Научная статья на тему 'КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / КУРСАНТЫ ВОЕННОГО ВУЗА / ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОСТИ КУРСАНТОВ / КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ КУРСАНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурецкая Анна Олеговна, Баканова Юлия Валерьевна

Системообразующим компонентом в методике формирования иноязычной креативной компетентности выступает цель, которая определена нами как развитие у курсанта военного ВУЗа ряда способностей (способность определять проблему и проблемную ситуацию на иностранном языке; способность порождать множество идей, оформленных вербально средствами иностранного языка; способность порождать разнообразные идеи, оформленные вербально средствами иностранного языка; способность давать креативные ответы на иностранном языке; способность к развитию и реализации креативных идей на иностранном языке; способность находить нестандартные подходы к решению проблемных ситуаций на иностранном языке; способность к сопротивлению ригидности мышления; способность к вербализации образов средствами иностранного языка), выражающих готовность личности к решению иноязычных коммуникативных задач с позиции креативного аспекта деятельности. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы формирования креативности как основы подготовки курсантов военного ВУЗа при обучении иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурецкая Анна Олеговна, Баканова Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY AS A BASIS FOR TRAINING CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

The system-forming component in the method of forming foreign language creative competence is the goal, which is defined by us as the development of a number of abilities in a cadet of a military university (the ability to define a problem and a problem situation in a foreign language; the ability to generate many ideas verbally formalized by means of a foreign language; the ability to generate a variety of ideas formed verbally by means of a foreign language; the ability to give creative answers in a foreign language; the ability to develop and implement creative ideas in a foreign language; the ability to find non-standard approaches to solving problem situations in a foreign language; the ability to resist rigidity of thinking; the ability to verbalize images using a foreign language language), expressing the readiness of the individual to solve foreign language communicative tasks from the standpoint of the creative aspect of activity. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problem of the formation of creativity as the basis for preparing cadets of a military university in teaching a foreign language.

Текст научной работы на тему «КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Столыпинский вестник №4/2023

Научная статья Original article УДК 378.4

КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

CREATIVITY AS A BASIS FOR TRAINING CADETS OF A MILITARY UNIVERSITY WHEN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

Гурецкая Анна Олеговна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, филиал ВУНЦ ВВС "ВВА" (454015, г. Челябинск, Городок-11, д. 1, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»), Тел. +7 (3517) 24-03-00, milan.meg@mail.ru Баканова Юлия Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» (454015, г. Челябинск, Городок-11, д. 1, филиал ВУНЦ ВВС «ВВА»), Тел. +7 (3517) 2403-00, BakanovaJV@yandex.ru

Guretskaya Anna Olegovna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, branch of VUNC VVS "VVA" (454015, Chelyabinsk, Gorodok-11, building 1, branch of VUNC VVS "VVA"), Tel. +7 (3517) 24-03-00, milan.meg@mail.ru Bakanova Yuliya Valerievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, branch of VUNC VVS "VVA" (454015, Chelyabinsk, Gorodok-11, building 1, branch of VUNC VVS "VVA"), Tel. +7 (3517) 24-03-00, BakanovaJV@yandex.ru

Столыпинский вестник

1751

Аннотация: Системообразующим компонентом в методике формирования иноязычной креативной компетентности выступает цель, которая определена нами как развитие у курсанта военного ВУЗа ряда способностей (способность определять проблему и проблемную ситуацию на иностранном языке; способность порождать множество идей, оформленных вербально средствами иностранного языка; способность порождать разнообразные идеи, оформленные вербально средствами иностранного языка; способность давать креативные ответы на иностранном языке; способность к развитию и реализации креативных идей на иностранном языке; способность находить нестандартные подходы к решению проблемных ситуаций на иностранном языке; способность к сопротивлению ригидности мышления; способность к вербализации образов средствами иностранного языка), выражающих готовность личности к решению иноязычных коммуникативных задач с позиции креативного аспекта деятельности. В связи с вышеизложенным, автором настоящей статьи, была предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблемы формирования креативности как основы подготовки курсантов военного ВУЗа при обучении иностранному языку.

Abstract: The system-forming component in the method of forming foreign language creative competence is the goal, which is defined by us as the development of a number of abilities in a cadet of a military university (the ability to define a problem and a problem situation in a foreign language; the ability to generate many ideas verbally formalized by means of a foreign language; the ability to generate a variety of ideas formed verbally by means of a foreign language; the ability to give creative answers in a foreign language; the ability to develop and implement creative ideas in a foreign language; the ability to find non-standard approaches to solving problem situations in a foreign language; the ability to resist rigidity of thinking; the ability to verbalize images using a foreign language language), expressing the readiness of the individual to solve foreign language communicative tasks from the

1752

standpoint of the creative aspect of activity. In connection with the foregoing, the author of this article made an attempt to scientific analysis and critical understanding of the problem of the formation of creativity as the basis for preparing cadets of a military university in teaching a foreign language.

Ключевые слова: развитие образование, обучение иностранному языку, курсанты военного ВУЗа, формирование креативности курсантов, Креативное обучение, коммуникативные способности курсантов.

Keywords: education development, foreign language teaching, cadets of a military university, formation of cadets' creativity, Creative learning, cadets' communication skills.

В настоящей статье представлена и детально описана модель формирования иноязычной креативной компетенции курсантов военного ВУЗа на основе специального мобильного учебно-методического комплекса креативно-стимулирующих иноязычных заданий. Модель находится в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательным моделям, ей свойственны: простота - ввиду рассмотрения самых значимых характеристик моделируемого объекта, адекватность -ввиду ее непосредственной ориентации на цель. [3, с. 91]

Под моделью формирования иноязычной креативной компетенции курсантов военного ВУЗа мы понимаем единство ее составляющих и взаимообусловливающих частей, находящихся во взаимодействии, ведущем к формированию иноязычной креативной компетентности курсанта военного вуза в личностном и профессиональном плане.

Содержательный компонент является ядром всей образовательной модели формирования иноязычной креативной компетенции, объединяющим и определяющим все ее элементы - от начального диагностического инструментария до соответствия критериев сформированности иноязычной креативной компетенции содержанию обучения в вузе и компетенциям ФГОС.

1753

В контексте данного компонента отражена фундаментальная основа иноязычной креативной компетенции, а именно ее составляющие компоненты: когнитивный, деятельностный, мотивационный и рефлексивный.

Содержание элективного курса "Creative Thinking" включает два модуля: теоретический и практический. В рамках теоретического модуля изучается когнитивный компонент иноязычной креативной компетенции, представленный всей совокупностью теоретических, методических и психолого-педагогических знаний курсанта военного вуза, необходимых для формирования данного рода компетентности у себя и у других. В теоретическом модуле вводятся знания понятийно-терминологического аппарата, структурно-функциональной модели иноязычной креативной компетенции, методов и технологий креативной деятельности. [2, с. 124]

Второй модуль носит более прикладной характер и соответствует деятельностному, мотивационному и рефлексивному компонентам иноязычной креативной компетенции. На данном этапе обучающиеся последовательно выполняют 8 блоков креативно-стимулирующих практических иноязычных заданий, направленных на развитие их креативных способностей.

Практические задания курса носят ситуативный характер, что повышает уровень мотивации обучающихся к их выполнению, ввиду того, что в рамках курса они сталкиваются с разыгрыванием гипотетически вероятных ситуаций из их повседневной жизни или реалий ближайшего будущего. Каждый блок завершается проведением креативно-стимулирующего рефлексивного иноязычного кейса, что позволяет увидеть наличие осознанного положительного отношения к креативной деятельности, готовность к созданию нового и динамику личностного креативного роста.

В процессе отбора тем, составляющих содержание курса, мы опирались на характеристики креативности, факторы, способствующие ее развитию,

1754

способы и ситуации применения креативного мышления, а также на технику «Колесо жизненного баланса». Данная техника позволяет рассмотреть жизнь человека в качестве сбалансированного единства 8 сфер: семья и друзья, здоровье и гармония, физическое окружение, романтические отношения, карьера, развлечения, финансы, личностный рост. Заявленные сферы пересекаются с темами, изучаемыми курсантами на обязательном курсе «Общий английский язык / General English)). Важно заметить, что в рамках элективного курса они рассматриваются под новым углом и представлены креативно-стимулирующими иноязычными заданиями различного типа. [5, с. 311]

Особое значение в рамках данного компонента имеет объективный, целостный и надежный диагностический инструментарий, поскольку именно при помощи него в процессе входного контроля устанавливается актуальный на данный момент уровень сформированности иноязычной креативной компетенции: низкий, повышенный, высокий.

Креативная компетентность демонстрирует особенную чувствительность ко всей совокупности условий образовательного процесса. Данный компонент отображает условия и способы реализации заявленной образовательной модели на практике, включая технологию, формы, методы и средства. Рассмотрим ряд условий, способствующих успешному формированию иноязычной креативной компетенции. [1, с. 288]

1. Первым важным условием является выстраивание субъект -субъектных отношений на всех уровнях образовательного процесса, начиная со курсантов и преподавателей и заканчивая администрацией университета и города в целом. Данный тип взаимоотношений подчеркивает исключительную ценность каждого участника, отражающую совокупность его жизненных взглядов, интересов, целей и ориентиров.

