УДК 316.752
с1о1: 10.20310/1810-231Х-2018-17-1-85-87 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «КРЕАТИВНОСТЬ» И «ТВОРЧЕСТВО»
Рожкова Светлана Васильевна
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов е-тай: [email protected]
В статье проанализированы позиции педагогов и психологов на соотношение понятий «творчество» и «креативность». Раскрыты эти понятия и точки зрения представителей разных психологических концепций. Концептуальность креативности ориентирована на личность, а концептуальность творчества - на деятельность личности и ее результат. Для сравнительного анализа понятий рассмотрены процессуально-результативные и субъективно-обусловливающие характеристики. Дано авторское понимание креативности.
Ключевые слова: личность, творчество, креативность, характеристика, субъект, процесс
Родоначальниками изучения креативности, проблем ее формирования и развития являются такие западные ученые, как: Ф. Барон, Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Дж. Рензулли, К. Роджерс, В. Смит, Р. Стернберг, Ж. Тейлор, Е. Торренс, Д. Хэлперн и др.
Прилагательное креативный (от лат. creation - творение) - означает творческий, созидательный, а в переводе с английского слово «creativity» означает уровень творческого потенциала, способности к творчеству, составляющей относительно устойчивую характеристику личности. Под креативностью (от лат. creatio - созидание) понимают творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию новых идей. При этом в исследованиях западных психологов широко используется термин «креативность», который, в зависимости от контекста, означает и «творчество», и «способность к творчеству», «творческое мышление» и «креативное мышление» [11.
В русскоязычной литературе каждый из этих терминов означает отдельное понятие. В то же время встречаются исследования, где эти понятия не разводятся и нередко одно подменяется другим.
В связи с этим перенесенное в русскую терминологию «креативность» рассматривается, как синоним слова «творческость» и означает способность порождать множество оригинальных, многообразных идей в нерегламен-тированных условиях деятельности (М. А. Холодная). Особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальные труды Д. Б. Богоявленской, A. M. Матюшкина, Я. А. Пономарева, а также работы таких иссле-
дователей, как В. Н. Дружинин, В. С. Юрке-вич, Е. Л. Яковлева и др. [2].
Обзор литературы показывает: различие понятий креативности и творчества, определяют различные стороны содержательных аспектов, это связано в основном с областью их применения. Для разведения понятий «творчество» и «креативность» исследователи (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова) используют две характеристики: процессуально-результативную (для обозначения творчества) и субъективно-обусловливающую (для обозначения креативности) [3]. Между тем, сам факт возможности разведения данных понятий не ставит творчество и креативность по разные стороны, а, наоборот, создает их устойчивую взаимосвязь, которая может быть выражена в следующем рядоположении: личность - творческий процесс - результат (продукт творчества).
Естественно, что детерминирующим началом в образовании данной взаимосвязи выступает личность человека, точнее, определенная степень развитости ее творческих качеств, позволяющих изменять окружающий мир и саму личность посредством самопознания и бесконечной способности к творческому росту и саморазвитию [4].
Таким образом, концептуальность креативности ориентирована - на личность, а кон-цептуальность творчества - на деятельность личности и ее результат. Креативность предполагает выведение мышления с обыденного сознания на создание необычной ситуации, в которой соединяются несоединимые поля реальности. Сущность творчества заключается в открытии и создании чего-то нового, необыч-
ного, ранее не существовавшего, имеющего ценность и приносящего пользу. Главными признаками творчества являются - оригинальность, неповторимость созданного человеком нового целого из элементов старого на основе особого видения этого предмета творческой личностью.
В психологии можно выделить четыре основных подхода к изучению творчества: среда, в которой осуществляется творчество, творческий продукт, творческий процесс, творческая личность. Общим для самых разных определений является, определение творчества как создания чего-то нового, уникального. Поскольку человеческая индивидуальность уникальна и неповторима, реализация человеком своей индивидуальности уже есть творческий акт [51.
Развитие креативности и творчества происходит в течение всей жизни человека, «творчество присуще человеческому мышлению и человеческой практике, представляя собой глубоко интеллектуальную и личностную деятельность» [61.
В целом можно выделить два основных подхода к изучению и пониманию креативности: когнитивный (познавательный) и личностный. В русле первого направления изучение креативности происходит в тесной связи с исследованием когнитивных процессов. В первую очередь исследователями этого направления рассматривается вопрос о соотнесенности креативности с уровнем интеллекта, как проблемой взаимосвязи создания нового с приобретением и применением уже выработанных знаний и умений. Для представителей второго направления центральным моментом является изучение личностных особенностей творчески проявивших себя людей, в результате чего создается их обобщенный личностный портрет.
К концу XX в. в гуманитарных науках использовалось большое количество трактовок креативности и предпринимались неоднократные попытки классифицировать определения креативности на основе различных психологических концепций.
