7. Климат Санкт-Петербурга и Ленинградской области [Электронный ресурс] // Северо-Западное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: [сайт]. - 2022. - URL: http://www.meteo.nw.ru/articles/index.php?id=2 (дата обращения: 16.03.2022).
8. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: педагогика становления и развития личности: учебник: [12+] [Электронный ресурс] / Л.В. Мардахаев; Российский государственный социальный университет. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 251 с.: табл. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=493546 (дата обращения: 10.04.2022). -Режим доступа: по подписке.
9. Назарова, Л.Е. Об оценке комфортности климата Карелии / Л.Е. Назарова // Труды Карельского научного центра РАН. - 2011. - №4. - С. 129-133.
10. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект; под ред. чл.-корр. РАО В.И. Слободчикова. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - Москва, 2022. - 34 с.
11. Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации - 2020 [Электронный ресурс] // Трезвая Русь: [сайт]. - 2020. - URL: https://alkogolunet.ru/Stati/rejting_trezvosti_2020.pdf (дата обращения: 22.12.2021).
12. Низамова, Ч.И. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий / Ч.И. Низамова, С.Г. Добротворская // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - Серия: Гуманитарные науки. - 2019. - № 38 (4). - С. 623-628.
13. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Республике Карелия в 2020 году: Государственный доклад. - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, 2021 г. - 181 с.
14. Отчет о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Республики Карелия за 2020 год [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал Республики Карелия: [сайт]. - 2020. - URL: https://gov.karelia.ru/upload/iblock/4d6/Informatsiya_o_deyatelnosti_Komissii_po_delam_nesovershennoletnikh_i_zashchite_ikh_pr av_Respubliki_Kareliya_za_2020_god.pdf (дата обращения: 15.02.2022).
15. Погода в Москве в декабре [Электронный ресурс] // Погода для туристов: информация о погоде на целый год: [сайт]. - 2022. - URL: http://pogoda12.ru/Russia/Moscow/December (дата обращения: 15.06.2022).
16. Психолого-педагогические проблемы современного социума / под ред. Е.А. Левановой, А.В. Мудрика; Московский педагогический государственный университет. - Москва: Московский педагогический государственный университет (МШУ), 2018. - 298 с. - Режим доступа: по подписке. -URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=599008 (дата обращения: 20.11.2021).
17. Республика Карелия в цифрах' 2021: краткий статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (Карелиястат). - Петрозаводск, 2021. - 129 с.
18. Georgieva, V. Socalizating factors - a try for actual review / V. Georgieva // World science. - 2016. - №8 (12). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/socializing-factors-a-try-for-actual-review (дата обращения: 01.02.2022).
Педагогика
УДК 802.0:378.147
кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович
Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)
КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ В ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ
ВУЗЕ
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативного метода обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального метода обучения иноязычной речи в аграрном вузе, который включал бы в себя использование креативного мышления. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иноязычному общению в аграрном вузе. В статье рассмотрены различные точки зрения по проблеме обучения диалогу. Автором статьи разработан курс обучения иноязычной речи для студентов аграрных специальностей.
Данный курс обучения базируется на рассмотрении креативного мышления в качестве средства и технологии формирования и развития навыков и умений иноязычного говорения в аграрном вузе. В данной статье рассматриваются такие элементы, как: структура и содержание креативно-ориентированного обучения, теоретические основы креативно-ориентированного обучения, методический алгоритм использования приемов креативно-ориентированного обучения устному общению, а также комплекс соответствующих упражнений.
Методический алгоритм, представленный автором статьи, дает детальный анализ использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения диалогического формата в аграрном вузе, которые, в свою очередь, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе.
Данная статья представляет собой попытку разработки технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении ее в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза.
Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, диалогическая речь, креативное мышление, креативные упражнения, приемы обучения, специфика обучения, содержание обучения, профессионально-ориентированное общение, аграрный направления, неязыковой вуз.
Annotation. This article is devoted to the analyses and the creation of creativity-based method of foreign speech in non-linguistic university of agrarian training area. The aim of the given article is to create the more effective way of learning foreign dialogue speech in agrarian university which includes creative thinking usage. The author of the article gives the detailed analyses of foreign dialogue speech learning process issues in non-linguistic university. The article shows the different viewpoints regarding foreign dialogue speech learning issues. The author of the article developed the training curriculum of creativity-based method of foreign dialogue speech learning process in agrarian university.
This training curriculum is based on considering of creative thinking as means and technique of foreign speech skills development in non-linguistic universities with agrarian training area. The given article includes such elements as: structure and
content of creativity-based method, theoretical principles of creativity-based method, methodical algorithm of learning and teaching techniques using of creativity-based method in monologue and dialogue speech, and also creativity-based tasks and drills system.
The methodical algorithm, developed by the author of the article, gives the detailed analysis of creative thinking implementation in practice. Creativity-based exercises' system, developed by the author of the article, includes creativity-based drills and creativity-based communicative tasks which provide parallel development both creative thinking and foreign dialogue speech skills of agrarian training area, necessary for communication for special purposes in agrarian universities.
The given article represents the better variant of foreign speaking learning technique in non-linguistic university based on consideration of creative thinking as foreign language learning terminology category and its introduction to foreign language learning process in non-linguistic agrarian training area.
Key words: creativity-based foreign language learning process, dialogue, creative thinking, creativity-based exercises' system, learning and teaching techniques, specific educational features, communication for special purposes, agrarian training area, non-linguistic university.
Введение. Целью данного исследования является оптимизация процесса обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе в виде разработки и материализации новаторской методической технологии обучения с позиции креативно-ориентированного формата обучения иностранным языкам в вузе.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью новаторства современной методики обучения иностранным языкам в вузе с интегрированным использованием теоретических и практических аспектов анализа и использования креативного способа мышления в обучении иноязычному общению в аграрном вузе.
Научная новизна исследования заключается в создании креативно-ориентированного метода обучения на основе синтеза интеграции психолого-диагностирующих средств в методику обучения иностранным языкам, формирующих новый метод в обучении иностранным языкам в рамках вузовского профиля.
Теоретическая значимость исследования обусловлена разработкой теоретического базиса методики обучения профессиональному иноязычному общению в аграрном вузе на основе интеграции индикаторов и компонентов креативного мышления.
Научно-прикладное значение исследования обусловлено возможностью практического использования разработанного метода обучения профессиональному иноязычному общению в аграрном вузе в соответствии с концептуальными положениями его содержания.
Изложение основного материала статьи. Безусловно, основной формой организации образовательного процесса в вузе является урок (занятие). Детальный анализ работ по типологии занятий привело нас к выводу, что при всем многообразии типологий уроков можно выделить во взглядах всех ученых-методистов и лингводидактов нечто идентичное. Данная идентичность заключается в классификации уроков по их цели. В.Д. Аракин выделяет около 15 типов уроков [1]: объяснение языкового материала, закрепление отдельных видов языкового материала, обучение аналитическому и синтетическому чтению, устной речи и т.п. В.М. Блинов выделяет следующие типы уроков [2]: ознакомление с языковым материалом, усвоение языкового материала, образование и развитие навыков речевой деятельности, повторение, обобщение и контроль. И.Д. Салистра выделяет 3 типа уроков [10]: выработка первичных умений, выработка предречевых умений и навыков, выработка речевых умений.
Так, Б.Д. Лемперт различает 2 типа уроков: чисто речевой (выполнение речевых упражнений) и речевой комбинированный (выполнение преимущественно речевых подготовительных упражнений) [7].
Подход Б.Д. Лемперта можно рассматривать как идентичный с подходом М.С. Ильина [4] утверждающим, что в учебном процессе главным достижением учителя и учащихся является ситуативно-ориентированное использование речевого материала.
М.С. Ильин выделяет уроки синтетической и аналитической речевой деятельности. Занятия синтетической речевой деятельности связаны с работой по беспереводному чтению, диалогической и монологической устной речи. Занятия аналитической речевой деятельности ориентированы на усвоение языкового материала и выработку умений и навыков в пределах аналитических аспектов речи [4].
В методических работах по вопросам урока иностранного языка очень часто встречается типизация в соответствии с работой с текстом. Так, Е.И. Пассов [8] выделяет уроки «предтекстовой работы», «работы над текстом» и «послетекстовой работы».
Исходя из концепции советских методистов о логике учебного процесса [3], в нем взаимодействуют в диалектическом единстве цели и содержание образования, последовательность и связь его частей, методы и приемы обучения, мотивы учения, степень самостоятельности учащихся, которая зависит от степени взаимодействия участников процесса обучения.
В дидактической литературе подчеркивается, что на всем протяжении урока должна развиваться определенная идея, внутренне связывающая составные части урока, и задача учителя состоит в том, чтобы вскрыть ее и довести до сознания учащихся [5].
Относительно составления рабочего плана урока существуют различные точки зрения, касающиеся меры конкретизации его, в частности, отражать ли в нем деятельность: а) только учителя, б) учителя и учащихся, в) только учащихся. Не настаивая на жесткой форме плана, памятуя о том, что план - это собственное творение учителя, нам представляется, что, в свете сказанного выше, главное в нем - о тразить задания, которые учитель предложит учащимся [6, С. 133].
И.В. Рахманов видит успешность развития устной речи в необходимости создавать определенные условия; это - знание темы, владение соответствующим языковым материалом, понимание ситуации и наличие мотивации для высказывания [9, С. 15-16].
М.Н. Скаткин и В.В. Краевский справедливо замечают, что «содержание образования может существовать лишь в процессе обучения» [11, С. 45]. Значит, необходимо учитывать «закономерности процесса обучения, его логику, условия, в которых он протекает, реальные возможности учащихся, вовлеченных в этот процесс» [Там же, С. 46].
Важнейшей целью занятия по иностранному языку является достижение сложного комплекса учебных задач, решаемых участниками процесса обучения в ходе занятия. Следует также помнить о том, что решение данного комплекса учебных задач должно носить творческий характер с целью повышения активизации и мотивации учащихся при их функционировании в качестве участников процесса обучения.
В этой связи, мы выдвигаем следующие ключевые методические условия для занятия по обучению устному профессиональному иноязычному общению:
1. Коммуникативная направленность занятия.
2. Профессионально-коммуникативная и ситуативная ориентация занятия.
3. Креативность занятия.
Рассмотрим данные элементы методических условий подробнее:
1. Коммуникативная направленность занятия. Данный элемент условий организации, планирования и проведения креативно-ориентированного занятия в обучении устному профессиональному общению аграрного профиля мы, безусловно, рассматриваем в качестве одного из ведущих в системе организации образовательного процесса. В данном случае нами учитывается принцип устного опережения и ориентации занятия на речевую направленность в рамках коммуникативных ситуаций будущей профессии учащихся. Проявляется это в доминировании речевых упражнений над языковыми, а также в использовании комплексного многообразия различных коммуникативных упражнений. Следует отметить, что данные коммуникативные задания и упражнения должны носить творческий, креативный характер с целью развития и применения креативного мышления в качестве средства и технологии формирования и развития навыков и умений устных видов речевой деятельности в рамках профессионально-ориентированной коммуникации. Преподавателю следует использовать все многообразие речевых упражнений как стандартного формата, так и творчески-ориентированной направленности, т.е. упражнения в основе которых лежит творческое решение данной учебной речевой задачи. В этой связи, преподавателю следует соблюдать системно и четко выстроенный и последовательный методический алгоритм речевых упражнений в их взаимодействии с языковыми и условно-речевыми упражнениями. Таким образом, мы также предлагаемый следующий алгоритм последовательно используемых упражнений:
1) Стандартные языковые упражнения ^ 2) креативные языковые упражнения ^ 3) стандартные условно-речевые упражнения ^ 4) креативные речевые упражнения ^ 5) стандартные речевые упражнения
На наш взгляд, данный алгоритм использования упражнений позволит наиболее эффективней сформировать навыки и умения устных видов речевой деятельности в профессиональной сфере общения, в первую очередь, это касается говорения. Примеры креативных упражнений:
1. Подстановочное креативное задание:
Назовите аграрные термины (слова, словосочетания), которые могут начинаться на следующие буквы: F... A... V... - Fruits And Vegetables Ф...И...О... - Фрукты И Овощи
2. Трансформационное креативное задание:
Назовите слово, которое может по смыслу может ассоциироваться с перечисленными словами: Winter, spring, varieties, plant - wheat Озимая, яровая, сорта, сажать - пшеница
3. Вопросно-ответное креативное задание:
Ответьте на следующий гипотетический (иногда сюрреалистический) вопрос: What would you do with the last crop on the earth?
Чтобы вы сделали с последней оставшейся на Земле сельскохозяйственной культурой? Данные задания оцениваются по категориям:
• беглость, т.е. быстрота и количество генерируемых идей (порождаемых слов);
• гибкость, т.е. степень перехода от одной подтемы генерируемых идей в другую;
• оригинальность, т.е. экстраординарность генерируемой идеи. Показатели формирования креативного навыка представлены в Таблице 1 :
Таблица 1
Показатели формирования креативного навыка
показатель 3 балла 2 балла 1 балл 0 баллов
Беглость Задержка реакции выполнения 5-10 секунд Задержка реакции выполнения 10-50 секунд Задержка реакции выполнения 50 секунд - несколько минут Задание не выполнено в указанное время
Гибкость Абсолютный переход (90-100%) Значительный переход (50%) Частичный переход (до 50%) Отсутствие перехода (0%)
Оригинальность Полная экстраординарность (90-100%) Значительная экстраординарность (50%) Частичная экстраординарность (до 50%) Отсутствие экстраординарности (0%)
2. Профессионально-коммуникативная и ситуативная ориентация занятия. Для обучения иностранному языку в неязыковом вузе данный аспект носит ключевой характер. В нашем случае, речь идет об аграрном профиле обучения. Занятия проводятся в строгом соблюдении тематического плана, содержащего в себе общие профильные темы, частные профильные темы и профильные научные темы. На наш взгляд, лексический материал профильной терминологии должен распределяться в соответствии с данными тремя вышеупомянутыми позициями тематического плана занятий.
Первый раздел общих профессиональных тем подразумевает введение в направление специальности вне зависимости от профиля обучения и представляет собой обобщенные темы профессиональной направленности. В случае с аграрным вузом, это такие темы, как введение в сельское хозяйство, сельское хозяйство в стране изучаемого языка, история сельского хозяйства, растениеводство, животноводство, аграрные профессии и т.д.
Второй раздел частных профильных тем может содержать следующие темы: ландшафтный дизайн, агрономия, защита растений, ветеринария, лесоводство и т.д. Данный раздел учитывает специфику каждого профиля обучения, а также различные подтемы, связанные с данными профилями обучения, такие как, орошение, дренаж, посев, зерновые культуры,
защита растений, виды растений, молочный скот, крупнорогатый скот, птицеводство, борьба с сорняками и вредителями и т.д.
Третий раздел включает в себя специфику, связанную с научным содержанием данных профилей и подтемы, в которых описание научного содержания данных тем. Освоение данного раздела требует основательной терминологической подготовки в виде овладения профильной лексики двух вышеупомянутых разделов. Данный раздел помимо профессионально-ориентированной терминологии также включает в себя общенаучную терминологию, необходимую для понимания данного материала. Раздел связан с ознакомлением различных научных теорий, концепций и гипотез, связанных с профильными темами, а также анализом и обсуждением концепций известных отечественных и зарубежных ученых в области сельского хозяйства. Также данный раздел связан с научным обсуждением тем второго раздела. Например, обсуждение эффективности функционирования видов орошения и их обоснования в ходе иноязычной дискуссии.
3. Креативность занятия. Данный элемент занятия, предлагаемый нами, является одним из базисных. Его наличие в содержании процесса обучения при организации и планировании занятия является ключевым в обучении устному профессиональному иноязычному общению. Данный элемент подразумевает использование на занятии таких трех компонентов, как беглость, гибкость и оригинальность. Следует обратить внимание на то, что данные три компонента будут является не только составляющими элементами креативного мышления, но и индикаторами контроля формирования и развития речевых навыков и умений в процессе обучения.
Выводы. В работе получила подтверждение гипотеза, согласно которой обучение устному профессиональному общению на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
а) переход от конвергентного мышления к креативному мышлению учащихся;
б) использование в процессе обучения креативно-ориентированных упражнений, а также методов и приемов по развитию креативного мышления учащихся.
Исходя из вышеперечисленных условий, можно рассматривать эффективность гипотезы, согласно которой развитие креативного мышления в качестве средства и технологии обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе может быть более эффективным способом развития умений иноязычного говорения в процессе профессионально-ориентированного общения в неязыковом вузе.
Литература:
1. Аракин, Р.Д. Методика преподавания английского языка в старших классах / Р.Д. Аракин. - М., Изд-во АПН РСФ СР, 1955.
2. Блинов, М.В. К вопросу о типологии урока иностранного языка / М.В. Блинов // «Иностранные языки в школе». -М., 1958. - № 2.
3. Дайри, Н.Г. Как подготовить урок истории / Н.Г. Дайри. - М., «Просвещение», 1969. - 127 с.
4. Ильин, М.С. О типологии урока в системе уроков иностранного языка / М.С. Ильин // «Иностранные языки в школе». - 1960. - № 1.
5. Лемберг, Р.Г. Вопросы построения урока: (По мат-лам работы школ Казахстана) / проф. Р.Г. Лемберг; Н.-и. ин-т школ НКП Казах. - ССР Алма-Ата: Казгосиздат, 1941. - 76 с.
6. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Г.В. Роговой, Ф.М. Рабиновича, Т.Е. Сахаровой. - М.: Просвещение, 1991.
7. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Акад. пед. наук СССР. - Ин-т общего и политехн. образования; Под ред. А.А. Миролюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 1967. - 504 с.
8. Пассов, Е.И. Беседы об уроке иностранного языка: Пособие для студентов пед. ин-тов / Е.И. Пассов, Т.И. Колова, Т.А. Волкова и др. - Ленинград: Просвещение. - Ленингр. отд-ние, 1971. - 148 с.
9. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И.В. Рахманов. - М., «Высшая школа», 1980.
10. Салистра, И.Д. К вопросу о системе уроков иностранного языка / И.Д. Салистра // «Иностранные языки в школе». -1961. - № 3.
11. Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. - М., 1981.
Педагогика
УДК 802.0:378.147
кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович
Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)
СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В
АГРАРНОМ ВУЗЕ
Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативного метода обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального метода обучения иноязычной речи в аграрном вузе, который включал бы в себя использование креативного мышления. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иноязычному общению в аграрном вузе. В статье рассмотрены различные точки зрения по проблеме обучения диалогу. Автором статьи разработан курс обучения иноязычной речи для студентов аграрных специальностей.
Данный курс обучения базируется на рассмотрении креативного мышления в качестве средства и технологии формирования и развития навыков и умений иноязычного говорения в аграрном вузе. В данной статье рассматриваются такие элементы, как: структура и содержание креативно-ориентированного обучения, теоретические основы креативно-ориентированного обучения, методический алгоритм использования приемов креативно-ориентированного обучения устному общению, а также комплекс соответствующих упражнений.
Методический алгоритм, представленный автором статьи, дает детальный анализ использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения диалогического формата в аграрном вузе, которые, в свою очередь, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе.