Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ СТРУКТУРЫ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ СТРУКТУРЫ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческие способности / креативность / креативность педагога / профессиональная креативность / высшее образование / creative abilities / creativity / creativity / creativity of teacher / professional creativity / higher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова

В статье рассматривается проблематика структуры креативности преподавателя иностранного языка в рамках высшей школы. Обращается внимание на изученность проблемы креативности преподавателя высшей школы в современной психолого-педагогической литературе сквозь призму профессиональной деятельности педагога высшей школы и ее содержательной направленности. В настоящее время государственные меры в сфере обучения и воспитания уделяют особое внимание формированию у студентов таких индивидуальных свойств, как креативность, независимость и общая культура. Выполнение названных задач в значительной степени зависит от компетентности специалистов в области образования, их умения передавать необходимые знания в непростых социальных условиях, характерных для современного социума. Проведен анализ взаимосвязи социального интеллекта и социальной креативности как компонентов творческих способностей педагогов. Обращается внимание на роль исследуемых параметров в деятельности педагогов, их место в русле их творческих способностей. В ходе проведенного экспериментального исследования и статистического анализа данных делается вывод о том, что только высокая взаимосвязь данных параметров может обеспечить поступательное развитие творческих способностей педагогов иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.Г. Кондрахина, Н.Е. Южакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PROBLEMS OF THE CREATIVITY STRUCTURE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER WITHIN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION

The article deals with problems of the structure of creativity of a foreign language teacher in the framework of higher education. The study of the problem of creativity of a high school teacher in modern pedagogical literature is considered through the professional activity of a high school teacher and its content orientation. The state measures are currently implemented in the field of education. Special attention is paid to the formation of students’ individual properties such as creativity, independence and culture. The fulfillment of these tasks depends on the competence of specialists in the field of education, their ability to transfer the necessary knowledge in difficult social conditions of modern society. The article analyzes the relationship between social intelligence and social creativity as components of teachers’ creative abilities. The conducted experimental study and statistical analysis of the data confirm that only a high correlation of these parameters can ensure the development of creative abilities of the foreign language teachers.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ СТРУКТУРЫ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

ловии включения в образовательный процесс следующих тем: управление качеством процесса подготовки обучающихся; особенности менеджмента в условиях современной образовательной организации, роль и место в цифровых технологий при реализации соответствующих форм работы; деятельность, связанная с обеспечением образовательной организации квалифицированными молодыми кадрами; создание организационно-педагогических условий, необходимых для

Библиографический список

оптимальной реализации образовательных программ, в том числе инклюзивного образования.

Последним значимым условием профессионального роста руководителя образовательной организации, о котором было упомянуто в рамках настоящей статьи, является использование персонифицированной и каскадной моделей повышения квалификации руководителей ОО.

1. Кузнецова А.Г Командная каскадно-сетевая модель подготовки работников образования. Ученые записки ИУО РАО. 2020; № 2: 12-18.

2. Иванов М.А., Ершова Н.В. Горизонтальное обучение руководителей образовательных организаций как средство повышения их эффективности. Проблемы современного педагогического образования. 2021; № 71-1: 137-140.

3. Зырянов В.В., Одинова А.Д. Корпоративное образование как инструмент формирования организационной культуры. Научный результат. Социология и управление. 2021; Т. 7, № 4: 204-214.

4. Келеман Л.А., Павленко С.А., Бутов О.О. Теоретические подходы к организации самообразования руководителя образовательной организации. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 2 (99): 280-282.

5. Кузнецова Л.М. Профессиональный рост как научное понятие. Наука и перспективы. 2018; № 4.

6. Кабанова Н.И. Презентация модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций, разработанной в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Образование» и результаты её апробации в Республике Адыгея 2019-2020 гг. Available at: http://ca01.ru/wpcontent/ uploads/2020/08/.pdf (дата обращения: 16.09.2023).

7. Результаты 2-го этапа апробации модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Проект: «Разработка модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций с использованием оценочных средств, позволяющих выявить уровень управленческих компетенций руководителей общеобразовательных организаций». Available at: https://goo.su/an8Gvl

8. Об утверждении концепции целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций. Министерство просвещения Российской Федерации. Распоряжение № р-117. Available at: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-31052021-n-r-117/rasporiazhenie/

9. Аналитическая справка о проведении мониторингового исследования эффективности руководителей образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга. Available at: http://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/08/11/.pdf

10. Марон А.Е., Монахова Л.Ю., Королева Е.Г Системные механизмы повышения качества моделей профессионального роста руководителей образовательных организаций. Человек и образование. 2022; № 1: 33-42.

11. Катышев И.А. Модель открытого образовательного пространства общеобразовательной организации в условиях социального партнёрства. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 3 (100): 30-33.

12. Панасенко Ю.А., Трубникова Л.И., Запорощенко Е.В. Особенности труда преподавателя и общие профессиональные требования к профессорско-преподавательскому составу в условиях военного вуза. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 1 (98): 158-161.

13. Боймуродова ГТ. Система непрерывного повышения квалификации в условиях модернизированного образования. Молодой учёный. 2012; № 11 (46): 397-398.

14. Козыревская А.В., Усатая Е.Р Образование в рамках индивидуализации, персонификации и персонализации. Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018; № 6 (22): 24-26.

15. Алексеева П.М. Анализ стратегических ориентиров для проектирования модели карьерного роста преподавателя вуза. Международный научный журнал. 2023; № 2 (89): 109-116.

References

1. Kuznecova A.G. Komandnaya kaskadno-setevaya model' podgotovki rabotnikov obrazovaniya. Uchenye zapiski IUO RAO. 2020; № 2: 12-18.

2. Ivanov M.A., Ershova N.V. Gorizontal'noe obuchenie rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij kak sredstvo povysheniya ih 'effektivnosti. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021; № 71-1: 137-140.

3. Zyryanov V.V., Odinova A.D. Korporativnoe obrazovanie kak instrument formirovaniya organizacionnoj kul'tury. Nauchnyjrezul'tat. Sociologiya i upravlenie. 2021; T. 7, № 4: 204-214.

4. Keleman L.A., Pavlenko S.A., Butov O.O. Teoreticheskie podhody k organizacii samoobrazovaniya rukovoditelya obrazovatel'noj organizacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 2 (99): 280-282.

5. Kuznecova L.M. Professional'nyj rost kak nauchnoe ponyatie. Nauka iperspektivy. 2018; № 4.

6. Kabanova N.I. Prezentaciya modeli attestacii rukovoditelej obscheobrazovatel'nyh organizacij, razrabotannoj v ramkah realizacii federal'nogo proekta «Uchitel' buduschego» nacional'nogo proekta «Obrazovanie» i rezultaty ee aprobacii v Respublike Adygeya 2019-2020 gg. Available at: http://ca01.ru/wpcontent/uploads/2020/08Z.pdf (data obrascheniya: 16.09.2023).

7. Rezul'taty 2-go 'etapa aprobacii modeli attestacii rukovoditelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Proekt: «Razrabotka modeli attestacii rukovoditelej obscheobrazovatel'nyh organizacij s ispol'zovaniem ocenochnyh sredstv, pozvolyayuschih vyyavit' uroven' upravlencheskih kompetencij rukovoditelej obscheobrazovatel'nyh organizacij». Available at: https://goo.su/an8Gvl

8. Ob utverzhdenii koncepcii celevoj modeli attestacii rukovoditelej obscheobrazovatel'nyh organizacij. Ministerstvo prosvescheniya Rossijskoj Federacii. Rasporyazhenie № r-117. Available at: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-31052021-n-r-117/rasporiazhenie/

9. Analiticheskaya spravka o provedenii monitoringovogo issledovaniya 'effektivnosti rukovoditelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij, nahodyaschihsya v vedenii Komiteta po obrazovaniyu iadministracijrajonov Sankt-Peterburga. Available at: http://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/08/11/.pdf

10. Maron A.E., Monahova L.Yu., Koroleva E.G. Sistemnye mehanizmy povysheniya kachestva modelej professional'nogo rosta rukovoditelej obrazovatel'nyh organizacij. Chelovek i obrazovanie. 2022; № 1: 33-42.

11. Kotyshev I.A. Model' otkrytogo obrazovatel'nogo prostranstva obscheobrazovatel'noj organizacii v usloviyah social'nogo partnerstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 30-33.

12. Panasenko Yu.A., Trubnikova L.I., Zaporoschenko E.V. Osobennosti truda prepodavatelya i obschie professional'nye trebovaniya k professorsko-prepodavatel'skomu sostavu v usloviyah voennogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (98): 158-161.

13. Bojmurodova G.T. Sistema nepreryvnogo povysheniya kvalifikacii v usloviyah modernizirovannogo obrazovaniya. Molodojuchenyj. 2012; № 11 (46): 397-398.

14. Kozyrevskaya A.V., Usataya E.R. Obrazovanie v ramkah individualizacii, personifikacii i personalizacii. Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik. 2018; № 6 (22): 24-26.

2. Alekseeva P.M. Analiz strategicheskih orientirov dlya proektirovaniya modeli kar'ernogo rosta prepodavatelya vuza. Mezhdunarodnyjnauchnyjzhurnal. 2023; № 2 (89): 109-116.

Статья поступила в редакцию 17.09.23

УДК 378

Kondrakhina N.G., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Professor, Department of English for Professional Communication,

Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NKondrakhina@fa.ru

Yuzhakova N.E., senior teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation

(Moscow, Russia), E-mail: NYuzhakova@fa.ru

ANALYSIS OF PROBLEMS OF THE CREATIVITY STRUCTURE OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER WITHIN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION. The article deals with problems of the structure of creativity of a foreign language teacher in the framework of higher education. The study of the problem of creativity of a high school teacher in modern pedagogical literature is considered through the professional activity of a high school teacher and its content orientation. The state measures are currently implemented in the field of education. Special attention is paid to the formation of students' individual properties such as creativity, independence and culture. The fulfillment of these tasks depends on the competence of specialists in the field of education, their ability to transfer the necessary knowledge in difficult social conditions of modern society. The article analyzes the relationship between social intelligence and social creativity as components of teachers' creative abilities. The conducted experimental study and statistical analysis of the data confirm that only a high correlation of these parameters can ensure the development of creative abilities of the foreign language teachers.

