Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ"'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОЯЗЫЧНАЯ КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРЕАТИВНО-СТИМУЛИРУЮЩЕЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ЗАДАНИЕ / ОБРАЗНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина М.А., Дворецкая М.А.

В настоящее время все более актуальной становится потребность в творческих, креативных личностях, способных решать нестандартные задачи в условиях неопределенности. В статье представлена методика формирования иноязычной креативной компетентности бакалавров направления подготовки «Организация работы с молодежью», позволяющая последним не только овладеть необходимыми практическими навыками и умениями креативной деятельности на иностранном языке, но и приобрести теоретические знания о методах и технологиях креативной деятельности в целом. В статье предложено новое методическое решение, позволяющее формировать иноязычную креативную компетентность средствами иностранного языка, развивая способности личности к осуществлению креативной деятельности при необычных жизненных и профессиональных обстоятельствах. Приводится опыт модернизации процесса обучения иностранному языку в вузе за счет представления феномена креативности как одного из содержательных компонентов коммуникативной компетенции, раскрытия возможностей использования технологии мобильного обучения, разработки типологии креативно-стимулирующих иноязычных заданий, расширения категориального аппарата теории и методики преподавания и обучения применительно к системе высшего иноязычного образования. Представленная методика детерминирует направления дальнейших исследований в сфере формирования иноязычной креативной компетентности, связанные с поиском новых технологий, проектированием благоприятных организационно-дидактических условий, определяющих креативную среду, способствующую более успешному формированию искомой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина М.А., Дворецкая М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE CREATIVE COMPETENCE OF BACHELORS OF THE DIRECTION OF TRAINING "YOUTH WORKERS"

Currently, the need for creative individuals capable of solving non-standard tasks in conditions of uncertainty is becoming more and more urgent. The article presents a methodology for the formation of foreign-language creative competence of bachelors of the direction of training "Youth Workers", which allows students not only to master the necessary practical skills and skills of creative activity in a foreign language, but also to acquire theoretical knowledge about methods and technologies of creative activity in general. The inclusion of interactive technologies in the English language acquisition, in addition to the indicated reasons, is also due to the need to organize a comprehensive language, general cultural and professional training of students, to develop communicative competence in future specialists at the level necessary for effective communication on professional topics. The implementation of such training is impossible without the use of modern educational technologies. The article proposes a new methodological solution that allows to form a foreign language creative competence by means of a foreign language, developing the ability of a person to carry out creative activities in unusual life and professional circumstances. The article presents the experience of modernizing the process of teaching a foreign language at a university by presenting the phenomenon of creativity as one of the meaningful components of communicative competence, revealing the possibilities of using mobile learning technology, developing a typology of creatively stimulating foreign language tasks, expanding the categorical apparatus of the theory and methodology of teaching and learning in relation to the system of higher foreign language education. The presented methodology determines the directions of further research in the field of formation of foreign-language creative competence related to the search for new technologies, the design of favorable organizational and didactic conditions that determine the creative environment that contributes to a more successful formation of the desired competence.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ"»

УДК 372

Б01: 10.15593/2224-9389/2023.1.7 М.А. Мосина1, М.А. Дворецкая2

1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Российская Федерация 2Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация

Научная статья

Получено: 27.02.2023 Принято: 19.03.2023 Опубликовано: 01.04.2023

ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»

В настоящее время все более актуальной становится потребность в творческих, креативных личностях, способных решать нестандартные задачи в условиях неопределенности. В статье представлена методика формирования иноязычной креативной компетентности бакалавров направления подготовки «Организация работы с молодежью», позволяющая последним не только овладеть необходимыми практическими навыками и умениями креативной деятельности на иностранном языке, но и приобрести теоретические знания о методах и технологиях креативной деятельности в целом.

В статье предложено новое методическое решение, позволяющее формировать иноязычную креативную компетентность средствами иностранного языка, развивая способности личности к осуществлению креативной деятельности при необычных жизненных и профессиональных обстоятельствах. Приводится опыт модернизации процесса обучения иностранному языку в вузе за счет представления феномена креативности как одного из содержательных компонентов коммуникативной компетенции, раскрытия возможностей использования технологии мобильного обучения, разработки типологии креативно-стимулирующих иноязычных заданий, расширения категориального аппарата теории и методики преподавания и обучения применительно к системе высшего иноязычного образования.

Представленная методика детерминирует направления дальнейших исследований в сфере формирования иноязычной креативной компетентности, связанные с поиском новых технологий, проектированием благоприятных организационно-дидактических условий, определяющих креативную среду, способствующую более успешному формированию искомой компетентности.

Ключевые слова: иноязычная креативная компетентность, креативно-стимулирующее иноязычное задание, образная креативность, вербальная креативность, мобильное обучение, учебно-методический комплекс, организация работы с молодежью.

Эта статья доступна в соответствии с условиями лицензии / This work is licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License (CC BY-NC 4.0).

M.A. Mosina1, M.A. Dvoretskaya2 Received: 27.02.2023

Accepted: 19.03.2023

1 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Published: 01.04.2023 Perm, Russian Federation

2 Perm State University, Perm, Russian Federation

FORMATION OF FOREIGN-LANGUAGE CREATIVE COMPETENCE OF BACHELORS OF THE DIRECTION OF TRAINING "YOUTH WORKERS"

Currently, the need for creative individuals capable of solving non-standard tasks in conditions of uncertainty is becoming more and more urgent. The article presents a methodology for the formation of foreign-language creative competence of bachelors of the direction of training "Youth Workers", which allows students not only to master the necessary practical skills and skills of creative activity in a foreign language, but also to acquire theoretical knowledge about methods and technologies of creative activity in general. The inclusion of interactive technologies in the English language acquisition, in addition to the indicated reasons, is also due to the need to organize a comprehensive language, general cultural and professional training of students, to develop communicative competence in future specialists at the level necessary for effective communication on professional topics. The implementation of such training is impossible without the use of modern educational technologies.

The article proposes a new methodological solution that allows to form a foreign language creative competence by means of a foreign language, developing the ability of a person to carry out creative activities in unusual life and professional circumstances. The article presents the experience of modernizing the process of teaching a foreign language at a university by presenting the phenomenon of creativity as one of the meaningful components of communicative competence, revealing the possibilities of using mobile learning technology, developing a typology of creatively stimulating foreign language tasks, expanding the categorical apparatus of the theory and methodology of teaching and learning in relation to the system of higher foreign language education.

The presented methodology determines the directions of further research in the field of formation of foreign-language creative competence related to the search for new technologies, the design of favorable organizational and didactic conditions that determine the creative environment that contributes to a more successful formation of the desired competence.

Keywords: foreign language creative competence, creative and stimulating foreign language task, imaginative creativity, verbal creativity, mobile learning, educational and methodological complex, youth workers.

Введение

Основными характеристиками образования нового тысячелетия являются его динамичность и изменчивость. Данные процессы вызваны нацеленностью российского образования на достижение поставленных задач, тенденцией к непрерывному развитию и взаимообогащению в процессе взаимодействия с образовательными системами других стран, стремлением к соответствию международным требованиям на основе абсолютного учета общенациональных интересов граждан.

В современном социуме востребован новый тип сотрудника по организации работы с молодежью, а именно: нестандартно мыслящий, деятельностный,

расширяющий горизонты познания, профессионально компетентный, креативный в педагогической и организаторской деятельности и реализующий потенциально креативные способности молодого поколения. Иноязычная креативная компетентность обусловливает креативный потенциал личности и ее саморазвитие в рамках как родного, так и иностранного языка, а также владение способами развития креативных способностей других людей.

Методология исследования

Под иноязычной креативной компетентностью (ИКРК) мы понимаем готовность личности к решению иноязычных коммуникативных задач с позиции креативного аспекта деятельности, основывающейся на ряде способностей: определять проблему и проблемную ситуацию на иностранном языке; порождать разнообразные идеи, оформленные вербально средствами иностранного языка; давать креативные ответы на иностранном языке; развивать и реализо-вывать креативные идеи на иностранном языке; находить нестандартные подходы к решению проблемных ситуаций на иностранном языке; оказывать сопротивление ригидности мышления; вербализировать образы средствами иностранного языка.