По мнению И. Н. Дубиной, понятие «креативность» представляет способность субъекта вносить в собственное бытие значимо-новое (новое решение проблемы, новый метод или новое устройство, новый художественный образ и т. п.) независимо от присутствия (или отсутствия) создаваемого в социально-культурном окружении; креативность также выступает как процесс новообразования (процесс возникновения и становления новой идеи), новаторская деятельность и ее продукты.
Э. Торренс определяет креативность, как способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии, осознанию проблем, поиску решений и догадок, недостающих для решения, формированию гипотез, проверке и перепроверке этих гипотез, их модификации, а также сообщению результатов.
В настоящее время существует несколько трактовок креативности:
- психоаналитическая концепция основывается на идее сублимации сексуальных влечений, порождая креативное начало в человеке;
- ассоциативная теория определяет креативность как целенаправленную трансформацию проблемной ситуации в целом;
- экзистенциализм трактует креативность как коммуникацию индивида с окружающей средой;
- в «теории переноса» креативность считается процессом переноса известных аналогов в новую ситуацию;
- концепция интеллектуальных операций полагает, что креативность есть заполнение пробелов в матрице проблемной ситуации, осуществляемое посредством репродукции сходства, дополнения комплекса и абстрагирования;
- согласно диалогической теории культуры, креативность порождает культурные ценности посредством интеграции личностей, личностей и вещей, социальных групп и общества;
- бихевиоризм трактует креативность как биологическую функцию приспособления поведения к новым условиям посредством проб и ошибок;
- современные акмеологические исследования определяют креативность как акмео-логический инвариант профессионализма, проявляющийся не только в высоком творческом потенциале, но и в специальных умениях нестандартно, но эффективно решать профессиональные задачи. Креативность в данном аспекте означает особую способность «использовать данную в задачах информацию разными способами и в быстром темпе» [8].
Мы будем придерживаться мнения, что креативность представляет собой личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, и формируемое за счет влияния социальной среды, ее ценностной ориентации, требований, предъявляемых к человеку, организации информационного потока и целевой направленности всех видов деятель-
ности, начиная с учебной. Она проявляется как в умении самостоятельно видеть и ставить проблемы, так и в нахождении способов их решения и в творческом воплощении их в конкретный продукт.
Литература
1. Голубова В. М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2 (5). С. 1067-1071.
2. Дорфман Л. Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 101-106.
3. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
4. Шаршов И. А. Пространство профессионально-творческого саморазвития субъектов образовательного процесса в вузе // Педагогическое образование и наука. 2004. № 5.
5. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 2000.
6. Баранова Л. В. Особенности образного креативного мышления в юношеском возрасте // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2008. № 1 (57). С. 293-301.
7. Подгузова Е. Е. Креативность личности: возможности развития в условиях вуза. Смоленск, 2001.
References
1. Golubova V. M. Issledovaniye prirody kreativnogo myshleniya i kreativnosti lichnosti [Research of the nature of creative thinking and creativity of the personality] // Fundamental'nye issledovaniya. 2015. № 2 (5). S. 1067-1071.
2. Dorfman L. Ya., Kovaleva G. V. Osnovnye napravleniya issledovanij kreativnosti v nauke i iskusstve [The main directions of researches of creativity in science and art] // Voprosy psikhologii. 1999. № 2. S. 101-106.
3. Slastenin V. A., Podymova L. S. Pedagogika: Innovatsionnaya deyatel'nost' [Pedagogics: Innovative activity]. M., 1997.
4. Sharshov I. A. Prostranstvo professional'no-tvorcheskogo samorazvitiya sub"yektov obrazova-tel'nogo protsessa v vuze [Space of professional and creative self-development of subjects of educational process at higher education institution] // Pedagogi-cheskoye obrazovaniye i nauka. 2004. № 5.
5. Kaloshina I. P. Struktura i mekhanizmy tvorcheskoj deyatel'nosti [Structure and mechanisms of creative activity]. M., 2000.
6. Baranova L. V. Osobennosti obraznogo kreativnogo myshleniya v yunosheskom vozraste [Features of figurative creative thinking at youthful age] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2008. № 1 (57). S. 293-301.
7. Podguzova E. E. Kreativnost' lichnosti: vozmozhnosti razvitiya v usloviyakh vuza [Creativity of the personality: possibilities of development in the conditions of higher education institution]. Smolensk, 2001.
* * *
COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONCEPTS «CREATIVITY» AND «ART»
Rozhkova Svetlana Vasilyevna
Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov е-mail: [email protected]
In article the author analyzed positions of teachers and psychologists on a ratio of concepts «art» and «creativity» and revealed these concepts and the point of view of representatives of different psychological concepts. The conceptuality of creativity focuses on the personality, and conceptuality of creativity - on activity of the personality and its result. The author considered the procedural and productive and subjective causing characteristics for the comparative analysis of concepts and gave the own understanding of creativity.
Key words: personality, art, creativity, characteristic, subject, process
Об авторе:
Рожкова Светлана Васильевна, ассистент кафедры общей и клинической психологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина, г. Тамбов
About the author:
Rozhkova Svetlana Vasilyevna, Research Assistant of the General and Clinical Psychology Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov