Научная статья на тему 'Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка и результативность иноязычной подготовки студентов технического вуза'

Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка и результативность иноязычной подготовки студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / креативная компетентность / профессиональная креативность / результативность / преподаватель иностранного языка / технический вуз / creativity / creative competence / professional creativity / performance / foreign language teacher / technical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Владимировна Леушина, Любовь Игоревна Леушина

Выполнена опытно-экспериментальная работа по исследованию креативной компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза и ее связи с результатами иноязычной подготовки студентов. Экспериментально установлена устойчивая прямая связь креативной компетентности преподавателя с успешностью обучения студентов. Сформулированы практические рекомендации по формированию и развитию креативной компетентности преподавателя иностранного языка в образовательном пространстве технического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Владимировна Леушина, Любовь Игоревна Леушина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional creativity of a foreign language teacher and the effectiveness of foreign language training for students of a technical university

Modern society places a “social order” on the creative personality of a teacher, who is capable of not only independently setting objectively significant goals and objectives, offering non-standard and effective solutions, but also teaching students how to do this. It is incorrect to discuss the topic of developing a teacher’s creative competence outside the context of developing students’ creative abilities, taking this issue out of the sphere of interests of all participants in the educational process. As a result, it is impossible to talk about a strict algorithm for the formation of a teacher’s creative competence as a sequence of acquisition of professionally important qualities. In this regard, in the context of modern challenges, the presented work examines the problem of developing teacher creativity using the example of a foreign language teacher at a technical university. The basis for the work was the educational and scientific institutes of physical and chemical technologies and materials science, industrial technologies of mechanical engineering and electrical power engineering of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alexeev (a core federal university). Six teachers of English and German languages and a total of 83 master’s students from various areas of training participated in the work. During the study, the authors searched for information on the topic of work from open sources and carried out experimental work, including planning and performing a series of experiments. In this case, theoretical methods were used (critical analysis, comparison and generalization), empirical methods of collecting and accumulating data (observation, survey), control and measurement (scaling), evaluation (expert assessment), data processing (mathematical, statistical, graphical, tabular MS Excel), as well as studying, summarizing teaching experience and implementing research results into practice. It is shown that creativity is a vital component of the spectrum of professionally important qualities of a modern higher school teacher. The fundamental possibility of a teacher achieving the highest level of creative competence (professional creativity) in the conditions of a “live” educational process has been proven. A stable direct connection between the creative competence of a teacher and the effectiveness of student learning has been experimentally established. The creative competence of a foreign language teacher at a technical university is directly related to the success of students’ foreign language training and changes dynamically under the influence of a number of external and internal, objective and subjective factors. The authors of this article formulated practical recommendations for the formation and development of the creative competence of a foreign language teacher in the educational space of a technical university.

Текст научной работы на тему «Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка и результативность иноязычной подготовки студентов технического вуза»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 495. С. 160-170 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 495. рр. 160-170

Научная статья УДК 159:378

doi: 10.17223/15617793/495/15

Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка и результативность иноязычной подготовки студентов технического вуза

Ирина Владимировна Леушина1,2, Любовь Игоревна Леушина1,3

1 Нижегородский государственный технический университет имени Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Россия

2leushinaiv@yandex. ru 3kafmto@mail. ru

Аннотация. Выполнена опытно-экспериментальная работа по исследованию креативной компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза и ее связи с результатами иноязычной подготовки студентов. Экспериментально установлена устойчивая прямая связь креативной компетентности преподавателя с успешностью обучения студентов. Сформулированы практические рекомендации по формированию и развитию креативной компетентности преподавателя иностранного языка в образовательном пространстве технического вуза.

Ключевые слова: креативность, креативная компетентность, профессиональная креативность, результативность, преподаватель иностранного языка, технический вуз

Для цитирования: Леушина И.В., Леушина Л.И. Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка и результативность иноязычной подготовки студентов технического вуза // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 495. С. 160-170. doi: 10.17223/15617793/495/15

Original article

doi: 10.17223/15617793/495/15

Professional creativity of a foreign language teacher and the effectiveness of foreign language training for students of a technical university

Irina V. Leushina1,2, Lubov I. Leushina1,3

1 Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alexeev, Nizhny Novgorod, Russian Federation

2 leushinaiv@yandex.ru 3 kafmto@mail.ru

Abstract. Modern society places a "social order" on the creative personality of a teacher, who is capable of not only independently setting objectively significant goals and objectives, offering non-standard and effective solutions, but also teaching students how to do this. It is incorrect to discuss the topic of developing a teacher's creative competence outside the context of developing students' creative abilities, taking this issue out of the sphere of interests of all participants in the educational process. As a result, it is impossible to talk about a strict algorithm for the formation of a teacher's creative competence as a sequence of acquisition of professionally important qualities. In this regard, in the context of modern challenges, the presented work examines the problem of developing teacher creativity using the example of a foreign language teacher at a technical university. The basis for the work was the educational and scientific institutes of physical and chemical technologies and materials science, industrial technologies of mechanical engineering and electrical power engineering of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alexeev (a core federal university). Six teachers of English and German languages and a total of 83 master's students from various areas of training participated in the work. During the study, the authors searched for information on the topic of work from open sources and carried out experimental work, including planning and performing a series of experiments. In this case, theoretical methods were used (critical analysis, comparison and generalization), empirical methods of collecting and accumulating data (observation, survey), control and measurement (scaling), evaluation (expert assessment), data processing (mathematical, statistical, graphical, tabular MS Excel), as well as studying, summarizing teaching experience and implementing research results into practice. It is shown that creativity is a vital component of the spectrum of professionally important qualities of a modern higher school teacher. The fundamental possibility of a teacher achieving the highest level of creative competence (professional creativity) in the conditions of a "live" educational process has been proven. A stable direct connection between the creative competence of a teacher and the effectiveness of student learning has been experimentally established. The creative competence of a foreign language teacher at a technical university is directly related to the success of students' foreign language training and changes dynamically under the influence of a number of external and internal, objective and subjective factors. The authors of this article formulated

© Леушина И.В., Леушина Л.И., 2023

practical recommendations for the formation and development of the creative competence of a foreign language teacher in the educational space of a technical university.

Keywords: creativity, creative competence, professional creativity, performance, foreign language teacher, technical university

For citation: Leushina, I.V. & Leushina, L.I. (2023) Professional creativity of a foreign language teacher and the effectiveness of foreign language training for students of a technical university. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 495. pp. 160-170. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/495/15

Введение

В последние несколько десятилетий исследованиям креативности как умения человека отступать от установившихся правил, догм и шаблонов посвящено множество работ. Очевидно, это объясняется всеобщим трендом перехода от рутины к практической реализации творческих способностей конкретного человека в самостоятельном или коллективном «живом» поиске нестандартных, неожиданных, красивых, оригинальных, прогрессивных и эффективных решений проблем во всех отраслях науки, техники и аспектах жизни людей. Важнейшие предпосылки проявления такого тренда обусловлены неумолимым переходом общества к очередному, уже шестому, технологическому укладу и назревшим технологическим прорывом в ключевых направлениях экономики. В меняющихся условиях жизни социума категория «креативность» неизбежно получает новое звучание, новые оттенки, новое содержание и, как следствие, подлежит новому осмыслению.

В этом контексте проблема формирования креативности преподавателя вуза встает с новой силой, приобретает остроту и актуальность. Нет сомнения в том, что креативного выпускника может подготовить только креативный наставник, преподаватель. Поэтому сегодня уже никто не отрицает, что креативность является необходимой составляющей спектра профессионально важных качеств современного преподавателя высшей школы. Только такой преподаватель способен сформировать креативную личность выпускника вуза, максимально готовую к самообразованию, саморазвитию и к эффективной практической реализации полученных знаний, умений, навыков и компетенций [1, 2].

Цель и задачи исследования

Целью исследования стало выявление специфики категории «креативность», а также особенностей формирования креативной компетенции преподавателя и ее практической реализации в образовательном пространстве технического вуза (на примере преподавателя иностранного языка).

Для достижения поставленной цели в работе решались задачи:

- провести информационно-аналитический обзор открытых источников по проблеме;

- выполнить опытно-экспериментальную работу по исследованию креативной компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза и ее связи с результатами иноязычной подготовки студентов;

- сформулировать практические рекомендации по формированию креативной компетентности преподавателя иностранного языка в образовательном пространстве технического вуза.

Методология исследования

В ходе исследования авторы провели поиск информации по теме работы из открытых источников и экспериментально-опытную работу, включающую планирование и выполнение серии экспериментов. При этом использовались теоретические методы (критический анализ, сравнение и обобщение), эмпирические методы сбора и накопления данных (наблюдение, опрос), контроля и измерения (шкалирование), оценивания (экспертная оценка), обработки данных (математические, статистические, графические, табличные с использованием программы MS Excel), а также изучение, обобщение педагогического опыта и внедрение результатов исследования в практику [3].

Результаты исследования и их обсуждение

История вопроса и феномен креативности

В Большой психологической энциклопедии креативность (от англ. creativity) определяется как уровень творческой одаренности, способности к творчеству, и составляет относительно устойчивую характеристику личности.

Исследованиями креативности занимался Зигмунд Фрейд, который предполагал, что креативность возникает при условии возникновения в психике человека противоречий между его осознанными и неосознанными побуждениями, что, в свою очередь, дает ему возможности для реализации своих скрытых желаний.

Термин «креативность» впервые встречается в еще 1875 г. в работах Джорджа Симпсона, который понимал под ней способность человека отказаться от стандартных способов мышления и принимать нетривиальные решения. Последователь Симпсона, Джой Гилфорд, представил креативность как умение порождать новые идеи, а также навыки, способствующие быстрому решению проблемных ситуаций. Позднее Элис Пол Торренс сформулировал и охарактеризовал основные составляющие креативности [4].

В настоящее время под креативностью подразумевают умение человека отступать от стандартных идей и правил, сочетая интеллект и воображение. Интеллект позволяет человеку думать, анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи, делать выводы, а воображение - выходить за рамки привычных шаблонов и определять инновационные пути решения проблем.

Формирование креативности неизбежно связано с вопросом о ее соотношении с творчеством. Основным отличием креативности от творчества выступает ее прагматическая компонента. При этом креативность является лишь частью творчества и не заменяет его в полном объеме.

Формирование креативной компетентности педагога

По мнению зарубежных авторов, термин «креативная компетентность педагога» означает в первую очередь его готовность адаптивно применять полученные знания, дополнять систему знаний самостоятельно и стремиться к самосовершенствованию [5-9]. Российские исследователи (Л.Л. Гурова, Е.П. Ильин, А.Н. Поддьяков, В.И. Сте-панский, С.Ю. Степанов, Е.В. Федосенко, Л.А. Халилова, Д.В. Чернилевский и др.) обоснованно относят креативность - способность к переосмыслению и генерированию новых идей (т.е. творчеству) - к профессионально важным компетенциям преподавателя.

Трансформация российской системы образования в целом и системы высшего образования в частности привела к тому, что педагогическим работникам приходится осуществлять свою педагогическую деятельность в условиях постоянной неопределенности и ин-новационности, а их креативная компетентность, очевидно, становится все более практически значимой [10, 11]. В этих условиях на первый план выходит вопрос о формировании креативной компетентности педагога.

В динамично меняющемся обществе главными профессиональными качествами, которые педагог должен постоянно демонстрировать обучающимся, становятся готовность к переменам, мобильность, умение учиться, развиваться, способность к нестандартным трудовым действиям, самостоятельность в принятии решений и ответственность. Именно они ассоциируются у авторов данной статьи с креативной компетентностью современного преподавателя.

По мнению ученых [1], креативность в структуре профессиональной компетентности отражает творческие достижения педагога на разных этапах профессиональной деятельности и понимается как способность к созданию новых профессиональных продуктов и высоких результатов деятельности за счет реализации креативных способностей личности.

Несмотря на большое количество работ по теме креативности, среди которых следует выделить труды таких исследователей, как Д.Б. Богоявленская, М. Вол-лах, Н.М. Гнатко, В.Н. Дружинин, В.И. Загвязинский, М.М. Кашапов, О.А. Козырева, Е.В. Коточигова, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Л.М. Митина, Г.В. Ожига-нова, В.И. Панов, Ю.П. Поваренков, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина, Н.В. Хазратова, В.Д. Шадриков и др., креативная компетентность педагога высшей школы, и в особенности процессы ее формирования, по-прежнему исследованы недостаточно глубоко. И все же представляется возможным выделить некоторые положения, не вызывающие споров в научной среде.

Практически все ученые - представители педагогической психологии указывают на творчество как сущность педагогической деятельности, а также констатируют, что

обсуждение темы формирования креативной компетентности педагога некорректно вести вне контекста формирования творческих способностей обучающихся, вырывая этот вопрос из сферы интересов всех участников образовательного процесса. Априори ими признается и тезис о связи механизмов формирования креативной компетентности преподавателя со спецификой уровня образования (общее, среднее, высшее) и статуса образовательного учреждения. Тем не менее все они оставляют открытым важнейший вопрос об алгоритме, технологии формирования креативной компетентности педагога в условиях «живого» образовательного процесса.

Интересна точка зрения авторов [12], которые констатируют факт влияния образовательных парадигм на формирование креативной компетентности преподавателя и утверждают, что как минимум три из них (личностная, культурологическая и компетентностная) стимулируют рождение креатива. Профессиональный портрет преподавателя должен соответствовать ожиданиям обучающегося.

Для студента вуза преподаватель просто обязан быть творческой личностью, детерминантами которой, по мнению А.М. Матюшкина [13, 14], выступают познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, возможности достижения оригинальных решений, способность к созданию идеальных эталонов и возможности прогнозирования и предвосхищения. Именно эти детерминанты являются наиболее показательными признаками креативной компетентности преподавателя.

Д.В. Иванов и В.А. Степашкина [15] представляют креативную компетентность как трехкомпонентную структуру, интегральное качество личности преподавателя, включающее систему компетенции учителя, креативность как личностную характеристику и мотивацию на творчество в педагогической деятельности.

Формирование профессиональной компетентности педагога - процесс цикличный, он требует постоянного стремления к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности, к профессиональному развитию, зависит от индивидуальных особенностей личности преподавателя, а основной ее источник - обучение и приобретенный опыт [16].

Профессор М.М. Кашапов с сотрудниками утверждает, что креативная компетентность педагога выступает в качестве надпрофессиональной компетентности, которая не может быть привязана узко к той или иной педагогической области, она необходима любому педагогу для обеспечения качества образования и достижения заявленных целей [1]. Высший уровень иерархической структуры профессиональной компетентности педагога - это профессиональное мышление, которое характеризуется способностью «выхода за пределы» ситуации, «открытостью к внешнему миру» и поисковой активностью, «видением непредвиденного», а также надситуативным уровнем обнаружения проблемности. Именно этот уровень соответствует креативной компетентности преподавателя, которая отражает творческие достижения его личности на разных этапах профессиональной (педагогической) деятельности.

В свою очередь Л.А. Халилова рассматривает креативность как структурный компонент педагогического мышления и в этой связи предлагает авторскую систему целенаправленного развития креативной компетентности преподавателей высшей школы [17].

По мнению авторов данной статьи, говорить о жестком алгоритме формирования креативной компетентности педагога как последовательности приобретения им профессионально важных качеств, не совсем корректно, прежде всего по причине очевидной вариативности этого процесса. Тем не менее логичным представляется рассмотрение его в контексте профессиональной деятельности преподавателя. В этой связи обращает на себя внимание структура педагогической деятельности, представленная академиком Б.Т. Лихачевым [18]. В ней выдающийся российский ученый выделяет несколько компонентов:

- знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. преподаватель должен ясно представлять, какого человека надо воспитывать для общества);

- знания, умения, навыки, накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям (в результате у преподавателя формируется осознанное отношение к жизни, т.е. мировоззрение);

- собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;

- высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая, технологическая культура ее носителя.

С позиций акмеологии стремление педагога к профессиональному росту и саморазвитию способствует самоактуализации его личности. При этом преподаватель совершенствует собственные гибкость мышления, абно-тивность (способность преподавателя к адекватному восприятию, осмыслению и пониманию креативного студента, способность заметить одаренного обучаемого и оказать необходимую психолого-педагогическую поддержку в процессе актуализации и реализации его творческого потенциала), социальный интеллект (способность понимать и прогнозировать поведение людей в различных жизненных ситуациях, распознавать чувства, намерения и эмоции как по вербальному, так и по невербальному выражению) и эмпатию (умение поставить себя на место другого человека и способность к эмоциональной отзывчивости на его переживания). Таким образом, личностно-профессиональное развитие педагога, под которым в акмеологии, как известно, понимается такой процесс саморазвития личности в профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях, который ориентирован на высокие достижения и высокий уровень профессионализма [19], неразрывно связано с формированием его креативной компетентности.

Современное общество делает «социальный заказ» на креативную личность преподавателя, способную не только самостоятельно ставить перед собой объективно-значимые цели и задачи, предлагать нестандартные и эффективные решения, но и научить этому студента.

Специфика креативной компетентности преподавателя иностранного языка в техническом вузе

Для образовательного процесса технического вуза прежде всего характерны: четкая профессиональная направленность процесса в целом; субъект-субъектный характер взаимодействия, варьирование ролей и доминирование дивергентного мышления участников; сочетание личностно- и практикоориентированного подходов к подготовке выпускников. Каждый технический вуз предъявляет свои, свойственные именно ему, требования к преподавателю. Особенно рельефно они прослеживаются в ходе обучения студентов так называемым непрофильным учебным дисциплинам, к числу которых традиционно относят иностранный язык.

С одной стороны, иноязычная подготовка студентов технического вуза находится в общем тренде профессионализации образовательного процесса, а с другой стороны, несмотря на признаваемую важность, она существенно больше, чем блок специальных дисциплин, ограничена небольшим временем проведения аудиторных занятий.

На этом фоне особую важность приобретает креативная компетентность преподавателя иностранного языка. Она в первую очередь связана с ясным представлением о портрете выпускника технического вуза, в подготовке которого преподаватель принимает непосредственное участие. В контексте нынешней социально-экономической ситуации с полным основанием можно констатировать: чтобы быть востребованным, выпускник технического вуза должен обладать высоким уровнем креативной компетентности как неотъемлемой черты портрета современного инженера. В этой связи преподаватель обязан знать, что, согласно Элису Полу Торренсу - разработчику одноименного Теста креативности, она складывается из пяти составляющих: беглость (способность генерировать в сжатые сроки большое количество идей и решений); гибкость (способность варьировать разные подходы к анализу и оценке проблемы, а также использовать широкую линейку инструментов для ее решения); оригинальность (умение грамотно формулировать уникальные, нестандартные или совершенно неожиданные идеи и смело отступать от общепринятых шаблонов и стереотипов); разработанность (умение дополнять и развивать сформулированные идеи); сопротивление замыканию, или открытость (готовность к восприятию новой информации). Преподаватель должен стараться соответствовать этим вызовам.

По мнению авторов данной статьи, только по-настоящему креативный преподаватель, пользующийся заслуженным авторитетом у студентов, может обеспечить высокое качество их иноязычной подготовки в частности и профессиональной подготовки в целом. Работа в техническом вузе накладывает на него повышенную ответственность, когда нужно не просто выполнять социальную функцию передачи информации от поколения к поколению, но и подниматься до высшего уровня педагогического мастерства и компетентности в области будущей профессиональной деятельности своих студентов. На первый план при этом выходят субъектность и поликомпетентность преподавателя как одного из ключевых

участников образовательного процесса и его умение выстроить образовательный процесс интересно и полезно для студента, тем самым создавая условия для мотивации к обучению.

Типовыми проблемами, с которыми преподаватель иностранного языка технического вуза вынужден сталкиваться почти постоянно, являются [20]:

- неравномерность уровня начальной языковой подготовки студентов «на входе»;

- низкая мотивация к изучению иностранного языка, обусловленная недостатком у студентов информации о необходимости иноязычной компетенции для дальнейшей профессиональной деятельности;

- сложившийся у студентов стереотип отношения к иностранному языку как второстепенной учебной дисциплине, преподаваемой «в нагрузку» к специальным предметам;

- установившееся мнение о достаточности для выпускников технического вуза пассивного уровня владения иностранным языком;

- повсеместное нарушение принципа непрерывности иноязычной подготовки в образовательном процессе;

- недостаточный объем аудиторных занятий на изучение иностранного языка;

- нехватка современных учебно-методических материалов, ориентированных на языковую подготовку студентов конкретных направлений.

Для их разрешения от преподавателя иностранного языка требуются немалые усилия, направленные на практическую реализацию собственной креативности. В различных ситуациях он должен и может: выступать в роли педагогического технолога, организатора инновационной деятельности студента, или менять ее на роль тьютора-консультанта; использовать доступный инструментарий формирования креативного мышления, в свою очередь, предписывающий высокий поисково-исследовательский уровень преподавания; способствовать не только и не столько партнерству, но и организации совместной творческой деятельности всех субъектов образовательного процесса, включая заинтересованного работодателя будущего выпускника.

Лишь эффективная реализация всего своего креативного потенциала позволит преподавателю иностранного языка уверенно говорить о переходе к высшему уровню профессиональной креативности. Задача современного преподавателя - стремиться к этому. В последнее время в практике работы технических вузов имеется целый ряд примеров такой реализации, связанных прежде всего с подготовкой студентов к решению важнейших для страны задач ресурсосбережения, цифровизации, экологизации, импортозамещения:

- стимулирование у студентов интереса к работе с аутентичными иноязычными источниками информации;

- привлечение квалифицированных специалистов для передачи студентам опыта критической оценки лучшего зарубежного опыта;

- обучение студентов восприятию, пониманию, трансляции и использованию иноязычной информации

в различных формах: текстовой, аудиовизуальной, мультимедийной.

Эмпирическая оценка креативной компетентности преподавателя технического вуза и обсуждение результатов

Подавляющее большинство известных валидизи-рованных (многократно проверенных) методик оценки уровня креативной компетентности педагога предполагает самодиагностику. Доказательством этого утверждения могут служить такие методики, как «профессиональный дифференциал», тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса, тест RAT (отдаленные ассоциации) Медника, «многозначные слова», опросники «самодиагностика креативной компетентности педагога», «абнотив-ность преподавателя высшей школы» и др. [1].

