3 rpärnoTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2020. Том 5. Выпуск 4. С. 463-468 | 2020. Volume 5. Issue 4. P. 463-468
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Развитие креативной компетентности будущего учителя иностранных языков на основе специальных упражнений
Кизрина Н. Г.
Аннотация. Цель исследования - разработка специальных упражнений для развития креативной компетентности будущих учителей иностранных языков. В статье доказывается необходимость развития креативной компетентности будущих педагогов, проводится анализ данного понятия, предлагаются упражнения на иностранном языке. Научная новизна работы состоит в уточнении понятия «креативная компетентность учителя иностранных языков», определении условий формирования креативной компетентности в педагогическом вузе, разработке упражнений на иностранном языке с целью развития креативной компетентности обучающихся по направлению «Педагогическое образование». В результате исследования разработаны специальные упражнения на иностранном языке, которые позволяют не только формировать иноязычную коммуникативную компетентность но и способствовать развитию креативной компетентности будущих учителей иностранных языков.
EN
Developing Creative Competence
of a Future Teacher of Foreign Languages
on the Basis of Special Exercises
Kizrina N. G.
Abstract. The purpose of the study is to work out special exercises for developing creative competence in future teachers of foreign languages. The article substantiates the necessity of developing creative competence in future teachers, analyses this notion and offers exercises in a foreign language. Scientific novelty of the research lies in specifying the notion "creative competence of a foreign language teacher", identifying the conditions under which creative competence is formed at a pedagogical university, working out exercises in a foreign language to develop creative competence in the students pursuing a degree in "Pedagogical Education". As a result of the study, special exercises in a foreign language are worked out, which make it possible not only to form foreign-language communicative competence but also to propel the development of creative competence in future teachers of foreign languages.
Введение
Инновационные процессы, происходящие сегодня в России в экономической, политической, культурной и образовательной сферах, повлекли за собой модернизацию всего вузовского образования, в том числе и педагогического. Согласно существующему мнению, «изменения в социально-экономической ситуации, в российском образовательном законодательстве приводят к необходимости поиска путей совершенствования содержания и организации подготовки педагогических кадров» [8, с. 93]. Очевидно, что современные условия диктуют новые требования к профессиональной подготовке будущих педагогов.
Современный учитель - это креативно мыслящий педагог, готовый к собственному творческому саморазвитию и развитию творческого потенциала своих учеников. В профессиональном стандарте педагога указано, что в современном постоянно изменяющемся мире одним из основных качеств педагога является способность к саморазвитию [13]. Мобильность, ответственность, самостоятельность, способность быстро реагировать на изменяющиеся условия и способность принимать нестандартные решения в затруднительных ситуациях - это продиктованные временем качества, которые должны быть сформированы у учителя. Безусловно, все названные качества современного педагога связаны с креативностью. На необходимость развития
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped200108
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
креативности у обучающихся в педагогическом вузе указывают многие исследователи [3; 4; 6; 7; 9; 14]. В связи с чем, наряду с профессиональными и общепрофессиональными компетенциями, в педагогическом вузе должна формироваться креативная компетентность будущих учителей.
Пристальный интерес сегодня к формированию креативной компетентности педагога, недостаточная ис-следованность данной проблемы, отсутствие специальных упражнений на иностранном языке, способствующих развитию названной компетенции, определяют актуальность представленного исследования.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
- провести анализ определения креативной компетентности педагога и на основе анализа уточнить понятие «креативная компетентность учителя иностранных языков», а также определить условия формирования креативной компетентности учителя иностранных языков;
- разработать специальные упражнения на иностранном языке, направленные на развитие креативной компетентности учителя.
Методами исследования послужили: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение.
Теоретическую базу исследования составили научные труды в области изучения креативности личности (Дж. Гилфорд [5], Е. П. Торренс [18], Д. Б. Богоявленская [1]), теория формирования креативной компетентности педагога (Р. Эпстайн, Ф. В. Шарипов [17], М. М. Кашапов [11] и др.), метод эвристического обучения (А. В. Хуторской [16]).
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения разработанных упражнений на иностранном языке на факультетах иностранных языков в педагогических вузах.
Теоретический аспект исследования
Термин «креативная компетентность» был введен Р. Эпстайном, который понимал под ней некую готовность применять полученные знания, дополнять их, стремиться к самосовершенствованию [Цит. по: 6]. Следует отметить, что данный термин используется в педагогических науках относительно недавно, и в настоящее время существует несколько его определений.
