Научная статья на тему 'КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА, УЧИТЕЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧИМОСТЬ В ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА, УЧИТЕЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧИМОСТЬ В ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1106
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧИТЕЛЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Динар Валерьевич, Степашкина Валерия Александровна

В рамках исследования творчества в деятельности учителя, педагога и преподавателя выявляется необходимость анализа креативной компетентности как интегральной характеристики или системного качества. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящий момент все еще нет однозначного понимания и представления о креативной компетентности учителя, педагога, в рамках данной статьи предпринята попытка определения этой категории. Анализ и систематизация существующих отечественных и зарубежных теорий основаны на подходах, описывающих субъектность учителя, педагога и преподавателя, концепциях понимания креативности и творчества в педагогической деятельности и компетентностном подходе в педагогическом образовании. Целью данного исследования явилось определение сущности креативной компетентности педагога, учителя и преподавателя, в частности, в работе осуществлена попытка описать личностные качества креативного учителя, способствующие становлению профессионала педагогической деятельности. Для достижения цели исследования нами была разработана и предложена структура креативной компетентности учителя, педагога и преподавателя. Креативная компетентность представлена как трехкомпонентная структура, интегральное качество личности учителя, включающее в себя систему компетенции учителя, креативность как личностную характеристику и мотивацию на творчество в педагогической деятельности. Определено, что формирование креативной компетентности обусловлено пересечением компонентов личной мотивации, творческой деятельности и творческого процесса со знаниями, умениями и навыками преподавания в различных предметных областях. Трансформация и модернизация образования выявляет высокий уровень потребности в учителе, который одновременно может и демонстрировать творческое начало в своей деятельности, и применять инновационные средства и технологии для усиления мотивации своих учеников и повышения их вовлеченности в получение и создание нового знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Динар Валерьевич, Степашкина Валерия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATIVE COMPETENCE: DEFINITION, STRUCTURE AND SIGNIFICANCE IN GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER

Creative competence as an integral characteristic or systemic quality is revealed as a part of the study of creativity in the activities of teachers, educators and lecturers. Thus, the relevance of the study is determined by the fact, that there is no unambiguous understanding of the creative competence of teacher and educator at the moment. The framework of this paper was to define this category as well. The analysis and systematization of existing national and foreign theories are based on approaches that describe the subjectivity of a teacher, the concepts of understanding personal creativity and inspiration in pedagogical work, and the competence-based approach in teacher education. The purpose of this study was to determine the essence of the creative competence of a teacher, educator and lecturer. In particular, an attempt was made to describe the personal qualities of a creative teacher that contribute to the development of a professional pedagogical activity. The goal of the study was to propose the structure of the creative competence of a teacher, educator, and lecturer. Creative competence is presented as a three-component structure; CC is an integral quality of the teacher's personality, which includes the teacher's competence system, creativity as a personal characteristic and motivation for creation in pedagogical activity. It is determined that the formation of creative competence is based on the system of components of personal motivation, creative activity and the creative process with knowledge, general skills and teaching skills in various subject areas. The transformation and modernization of education reveals a high level of need for a teacher who can simultaneously demonstrate creativity in practice and implement the innovative tools and technologies for the motivation of students and their involvement in obtaining and creating new knowledge.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА, УЧИТЕЛЯ, ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ЗНАЧИМОСТЬ В ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2022, № 10 (октябрь)

Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)

ART 221068

DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11068

УДК 37.013

Креативная компетентность педагога, учителя, преподавателя: сущность, структура, значимость в общепрофессиональной компетентности

The creative competence: definition, structure and significance in general professional competence of a teacher

Авторы статьи

I

Authors of the article

I

Иванов Динар Валерьевич,

старший преподаватель кафедры начального образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия 79377753905@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3635-7135

Степашкина Валерия Александровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психологии личности ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань, Россия kukusya2007@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0013-3412

Dinar V. Ivanov,

Senior Lecturer, Primary Education Chair,Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University, Kazan, Russia

79377753905@yandex.ru ORCID: 0000-0003-3635-7135

Valeriya A. Stepashkina,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University, Kazan, Russia kukusya2007@yandex.ru ORCID: 0000-0003-0013-3412

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

For citation

Иванов Д. В., Степашкина В. А. Креативная компетентность педагога, учителя, преподавателя: сущность, структура, значимость в общепрофессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2022. - № 10. - С. 57-69. - URL: http://e-koncept.ru/2022/221068.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2022-11068

D. V. Ivanov, V. A. Stepashkina, The creative competence: definition, structure and significance in general professional competence of a teacher // Scientific-methodological electronic journal "Concept". - 2022. - No. 10. -P. 57-69. - URL: http://e-koncept.ru/2022/211068.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2022-11068

Поступила в редакцию Received 03.08.22 Получена положительная рецензия Received a positive review 31,08.22

Принята к публикации Accepted for publication 31.08.22 Опубликована Published 31.10.22

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2022 © Иванов Д. В., Степашкина В. А., 2022

Аннотация

Abstract

L

В рамках исследования творчества в деятельности учителя, педагога и преподавателя выявляется необходимость анализа креативной компетентности как интегральной характеристики или системного качества. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящий момент все еще нет однозначного понимания и представления о креативной компетентности учителя, педагога, в рамках данной статьи предпринята попытка определения этой категории. Анализ и систематизация существующих отечественных и зарубежных теорий основаны на подходах, описывающих субъектность учителя, педагога и преподавателя, концепциях понимания креативности и творчества в педагогической деятельности и компетентност-ном подходе в педагогическом образовании. Целью данного исследования явилось определение сущности креативной компетентности педагога, учителя и преподавателя, в частности, в работе осуществлена попытка описать личностные качества креативного учителя, способствующие становлению профессионала педагогической деятельности. Для достижения цели исследования нами была разработана и предложена структура креативной компетентности учителя, педагога и преподавателя. Креативная компетентность представлена как трехкомпонентная структура, интегральное качество личности учителя, включающее в себя систему компетенции учителя, креативность как личностную характеристику и мотивацию на творчество в педагогической деятельности. Определено, что формирование креативной компетентности обусловлено пересечением компонентов личной мотивации, творческой деятельности и творческого процесса со знаниями, умениями и навыками преподавания в различных предметных областях. Трансформация и модернизация образования выявляет высокий уровень потребности в учителе, который одновременно может и демонстрировать творческое начало в своей деятельности, и применять инновационные средства и технологии для усиления мотивации своих учеников и повышения их вовлеченности в получение и создание нового знания.