Опытно-экспериментальная работа, направленная на исследование креативной компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза, авторами данной статьи планировалась и выполнялась иначе - к экспертной оценке привлекались не только преподаватели, но и студенты, а также представители заинтересованного работодателя.

Базой для проведения работы послужили образовательно-научные институты физико-химических технологий и материаловедения, промышленных технологий машиностроения и электроэнергетики Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (опорный федеральный университет). В работе участвовали шесть преподавателей английского и немецкого языков и в общей сложности 83 студента магистратуры различных направлений подготовки.

На первом этапе студентам было предложено из 15 предварительно подготовленных формулировок показателей креативной компетентности преподавателя иностранного языка выбрать пять, в наибольшей степени соответствующих их ожиданиям. Результаты выбора приведены в таблице.

В качестве предпочтительных студенты выбрали следующие показатели (в таблице выделены жирным шрифтом):

3 - компетентность в области будущей профессиональной деятельности студентов;

5 - готовность и умение выслушать студентов;

6 - готовность к восприятию новой информации и самообразованию;

12 - гибкость (готовность к переформатированию образовательного процесса с учетом интересов всех его участников: студент, преподаватель, работодатель);

14 - готовность отступать от сложившихся шаблонов и стереотипов.

На втором этапе студенты шести групп оценивали креативную компетентность своих преподавателей иностранного языка по выбранным ими ранее показателям, используя 100-балльную шкалу. Авторами данной статьи велась обработка статистических данных, в рамках которой рассчитывались средние значения по выборкам для каждой из групп. Результаты оценивания представлены на рис. 1 .

Показатели креативной компетентности преподавателя иностранного языка технического вуза (расширенный список для выбора студентами)

№ п/п Показатель Число студентов, выбравших показатель, чел.

1 Эмоциональность, развитое воображение 31

2 Интуиция, склонность к аналитическому мышлению и формулировке задач 43

3 Компетентность в области будущей профессиональной деятельности студентов 76

4 Владение навыками иноязычного общения 48

5 Готовность и умение выслушать студентов 74

6 Готовность к восприятию новой информации и самообразованию 60

7 Склонность к риску, умение прогнозировать, развитие ситуации 22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Владение навыками общения, коммуникабельность, умение привлечь внимание и управлять аудиторией 39

9 Владение информационно-коммуникационными и мультимедийными технологиями 38

10 Внимание к способностям студентов, умение мотивировать 24

11 Индивидуальный подход 19

12 Гибкость (готовность к переформатированию образовательного процесса с учетом интересов всех его участников: студент, преподаватель, работодатель) 54

13 Умение доходчиво и терпеливо объяснять учебный материал 34

14 Готовность отступать от сложившихся шаблонов и стереотипов 50

15 Пунктуальность, точность, обязательность 20

1.1

Номер показателя

а) группа № 1 (12 студентов)

номер покааятеля

б) группа № 2 (15 студентов)

| ТО 1 60

9 70

I

Номер показателя

г) группа № 4 (14 студентов)

11.1

Б 6 12

Номер показателя

д) группа № 5 (11 студентов)

Номер показателя

I 3«

Номер показателя

Рис.

в) группа № 3 (17 студентов) е) ^у™* № 6 (14 студентов)

1. Креативная компетентность преподавателей, ведущих занятия в группах, по показателям, выбранным студентами

По рисунку видно, что распределение оценок значений показателей во 2-й, 3-й и 6-й группах практически равномерно, в 1-й и 4-й группах амплитуда колебаний оценок достаточно велика, а в 5-й группе оценки очень низки.

На третьем этапе проводилось ранжирование преподавателей, участвующих в эксперименте, по уровням их креативной компетентности. Для этого рассчитывался интегральный показатель креативной компетентности каждого преподавателя как сумма

средних значений показателей по выборкам, полученных на втором этапе, отнесенная к числу показателей (пять) креативной компетентности, выбранных студентами на первом этапе работы. Элементарному уровню креативной компетентности соответствовали значения интегральных показателей до 30 баллов, базовому - от 31 до 60 баллов, продвинутому - от 61 до 80 баллов, высшему (профессиональная креативность) - более 81 балла. Результаты ранжирования представлены на рис. 2.

Рис. 2. Креативная компетентность преподавателей по группам

По рисунку видно, что креативная компетентность преподавателя 5-й группы оказалась соответствующей элементарному уровню, 1-й группы -базовому, 2-й и 4-й групп - продвинутому, а 3-й и 6-й групп - высшему уровню креативной компетентности.

Дополнительно проведенный опрос студентов показал, что преподаватели с элементарным уровнем креативной компетентности используют устоявшийся методический инструментарий, не проявляют явного интереса к инновационным образовательным технологиям и слабо разбираются в специфике области будущей профессиональной деятельности своих студентов; базовый уровень креативной компетентности имеют преподаватели, демонстрирующие стремление к адаптации образовательных технологий к индивидуальным особенностям студентов; для преподавателей с продвинутым уровнем креативной компетентности характерны отличное владение предметом, педагогический профессионализм и повышенное внимание к запросам студентов. При этом преподаватели, достигшие уровня профессиональной креативности, высоко оценивались студентами практически по всем выбранным пяти показателям.

Четвертый этап был полностью нацелен на количественную оценку достижений студентов каждой из ше-

сти групп в решении задач из области будущей профессиональной деятельности, требующих применения навыков и умений иноязычной подготовки.

Среди задач, предлагаемых студентам, были:

- проведение патентного поиска информации из иностранных баз данных по выбранной тематике, соответствующей направлениям их подготовки в магистратуре;

- подготовка резюме по иноязычному образцу нормативно-технической информации (технические условия, регламент, стандарт, инструкция и т.п.);

- выполнение перевода научно-технической статьи, опубликованной в профильном иноязычном журнале или интернет-ресурсе;

- подготовка презентации на иностранном языке возможного решения профильного кейса из числа представленных заинтересованными предприятиями.

