Guretskaya Anna Olegovna
THE DEVELOPMENT OF CADETS' READINESS ..
pedagogical sciences
УДК 372.881.111.1
DOI: 10.26140/knz4-2019-0802-0004
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ОБЩЕНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
© 2019
Гурецкая Анна Олеговна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия»,
филиал в г. Челябинске (454015, Россия, Челябинск, Городок 11, д.1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье определяются и обосновываются организационные и педагогические основы преподавания иностранного языка в профессиональной деятельности в высших авиационных учебных заведениях. Автор изучил модель реализации системы преподавания иностранного языка в профессиональной деятельности в учебном заведении, где отражена взаимосвязь между задачами, принципами, содержанием, педагогическими условиями. На основе анализа теоретических источников были выделены следующие компоненты в профессиональной деятельности: когнитивный, деятельностный, креативный. Цель эффективного преподавания иностранного языка в летных учебных заведениях достигается с помощью содержания, форм и методов. Содержанием профессиональной адаптации в военных авиационных учебных заведениях определена авиационная составляющая профессионализма преподавателя. Для реализации предложенной модели мы предлагаем такие формы работы в процессе обучения иностранному языку: показательные практические занятия, нестандартные занятия, экскурсии в аэропорт, посещение тренажерного центра, летного подразделения, метеостанции, аварийно-спасательной службы. Данные мероприятия требуют внедрения активных и интерактивных методов обучения, проблемно-поисковых методов, тренинга, просмотра и обсуждения видеофильмов по анализу авиационных происшествий и катастроф, использования лингафонного оборудования и специальных программ, а также профессионального мастерства преподавателя.
Ключевые слова: высшее образование, авиационный вуз, профессиональная адаптация, иностранный язык в профессиональной деятельности, активные и интерактивные методы обучения, нестандартные ситуации.
THE DEVELOPMENT OF CADETS' READINESS FOR COMMUNICATION IN DIFFERENT
SITUATIONS IN EDUCATIONAL PROCESS AT THE ENGLISH CLASSES
© 2019
Guretskaya Anna Olegovna, Senior Instructor of the Department of Foreign Languages Chelyabinsk Air Force Military Educational and Scientific Centre (454015, Russia, Chelyabinsk, Gorodok 11, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article defines and justifies the organizational and pedagogical foundations of teaching a foreign language in professional activities in flight training institutions. The author researched the model for the implementation of the teaching system of a foreign language in professional activities in flight schools, where the relationship between tasks, principles, content, and pedagogical conditions are reflected. Based on the analysis of theoretical sources the following cognitive, active and creative components were identified. The goal of effective teaching of a foreign language in flight higher schools is achieved through content, forms and methods. The aviation component of the professionalism of the instructor is determined by the content of professional adaptation in flight training institutions. To implement the proposed model, we offer such forms of work in the process of teaching foreign language teachers: demonstration practical classes, non-standard classes, excursions to the airport, attending classes, visiting the training center, flight unit, weather station, emergency rescue service. These events require the introduction of active and interactive teaching methods, problem-search methods, training, viewing and discussion of video films on the analysis of accidents and disasters, using of language equipment and special programs, as well as instructor's professional skills.
Keywords: higher education, aviation military school, professional adaptation, foreign language in professional activity, active and interactive teaching methods, non-standard situations.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время языковое образование является очень важной сферой образования в России, т.к. с ее помощью готовятся специалисты-профессионалы с необходимыми высокими профессиональными знаниями, значимыми личностными качествами и творческими способностями. Проводимое в последние годы реформирование армии и системы военного образования выдвинуло на передний план проблему повышения качества подготовки будущих военных специалистов в военных вузах, которые должны быть готовы самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи и осознавать личностную и общественную значимость языковой подготовки и нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Система языкового образования предусматривает подготовку профессионально-компетентной, социально-активной, творческой личности в условиях повышения качества языкового образования при изменении образовательной парадигмы и динамичной социокультурной ситуации.
Новые требования по формированию преподавателя-профессионала, обусловленные интеграцией в глобальном образовательном пространстве, основанные на гуманистических началах, стремлении к творчеству и компьютерной и педагогической осведомленности. В
контексте мировых тенденций Российская система образования ориентирована на непрерывность процесса обучения преподавателей вузов, что предусматривает повышение их профессионального уровня и нуждается в постоянном самосовершенствовании.
На современном этапе модернизации высшей военной школы особое внимание уделяется совершенствованию учебно-воспитательного процесса, при котором курсанты вовлечены в активную учебно-познавательную деятельность, способствующую их личностному развитию и самообразованию.
В настоящее время существенно усложняется вооружение и техника, возрастает объем приемов, действий и операций, выполнением которых офицер должен владеть в совершенстве, действуя в кратчайшие сроки. Творческие способности проявляются сегодня более всего в моменты самостоятельного выбора, открытия нового, переноса знаний в другие ситуации, при решении оригинальных и нестандартных проблемных задач, что особенно важно с ростом доли умственного труда и творческих решений во всех сферах военной деятельности. В этой связи, развитие готовности к общению в нестандартных ситуациях у будущих офицеров в военном вузе представляется задачей достаточно важной и актуальной.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и
18
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Гурецкая Анна Олеговна РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ...
на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ качества изучения иностранного языка в военных вузах показывает, что реализуемые в большинстве случаев модели обучения не позволяют в полной мере раскрыть креативную готовность курсантов в процессе изучения иностранного языка. Это объясняется тем, что методика преподавания ориентирована на развитие умений и навыков в предметной области и не учитывает возможности развития творческих способностей обучающихся.
Процесс подготовки военных специалистов в военных вузах ориентирован в основном на вооружение выпускников совокупностью предметных знаний, а не на развитие у них готовности к общению в различных нестандартных ситуациях.
Результаты исследований свидетельствуют, что курсанты, обладающие высокой креативной готовностью, решают задачи повышенной сложности, при этом большинство курсантов, не способны творчески мыслить и продуктивно решать проблемные учебные задачи применительно к будущей военно-профессиональной деятельности и нерационально используют свою креативную готовность [1].
Большой вклад в разработку технологий обучения иностранным языкам, направленных на развитие креативных способностей у обучающихся, внесли отечественные и зарубежные специалисты в области дидактики: А.В. Алферов, Р. Александреску, И.Л. Бим, С. Брумфит, Г.А. Китайгородская, К. Ливенстоун, Е.И. Пассов, В.В. Петрусинский, Е.С. Полат, Дж. Ричардс, Г.В. Рогова, Г.В. Сороковых, О.М. Шиян и другие.
Из сказанного следует, что существующая традиционная модель обучения военных специалистов не нацелена на развитие креативной готовности у обучающихся. Вместе с тем педагогическая практика свидетельствует, что устранение указанных выше недостатков возможно на основе последовательного моделирования системы форм, методов и средств обучения (традиционных и инновационных), т.е. посредством формирования коммуникативно-креативной готовности [1].
Цели высшего военного образования должны быть направлены на всестороннее развитие личности военнослужащего.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является определение и обоснование организационных и педагогических основ преподавания иностранного языка в профессиональной деятельности для развития готовности учащихся общаться на иностранном языке в различных ситуациях.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
В связи с политическими и экономическими реформами в России, к системе образования выдвигаются новые требования, которые необходимо реализовать в профессиональной подготовке специалистов. Для этого в высшей школе следует интенсивно проводить исследования проблем создания психолого-педагогической комфортной среды обучения, выбора адекватных информационно-технических и коммуникационных средств и методов обучения, а также научной организации творческой педагогической деятельности. Для этого в настоящее время проектируются авторские технологии обучения: В.П. Беспалько, В.Н. Бугаев, Б.А. Воронович, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Г.Н. Подчалимова, П.И. Образцов, И.П. Раченко, Г.К. Селевко, Н.Ф. Талызина, И.Н. Тихонов, Ф.П. Тонких, А.И. Уман, П.М. Эрдниев и другие [2].
Содержательно-деятельностный блок нашей модели реализуется в образовательном процессе на занятиях по английскому и авиационному английскому языку в военном авиационном вузе. Обучение происходит на основе учебной программы по дисциплинам «Английский язык» и «Авиационный английский язык», тематического плана, методических рекомендаций и поурочного пла-
на практических занятий. Для предмета «Авиационный английский язык» также еще требуется таблица уровней владения английским языком по шкале ИКАО.
Благодаря международной стандартизации и ужесточению требований ИКАО (от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации) к языковой подготовке авиаспециалистов, обучение авиационному английскому языку строго регламентируется и проводится с учетом профессионально-ориентированной языковой подготовки. При этом существует определенная технология обучения для реализации соответствующих целей и задач.
Для допуска будущих офицеров к работе необходимо владение английским языком на должном уровне. Так, учащиеся летных учебных заведений должны сдать экзамен по данной дисциплине на 4 уровень языковой компетенции по шкале ИКАО согласно международному стандарту - документу 9835 [3].
Важность изучения английского языка в военных авиационных вузах не может быть переоценена, так как ошибки, которые могут привести к плачевным последствиям, возникают в большинстве случаев из-за проблем в общении, возникающих между пилотами и авиадиспетчерами [4]. Совершенствование языковой подготовки играет решающую роль в процессе обеспечения безопасности полетов [5].