Creative competence as an integral characteristic or systemic quality is revealed as a part of the study of creativity in the activities of teachers, educators and lecturers. Thus, the relevance of the study is determined by the fact, that there is no unambiguous understanding of the creative competence of teacher and educator at the moment. The framework of this paper was to define this category as well. The analysis and systematization of existing national and foreign theories are based on approaches that describe the subjectivity of a teacher, the concepts of understanding personal creativity and inspiration in pedagogical work, and the competence-based approach in teacher education. The purpose of this study was to determine the essence of the creative competence of a teacher, educator and lecturer. In particular, an attempt was made to describe the personal qualities of a creative teacher that contribute to the development of a professional pedagogical activity. The goal of the study was to propose the structure of the creative competence of a teacher, educator, and lecturer. Creative competence is presented as a three-component structure; CC is an integral quality of the teacher's personality, which includes the teacher's competence system, creativity as a personal characteristic and motivation for creation in pedagogical activity. It is determined that the formation of creative competence is based on the system of components of personal motivation, creative activity and the creative process with knowledge, general skills and teaching skills in various subject areas. The transformation and modernization of education reveals a high level of need for a teacher who can simultaneously demonstrate creativity in practice and implement the innovative tools and technologies for the motivation of students and their involvement in obtaining and creating new knowledge.

Ключевые слова

Key words

креативность, креативная компетентность, учитель, общепрофессиональная компетентность, педагогическая деятельность

creativity, creative competence, teacher, professional competence

Благодарности

Acknowledgements

Работа выполнена за счет средств Программы стратегического академического лидерства Казанского (Приволжского) федерального университета (Приоритет-2030).

This paper has been supported by the Kazan Federal University Strategic Academic Leadership Program (Priority-2030).

Введение / Introduction

Долгое время становление образовательной среды до настоящего времени не выявляло острой необходимости в развитии креативности у будущего педагога, учителя и преподавателя. Однако динамика и скорость меняющихся условий в системе образования указывают, что именно креативность позволит будущему специалисту в области образования легче перестраиваться в процессе преподавания, профессиональной коммуникации и управления обучением в образовательных учреждениях разного уровня. Перед системой педагогического образования, на наш взгляд, ставится важнейшая цель подготовки «нового, современного креативного педагога, учителя, преподавателя». На

фоне необходимости подготовки современного и эффективного учителя в обществе выявляется социальный заказ на изучение творческого потенциала педагогической деятельности [1], а следовательно, возникает проблемный вопрос, касающийся требования к умножению креативности в личности будущего учителя, педагога, преподавателя. В соответствии с результатами многочисленных современных междисциплинарных исследований ученые все чаще обращаются к понятиям «креативность» и «творчество», так как без креативных способностей учитель будет не готов к решению сложных задач при обучении детей: в подготовке учителя применяются разнообразные методы развития творческой готовности к педагогическому труду [2], рассматриваются принципы развития креативности учителя [3], определяется сущность и содержание понятий «креативность» и «творчество» в деятельности учителя [4, 5]. Актуальность теоретического осмысления и определения компонентов креативной компетентности детерминируется интересом ученых в области образования к изучению компетенций и компетентности эффективного учителя как в России, так и в мире [6].

Целью данного исследования явилось определение сущности креативной компетентности педагога, учителя и преподавателя; в частности, в работе осуществлена попытка описать личностные качества креативного учителя, способствующие становлению профессионала педагогической деятельности. В рамках данного теоретического исследования представлен анализ и систематизация подходов к пониманию креативной компетентности, предложено определение и выделены компоненты креативной компетентности педагога, учителя, преподавателя.

Обзор литературы / Literature review

Определяющим обстоятельством необходимости формирования креативной компетентности является смещение фокуса педагогического образования с репродуктивной формы обучения на продуктивную, с накопления разрозненных знаний на формирование профессиональной стратегии взаимодействия с обучающимся. Иначе говоря, знания находятся в свободном доступе для любого обучающегося, при этом современный креативный педагог может показать, как использовать эти знания. Именно креативная компетентность в структуре профессионализма педагога, учителя, преподавателя может стать триггером для активности и мотивированности обучающихся. Креативный педагог, учитель, преподаватель может «подтолкнуть» обучающегося к целостному знанию о мире. Качество преподавания, таким образом, во многом зависит от креативности, которая указывает на уровень профессиональной гибкости личности учителя в педагогической деятельности. Перед нами встает вопрос: как же соотносятся понятия «компетентность», «креативность» и «творчество» в рамках педагогического образования?

Представление о творчестве близко связано с понятием «креативность». Творчество может быть рассмотрено как в отечественных, так и в зарубежных теориях с позиции процесса как особого вида деятельности, определяющего создание нового в профессиональной педагогической реализации учителя. В свою очередь креативность представляет собой способность, в некотором смысле потенциал или ресурс личности использовать нестандартные методы, способы и инструменты в преподавании, креативный учитель, педагог понимает и определяет, для чего и что нужно создавать в пространстве коммуникации с детьми [7]. Согласно идее креативного обучения Т. Кремин, креативность учителя дает возможность сделать обучение более интересным и эффективным для детей. Творчество учителя выявляет «творческие сильные стороны детей». По мнению

Т. Кремин, концепция креативности в учительской практике включает в себя педагогику учителя с особенными личностными характеристиками [8]. В настоящий момент развития системы подготовки учителя в меняющемся мире необходимо учитывать, что будущий педагог должен уметь проявлять эмпатию, сензитивность, демонстрировать личностную окраску преподавания. Именно креативность дает дополнительную возможность учителю работать с учениками совместно и в равном партнерстве [9].

Понятие «компетентность» происходит от латинского слова competetia и подразумевает способность, опытность. В наиболее широком смысле компетентность составляет системную совокупность знаний, умений и качеств, необходимых для реализации конкретного вида деятельности. Компетентность, таким образом, это интегральная характеристика, в основе которой лежит готовность к выполнению профессиональных действий и реализация профессионального опыта. Профессионал в области образования должен быть компетентен в вопросах преподавания, обучения, развития и воспитания. В некотором смысле компетентность - это способность к решению профессиональных задач. В компетентности преподавателя (как единой системе) раскрываются знания в предметной области, в области методики преподавания, педагогического творчества и управления педагогической деятельностью. Общепрофессиональные, общекультурные и профессиональные компетенции четко обозначены при подготовке профессионала в области образования. Однако все еще существует нехватка компетенций, указывающих на инноваци-онность и творческое начало в деятельности педагога, учителя, преподавателя [10].

Мы можем говорить о том, что содержание профессиональной компетентности определяет широту и глубину профессионального образа мира педагога, учителя, преподавателя и его репрезентацию в педагогической деятельности. Соответственно, обращаясь к содержанию профессиональной компетентности педагога и исходя из соотношения педагогической деятельности и образа мира личности [11], можно выделить следующие уровни реализации опыта учителя:

- модальный уровень профессионального образа мира - уровень, на котором педагог, учитель или преподаватель готов актуализировать когнитивные процессы, оперировать образами действительности и включать их в свою деятельность. На данном уровне педагог получает и использует представления, образы памяти, образы восприятия непосредственно отражаемого и встраивает их в контекст профессии. Именно на этом уровне формируются основные знания, умения и навыки, необходимые для осуществления педагогической деятельности;

- амодальный уровень профессионального образа мира - уровень осмысленности профессиональной деятельности педагогом, учителем, преподавателем. На данном уровне учитель, педагог определяет личностный смысл педагогической деятельности, ее значение для себя, своего ученика, общества.

Такое представление о профессиональной компетентности в аспекте образа мира соотносится с понятием субъектности педагога, проявляющейся в его активности, целостности и автономности в отношении к миру и своей деятельности, соответственно, как пишет С. Н. Глазачев с соавторами, субъектность педагога выражена в «диалектическом единстве объективных возможностей и субъективных способностей творчески реа-лизовывать личностно значимые и социально обусловленные потребности, интересы, педагогические цели и задачи» [12].

Профессиональный образ мира личности учителя, педагога при его реализации на двух уровнях выявляет целостную субъектную реальность из осмысленных связанных

друг с другом образов объектов, субъектов, явлений, процессов действительности. Общепрофессиональная педагогическая компетентность педагога, учителя в некотором смысле и есть его образ мира, который представлен и в контексте личности, и в контексте индивидуальности. Субъективная профессиональная реальность может выступать как образ мира педагога, учителя, преподавателя, а его профессиональная репрезентация (реализация) отражает основные личностные качества и успешность педагогической деятельности. Учителя успешно учатся быть учителями, когда опыт обучения определяется через такие личностные качества, как находчивость, способность размышлять, решать проблемы во взаимоотношениях с другими людьми и готовность интегрировать новое знание в педагогическую деятельность [13]. Творчество в целом может рассматриваться как продуктивная или созидательная деятельность, а креативность - общечеловеческая способность, именно через творческую деятельность креативный человек мотивируется на развитие. Творчество позволяет создавать новый материальный продукт или преобразовывать и совершенствовать духовную составляющую жизни человека [14]. Именно творческая деятельность позволяет педагогу преобразовывать неопределенность в понятное для обучающихся знание, творчество и как процесс, и как деятельность является поддерживающим инструментом в педагогической практике работы с классом [15]. Творчество может становиться особым личностным смыслом, реализуемым в профессиональном образе мира педагога, учителя, преподавателя по отношению к себе, к другим и миру в целом. Творческое начало в педагогической деятельности - высшая точка самореализации в процессе преподавания. В педагогической деятельности творчество позволяет на основе уже познанного создавать новые модели преподавания и обучения: «творческую личность учителя отличают гибкое, богатое комбинациями мышление, способность к вычленению существенных признаков из комплекса самоподчиненных признаков, способность быстро перестраиваться, владеть такими операциями, как комбинирование, варьирование, транспонирование, объединяемое обычно понятием "фантазия"» [16]. Креативность как единая целая характеристика в этом аспекте может выражаться через сочетание индивидуальных особенностей и способностей, которые определяют возможность человека к творчеству, возможность осуществлять творческое деятельное начало в конкретной сфере [17]. Творческая, креативная личность педагога, учителя, преподавателя включает высокую профессиональную интеллектуальность в следующих проявлениях: инициативность, склонность к творческому сомнению, чувство новизны, необычного, жажда познания. Творческая, креативная личность в педагогической деятельности обогащает окружающий мир, преобразовывает и развивает эмоциональную составляющую личности [18]. Более того, творческая реализация профессионала позволяет сохранять устойчивость в переживании психологического благополучия.

В свою очередь, креативная компетентность как «грань общей профессиональной компетентности» позволяет обобщать, синтезировать и согласовывать профессиональные знания в педагогическом действии (в эффективном преподавании). По мнению Ф. В. Шарипова, среди прочих компетентностей профессиональной деятельности креативная компетентность целесообразно включена в педагогическую деятельность. По его мнению, креативность отражает «уровень творческой одаренности» и выявляет «способности к творчеству», что обусловливает реализацию личности в процессе творчества, в котором креативность педагога, учителя, преподавателя раскрывается как необходимое качество [19, 20]. В работах А. Г. Шумовской [21] креативная компетентность подразумевает способность к творчеству, коммуникации, работе в команде с непременным усло-

вием создания нового. Креативность как компетентность педагога в концепции Р. Хар-риса [22] показана как умение создавать что-то новое: творческий педагог, таким образом, преобразует идеи и знания из своего опыта в классе. Как компоненты креативности профессионалов педагогической деятельности выделяются следующие качества [23]:

- интерес к парадоксам;

- склонность к сомнению;

- чувство новизны;

- острота мысли;

- творческое воображение;

- интуиция;

- эстетическое чувство красоты;

- остроумие;

- способность открывать аналогии;

- смелость и независимость суждений;

- самокритичность;

- логическая строгость;

- способность пользоваться различными формами доказательств.

Наличие этих качеств, на наш взгляд, определяет направленность к преобразованию знаний и отдельных компетенций в практическую реализацию педагогической деятельности, т. е. креативная компетентность предполагает реализацию креативности как отдельного свойства личности в деятельности профессионала, а, как известно, деятельность направлена на преобразование мира. Вероятно, именно креативность, проявляемая в преподавательской деятельности или преподавании, преобразовывает систему образования изнутри за счет новаторства и инноваций, вводимых в педагогическое взаимодействие «учитель - ученик». Креативность в структуре профессиональной компетентности создает возможность перехода от стандартности существующего опыта к переструктуризации своих знаний, что влечет за собой изменение в личности педагога, учителя, преподавателя. В рамках творческой деятельности педагога креативность позволяет осмысленно и осознанно относиться к решению профессиональных проблем [24]. Как сложный феномен креативность учителя рассматривается как процесс реализации компонентов способности к творчеству на двух уровнях: индивидуальном и управленческом, по содержанию креативность состоит из опыта (интеллекта) и движущих сил (мотивации) учителя к созданию нового. При этом творчество должно быть одной из ценностей учителя [25].

Предпосылками развития креативной компетентности, с точки зрения З. А. Ахмедо-вой, являются особые качества личности педагога, среди которых - общекультурная подготовка, социальная активность, педагогическое мышление, способность к педагогической импровизации и стремление к педагогическому совершенствованию [26]. В свою очередь в работах Т. В. Яковенко [27] отражена концептуальная модель формирования креативной компетентности в педагогической профессии. С точки зрения содержания креативная компетентность включает в себя личностно-ценностный, когнитивный и функци-онально-деятельностный компоненты. В данном контексте выделяются два вида креативности в педагогической деятельности: потенциальная, выраженная в возможности, потенциале и ресурсе, скрытом в личности, и актуальная креативность, которая раскрыта и осуществляется непосредственно в профессии. Потенциальная креативность через подготовку педагога, учителя и преподавателя должна становиться актуальной креативностью (в действительности) через качественное освоение ее носителем профессии [28]. Педагог с

актуальной креативностью начинает осмыслять причинно-следственные связи процесса обучения и системно подходить к процессу преподавания. На наш взгляд, готовность к творческой реализации отличает высокую квалификацию профессионала в педагогической деятельности и выявляет творца в педагогике. Так, подбор методов преподавания как способов решения педагогических проблем, с новизной и оригинальностью, педагогом, учителем и преподавателем детерминирован индивидуально-личностными особенностями обучающихся. Как не может быть двух одинаковых учеников, так не может быть одинаковых стандартных способов, приемов и форм передачи опыта, знаний, умений и навыков. Иными словами, развитие креативной компетентности педагогов может быть рассмотрено в рамках инновационного образования. В данном контексте креативность представлена с позиции наличия новшества профессиональной реализации. Если применять идею инновационного образования к подготовке будущих учителей, педагогов и преподавателей, то креативность включает в себя умение использовать современные информационные, электронные и цифровые ресурсы в процессе получения и передачи знаний, а также умение создавать новые педагогические технологии для организации эффективного процесса преподавания и обучения. Креативность вносит в работу педагога важный функциональный компонент их деятельности: готовность к организации и проведению исследования. Успешный педагог, таким образом, рефлексирует, анализирует, исследует, диагностирует эффективность своей работы во взаимодействии с обучающимся [29]. Кроме того, сами учителя и педагоги ожидают проявления креативности от своих учеников; креативность определяется учителями через когнитивную, мотивационную и личностную составляющие [30, 31].

Говоря о креативности с позиции понимания компетентности И. А. Зимней, мы можем отметить, что креативная компетентность характеризуется мобилизацией и реализацией творческого потенциала в профессиональной ситуации педагога [32, 33]. Как пишет Е. В. Коточигова, креативная компетентность указывает на наличие и реализацию творческих достижений личности, по мнению автора, креативная компетентность реализуется «как способность к созданию новых профессиональных продуктов и высоких результатов деятельности за счет реализации творческих способностей личности» [34]. По мнению Р. Эпштейна и соавторов, «креативная компетентность» должна заключаться в «готовности адаптивно и самостоятельно использовать полученные знания» в профессиональной деятельности. Человек может дополнять систему знаний и стремиться к самосовершенствованию. Креативная компетентность включает в себя четыре основные компетенции творческого самовыражения [35, 36], поэтому мы можем определить эти компетенции в личности учителя:

1. «Расширение знаний и навыков» (учитель сознательно обращается к новым знаниям и навыкам вне своего опыта).

2. «Овладение новыми идеями» (вдохновение учителя основано на различных новых идеях «по мере их возникновения, без предварительного оценивания или редактирования»).

3. «Управление взаимодействием с окружением» (вдохновение учителя позитивно зависит от социального общения; учитель стремится к получению новых и свежих идей в социальной среде).

4. «Поиск вызовов и готовность к вызовам» (учитель готов к вызовам и успешно справляется с неудачей).

В свою очередь, В. И. Андреев выделяет креативность и творческий подход к делу как один из компонентов конкурентоспособности [37]. И в этом аспекте можно опреде-

лить, что одной из важнейших целей высших образовательных заведений при подготовке учителя является то, что важно выпустить на рынок труда высококачественного специалиста, профессионала в своем деле, который будет обладать необходимыми компетенциями для решения поставленных задач в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, мы можем видеть, что креативная компетентность является сложным педагогическим феноменом, который реализуется в профессиональном плане через раскрытие взаимосвязанных компонентов. Выявляется проблема недостаточной разработанности сущности креативной компетентности, что может затруднять оценку готовности и развития способности к творчеству у учителей, педагогов и преподавателей.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Анализ зарубежного и отечественного опыта по проблеме понимания креативной компетентности в структуре общепрофессиональной компетентности педагога, учителя, преподавателя предоставляет возможность сделать выводы о важности формирования креативной компетентности современного учителя на основе уже имеющихся предпосылок развития личности учителя, педагога, преподавателя как профессионала. В рамках данной статьи были проанализированы и систематизированы теории и концепции, описывающие субъектность педагога, подходы к пониманию креативности и творчества в педагогической деятельности, компетентностный подход в педагогическом образовании.

Для достижения цели исследования нами была разработана и предложена сущность и структура креативной компетентности учителя, педагога, преподавателя, в результате теоретического исследования дано определение креативной компетентности в педагогической деятельности, формирование и развитие которой обусловливает эффективность профессиональной реализации педагога, учителя, преподавателя.

Результаты исследования / Research results

В работах отечественных и зарубежных ученых особое значение отводится проблеме содержания и определения креативной компетентности будущего учителя в реалиях современных трансформаций педагогического образования. Обобщая теории и концепции исследователей, можно определить, что креативная компетентность подразумевает целостную, интегративную характеристику личности учителя, педагога, выраженную в личностной креативности, креативном потенциале, сформированном образе «Я» в аспекте креативного потенциала, мотивации на творческую педагогическую деятельность в сочетании с общепрофессиональными, общекультурными и профессиональными компетенциями, указывающими на инновационность и творческое начало в деятельности педагога, учителя. Данное нами определение выявляет, что креативная компетентность представляет собой структуру, далее на рисунке представлена модель структуры креативной компетентности будущего учителя, состоящая из трех компонентов.

Сформированная креативная компетентность включает в себя три параметра (компонента):

- Компетенции (совокупность определенных ЗУН, относящихся к общекультурным, общепрофессиональным и профессиональным компетенциям, позволяющим реализовывать творческий потенциал в педагогической деятельности).

Креативная компетентность -система взаимодействующих компонентов, направленных на эффективную творческую педагогическую деятельность

Структура креативной компетентности

- Креативность - личностная характеристика, включающая способность к творческому мышлению, например: гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения, готовность к практическому применению методов креативного мышления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Мотивация (внутренняя и внешняя) на творчество, интерес, ценностно-смысловая система побуждений к реализации творческого потенциала, стремление и направленность создавать, модернизировать и трансформировать процесс педагогической деятельности с целью получения качественно новых результатов.

Рассматривая креативную компетентность как трехкомпонентную структуру, мы можем говорить о том, что ее сформированность обеспечивает применение материалов более эффективно и разнообразно, поскольку учителя могут придумать более одного решения проблемы того, что включать на каждом этапе преподавания. Учителям легче увидеть новые способы изменения существующего материала, чтобы педагогическое взаимодействие могло соответствовать образовательным целям, потребностям обучающихся и контексту обучения. Учителя не ограничены однозначностью выбранного метода, креативность позволяет выбирать эклектичность способов и инструментов, позволяющих обучающимся усваивать больший объем знаний и умений с более высокой вероятностью включенности в обучение и усилением заинтересованности.

Таким образом, выявляются факторы, влияющие на успешное формирование креативной компетентности: личностные черты, опыт обучения и воспитания учителя, мотивация на получение нового профессионального опыта, образовательная среда. Среди этих факторов наиболее важными являются установка на получение креативных навыков в процессе образования, преданность профессии. Творчеству можно научить, оно не является готовой способностью и не является деятельностью, которая может выработаться стихийно. Стратегии формирования креативной компетентности предполагают обучение будущего учителя, педагога и преподавателя применению творческих методов, средств и инструментов, организацию педагогической деятельности, ориентированной на обучающихся, мультимедийную помощь, навыки управления классом, группой, учет связи содержания обучения, творчества и реальной жизни, поощрение проявления инновационности и креативности в размышлении. При этом формирование креативной компетентности обусловлено пересече-

нием компонентов личной мотивации, творческой деятельности и творческого процесса со знаниями, умениями и навыками преподавания в различных предметных областях. Иначе говоря, учителя, педагоги и преподаватели должны быть подготовлены к стратегическому пониманию важности креативности процесса преподавания через стимулирование и повышение их внутренних ресурсов. Стоит отметить, что креативная компетентность может сформироваться при условии глубокого понимания сущности творчества, наличии глубоких и широких представлений о творческих методах и программах преподавания и обучения. Не менее важно наличие наставнического пути развития креативного учителя, педагога и преподавателя, к примеру, молодой будущий педагог нуждается в творческом профессионале-наставнике, к которому можно обратиться за рекомендацией, за советом. Более того, система подготовки учителя с позиции наставничества должна давать возможность будущему педагогу получать опыт творческой реализации от успешного наставника-практика.