Key words: creative abilities, creativity, creativity, creativity of teacher, professional creativity, higher education

Н.Г. Кондрахина, канд. филол. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NKondrakhina@fa.ruNKondrakhina@fa.ru

Н.Е. Южакоеа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NYuzhakova@fa.ru

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМАТИКИ СТРУКТУРЫ КРЕАТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается проблематика структуры креативности преподавателя иностранного языка в рамках высшей школы. Обращается внимание на изученность проблемы креативности преподавателя высшей школы в современной психолого-педагогической литературе сквозь призму профессиональной деятельности педагога высшей школы и ее содержательной направленности. В настоящее время государственные меры в сфере обучения и воспитания уделяют особое внимание формированию у студентов таких индивидуальных свойств, как креативность, независимость и общая культура. Выполнение названных задач в значительной степени зависит от компетентности специалистов в области образования, их умения передавать необходимые знания в непростых социальных условиях, характерных для современного социума. Проведен анализ взаимосвязи социального интеллекта и социальной креативности как компонентов творческих способностей педагогов. Обращается внимание на роль исследуемых параметров в деятельности педагогов, их место в русле их творческих способностей. В ходе проведенного экспериментального исследования и статистического анализа данных делается вывод о том, что только высокая взаимосвязь данных параметров может обеспечить поступательное развитие творческих способностей педагогов иностранного языка.

Ключевые слова: творческие способности, креативность, креативность педагога, профессиональная креативность, высшее образование

Актуальность темы исследования связана с фундаментальной и прикладной ценностью проблемы самосовершенствования, самокоррекции и самораскрытия творчески ориентированной личности педагога, преподающего иностранный язык, в рамках выбранной им профессии [1-35]. Широкий социальный контекст, в котором функционирует современное образование, изменение его содержательных характеристик, интеграция в учебный процесс новаторских средств и методов, непрерывное ужесточение требований, предъявляемых к достоверности и значимости формируемых знаний и умений, появление новых моделей выстраивания лекционных и практических занятий - всё вышеперечисленное подразумевает повышение уровня педагогического мастерства и подготовку преподавателя к реализации возлагаемых на него обязанностей на высоком уровне [1; 4; 17; 19].

В этой связи цель исследования - проведение теоретического анализа структуры креативности преподавателя иностранного языка в рамках высшей школы.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- рассмотреть понятие «креативность»;

- изучить специфику креативности вузовского преподавателя иностранного языка;

- рассмотреть ведущие формы достижений творческой деятельности; виды креативности;

- проанализировать корреляцию между социальным интеллектом преподавателя (СИ) и социальной креативностью (СК).

При подготовке статьи были применены следующие методы исследования: анализ литературы, затрагивающей соответствующую проблематику. Для диагностики социального интеллекта использовалась методика Дж. Гилфорда, для оценки социальной креативности - методика А. Вейнмайэра. В период экспериментального исследования был произведен отбор статистических методов, таких как дисперсионный анализ, факторный и корреляционный анализ с использованием критерия ге Спирмена и критерия Манна-Уитни.

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении специфики и методик диагностики креативных способностей преподавателя иностранного языка.

Теоретическая значимость заключается в расширении научных знаний в области содержательных аспектов креативности преподавателя иностранного языка.

Практическая значимость состоит в проведении диагностики креативности преподавателя иностранного языка в выявлении корреляционных связей между структурными компонентами креативности.

В научной литературе профессиональная деятельность педагога высшей школы позиционируется как творческий и достаточно тяжелый труд. Этой точки зрения придерживается подавляющее большинство авторов на протяжении уже нескольких десятилетий. Сложность данной деятельности выражается в многообразии составляющих, в качественной разнородности взаимосвязей, существующих между данными элементами, а также между ними и тем контекстом, в котором реализуется образовательный процесс [8; 11].

Эффективному выполнению преподавателем его профессиональных обязанностей препятствуют следующие объективные факторы:

1) приоритизация задачи взращивания креативных, нестандартно мыслящих личностей (в связи с возрастанием роли демократических и гуманистических ценностей в современной педагогике);

2) возникновение разных типов образовательных учреждений (благодаря чему у людей появилось право отдать предпочтение тому или иному уровню образования, той или иной его форме);

3) предоставление педагогу широкого диапазона возможностей почти в каждом аспекте выполняемой им деятельности, в том числе при выборе теоретических основ и методики обучения, подготовке базовой учебной докумен-

тации - плана и программы, определении содержательной стороны изучаемой информации и выстраивании этапной структуры ее освоения (во всех ситуациях, где прежде можно было действовать единственно возможным образом в соответствии с весьма жесткими официальными требованиями);

4) рассмотрение исследовательской компетентности преподавателя, его готовности к творческому восприятию собственной профессии в качестве важнейших характеристик, от которых зависит уровень профессионального мастерства педагога [2; 14; 20; 24].

Для успешного противостояния данным факторам творчески мыслящий работник должен отказаться от использования клишированных подходов и методов, интенсифицировать творческую составляющую своего труда, ужесточить требования к себе как к профессионалу [6]. Творческий потенциал личности педагога оказывает огромное влияние на результативное обучение специалистов, способствуя осуществлению креативной стратегии обучения творчеству при выстраивании готовности обучаемого к непрерывной работе с информационной средой.

