Секция 6. Педагогика
Shevchenko Svetlana Velerievna, North- Caucasus Socially and Technical Institute, associate professor
E-mail: svshevchenko08@mail.ru Romanenko Elena Semenovna, Stavropol State Agrarian University, associate professor
E-mail: elena_r65@mail.ru Sitak Larisa Aleksandrovna, Stavropol State Pedagogical Institute, associate professor
E-mail: sitakl@bk.ru
Professional model of the young specialist in the field of Ecological Culture
Abstract: The article discusses the concept of formation the ecological culture of Technical university students. The composite components of environmental education are defined.
Keywords: environmental education, humanely-biological, self-regulation, professional portrait, effectiveness, efficiency, professiogramme.
Шевченко Светлана Валерьевна, Северо-Кавказский Гуманитарно-технический институт, доцент
E-mail: svshevchenko08@mail.ru Романенко Елена Семеновна, Ставропольский государственный аграрный университет, доцент
E-mail: elena_r65@mail.ru Ситак Лариса Александровна, Филиал Ставропольского государственного педагогического института, доцент
E-mail: sitakl@bk.ru
Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры
Аннотация: В статье рассматривается концепция формирования экологической культуры студентов технических вузов. Определены составные компоненты экологического воспитания.
Ключевые слова: экологическое воспитание, гуманно-биологический, саморегуляция, профессиональный портрет, действенность, работоспособность, профессиограмма.
Экологические проблемы стали предметом изучения в теории различных наук — естественнонаучных, философских, педагогических, психологических, культурологических.
Проблемы взаимоотношения общества и природы получают развитие в работах А. М. Галеевой, И. Д. Лаптева, М. М. Моисеева, Н. Ф. Реймерса, С. Н. Соломина, Е. Федорова и др. Вопросы теории и практики экологического образования нашли отражение в исследованиях Т. В. Барсуковой, Т. В. Васильевой, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной и др. [4]. Необходимость кардинальных изменений в отношении человека к проблемам экологии получает научное обоснование в учении В. И. Вернадского о ноосфере, согласно которому новые отношения с природой возможны лишь
на основе усиления гуманно-биологического смысла образования и воспитания.
Для формирования экологической культуры, развития экологического мышления и экологического сознания необходимо учитывать ведущий тип деятельности студентов.
Формирование заданных качеств личности определяется составными основами экологического воспитания, которые выражаются: в способности вести здоровый образ жизни; способности планирования своего рабочего дня, времени, деятельности; способности находить компромисс в конфликтных ситуациях; способности вызывать положительную реакцию окружающих; способности к аналитико-синтетической деятельности, в результате которой принимать
125
Section 6. Pedagogy
оптимальное решение; основывать выбор правильного решения на сравнении, обобщении, проведении аналогии, поиске умозаключений [3].
Составные экологической воспитанности студента высшего учебного заведения предъявляют и определенные требования к его личности. Эти требования должны носить как некий универсальный и обобщенный характер, так и учитывать исходный уровень экологической образованности будущей личности, его индивидуальные особенности, личностные свойства, базироваться на структуре профессиональной готовности студентов к процессу формирования экологической культуры.
Для решения поставленных задач были использованы компоненты личности, предложенные А. Я. Аре-том, А. А. Бодалевым, А. И. Кочетовым, которые могут быть использованы в качестве основных характеристик экологически воспитанной личности [2].
Саморегуляция. Организация профессиональной деятельности требует работоспособности, в ходе которой проявляются его физическая и психологическая саморегуляции, а организация, профессиональной деятельности требует умения прогнозировать последующие действия, анализировать полученные результаты. Работоспособность является не только функциональной характеристикой организма, обеспечивающей выполнение занятий, связанных с умственным и физическим трудом. Работоспособность зависит и от условий жизнедеятельности организма.
Саморегуляция личности связана с таким качеством, как самообладание и проявляется в выдержке, самоконтроле, которое должно быть адекватно в соответствии с различными условиями. Саморегуляция содержит и самонаблюдение, самопонимание, оценочное отношение к себе и окружающим, ценностные ориентации личности, также экологическую осознанность, экологическую действительность и экологическую ответственность.
Экологическая сознательность проявляется не в импульсивной деятельности, а в обоснованной сознанием. Такую личность отличает логичность суждений, соотнесение усвоенных знаний с действительным отношением к себе и окружающим.
Действенность связана с практической включенностью личности в различных аспектах своей жизни. Это качество проявляется с активностью будущего специалиста в применении экологических знаний, умений и навыков в области своей профессиональной деятельности.
Экологическая ответственность проявляется в способности личности оценить соответствие результатов своей деятельности поставленным целям; принятых коллективными или общественными нормами, в ходе чего развивается чувство сопричастности к общему делу.
Можно предположить, что эффективность формирования экологической культуры студентов технического вуза определяется единством самореализации, осознанности, действенности и ответственности.
Изначальный уровень экологической культуры студентов вуза, структуру готовности к экологическому воспитанию, а также основываясь на рассмотренные характеристики экологически воспитанной личности, можно определить основные требования к профессиональному портрету выпускника вуза, обладающего экологической культурой.
В настоящее время не существует общепризнанной схемы разработки модели студента, «портрет» которого связан с формированием экологической культуры. Наряду с тем, существуют исследования по методологии построения модели специалиста (В. Анисимов, Н. Пантина и др.), принцип моделирования облика специалиста (А. Головачев, Н. Гор-гикова, В. Железняков и др.) [1].
Вырабатывая профессиограмму профессиональной готовности, выделяются две группы требований: общие (представляют собой социальный заказ общества, в них определены все важные черты личности); профессиональные, определяемые направлением, связанным с формулированием экологической культуры (основываются на особенностях сферы деятельности).
Модель специалиста составлена на основе изучения отечественного опыта подготовки специалистов высших учебных заведений. Она, конечно, содержит в себе элементы и содержание ранее разработанных профессиограмм. С учетом новой ступени подготовки кадров высших учебных заведений, а именно бакалавров, нам представляется возможным применение данной профессиограммы к новой ступени высшего профессионального образования.
Профессиограмма составлена из следующих блоков: профессионально-значимые личностные качества; профессиональная компетентность, ведущие направления деятельности выпускника вуза.
Профессионально-значимые личностные качества:
— нравственные (ответственность перед собой и обществом, честность, справедливость, требовательность к себе, объективность, тактичность, дружелюбие, уважительность);
126
Секция 6. Педагогика
— коммуникативные (умение находить общий язык с коллегами, определять стиль общения, принимать их взгляды, уважение и доброжелательность к инакомыслящим и не похожим на тебя, стабильно возникающее чувство радости и удовлетворения при достижении положительных результатов экологической деятельности);
— интеллектуальные (способность к творческому мышлению, эрудированность в области экологических наук, экологической культуры);
— общегражданские (социальная активность, чувство общественного долга, ответственное отношение к природе; мотивация определенным интересом к экологическим проблемам и способам их решения; желанием и готовностью решать эти проблемы, потребностью личности участвовать в их решении, желанием внести достаточно значимый вклад; убеждение в том, что мы можем, способны и должны сберечь и совершенствовать окружающий нас мир, убеждение в целостности, гармоничности, взаимосвязанности и взаимообусловленности компонентов окружающего мира и высокой роли, уникальности каждого индивида в нем;
— волевые (выдержка, самообладание).
Профессиональная компетентность:
Знания: знание содержания и сущности процесса экологического воспитания как составляющей целостного педагогического процесса.
Умения:
1. Дидактические: изучение уровня экологической воспитанности студентов и коллектива студентов с учетом всех сфер жизнедеятельности с целью диагностики и проектирование их развития и воспитания.
2. Целеполагания: уточнение определенных задач по экономическому воспитанию студентов на основе изучения их возрастных и индивидуальных особенностей, социально-психологического климата в коллективе.
3. Проектировочные: осуществлять текущее и перспективное планирование, учитывая все сферы жизнедеятельности и различных направлений экологического воспитания, основываясь на интересах
студентов; выработка умений безопасно и безвредно управлять деятельностью, желаниями, активностью воспитанников, предупреждая опасные влияния среды.
4. Организаторские: выявление и организация актива в студенческом коллективе и управлении им; организация различных видов коллективной, групповой и индивидуальной типов деятельности на выполнение поставленных задач; использование разнообразных форм, методов и средств для организации работы по формированию экологической культуры студентов; развитие их общественной активности природоохранной деятельности.
5. Коммуникативные: устанавливать педаго-гически-целесообразные отношения со студентами, правильно выбирать стиль общения с отдельными студентами, группами, коллективами, коллективами по работе, администрацией, представителями общественности при проведении работы по экологическому воспитанию.
6. Аналитические: дифференцировать и анализировать экологически ориентированную информацию с последующим использованием в работе по формированию экономической культуры студентов; аналитические, прогностические и оценочные умения, позволяющие правильно и своевременно понять сущность экологически опасных последствий, выбрать и реализовать стратегию их предотвращения; анализ и осмысление собственной деятельности по формированию экологической культуры студентов, ее варьирование;
7. Поведенческие: включение студентов в созидательную, экологически ориентированную деятельность; способности передать студентам собственное отношение к экологическим ценностям.
Полученную модель необходимо откорректировать с учетом того, что каждое внешнее педагогическое воздействие отмечает С. Л. Рубинштейн [4], действует на индивида через внутренние условия, которые у него сформировались ранее, тоже под влиянием внешних воздействий. Изучая роль активности личности в собственном развитии, важно помнить, что самое действенное воспитание такое, которое обращено к собственным силам воспитываемой личности.
Список литературы:
1. Анисимов О. С. Онтологии в рефлексивном пространстве. - М., - 2002.
2. Караковский В. А., Новикава Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание, воспитание. Теория и практика воспитательных систем. - М. - 1996. - 119 с.
3. Паринова С. Г. Развитие познавательных способностей учащихся в процессе экологического образования Дис... кан. пед. наук. - Саратов, - 2002. - с. 170.
4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М. - 1973. - 369 с.
127