По мнению Фионы Робертсон, автора популярного учебника фразеологии радиообмена «Airspeak», данный язык радиообмена является самым удачным полуискусственным международным языком [6]. Основной целью создания такого специального языка является устранение языковых проблем в процессе общения пилотов и авиадиспетчеров и, следовательно, обеспечении безопасности полетов. Кроме того, авиационный английский язык сочетает в себе элементы технического, профессионального и разговорного английского языка.
Процесс обучения авиационному английскому языку в ВУНЦ ВВС «ВВА» включает в себя те языковые аспекты, которые имеют непосредственное отношение к профессиональной деятельности. В процессе обучения на занятиях авиационного английского языка проводится языковая подготовка будущих специалистов не только во время полета, но и при работе на земле, а также при работе в экстремальных ситуациях.
В соответствии со спецификой военной образовательной организации высшего образования МО РФ, нами были выделены следующие компоненты сформи-рованности коммуникативной и креативной готовности у курсантов: когнитивный компонент, деятельностный компонент и креативный компонент.
Когнитивный компонент включает в себя военно-профессиональные знания, знания особенностей авиационного английского языка, его использования в своей профессиональной деятельности и других ситуациях общения.
Деятельностный компонент включает военно-профессиональные умения, коммуникативные умения, осознанная готовность к иноязычному общению, способность применять знания в ситуациях иноязычного общения
Креативный компонент подразумевает в себе использование творческого потенциала, способность быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, наличие адекватной самооценки и способности анализировать.
Итак, интегральное единство когнитивного, деятель-ностного и креативного компонентов создает предпосылку к успешному развитию коммуникативной и креативной готовности курсантов к общению на иностранном языке в различных ситуациях.
Осуществление образовательного процесса, созданного на кафедре иностранных языков в нашем военном учебном заведении, имеет целью организационно обеспечить оптимальные условия для развития знаний, уме-
Guretskaya Anna Olegovna pedagogical
THE DEVELOPMENT OF CADETS' READINESS ... sciences
ний и навыков, профессионально важных качеств, для дальнейшего становления высококвалифицированного специалиста. Достижение цели учебного процесса обеспечивается содержанием, методами и приемами.
К базовым знаниям по учебной деятельности относятся: фразеология радиообмена; базовая авиационная терминология по авиационным дисциплинам; содержание основных документов ИКАО (ИКАО Doc. 4444, ИКАО Doc. 9432, ИКАО Doc. 9835).
Базовыми умениями преподавателя по учебной деятельности являются: установка межпредметных связей иностранного языка и авиационных технических дисциплин; прогнозирование течения и результатов преподавания авиационного английского языка; разработка учебного материала по иностранному языку профессионального направления, организация практических занятий, использование активных и интерактивных форм и методов; активизация учебно-профессиональной деятельности курсантов; анализ собственной профессиональной деятельности [7].
Знание специальной методологии исследований, авиационной педагогики и психологии, методологических основ позволяют организовать научную деятельность преподавателя иностранного языка военного учебного заведения.
К базовым умениям научной деятельности относятся:
- формулировка цели, проблемы, гипотезы, задач исследования по проблеме авиационной педагогики;
- создание модели научного поиска, построение системы научных гипотез и доказательств;
- анализ связей между явлениями;
- анализ собственной научной деятельности;
- разработка и адаптация методов научных исследований авиационной педагогики;
- овладение способами активизации научной деятельности курсантов и реализация результатов научных исследований в педагогической практике;
- анализ собственной научной деятельности.
Методическая деятельность преподавателя иностранного языка летного учебного заведения предполагает: владение знаниями нормативно-правового обеспечения подготовки авиационных специалистов, методики преподавания «Авиационного английского языка».
Методическая деятельность требует достижения таких умений как:
- составление учебной рабочей документации;
- разработка модели учебной деятельности курсантов;
- разработка и внедрение новых методов обучения авиационного английского языка;
- составление учебного материала, структурирование материала;
- анализ эффективности профессиональной подготовки, методов организации учебного процесса.
Организационная деятельность в летных учебных заведениях требует базовых знаний нормативно-правовых основ организации учебно-воспитательного процесса летного учебного заведения, тенденций развития, основных направлений и результатов научных изысканий в области авиации; основ работы в авиации.
Базовыми умениями организационной работы являются: предсказания индивидуально-психологической склонности личности к авиационным специальностям; анализ состояния и тенденций развития профессионального пространства авиационных специальностей, требований к будущему авиационного специалиста; разработка и адаптация методов диагностики, технологии работы; мотивирование курсантов к участию в воспитательной работе, в научных конференциях и семинарах.
Воспитательная деятельность в летных учебных заведениях объединяет базовые знания нормативно-правовых основ организации учебно-воспитательного процесса летного учебного заведения, знания устава летно-20
го учебного заведения.
Базовыми умениями воспитательной деятельности являются:
- моделирование воспитательного и профессионального пространства становления и развития будущего авиационного специалиста;
- установление психологического контакта с курсантами;
- создание комфортного психологического климата в образовательном процессе;
- поддержка организационно-строевого режима летного учебного заведения;
- анализ уровня собственной осведомленности в авиационной сфере[8-17].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.
В процессе реализации коммуникативной готовности курсантов в различных ситуациях общения для преподавателей целесообразно использовать активные и интерактивные методы обучения, проблемно-поисковые, метод просмотра и обсуждения видеофильмов по анализу авиационных происшествий и катастроф.
Одним из самых важных этапов исследования является построение педагогической модели. В педагогике моделирование как средство познания сложных педагогических феноменов является часто единственным методом отражения системы организации педагогического процесса.
Проведенный теоретический анализ проблемы развития готовности к общению на иностранном языке при организации образовательного процесса в военном учебном заведении, позволяет создать модель по формированию коммуникативных и креативных навыков и умений в профессиональной деятельности. В основу модели положены: цель, педагогические условия, компоненты, принципы, содержание, задачи, методы и приемы, формы, критерии, показатели и уровни сформиро-ванности готовности.
Таким образом, разработанная нами модель формирования коммуникативно-креативной готовности курсантов позволит наглядно представить взаимодействие целей, задач, педагогических условий, принципов, содержания, форм и методов обучения для достижения результата, критериями которого являются когнитивные, деятельностные и креативные компоненты профессиональной деятельности. Результатом такой деятельности будет подготовка профессионально-компетентной, социально-активной и творческой личности, способной быстро и эффективно решать боевые задачи даже в нестандартных и экстремальных ситуациях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Овсянникова О.Н. Психолого-педагогические условия развития креативных способностей у курсантов военного вуза. Кандидатская диссертация / О.Н. Овсянникова. - Орел, 2005. - 210 с.
2. Полат С.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. С. Полат, М. Ю. Бухарюна. - 3 изд. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
3. ICAO DOC 9835 AN/453: Manual on the Implementation of ICAO Language Proficiency Requirements. - ICAO, 2010. - P. 21-32 С. 21
4. Шавкунова, Л. В., Морозова, М. А. Развитие лексической составляющей авиационного регистра языковой компетенции студентов учебных заведений ГА при подготовке к полетам на ВС иностранного производства/Л. В. Шевкунова, М. А. Морозова //Педагогические науки. - 2017. - № 5 (59). - С. 43-47.
5. Uplinger S. 'English-language training for air traffic controllers must go beyond basic ATC vocabulary'. Flight Safety Foundation Airport Operations. 1997. Vol. 23(5), pp. 1-5.
6. Robertson F. A. Airspeak: radiotelephony communication for pilots. Oxford: Alden Press Ltd. 1987. 205 p.
7. Мороз О.Г. Преподаватель высшей школы: психолого-педагогические основы педагогики / Мороз А.Г., Падалка А.С., Юрченко В.И., под общ. ред. О.Г. Мороза. - К.: НПУ, 2006. - 208 с.
8. Кузьминский А.И. Педагогика высшей школы. Учебное пособие /А.И.Кузьминский. - М.: Знание, 2005. - 486 c.
9. Сысоев П.В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку / П.В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 6. - С. 2-10.
10. Суслова Ю.В. Организационно-педагогические условия эффек-
Karelian Scientific Journal. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ...
Гурецкая Анна Олеговна
тивного развития аудитивной компетенции курсантов //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 92-96.
11. Стёпина Т.М. Организация внеаудиторной работы со студентами в неязыковом вузе / Т.М. Стёпина. — Актуальные проблемы обучения иностранных студентов. Материалы VIII межвуз. научно-практ. конф. — Днепропетровск, 2006. — 92 с.
12. Стародубцева Т.А. Параметры оценки уровня иноязычной компетентности курсантов авиационного вуза //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 193-195.
13. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. — М.: Слово, 2008. — 624с.
14. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория / С. В. Тришина // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. Режим доступа: http://www.eidos.ru/jour-nal/2005/0910-11.htm.
15. Richards J. Series editor's preface / J. Richards // Schmitt N. Vocabulary in language teaching. — Cambridge : Cambridge university press.
16. O'Malley J. M., Chamot A. U. Learning strategies in second language acquisition / J. M. O'Malley, A. U. Chamot. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 340 p.
17. Oxford Advanced Learner's Dictionary. — Oxford: Oxford University Press, 2000. — 1540 p.
Статья поступила в редакцию 07.05.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019