCEMENT BODIES AND PROBLEMS OF THEIR DEVELOPMENT
ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА КОСТИНА,
начальник кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, доцент, полковник полиции Email: [email protected]
LYUBOV NIKOLAEVNA KOSTINA,
the head of the psychology department of the educational and scientific complex of the psychology of official activity of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Y. Kikot', Doctor of Psychology, Associate Professor, Colonel of Police Email: [email protected]
Научная специальность: 19.00.03 — Психология труда, инженерная психология, эргономика Для цитирования: Л.Н. КОСТИНА. Профессионально важные качества психологов органов внутренних дел и проблемы их развития. Журнал психологии и педагогики служебной деятельности. 1/2019. С. 34—37.
Аннотация. В статье представлен перечень профессионально важных качеств психолога органов внутренних дел и смысловое содержание этих качеств. Раскрыты результаты экспертной оценки, согласно которым рефлексивно-перцептивные качества выступают в качестве ведущих и оказывающих влияние на профессионально-личностное развитие. Доказано, что использование рефлексивного практикума способствует развитию у слушателей рефлексивно-перцептивных качеств.
Ключевые слова: психологи органов внутренних дел, слушатели, профессионально важные качества личности, профессионально-личностное развитие, рефлексивный практикум
Annotation. The article presents a list of professionally important qualities of a psychologist of internal affairs bodies and the semantic content of these qualities. The results of the expert assessment are disclosed, according to which the reflexive-perceptual qualities act as leading and influencing professional and personal development. It has been proven that the use of reflexive practi-cum contributes to the development of reflexive-perceptual qualities in students.
Key words: psychologists of internal affairs bodies, students, professionally important personal qualities, professional and personal development, reflective workshop
Актуальность заявленной темы определяется необходимостью глубокого и всестороннего исследования профессионально важных качеств психологов органов внутренних дел и решения проблем их развития на этапе обучения в образовательной организации МВД России, а также в процессе профессиональной деятельности. Значимость развития у обучающихся и психологов профессионально важных качеств связана с тем, что эти качества проявляются в типичных ситуациях, обес-
печивая эффективность освоения профессии и психологической работы. Подчеркнем, что специфические и постоянно изменяющиеся условия оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел требуют постоянного совершенствования профессионально важных качеств у психологов, а также повышения эффективности практико-ориен-тированного обучения [1].
Различным аспектам профессионально важных качеств психологов и психологов орга-
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
нов внутренних дел посвящены работы ученых: Н.А. Аминова, А.А. Бодалева, Н.В. Бачманова, М.В. Молоканова, В.В. Дударева, А.Г. Карая-ни, П.А. Корчемного, В.Г. Михайловского, И.В. Сыромятникова, Г.К. Копыловой, А.П. Кустова, Н.Н. Обозова, В.П. Трубочкина, А. М. Столяренко и др.
Использование контент-анализа научной литературы, в которой представлены описание профессионально важных качеств психологов, представленных в работах А.А. Деркача, Н.С. Пряжникова, Р.В. Овчаровой, И.В. Дубровиной и др., позволило выделить перечень этих качеств, определить их смысловое содержание. Структурно профессионально важные качества психолога были разделены на группы: 1) профессиональная компетентность (профессиональная образованность; профессиональные навыки и умения, готовность их обогащать, делиться ими); 2) ценностно-смысловые качества (гуманистическая направленность; устойчивая профессиональная направленность; мотивационно-смысловые установки); 3) профессиональная идентичность (профессиональное самосознание; профессиональное самоопределение; самопринятие; самоуважение; личностная идентичность); 4) психологическая культура [2] (духовность; рефлексивные способности; эмоциональная культура; психологическая грамотность; регулятивная культура); 5) рефлексивно-перцептивные качества (сохранение в памяти позитивных сторон и результатов психологической работы для дальнейшего саморазвития; осознание и оценка процесса и результатов своей деятельности и поведения, по необходимости вносить коррективы; способность замечать и интерпретировать поведение, вербальные и невербальные реакции партнера); 6) когнитивные качества (гибкость и аналитический склад ума, самостоятельность и синтетичность мышления; развитая интуиция, проницательность, сообразительность; понимание внутреннего мира человека; креативность); 7) коммуникативные качества (готовность к психологическим контактам,
общению и переговорам, в том числе в критических и экстремальных ситуациях; способность устанавливать и поддерживать контакты с различными категориями людей, слушать и слышать другого и пр.); 8) волевые и морально-психологические качества (ответственность за результаты деятельности и принимаемые решения; способность быстро ориентироваться в ситуации и принимать адекватное решение; волевая регуляция, терпимость к фрустрациям и неопределенности, способность противостоять внешнему давлению и пр.); 9) эмоциональные качества (эмоциональная стабильность; устойчивость к стрессу; эмоциональный интеллект; эмпатия; доброжелательность).
Указанные профессиональные качества были предложены для самооценки психологами (30 чел.) и обучающимися (30 слушателей 5 курса, обучающимися по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация: психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов). Предлагалось оценить степень необходимого уровня их развития в деятельности психолога (2 — данное качество необходимо для эффективной психологической работы; 1 — его наличие у психолога желательно; 0 — психологическое качество не значимо, оно «безразлично» для профессиональной деятельности), а затем произвести самооценку реального уровня развития профессионально важных качеств по трехбалльной шкале: 2 — высоко развиты, 1 — развиты, 0 — не достаточно развиты.
Проведенная психологами и слушателями экспертная оценка показала, что для обеспечения эффективности психологической работы высокую степень значимости (2,0 > x >1,6) имеют все профессионально важные качества (100%). Процедура ранжирования состояла в определении порядкового номера каждого профессионально важного качества по показателю убывания средней арифметической оценки их значимости.
Таблица. Результаты экспертной оценки профессионально важных качеств, необходимых для эффективной психологической работы
Ранг Профессионально Ранг
(самооценка важные качества (самооценка
психологов) слушателей)
1,5 Рефлексивно-перцептивные качества 4,5
1,5 Эмоциональные качества 1,5
3,5 Профессиональная идентичность 3
3,5 Ценностно-смысловые качества 1,5
5 Волевые и морально-психологические качества 7
6,5 Коммуникативные качества 4,5
6,5 Профессиональная компетентность 6
8 Когнитивные качества 8
9 Психологическая культура 9
Как видно из таблицы, ранговая соподчи-ненность профессионально важных качеств у психологов и слушателей схожа. Исключение составляют рефлексивно-перцептивные качества: психологи значимо выше оценили необходимость обладания ими (1,93) по сравнению со слушателями (1,62). Судя по результатам бесед с психологами, профессионально важные качества в первую очередь необходимы в типичных ситуациях, связанных с оказанием своевременной помощи сотрудникам органов внутренних дел и решении психоэмоциональных проблем (применение оружия, ПТСР, стресс; профессиональное выгорание; конфликты в служебном коллективе; развод в семье, другие семейные проблемы и т.п.) [3]. Кроме того, психологи отметили, что обладание этими качествами мотивирует их развитию.
Значимость обладания рефлексивно-перцептивными качествами и так называемой аутоп-сихологической компетентностью [4] очевидна, поскольку они являются базовыми в профессионально-личностном развитии специалиста и, в частности, психолога [5]. Поэтому была разработана программа рефлексивного практикума для развития профессионально важных качеств у слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, обучающихся по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности», разработана. Экспериментальная программа была внедрена в образовательную деятельность в ходе проведения занятий по дисциплине «Интегративный практикум психологического обеспечения профессиональной деятельности
сотрудников органов внутренних дел в учебной группе (12 человек). В данную программу включены рефлексивные средства, методика и упражнения, направленные на: изменение представлений о своем «Профессиональном Я»; коррекцию профессиональных самооценок; формированию предпосылок для профессионального саморазвития.
Рефлексивный практикум осуществлялся в соответствии со структурной моделью психологической рефлексии, которая интегрирует в себе два плана — личностный и операциональный. Первый осуществляется посредством психологической апелляции к личности слушателя как психолога, активизации процессов личностного и профессионального самосознания и самоопределения. В рамках второго плана использовалась процедура анализа и осмысления собственных профессиональных действий, компетенций и профессионально важных качеств, который развивались на практических занятиях, проводимых в форме тренингов, методом проблемного обучения, включая кейс-метод, игрового обучения. Слушатели осуществляли и оценивали собственные профессиональные компетенции и качества после просмотра видеозаписи.
С целью анализа динамики развития профессионально важных качеств у слушателей по окончании 4 месяцев, на протяжении которых программа рефлексивного практикума использовалась на занятиях, была проведена повторная экспертная самооценка этих качеств (рис).
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1,60
1,50
1,30
1,20
1,10
-П 1 41
#"ÏA2 \ Am
Xxai
W^CÏS -f 1,28 Vxïë Ч 1,29 V/гв L : lr22
У
-ЭГ1 -ЭГ2
У
У
у
/ у s
s
А
У
■f
.f
y
s
ж
y
Рис. Оценка реального уровня развития профессионально важных качеств экспериментальной группы
Из рисунка видно, что в среднем оценка профессионально важных качеств выше, чем до эксперимента по всем блокам, кроме волевых и поведенческих качеств. Статистически значимой оказалась разница в самооценке рефлексивно-перцептивных качеств ф <0,05). По мнению слушателей, рефлексивный практикум способствовал не только повышению уровня развития этих и других профессионально важных качеств личности, но мотивировал на развитие личности в целом.
Таким образом, предварительные результаты исследования показывают, что профессионально важные качества психолога структурированы и имеют иерархическую сопод-чиненность. Их сочетание и уровень развития влияет не только на эффективность психологической работы, но и выступает в качестве основы для организации образовательной деятельности при подготовке по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности. Экспериментальным путем было установлено, что развитию у слушателей рефлексивно-перцептивных качеств способствует специально организованный рефлексивный практикум. Решение проблем профессионально-личностного развития психолога должно
осуществляться через анализ и оценку профессиональной деятельности и профессионально важных качеств личности.
Bibliographic list
1. Voronin A.S. Theoretical analysis of approaches to the professional and personal development of employees of the preliminary investigation units of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 6.
2. Efimenko Yu.A. Features of professional training of counseling psychologists in higher educational institutions // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 4.
3. Marin M.I., Pozdnyakov V.M., Kotenev I.O., Petrov V.E. Diagnosis and development of management capacity of the head of the body of internal affairs: a teaching guide / Ed. ed. V.L. Kubyshko. M .: DKO of the Ministry of Internal Affairs of Russia, TsOKR Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006.
4. Polozova T.Yu., Deryagina L.E., Sherstennik-ova A. Lifestyles and health status of cadets-psychologists of the Moscow University of V. Ya. Kikoty according to the results of the survey // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 5. P. 217.
5. Trubochkin V.P. Psychological culture in the bodies of internal affairs: the problem and the concept // Psychology in management, politics and law. M., 2003.