Научная статья на тему 'Креативность как фактор успешной деятельности педагога'

Креативность как фактор успешной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1017
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
креативность / креативность педагога / педагог / профессиональная компетентность / компетентность. / creativity / creativity of a teacher / teacher / professional competence / competence.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Просандеева И.А., Стукаленко Н.М.

В статье рассматриваются основные подходы к проблеме креативности как одной из характеристик качеств личности педагога. Приводятся определения таким понятиям как «креативность», «креативность педагога». Дается анализ креативного процесса и значимости креативности в деятельности педагога. Проводится эмпирическое исследование уровней креативности студентов педагогического направления на базе Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity as a factor of successful activity of a teacher

The article discusses the main approaches to the problem of creativity as one of the characteristics of the qualities of a teacher's personality. Definitions of such concepts as "creativity", "creativity of a teacher" are given. The analysis of the creative process and the importance of creativity in the activity of a teacher are given. An empirical study of the levels of creativity of students of the pedagogical direction is conducted on the basis of the Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov.

Текст научной работы на тему «Креативность как фактор успешной деятельности педагога»

УДК 159.9

Просандеева И.А.

студент,

кафедра педагогики и психологии, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, Кокшетау, Республика Казахстан Стукаленко Н.М. доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии, Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова, Кокшетау, Республика Казахстан Prosandeeva I.A. Student,

Department of Pedagogy and Psychology, Sh. Ualikhanov Kokshetau University, Kokshetau, Republic of Kazakhstan, E-mail: happiness.21.12.1.2@gmail.com

Stukalenko N.M. Doctor Pedagogical Science, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Sh. Ualikhanov Kokshetau University, Kokshetau, Republic of Kazakhstan, E-mail: nms.nina@mail.ru

Креативность как фактор успешной деятельности педагога Creativity as a factor of successful activity of a teacher

Аннотация: В статье рассматриваются основные подходы к проблеме креативности как одной из характеристик качеств личности педагога. Приводятся определения таким понятиям как «креативность», «креативность педагога». Дается анализ креативного процесса и значимости креативности в деятельности педагога. Проводится эмпирическое исследование уровней креативности студентов педагогического направления на базе Кокшетауского университета им. Ш. Уалиханова.

Abstract: The article discusses the main approaches to the problem of creativity as one of the characteristics of the qualities of a teacher's personality. Definitions of such concepts as "creativity", "creativity of a teacher" are given. The analysis of the creative process and the importance of creativity in the activity of a teacher are given. An empirical study of the levels of creativity of students of the pedagogical direction is conducted on the basis of the Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov.

Ключевые слова: креативность; креативность педагога; педагог; профессиональная компетентность; компетентность.

Keywords: creativity; creativity of a teacher; teacher; professional competence; competence.

В современном обществе образование претерпевает качественные изменения. Особое значение придается формированию креативной личности, готовой к саморазвитию, самостоятельному добыванию знаний, эффективному их применению [7].

Педагог — это ключевая фигура системы образования. Развитием его профессионализма, нравственной культуры и проявления креативности определяются любые успехи, как в сфере образования, так и в развитии общества в целом [7]. Творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности [8]. Компетентность — совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Профессиональная компетентность — совокупность ключевой, базовой и специальной компетентностей, каждая из которых состоит в свою очередь из ключевых, базовых и специальных компетенций [9]. Креативность является важным компонентом профессиональной компетентности.

Изучением креативности занимались такие ученые как Э.П. Торренс, Р. Стернберг, Дж. Гилфорд, У. Гордон, Д.Б. Богоявленская и др. Креативность — это способность к творчеству, созданию чего-либо нового. Творческие

возможности личности характеризуются готовностью к продуцированию новых идей и входят в структуру одаренности в качестве независимого фактора [11].

Савенков А.И. в своей статье описывает параметры креативности Дж. Гилфорда, который изначально выделил четыре параметра:

— оригинальность — способность к продуцированию отдаленных ассоциаций, необычные, небанальные ответы;

— семантическая гибкость — способность выявлять основные свойства объекта и предлагать новый способ его использования;

— образная адаптивная гибкость — способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

— семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.

Позже он предложил уже шесть параметров креативности:

— способность к обнаружению и постановке проблем;

— способность к генерированию большого числа идей;

— гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи;

— оригинальность — способность отвечать на раздражители нестандартно;

— способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

— способность решать проблемы, способность к анализу и синтезу [12].

Креативность по Э.П. Торренсу (от лат. creatio — созидание) — это

чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации. Креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их, окончательно обосновывает результат [13].

Х. Гейвин пишет, что под креативностью подразумевается способность получать ценные результаты необычным путем [2]. В.Н. Козленко

рассматривает креативность как потребность в исследовательской деятельности, которая присуща каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «что с этим можно сделать?» [6]. В.Н. Дружининым креативность исследуется как относительно независимый фактор одаренности

[3].

Поскольку креативность — непременный атрибут самоактуализации, она проявляется в способности во всем находить возможность для творчества. Креативные, ориентированные на творчество и самоактуализацию люди психологически готовы к инновациям в профессиональной деятельности, менее подвержены профессиональному «выгоранию». В социокультурном взаимодействии креативность выступает как необходимая составляющая. Чем выше уровень креативности личности, тем эффективнее будет ее созидательный труд [1].

Креативность педагога — это отличительная черта педагогической профессии, развитие которой предусматривает, с одной стороны, наличие объективных (социальных, материальных, личностных) предпосылок, условий для творчества, а с другой — развитие комплекса ключевых способностей к творческой самореализации личности [10].

По мнению доктора педагогических наук, профессора Ибраимова Х.И. креативность педагога — это творческие возможности личности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых неординарных идей, отходящих от шаблонных или принятых схем мышления, а так же способность решать трудности, возникающие в процессе педагогической деятельности, это диагностические способности для осуществления дифференцированного подхода, умение мотивировать обучающихся, применяя различные подходы и методы, способность четко ставить цель, понятную и принятую учениками, владение разными педагогическими технологиями. Это и комплекс навыков, дающих возможность решать необычным образом педагогические задачи, включая развитие креативности у учеников [5].

В структуре креативной компетентности личности (в том числе и преподавателя) выделяет следующие качества:

— способность к творчеству, к решению проблемных задач;

— изобретательность;

— гибкость и критичность ума, интуицию, самобытность и уверенность в

себе;

— умение ставить и решать необычные вопросы, способность к анализу, синтезу и комбинированию, к переносу опыта и т.д.;

— эмоционально-образные качества: одухотворенность, эмоциональный подъем в творческих ситуациях;

— ассоциативность, воображение, фантазия, мечтательность, чувство новизны, чуткость к противоречиям, способность к эмоциональному отклику (эмпатийность);

— обладание раскованностью мыслей, чувств и движений;

— проницательность, умение видеть знакомое в незнакомом;

— преодоление стереотипов;

— возможность формулировать гипотезы, конструировать версии их доказательства;

— склонность к риску, стремление к свободе [4].

На основе психолого-педагогического анализа было проведено исследование креативности на выборке студентов факультета «филологии и педагогики», в НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова». Выборку исследования составили студенты в количестве 50 человек, в возрасте от 18-22 лет. Был использован опросник «Определение типов мышления и уровня креативности. Диагностика по методу Дж. Брунера» (рисунок 1).

При интерпретации результатов теста на мышление и креативность уровень креативности и базового типа мышления разбивается на три интервала:

— низкий уровень (от 0 до 5 баллов);

— средний уровень (от 6 до 9 баллов);

— высокий уровень (от 10 до 15 баллов) [14].

30

20

10 23 27 -____^ креативность

0 0

Низкии средним высокии

Рисунок 1 — Результаты диагностики по опроснику Дж. Брунера «Определение типов

мышления и уровня креативности»

Данные, полученные по методике, показывают, что от 6 до 9 баллов набрали 23 студента, от 10 до 15 баллов 27 студентов, что свидетельствует о преобладании среднего и высокого уровня креативности, низкий уровень не наблюдается.

Таким образом, можно сделать вывод, что креативность — это творческие способности личности, характеризующие его готовность к созданию принципиально новых, необычных идей, отличающихся от традиционных. Креативность позволяет решать проблемы, происходящие в процессе педагогической деятельности, является важным критерием, определяющим профессиональную успешность педагога.

Список литературы

1. Башина Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Молодой ученый, — 2013. — № 4 (51). — С. 521-525 — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://moluch.ru/archive/51/6639/ Дата обращения 22.03.2022 — Загл. с экрана.

2. Гейвин Х. Когнитивная психология. — СПб.: Питер, — 2003. — 268 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, — 1999. — 356 с.

4. Ибраимов Х.И. Креативность как одна из характеристик личности будущего педагога // Наука, образование и культура, — 2018. — № 3 (27). — С. 1-3 — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-kak-

odna-iz-harakteristik-lichnosti-buduschego-pedagoga-1/viewer/ Дата обращения 22.03.2022 — Загл. с экрана.

5. Кашапов М.М., Киселева Т.Г., Огородова Т.В. Креативность как ключевая компетентность педагога. Монография. — Ярославль: ИПК «Индиго», 2013. — 392 — [Электронный ресурс].

— Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_2818.pdf/ Дата обращения: 22.03.2022

— Загл. с экрана.

6. Козленко В.Н. Проблема креативности личности: Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М.: Наука, — 1990. — 222 с.

7. Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. - Режим доступа. — URL: https: //infourok.m/statya-kreativnost-kak-odin-iz-komponentov-professionalnoj-kompetentnosti-sovremennogo-pedagoga-5102464.html/ Дата обращения: 22.03.2022 — Загл. с экрана.

8. «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога» — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://multiurok.ru/files/master-klass-kreativnost-kak-odin-iz-komponentov-p.html/ Дата обращения: 22.03.2022 — Загл. с экрана.

9. Обучение иностранным языкам в контексте компетентностного подхода путем использования инновационных технологий — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/9871/1/978-5-91256-324-9_2016_015.pdf/ Дата обращения: 22.03.2022 — Загл. с экрана.

10. Петухова Е.В. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность // Педагогика и психология. — 2013. — № 2(78). — Т.1. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-pedagogicheskie-tsennosti-prepodavatelya-kreativnost/ Дата обращения: 22.03.2022 — Загл. с экрана.

11. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г.М. Романцев, В.А. Федоров, И.В. Осипова, О.В. Тарасюк; Под ред. Г.М. Романцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, — 2005 — 456 с.

12. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. — 2014.

— № 4 — С. 117-127 — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-diagnostike-kreativnosti/viewer/ Дата обращения: 22.03.2022 — Загл. с экрана.

13. Тест креативности Торренса. Диагностика творческого мышления [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya/ Дата обращения: 22.03.2022 — Загл. с экрана.

14. Тест на мышление и креативность. Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности». Диагностика по методике Дж. Брунера. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://psycabi.net/testy/355-test-na-myshlenie-i-kreativnost-oprosnik-opredelenie-tipov-myshleniya-i-urovnya-kreativnosti-diagnostika-po-metodu-dzh-brunera/ Дата обращения: 22.03.2022 — Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.