Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

47
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативная компетенция / креативная компетентность / педагогические условия / барьеры креативности / эвристические методы / creative competence / creative competence / pedagogical conditions / barriers of creativity / heuristic methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворецкая Мария Александровна

В статье рассматриваются особенности формирования креативной компетентности студентов, важность и необходимость которой определяется качественными изменениями в современном обществе. Глобальная информатизация, расширение международных отношений, их преобладающее значение и роль в современном информационном обществе, предполагают воспитание креативных личностей, ориентированных на инновационную деятельность, способных к самосовершенствованию и саморазвитию. Востребованы профессионалы, ориентированные на инновационную, креативную деятельность, что обусловливает одно из главных требований к образованию – его гуманистическая ориентированность, направленность на целенаправленное развитие креативной компетентности обучающихся и приобретение ими опыта креативной деятельности. В результате университеты должны готовить своих студентов к жизни, к переменам, развивать в них такие качества, как креативность, динамизм и конструктивность. Обосновано, что компетентностный подход, определяющий принципы постановки целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, ориентиры модернизации российского образования, является системным, междисциплинарным, устанавливает приоритет способности и готовности к деятельности. В статье определено различие понятий «компетенция» и «компетентность» по признаку заданного извне требования и личностного качества. Выявлены и описаны педагогические условия формирования креативной компетентности студентов: направленность субъектов деятельности на творческий поиск, моделирование ситуаций новизны и неопределенности, активизация деятельности самой личности, предоставление позитивного образца креативного поведения преподавателя, наличие достаточно оснащенной научно-методической базы, интеграция междисциплинарных связей, осуществление высшего феномена рефлексии. В статье приведены и рассмотрены наиболее эффективные методы формирования креативной компетентности в процессе обучения иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворецкая Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The article discusses the features of the formation of students' creative competence, the importance and necessity of which is determined by qualitative changes in modern society. Global informatization, the expansion of international relations, their predominant importance and role in the modern information society, presuppose the education of creative personalities focused on innovation, capable of self-improvement and self-development. Professionals focused on innovative, creative activity are in demand, which determines one of the main requirements for education – its humanistic orientation, focus on the purposeful development of students' creative competence and their acquisition of experience in creative activity. As a result, universities should prepare their students for life, for change, and develop in them such qualities as creativity, dynamism and constructiveness. It is proved that the competence approach, which determines the principles of setting educational goals, selecting the content of education, organizing the educational process and evaluating educational results, guidelines for the modernization of Russian education, is systemic, interdisciplinary, sets the priority of ability and readiness for activity. The article defines the difference between the concepts of «competence» and «competence» on the basis of an externally specified requirement and personal quality. The pedagogical conditions for the formation of creative competence of students are identified and described: the orientation of the subjects of activity to creative search, modeling of situations of novelty and uncertainty, activation of the activity of the personality itself, providing a positive sample of creative behavior of the teacher, the presence of a sufficiently equipped scientific and methodological base, integration of interdisciplinary connections, the implementation of the highest phenomenon of reflection. The article presents and discusses the most effective methods of forming creative competence in the process of teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 62-69. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022. No. 10. P. 62-69.

Научная статья УДК 811'23

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-10-62-69

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мария Александровна Дворецкая

Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия, mariyadvoreckaya@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности формирования креативной компетентности студентов, важность и необходимость которой определяется качественными изменениями в современном обществе. Глобальная информатизация, расширение международных отношений, их преобладающее значение и роль в современном информационном обществе, предполагают воспитание креативных личностей, ориентированных на инновационную деятельность, способных к самосовершенствованию и саморазвитию. Востребованы профессионалы, ориентированные на инновационную, креативную деятельность, что обусловливает одно из главных требований к образованию - его гуманистическая ориентированность, направленность на целенаправленное развитие креативной компетентности обучающихся и приобретение ими опыта креативной деятельности. В результате университеты должны готовить своих студентов к жизни, к переменам, развивать в них такие качества, как креативность, динамизм и конструктивность. Обосновано, что компетентностный подход, определяющий принципы постановки целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, ориентиры модернизации российского образования, является системным, междисциплинарным, устанавливает приоритет способности и готовности к деятельности. В статье определено различие понятий «компетенция» и «компетентность» по признаку заданного извне требования и личностного качества. Выявлены и описаны педагогические условия формирования креативной компетентности студентов: направленность субъектов деятельности на творческий поиск, моделирование ситуаций новизны и неопределенности, активизация деятельности самой личности, предоставление позитивного образца креативного поведения преподавателя, наличие достаточно оснащенной научно-методической базы, интеграция междисциплинарных связей, осуществление высшего феномена рефлексии. В статье приведены и рассмотрены наиболее эффективные методы формирования креативной компетентности в процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: креативная компетенция, креативная компетентность, педагогические условия, барьеры креативности, эвристические методы