Заключение / Conclusion

Обобщая научный опыт и теоретические основы исследования ученых в области педагогики и психологии, мы можем говорить о том, что креативная компетентность складывается по структуре в системное качество. Креативная компетентность включает в себя не только компетенции как полученные профессиональные знания и выработанные умения и навыки, но и вбирает характеристики, которые интегрируют личностные особенности, необходимые учителю, педагогу для творчества и сотворчества, а также ориентацию (направленность) на педагогическую деятельность, выраженную в ценностно-смысловой и мотивационной составляющих профессионального образа мира учителя, педагога. Креативная компетентность формируется на базе творческих компетенций и личностных особенностей, позволяющих достигать качественно новых результатов в педагогической деятельности.

Ссылки на источники / References

1. Виноградова Т. И. Беглость, гибкость и оригинальность как основные компоненты в структуре креативности // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 4 (8). - С. 104-108.

2. Тутолмин А. В. Креативные техники развития творческой личности будущего учителя // Наука, образование, общество. - 2015. - № 2. - С. 84-98.

3. Тутолмин А. В. Формирование и развитие креативной компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2012. - № 2. - С. 49-58.

4. Чаптыкова О. Ю. Теоретико-методологические аспекты формирования компетентности будущего учителя в межкультурном взаимодействии // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 4 (43). -С. 55-61. - URL: https://www.po-rt.ru/articles/159.

5. Яковенко Т. В. Понятие «креативность» как психолого-педагогическая проблема // Вестник Луганской академии внутренних дел имени Э. А. Дидоренко. - 2019. - № 2. - С. 207-213.

6. Ivanov D. V., Stepashkina V. A., Sadovaya V. V. The Creative Competence of Future Teachers in In-formation-Educational Environment of University // ARPHA Proceedings. - 2020. - Vol. 3. - P. 865-874. DOI: https://doi.org/10.3897/ap.2.e0865

7. Никитин О. Д. Развитие креативности как основа профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2009. - 22 с.

8. Cremin T. Creative teachers and creative teaching // Creativity in Primary Education / ed. A. Wilson. - 2nd ed. -Achieving QTS Cross-Curricular Strand. Exeter: Learning Matters. - 2009. - Р. 36-46. - URL: https://www.aca-demia.edu/19272408/Creative_teachers_and_creative_teaching.

9. Morais M. F., Azevedo I. What is a creative teacher and what is a creative pupil? Perceptions of teachers // Proce-dia-Social and Behavioral Sciences. - 2011. - № 12. - P. 330-339. - URL: https://repositorium.sdum.uminho.pt/bit-stream/1822/14863/1/elsevier%202011.pdf.

10. Брякова И. Е. Формирование креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза: монография / Мин-во образования и науки РФ, Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. - 380 с.

11. Степашкина В. А. Проблема понимания «Образа мира» личности // Бехтерев и современная психология человечности: сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 10-12 сентября 2015 г. - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 206-211.

12. Глазачев С. Н., Кашлев С. С., Соколова Н. И. Субъектность педагога как культуросообразная потребность общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2010. - № 3. - С. 40-45.

13. Loveless A. Literature Review in Creativity, New Technologies and Learning // A NESTA Futurelab Research report. - 2002. -Report 4. - 41 p. - URL: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.959.4458&rep=rep1&type=pdf.

14. Жаринова Е. Г. Использование идей С. Т. Шацкого в современном высшем учебном заведении // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - Т. 6. - № 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/77PDMN418.pdf.

15. Calavia M. B., Blanco T., Casas R. Fostering creativity as a problem-solving competence through design: Think-Create-Learn, a tool for teachers // Thinking skills and creativity. - 2021. - Vol. 39. - P. 100761. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.tsc.2020.100761

16. Сластенин В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс // Сибирский педагогический журнал. -2005. - № 4. - С. 3-13.

17. Утёмов В. В. Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2012. - № 2 (Февраль). - С. 16-20. - URL: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm.

18. Вишнякова Н. Ф. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. - М., 1996. - 40 с.

19. Шарипов Ф. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза // Высшее образование сегодня. -2010. - № 1. - С. 72-77. - URL: http://contrlist.ucoz.ru/2014/2014-11/Mirror4/sharipov.pdf.

20. Шарипов Ф. В. Психолого-педагогические аспекты развития креативности учащихся // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 10. - С. 61-70. - URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34246.

21. Шумовская А. Г. Формирование креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве: дис. канд. пед. наук: 13.00. 01. - Иркутск, 2013. - 208 с.

22. Harris R. Introduction to creative thinking. - 1998. - URL: https://www.virtualsalt.com/introduction-to-creative-thinking/

23. Гаджиева П. Д., Хурдаев Н. А. Креативность как необходимое условие инновационной деятельности педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 105-107.

24. Петухова Е. А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - Т. 1. - № 2 (78). - С. 68-70.

25. Fischer B. M. Developing and sustaining creativity: Creative processes in Canadian junior college teachers // Thinking Skills and Creativity. - 2020. - Vol. 38. - P. 100754. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100754

26. Ахмедова З. А. О формировании креативной компетенции педагога // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 10. - С. 4-7. - URL: http://spo.expert/up-load/iblock/96d/%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%E2%84%9610%202019.pdf.

27. Яковенко Т. В. Концептуальная модель формирования креативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2019. - Т. 25. - № 3. - С. 166-171. - URL: https://ksu.edu.ru/files/vest-nik_ksu/nomera_vestnik_ksu_pip/vestnik_ksu_pip_3_2019.pdf.

28. Гаджиева П. Д., Хурдаев Н. А. Креативность как необходимое условие инновационной деятельности педагога.

29. Шитов С. Б. Креативный специалист как перспектива развития высшего технического образования в России: социально-философский взгляд // Культура. Духовность. Общество. - 2014. - № 9. - С. 211-215.

30. Gralewski J. Teachers' beliefs about creative students' characteristics: A qualitative study // Thinking Skills and Creativity. - 2019. - Vol. 31. - P. 138-155. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.11.008

31. Gralewski J., Karwowski M. Are teachers' ratings of students' creativity related to students' divergent thinking? A meta-analysis // Thinking Skills and Creativity. - 2019. - Vol. 33. - P. 100583. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2019.100583

32. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 39 с.

33. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

34. Коточигова Е. В. Креативная компетентность как требование к современному педагогу // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2014. - № 2. - С. 81.

35. Epstein R., Kaminaka K., Phan V., Uda R. How is creativity best managed? Some empirical and theoretical guidelines // Creativity and Innovation Management. - 2013. - 22(4). - P. 359-374.

36. Epstein R., Phan V. Which competencies are most important for creative expression? Creativity // Research Journal. - 2012. - 24(4). - P. 278-282.

37. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казан. Гос. ун-та, 1988. - 238 с.

1. Vinogradova, T. I. (2014). "Beglost', gibkost' i original'nost' kak osnovnye komponenty v strukture kreativnosti" [Fluency, flexibility and originality as the main components in the structure of creativity], Nauchno-issledovatel'skie publikacii, № 4 (8), pp. 104-108 (in Russian).

2. Tutolmin, A. V. (2015). "Kreativnye tekhniki razvitiya tvorcheskoj lichnosti budushchego uchitelya" [Creative techniques for the development of the creative personality of the future teacher], Nauka, obrazovanie, obshchestvo, № 2, pp. 84-98 (in Russian).

3. Tutolmin, A. V. (2012). "Formirovanie i razvitie kreativnoj kompetentnosti budushchego uchitelya v processe pro-fessional'noj podgotovki v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya" [Formation and development of creative competence of the future teacher in the process of professional training in the system of continuous pedagogical education], Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya "Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika", № 2, pp. 49-58 (in Russian).

4. Chaptykova, O. Yu. (2020). "Teoretiko-metodologicheskie aspekty formirovaniya kompetentnosti budushchego uchitelya v mezhkul'turnom vzaimodejstvii" [Theoretical and methodological aspects of the formation of the future teacher competence in intercultural interaction], Professional'noe obrazovanie i rynok truda, № 4 (43), pp. 55-61. Available at: https://www.po-rt.ru/articles/159 (in Russian).

5. Yakovenko, T. V. (2019). "Ponyatie "kreativnost'" kak psihologo-pedagogicheskaya problema" [The concept of "creativity" as a psychological and pedagogical issue], Vestnik Luganskoj akademii vnutrennih del imeni E. A. Didorenko, № 2, pp. 207-213 (in Russian).

6. Ivanov, D. V., Stepashkina, V. A., & Sadovaya, V. V. (2020). "The Creative Competence of Future Teachers in Information-Educational Environment of University", ARPHA Proceedings, vol. 3, pp. 865-874. DOI: https://doi.org/10.3897/ap.2.e0865 (in English).

7. Nikitin, O. D. (2009). Razvitie kreativnosti kak osnova professional'noj podgotovki studentovpedagogicheskih vuzov [Creativity development as the basis of professional training of pedagogical universities students]: avtoref. dis. kand. ped. nauk: 13.00.08, Moscow, 22 p. (in Russian).

8. Cremin, T. (2009). "Creative teachers and creative teaching", Wilson, A. (ed.). Creativity in Primary Education, 2nd ed., Achieving QTS Cross-Curricular Strand. Exeter: Learning Matters, pp. 36-46. Available at: https://www.aca-demia.edu/19272408/Creative_teachers_and_creative_teaching (in English).

9. Morais, M. F., & Azevedo, I. (2011). "What is a creative teacher and what is a creative pupil? Perceptions of teachers", Procedia-Social and Behavioral Sciences, № 12, pp. 330-339. Available at: https://repositorium.sdum.umi-nho.pt/bitstream/1822/14863/1/elsevier%202011.pdf (in English).

10. Bryakova, I. E. (2010). Formirovanie kreativnoj kompetentnosti studentov-filologov pedagogicheskogo vuza [Formation of creative competence of students-philologists in a pedagogical university]: monografiya, Min-vo obrazovaniya i nauki RF, Orenburg. gos. ped. un-t, Izd-vo OGPU, Orenburg, 380 p. (in Russian).

11. Stepashkina, V. A. (2015). "Problema ponimaniya "Obraza mira" lichnosti" [The problem of understanding the "image of the world" of the individual], Bekhterev i sovremennaya psihologiya chelovechnosti: sb. st. V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kazan', 10-12 sentyabrya 2015 g., Izd-vo "Otechestvo", Kazan', pp. 206-211 (in Russian).

12. Glazachev, S. N., Kashlev, S. S., & Sokolova, N. I. (2010). "Sub"ektnost' pedagoga kak kul'turosoobraznaya po-trebnost' obshchestva" [The subjectivity of the teacher as a cultural need of society], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Psihologiya i pedagogika, № 3, pp. 40-45 (in Russian).

13. Loveless, A. (2002). "Literature Review in Creativity, New Technologies and Learning", A NESTA Futurelab Research report, report 4, 41 p. Available at: https://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/down-load?doi=10.1.1.959.4458&rep=rep1&type=pdf (in English).

14. Zharinova, E. G. (2018). "Ispol'zovanie idej S. T. Shackogo v sovremennom vysshem uchebnom zavedenii" [Using the ideas of S. T. Shatsky in a modern higher education institution], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, t. 6, № 4. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/77PDMN418.pdf (in Russian).

15. Calavia, M. B., Blanco, T., & Casas, R. (2021). "Fostering creativity as a problem-solving competence through design: Think-Create-Learn, a tool for teachers", Thinking skills and creativity, vol. 39, pp. 100761. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.tsc.2020.100761 (in English).

16. Slastenin, V. A. (2005). "Pedagogicheskaya deyatel'nost' kak tvorcheskij process" [Pedagogical activity as a creative process], Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, № 4, pp. 3-13 (in Russian).

17. Utyomov, V. V. (2012). "Model' razvitiya kreativnosti uchashchihsya na osnove sistemy zadach otkrytogo tipa" [A model for developing students' creativity based on an open-type task system], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № 2 (Fevral'), pp. 16-20. Available at: http://e-koncept.ru/2012/1210.htm (in Russian).

18. Vishnyakova, N. F. (1996). Psihologicheskie osnovy razvitiya kreativnosti v professional'noj akmeologii [Psychological foundations for creativity development in professional acmeology]: avtoref. dis.... kand. psihol. nauk: 19.00.13, Moscow, 40 p. (in Russian).

19. Sharipov, F. V. (2010). "Professional'naya kompetentnost' prepodavatelya vuza" [Professional competency of a university teacher], Vysshee obrazovanie segodnya, № 1, pp. 72-77. Available at: http://con-trlist.ucoz.ru/2014/2014-11/Mirror4/sharipov.pdf (in Russian).

20. Sharipov, F. V. (2014). "Psihologo-pedagogicheskie aspekty razvitiya kreativnosti uchashchihsya" [Psychological and pedagogical aspects of the students' creativity development], Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, № 10, pp. 61-70. Available at: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34246.

21. Shumovskaya, A. G. (2013). Formirovanie kreativnoj kompetentnosti budushchego pedagoga v nauchnom sotvor-chestve [Fostering creative competence of the future teacher in scientific co-creation]: dis. kand. ped. nauk: 13.00. 01, Irkutsk, 208 p. (in Russian).

22. Harris, R. (1998). Introduction to creative thinking. Available at: https://www.virtualsalt.com/introduction-to-cre-ative-thinking/ (in English).

23. Gadzhieva, P. D., & Hurdaev, N. A. (2015). "Kreativnost' kak neobhodimoe uslovie innovacionnoj deyatel'nosti pedagoga" [Creativity as a necessary condition for the innovative activity of a teacher], Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya, № 3 (52), pp. 105-107 (in Russian).

24. Petuhova, E. A. (2013). "Professional'no-pedagogicheskie cennosti prepodavatelya: kreativnost'" [Professional and pedagogical values of the teacher: creativity], Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, t. 1, № 2 (78), pp. 68-70 (in Russian).

25. Fischer, B. M. (2020). "Developing and sustaining creativity: Creative processes in Canadian junior college teachers", Thinking Skills and Creativity, vol. 38, p. 100754. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.tsc.2020.100754 (in English).

26. Ahmedova, Z. A. (2019). "O formirovanii kreativnoj kompetencii pedagoga" [On the formation of the creative competence of the teacher], Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, № 10, pp. 4-7. Available at: http://spo.ex-pert/upload/iblock/96d/%D0%A1%D0%9F%D0%9E%20%E2%84%9610%202019.pdf (in Russian).

27. Yakovenko, T. V. (2019). "Konceptual'naya model' formirovaniya kreativnoj kompetentnosti budushchih peda-gogov professional'nogo obucheniya" [A conceptual model for the formation of creative competence among future teachers of vocational training], Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika, t. 25, № 3, pp. 166-171. Available at: https://ksu.edu.ru/files/vest-nik_ksu/nomera_vestnik_ksu_pip/vestnik_ksu_pip_3_2019.pdf (in Russian).

28. Gadzhieva, P. D., & Hurdaev, N. A. (2015). Op. cit.

29. Shitov, S. B. (2014). "Kreativnyj specialist kak perspektiva razvitiya vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya v Rossii: social'no-filosofskij vzglyad" [Creative specialist as a prospect for the development of higher engineering education in Russia: a socio-philosophical view], Kul'tura. Duhovnost'. Obshchestvo, № 9, pp. 211-215 (in Russian).

30. Gralewski, J. (2019). "Teachers' beliefs about creative students' characteristics: A qualitative study", Thinking Skills and Creativity, vol. 31, pp. 138-155. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.11.008 (in English).

31. Gralewski, J., & Karwowski, M. (2019). "Are teachers' ratings of students' creativity related to students' divergent thinking? A meta-analysis", Thinking Skills and Creativity, vol. 33, p. 100583. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2019.100583 (in English).

32. Zimnyaya, I. A. 2004 (). Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo pod-hoda v obrazovanii [Key competences as the result-target basis of the competence-based approach in education] Avtorskaya versiya, Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Moscow, 39 p. (in Russian).

33. Zimnyaya, I. A. (2003). "Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya" [Key competences - a new paradigm of educational outcomes], Vysshee obrazovanie segodnya, № 5, pp. 34-42 (in Russian).

34. Kotochigova, E. V. (2014). "Kreativnaya kompetentnost' kak trebovanie k sovremennomu pedagogu" [Creative competence as a requirement for a modern teacher], Sbornik materialov Ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Vospitanie i obuchenie detej mladshego vozrasta", № 2, p. 81 (in Russian).

35. Epstein, R., Kaminaka, K., Phan, V., & Uda, R. (2013). "How is creativity best managed? Some empirical and theoretical guidelines", Creativity and Innovation Management, 22(4), pp. 359-374 (in English).

36. Epstein, R., & Phan, V. (2012). "Which competencies are most important for creative expression? Creativity", Research Journal, 24(4), pp. 278-282 (in English).

37. Andreev, V. I. (1988). Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti: Osnovy pedagogiki tvor-chestva [Dialectics of education and self-education of a creative person: Fundamentals of Pedagogy of Creativity], Izd-vo Kazan. Gos. un-ta, Kazan', 238 p. (in Russian).

Вклад авторов

Д. В. Иванов - организация исследования, анализ данных, подготовка текста статьи.

В. А. Степашкина - руководство и организация исследования, анализ данных, подготовка текста статьи.

Contribution of the authors

D. V. Ivanov - organization of the study, data analysis, preparation of the text of the article.

V. A. Stepashkina - supervision and organization of the study, data analysis, preparation of the text of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.