2. Следующим значимым условием является создание демократичной обстановки на занятии и предоставление позитивного образца креативного

1755

поведения преподавателя. Ввиду того, что креативные решения приходят в момент релаксации, рассеянного, а не напряженного внимания, творческий характер деятельности, отсутствие критики и стрессов, снятие барьеров и ослабление контроля сознания, принятие и поддержка друг друга, взаимное доверие и диалог обеспечивают свободное проявление креативности у курсантов. Исключительно креативно мыслящему и тонко чувствующему других преподавателю посильно раскрыть креативный потенциал и оказать помощь в процессе креативного роста личности. Роль преподавателя в процессе формирования иноязычной креативной компетенции ограничивается функциями вдохновляющего, направляющего и поддерживающего обозревателя, способного мыслить, как традиционным, так и инновационным образом, стремящегося популяризировать дивергентное мышление, проясняя его ценность и потенциал, демонстрировать позитивное настроение в любой ситуации и веру в достижение как личного, так и профессионального успеха, проявлять активную жизненную позицию и стремление к самосовершенствованию. [4, с. 128]

3. Согласно третьему условию, значимость активной деятельности обучающегося и всяческих проявлений его субъектной позиции должна быть повышена. Являясь равноправным, увлеченным участником процесса, курсант наглядно видит возможности применения креативного мышления, пытается реализовать свои идеи и решения, ставит свои образовательные цели и видит свой креативный прогресс. Всё вышесказанное способствует пониманию курсантом значимости креативной компетентности в повседневной и в профессиональной жизни, что значительно усиливает мотивационный компонент и вдохновляет обучающегося на дальнейшее развитие.

4. В качестве четвертого условия важно отметить интеграцию междисциплинарных связей, значительно расширяющую образовательное пространство. Следовательно, обучающийся приобретает широкий спектр

1756

умений и навыков, а также находит способы и необходимости применения креативного мышления вне рамок определенных дисциплин.

5. Пятым условием успешного формирования иноязычной креативной компетенции выступает реализация высшего феномена рефлексии. Способность проводить качественный самоанализ, смотреть критически на свои ошибки и менять свои действия на основе полученных выводов определяет полноценное развитие и формирование самодостаточной креативной личности.

Высшее образование представляет итоговую ступень в становлении личности как специалиста и профессионала, ввиду чего особенно важно на основе общей креативности развивать профессиональную, то есть способность осуществлять креативную деятельность в определенной профессиональной сфере. В связи с вышесказанным мы полагаем, что креативное мышление подлежит развитию, а креативная компетентность, в особенности иноязычная, формируется именно в процессе обучения в высшем учебном заведении.

Литература

1. Вдеенко, Н.А. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ / Н.А. Авдеенко, Л.О. Денищева и др. // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 282-304.

2. Карташова, Е. А. Реализация задач военно-патриотического воспитания в процессе обучения иностранным языкам курсантов военных вузов / Е. А. Карташова, С. А. Юренская // Современный ученый. - 2020. - № 2. - С. 121-126.

3. Смирнова, М. А. Применение лингво-адаптивного контроля при обучении иностранному языку курсантов военных вузов / М. А. Смирнова, Н. В. Гусева // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 5(90). - С. 89-91.

1757

4. Терещенко, О. А. Роль электронного учебника в процессе обучения иностранному языку курсантов военного вуза / О. А. Терещенко // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2021. - № 5(37). - С. 126-130.

5. Хамула, Л. А. Персонифицированный подход к обучению иностранному языку курсантов военного вуза / Л. А. Хамула, Н. В. Левандровская // Воздушно-космические силы. Теория и практика. - 2020. - №2 15. - С. 305313.

References

1. Avdeenko, N.A. Creativity for everyone: introducing the development of skills of the XXI century into the practice of Russian schools / N.A. Avdeenko, L.O. Denishcheva and others // Educational Issues. - 2018. - No. 4. - P. 282-304.

2. Kartashova, E. A. Implementation of the tasks of military-patriotic education in the process of teaching foreign languages to cadets of military universities / E. A. Kartashova, S. A. Yurenskaya // Modern scientist. - 2020. - No. 2. - P. 121-126.

3. Smirnova, M. A. The use of linguo-adaptive control in teaching a foreign language to cadets of military universities / M. A. Smirnova, N. V. Guseva // World of science, culture, education. - 2021. - No. 5 (90). - P. 89-91.

4. Tereshchenko, O. A. The role of an electronic textbook in the process of teaching a foreign language to cadets of a military university / O. A. Tereshchenko // Modern problems of the humanities and social sciences. -2021. - No. 5(37). - P. 126-130.

5. Hamula, L. A. Personalized approach to teaching a foreign language to cadets of a military university / L. A. Hamula, N. V. Levandrovskaya // Aerospace Forces. Theory and practice. - 2020. - No. 15. - P. 305-313.

© Гурецкая А.О., Баканова Ю.В., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский

вестник» №4/2023.

Для цитирования: Гурецкая АО., Баканова Ю.В. КРЕАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА

ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №4/2023.

1758

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.