Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИННОВАТИКА / НАУКА / НОВОВВЕДЕНИЯ / СПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просандеева Ирина Александровна, Стукаленко Нина Михайловна

В статье рассматривается креативность как одно из самых востребованных качеств личности в современном мире, которое дает возможность человеку решать проблемы совершенно новым, неординарным способом, создавать принципиально новые и оригинальные идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления. Проводится психолого-педагогический анализ по проблеме исследования креативности педагога в профессиональной деятельности, его креативного и творческого потенциала. Раскрываются основные подходы креативности как одной из характеристик качеств личности педагога; подчеркивается, что креативность педагога проявляется в его профессиональной деятельности и оказывает эффективное влияние на воспитание и обучение молодежи. Основная цель данной статьи - исследовать понятия таких явлений, как креативность преподавателя и педагогическая инноватика, повышающих продуктивность профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS THE BASIS OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY

The article considers creativity as one of the most sought-after personality traits in the modern world, which enables a person to solve problems in a completely new extraordinary way, to create fundamentally new and original ideas that deviate from traditional or accepted patterns of thinking. A psychological and pedagogical analysis on the problem of studying the creativity of a teacher in professional activities has been carried out. Teacher’s creative and creative potential was studied. The main approaches of creativity as one of the characteristics of the teacher’s personality qualities were revealed. It was emphasized that the creativity of the teacher was manifested in his professional activities and had an effective impact on the education and training of students. The main purpose of this article is to explore the concepts of such phenomena as “teacher creativity” and “pedagogical innovation”, which increase the productivity of professional activity.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Моисеева Елена Викторовна, старший преподаватель ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: moiseevaev@cspu.ru

Рослякова Светлана Васильевна, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: roslyakovasv@cspu.ru

Moiseeva Elena Viktorovna, Senior Lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: moiseevaev@cspu.ru

Roslyakova Svetlana Vasilievna, Associate Professor of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: roslyakovasv@cspu.ru

Сведения для цитирования: Просандеева, И. А. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / И. А. Просандеева, Н. М. Стукаленко // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 84-90.

УДК 371 ББК 74.02

креативность как основа инновационной педагогической деятельности

И. А. Просандеева, Н. М. Стукаленко

В статье рассматривается креативность как одно из самых востребованных качеств личности в современном мире, которое дает возможность человеку решать проблемы совершенно новым, неординарным способом, создавать принципиально новые и оригинальные идеи, отклоняющиеся от традиционных или принятых схем мышления. Проводится психолого-педагогический анализ по проблеме исследования креативности педагога в профессиональной деятельности, его креативного и творческого потенциала. Раскрываются основные подходы креативности как одной из характеристик качеств личности педагога; подчеркивается, что креативность педагога проявляется в его профессиональной деятельности и оказывает эффективное влияние на воспитание и обучение молодежи. Основная цель данной статьи — исследовать понятия таких явлений, как креативность преподавателя и педагогическая инноватика, повышающих продуктивность профессиональной деятельности.

Ключевые слова: креативность, педагогическая инноватика, наука, нововведения, способность.

Изменения, происходящие в нынешнее время, не могут оставить без внимания систему образования, что сказывается на профессиональной деятельности педагогов. Нововведения считаются одними из важных факторов развития образования. Современный мир требует от человека нестандартного мышления, способности к продуцированию принципиально новых идей, умения решать задачи необычным способом и открытости опыту. На сегодняшний день креативные качества являются большим преимуществом во всех сферах жизнедеятельности.

Вопросы развития педагогических инноваций рассматривались такими учеными, как К. Ангеловски, В. П. Майборода, Н. Л. Пономарева, А. В. Хуторской и др. Инновационными проблемами, связанными с разработкой содержания образования, занимались такие исследователи, как Э. Д. Днепров, Э. Дюркгейм, В. Т. Лисовский, Б. Саймон, В. Н. Турченко и др. Важные аспекты инновационного развития образования рассмотрены в трудах Д. Р. Вахитова, В. С. Дудченко, Н. И. Лапина и др. [1].

Под инновационной деятельностью подразумевают деятельность, которая позволяет

превращать идеи в нововведение, а также создает систему управления данным процессом. Это целенаправленная педагогическая деятельность, базирующаяся на осмыслении (рефлексии) своего педагогического опыта при помощи сравнения и исследования, перемен и развития учебно-воспитательного процесса для достижения наивысших результатов, приобретения нового знания, созидания качественно иной педагогической практики. Исследователи трудов по педагогической инноватике М. С. Бургин, В. И. Загвязин-ский, В. М. Полонский, С. Д. Поляков, М. М. Поташник, Н. Р. Юсуфбекова и др. понятие «новое в педагогике» сопоставляют с такими характеристиками, как «необходимое», «прогрессивное», «положительное», «современное», «передовое». То есть инновационная деятельность подразумевает позитивные изменения образовательной системы и направлена на развитие самого преподавателя как креативной личности, переключение его с репродуктивного вида работы на самостоятельный поиск методических решений, преобразование преподавателя в создателя и автора инновационных методик, реализующих их средств обучения, развития и воспитания. Инновационная деятельность педагога сопряжена с процессами самоопределения, т. е. с построением отношения к новому, перемен в самом себе, своей профессиональной позиции, прохождением преград в процессе самореализации [2].

Инновация, или нововведение (от лат. novatio — «обновление»), означает внедренное новшество, дающее хороший рост продуктивности развития, и представляет собой конечный результат умственной работы личности, ее воображение, творчество, открытие и совершенствование [3].

Педагогическая инноватика — это наука, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и усвоением на практике [4]. Педагогическая инноватика — область науки, исследующая процессы развития учебных заведений, сопряженные с новейшей практикой образования. Одним из значимых вопросов нынешней педагогической инноватики считается отбор, исследование и классификация нововведений, знание которой важно для педагога, чтобы понимать объект развития школы, обнаруживать многостороннюю характеристику изучаемого новшества, видеть, что связывает его с иными новшествами и отличает от них. Педагогу необходимо точное представление о сущности инновационных процессов в образовании, способность реализовать их с учетом своеобразных закономерностей и принципов [1].

Одним из основных элементов в структуре инновационной деятельности считается креативность, которая является важным компонентом педагогической деятельности и решающим условием продвижения педагога к вершинам педагогического профессионализма. Педагоги должны демонстрировать такие креативные качества, как гибкость ума, изобретательность, наблюдательность, воображение [5]. Креативность подразумевает наличие знаний и представлений об особенностях и условиях поиска новых путей и методов реализации профессиональной деятельности, готовность к восприятию нового и стремление к его осуществлению.

В основе понимания креативного компонента инновационной деятельности лежит исследование термина креативности, который характеризует творческий характер инновационной деятельности педагога и проявляется на конкретных ступенях творческого и инновационного процесса. Креативность интенсивно исследуется социологами, психологами и педагогами начиная со второй половины ХХ века. Изначально креативность исследовалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта сопоставлялся с уровнем развития креативности. Позже обнаружилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативностью лишь до определенного предела, а наиболее высокий интеллект мешает креативности. Уже сейчас креативность исследуется как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависящая от целого комплекса ее психологических характеристик [6].

В структуру инновационной деятельности педагога входят следующие компоненты: моти-вационно-целевой, креативный, операционный, рефлексивный. Рассмотрим развернуто креативный компонент.

Креативность дает возможность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям в мире, выявить новейшие способы решения проблем, наилучшим образом применять свой внутренний потенциал. Креативность в наше время является наиболее значимой способностью личности. Умение творчески мыслить, открывать что-то новое считается важным условием развития различных областей науки. Прогресс в мире зависит от продуцирования новых идей, создания новейших технологий. Способность творчески мыслить помогает добиваться высоких результатов в преобразовании окружающей действительности [7].

Методологическую основу исследования креативности составили труды таких ученых,

как Н. А. Бердяев, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, В. Н. Дружинин, Л. Б. Ермо-лаева-Томина, Э. В. Ильенков, И. Кант, Л. Д. Лебедева, А. В. Морозов, Я. А. Пономарев, Р. Стернберг, Э. П. Торренс и др. [8].

Выделяют четыре подхода к определению понятия «креативность»:

- креативность как черта человека;

- креативность как неповторимая возможность;

- креативность как процесс;

- креативность как продукт [9].

Рассмотрим более подробно сущность

определений креативности. В Большом психологическом словаре креативность трактуется как творческие возможности, которые можно заметить в мышлении, эмоциях, коммуникации, в разных сферах работы, характеризующие человека в целом или отдельные продукты его деятельности, процедуру их реализации. Креативность исследуется как необходимый и автономный аспект талантливости, который иногда можно увидеть в тестах умственных способностей и академических достижениях [10].

Креативность — это умение придумывать идеи, которые ранее не существовали, а также фантазировать. Креативность представляет собой индивидуальность, которая имеется у каждой личности, но выражается неодинаково [11].

М. К. Акимова считает, что креативность коррелирует с понятием «творческие возможности», т. е. неотделимо связана с творчеством, творческой работой, создающей что-то качественно новое (либо для создателя, либо для группы или социума в целом) [12].

Таким образом, креативность — это способность личности, позволяющая ей приспосабливаться к быстро меняющимся условиям в разных сферах жизнедеятельности, а также возможность придумывать что-то принципиально новое, создавать оригинальное и интересное.

Э. П. Торренс рассматривает креативность как чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации. Креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений, проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет и перепроверяет их, окончательно обосновывает результат. Торренс разработал 12 тестов, сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею. Невербальная часть данного теста, известная как «Фигурная форма теста творческого мышления Торренса», была

адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН в 1990 г. Другая часть теста — «Завершение картинок» — была адаптирована в 1993-1994 гг. в лаборатории диагностики способностей и профессионально важных качеств Института психологии Российской академии наук. Основные компоненты креативности:

1) беглость (описывает творческую продуктивность личности);

2) оригинальность (один из важных критериев, который демонстрирует самостоятельность, автономность, нешаблонность и нестандартность творческого мышления);

3) абстрактность названия (демонстрирует умение обнаруживать важное, способность осознавать суть проблемы, что связано с мыслительными процессами синтеза и обобщения);

4) сопротивление замыканию (отображает умение «длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывать принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальную идею»);

5) разработанность (отражает умение детально разрабатывать придуманные идеи) [13].

На современном этапе имеется достаточное количество трактовок креативности:

1) психоаналитическая концепция базируется на идее сублимации сексуальных влечений, порождающей креативное начало в человеке;

2) ассоциативная теория определяет креативность как целенаправленную трансформацию проблемной ситуации в целом;

3) экзистенциализм описывает креативность как коммуникацию человека с окружающей средой;

4) в теории переноса креативность является процессом переноса известных аналогов в новую ситуацию;

5) концепция интеллектуальных операций подразумевает, что креативность есть заполнение пробелов в матрице проблемной ситуации, реализуемое через репродукции сходства, дополнения комплекса и абстрагирования;

6) согласно диалогической теории культуры, креативность создает культурные ценности через интеграции личностей, личностей и вещей, социальных групп и общества;

7) бихевиоризм понимает креативность как биологическую функцию приспособления поведения к новым условиям посредством проб и ошибок;

8) современные акмеологические исследования трактуют креативность как акмео-логический инвариант профессионализма,

проявляющийся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но продуктивно решать профессиональные задачи (креативность в данном аспекте означает особую способность «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе»);

9) креативность представляет собой личностное свойство, основанное на развитии выс-

Параметры

ших психических функций и формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятельности, начиная с учебной [14].

Один из создателей теории креативности, Дж. Гилфорд, выделяет шесть параметров креативности (табл. 1) [5].

Таблица 1

№ п/п Параметр креативности Его суть

1 Способность к поиску и постановке проблем Способность в уже сложившейся спокойной реальности обнаружить, поставить перед собой проблему и начать над ней работать

2 Возможность генерировать большое количество идей Способность просто и эффективно предлагать новые, нетрадиционные пути решения новых проблем

3 Семантическая спонтанная гибкость Способность создавать различные идеи

4 Оригинальность Способность продуцировать отдаленные ассоциации, нешаблонные ответы, нестандартные решения

5 Умение усовершенствовать объект Способность добавлять новые детали к существующему объекту, не боясь последствий новизны

6 Способность решать необычные проблемы, демонстрируя семантическую гибкость Способность обнаружить в объекте новые признаки, найти их новое использование

М. А. Холодная подчеркивает, что креативность можно рассматривать в узком и широком смысле. Креативность в узком смысле — это дивергентное мышление (конкретнее — операции дивергентной продукции, согласно Дж. Гилфорду), характерной чертой которого считается стремление предоставлять большое количество в равной степени верных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле — это творческие умственные способности, в том числе способность созда-

Ресурсы, необходим

вать уникальные идеи в условиях постановки и разрешения новейших вопросов, способность понимать проблемы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно отсутствующих компонентов ситуации, умение воздержаться от стандартных методов мышления [15].

По мнению ученого Е. П. Ильина, для возникновения креативности важно присутствие таких элементов, как когнитивные, личностные, мотивационные ресурсы человека и ресурсы окружающей среды (табл. 2) [16].

Таблица 2

е для креативности

Когнитивные Личностные Мотивационные Окружающая среда

Выявление проблемы Новаторский стиль мышления Сфокусированность на задаче Возможность стимулирующей деятельности

Определение проблемы Толерантность к неопределенности Акцент на интеллектуальном любопытстве

Дивергентное мышление Готовность рисковать Приятие индивидуальных особенностей

Конвергентное мышление Смелость взглядов Наличие времени на обдумывание идей

Инсайтные процессы Поощрение оригинального применения знаний

Оценка конкурирующих идей Обеспечение сложных, расширенных программ, формирующих терпимость к неопределенности и готовность к интеллектуальному риску

Знания

Многие ученые считают, что креативность личности может послужить в будущем основой:

- для профессиональной компетентности;

- дееспособности;

- интеллектуальных возможностей;

- способности к сотрудничеству;

- коммуникабельности;

- нравственности [17].

Таким образом, одним из главных элементов инновационной педагогики является креативность, которая дает педагогу возможность раскрыть свой внутренний потенциал, позволяет самосовершенствоваться и быть конкурентоспо-

собным на рынке труда. Педагогам важно обладать такими качествами, как гибкость ума, наблюдательность, умение придумывать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новейших вопросов. Раскрытие творческих способностей ведет к повышению профессионализма педагога. Креативный подход в инновационной деятельности педагога дает ему возможность находить новые пути осуществления профессиональной деятельности, т. е. креативность предполагает внедрение чего-то положительного и прогрессивного, которое нацелено на внутренний ресурс современного педагога.

Библиографический список

1. Суртаева, Н. Н. Методология педагогической инноватики / Н. Н. Суртаева // Известия Алтайского государственного университета. — 2009. — № 2. — С. 29-34.

2. Башина, Т. Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Т. Ф. Башина // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 521-525.

3. Пахунова, Е. И. Инновационные технологии как драйверы развития современного бакалавра психологии в условиях педагогического вуза / Е. И. Пахунова, О. В. Алдакимова, Н. А. Волобуева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. —

2021. — № 1. — С. 38-46.

4. Кармова, М. Р. Педагогическая инноватика как составная часть учебного процесса в вузе / М. Р. Кармова // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — № 11. — С. 1-6.

5. Креативность как важнейшая составляющая инновационной деятельности педагога дополнительного образования // Инфоурок : [сайт]. — 2022. — URL: https://infourok.ru/kreativnost-kak-vazhneyshaya-sostavlyayuschaya-innovacionnoy-deyatelnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya-2106537.html (дата обращения: 02.05.2022).

6. Сергиенко, Ю. А. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности / Ю. А. Сергиенко, Т. В. Суняйкина // Концепт. — 2016. — Спецвыпуск № 03. — URL: https://e-koncept.ru/2016/76044.htm (дата обращения: 02.05.2022).

7. Просандеева, И. А. Формирование креативных способностей личности в условиях ме-диасреды : моногр. / И. А. Просандеева, Н. М. Стукаленко. — Нур-Султан : ТОО «EkoMir print»,

2022. — 150 c.

8. Курина, В. А. Креативность обучающихся как универсальная познавательная творческая способность / В. А. Курина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». — 2015. — № 3 (27). — С. 116-123.

9. Раренко, А. А. к вопросу о креативности и способах ее изучения и измерения / А. А. Ра-ренко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. — 2020. — № 3. — С. 94-103.

10. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинчен-ко. — Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК ; Москва : ОЛМА-Пресс, 2003. — 666 с.

11. Досбекова, Г. К. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников как условие формирования креативной личности / Г. К. Досбекова // Вестник науки и образования. — 2021. — № 3 (106). — С. 56-58.

12. Акимова, М. К. Психологическая диагностика : учеб. / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. — Санкт-Петербург : Питер, 2003. — 652 с. — ISBN 5-94723-626-5.

13. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления // Психология счастливой жизни : [сайт]. — 2022. —URL: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya (дата обращения: 02.05.2022).

14. Рожкова, С. В. Сравнительный анализ понятий «креативность» и «творчество» // Гау-деамус. — 2018. — Т. 17. — № 1 (35). — С. 85-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования : учеб. / М. А. Холодная. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 384 с. — ISBN 5-318-00301-Х.

16. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 434 с. — ISBN 978-5-49807-239-5.

17. Марданова, Г. М. Технология развития креативного потенциала учащихся образовательной школы : дис. ... канд. пед. наук / Г. М. Марданова. — Ижевск, 2005. — 152 с.

For citation: Prosandeeva, I. A. Creativity as the basis of innovative pedagogical activity / I. A. Prosandeeva, N. M. Stu-kalenko // Innovative development of vocational education. — 2022. — № 2 (34). — P. 84-90.

creativity as the basis of innovative pedagogical activity

I. A. Prosandeeva, N. M. Stukalenko

The article considers creativity as one of the most sought-after personality traits in the modern world, which enables a person to solve problems in a completely new extraordinary way, to create fundamentally new and original ideas that deviate from traditional or accepted patterns of thinking. A psychological and pedagogical analysis on the problem of studying the creativity of a teacher in professional activities has been carried out. Teacher's creative and creative potential was studied. The main approaches of creativity as one of the characteristics of the teacher's personality qualities were revealed. It was emphasized that the creativity of the teacher was manifested in his professional activities and had an effective impact on the education and training of students. The main purpose of this article is to explore the concepts of such phenomena as "teacher creativity" and "pedagogical innovation", which increase the productivity of professional activity.

Key words: creativity, pedagogical innovation, science, innovations, ability.

References

1. Surtaeva N. N. Methodology of pedagogical innovation [Metodologiya pedagogicheskoy in-novatiki], Proceedings of the Altai State University [Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo univer-siteta], 2009, no. 2, pp. 29-34. (In Russian)

2. Bashina T. F. Kreativnost' kak osnova innovatsionnoy pedagogicheskoy deyatel'nosti [Creativity as a basis for innovative pedagogical activity], Molodoy uchenyy [Young scientist], 2013, no. 4 (51), pp. 521-525. (In Russian)

3. Pakhunova E. I., Aldakimova O. V., Volobueva N. A. Innovatsionnye tekhnologii kak dray-very razvitiya sovremennogo bakalavra psikhologii v usloviyakh pedagogicheskogo vuza [Innovative technologies as drivers for the development of a modern bachelor of psychology in a pedagogical university], Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Armavir State Pedagogical University], 2021, no. 1, pp. 38-46. (In Russian)

4. Karmova M. R. Pedagogicheskaya innovatika kak sostavnaya chast' uchebnogo protsessa v vuze [Pedagogical innovation as an integral part of the educational process at the university], Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. [Social and humanitarian knowledge], 2014, no. 11, pp. 1-6. (In Russian)

5. Kreativnost' kak vazhneyshaya sostavlyayushchaya innovatsionnoy deyatel'nosti pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya [Creativity as the most important component of the innovative activity of a teacher of additional education], Infourok [Info lesson], 2022, available at: https://infourok.ru/ kreativnost-kak-vazhneyshaya-sostavlyayuschaya-innovacionnoy-deyatelnosti-pedagoga-dopol-nitelnogo-obrazovaniya-2106537.html (accessed: 02.05.2022). (In Russian)

6. Sergienko Yu. A., Sunyaykina T. V. Kreativnost' kak osnova innovatsionnoy pedagogicheskoy deyatel'nosti [Creativity as a basis for innovative pedagogical activity], Kontsept[Concept], 2016, Special issue no. 03, available at: https://e-koncept.ru/2016/76044.htm (accessed: 02.05.2022). (In Russian)

7. Prosandeeva I. A., Stukalenko N. M. Formirovanie kreativnykh sposobnostey lichnosti v usloviyakh mediasredy: monogr. [Formation of creative abilities of the individual in the conditions of the media environment: monograph.]. Nur-Sultan, LLP «EkoMir print», 2022, 150 p. (In Russian)

8. Kurina V. A. Kreativnost' obuchayushchikhsya kak universal'naya poznavatel'naya tvorches-kaya sposobnost' [Students' creativity as a universal cognitive creative ability], Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya «Psikhologo-pedagogicheskie nauki» [Bulletin of the Samara State Technical University. Series "Psychological and pedagogical sciences"], 2015, no. 3 (27), pp. 116-123. (In Russian)

9. Rarenko A. A. K voprosu o kreativnosti i sposobakh ee izucheniya i izmereniya [To the question of creativity and methods of its study and measurement], Sotsial'nye i gumanitarnye nauki. Otechest-vennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 11. Sotsiologiya [Social and Humanitarian Sciences. Domestic and foreign literature. Ser. 11. Sociology], 2020, no. 3, pp. 94-103. (In Russian)

10. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' [Big psychological dictionary]. St. Petersburg, Prime-EUROZNAK; Moscow, OLMA-Press, 2003, 666 p. (In Russian)

11. Dosbekova G. K. Razvitie khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostey doshkol'nikov kak uslovie formirovaniya kreativnoy lichnosti [The development of artistic and creative abilities of

preschoolers as a condition for the formation of a creative personality], Vestnik nauki i obrazovaniya [Bulletin of Science and Education], 2021, no. 3 (106), pp. 56-58. (In Russian)

12. Akimova M. K., Gurevich K. M. Psikhologicheskaya diagnostika: ucheb. [Psychological diagnostics: textbook]. St. Petersburg, Peter, 2003, 652 p., ISBN 5-94723-626-5. (In Russian)

13. Testkreativnosti Torrensa. Diagnostika tvorcheskogo myshleniya [Torrens creativity test. Diagnostics of creative thinking. Psychology of a happy life], 2022, available at: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya (accessed: 02.05.2022). (In Russian)

14. Rozhkova S. V. Sravnitel'nyy analiz ponyatiy «kreativnost'» i «tvorchestvo» [Comparative analysis of the concepts of "creativity" and "creativity"], Gaudeamus [Gaudeamus], 2018, vol. 17, no. 1 (35), pp. 85-87. (In Russian)

15. Kholodnaya M. A. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya: ucheb. [Psychology of intelligence: research paradoxes: textbook]. St. Petersburg: Peter, 2002, 384 p., ISBN 5-318-00301-X. (In Russian)

16. Ilyin E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. St. Petersburg, Peter, 2009, 434 p., ISBN 978-5-49807-239-5. (In Russian)

17. Mardanova G. M. Tekhnologiya razvitiya kreativnogo potentsiala uchashchikhsya obrazovatel'noy shkoly [Technology for the development of the creative potential of students in an educational school], Cand. ped. sci. diss. Izhevsk, 2005, 152 p. (In Russian)

Просандеева Ирина Александровна, студентка образовательной программы «Психология», Кокшетауский университет им. Ш. Уалиха-нова, Республика Казахстан, г. Кокшетау, e-mail: happiness.21.12.1.2@gmail.com

Стукаленко Нина Михайловна, профессор кафедры педагогики и психологии, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, доктор педагогических наук, профессор (Комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан), академик Академии педагогических наук Республики Казахстан, Международной академии информатизации, Республика Казахстан, г. Кокшетау, e-mail nms.nina@mail.ru

Prosandeeva Irina Alexandrovna, student of the educational program «Psychology», Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov, Republic of Kazakhstan, Kokshetau, e-mail: happiness.21.12.1.2@ gmail.com

Stukalenko Nina Mikhailovna, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov, Doctor of Pedagogical sciences, Professor (Committee for Quality Assurance in the Sphere of Education and Science of the Ministry of Education and Science of the Republic of Kazakhstan), Academician of the Academy of Pedagogical Sciences of the Republic of Kazakhstan, International Academy of Informatization, Republic of Kazakhstan, Kokshetau, e-mail: nms.nina@mail.ru

Сведения для цитирования: Танаева, З. Р. Показатели и критерии уровня профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов / З. Р. Танаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2022. — № 2 (34). — С. 90-96.

УДК 378.1 ББК 74.48

показатели и критерии уровня

профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов

З. Р. Танаева

Актуальность темы исследования обусловлена целесообразностью повышения профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов средствами речевой подготовки. Правильный отбор методов оценивания результатов развития профессионально-речевой компетентности будущих сотрудников правоохранительных органов зависит от четкости выбранных показателей и критериев их оценки. В статье дается авторское определение понятия «профессионально-речевая компетентность студентов юридических вузов», на базе которого разработаны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.