Научная статья на тему 'Креативность личности: индивидуальный феномен или общественный?'

Креативность личности: индивидуальный феномен или общественный? Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3342
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ДИАГНОСТИКА / КУЛЬТУРА / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CREATIVITY / SPECIFIC TYPE OF ABILITY / CREATIVE ACHIEVEMENTS / DIAGNOSTICS / CULTURE / RESULTS OF RESEARCH / PROCESS CHARACTERISTIC / POTENTIAL / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васючкова Э. С.

Статья о креативной личности, о самой проблеме креативности, об исследованиях на эту тему, о составляющих само понятие креативность и о том насколько актуален вопрос о формировании креативности с раннего возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creativity of the personality: individual phenomenon or public?

Article about the creative personality, about the problem of creativity, about researches on this subject, about making concept creativity and about that as far as topical issue about creativity formation from early age.

Текст научной работы на тему «Креативность личности: индивидуальный феномен или общественный?»

УДК 37.03

Е.С.Васючкова

КРЕАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН ИЛИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ?

Статья о креативной личности, о самой проблеме креативности, об исследованиях на эту тему, о составляющих само понятие креативность и о том насколько актуален вопрос о формировании креативности с раннего возраста.

Ключевые слова: креативность, специфический вид способности, творческие достижения, диагностика, культура, результаты исследования, характеристика процесса, потенциал, инновационная деятельность.

Vasyuchkova E.S. CREATIVITY OF THE PERSONALITY: INDIVIDUAL PHENOMENON OR PUBLIC?

Article about the creative personality, about the problem of creativity, about researches on this subject, about making concept creativity and about that as far as topical issue about creativity formation from early age.

Keywords: creativity, specific type of ability, creative achievements, diagnostics, culture, results of research, process characteristic, potential, innovative activity.

Прецеденты творческой деятельности существовали на всех этапах прогресса и сегодня можно наблюдать отличную ситуацию от той, которая складывалась ранее. А именно ситуацию, где определяющим фактором в развитии личности скорее становится креативность, нежели творчество как таковое. И мы склонны разграничивать эти два понятия. Сухомлинский В. так трактует понятие творчества: «Творчество - это деятельность духа, интеллектуальная активность человека, непреложное явление природы, являющееся отражением вечного процесса Божественного Творения. Человеческое творчество ограничено во времени и пространстве способностями личности, границами сознательной части человеческой жизни (1). А креативность, по нашему мнению, это скорее стремление к процессу реализации собственных возможностей человека, нежели нацеленность на результат, имеющий, безусловно, значимость. Так какую значимость представляет собой феномен креативности личности - индивидуальную или общественную?

Современное состояние развития общества характеризуется активным участием личности в процессе удовлетворения своих интересов и потребностей с целью культурного и нравственного своего развития. Этому содействует большое количество свободного времени, которое появилось у человека сегодняшнего дня. Творческая деятельность на досуге - это, по сути, свободная, по собственному выбору и в интересах саморазвития деятельность.

Появление новых видов досуговой активности, которые в совокупности радикально меняют природу досуга в нашем обществе, способствуют проявлению интереса к тем занятиям, которые помогают выразить наше творческое «я». При этом большинство из нас считает себя «творческими субъектами».

Сегодня области исследования креативных личностей, которые преимущественно представлены западными точками зрения, весьма и весьма разнообразны. Начиная от исследований черт и мотивов креативных личностей (Т.Амабайл, Р.Кеттеллу, М.Коллинз, Д.МакКиннон, К.Мартиндэйл, М. Чикжентмихалий) и так называемого «Я» в связи с креативностью (Ф.Бэррон, Х.Гоу, Р. Кеттелл,), и заканчивая исследованием креативности как самоактулизации (А.Адлер, М.Боден, А.Маслоу и КРоджерс) и ее соотношения с психиатрией (ГАйзенк, А.Людвиг, Ф.Пост). Однако общая связующая на наш взгляд, которая присуща основной массе исследований, предполагает существование в креативной личности полярных тенденций.

С одной стороны это то понимание креативности личности, которое будет способствовать поступательному и прогрессивному развитию всего человечества, учитывая то, что «креативность принято считать индивидуальным феноменом, и она неизбежно приобретает черты социального процесса» [2, с.49]. С другой стороны, это те возможные разрушительные повороты в обратном направлении, причиной которых от части становится наличие креативного начала личности.