Ф. В. Шарипов определяет креативную компетентность педагога как «совокупность знаний, навыков, умений, а также качеств личности и способностей, необходимых для творчества» [17, с. 76]. При этом автор выделяет следующие компоненты креативной компетентности: способность к творчеству, к решению проблемных задач; изобретательность; способность к нестандартному решению задач, способность к переносу опыта, эмоционально-образные качества (ассоциативность, образность, чувство новизны, эмпатийность), раскованность мыслей, преодоление стереотипов, способность формулировать гипотезы, а также склонность к риску. Таким образом, автор при определении креативной компетентности опирается на понятие «креативность», дополняя данное понятие специальными знаниями, умениями и навыками.
Аналогичное определение мы находим в научных работах О. В. Соловьевой и Л. А. Халиловой [15].
Авторский коллектив в монографии «Креативность как ключевая компетентность педагога» под редакцией М. М. Кашапова определяет креативную компетентность педагога как совокупность навыков, обеспечивающих нестандартное решение педагогических задач, включая формирование креативности у детей. Авторы выделяют в структуре креативной компетентности педагога три аспекта: готовность к творчеству в условиях современного образования, открытость к освоению новых знаний из других предметных областей, технологические навыки и умения, обеспечивающие осуществление задуманных идей [11, с. 72]. Из данного определения следует, что креативная компетентность педагога является интегративным понятием, включающим профессиональные знания, навыки и умения, а также специальные качества, позволяющие успешно осуществлять педагогическую деятельность.
На основе анализа представленных определений креативной компетентности, а также работ в области креативности (Е. П. Торренс, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд и др.) было сформулировано и уточнено определение креативной компетентности учителя иностранных языков. Основными компонентами креативной компетентности были определены креативные качества личности, представленные Дж. Гилфордом [5, с. 434], и профессиональные знания, навыки и умения, которыми должен обладать учитель иностранных языков.
Итак, креативная компетентность учителя иностранных языков - это сложное интегративное качество, представляющее совокупность знаний, навыков и умений в области иностранного языка и методики его преподавания, а также личностные качества педагога: способность к обнаружению и постановке проблем, способность к генерированию идей, гибкость, оригинальность, способность усовершенствовать объект, добавляя детали, способность к анализу и синтезу. Креативная компетентность обеспечивает учителю возможность нестандартно решать педагогические ситуации и развивать творческие возможности учащихся.
Из представленного определения следует, что основу креативной компетентности будущих педагогов составляет креативность, в связи с чем представляется необходимым использовать в процессе обучения специальные упражнения в педагогическом вузе, на основе которых будут развиваться креативные способности обучающихся.
Кроме того, целесообразно выделить условия, которые способствуют развитию креативности студентов педагогического вуза. Психологи выделяют ситуативные и личностные условия развития креативности [1].
К первой группе относятся следующие условия: отсутствие лимита времени, снятие состояния стресса, создание мотивации к осуществлению творческой деятельности, отсутствие установки на конкретный способ решения и др.
Ко второй группе условий относятся: нонконформизм, уверенность в себе, готовность к риску, направленность на творчество, способность и желание фантазировать.
На основе выделенных условий С. В. Пимонова определила основные требования к современному образованию [12]:
1) развитие интуиции обучающихся в процессе обучения;
2) обучение анализу выдвинутой идеи;
3) создание благоприятного климата, опора на положительные эмоции обучающихся;
4) использование проблемных заданий;
5) стимулирование самостоятельности при постановке целей, задач и выбора способа решения поставленной проблемы;
6) стимулирование к риску, недопущение развития конформного мышления;
7) обучение использованию эвристических приемов при решении проблемных задач;
8) развитие воображения, чувствительности к противоречиям;
9) стимулирование обучающихся к самовыражению.
Среди выделенных требований следует обратить внимание на обучение использованию эвристических приемов при решении проблемных заданий. На практических занятиях по иностранному языку в вузе обучающимся предлагаются часто проблемные задания коммуникативного характера, для решения которых могут быть использованы такие эвристические приемы, как «Мозговой штурм», «Ассоциирование», «Смена ролевых функций», «Шесть шляп», «Личная эмпатия». Названные выше приемы позволяют нестандартно подходить к решению проблемных коммуникативных задач.
Эвристический прием «Мозговой штурм» способствует развитию способности генерировать идеи, творчески подходить к решению проблем, а также учит операциям анализа и синтеза. Суть данного приема заключается в том, что обучающимся предлагается проблемная ситуация. В течение нескольких минут обучающиеся фиксируют все идеи решения проблемной ситуации, затем анализируют, сравнивают, отбирают самые лучшие.
