Научная статья на тему 'Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры'

Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГУМАННО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / ДЕЙСТВЕННОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОФЕССИОГРАММА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / HUMANELY-BIOLOGICAL / SELF-REGULATION / PROFESSIONAL PORTRAIT / EFFECTIVENESS / EFFICIENCY / PROFESSIOGRAMME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевченко Светлана Валерьевна, Романенко Елена Семеновна, Ситак Лариса Александровна

В статье рассматривается концепция формирования экологической культуры студентов технических вузов. Определены составные компоненты экологического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional model of the young specialist in the field of Ecological Culture

The article discusses the concept of formation the ecological culture of Technical university students. The composite components of environmental education are defined.

Текст научной работы на тему «Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры»

Секция 6. Педагогика

Shevchenko Svetlana Velerievna, North- Caucasus Socially and Technical Institute, associate professor

E-mail: svshevchenko08@mail.ru Romanenko Elena Semenovna, Stavropol State Agrarian University, associate professor

E-mail: elena_r65@mail.ru Sitak Larisa Aleksandrovna, Stavropol State Pedagogical Institute, associate professor

E-mail: sitakl@bk.ru

Professional model of the young specialist in the field of Ecological Culture

Abstract: The article discusses the concept of formation the ecological culture of Technical university students. The composite components of environmental education are defined.

Keywords: environmental education, humanely-biological, self-regulation, professional portrait, effectiveness, efficiency, professiogramme.

Шевченко Светлана Валерьевна, Северо-Кавказский Гуманитарно-технический институт, доцент

E-mail: svshevchenko08@mail.ru Романенко Елена Семеновна, Ставропольский государственный аграрный университет, доцент

E-mail: elena_r65@mail.ru Ситак Лариса Александровна, Филиал Ставропольского государственного педагогического института, доцент

E-mail: sitakl@bk.ru

Профессиональная модель личности студента в области формирования экологической культуры

Аннотация: В статье рассматривается концепция формирования экологической культуры студентов технических вузов. Определены составные компоненты экологического воспитания.

Ключевые слова: экологическое воспитание, гуманно-биологический, саморегуляция, профессиональный портрет, действенность, работоспособность, профессиограмма.

Экологические проблемы стали предметом изучения в теории различных наук — естественнонаучных, философских, педагогических, психологических, культурологических.

Проблемы взаимоотношения общества и природы получают развитие в работах А. М. Галеевой, И. Д. Лаптева, М. М. Моисеева, Н. Ф. Реймерса, С. Н. Соломина, Е. Федорова и др. Вопросы теории и практики экологического образования нашли отражение в исследованиях Т. В. Барсуковой, Т. В. Васильевой, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной и др. [4]. Необходимость кардинальных изменений в отношении человека к проблемам экологии получает научное обоснование в учении В. И. Вернадского о ноосфере, согласно которому новые отношения с природой возможны лишь

на основе усиления гуманно-биологического смысла образования и воспитания.

Для формирования экологической культуры, развития экологического мышления и экологического сознания необходимо учитывать ведущий тип деятельности студентов.

Формирование заданных качеств личности определяется составными основами экологического воспитания, которые выражаются: в способности вести здоровый образ жизни; способности планирования своего рабочего дня, времени, деятельности; способности находить компромисс в конфликтных ситуациях; способности вызывать положительную реакцию окружающих; способности к аналитико-синтетической деятельности, в результате которой принимать

125

Section 6. Pedagogy

оптимальное решение; основывать выбор правильного решения на сравнении, обобщении, проведении аналогии, поиске умозаключений [3].

Составные экологической воспитанности студента высшего учебного заведения предъявляют и определенные требования к его личности. Эти требования должны носить как некий универсальный и обобщенный характер, так и учитывать исходный уровень экологической образованности будущей личности, его индивидуальные особенности, личностные свойства, базироваться на структуре профессиональной готовности студентов к процессу формирования экологической культуры.

Для решения поставленных задач были использованы компоненты личности, предложенные А. Я. Аре-том, А. А. Бодалевым, А. И. Кочетовым, которые могут быть использованы в качестве основных характеристик экологически воспитанной личности [2].

Саморегуляция. Организация профессиональной деятельности требует работоспособности, в ходе которой проявляются его физическая и психологическая саморегуляции, а организация, профессиональной деятельности требует умения прогнозировать последующие действия, анализировать полученные результаты. Работоспособность является не только функциональной характеристикой организма, обеспечивающей выполнение занятий, связанных с умственным и физическим трудом. Работоспособность зависит и от условий жизнедеятельности организма.

Саморегуляция личности связана с таким качеством, как самообладание и проявляется в выдержке, самоконтроле, которое должно быть адекватно в соответствии с различными условиями. Саморегуляция содержит и самонаблюдение, самопонимание, оценочное отношение к себе и окружающим, ценностные ориентации личности, также экологическую осознанность, экологическую действительность и экологическую ответственность.

Экологическая сознательность проявляется не в импульсивной деятельности, а в обоснованной сознанием. Такую личность отличает логичность суждений, соотнесение усвоенных знаний с действительным отношением к себе и окружающим.

Действенность связана с практической включенностью личности в различных аспектах своей жизни. Это качество проявляется с активностью будущего специалиста в применении экологических знаний, умений и навыков в области своей профессиональной деятельности.

Экологическая ответственность проявляется в способности личности оценить соответствие результатов своей деятельности поставленным целям; принятых коллективными или общественными нормами, в ходе чего развивается чувство сопричастности к общему делу.