Труд педагога является творческим по самой своей сути, что обусловлено уникальностью имеющихся условий, а также неповторимостью личности каждого учащегося и того, кто отвечает за его интеллектуально-нравственный облик [3]. Любое решение, принимаемое преподавателем, должно базироваться на этих «непостоянных величинах». Он может (способен и имеет право) обучать, воспитывать и развивать других только в той степени, в какой обучен, воспитан и развит сам. Высокий результат на этом поприще возможен лишь при условии непрерывного совершенствования собственных педагогических навыков и умений, своего профессионального мастерства [5; 7]. Главная миссия современного образования состоит в том, чтобы активировать творческое начало личности, раскрыть ее созидательные возможности [29]. Реализовать подобную задачу способны только преподаватели, которые сами являются творцами, то есть специалистами с обнаруженным и проявленным в необходимой степени творческим потенциалом. Условия, сформировавшиеся в социуме и сфере образования, диктуют потребность в работнике нового типа, который может справляться со своими профессиональными обязанностями в динамично меняющемся социальном контексте. Современный преподаватель должен отличаться не только высоким уровнем общего развития и мастерством в области педагогики и психологии, но и нестандартным подходом к устранению разнообразных трудностей психолого-педагогического характера, а также способностью выстраивать собственную деятельность как творческий процесс [15].

Таким образом, обучение иностранному языку в отечественных вузах должно благоприятствовать формированию актуальных компетенций, необходимых для подготовки грамотных специалистов, востребованных в соответствующей области. Данное требование зафиксировано в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования, в Национальном проекте «Образование», позиционируемом в качестве одного из приоритетных. В соответствии с официальным содержанием национального проекта «Образование» и федерального проекта «Экспорт образования» до 2024 года, интернационализация отечественного образования трактуется как создание условий для существенного повышения конкурентоспособности учебных заведений, предоставляющих высшее образование, посредством разработки и реализации международных англоязычных программ, а также через обмен студентами с зарубежными вузами (академическая мобильность) [12; 24; 25; 33; 34].

Изучение учебно-методических трудов и диссертаций демонстрирует, что в настоящее время выделяются разные практико-ориентированные вопросы, связанные с проблемой раскрытия и совершенствования творческих способностей (далее - ТС) педагога. Представители традиционной философии, психологии и педагогики (Л.С. Выготский, С.С. Гольдентрихт, А.М. Коршунов, С.Л. Рубинштейн,

А.Т. Шумилин и др.) выстроили идейный базис интерпретации творчества как специфической разновидности человеческой деятельности. Их выводы, в свою очередь, закладывают основу для рассмотрения творчества как особой активности, способствующей формированию новых ценностей. Специалисты в области науки о человеческой психике (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Н.Ф. Талызина, ПИ. Щукина и др.) высказывают свое мнение о сущности творчества и созидательном потенциале человека. Многоаспектное исследование современных педагогических трудов, посвященных совершенствованию ТС, продемонстрировало, что данная проблема привлекает внимание множества авторов (В.М. Дубов, В.Н. Макашова, М.А. Михалищева, Е.А. Раменских, И.В. Сартаков, Т.В. Толмачева, Н.В. Уварина, Ш.З. Шигапов и др.).

Однако изучение трудов зарубежных и отечественных ученых, посвящен-ныхТСпедагога, позволяет сделать вывод оботсртствии четкого представления о влиянии ТС преподавателя иностранного языка на эффективность образова-тезвнозе плдцессхя условизх ипоязычсого обзаслвание.

Цель исследования - комплексный анализы структуры ТС педагога, преподающего гсоятрабныйезык.

Методологическая основа исследования представлена комплексным пред-мезно-ветбалдным подходок гхреподавендю, сотиалзнт-кенетблктавистскей концепцией освоения иностранного языка, а также компетентностной методикой, применяемой в современных российских вузах.

Проблема креативности издавна была предметом изучения многих учёных в области философии, культурологии, психологии, филологии, педагогики и др. Следует отметить, что изначально философская трактовка творчества как особой, конструктивной, деятельности связывалась с эволюционным процессом развития живой природы и определялась как «механизм естественного творчества», который стал предпосылкой цивилизационного развития общества и человека [25].

Это было определено представлениями о творческой деятельности в контексте мифологического, чувственно-образного восприятия и освоения действительности, что можно проследить в мифах космологического и антропогониче-ского характера. Предания и мифы разных народов дают представление о таких важных творческих видах деятельности героев легенд, тотемических предков, кекроЯыха озля, ремесло.сбзлхдие хктвалотзобаядов и т. п., однако при этом, как подчёркивают исследователи, сам человек предстаёт не как творческая лич-насиь , ой из интересных фило-

софских концепций, связанных с осмыслением процесса творчества, считается конхепдинсктвртераисценренттлкного гтманизмлизвестного немецкого философа И. Канта, который называет творчество важнейшим элементом выраженной cрИъeктиднбатнпpедатaдlтнля и ввоГрнженся, вомпскентом структуры сознания и продуктивной способностью воображения, а главное - той предметно-преобразовательной деятельностью, которая способна изменить облик мира [19; 21].

Рис. Юормыдсстижений творческойдсятельности То Т.Любарту)

Богатый теоретический и эмпирический материал по различным вопросам исследования творчества представлен в психологической науке. Сущность и природу творчества исследовали многие отечественные учёные (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, А. Моляко, Я.А. Пономарев, В. А. Роменец, и другие), а также зарубежными исследователями (Э. де Боно, М. Вертгеймер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, и др.), которые уделяли внимание изучению структурных компонентов проявления творчества, протеканию творческих процессов и т. п. Личностные и мотивационные компоненты творчества описаны в трудах таких учёных, как Г Айзенк, Ф. Баррон, М. А. Блох, Х. Гоу, В. Н. Дружинин, Г. Кэттелл, М. Коллинз, В. Освальд, Р Кэттелл и др. Данные учёные исследовали возможности собственного «Я» (own self, ego) в контексте творческой деятельности, которую А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др. называли важной характеристикой самовыражения и самоактуализации личности.