Прием «Ассоциирование» заключается в нахождении ассоциаций к словам. Например, преподаватель предлагает какую-то общую тему, а обучающиеся должны назвать варианты сужения темы, или требуется составить «ассоциативные ветви» к ключевому слову, на основе которых обучающиеся потом строят свои высказывания.
Эвристический прием «Смена ролевых функций» развивает у обучающихся гибкость мышления, позволяет взглянуть на проблему с разных сторон. Например, предлагается проблема, которую следует решить с позиции разных участников описанной ситуации.
Особый интерес представляет предложенный Эдвардом де Боне прием «Шесть шляп» [2], который позволяет разделять мыслительный процесс на основные этапы творческой деятельности, при этом каждый из этапов обозначен «шляпой» определенного типа. «Белая шляпа» символизирует рациональный этап творческого процесса, сбор информации, где следует изложить цифры и факты. «Красная шляпа» представляет собой эмоциональный этап; здесь фиксируются все эмоции, связанные с проблемой. «Черная шляпа» обозначает критический этап творческого процесса. «Зеленая шляпа» отождествляет творческий этап, на котором осуществляется поиск новых решений проблемы. Последний этап творческого процесса ассоциируется с «синей философской шляпой». Здесь осуществляется систематизация мыслительного процесса, принимается решение проблемы.
Описанные выше приемы используются также при выполнении упражнений, которые будут рассмотрены в рамках статьи. В основу классификации упражнений положены креативные способности обучающихся.
Практический аспект исследования
Первая группа упражнений включает упражнения, направленные на развитие способности к анализу и синтезу. Данный вид упражнений можно проводить в рамках любой темы, на отдельных этапах практического занятия. Основная идея данных упражнений - это представление нестандартных проблемных ситуаций обучающимся. Рассмотрим конкретные примеры данных упражнений, которые могут проводиться в устной форме в качестве речевой зарядки:
1. Ein Mann betritt ein Lokal. Er geht zum Tresen, bestellt ein Getränk und unterhält sich mit der Kellnerin. Sie stößt plötzlich einen Schrei aus, der Gast bedankt sich, zahlt und geht. Was ist geschehen? (Мужчина заходит в один из баров. Он подходит к стойке, заказывает напиток и беседует с официанткой. Вдруг она начинает кричать, гость благодарит, расплачивается и уходит. Что произошло?).
2. Ihr Freund hat Sie aus Versehen in Ihr Zimmer eingeschlossen. Sie sollen in einer Stunde bei der Prüfung sein. Was machen Sie? (Ваш друг закрыл Вас по невнимательности в комнате. Через час Вы должны быть на экзамене. Как Вы поступите в данной ситуации?).
3. Warum beabsichtigt der Lehrer, seinen Beruf zu wechseln? Nennen Sie 10 Gründe (Почему учитель хочет поменять свою профессию? Назовите 10 причин).
Следующая группа упражнений направлена на развитие способности к постановке и обнаружению проблем. Студентам предлагается сформулировать проблему текста, предложенной ситуации или определить проблему на основе серии картинок и т.д.
Например:
1. Denken Sie an Ihre Verhältnisse mit den Eltern. Versuchen Sie das Problem zu formulieren. Schaffen Sie die Gruppe, die dieses Problem lösen kann (Ihre Eltern, Ihr Bruder, der Psychologe), denken Sie die Fragen aus, die jeder Mitglied der Gruppe stellen könnte (Подумайте о своих взаимоотношениях с родителями. Попробуйте сформулировать проблему. Создайте группу, которая могла бы решить данную проблему (Ваши родители, брат, психолог), придумайте вопросы, которые мог бы задать каждый член группы).
2. Versuchen Sie das Positive in folgender Situation zu finden: Sie haben den Zug verpasst (Постарайтесь найти положительное в следующей ситуации: Вы опоздали на поезд).
3. Sehen Sie sich folgende Fotos an, formulieren Sie das Problem (Посмотрите серию фотографий и сформулируйте проблему).
Упражнения третьей группы ориентированы на развитие ассоциативного мышления обучающихся. Способность мыслить ассоциациями играет большую роль в развитии коммуникативных умений как на родном, так и на иностранном языке. Составление ассоциативного древа - одно из самых часто используемых упражнений на занятиях по иностранному языку. Например, на дотекстовом этапе при работе с иноязычным текстом ассоциации используются для прогнозирования содержания текста.
В последнее время стали популярны упражнения в японском стихосложении. Именно ассоциации составляют основу Хокку и Танка. Рассмотрим примеры упражнений, направленные на развитие способности мыслить ассоциациями:
1. Schreiben Sie kurz in Stichworten auf, was Ihnen zum Wort "Heimat" einfällt. Überlegen Sie noch einmal genau und ergänzen Sie folgende Sätze:
Beim Wort "Heimat" sehe ich...
Beim Wort "Heimat" höre ich.
Beim Wort "Heimat" riech ich.
Beim Wort "Heimat" schmecke ich.
Beim Wort "Heimat" taste ich.
Beim Wort "Heimat" fühe ich.
Auf Grund dieser Assoziationen schreiben Sie Tanka. Tanka ist eine Japanische Gedichtform, die fünfzeilig ist und aus 31 Silben besteht: 5, 7, 5, 7, 7 (В данном упражнении требуется написать все ассоциации со словом «Родина», затем данные ассоциации распределить, заканчивая предложения, например, при слове «Родина» я вижу, слышу, чувствую и т.д. Затем на основе ассоциаций требуется написать Танку, которая представляет собой форму стихосложения из 5 строк, состоящую из 31 слога).
2. Beschreiben Sie einen Menschen, ein Land oder eine Stadt nur mit Farben (Опишите человека, страну или город, используя только названия цветов).
3. Entwerfen Sie Ihr Selbstporträt aus Assoziationen nach dem Muster:
Ich bin unter Pflanzen_.
Ich bin unter Sternen_.
Ich bin unter Metallen_.
(Составьте собственный автопортрет, используя ассоциации по образцу: Среди растений я_, среди
звезд я_, среди металлов я_).
Упражнения на развитие способности генерировать большое количество идей. Основная идея этих упражнений заключается в развитии у обучающихся способности творчески подходить к решению проблем, освобождаясь от стереотипного мышления. Например:
1. Überlegen Sie sich, was man an Menschen verbessern könnte. Das ist nicht so sehr moralisch gemeint, als vielmehr ganz praktisch. Denken Sie sich aus, womit es für Menschen einfacher werden würde, das Leben zu bewältigen. Das könnten z. B. vier Arme sein oder ein Paar Flügel u. a. (Подумайте, как можно усовершенствовать человека. Речь идет не о моральных качествах человека, а о физических. Придумайте, как можно облегчить его жизнь: это могут быть, например, четыре руки или пара крыльев).
2. Einer Familie ist im Ausland während eines Urlaubs das gesamte Geld aus der Ferienwohnung gestohlen worden. Schmuck und andere Wertsachen sind Ihnen erhalten geblieben. Sie sind 800 km. von der Grenze nach Deutschland entfernt, der Tank ihres Autos ist leer. Finden Sie die Lösung dieses Problems (У одной семьи во время путешествия за границу украли все деньги из гостиницы. Украшения и другие ценные вещи остались у них, они в 80 километрах от границы с Германией, бак их автомобиля пустой. Найдите решение данной проблемы).
Кроме вышеописанных упражнений, особый интерес c целью развития креативной компетентности представляют упражнения в составлении липограмм, анаграмм, тавтограмм, палиндрома и акростиха на иностранном языке. Выполняя данные упражнения, студенты экспериментируют с формой слова, у них развивается способность к анализу и синтезу, а также языковая догадка, расширяется лингвистический кругозор. Приведем примеры нескольких подобных упражнений.
1. Schreiben Sie folgende Anzeige um, alle Wörter mit "s" ersetzt (Перепишите следующее объявление, заменив в нем все слова с буквой "s").
2. Lesen Sie folgende Wörter vorwärts und rückwärts! Setzen Sie diese Reihe fort (Прочитайте следующие слова слева направо и наоборот).
ANNA; RELIEFPFEILER; RETTER; EHE; NUN; STETS; RENTNER...
На занятиях по иностранному языку одним из основных средств обучения выступает художественный текст, при работе с которым можно также развивать креативность обучающихся, используя репродуктивно-продуктивные упражнения на основе текста: упражнения в конкретизации, трансформации [10]. При конкретизации художественного текста предлагается дополнить текст характеристиками главных героев, интерпретацией исторических событий, описанных в тексте, домысливанием развития событий текста. Трансформация художественного текста может осуществляться на уровне формы, когда, например, на основе стихотворения требуется сочинить рассказ, или на уровне содержания, при этом могут изменяться характеристики героев, место и время представленных событий в тексте и т.д. Подобные упражнения стимулируют и развивают креативность обучающихся при работе с текстом на иностранном языке.
Заключение
В рамках данного исследования доказана актуальность проблемы формирования креативной компетентности будущих учителей иностранных языков. Креативная компетентность учителя иностранных языков включает специальные профессиональные знания, навыки и умения в области иностранного языка и его преподавания, а также индивидуальные креативные качества педагога. Современные студенты педагогического вуза демонстрируют недостаточно высокий уровень развития креативности, что объясняется игнорированием в процессе обучения требований к специальному творческому обучению, которые четко обозначены в исследовании. Разработанные в данном исследовании упражнения предназначены для обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык». Основная цель данных упражнений - развитие креативной компетентности будущих учителей иностранного языка в процессе осуществления иноязычной речевой деятельности в устной и письменной формах. Представленные упражнения ориентированы на развитие следующих креативных способностей обучающихся: способности к анализу и синтезу, к постановке и обнаружению проблем, к генерированию большого количества идей, а также ассоциативного мышления. Развитие креативной компетентности может осуществляться также на основе упражнений в сочинении анаграмм, липо-грамм, палиндрома и т.д. Выполняя данные упражнения, обучающиеся получат опыт осуществления иноязычной творческой деятельности, которым они смогут поделиться со своими будущими учениками.
Финансирование
Работа выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт») по теме: «Формирование креативной компетенции будущих учителей иностранных языков на основе специальных заданий».
Список источников
1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 318 с.
2. Боно Э. Шесть шляп мышления / пер. с англ. Мн. : Попурри, 2006. 208 с.
3. Брякова И. Е. Креативная компетентность педагога - новый вектор развития образования [Электронный ресурс]. URL : https ://cyberleninka.ru/article/n/kreativnaya-kompetentnost-pedagoga-novyy-vektor-razvitiya-obrazovaniya (дата обращения: 21.05.2020).
4. Бужинская Н. В. Особенности развития творческого мышления студентов в процессе информационно -технологической подготовки // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2017. № 2 (6). С. 11-14.
5. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
6. Гильмутдинова Р. У. Креативная компетентность и ее структура [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kreativnaya-kompetentnost-i-ee-struktura (дата обращения: 19.05.2020).
7. Гусейнова М. Ш. Развитие творческой активности студентов в процессе изучения иностранного языка // Гуманитарные науки и образование. 2019. № 2 (38). С. 52-57.
8. Кадакин В. В., Шукшина Т. И. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 93-99.
9. Кизрина Н. Г., Янкина О. Е. Развитие креативного мышления студентов языковых профилей подготовки в процессе работы с художественными текстами // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (78). Ч. 1. С. 202-205.
10. Кизрина Н. Г., Янкина О. Е. Формирование умений речетворческой деятельности у студентов педагогического вуза языковых профилей подготовки [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-umeniy-rechetvorcheskoy-deyatelnosti-u-studentov-pedagogicheskogo-vuza-yazykovyh-profiley-podgotovki (дата обращения: 21.05.2020).
11. Креативность как ключевая компетентность педагога: монография / под ред. М. М. Кашапова. Ярославль: Индиго, 2013. 392 с.
12. Пимонова С. В. Психологические аспекты и условия креативности в студенческом возрасте. Ставрополь: АРГУС, 2004. 32 с.
13. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. URL: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/ trudovoe_pravo/professionalnyy-standart-pedagoga.html (дата обращения: 15.06.2020).
14. Рожков М. И. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся // Воспитательный процесс: изучение эффективности: метод. рекомендации / под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. С. 40-46.
15. Соловьева О. В., Халилова Л. А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2010. № 2. URL: https://www.ppip.idnk.ru/index.php/-2-2010/6-2011-02-24-12-27-14/-2-2010/129-2011-05-16-10-49-27 (дата обращения: 21.05.2020).
16. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М.: Гуманитарный издательский центр, 2000. 319 с.
17. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 1. С. 72-76.
18. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. 1965. Vol. 94. № 3. P. 663-679.
Информация об авторах | Author information
RU
Кизрина Наталья Геннадьевна1, к. пед. н.
1 Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск
EN
Kizrina Natal'ya Gennad'evna1, PhD
1 Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev, Saransk
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 23.05.2020; опубликовано (published): 31.08.2020.
Ключевые слова (keywords): креативная компетентность; учитель иностранного языка; педагогическое образование; иноязычная коммуникативная компетентность; специальные упражнения; creative competence; foreign language teacher; pedagogical education; foreign-language communicative competence; special exercises.