Для цитирования: Дворецкая М.А. Особенности формирования креативной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 10. С. 62-69. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-62-69

Original article

FEATURES OF THE FORMATION OF CREATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Maria A. Dvoretskaya

Perm State University, Perm, Russia, mariyadvoreckaya@yandex.ru

© Дворецкая М.А., 2022

Abstract. The article discusses the features of the formation of students' creative competence, the importance and necessity of which is determined by qualitative changes in modern society. Global informatization, the expansion of international relations, their predominant importance and role in the modern information society, presuppose the education of creative personalities focused on innovation, capable of self-improvement and self-development. Professionals focused on innovative, creative activity are in demand, which determines one of the main requirements for education - its humanistic orientation, focus on the purposeful development of students' creative competence and their acquisition of experience in creative activity. As a result, universities should prepare their students for life, for change, and develop in them such qualities as creativity, dynamism and constructiveness. It is proved that the competence approach, which determines the principles of setting educational goals, selecting the content of education, organizing the educational process and evaluating educational results, guidelines for the modernization of Russian education, is systemic, interdisciplinary, sets the priority of ability and readiness for activity. The article defines the difference between the concepts of «competence» and «competence» on the basis of an externally specified requirement and personal quality. The pedagogical conditions for the formation of creative competence of students are identified and described: the orientation of the subjects of activity to creative search, modeling of situations of novelty and uncertainty, activation of the activity of the personality itself, providing a positive sample of creative behavior of the teacher, the presence of a sufficiently equipped scientific and methodological base, integration of interdisciplinary connections, the implementation of the highest phenomenon of reflection. The article presents and discusses the most effective methods of forming creative competence in the process of teaching a foreign language.

Keywords: creative competence, creative competence, pedagogical conditions, barriers of creativity, heuristic methods

For citation: Dvoretskaya M.A. Features of the formation of creative competence of students in the process of learning a foreign language. Humanitarian Studies. Pedagogy and Psychology. 2022;10:62-69. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-10-62-69

Введение

Современный этап развития российского общества характеризуется активно идущими процессами модернизации. Требования времени и российской реальности формируют особые запросы к личности: готовность к самосовершенствованию и саморазвитию, ориентированность на инновационную деятельность, способность принимать новые вызовы современности.

Необходимость творческого развития личности находит отражение в ряде правительственных инициатив. Национальная доктрина образования РФ (2000-2025 гг.) подчеркивает фундаментальную задачу, стоящую перед российским обществом. Российское образование должно соответствовать инновационной модели развития российской экономики, являющейся стратегическим выбором России, социальным запросам населения России и задаче консолидации российского общества, а также требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования. Исследования показывают, что функционирующая сегодня образовательная система Российской Федерации в недостаточной мере нацелена на развитие творческого мышления и формирование творческого потенциала учащихся.