Достаточно интересным представляется в этой связи мнение Т. Любарта, считающего творческой такую деятельность, которая позволяет «предвосхитить разнообразие форм креативности» [15], а также понять причинно-следственные факторы появления новых, необычных форм деятельности личности и, главное, перспективность их результатов (рис. 1.) [15].

В последнее десятилетие с учётом мировых и отечественных тенденций развития образования перед педагогическим сообществом, социумом и государством поставлены задачи по развитию творческих способностей обучающихся, что нашло отражение в ряде документов: Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»; Резолюции Симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы»; Постановлении Правительства Росси йской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»»; Инчхонской декларации и Рамочной программе действий «Образование 2030» [22; 26; 30; 34; 35]. Философский аспект проблй-мы формирования и развития творческих способностей рассмотрен в т рудах Н.А. Бердяева, И.Г. Герасимова, В.А. Разумного, А.Г Спиркина и др. Паи-хологические аспекты проблемы представлены в работах Б.Г. Ананьева,

A.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, М.Г Ярошевского и др.ййб-щепедагогические основы в том или ином аспекте освещались в исследованиях

B.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, ГГ. Виноградова, М.А. Данилова, В.В. Краевско-го, М.Н. Скаткина и др.

Говоря о сущности творческих способностей, многие исследователи -например, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев и др.) отмечают прежде всего их направленность на «выход за пределы зад арного», то есть на преобразование действительности, самостоятельный поиск рй-шения проблемы [10; 14; 15; 20]. Так, А.В. Брушлинский определяет творческую активность как нестандартную мыслительную деятельность, обусловленную об-тересом, желанием действовать, создавать и прилагать при этом волевые усилия в поисках и созидании чего-то нового, ранее неизвестного [4]. Креативная личность отличается сверхвключенностью в задачу, погружением в ее решение. Некоторые особенности личности не имеют никакого отношения к креат ивнв-му потенциалу, другие же служат его предпосылками [27; 28; 31]. Рассмотрим структурные компоненты креативности. Первой попыткой выделить отдельныб аспект креативности был феномен коммуникативной креативности, под которой понимают проявление креативности при сотрудничестве с другими людьми в процессе творческой деятельности, способность мотивировать творчество других и аккумулировать творческий опыт других [23; 28]. В дальнейшем «коммуникативная креативность» стала считаться составной частью социальной креативности. Кроме того, выделяют когнитивную и личностную креативность. Данная классификация является своеобразной интерпретацией общей креативности и специфических видов креативности. Когнитивная креативность включает в себя интеллектуальную, вербальную и невербальную виды [9]. Однако авторы отмечают, что высокий уровень одного вида креативности не обязательно предполагает высокий уровень другого вида.

В.Н. Дружинин, И.Б. Дерманова и М.А. Крылова выделили следующие виды креативности: невербальную, вербально-символическую, вербально-се-мантическую, вербально-ассоциативную, при этом установили, что все они не коррелируют друг с другом. Данные виды креативности в совокупности определяются понятием «интеллектуальная креативность» [17]. Понятие «эмоциональная креативность» было введено Дж. Эвериллом. Он представил собственную конструктивистскую теорию эмоций, базовым понятием которой является понятие эмоциональной креативности как способности переживать и выражать новые оригинальные эмоции. О.И. Власова считает, что эмоциональная креативность -это способность к аффективному и аутентичному переживанию эмоций, она является частью общей эмоциональной одаренности [14; 16; 32]. Учитывая вышеизложенные классификации видов креативности и структуры данного феномена, можно сделать вывод о существовании видов креативности, являющихся базовыми (рис. 2).

Данные виды креативности являются наиболее обобщенными категориями. Также следует заметить, что интеллектуальная и эмоциональная креативности являются в большей степени новаторскими компонентами, а социальная и индивидуальная (личностная) - адапторскими, исходя из содержания данных понятий.

Рис. 2. Основные виды креативности

Далее обратим внимание на специфику проявлений и значимость креа-тивностиу педагога иностранного языка. В настоящеевремяпреподавателям необходимо пересмотреть свои подходы к обучению и воспитанию не только на уровае шаолаоого образовання, па а яаи раяспа со студеняепа высшииааваных завкдений [24;25].

Творрестня способоостнпедарасолваютупаюо в нанваопе каюненагяфьк-апра, олряваля ющепо оффектггпослн пне посодясавннгыеретяоьпаты во деятельности. ТРгообусловлено тем, нтодеятельность педагогов протекает в рамках космунисациаднрН дреда1 н связана с рвллявныси аeHрепиямп влерамсао. Особнтн оеттеомму ниеанионной сроныв опесыеанмомслуча ехараююр изуются, соднть сторолы, ныоовиги требоныниямик плагояовке пeдргoтoв и паевстис он коммрникнций как онтнкоаоров эыефетпнсюотти нтояуыонооо оТотения (по-сколдкулодранрмеввнтсяорщениена иноктраннон азынаи рроводстно ^лл^ понфооткван, студьнаыммн еpeаyющаe нынккогя ефояне разпнтхя гнсэвстслеаю-щихспоэабностмьынбныков[1Ы]), о о мРТкыН сторины-поличием иноязычной ькоокфи кив комм уникации со студентами, системы коммуникаций, существенно ятличающьмся им тбpaаoкятеэьнoйкбммтякмнциoннoтcpeоэl и личной комму-никацувнлек ттоды неапенса, врамыек ргторых он пливып оейскиокегю [6; о]. Этэ дн^ю'о^^ необ>^одвоосуо онзвитиэ овпнт аcэ^наoпт^(ктчeикин нтс^о^обностей, квлорыесмяыенысаналненм каммnннкоgиoтнураpeдыс ьы^роо японмaлопыx cтpaомсид коммо^/ние^гоэт.

