Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ'

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КРЕАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / АГРАРНЫЙ НАПРАВЛЕНИЯ / НЕЯЗЫКОВОЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативного метода обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального метода обучения иноязычной речи в аграрном вузе, который включал бы в себя использование креативного мышления. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иноязычному общению в аграрном вузе. В статье рассмотрены различные точки зрения по проблеме обучения диалогу. Автором статьи разработан курс обучения иноязычной речи для студентов аграрных специальностей. Данный курс обучения базируется на рассмотрении креативного мышления в качестве средства и технологии формирования и развития навыков и умений иноязычного говорения в аграрном вузе. В данной статье рассматриваются такие элементы, как: структура и содержание креативно-ориентированного обучения, теоретические основы креативно-ориентированного обучения, методический алгоритм использования приемов креативно-ориентированного обучения устному общению, а также комплекс соответствующих упражнений. Методический алгоритм, представленный автором статьи, дает детальный анализ использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения диалогического формата в аграрном вузе, которые, в свою очередь, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе. Данная статья представляет собой попытку разработки технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении ее в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF CREATIVITY-BASED FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION LESSON IN AGRARIAN UNIVERSITY

This article is devoted to the analyses and the creation of creativity-based method of foreign speech in non-linguistic university of agrarian training area. The aim of the given article is to create the more effective way of learning foreign dialogue speech in agrarian university which includes creative thinking usage. The author of the article gives the detailed analyses of foreign dialogue speech learning process issues in non-linguistic university. The article shows the different viewpoints regarding foreign dialogue speech learning issues. The author of the article developed the training curriculum of creativity-based method of foreign dialogue speech learning process in agrarian university. This training curriculum is based on considering of creative thinking as means and technique of foreign speech skills development in non-linguistic universities with agrarian training area. The given article includes such elements as: structure and content of creativity-based method, theoretical principles of creativity-based method, methodical algorithm of learning and teaching techniques using of creativity-based method in monologue and dialogue speech, and also creativity-based tasks and drills system. The methodical algorithm, developed by the author of the article, gives the detailed analysis of creative thinking implementation in practice. Creativity-based exercises’ system, developed by the author of the article, includes creativity-based drills and creativity-based communicative tasks which provide parallel development both creative thinking and foreign dialogue speech skills of agrarian training area, necessary for communication for special purposes in agrarian universities. The given article represents the better variant of foreign speaking learning technique in non-linguistic university based on consideration of creative thinking as foreign language learning terminology category and its introduction to foreign language learning process in non-linguistic agrarian training area.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В АГРАРНОМ ВУЗЕ»

защита растений, виды растений, молочный скот, крупнорогатый скот, птицеводство, борьба с сорняками и вредителями и т.д.

Третий раздел включает в себя специфику, связанную с научным содержанием данных профилей и подтемы, в которых описание научного содержания данных тем. Освоение данного раздела требует основательной терминологической подготовки в виде овладения профильной лексики двух вышеупомянутых разделов. Данный раздел помимо профессионально-ориентированной терминологии также включает в себя общенаучную терминологию, необходимую для понимания данного материала. Раздел связан с ознакомлением различных научных теорий, концепций и гипотез, связанных с профильными темами, а также анализом и обсуждением концепций известных отечественных и зарубежных ученых в области сельского хозяйства. Также данный раздел связан с научным обсуждением тем второго раздела. Например, обсуждение эффективности функционирования видов орошения и их обоснования в ходе иноязычной дискуссии.

3. Креативность занятия. Данный элемент занятия, предлагаемый нами, является одним из базисных. Его наличие в содержании процесса обучения при организации и планировании занятия является ключевым в обучении устному профессиональному иноязычному общению. Данный элемент подразумевает использование на занятии таких трех компонентов, как беглость, гибкость и оригинальность. Следует обратить внимание на то, что данные три компонента будут является не только составляющими элементами креативного мышления, но и индикаторами контроля формирования и развития речевых навыков и умений в процессе обучения.

Выводы. В работе получила подтверждение гипотеза, согласно которой обучение устному профессиональному общению на занятиях по иностранным языкам в аграрном вузе будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

а) переход от конвергентного мышления к креативному мышлению учащихся;

б) использование в процессе обучения креативно-ориентированных упражнений, а также методов и приемов по развитию креативного мышления учащихся.

Исходя из вышеперечисленных условий, можно рассматривать эффективность гипотезы, согласно которой развитие креативного мышления в качестве средства и технологии обучения устному иноязычному общению в аграрном вузе может быть более эффективным способом развития умений иноязычного говорения в процессе профессионально-ориентированного общения в неязыковом вузе.

Литература:

1. Аракин, Р.Д. Методика преподавания английского языка в старших классах / Р.Д. Аракин. - М., Изд-во АПН РСФ СР, 1955.

2. Блинов, М.В. К вопросу о типологии урока иностранного языка / М.В. Блинов // «Иностранные языки в школе». -М., 1958. - № 2.

3. Дайри, Н.Г. Как подготовить урок истории / Н.Г. Дайри. - М., «Просвещение», 1969. - 127 с.

4. Ильин, М.С. О типологии урока в системе уроков иностранного языка / М.С. Ильин // «Иностранные языки в школе». - 1960. - № 1.

5. Лемберг, Р.Г. Вопросы построения урока: (По мат-лам работы школ Казахстана) / проф. Р.Г. Лемберг; Н.-и. ин-т школ НКП Казах. - ССР Алма-Ата: Казгосиздат, 1941. - 76 с.

6. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред. Г.В. Роговой, Ф.М. Рабиновича, Т.Е. Сахаровой. - М.: Просвещение, 1991.

7. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Акад. пед. наук СССР. - Ин-т общего и политехн. образования; Под ред. А.А. Миролюбова [и др.]. - М.: Просвещение, 1967. - 504 с.

8. Пассов, Е.И. Беседы об уроке иностранного языка: Пособие для студентов пед. ин-тов / Е.И. Пассов, Т.И. Колова, Т.А. Волкова и др. - Ленинград: Просвещение. - Ленингр. отд-ние, 1971. - 148 с.

9. Рахманов, И.В. Обучение устной речи на иностранном языке / И.В. Рахманов. - М., «Высшая школа», 1980.

10. Салистра, И.Д. К вопросу о системе уроков иностранного языка / И.Д. Салистра // «Иностранные языки в школе». -1961. - № 3.

11. Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. - М., 1981.

Педагогика

УДК 802.0:378.147

кандидат педагогических наук, доцент Буковский Станислав Леонидович

Институт экономики и управления АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева» (г. Москва)

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В

АГРАРНОМ ВУЗЕ

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу и разработке креативного метода обучения иноязычному профессионально-ориентированному общению в аграрном вузе. Цель статьи заключается в создании оптимального метода обучения иноязычной речи в аграрном вузе, который включал бы в себя использование креативного мышления. Автор статьи детально анализирует проблемы обучения иноязычному общению в аграрном вузе. В статье рассмотрены различные точки зрения по проблеме обучения диалогу. Автором статьи разработан курс обучения иноязычной речи для студентов аграрных специальностей.

Данный курс обучения базируется на рассмотрении креативного мышления в качестве средства и технологии формирования и развития навыков и умений иноязычного говорения в аграрном вузе. В данной статье рассматриваются такие элементы, как: структура и содержание креативно-ориентированного обучения, теоретические основы креативно-ориентированного обучения, методический алгоритм использования приемов креативно-ориентированного обучения устному общению, а также комплекс соответствующих упражнений.

Методический алгоритм, представленный автором статьи, дает детальный анализ использования креативного мышления на практике. Комплекс упражнений представлен креативно-языковыми и креативно-речевыми упражнениями по параллельному развитию креативного мышления и умений иноязычного говорения диалогического формата в аграрном вузе, которые, в свою очередь, призваны наиболее оптимальный образом развить умения устного профессионально-ориентированного общения в аграрном вузе.

Данная статья представляет собой попытку разработки технологии, базирующейся на рассмотрении креативного мышления в качестве базисной методической категории и внедрении ее в процесс обучения иностранным языкам неязыкового вуза.

Ключевые слова: креативно-ориентированное обучение, диалогическая речь, креативное мышление, креативные упражнения, приемы обучения, специфика обучения, содержание обучения, профессионально-ориентированное общение, аграрный направления, неязыковой вуз.