Основная часть

Инновационное развитие России становится императивом, в виду чего, задача подъема образования является одной из ключевых. Между тем, в процессе освоения будущими специалистами различных областей возникают определенные сложности, которые связанны с формированием целого ряда интеллектуальных умений [Лопатин 2022; Шелякин 2022]. В теории и практике формирования креативной компетентности в процессе изучения иностранного языка в рамках подготовки специалистов данного профиля был выявлен ряд противоречий:

- между необходимостью общества XXI в. в специалистах с высоким уровнем развития креативной компетенции, готовых демонстрировать нешаблонное решение любых профессиональных задач, генерировать идеи и воспринимать новую информацию с целью повышения эффективности образовательного процесса и необеспеченностью данной потребности в действующей традиционной системе профессионального образования

- между высокой степенью изученности вопроса творчества и креативности, наличием основных положений их развития у обучающихся в психологии, и значительно меньшей степенью изученности данного вопроса и разработанности рекомендаций для реализации в процессе обучения английскому языку;

- между потребностью в разработке качественных, научно обоснованных положений по организации эффективного формирования креативной компетентности у студентов для дальнейшей научной и профессиональной деятельности с учетом новых тенденций в развитии общества, международного сотрудничества в области науки и образования, и недостаточностью разработанных теоретических аспектов этой проблемы в педагогической литературе высшей школы при обучении иностранному языку;

- между наличием объективных требований к формированию креативной компетентности у обучающихся в процессе изучения иностранного языка и отсутствием методических основ ее формирования и оценивания.

Значительные изменения в характере российского образования, его направленности, целях, содержании отчетливо отражают его ориентацию на компетенции. Анализ зарубежной и отечественной педагогической литературы показывает, что «компетенция» -это единство знаний и опыта, а «компетентность» - способность личности применять их для решения профессиональных, социальных и личностных проблем. По мнению Н. Хомского, компетенция проявляется в различных видах деятельности, связанной с мышлением и опытом человека. В то время, как употребление приобретенных знаний, навыков, умений называется «компетентностью» [Хомский 1972: 80].

В основе компетентности заложена сформированность необходимых навыков и умений, степень их владения, совокупность коммуникативных, конструктивных, организаторских умений, а также способность и готовность практически использовать эти умения в своей работе [Устич 2004: 212]. Общество, нацеленное на инновации, ищет возможности развития творческого потенциала личности. Несмотря на тот факт, что количество исследований на тему креативности и творчества значительно, данные понятия все еще не обрели однозначных общепринятых трактовок, оттеняющих их смыслообразующие характеристики. Общепринятым в отечественной науке является положение о том, что родовым компонентом, определяющим творчество является деятельность, а главном критерием самого творчества и его результатов - новизна. Специфика новизны в ее объективной и социальной значимости. Можно сделать вывод, что, преимущественно, ученые определяют творчество через механизмы деятельности (ее репродуктивные и творческие компоненты), направленной на достижение новой продукции (материальной, интеллектуальной), нового качества привычных вещей и явлений. Творчество является продуктивной формой активности личности, ведущей к конструктивным изменениям самого человека и окружающего мира.

В последние десятилетия в Российском научном сообществе наблюдается тенденция к тому, что гуманитарное знание стремительно обогащается новыми понятиями. Одним из таких приобретений является понятие «креативность», получившее широкое распространение в русскоязычной среде последних двух десятилетий и уже прочно вошедшее в разговорную речь со множеством смысловых значений и оттенков. Креативность активно изучается психологами, начиная со второй половины XX в. Первое употребление термина «креативность», подразумевающего способность личности отказываться от стереотипов в мышлении, принадлежит Д. Симпсону в 1922 г. Через несколько десятилетий в науке появилось более полное определение данного термина, принадлежащее Элису Пол Торренсу. Ученый рассматривал понятие «креативность» как «способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний».

В данной статье под термином «креативность» понимается ценностно-личностную созидательная категория, являющаяся существенным резервом личности, определяющим ее способность генерировать, разрабатывать, принимать и воплощать принципиально новые оригинальные идеи и подходы к решению жизненных проблем, выходящие за рамки традиционных схем мышления, в различных сферах жизни человека, а также в условиях противоречия и неопределённости, способность увидеть проблему там, где ее не видят другие, в виду повышенной чувствительности к деталям, беглости и метафоричности мышления. Термин «креативная компетенция» принадлежит американскому ученому Джозефу Чилтону Пирсу. Исследователь вкладывал в это понятие процесс творческого освоения окружающего мира. Впервые термин «креативная компетентность» был использован в научном сообществе в работах Р. Эпстайна. Данный термин означает готовность адаптивно применять полученные знания, самостоятельно дополнять систему знаний, а также стремление к самосовершенствованию. Креативность предстает сочетанием дивергентной, конвергентной и оценочной мыслительных операций. Критериями оценки выступают гибкость, беглость и оригинальность ответов на проблемную ситуацию, а также чувствительность личности к проблеме и способность к переосмыслению информации. Следовательно, существует шесть параметров креативности [Torrance 1964: 62].

Для процесса формирования креативной компетентности, как и любой другой целенаправленной деятельности, существует ряд факторов, либо способствующих, либо препятствующих ее успешности. Креативная компетентность будет намного успешнее формироваться при преодолении барьеров креативности. Под барьерами креативности понимаются препятствия в творческой деятельности, тормозящие влияния и действия внешней среды и самой личности, которые снижают эффективность творческой деятельности или делают ее безуспешной. На основании множества научных источников по данному вопросу, можно выделить ключевые барьеры креативности, которые должна преодолеть каждая креативно-мыслящая личность. В данной статье мы выделяем внутренние и внешние барьеры креативности.

Внутренние барьеры определяются, первостепенно, внутренними причинами самого креатива: стереотипы, излишняя ориентация на одобрения, неадекватная самооценка. Внутренние барьеры являются отражением психологического состояния, ведущего к неадекватной пассивности человека, что непременно препятствует выполнению им тех или иных действий. Основной проблемой в данной ситуации для личности становится усиление отрицательных эмоций и установок (стыда, чувства вины, низкой самооценки и т. п.), которые ассоциируются с выполняемым действием, решаемой задачей [Sternberg 2020: 87]. Внешние барьеры связанны с влиянием на человека внешней среды (критика, стресс). В условиях неконструктивной критики и довлеющего стресса креативность не имеет возможностей к существованию. Свобода мысли креатива, инициирующая нестандартное видение проблемы способна функционировать в атмосфере безопасности, принятия и доверия.

Креативная компетентность, предполагающая конструктивный выход личности за шаблонные схемы мышления, чутко откликается на систему факторов и условий, в рамках которых проходит процесс ее формирования. Креативному развитию личности способствует ряд следующих педагогических условий: направленность субъектов деятельности на творческий поиск; моделирование ситуаций новизны и неопределенности; активизация деятельности самой личности; предоставление позитивного образца креативного поведения преподавателя; наличие достаточно оснащенной научно-методической базы для осуществления аудиторной и самостоятельной работы студентов и моделирования условий, в которых диагностируются и развиваются показатели креативности обучающихся; интеграция междисциплинарных связей; осуществление высшего феномена рефлексии [Утемов 2013: 212]

Особенно важно описать использование креативных методов обучения, помогающих выработать умения решать проблему учебного проекта по-новому. Поэтому в данной статье представляется целесообразным рассмотреть опыт использования отдельных эффективных методов. Непрерывное открытие нового в процессе обучения способствует индивидуальному креативному развитию обучающегося. При эвристическом обучении учащиеся сами находят ответы на поставленные преподавателем вопросы, задачи, и зачастую предлагают совершенно новые для преподавателя пути решения, самостоятельно ищут и анализируют возможные способы решения проблемной ситуации, подтверждают или опровергают их, приходя иногда к крайне неожиданному результату [Сластенин 2007: 224]. В виду своей направленности на собственную креативную деятельность учащихся, в рамках методики формирования креативной компетентности представляют особую значимость следующие методы эвристического обучения [Соловьева, Халилова 2010: 2].

Метод «вживания». Суть данного метода заключается в попытке вжиться посредством чувственно-образных и мысленных представлений в заданный объект, и на чувственном уровне воспринять, увидеть, понять ответ, особенности, проблему. Появившиеся в момент отождествления себя с объектом чувства и идеи являются образовательным продуктом учащегося, который в дальнейшем может быть выражен в любой форме (рис. 1).

Метод «придумывания». Метод заключается в создании нового, неизвестного ранее продукта в результате определенных умственных действий, путем замещения качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта, отыскания свойств знакомого объекта в новой среде, изменения изучаемых объектов и добавления новых свойств и функций (рис. 2).

Рис. 1. Метод «вживания»

Рис. 2. Метод «придумывания»

Метод «мозгового штурма». Задачей метода является сбор максимального количества идей в результате освобождения участников от инерции и стереотипности мышления. Работа в данном формате способствует генерации идей, анализу проблемной ситуации, оценке ситуации, формированию креативной уверенности. На этапе генерации идей не допускается какая-либо критика, далее наступает этап систематизации и анализа накопленных идей, и оценивание и выбор наиболее соответствующих (рис. 3).

Метод синектики. Данный метод берет свое начало из предыдущего, но акцент в данной деятельности делается на проведении различного вида аналогий, инверсии и ассоциаций. Обсуждаются общие характеристики проблемной ситуации, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, используются аналогии для лучшего рассмотрения проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии и возвращаются к проблеме (рис. 4).

Рис. 3. Метод «мозгового штурма»

Рис. 4. Метод синектики

TooUeifc

иеаплиьд experience refers to а my ¿interaction., course, -program, or other experience 1\л, whlch learni.tatees place, whether it occurs liл, traditioMl acadcwdc settles o\ v^ov&raditiovuxl settings or

whether It includes traditional educational Interactions or nontradltlonal Interactions.

ypurtasfe

This course is your unique learning experience as well. Compare Lt

with movies, songs, food or other categories, that at first seerw. Inconcpatible тИе starter sentence Is :

"if this creative course was a rvteal, it would be

Try it out and write about this toollelt:

• if this tooltelt was a -food. It would be ...

• if this toolfelt was a car. It would be ...

• if this tooltelt was a piece of clothes, it would be ...

Loole arounu^ and continue this List, сои/iparing sori^e otherthings осоклй you.

if... rf...

Intellect

Рис. 5. Метод эвристических вопросов

Рис. 6. Метод символического видения

Метод эвристических вопросов. Данный метод опирается на семь основных вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Путем ответов на заданные вопросы учащийся открывает для себя проблемную ситуацию с нового ракурса, видит ее новые характеристики и подбирает неожиданные до настоящего момента эффективные решения (рис. 5).

Метод символического видения. В основе данного метода лежит наблюдение с целью познания реальности, в которой символ является ключевым элементом, раскрывающим многие характеристики и свойства физического объекта. Учащиеся определяют характер отношений объекта и его символа, что содействует более глубинному пониманию проблемной ситуации (рис. 6).

Заключение

Креативная компетентность должна формироваться в креативной дидактической среде, в процессе личностно-мотивационной интеграции знаний, а также их продуктивной отработки в приближенных к реальным профессионально -учебным ситуациям, а также в ходе решения псевдо профессиональных задач. В процессе решения подобных задач усваиваются не только знания и умения, но и отрабатывается система работы в совершенно новых условиях с использованием уже имеющегося опыта, в ходе чего и вырабатываются различные модели креативного поведения. Интеграция междисциплинарных связей также является одним из важных условий формирования профессиональной компетентности студента, которая способствует развитию креативного поведения.

Следовательно, студент получает не только знания, умения и навыки в сфере своей будущей профессиональной деятельности, но и возможность развивать кругозор, критическое мышление, вырабатывает навыки решения профессиональных проблем, самостоятельной работы и самообразования, использования накопленного опыта, рефлексии, воздействия, а также работе в коллективе. В подобном процессе обучения уровень профессиональной компетентности студентов постоянно эволюционирует, как и мотивация и отношение к процессу учебной и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод, что именно формирование креативной компетентности, предвосхищающей дальнейшую эффективную деятельность, является одной из основных целей современного высшего образования.

Список литературы

1. Барышева Т.А., Жигалов Ю.А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Учеб. пособие. СПб.: СПГУТД, 2006. 268 с.

2. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Просвещение, 2010. 45 с.

3. Лопатин М.А. Мотивация студентов в процессе преподавания иностранного языка // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 1. С. 63-69.

4. Национальная доктрина образования [Электронный ресурс] URL: http://government.ru/docs/all/105704/ (дата обращения: 12.12.2021).

5. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство магистр», 2007. 224 с.

6. Соловьева О.В., Халилова Л.А. Креативность в структуре педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электронный научный журнал. 2010. № 2. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 12.02.2022).

7. Устич Л.М. Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе образования взрослых. Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. 212 с.

8. Утемов В.В. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. 212 с.

9. Шелякин А.В. Повышение эффективности преподавания иностранных языков в условиях глобализации и цифровизации обучающего пространства // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 1. С. 91-96.

10. Guilford J.P. Intellectual Factors in Productive Thinking. Exploration in Creativity. NY, 1967. 96 p.

11. Gardner H. Creating minds: An anatomy of creativity Seen through the Lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham, and Ghandi. NY: Creating Minds, 2013.

12. Sternberg R. The Nature of Creativity. Creativity Research Journal. 2006. Vol. 18. № 1. Pp. 87-98.

13. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. 62 p.

References

1. Barysheva T.A., Zhigalov Yu.A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy razvitiya kreativnosti [Psychological and pedagogical foundations for the development of creativity], Saint Petersburg, SPGUTD, 2006, 268 p. (In Russ.).

2. Berdyaev N.A. Smysl tvorchestva [The meaning of creativity]. Moscow, Prosveshchenie, 2010, 45 p. (In Russ.).

3. Lopatin M.A. Motivatsiya studentov v protsesse prepodavaniya inostrannogo yazyka [Motivation of students in the process of teaching a foreign language]. Evraziiskii gumanitarnyi zhurnal, 2022, no. 1, pp. 63-69. (In Russ.).

4. Natsional'naya doktrina obrazovaniya [National Doctrine of Education] (In Russ.). Available at: http://government.ru/docs/all/105704/ (accessed: 12.12.2021).

5. Slastenin V.A. Pedagogika: innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogy: innovative activity]. Moscow, Izdatel'stvo magistr, 2007. 224 p. (In Russ.).

6. Solov'eva O.V., Khalilova L.A. Kreativnost' v strukture pedagogicheskogo myshleniya budushchikh prepodavatelei vysshei shkoly [Creativity in the structure of pedagogical thinking of future teachers of higher education]. Prikladnaya psikhologiya i psikhoanaliz: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2010, no. 2. (In Russ.). Available at: http://ppip.idnk.ru (accessed: 12.02.2022).

7. Ustich L.M. Formirovanie professional'noi kompetentnosti spetsialistov v sisteme obrazovaniya vzroslykh [Formation of professional competence of specialists in the system of adult education]. Kirov, ANOO «Mezhregional'nyi TsITO», 2013, 212 p. (In Russ.).

8. Utemov V.V. Pedagogika kreativnosti: prikladnoi kurs nauchnogo tvorchestva [Pedagogy of Creativity: An Applied Course in Scientific Creativity]. Kirov, ANOO «Mezhregional'nyi TsITO», 2013, 212 p. (In Russ.).

9. Shelyakin A.V. Povyshenie effektivnosti prepodavaniya inostrannykh yazykov v usloviyakh globalizatsii i tsifrovizatsii obuchayushchego prostranstva [Improving the Efficiency of Teaching Foreign Languages in the Context of Globalization and Digitalization of the Learning Space]. Evraziiskii gumanitarnyi zhurnal, 2022, no. 1, pp. 91-96. (In Russ.).

10. Guilford J.P. Intellectual Factors in Productive Thinking. Exploration in Creativity. NY, 1967.

96 p.

11. Gardner H. Creating minds: An anatomy of creativity Seen through the Lives of Freud, Einstein, Picasso, Stravinsky, Eliot, Graham, and Ghandi. NY: Creating Minds, 2013.

12. Sternberg R. The Nature of Creativity. Creativity Research Journal. 2006. Vol. 18. № 1. Pp. 87-98.

13. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. 62 p.

Информация об авторе М.А. Дворецкая - преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the author M.A. Dvoretskaya - Lecturer of the Department of English and Intercultural Communication, Perm State University.

Статья поступила в редакцию 01.02.2022; одобрена после рецензирования 18.02.2022; принята к публикации 25.03.2022.

The article was submitted 01.02.2022; approved after reviewing 18.02.2022; accepted for publication 25.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.