В кучесмве емсиgямpalнемсювтыcттнвeы. е отьой ктороны, (^ю^г^д^н^г^т^^!. юнн тeмрбмт, мотовый являетосн^ фундаоентомразвиопя впособностейк анаынтано-ведения и коммуникаций [1; 14], а с другой стороны - социальная креативность, ноздлн1яющоо ню^клатр яанЫолге н€/книвисалор^1€г сг(гтс;алаг[1к поведернеРн Ю;Ю; Т Т; 15], пытoдящиазa эыокишяТлoнон, нтмoннныи пма^гвынми, кототые не де-монстоируюо окантую эффективвтств. Ваюыо отметкам. ктосоциаолнат нтеаг опвоаоятв отлетята ояятмг^ьн(^(^"^ипео^ог(^^мвляетто важным фотяром в силу аoга,ьмо нвзвуссмтмпкфнески пудяo^^^^с■ к проа^^ан^ вомв1°никаций, выбидло нат-болто крмтояппым ьтонооквд иоэедемия.

Для того чтобы определить то, как именно социальный интеллект (СИ) и со-1нколкнмо кренеиннолмо (СКл элиясв нв оффeктимнос^тм^е^маннн^^ц^Рньвы^е^гов, нами было проведено комплексное экспериментальное исследование на базе Фолена-восе тниведомяыоа (о Moякр^),

Для диагностики социального интеллекта использовалась методика МГж. Полягр°о, доя оцегп-о,п соцнтлп>кс^н ереатинпоыгэ - смяодока А. Bльдмьпанв, ы волной ыгюпуюимoмпaлнтона ипюлeтеворна быыт нпеизвлдол окОер ютееиртльог ыстьыан, нош кол дпеяа^нониый лнальн. фуеторны^ кеереляеивнлый анализ с использованием критерия гэ Спирмена и критерия Манна-Уитни.

Социальная креативность

Социальный интеллект

15,90

Медианное значение |Среднее значение

17,30

10,00 15,00 20,00

Рис. 3. Средние и медианные значения исследуемых параметров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 3 и 4 представлены результаты диагностики. Использованные методики приведены кединой шкале измерений с^ 1 до 25, где 1-12 — низкий уровень, 12-19 - средний уровень, 18-25 - высокий уровень.

Важно отметить, что, исходя из полученных данных, оба параметра находятся в пределах среднего уровня развития, при этом медианные показатели существенно отстают от средних значений, тем не менее оставаясь в том же диапазоне. Важно отметить, что медианные значения социальной креативности находятся у самой границы диапазона среднего уровня развития, на фоне меньшего разброса показателей социального интеллекта. Это указывает на то, что у испытуемых развитие социального интелле1сга в целом превалирует над развитием социальной креативности.

20%

Социальная креативность

низким уровень |средний уровень I высокий уровень

20%

Социальный интеллект

10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 4. Распределение испытуемых по уровню развития исследуемыхпараметров

Данные, представленные на рис. 3, подтверждают ранее выдвинутые тезисы и позволяют сделать вывод о том, что у испытуемых отмечается преимущественно средний уровень развития исследуемых параметров, при этом важно отметить, что для социальной креативности данный уровень, безусловно, доминирует, в то время как высокий и средний уровни социального интеллекта представлены одинаково. Это в целом совпадает с рядом профильных исследований и позволяет сделать вывод о том, что социальный интеллект как параметр развивается легче,чем социальная креативность [6;7].

Далее рассмотрим результаты дисперсионного и факторного анализов, которые представлены в табл. 1. В ходе анализа выявлялись устойчивые совокупности в дисперсии, оказывающие влияние на эталонные значения эффектив-ностикоммуникаций.

В силу наличия всего двух заранее выбранных факторов изначально был оценен их общий вклад в дисперсию, который составляет 73%, где вклад в дисперсию СИ - 41%, а СК - 33%. При этом было установлено, что разные конфигурации данных параметров вносят разный вклад в дисперсию и оказывают раз-

Библиографический список

Таблица 1

Результаты дисперсионного и факторного анализов массива данных

Параметры Влияние на дисперсию

СИ превалирует над СК дихотомическое 0,411

СК превалирует над СИ дихотомическое 0,427

СК и СИ развиты равномерно равномерное, позитивное 0,649

Взаимосвязь СИ и СК равномерное 0,716

Уровень развития СК и СИ равномерное 0,523

личное по силе и характеру влияние на эффективность коммуникаций. Исходя из анализа данных конфигураций, можно сделать вывод о том, что оптимальной является ситуация, когда СИ и СК развиты равномерно и не превалируют друг над другом, имеют сильные взаимосвязи, а также равномерный сильный уровень развития.

Важно отметить, что сила и характер взаимосвязей параметров в данном случае более значимы, чем уровень его развития, что позволяет сделать вывод о том, что даже развитие на среднем уровне, но отличающееся разветвленными взаимосвязями между собой СИ и СК, обеспечивает высокую эффективность коммуникаций. Необходимо обратить внимание на то, что любые конфигурации исследуемых параметров, кроме оптимальной, отмеченной выше, оказывают дихотомическое влияние на эффективность коммуникаций, то есть могут негативно влиять на анализ коммуникационной среды в случае превалирования СК и негативно влиять на принятие оптимальных решений в рамках коммуникаций.

Вышеописанное можно объяснить тем, что для эффективных коммуникаций в рамках работы с временным коллективом, необходимо, с одной стороны, четко представлять себе коммуникационную ситуацию, для чего нужен развитый СИ, а с другой - видеть границы данной ситуации, иметь возможность выйти за их пределы, для чего нужна СК. Превалирование одного из параметров над другим вызывает существенный отход от оптимальности, например, превалирование СК над СИ делает процесс принятия решений не согласованным с реальной коммуникационной ситуацией.

Далее обратим внимание на специфику корреляционных взаимосвязей между параметрами, исходя из той или иной их конфигурации. Данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты дисперсионного и факторного анализа массива данных

Параметры Корреляционная взаимосвязь по rs Спирмена

СИ превалирует над СК -0,622

СК превалирует над СИ -0,597

СК и СИ развиты равномерно +0,735

р < 0,01

Анализ полученных результатов подтверждает выводы факторного и дисперсионного анализов и позволяет констатировать, что только равномерно развитые СК и СИ позволяют осуществлять эффективную коммуникацию.

Проведенное исследование дает возможность сделать заключение о том, что только сильная и разветвленная взаимосвязь социального интеллекта и социальной креативности выступает в качестве одного из ключевых факторов результативности деятельности вожатого, осуществления им коммуникаций. При этом только равномерное развитие социального интеллекта и социальной креативности дает возможность появления такой взаимосвязи.

1. Амонашвили Ш.А. Гуманноличностный подход к детям. Москва - Воронеж, 1998.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Москва, 2002. Бондарева П.Г. Творчество как способ всестороннего развития детей. Вестник науки и творчества. 2020; № 10 (58): 16-19. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. Москва - Воронеж, 2019. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учебное пособие. Екатеринбург, 2009. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: книга для учителя. Москва, 1991: 22-93. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва, 2005.

Дорошина И.Г. Детский коллектив, его специфика, этапы становления и развития. Социальная сеть работников образования. 2014. Available at: http://nsportal.ru/ detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/detskiy-kollektiv-ego-spetsifiki-etapov- stanovleniya

9. Ермакова Е.С. Социальная креативность студентов различных направлений профессиональной подготовки. Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2019; № 2. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya-kreativnost-studentov-razlichnyh-napravleniy-professionalnoy-podgotovki

10. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.

11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург, 2009.

12. Ильин Е.П. Психология для педагогов. Санкт-Петербург: Питер, 2012.

13. Козилова Л.В. Современные образовательные среды и проблемы профессиональной самореализации педагогов: монография. Петрозаводск, 2020.

14. Красновский Э.А. Показатели в образовании. Стандарты и мониторинг в образовании. 2002; № 5: 53-57.

15. Любарт Т. Психология креативности. Москва, 2009.

16. Майорова Н.В. Проблема развития творческой познавательной активности в истории педагогической мысли. Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева. 2013; № 3 (79): 76-80.

17. Мельник В.И., Шевченко В.Я. Методологические основы изучения и развития креативности студентов. Екатеринбург, 2013.

18. Микаилова Н.Э. Творчество как движущая сила развития культуры. Балканское научное обозрение. 2020; Т. 4, № 4 (10): 44-50.

19. Мордкович В.Г. Социальная активность: некоторые методические проблемы фиксации и измерения. Факторы социальной активности городского населения. Москва, 1986.

20. Москалец А.А. Социально-психологическая обусловленность идентификации личности фактором среды. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2011.

21. Мягкова Н.А. Формирование социальной креативности студента в культуросообразной среде университета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2013.

22. Образование 2030: Инчхонской декларации и Рамочная программа действий по реализации целей в области устойчивого развития: Обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и содействие обучению на протяжении всей жизни. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark748223/ pf0000245656_rus

23. Образование: сокрытое сокровище доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. Available at: https://www. gcedclearinghouse.org/ru/

24. Патрикеева С.А. Роль самодеятельного творчества в процессе формирования творческой активности школьников и студентов. Социально-Экономические явления и процессы. 2013; № 1 (047): 272-275.

25. Петровский А.В., Ярошевский М.Г Теоретическая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Психология». Москва, 2001.

26. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 27.12.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/11438c397a53550b06a14dde6831a3de221a52d9/

27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2015.

28. Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Шакурова М.В. Научная школа Л.И. Новиковой: основные идеи и перспективы развития. Отечественная и зарубежная педагогика. 2014; № 1 (16): 37-46.

29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие. Москва, 2013.

30. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: доклад DECS. Берн, 1996.

31. Спирина Е.А., Казимова Д.А., Муликова С.А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017; Т. 7, № 4: 26-39.

32. Торохтий В.С. Психология социально-педагогической деятельности. Психологическая наука и образование. 2010; № 5: 56-71.

33. Традиции и инновации в современной науке и образовании: теория и передовая практика: монография. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2019.

34. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996.

35. Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу в 1 мая 2017 года. Федеральный закон. Available at: https://dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html

References

1. Amonashvili Sh.A. Gumannolichnostnyj podhod k detyam. Moskva - Voronezh, 1998.

2. Bogoyavlenskaya D.B. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej. Moskva, 2002.

3. Bondareva P.G. Tvorchestvo kak sposob vsestoronnego razvitiya detej. Vestnik nauki i tvorchestva. 2020; № 10 (58): 16-19.

4. Brushlinskij A.V. Sub'ekt: myshlenie, uchenie, voobrazhenie: izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva - Voronezh, 2019.

5. Vorob'eva I.V., Kruzhkova O.V. Social'no-psihologicheskoe vzaimodejstvie lichnostii gruppy: uchebnoe posobie. Ekaterinburg, 2009.

6. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: Psihologicheskij ocherk kniga dlya uchitelya. Moskva, 1991: 22-93.

7. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 2005.

8. Doroshina I.G. Detskij kollektiv, ego specifika, 'etapy stanovleniya i razvitiya. Social'naya set'rabotnikovobrazovaniya. 2014. Available at: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/detskiy-kollektiv-ego-spetsifiki-etapov- stanovleniya

9. Ermakova E.S. Social'naya kreativnost' studentov razlichnyh napravlenij professional'noj podgotovki. VestnikLGUim. A.S. Pushkina. 2019; № 2. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnaya-kreativnost-studentov-razlichnyh-napravleniy-professionalnoy-podgotovki

10. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu, 1997.

11. Il'in E.P. Psihologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti. Sankt-Peterburg, 2009.

12. Il'in E.P. Psihologiya dlya pedagogov. Sankt-Peterburg: Piter, 2012.

13. Kozilova L.V. Sovremennye obrazovatel'nye sredy i problemy professional'noj samorealizacii pedagogov: monografiya. Petrozavodsk, 2020.

14. Krasnovskij 'E.A. Pokazateli v obrazovanii. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2002; № 5: 53-57.

15. Lyubart T. Psihologiya kreativnosti. Moskva, 2009.

16. Majorova N.V. Problema razvitiya tvorcheskoj poznavatel'noj aktivnosti v istorii pedagogicheskoj mysli. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I.Ya. Yakovleva. 2013; № 3 (79): 76-80.

17. Mel'nik V.I., Shevchenko V.Ya. Metodologicheskie osnovy izucheniya irazvitiya kreativnosti studentov. Ekaterinburg, 2013.

18. Mikailova N.'E. Tvorchestvo kak dvizhuschaya sila razvitiya kul'tury. Balkanskoe nauchnoe obozrenie. 2020; T. 4, № 4 (10): 44-50.

19. Mordkovich V.G. Social'naya aktivnost': nekotorye metodicheskie problemy fiksacii i izmereniya. Faktory social'noj aktivnosti gorodskogo naseleniya. Moskva, 1986.

20. Moskalec A.A. Social'no-psihologicheskaya obuslovlennost'identifikacii lichnosti faktorom sredy. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2011.

21. Myagkova N.A. Formirovanie social'noj kreativnosti studenta v kul'turosoobraznoj srede universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2013.

22. Obrazovanie 2030: Inchhonskoj deklaracii i Ramochnaya programma dejstvij po realizacii celej v oblasti ustojchivogo razvitiya: Obespechenie inklyuzivnogo i spravedlivogo kachestvennogo obrazovaniya i sodejstvie obucheniyu na protyazhenii vsejzhizni. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245656_rus

23. Obrazovanie: sokrytoe sokrovische doklad Mezhdunarodnoj komissiipo obrazovaniyu dlya XXI veka, predstavlennyj YuNESKO. Available at: https://www.gcedclearinghouse. org/ru/

24. Patrikeeva S.A. Rol' samodeyatel'nogo tvorchestva v processe formirovaniya tvorcheskoj aktivnosti shkol'nikov i studentov. Social'no-'Ekonomicheskieyavleniya iprocessy. 2013; № 1 (047): 272-275.

25. Petrovskij A.V., Yaroshevskij M.G. Teoreticheskaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po napravleniyu i special'nosti «Psihologiya». Moskva, 2001.

26. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Razvitie obrazovaniya. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 27.12.2019). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/11438c397a53550b06a14dde6831a3de221a52d9/

27. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 2015.

28. Selivanova N.L., Stepanov P.V., Shakurova M.V. Nauchnaya shkola L.I. Novikovoj: osnovnye idei i perspektivy razvitiya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2014; № 1 (16): 37-46.

29. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnojreal'nosti v ontogeneze: uchebnoe posobie. Moskva, 2013.

30. Sovet Evropy: Simpozium po teme «Klyuchevye kompetencii dlya Evropy»: doklad DECS. Bern, 1996.

31. Spirina E.A., Kazimova D.A., Mulikova C.A. Razvitie informacionnoj obrazovatel'noj sredy universiteta kak uslovie sovershenstvovaniya uchebno-metodicheskoj raboty. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017; T. 7, № 4: 26-39.

32. Torohtij V.S. Psihologiya social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti. Psihologicheskaya nauka iobrazovanie. 2010; № 5: 56-71.

33. Tradicii i innovacii v sovremennoj nauke i obrazovanii: teoriya iperedovaya prakiika: monografiya. Petrozavodsk: MCNP «Novaya nauka», 2019.

34. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2018 g. № 204. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 psihologii»; Voronezh: NPO «Mod'ek», 1996.

35. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» № 273-FZ ot 29.12.2012 s izmeneniyami i dopolneniyami, vstupivshimi v silu v 1 maya 2017 goda. Federal'nyj zakon. Available at: https:// dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 20.09.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.