Annotation. This article is devoted to the analyses and the creation of creativity-based method of foreign speech in non-linguistic university of agrarian training area. The aim of the given article is to create the more effective way of learning foreign dialogue speech in agrarian university which includes creative thinking usage. The author of the article gives the detailed analyses of foreign dialogue speech learning process issues in non-linguistic university. The article shows the different viewpoints regarding foreign dialogue speech learning issues. The author of the article developed the training curriculum of creativity-based method of foreign dialogue speech learning process in agrarian university.

This training curriculum is based on considering of creative thinking as means and technique of foreign speech skills development in non-linguistic universities with agrarian training area. The given article includes such elements as: structure and content of creativity-based method, theoretical principles of creativity-based method, methodical algorithm of learning and teaching techniques using of creativity-based method in monologue and dialogue speech, and also creativity-based tasks and drills system.

The methodical algorithm, developed by the author of the article, gives the detailed analysis of creative thinking implementation in practice. Creativity-based exercises' system, developed by the author of the article, includes creativity-based drills and creativity-based communicative tasks which provide parallel development both creative thinking and foreign dialogue speech skills of agrarian training area, necessary for communication for special purposes in agrarian universities.

The given article represents the better variant of foreign speaking learning technique in non-linguistic university based on consideration of creative thinking as foreign language learning terminology category and its introduction to foreign language learning process in non-linguistic agrarian training area.

Key words: creativity-based foreign language learning process, dialogue, creative thinking, creativity-based exercises' system, learning and teaching techniques, specific educational features, communication for special purposes, agrarian training area, non-linguistic university.

Введение. Цель исследования заключается в разработке типологии занятий в обучении устным видам речевой деятельности в аграрном вузе с применением креативного мышления в качестве средства и технологии обучения.

Научная новизна исследования определяется рассмотрением креативного мышления в качестве метода и технологии обучения устному профессиональному иноязычному общению в аграрном вузе.

Теоретическая значимость исследования обусловлена разработкой принципов обучения, включающих в себя теоретическое обоснование и практическую возможность использования креативного мышления в процессе обучения иностранным языкам.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического алгоритма проведения креативно-ориентированного занятия в обучении устному иноязычному профессионально-ориентированного общению в аграрном вузе, а также в разработке комплекса приемов обучения и критериев контроля в рамках соответствующей технологии обучения.

Об необходимости рассмотрения креативного мышления в качестве неотъемлемого элемента процесса обучения говорят многие зарубежные современные ученые-методисты такие, как: Э.О. Беречки, А. Карпати, Т.Д. Дэккер, Т. Менхард, И.Х. Кросберген и т.д.

Согласно Э.О. Беречки и А. Карпати, концептуальными элементами креативности являются: процесс, продукт, личность учащегося и образовательная среда [5].

Т.Д. Дэккер рассматривает амбивалентность в качестве ключевого фактора развития креативности студентов [7].

Ряд зарубежных современных ученых-методистов помимо беглости и оригинальности выделяют также завершенность и практичность предлагаемых путей решения проблемной задачи [6].

Согласно теории П. Торренса [8]; [9], креативное мышление связано с критическим восприятием недостатков, отсутствием определенного знания и дисгармонией. Также ученый полагает, что креативные способности начинают функционировать на момент достижения определенного интеллектуального уровня [10].

Изложение основного материала статьи. Перед анализом содержания занятия на развитие умений устного профессионального общения следует рассмотреть дефиниции понятия порождения речи.

А.А. Леонтьев дает следующую интерпретацию модели порождения речевых высказываний и ее компонентов: а) этап мотивации высказывания; б) этап замысла (программы, плана) высказывания; в) этап осуществления замысла (реализации плана); г) этап сопоставления реализации замысла с самим замыслом [3, С. 133].

А.Р. Лурия делит классификации высказываний на «коммуникации событий» и «коммуникации отношений». По его утверждению, первое понятие относится к передаче конкретных взаимодействий вещей, второе же связано с абстрактно-логическим отношением предмета и признака [4, С. 208].

Классификация Г.А. Золотовой более детализирована, в которой она выделяет: предложения, сообщение о количестве предметов; о субъекте и объекте обладания; о субъекте как обладателе признака и носителя состояния; о состоянии субъекта; о явлении и его оценке, раскрывающие содержание одного отвлеченного понятия через другое [2].