Исследуя проблему креативности, мы выяснили, что в современной научной литературе нет однозначного определения креативности. Понятие «креативность» возникло в 50-х гг. XX столетия и связано с именем Дж. Гилфорда (3). Он рассматривал креативность как способность человека отказываться от стереотипных способов мышления и выделил шесть параметров креативности: 1) способность к обнаружению и постановке проблем; 2) способность к генерированию большого количества идей; 3) гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи; 4) оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно; 5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали; 6) способность решать нестандартные проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Понятие креативности (от лат. creatio — создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности», неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом). Так же креативность рассматривается, как способность сделать или каким-либо способом осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое произведение искусства и т.д. (4, с.225). В научных исследованиях креативность понимается как:

- тип интеллектуальной способности (ДжГилфорд, Н.Марш, С.Берт и др);

- творческий стиль деятельности (Ф.Хеддон, Г.Миттон и др);

- результат творческих достижений личности (Е.П. Торренс, Е.Г. Олгетри, Ю. Фостер, Ф. Юлак и др.);

- свойство или комплексная характеристика личности (М.С. Берштейн, А.В.Брушлинский, Н.Ф. Вишнякова, Я.А. Пономарев, К.Р.Роджерс, Р.Е.Тафель);

- особенность интеллекта или высший уровень интеллектуальной активности мышления (Д.Б. Богоявленская, O.K. Тихомиров и др.).

Несмотря на значимость и большую историю, проблемы творчества и творческих способностей до сих пор недостаточно разработаны. Как отмечает известный исследователь этой проблематики Д.Б. Богоявленская (5, с.89), принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественнонаучных методов. Эта спонтанность проявляется как в невозможности прогнозировать момент озарения и творческого решения, так и в неопределенности (неожиданности) самого предмета творчества, творческой идеи, которые могут возникать вне связи с целью данной познавательной деятельности («чтобы изобретать, надо думать около»). О креативности как специфического вида способности говорил известный американский психолог XX в. Л.Терстоун, представляя креативность как способность быстро усваивать и разными способами использовать новую информацию. Он отметил роль в творческих достижениях индуктивного мышления и некоторых особенностей восприятия, а также обратил внимание на то, что творческие решения чаще приходят в момент релаксации, рассеивания внимания, а не в момент сосредоточения над решением проблемы. Креативность стали рассматривать как способность создавать новые идеи и стали связывать с творческими достижениями (6, с.434).

Проблему креативности исследовали не только отечественные ученые, но и зарубежные.

Изучение креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта и ориентируется ли на измерение познавательных процессов в связи с креативностью. Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности и характеризуется ли вниманием к личностным и мотивационным чертам. Попытки определить креативность посредством познавательных переменных направлены на оценку необычных интеллектуальных факторов и познавательных стилей. Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность мысли (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);способность к разработке гипотезы, логическая независимость реакции от стимула; фантастичность мысли (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Дж. Гилфорд объединил эти факторы под общим названием «дивергентное мышление», которое проявляется тогда, когда проблема только еще должна быть определена или раскрыта и когда не существует заранее предписанного, установившегося пути решения (в отличие от «конвергентного мышления», ориентирующегося на известное или «подходящее» решение проблемы). Результаты проведенных исследований, показывают зависимость оценок креативности от прошлого опыта, характера усвоенных знаний и навыков, особенностей окружающей среды. Зависимость креативности от окружающей среды позволяет, воздействуя на последнюю, формировать креативность, развивать ее. От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего действия? Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой свободой, вольной атмосферой, также от индивидуальных особенностей личности. Личностный подход в изучении креативности характеризуется особым вниманием к эмоциональным и мотивационным факторам, включенным в это свойство. В отношении личностных особенностей, связанных с креативностью, результаты разных исследователей схожи. Выделены некоторые личностные черты (самонадеянность, агрессивность, самодовольство, непризнавание социальных ограничений и чужих мнений), отличающие креативных от не креативных. По мнению некоторых психологов, это говорит о существовании общего типа креативной личности, в отличие от типа личности некреативной. Интересно, что исследования, проведенные на детях и молодежи, показали, что личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это означает, что, по-видимому, креативность можно предсказывать на основании проявления личностных особенностей в довольно раннем возрасте.

Существует точка зрения, согласно которой творческие достижения связаны с неврозами и патологией мозга и нервной системы. Так, Л.Кронбах склоняется к тому, что причин креативности в плохой регуляции мыслительного процесса, в неумении владеть качественным «просеиванием» идей и что креативные дети имели матерей с патологическими личностными особенностями(10). Но есть исследователи, которые, напротив, отмечают у высококреативных индивидов большую силу духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам. Так, Ф.Бэррон нашел, что среди креативных реже встречаются психозы, чем у населения в среднем, но чаще замечаются эксцентричные поступки, отклонения от норм поведения, склонность к самоубийству. Ф.Бэррон объяснил это большей чувствительностью к окружающей среде. Нет единой точки зрения и в отношении мотивационных характеристик креативности. Согласно одной точке зрения, креативный индивид пытается наилучшим образом реализовать себя, максимально соответствовать своим возможностям, выполнить новые, непривычные для него виды деятельности, применить новые способы деятельности. Согласно другой точке зрения, мотивация креативных способностей основана на стремлении к риску, к проверке предела своих

возможностей. Подводя итог вышесказанному, отметим, что особый тип интеллектуальных способностей, называемый креативностью, в настоящее время широко изучается (11).

Часто понятие креативности смешивается с понятием творческого процесса, словно это вещи одного порядка. Но креативность (в отличие от творчества) не процесс, а некая характеристика процесса, особенностей его протекания. С другой стороны, можно рассматривать креативность как «отправную точку», «начало координат» творческого процесса, состояние вдохновения, поэтому так важно с раннего возраста развивать в личности креативность. К сущности креативности применим принцип дополнительности. Ее можно представить как состояние первобытийной пустоты, человеческой открытости миру, что изначально наблюдается у человека. А именно эта открытость и готовность личности познавать все вокруг и дает высокий результат развития креативности, который, в свою очередь, необходим для творческого процесса. И в этом смысле креативность есть качество личности, особое состояние субъекта, предваряющее процесс, который мы называем впоследствии творческим. Она предстает как возможность отрыва от существующей структуры в попытке создания новой. Одной из составляющей креативности является оригинальность идеи.

Не все оригинальные новые идеи одинаково полезны. «Существует разграничение на изолированные и креативные идеи» (12). Изолированные идеи отличаются оригинальностью, нестандартным подходом, но они, как правило, бывают неосуществимы, либо затраты на их осуществление не оправдывают результаты. Единственная их ценность заключается в новизне. Но эта новизна никак не соотносится с реальными возможностями человека или организации. Креативные или хорошие идеи, помимо своей оригинальности, работают. То есть они реалистичны в своем осуществлении и подходы на их внедрение адекватны результатам, которые получатся впоследствии. Это обращает наше внимание на одно неизбежное обстоятельство: креативные идеи сегодняшнего дня, если они действительно были хороши, завтра превращаются в стандартные решения. Таким образом, процесс разработки и внедрения креативных идей является бесконечным.

Важно в понимании креативности отличать ее от не менее популярного слова - инновации. Если креативность - это мыслительный процесс, помогающий генерировать идеи, то инновации представляют собой практическое применение, заимствование или адаптацию этих идей. Более того, инновации зачастую есть внедрение уже используемых новых, прогрессивных технологий, обновление техник и технологических процессов. Инновации - это управляемый, целенаправленный процесс предпринимательской деятельности, связанный с реализацией последних достижений науки, техники и технологий в любой среде. Инновации внедряются в производство в расчете на повышение потребительских свойств продукции и, как следствие, на коммерческий успех. Инновационная деятельность - это тоже вид творческой деятельности, так как даже внедрение чужих идей в конкретную организацию, в конкретное дело требует корректировок, изменений и креативных решений, чтобы достичь максимальной пользы от новой идеи. В инновации особое значение обретает когнитивность - способность освоить опыт внедрения новых идей.

Формирование креативности и творческой способности личности, изучение психических закономерностей и механизмов творческого процесса на всех этапах развития общества являлись актуальной проблемой.

Особенно актуально стоит данный вопрос в контексте сегодняшнего дня, который уже предусматривает совершенствование качеств и способностей человека, пришедшего в современный мир. Креативность это то течение, которое характеризуется активным началом процесса реализации собственных возможностей личности: достаточно высокого уровня умственного развития, то есть большого объема знаний, сформированного логического мышления и т.д., усваивание новой информации и закрепляемости ее, совершенствование этих знаний путем добавления своего нового (новый взгляд на решение задач, новый приобретенный опыт, применение новых (непривычных) видов деятельности, максимальное использование своих скрытых возможностей и т.д.).

Мы знаем, что личность располагает значительными резервами развития. Их выявление и использование, приобретение новых качеств, позволяющих личности включаться в другие (новые) виды деятельности, сама система межличностных отношений требуют максимальной реализации себя, большой силы духа, стойкости к помехам окружающей среды и конфликтам, а это уже характерные черты креативности.

Ученые, изучающие эту проблему, утверждают что креативность тесно связана с самовыражением и самоактуализацией личности, более того, она представляет собой основу личностного роста. Но, вместе с тем, является и существенным резервом гуманизации общества, так как формирует личность креативную -развивающая среда (богатая информационная среда, свободная и вольная атмосфера неформально организованного обучения), особенности культуры, традиции и ценности общества. Досуговая деятельность, в рамках которой осуществляется процесс формирования креативности личности, обладает всем этим необходимым потенциалом и обеспечивает условия для реализации этого креатива.

Итак, креативность личности - это индивидуальный феномен или общественный? Творить, сотворять что-то новое, привлекательное становится смыслом жизни личности. Креативность здесь выступает в качестве ориентира поиска людьми своего индивидуального жизненного смысла. И когда этот смысл признается многими людьми, данным обществом, то становится общественным феноменом. Следовательно, креативность выступает как общественно значимая составляющая, как ценность. И, одновременно, общественная ценность обретает индивидуальную значимость.

Принимая креативность как индивидуальный феномен, поступательно и прогрессивно развивающийся в личности, мы подчеркиваем роль досуга, который неизбежно делает эту креативность социальным процессом.

Литература

1. Barron F. Creative person and creative process. N.Y.: Holt, Rhinehart & Winston, 2009.

2. Брунер, Гуднау и Остин «A Study of Thinking», серия «Цитируемая классика» 2006 (переиздание книги).

3. Гилфорд Джой. Три стороны интеллекта . Сб.: Психология мышления, М., «Прогресс», 2005 г., с. 525

4. Голубева Э. А., Изюмова С. А, Кабардова М. К. и др. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения // Вопросы психологии. 2010. № 2.

5. Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. - М.: Просвещение, 2003. - 194с.

6. Кронбах Л. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: УРАО, 2007.

7. Нельке М. Техники креативности М., 2007

8. Ogletree E. C, Ujlaki W. Effects of social class status on Tests of creative Behavior//J. of Educat Research., p. 67. - 2009.

9. Столетов А. И. Сущность креативности и ее типы. Учебное пособие// вопросы философии. 2009 № 5 Уфа

10. Сухомлинский Василий. Родительская педагогика. Как любить детей. - М.: Педагогика, 2008.

11. Философский энциклопедический словарь. М.,

2004

12. Энгельмейер П. Теория творчества. СПб.,2010.

1. Barron F. Creative person and creative process. N.Y.: Holt, Rhinehart & Winston, 2009.

2. Bruner, Gudnau i Ostin «A Study of Thinking», serija «Citiruemaja klassika» 2006 (pereizdanie knigi).

3. Gilford Dzhoj. Tri storony intellekta . Sb.: Psihologija myshlenija, M., «Progress», 2005 g., s. 525

4. Golubeva Je. A., Izjumova S. A., Kabardova M. K. i dr. Opyt kompleksnogo issledovanija uchashhihsja v svjazi s nekotorymi problemami differenciacii obuchenija // Voprosy psihologii. 2010. № 2.

5. Gotsdiner A.L. Muzykal'naja psihologogija. - M.: Prosveshhenie, 2003. - 194s.

6. Kronbah L. Psihologicheskaja diagnostika. Uchebnoe posobie / Pod red. K.M. Gurevicha i E.M. Borisovoj. M.: URAO, 2007.

7. Nel'ke M. Tehniki kreativnosti M., 2007

8. Ogletree E. C, Ujlaki W. Effects of social class status on Tests of creative Behavior//J. of Educat. Research., p. 67. -2009.

9. Stoletov A. I. Sushhnost' kreativnosti i ee tipy. Uchebnoe posobie// voprosy filosofii. 2009 № 5 Ufa

10. Suhomlinskij Vasilij. Roditel'skaja pedagogika. Kak ljubit' detej. - M.: Pedagogika, 2008.

11. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. M., 2004

12. Jengel'mejer P. Teorija tvorchestva. SPb.,2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.