Вслед за А.А. Головановой и Н.В. Мартышкиной можно заключить, что особый тип личности - креативно-коммуникативный - объединяет в себе качества креативной личности в целом и коммуникативные способности на иностранном языке, что способствует формированию иноязычной креативной компетентности [1].

Особую значимость в рамках нашего исследования имеет позиция Н.Д. Гальсковой, которая изучает процесс формирования креативной компетентности путем погружения учащегося в социальную среду носителей языка и требует от него креативности при коммуникации [2]. Любой процесс овладения иностранным языком Н.Д. Гальскова рассматривает как креативный, поскольку обучающийся при решении различных коммуникативных задач реализует свои собственные намерения. Более того, исследователь видит в креативной компетенции показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне [3].

Ввиду вышеизложенного мы считаем возможным и эффективным применение специально разработанной методики формирования ИКРК у бакалавров направления подготовки «Организация работы с молодежью» (ОРМ) в процессе изучения иностранного языка. Приведем ряд аргументов, подтверждающих положительное влияние ИКРК на процесс изучения иностранного языка: процесс формирования ИКРК способствует увеличению коммуникации на иностранном языке благодаря вводу в процесс обучения креативно-стимулирующих иноязычных заданий; способствует повышению мотивации студентов в процессе обучения, что повышает его эффективность; способствует

росту уровня самостоятельности обучающихся, что является одним из ключевых моментов в рамках концепции непрерывного образования; увеличивает нагрузку на работу правого полушария, отвечающего за эмоции, креативность, интуицию, чувственное познание, тем самым уравновешивая рациональность и когнитивность процесса изучения иностранного языка и общения на нем, обеспечиваемые работой левого полушария [4].

Зарубежными учеными взаимообусловленность и взаимовлияние креативности и процесса изучения иностранного языка изучаются давно и достаточно глубоко, в том числе в работах С. Шоги, К. Ким, Л. Ли [5-7]. Положительная корреляция между билингвизмом и уровнем креативности мышления подростков была обнаружена в процессе эксперимента, проведенного А. Сам-педро и Х. Пеньи [8]. Значимые результаты исследования, подтверждающие факт того, что коммуникация на иностранном языке в мультикультурной среде способствует креативному мышлению, приводит в своих работах Б. Фортман и его соавторы [9]. Исследователи дивергентного мышления Л. Ванг и Д. Ко-котсаки в своей статье опубликовали результаты проведенного ими опроса преподавателей английского языка на тему использования креативности на практических занятиях. Преподаватели оказались единодушны в своем желании использовать креативные методы, приемы и техники на занятиях, так как именно изучение иностранного языка положительно влияет на формирование навыков креативного мышления у учащихся [10, 11].

Уникальность методики формирования ИКРК будущих бакалавров направления подготовки ОРМ в процессе изучения иностранного языка заключается в признании феномена креативности как одного из содержательных компонентов коммуникативной компетенции, а также в приоритете комплекса креативно-стимулирующих иноязычных заданий, разработанных с опорой на вышеописанные креативные способности.

Креативно-стимулирующее иноязычное задание (КСИЗ) - задание, стимулирующее личность к осуществлению иноязычной креативной деятельности в необычных жизненных или профессиональных обстоятельствах. Содержание КСИЗ также отличается уникальностью ввиду того, что их тематика охватывает все сферы жизни современного человека. В результате выполнения КСИЗ рождаются уникальные продукты творчества. Средством достижения цели в рамках методики является мобильный учебно-методический комплекс "Spark".

В качестве основной технологии формирования ИКРК нами была использована технология мобильного обучения, предполагающая независимое от места, времени постоянное взаимодействие участников образовательного процесса между собой и с учебными материалами с целью оптимизации и поддержки обучения, реализуемого с помощью портативных технологий.

Исследование и его результаты

Предлагаемая в настоящем исследовании методика формирования ИКРК была апробирована в контексте опытного обучения в рамках элективного курса на английском языке "Creative Thinking" в трех группах студентов бакалавриата 2-го курса (45 человек), направления подготовки «Организация работы с молодежью» (ОРМ) на базе Пермского государственного национального исследовательского университета.

Данный курс имеет своей целью формирование ИКРК бакалавров направления подготовки ОРМ, а также оказывает содействие в процессе формирования лингвистической иноязычной компетенции, предоставляя множественные пути углубленного изучения английского языка и вариантов его практического применения. Элективный курс погружает обучающихся в потенциально реальные жизненные и профессиональные ситуации, что объясняет высокий уровень их мотивации, а также настрой на приобретение и практику формирования навыков креативной деятельности. Курс предполагает 24 часа контактной работы, 20 часов - самостоятельной работы. Основой курса является мобильный учебно-методический комплекс "Spark". УМК представлен в мобильном формате и соответствует всем требованиям, предъявляемым к образовательному контенту в рамках технологии «Мобильное обучение». Содержание элективного курса "Creative Thinking" включает два модуля: теоретический и практический.

В рамках теоретического модуля изучается когнитивный компонент ИКРК, представленный всей совокупностью теоретических, методических и психолого-педагогических знаний бакалавра направления подготовки ОРМ, необходимых для формирования данного рода компетентности у себя и у других. В данном модуле вводятся знания понятийно-терминологического аппарата, структурно-функциональной модели ИКРК, знания о методах и технологиях креативной деятельности. Знакомство студентов с теоретическим модулем проходит в рамках аудиторных занятий в сотрудничестве с преподавателем.

Второй модуль, характеризующийся более практической направленностью, представлен 80 креативно-стимулирующими иноязычными заданиями, соответствующими жизненным реалиям современного студента, а также будущей профессиональной деятельности студентов и рабочей программе дисциплины «Иностранный язык». Креативно-стимулирующие иноязычные задания в рамках второго модуля выполняются студентами самостоятельно вне аудитории. Найденные креативные решения выносятся на обсуждение и дальнейшую разработку в формате аудиторного занятия, например:

1. Креативно-стимулирующее иноязычное задание, направленное на развитие способности определять проблему и проблемную ситуацию.

Процедура выполнения: студентам предлагается придумать и разыграть диалог с воображаемым младшим членом семьи - пятилетним мальчиком. Суть беседы в том, что студент в роли взрослого представителя должен объяснить серьезные жизненные проблемы - финансовые проблемы, злоупотребление гаджетами, недостаток общения, недостаток нежности - маленькому ребенку, учитывая его возраст и кругозор, определяющие понимание действительности. Далее, примеряя на себя позицию ребенка, студент должен найти возможное решение каждой проблемы согласно его новой роли. Задание выполняется индивидуально, а разыгрывается диалог в парах, где каждый студент примеряет на себя обе роли поочередно.

Результат: придуманный и разыгранный диалог между студентами, отражает их способности к проведению глубокого анализа ситуации и проблемы, а также способности к обнаружению проблемы и ее рассмотрению с различных точек зрения.

2. Креативно-стимулирующее иноязычное задание на развитие способности давать креативные ответы.

Процедура выполнения: студенты разрабатывают и готовят презентацию маршрута своего воображаемого путешествия, указывая те места, которые они обязательно должны посетить. В задании есть важное условие, что подобное путешествие еще никто в мире не должен был совершить.

Результат: разработанный маршрут уникального путешествия, представленный в виде устной презентации, подкрепленный медиаконтентом. При выполнении данного задания студенты производили отбор адекватных оригинальных идей, соответствующих сформулированному условию.

Средства оценивания сформированности компонентов иноязычной креативной компетентности

Компоненты формируемой ИКРК Средства и методы оценивания

Когнитивный компонент Знаниевый тест (входной/итоговый) Контрольные работы

Деятельностный компонент Образная батарея тестов «Творческое мышление» Торренса Вербальная батарея тестов «Творческое мышление» Торренса

Мотивационный компонент Наблюдение Эссе на тему «Насколько для меня важно мыслить креативно?» Опросник Вильямса «Самооценка творческих характеристик личности»

Рефлексивный компонент Рефлексивная форма «Мои креативные способности до и после прохождения курса» Рефлексивные карты

Представленная в нашей работе классификация КСИЗ была создана на основе выделенных принципов их разработки. Каждый тип КСИЗ направлен на формирование того или иного компонента ИКРК бакалавров направления подготовки ОРМ. Следовательно, каждому компоненту ИКРК соответствует своя группа КСИЗ.

Средством диагностики когнитивного компонента ИКРК нами был выбран знаниевый тест, который предлагался студентам к выполнению на входном и итоговом этапах обучения. Помимо знаниевого теста учащиеся выполняли ряд текущих контрольных работ с целью определения их промежуточной успеваемости. Контрольные работы студенты выполняли по итогу прохождения каждого из 4 разделов УМК. На рис. 1 представлена динамика роста количества зачтенных контрольных работ студентов в процессе прохождения элективного курса.

50 40 30 20 10 0

35 P

1

_

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Раздел 4

Рис. 1. Динамика роста зачтенных контрольных работ

Согласно данным, отраженным на рис. 1, мы можем заключить, что количество работ студентов, которые не были зачтены, стремительно уменьшалось со временем изучения материалов курса и приобретения студентами индивидуальной креативной уверенности в теоретическом и терминологическом плане. Сравнительный анализ входных и итоговых показателей приведен на рис. 2, 3.

Высший балл

Средний балл

Низкий балл

10 15 20 25 30

Баллы входного контроля

Рис. 2. Входные показатели

0

5

35

40

Высший балл

Средний балл

Низкий балл

_ 0 .7

10 15 20 25 30

Баллы итогового контроля Рис. 3. Итоговые показатели

Исходя из отраженной динамики, можно заключить, что на момент начала опытного обучения в рамках элективного курса обучающиеся были некомпетентны в вопросах ИКРК: ее значении, структуре, методах, условиях, способах и средствах формирования - и демонстрировали низкий уровень сформированности когнитивного компонента ИКРК. По завершении изучения содержания элективного курса "Creative Thinking" студенты продемонстрировали кардинально отличающиеся значения, свидетельствующие о положительной динамике и достижении ими высокого уровня сформированности когнитивного компонента ИКРК.

На этапе диагностики деятельностного компонента ИКРК мы использовали батарею тестов «Творческое мышление» Е. Торренса. Вслед за Е. Торренсом, мы проводили измерение уровней сформированности образной и вербальной креативности в отдельности, что позволило нам впоследствии сделать ряд значимых выводов на основании корреляций их параметров.

Согласно значениям кривых, существенно повысились значения всех пяти показателей Образной креативности (Беглость, Оригинальность, Разработанность, Абстрактность названий, Сопротивление замыканию) и трех показателей Вербальной креативности (Беглость, Гибкость, Оригинальность), измеряемые на этапе входного и итогового контроля уровня сформированности деятельностного компонента ИКРК (рис. 4-5). Полученные данные свидетельствуют об эффективности предлагаемых мероприятий по формированию деятельностного компонента ИКРК в рамках элективного курса "Creative Thinking" на английском языке.

Мотивационный компонент диагностировался нами несколькими способами. Первым способом было наблюдение за обучаемыми в процессе их деятельности. Наблюдение показало, что многие обучающиеся обладают креативными способностями, но проявляют их не целенаправленно и не системно, преимущественно в рамках внеучебной деятельности, что свидетельствует об их неготовности к использованию креативной компетентности в учебной и будущей профессиональной деятельности.

0

5

35

40

Рис. 4. Показатели образной креативности на этапах входного и итогового контроля

0 -

Беглость Гибкость Оригинальность

^^^ Входной контроль ^^^ Итоговый контроль

Рис. 5. Показатели вербальной креативности на этапах входного и итогового контроля

Вторым способом диагностики мотивационного компонента ИКРК являлось эссе на тему о том, насколько для студента важно мыслить креативно. На основании анализа письменных работ студентов можно заключить, что креативность и креативные качества предстают перед большинством испытуемых как непонятные, но интересующие их понятия, необходимые в жизни за пределами учебного заведения в некоторых узких профессиональных областях. Понимание креативной деятельности, имеющееся у обучаемых на этапе входного контроля, не соответствует действительности, и в ходе прохождения элективного курса претерпевает значительные изменения. При наблюдении за деятельностью студентов в процессе обучения на этапе итогового контроля обнаружены готовность, мотивированность и стремление обучающихся к выполнению организованной, целенаправленной креативной деятельности; умение и

желание использовать техники, средства и способы креативного мышления с целью решения проблемных ситуаций, в том числе профессиональных; способность к созданию условий, благоприятных для креативной мысли. Содержание письменных работ студентов на этапе итогового контроля также подтвердило факт изменения восприятия заявленной компетентности.

Рефлексивный компонент ИКРК диагностировался нами при помощи рефлексивной формы «Мои креативные способности до и после прохождения курса» на русском языке, а также серии иноязычных рефлексивных кейсов. Рефлексивная форма, как и кейсы, была направлена на объективное самооценивание студентами своей деятельности, результатов, на анализ и рефлексию, осознание необходимости дальнейшего развития. Критерием определения уровня сформированности рефлексивного компонента ИКРК являлась способность к адекватному оцениванию процесса и продукта своей креативной деятельности на иностранном языке. Интерпретация ответов студентов в рамках рефлексивной формы и рефлексивных кейсов показала адекватное видение большинством студентов мира и самого себя.

Таким образом, результаты проведенного нами анализа методики формирования ИКРК будущих бакалавров направления подготовки ОРМ в процессе изучения иностранного языка позволяют сделать вывод об ее эффективности, соответствии поставленным задачам и успешной реализации в образовательном процессе.

Заключение

В ходе исследования была обнаружена и обоснована потребность российского общества в нестандартно мыслящих креативных специалистах, нацеленных на саморазвитие и усовершенствование окружающей действительности. Учебная дисциплина «Иностранный язык» имеет большой спектр возможностей для развития креативного потенциала личности, а также формирования теоретических знаний, практических умений и навыков креативной деятельности.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для вузов. - 2-е изд., пе-рераб. и доп. - М.: Юрайт, 2023. - 372 с.

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводи-дактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 336 с.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Исследование эмоционально и когнитивно ориентированных форм обучения ИЯ // Германские, романские и русский языки в сопоставительном аспекте: сб. науч. тр. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1998. - С. 94-102.

5. Shoghi S., Ghonsooly B. Learning a Foreign Language: a New Path to Enhancement of Cognitive Functions // Journal of Psycholinguistic Research. - 2017. - Vol. 47. -P. 125-138. DOI: http://doi.org/10.1007/ s10936- 017-9518-7

6. Kim K.H. The creativity crisis: the decrease in creative thinking scores on the tor-rance tests of creative thinking // Creativity Research Journal. - 2011. - 23(4). - 285-295 (In eng.). DOI: http:// doi.org/10.1080/10400419.2011.627805

7. Li L. Thinking skills and creativity in second language education: where are we now? // Thinking Skills and Creativity. - 2016. - Vol. 22. - P. 267-272 (In Eng.). DOI: http ://doi.org/101.1016/j.tsc.2016.11.005

8. Sampedro A., Peña J. The effect of bilingualism level on creative performance during preadolescent period // The Spanish Journal of Psychology. - 2019. - Vol. 22:e12. DOI: http://doi.org/10.1017/sjp.2019.17

9. Revisiting the interactive effect of multicultural experience and openness to experience on divergent thinking / B. Forthman, S. Regehr, J. Seidel, H. Holling, T. Lubart // International Journal of Intercultural Relations. - 2018. - Vol. 63. - P. 135-143. DOI: http ://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2017.10.002

10. Wang L., Kokotsaki D. Primary school teachers' conceptions of creativity in teaching english as a foreign language (EFL) in China // Thinking Skills and Creativity. -2018. - Vol. 29. - P. 115-130. DOI: http:// doi.org/10.1016/j.tsc.2018.06.002

11. Wang H. Fostering learner creativity in the English L2 classroom: application of the creative problem-solving model // Thinking Skills and Creativity. - 2019. - Vol. 31. -P. 58-69. DOI: http:// doi.org/10.1016/j.tsc.2018.11.005

References

1. Golovanova N.F. Pedagogika [Pedagogy]. 2nd ed. Moscow, Iurait, 2023, 372 p.

2. Gal'skova N.D. Sovremennaia metodika obucheniia inostrannym iazykam [Modern methods of teaching foreign languages]. 2nd ed. Moscow, ARKTI, 2003, 192 p.

3. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriia obucheniia inostrannym iazykam. Lingvodidaktika i metodika [Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology]. 3rd ed. Moscow, Akademiia, 2006, 336 p.

4. Komarova E.P., Tregubova E.N. Issledovanie emotsional'no i kognitivno orien-tirovannykh form obucheniia IIa [The study of emotionally and cognitively oriented forms of foreign language learning]. Germanskie, romanskie i russkii iazyki v sopostavitel'nom aspekte, Voronezh, VSU, 1998, pp. 94-102.

5. Shoghi S., Ghonsooly B. Learning a foreign language: A new path to enhancement of cognitive functions. Journal of Psycholinguistic Research, 2017, vol. 47, pp. 125-138. DOI: http://doi.org/10.1007/ s10936- 017-9518-7.

6. Kim K.H. The creativity crisis: The decrease in creative thinking scores on the Torrance tests of creative thinking. Creativity Research Journal, 2011, no. 23 (4), pp. 285-295. DOI: http:// doi.org/10.1080/10400419.2011.627805.

7. Li L. Thinking skills and creativity in second language education: Where are we now? Thinking Skills and Creativity, 2016, vol. 22, pp. 267-272. DOI: http://-doi.org/101.1016/j.tsc.2016.11.005.

8. Sampedro A., Peña J. The effect of bilingualism level on creative performance during preadolescent period. The Spanish Journal of Psychology, 2019, vol. 22:e12. DOI: http://doi.org/10.1017/sjp.2019.17.

9. Forthman B., Regehr S., Seidel J., Holling H., Lubart T. Revisiting the interactive effect of multicultural experience and openness to experience on divergent thinking. International Journal of Intercultural Relations, 2018, vol. 63, 135-143. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2017.10.002.

10. Wang L., Kokotsaki D. Primary school teachers' conceptions of creativity in teaching English as a foreign language (EFL) in China. Thinking Skills and Creativity, 2018, vol. 29, pp. 115-130. DOI: http:// doi.org/10.1016/j.tsc.2018.06.002.

11. Wang H. Fostering learner creativity in the English L2 classroom: Application of the creative problem-solving model. Thinking Skills and Creativity, 2019, vol. 31, pp. 58-69. DOI: http:// doi.org/10.1016/j.tsc.2018.11.005.

Сведения об авторах

МОСИНА Маргарита Александровна

e-mail: margarita_67@inbox.ru

Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета (Пермь, Российская Федерация)

ДВОРЕЦКАЯ Мария Александровна

e-mail: mariyadvoreckaya@yandex. ru

Преподаватель кафедры английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет (Пермь, Российская Федерация)

About the authors

Margarita A. MOSINA

e-mail: margarita_67@inbox.ru

Doctor of Education, Professor of the Department for Foreign Language Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russian Federation)

Maria A. DVORETSKAYA

e-mail: mariyadvoreckaya@yandex.ru

Lecturer, Department of English and Intercultural Communication, Perm State University (Perm, Russian Federation)

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Вклад авторов равноценен.

Просьба ссылаться на эту статью в русскоязычных источниках следующим образом:

Мосина, М.А. Формирование иноязычной креативной компетентности бакалавров направления подготовки «организация работы с молодежью» / М.А. Мосина, М.А. Дворецкая // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. - 2023. -№ 1. - С. 91-102.

Please cite this article in English as:

Mosina M.A., Dvoretskaya M.A. Formation of foreign-language creative competence of bachelors of the direction of training "Youth Workers". PNRPU Linguistics and Pedagogy Bulletin, 2023, no. 1, pp. 91-102 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.