Можно предположить, что эффективность формирования экологической культуры студентов технического вуза определяется единством самореализации, осознанности, действенности и ответственности.

Изначальный уровень экологической культуры студентов вуза, структуру готовности к экологическому воспитанию, а также основываясь на рассмотренные характеристики экологически воспитанной личности, можно определить основные требования к профессиональному портрету выпускника вуза, обладающего экологической культурой.

В настоящее время не существует общепризнанной схемы разработки модели студента, «портрет» которого связан с формированием экологической культуры. Наряду с тем, существуют исследования по методологии построения модели специалиста (В. Анисимов, Н. Пантина и др.), принцип моделирования облика специалиста (А. Головачев, Н. Гор-гикова, В. Железняков и др.) [1].

Вырабатывая профессиограмму профессиональной готовности, выделяются две группы требований: общие (представляют собой социальный заказ общества, в них определены все важные черты личности); профессиональные, определяемые направлением, связанным с формулированием экологической культуры (основываются на особенностях сферы деятельности).

Модель специалиста составлена на основе изучения отечественного опыта подготовки специалистов высших учебных заведений. Она, конечно, содержит в себе элементы и содержание ранее разработанных профессиограмм. С учетом новой ступени подготовки кадров высших учебных заведений, а именно бакалавров, нам представляется возможным применение данной профессиограммы к новой ступени высшего профессионального образования.

Профессиограмма составлена из следующих блоков: профессионально-значимые личностные качества; профессиональная компетентность, ведущие направления деятельности выпускника вуза.

Профессионально-значимые личностные качества:

— нравственные (ответственность перед собой и обществом, честность, справедливость, требовательность к себе, объективность, тактичность, дружелюбие, уважительность);

126

Секция 6. Педагогика

— коммуникативные (умение находить общий язык с коллегами, определять стиль общения, принимать их взгляды, уважение и доброжелательность к инакомыслящим и не похожим на тебя, стабильно возникающее чувство радости и удовлетворения при достижении положительных результатов экологической деятельности);

— интеллектуальные (способность к творческому мышлению, эрудированность в области экологических наук, экологической культуры);

— общегражданские (социальная активность, чувство общественного долга, ответственное отношение к природе; мотивация определенным интересом к экологическим проблемам и способам их решения; желанием и готовностью решать эти проблемы, потребностью личности участвовать в их решении, желанием внести достаточно значимый вклад; убеждение в том, что мы можем, способны и должны сберечь и совершенствовать окружающий нас мир, убеждение в целостности, гармоничности, взаимосвязанности и взаимообусловленности компонентов окружающего мира и высокой роли, уникальности каждого индивида в нем;

— волевые (выдержка, самообладание).

Профессиональная компетентность:

Знания: знание содержания и сущности процесса экологического воспитания как составляющей целостного педагогического процесса.

Умения:

1. Дидактические: изучение уровня экологической воспитанности студентов и коллектива студентов с учетом всех сфер жизнедеятельности с целью диагностики и проектирование их развития и воспитания.

2. Целеполагания: уточнение определенных задач по экономическому воспитанию студентов на основе изучения их возрастных и индивидуальных особенностей, социально-психологического климата в коллективе.

3. Проектировочные: осуществлять текущее и перспективное планирование, учитывая все сферы жизнедеятельности и различных направлений экологического воспитания, основываясь на интересах

студентов; выработка умений безопасно и безвредно управлять деятельностью, желаниями, активностью воспитанников, предупреждая опасные влияния среды.

4. Организаторские: выявление и организация актива в студенческом коллективе и управлении им; организация различных видов коллективной, групповой и индивидуальной типов деятельности на выполнение поставленных задач; использование разнообразных форм, методов и средств для организации работы по формированию экологической культуры студентов; развитие их общественной активности природоохранной деятельности.

5. Коммуникативные: устанавливать педаго-гически-целесообразные отношения со студентами, правильно выбирать стиль общения с отдельными студентами, группами, коллективами, коллективами по работе, администрацией, представителями общественности при проведении работы по экологическому воспитанию.

6. Аналитические: дифференцировать и анализировать экологически ориентированную информацию с последующим использованием в работе по формированию экономической культуры студентов; аналитические, прогностические и оценочные умения, позволяющие правильно и своевременно понять сущность экологически опасных последствий, выбрать и реализовать стратегию их предотвращения; анализ и осмысление собственной деятельности по формированию экологической культуры студентов, ее варьирование;

7. Поведенческие: включение студентов в созидательную, экологически ориентированную деятельность; способности передать студентам собственное отношение к экологическим ценностям.

Полученную модель необходимо откорректировать с учетом того, что каждое внешнее педагогическое воздействие отмечает С. Л. Рубинштейн [4], действует на индивида через внутренние условия, которые у него сформировались ранее, тоже под влиянием внешних воздействий. Изучая роль активности личности в собственном развитии, важно помнить, что самое действенное воспитание такое, которое обращено к собственным силам воспитываемой личности.

Список литературы:

1. Анисимов О. С. Онтологии в рефлексивном пространстве. - М., - 2002.

2. Караковский В. А., Новикава Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание, воспитание. Теория и практика воспитательных систем. - М. - 1996. - 119 с.

3. Паринова С. Г. Развитие познавательных способностей учащихся в процессе экологического образования Дис... кан. пед. наук. - Саратов, - 2002. - с. 170.

4. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М. - 1973. - 369 с.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.