19. Polland, E.L. Child Well-Being: A Systematic Review of the Literature / E.L. Polland, R.D. Lee // Social Indicators Research. - 2003. - Vol. 61. - No. 1. - P. 59-78.
Педагогика
УДК 802.0:378.147
кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович
Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)
КРЕАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОМУ ДИАЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативного метода обучения иноязычной диалогической речи в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании метода обучения иноязычной диалогической речи в аграрном вузе, включающего рассмотрение развития креативного мышления в качестве средства и технологии обучения. В статье приводится детальный анализ обучения диалогической речи в неязыковом вузе. Автором статьи разработан курс обучения диалогической речи для студентов аграрных специальностей с применением креативно-ориентированного метода обучения. В статье представлен методический алгоритм приемов обучения, критерии оценивания уровня креативности учащихся и комплекс упражнений в обучении диалогической иноязычной речи с применением креативных приемов обучения. Методический алгоритм, представленный автором статьи, детально освещает возможности использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения диалогического формата в аграрном вузе, которые, в свою очередь, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе. Автором статьи проведено опытное обучения, результаты которого отражены в содержании статьи в виде сопоставления контрольной и экспериментальных групп исследования. В статье также приводится анализ различных точек зрения отечественных и зарубежных ученых-методистов по проблеме обучения иноязычной диалогической речи. Заключение: Данная статья представляет собой попытку разработки оригинальной технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении его в процесс обучения иностранным языкам неязыкового профиля. Представленная автором статьи модель обучения может быть применима в процессе обучения иноязычной диалогической речи студентов аграрного вуза.
Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, диалогическая речь, креативное мышление, креативные упражнения, профессионально-ориентированное общение, аграрное направление, неязыковой вуз.
Annotation. The present article is devoted to the analysis and development of the creative method of teaching foreign-language dialogic speech in agrarian higher education institution. The aim of the article is to create a method for teaching foreign-language dialogic speech in agrarian higher education institution, including the consideration of creative thinking development as a means and technology of teaching. The article provides a detailed analysis of dialogic speech teaching in a non-language university. The author of the article has developed a course of dialogic speech training for students of agrarian specialties with the use of a creative-based method of teaching. The article presents the methodological algorithm of teaching methods, the criteria for assessing the level of creativity of students and the complex of exercises in teaching dialogic foreign language speech with the use of creative teaching methods. The methodological algorithm presented by the author of the article covers in detail the possibilities of using creative thinking in practice. The complex of exercises is presented by creative-language and creative-speech exercises on parallel development of creative thinking and skills of foreign language speaking in dialogic format in agrarian higher education institution which, in their turn, are called to develop the skills of oral communication for special purposes in agrarian higher education institution in the most optimal way. The author of the article conducted experimental training, the results of which are reflected in the content of the article as a comparison of the control and experimental groups of research. The analysis of different points of view of native and foreign scientists-methodologists on the problem of teaching foreign-language dialogic speech is also given in the article. The present article is an attempt to develop an original technology based on the consideration of creative thinking as a basic methodological category and its introduction in the process of teaching foreign languages to the non-language profile. The teaching model presented by the author of the article can be applied in the process of teaching foreign language dialogic speech to students of agrarian universities.
Key words: creativity-based teaching, dialogic speech, creative thinking, creative exercises, communication for special purposes, agrarian training area, non-linguistic university.
Введение. Вопросами обучения диалогической речи занимались такие знаменитые ученые-методисты, как: А.А. Алхазишвили, Б.В. Беляев, И.М. Берман, И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, М.Л. Вайсбурд, Э.Э. Вильчек, Н.И. Гез, Д.И. Изаренков, Б.А. Лапидус, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин и т.д.
Как известно, в основу обучения диалогической речи положены следующие принципы: 1) коммуникативная направленность обучения; 2) ситуативная обусловленность диалогической речи; 3) учет индивидуальных особенностей учащихся [1, С. 109].
А.А. Леонтьевым отмечается реактивный характер диалогической речи носит реактивный характер [2, С. 251, 252], что, в свою очередь, означает то, что реплика первого собеседника, являясь стимулом, задает реакцию и ограничивает число ответов, которые воспроизводятся, как правило, автоматизировано. Это говорит о том, что в диалоге речь в основном не продуцируется, а репродуцируется.
Изложение основного материала статьи. Следует учитывать то, что при обучении диалогической речи нужно обращать внимание не только на стандартные концепты такие, как ситуативность, мотивация, но и на мышление учащихся.
Многие зарубежные современные ученые занимаются рассмотрением креативного мышления в процессе обучения.
Современные зарубежные ученые в области изучения креативного мышления и его использования в образовательной среде едины во мнении того, что креативность относится к способности предлагать несколько инновационных решений одной проблемы [3]. Ими делается акцент на изучения вариативности и модификации сразу нескольких различных креативных решений одной учебной проблемы.
Созидание в качестве средства и технологии процесса обучения рассматривается такими зарубежными современными учеными, как А.Л. Годхе, Н. Сэлвин. Данные ученые используют технологию STEM в качестве креативных условий процесса обучения. Данная технология ориентирована на учащихся и вовлекает учащихся в инновационные процессы проектирования и создания [6].
По мнению исследователей Н.Дж. Кима, Б.Р. Бэлленда и А.И. Уолкера, креативные технологии дают учащимся возможность испытать «обучение на практике» и решить реальные проблемы в рамках процесса обучения [7]; [8]. Данными учеными и специалистами в области применения креативных технологии в процессе обучения разработан цикл (5E). Цикл представляет собой следующий алгоритм: «вовлечение, исследование, объяснение, разработка и оценка» (5E). Данный алгоритм является подходом к обучению, который учащиеся могут использовать для разработки и поиска решений учебных проблем. Также по мнению ученых, учебные проблемы сложны и побуждают учащихся оценивать различные риски и создавать новые идеи для их решений.
По мнению другого современного ученого-специалиста по применению креативных технологий в образовательном процессе Т.К.Ф. Чиу, «когда учащиеся понимают актуальность решаемой учебной проблемы, они становятся более мотивированными и вовлеченными в учебную деятельность, поскольку удовлетворяется их основная потребность в чувстве принадлежности и связанности» [4]; [5].
Зарубежные ученые Р.Дж. Стернберг и С. Карами считают, что креативность в образовательном процессе демонстрирует сильную социальную особенность, важным элементом которой для результатов творчества является контекст обучения [9].
Творческим учащимся нравится узнавать что-то новое, предлагать инновационные идеи и сотрудничать с другими учащимися для решения учебной проблемы. В нашу цифровую эпоху и в современном обществе учащимся необходимо проявлять творческий подход, поскольку многие сложные ситуации требуют творческого подхода для совместного решения проблем [10].
В этой связи, мы предлагаем свою модель обучения иноязычной диалогической речи, ориентируясь непосредственно на мышление в качестве концепта. При этом, следует заметить, что речь пойдет о креативном способе мышления, который мы будет рассматривать в качестве средства и технологии обучения иноязычному общению в диалогической форме в аграрном вузе.
Мы выделяем следующие особенности метода обучения:
1. Креативно-психологические особенности. Данные особенности, на наш взгляд, играют одну из ключевых ролей в процессе обучения диалогическому иноязычному говорению, поскольку имеют отношение не только к взаимодействию коммуникативных партнеров, их языкового оформления мыслей, но и к восприятию.
На наш взгляд, коммуникативная задача должна восприниматься с учетом следующих факторов: 1) учет амбивалентности, противоречивости и многогранности учебной задачи; 2) ориентация на экстраординарный способ решения учебной задачи; 3) отказ от логической избыточности, шаблонности и клише при восприятии учебной задачи; 4) ориентация на философский дискурс относительно решения учебной задачи, т.е. умение видеть все через призму философского анализа в качестве средства решения учебной задачи.
2. Профессионально-ориентированные особенности. К данному виду особенностей мы относим профессиональную компетенцию, связанную со специальностью учащихся, в данном случае речь идет об аграрном профиле обучения. Здесь должна учитываться специфика данного профиля обучения в овладении учащимися специализированной терминологии в области сельского хозяйства на иностранном языке. Помимо лексического минимума, следует также учесть и знание о специфике самой профессиональной деятельности учащихся в области сельского хозяйства с его профильными направлениями (агрономия, животноводство и т.д.).
3. Креативно-лингвистические особенности. Данные особенности включают в себя рассмотрение креативного мышления в качестве средства порождения диалогического высказывания в виде креативной установки восприятия и выполнения соответствующих креативных упражнений.
Данная креативная установка представляет собой ориентацию внимания учащегося на такие понятия и элементы креативности, как амбивалентность, многогранность, противоречивость, экстраординарность при решении задачи, отказ от клише и шаблонности, отказ от логической избыточности восприятия.
Мы выделяем следующий методический алгоритм содержания занятия при обучении диалогическому общению в аграрном вузе:
1. Ознакомление. Данный этап является стартовой позицией занятия, на которой преподаватель представляет учащимся лексико-грамматический и речевой материал. Преподаватель должен тщательно подготовить данный материал заранее, чтобы креативные задания соответствовали лексико-грамматическому материалу.
2. Креативная установка. Данный этап представляет собой максимально краткое объяснение преподавателем учащимся креативного мышления, которое учащиеся используют в качестве средства выполнения дальнейший заданий данного занятия. Объяснения представляет собой: а) определение креативного мышления, б) его сравнение с логическим мышлением, в) выделение преимуществ креативного мышления над логическим, г) приведение примера.
3. Закрепление. Данный этап является практическим и представляет собой выполнение креативных языковых заданий с целью формирования креативного навыка использования данного вида мышления в качестве средства выполнения собственно речевых упражнений.
Примеры упражнений:
1. Подстановочное креативное задание:
Назовите аграрные термины (слова, словосочетания), которые могут начинаться на следующие буквы:
B... A... D... C... - Beef And Dairy Cattle
М...И...М... С. - Мясной И Молочный Скот
2. Трансформационное креативное задание:
Назовите слово, которое может по смыслу может ассоциироваться с перечисленными словами:
Beef, dairy, livestock - cattle
Мясной, молочный, сельскохозяйственные животные - крупнорогатый скот
4. Креативная пауза. Данный этап состоит из паузы продолжительностью 1-3 минуты, в процессе которой учащимся дается время для анализа выполненных ими вышеперечисленных креативных языковых заданий с целью использования данной тактики (креативного навыка) в качестве средства выполнения последующих стандартных собственно речевых упражнений диалогической речи.
5. Применение. Данный этап является непосредственной работой с диалогом, состоящей из подготовки к диалогу и его проведения. При выполнении данного задания учащиеся применяют креативный навык, полученный ими при выполнении креативных языковых заданий на этапе закрепления, в качестве средства решения коммуникативных задач в процессе диалогической речи. Диалог должен содержать тему аграрного направления и лексико-грамматический материал данного занятия.
Мы выделяем креативные критерии оценивания диалога и их следующие параметры (См. Таблица 1):
Таблица 1
Показатели развития умений диалогической речи
показатель 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Беглость Отсутствие задержки реакции порождения высказывания Задержка реакции выполнения до 5 секунд Задержка реакции выполнения 10-15 секунд Задержка превышает 15 секунд (наличие конспекта)
Гибкость Абсолютный переход (90-100%) Значительный переход (50%) Частичный переход (до 50%) Отсутствие перехода (0%)
Ориги-нальность Полная экстраординарность (90-100%) Значительная экстраординарность (50%) Частичная экстраординарность (до 50%) Отсутствие экстраординарности (0%)
Выводы. В результате исследования было выявлено, что обучаемые могут владеть умениями дополнять и развивать мысли, идеи; выражать свободно и бегло свои мысли без предварительной подготовки, добиваясь полноты высказывания, генерировать идеи на иностранном языке.
В работе получила подтверждение гипотеза, согласно которой обучение иноязычному общению иностранным языкам в аграрном вузе будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
а) переход от конвергентного мышления к креативному мышлению учащихся;
б) применение на занятиях по иностранному языку комплекса упражнений по развитию креативного мышления в качестве средства и технологии формирования коммуникативной иноязычной компетенции.
Главный вывод, который можно сделать по результатам исследования, заключается в том, что разработанная креативно-ориентированного методика обучения иноязычному общению в аграрном вузе эффективна и может быть использована на практике в обучении иноязычному говорению в вузе.
Литература:
1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
2. Основы теории речевой деятельности / Под ред. А.А. Леонтьева. - М., 1974.
3. Carbonell-Carrera, C., Saorin, J.L., Melian-Diaz, D., & De la Torre-Cantero, J. (2019). Enhancing creative thinking in STEM with 3D CAD modelling / C. Carbonell-Carrera, J.L. Saorin, D. Melian-Diaz, J. De la Torre-Cantero // Sustainability, 6036. -2019. - Volume 11 (21). - https://doi.org/10.3390/su11216036
4. Chiu, T.K. F. Applying the Self-determination Theory (SDT) to explain student engagement in online learning during the COVID-19 pandemic / T.K.F. Chiu // Journal of Research on Technology in Education, p. 14-30. - 2022. - Volume 54(1) -https://doi.org/10.1080/15391523.2021.1891998
5. Chiu T.K.F. Digital support for student engagement in blended learning based on Self-determination Theory / T.K.F. Chiu // Computers in Human Behavior, 124, 106909. - 2021. - Volume 124. - https://doi:10.1016/j.chb.2021.106909
6. Godhe, A.L., Lilja, P., & Selwyn, N. Making sense of making: critical issues in the integration of maker education into schools / A.L. Godhe, P. Lilja, N. Selwyn // Technology, Pedagogy and Education, p. 317-328. - 2019. - Volume 28(3). -https://doi.org/10.1080/1475939x.2019.1610040
7. Kim, N.J., Belland, B.R., & Walker, A.E. Effectiveness of computer-based scaffolding in the context of problem-based learning for STEM education / N.J. Kim, B.R. Belland, A.E. Walker // Bayesian meta-analysis, p. 397-429. - 2018. - Volume 30(2). - https://doi.org/10.1007/s10648-017-9419-1
8. Kuo, H.C., Tseng, Y.C., & Yang, Y.T.C. Promoting college student's learning motivation and creativity through a STEM interdisciplinary PBL human-computer interaction system design and development course / H.C. Kuo, Y.C. Tseng, Y.T.C. Yang // Thinking Skills and Creativity, - 2019. - Volume 31. - https://doi.org/10.1016/j.tsc.2018.09.001
9. Sternberg, R.J., & Karami, S. An 8P theoretical framework for understanding creativity and theories of creativity / R.J. Sternberg, S. Karami // The Journal of Creative Behavior. - 2021. - https://doi.org/10.1002/jocb.516
10. Tang, T., Vezzani, V., & Eriksson, V. (2020). Developing critical thinking, collective creativity skills and problem solving through playful design jams / T. Tang, V. Vezzani, V. Eriksson // Thinking Skills and Creativity, Article 100696. - 2020. - Volume 37. - https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100696
Педагогика
УДК 802.0:378.147
кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович
Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу экзистенциальной философии и разработке алгоритма методический приемов преподавателя в качестве реализации воспитательной цели в процессе обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального способа реализации воспитательной цели в процессе обучения иностранным языкам, который включал бы в себя рассмотрение теоретических основ экзистенциальной философии и практическую реализацию экзистенциальной философии. Автор статьи дает детальный анализ рассмотрения экзистенциальной философии и ее возможной связи с методикой обучения иностранным языкам с позиции воспитательного аспекта. Автором статьи разработан методический алгоритм приемов преподавателя для реализации воспитательной цели