Из состава студентов формировались команды по 3-5 человек. Время выполнения задания ограничивалось одним аудиторным занятием. Оценивание успешности и полноты решения задач проводилось по 100-балльной шкале с привлечением специалистов профильных выпускающих кафедр вуза и представителей заинтересованных работодателей. Итоговая оценка получалась усреднением по группе. Результаты представлены на рис. 3.

Номер группы

Рис. 3. Успешность решения студентами задач будущей профессиональной деятельности

Следует отметить, что успешность решения задач студентами из групп, в которых работали преподаватели иностранного языка с высшим уровнем креативной компетентности (профессиональная креативность), оказалась максимальной.

На заключительном этапе опытно-экспериментальной работы количественно оценивали корреляционную связь между ранее установленными уровнями креативной компетентности преподавателей шести студенческих групп и достижениями студентов этих групп, зафиксированными на четвертом этапе работы. Проведенный с помощью программы MS Excel расчет коэффициента парной корреляции двух статистических выборок - уровня креативной компетентности преподавателя, сформированного на третьем этапе, и успешности решения студентами задач из области будущей профессиональной деятельности, требующих применения навыков и умений иноязычной подготовки, сформированной на четвертом этапе, -показал результат 0,8478, что подтвердило исходную гипотезу авторов об устойчивости прямой связи креативной компетентности преподавателя с успешностью обучения студентов.

Практические рекомендации

Авторами данной статьи были сформулированы положения и практические рекомендации по формированию и развитию креативной компетентности преподавателя иностранного языка в образовательном пространстве технического вуза.

1. Формирование и развитие профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в техническом вузе неотрывно связано с принципиально новым типом его педагогического мышления, когда изменения, происходящие как в системе образования, так и в стране в целом, воспринимаются как новые возможности для самовыражения и выработки инновационных

альтернативных вариантов решения задач, а не как препятствия к достижению профессионально значимых целей. В этой связи от преподавателя требуются позитивный психологический настрой, чувство сопричастности к решению важнейшей государственной задачи обучения и воспитания нового поколения технической интеллигенции, самодисциплина, высокая ответственность за результаты своей работы, стремление к совершенствованию собственного потенциала, открытость к новой информации, готовность адаптироваться к объективным реалиям образовательной среды конкретного вуза, определенная смелость в преодолении шаблонов и выходе за сложившиеся рамки стереотипов.

2. Формирование креативной компетентности преподавателя невозможно без его развития как творческой, инициативной, самостоятельной личности, активно взаимодействующей со всеми участниками образовательного процесса, принимающей во внимание их интересы и потребности и содействующей укреплению не только собственной, но и их субъектности. Как показали результаты проведенной опытно-экспериментальной работы, на уровне магистратуры технического вуза наибольшего эффекта следует ждать от взаимодействия по схеме «участники образовательного процесса (преподаватель, студент, работодатель) -равные партнеры».

3. Формированию и развитию креативной компетентности преподавателя иностранного языка способствуют вариативность применения им педагогических технологий обучения, а также расширение линейки методического инструментария, обеспечивающие условия для решения типовых проблем иноязычной подготовки в техническом вузе, дифференциации, индивидуализации и профессионализации образовательного процесса. Примером такого подхода может служить поэтапный план обучения, базирующийся на лич-

ностно ориентированной лингводидактической концепции обучения активному владению иностранным языком и предусматривающий перераспределение часов аудиторной и самостоятельной работы в зависимости от начального уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции студентов, который позволяет выровнять его внутри академической группы уже после первого года обучения в вузе [21]. Другой пример - схема «трансситуационного» обучения, при которой процесс обучения строится циклично, по спирали снизу вверх с элементами повторения, посредством выполнения усложняющихся задач и видов деятельности в конкретных ситуациях общения. При этом на первый план выходит комплементарность языковой подготовки студентов, понимаемая как гибкость и оперативность в выборе технологий обучения и методических приемов при формировании всех компонентов коммуникативной языковой способности.

4. Для того, чтобы обладать высшим уровнем креативной компетенции - профессиональной креативностью, преподаватель иностранного языка должен стремиться к поликомпетентности. Владение знаниями, умениями, навыками и компетенциями из различных областей науки и техники будет способствовать укреплению его авторитета в глазах студентов. Это необходимо, чтобы помочь каждому конкретному студенту технического вуза прояснить интересы и мотивы, стать полноценным субъектом образовательного процесса, выбрать алгоритм, выстроить индивидуальную образовательную траекторию и даже пространство иноязычной подготовки.

5. В аудиторной, внеаудиторной работе и общении со студентами преподавателю иностранного языка технического вуза следует проводить тезис о том, что иноязычная компетенция является важнейшей и неотъемлемой составляющей компетентностного портрета выпускника, подкреплять его справедливость не только примерами практических задач, требующих применения навыков и умений иноязычной подготовки, но и демонстрировать личный интерес к области их будущей профессиональной деятельности и по возможности вовлекать в образовательный процесс признанных специалистов - представителей этой области. Будущая сфера профессиональной деятельности выпускника технического вуза может быть самой разнообразной

(технолог, конструктор, исследователь, руководитель производственного подразделения или менеджер), но она неизбежно будет связана с необходимостью восприятия, понимания, трансляции и использования иноязычной информации в различных формах: текстовой, аудиовизуальной, мультимедийной. На практике это может быть реализовано в форме контекстного обучения, которое позволяет в образовательном пространстве моделировать реальное содержание будущей профессиональной деятельности выпускника.

Заключение

По итогам проведенного исследования можно заключить следующее.

Современное общество делает «социальный заказ» на креативную личность преподавателя, способную не только самостоятельно ставить перед собой объективно значимые цели и задачи, предлагать нестандартные и эффективные решения, но и научить этому студента.

Обсуждение темы формирования креативной компетентности педагога некорректно вести вне контекста формирования творческих способностей обучающихся, вырывая этот вопрос из сферы интересов всех участников образовательного процесса. В этой связи нельзя говорить о жестком алгоритме формирования креативной компетентности педагога как последовательности приобретения им профессионально важных качеств.

Креативная компетентность преподавателя иностранного языка технического вуза - это практически значимая характеристика личности, во многом определяющая его профессиональный статус. Она напрямую связана с результативностью иноязычной подготовки студентов и динамично изменяется под воздействием целого ряда внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов. Достижение преподавателем высшего уровня креативной компетентности (профессиональная креативность) вполне возможно в условиях «живого» образовательного процесса при условии ориентации на эффективное разрешение проблем, типичных для иноязычной подготовки в конкретном техническом вузе, и принятия во внимание практических рекомендаций, сформулированных авторами данной статьи.

Список источников

1. Кашапов М.М., Киселева Т.Г., Огородова Т.В. Креативность как ключевая компетентность педагога. Ярославль : Индиго, 2013. 392 с.

2. Рудеева О.А., Егорова Н.А. Креативность преподавателя высшей школы в формировании инновационного мышления студента // Между-

народный журнал экспериментального образования. 2015. № 11-6. С. 930-931.

3. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Методы исследования в психологии и педагогике // Школьные технологии. 2012.

№ 1. С. 36-47.

4. Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности. М., 1998. 120 с.

5. Epstein R., Phan V. Which competencies are most important for creative expression? Creativity // Research Journal. 2012. № 24 (4). P. 278-282.

6. Epstein R., Kaminaka K., Phan V., Uda R. How is creativity best managed? Some empirical and theoretical guidelines // Creativity and Innovation

Management. 2013. № 22 (4). P. 359-374.

7. Anderson R.C., Katz-Buonincontro J., Bousselot T., Land J., Livie M., Beard N. Space that was safe to explore and learn: Stretching the

affordances for networked professional learning in creativity for educators // Australasian Journal of Educational Technology. 2022. № 38 (4). Р. 55-75.

8. Szabо Т.Р., Burnard P., Harris A., Fenyvesi K., Soundararaj G., Kangasvieri T. Multiple Creativities Put to Work for Creative Ecologie s

in Teacher Professional Learning: A Vision and Practice of Everyday Creativity // Lemmetty S., Collin K., Glâveanu V.P., Forsman P. (Eds.) Creativity and Learning : Contexts, Processes and Support. Palgrave Macmillan, 2021. P. 115-143. doi: 10.1007/978-3-030-77066-2_6

9. Kurok V., Tkachenko N., Burchak S., Kurok R., Burchak L. Developing Intending Teachers' Creativity in the Process of Their Professional Training

in the Context of Educational Transformations // Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 2022. № 14 (1). Р. 246-262.

10. Мунгиева Н.З., Магомедова Р.Г., Шихамирова Б.А. Креативная компетентность преподавателя высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 353-356.

11. Углов В.В. Профессиональная креативность преподавателя иностранного языка в условиях высшего образования // Профессиональное образование и общество. 2019. № 4 (32). С. 92-100.

12. Усольцева В.В., Шейхова М.С. Креативность, как составляющая часть подготовки конкурентоспособного педагога в системе высшего профессионального образования // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86946 (дата обращения: 18.06.2023).

13. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. Москва : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж : МОДЭК, 2003. 720 с.

14. Щебланова Е.И. Концепция А.М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 26-29.

15. Иванов Д.В., Степашкина В.А. Креативная компетентность педагога, учителя, преподавателя: сущность, структура, значимость в общепрофессиональной компетентности // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2022. № 10. С. 57-69.

16. Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога // Инфоурок. URL: https://in-fourok.ru/statya-kreativnost-kak-odin-iz-komponentov-professionalnoj-kompetentnosti-sovremennogo-pedagoga-5102464.html (дата обращения: 18.06.2023).

17. Халилова Л.А. Психологическая сущность и характеристика интеллектуальной креативности // Вестник университета. 2009. № 14. С. 124-

125.

18. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М. : Юрайт-М, 2001. 607 с.

19. Деркач А.А. Личностно-профессиональное развитие человека - ключевая проблема акмеологического исследования // Акмеология. 2012. С. 16-18.

20. Леушина И.В., Леушина Л.И. Логические приемы и образовательные технологии иноязычной подготовки студентов технического вуза // Язык и культура. 2022. № 58. C. 203-223.

21. Леушин И.О., Леушина И.В. Иностранный язык и индивидуализация подготовки студентов: реалии, тренды, варианты // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 3. С. 147-154.

References

1. Kashapov, M.M., Kiseleva, T.G. & Ogorodova, T.V. (2013) Kreativnost' kakklyuchevaya kompetentnost'pedagoga [Creativity as a key competence

of a teacher]. Yaroslavl: Indigo.

2. Rudeeva, O.A. & Egorova, N.A. (2015) Kreativnost' prepodavatelya vysshey shkoly v formirovanii innovatsionnogo myshleniya studenta [Creativity

of a higher school teacher in the formation of innovative thinking of a student]. Mezhdunarodnyyzhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 11-6. pp. 930-931.

3. Vayndorf-Sysoeva, M.E., Krivshenko, L.P. & Yurkina, L.V. (2012) Metody issledovaniya v psikhologii i pedagogike [Research methods in psychol-

ogy and pedagogy]. Shkol'nye tekhnologii. 1. pp. 36-47.

4. Torrens, E.P. (1998) Teoreticheskie osnovy psikhologicheskoy diagnostiki kreativnosti [Theoretical foundations of psychological diagnostics of cre-

ativity]. Moscow.

5. Epstein, R. & Phan, V. (2012) Which competencies are most important for creative expression? Creativity. Research Journal. 24 (4). pp. 278-282.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Epstein, R. et al. (2013) How is creativity best managed? Some empirical and theoretical guidelines. Creativity and Innovation Management. 22 (4).

pp. 359-374.

7. Anderson, R.C. et al. (2022) Space that was safe to explore and learn: Stretching the affordances for networked professional learning in creativity for

educators. Australasian Journal of Educational Technology. 38 (4). pp. 55-75.

8. Szabo, T.R. et al. (2021) Multiple Creativities Put to Work for Creative Ecologies in Teacher Professional Learning: A Vision and Practice of

Everyday Creativity. In: Lemmetty, S. et al. (eds) Creativity and Learning: Contexts, Processes and Support. Palgrave Macmillan. pp. 115-143. doi: 10.1007/978-3-030-77066-2_6

9. Kurok, V. et al. (2022) Developing Intending Teachers' Creativity in the Process of Their Professional Training in the Context of Educational

Transformations. Revista Romaneasca pentru Educatie Multidimensionala. 14 (1). pp. 246-262.

10. Mungieva, N.Z., Magomedova, R.G. & Shikhamirova, B.A. (2021) Kreativnaya kompetentnost' prepodavatelya vysshey shkoly [Creative competence of a higher school teacher]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 71-3. pp. 353-356.

11. Uglov, V.V. (2019) Professional'naya kreativnost' prepodavatelya inostrannogo yazyka v usloviyakh vysshego obrazovaniya [Professional creativ-

ity of a foreign language teacher in higher education]. Professional'noe obrazovanie i obshchestvo. 4 (32). pp. 92-100.

12. Usol'tseva, V.V. & Sheykhova, M.S. (2018) Kreativnost', kak sostavlyayushchaya chast' podgotovki konkurentosposobnogo pedagoga v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Creativity as an integral part of training a competitive teacher in higher vocational education]. Sov-remennye nauchnye issledovaniya i innovatsii. 6. [Online] Available from: https://web.snauka.ru/issues/2018/06/86946 (Accessed: 18.06.2023).

13. Matyushkin, A.M. (2003)Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo [Thinking, learning, creativity]. Moscow: Moscow Psychological and Social institute; Voronezh: MODEK.

14. Shcheblanova, E.I. (2018) Kontseptsiya A.M. Matyushkina o tvorcheskoy odarennosti kak predposylke razvitiya tvorcheskoy lichnosti [A.M. Matyushkina's conception about creative talent as a prerequisite for the development of a creative person]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. 7:1 (25). pp. 26-29.

15. Ivanov, D.V. & Stepashkina, V.A. (2022) Kreativnaya kompetentnost' pedagoga, uchitelya, prepodavatelya: sushchnost', struktura, znachimost' v obshcheprofessional'noy kompetentnosti [Creative competence of a pedagogue, teacher, lecturer: essence, structure, significance in general professional competence]. Kontsept: nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal. 10. pp. 57-69.

16. Infourok. (2023) Kreativnost' kak odin iz komponentov professional'noy kompetentnosti sovremennogo pedagoga [Creativity as one of the components of the professional competence of a modern teacher]. [Online] Available from: https://infourok.ru/statya-kreativnost-kak-odin-iz-kompo-nentov-professionalnoj-kompetentnosti-sovremennogo-pedagoga-5102464.html (Accessed: 18.06.2023).

17. Khalilova, L.A. (2009) Psikhologicheskaya sushchnost' i kharakteristika intellektual'noy kreativnosti [Psychological essence and characteristics of intellectual creativity]. Vestnik universiteta. 14. pp. 124-125.

18. Likhachev, B.T. (2001) Pedagogika. Kurs lektsiy [Pedagogy. Lecture course]. Moscow: Yurayt-M.

19. Derkach, A.A. (2012) Lichnostno-professional'noe razvitie cheloveka - klyuchevaya problema akmeologicheskogo issledovaniya [Personal and professional development of a person as a key problem of acmeological research]. Akmeologiya. 9 (65). pp. 16-18.

20. Leushina, I.V. & Leushina, L.I. (2022) Logicheskie priemy i obrazovatel'nye tekhnologii inoyazychnoy podgotovki studentov tekhnicheskogo vuza

[Logical techniques and educational technologies for foreign language training of technical university students]. Yazyki kul'tura. 58. pp. 203-223.

21. Leushin, I.O. & Leushina, I.V. (2019) Inostrannyy yazyk i individualizatsiya podgotovki studentov: realii, trendy, varianty [Foreign language and individualization of student training: realities, trends, options]. Vysshee obrazovanie vRossii. 28 (3). pp. 147-154.

Информация об авторах:

Леушина И.В. - д-р пед. наук, профессор кафедры иностранных языков Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород, Россия). E-mail: leushinaiv@yandex.ru

Леушина Л.И. - канд. техн. наук, доцент кафедры металлургических технологий и оборудования Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород, Россия). E-mail: kafmto@mail.ru.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

I.V. Leushina, Dr. Sci. (Pedagogics), professor, Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alexeev (Nizhny Novgorod, Russian Federation). E-mail: leushinaiv@yandex.ru.

L.I Leushina, Cand. Sci. (Engineering), associate professor, Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alexeev (Nizhny Novgorod, Russian Federation). E-mail: kafmto@mail.ru.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 20.06.2023; одобрена после рецензирования 12.10.2023; принята к публикации 06.11.2023.

The article was submitted 20.06.2023; approved after reviewing 12.10.2023; accepted for publication 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.