Мне придерживаемся точки зрения, высказанной знаменитым советским психологом Б.В. Беляевым: «Активно-творческое владение языковым материалом достигается только в том случае, если этот материал непосредственно объединяется с мышлением учащихся. <...> ... надо учить учащихся мыслить на иностранном языке. А так как мышление всегда характеризуется самостоятельной догадкой, то надо, чтобы и иноязычная речь не была шаблонной и не состояла из заученных речевых стандартов, а всегда характеризовалась бы новизной и оригинальностью как по своему содержанию, так и по своему лексико-грамматическому оформлению» [1, С. 12].

Б.В. Беляев замечает, что «при обучении иностранному языку главная суть учебного процесса как раз и заключается в некотором видоизменении самого мышления. <...> ... владение иностранным языком предполагает неразрывное единство и непосредственную связь его с мышлением [Там же, С. 13].

Исходя из вышеприведенной цитаты Б.В. Беляева о единстве связи владения иностранным языком с мышление, мы под системой занятий в креативно-ориентированном обучении устному профессиональному иноязычному общению в аграрном вузе понимаем совокупность различных видов и типов занятий на формирование и развитие навыков и умений устных видов речевой деятельности применительно к определенной профессионально-ориентированной теме и на основе определенного профессионально-ориентированного лексического материала аграрного вуза с применением креативных методов и технологий обучения.

Мы также рассматриваем понятие теории занятия, которое, на наш взгляд, представляет собой алгоритм компонентов системы занятий, теоретически обосновывающий целесообразность, научность и функциональность всех компонентов, входящих в состав системы занятий. В этой связи, в систему занятия мы включаем следующие компоненты занятия:

1) типология занятий, т.е. типы и виды занятий в соответствии с поставленной целью занятия и объектом его методического исследования;

2) организация и планирование занятия, т.е. принципы построения креативно-ориентированного занятия;

3) реализация занятия, т.е. технологии и приемы, используемые участниками процесса обучения с целью достижения поставленной цели занятия.

Рассмотрим подробнее все тричетыре компонента системы занятий.

1. Типология занятий. Под типологией занятия мы понимаем типы и виды занятий в соответствии с поставленной целью занятия и объектом его методического исследования. Мы разделяем понятия тип и вид занятий.

Под типом, на наш взгляд, подразумевается вариативность и дифференциация занятия с позиции присутствия или отсутствия креативного мышления в качестве средства и технологии обучения.

Под видом занятий мы понимаем языковой и речевой материал, используемой в качестве объекта усвоения.

Мы рассматриваем следующие типы занятий, исходя из их целевой установки:

Первый тип занятий связан с формированием стандартных навыков. Под стандартным навыком мы понимаем любой навык, не относящийся к креативному мышлению. Здесь можно выделить следующие виды занятий:

a) занятие по формированию лексических навыков профессиональной терминологии в области аграрного профиля;

b) занятие по формированию грамматических навыков на материале профессионально-ориентированной лексике аграрного профиля;

c) комбинированное занятие, включающее в себя формирование как лексических, так и грамматических навыков.

В данном типе и виде занятий используются стандартные языковые упражнения (вопросно-ответные, подстановочные, трансформационные).

Второй тип занятий связан с формированием креативных навыков. Под креативным навыком мы понимаем автоматизированное знание и его практическую реализацию в процессе обучения.

Поскольку при креативном обучении лексическую единицу и ее порождение в устном общении мы рассматриваем с точки зрения генерируемой идеи, то критериями-элементами подобных креативных навыков будут выступать следующие:

• беглость речепорождения и генерирования идеи,

• гибкость коммуникации и генерирования идеи,

• оригинальность речепорождения и генерирования идеи.

Третий тип занятий относится к развитию креативного умения. Под креативным умением мы понимаем способность реализации и использования креативных знаний и навыков на практике, т.е. способность применять беглость, гибкость и оригинальность в качестве средств и приемов иноязычного речепорождения в процессе устного профессионального общения аграрного профиля при решении коммуникативной проблемной задачи.

Четвертый тип занятия относится к развитию речевых умений устных видов речевой деятельности профессионально-ориентированного общения аграрного вуза.

2. Организация и планирование занятия. Организация и планирование занятия в обучении устному профессиональному общению аграрного профиля представляют собой принципы построения креативно-ориентированного занятия устным видам речевой деятельности на лексическом материале аграрного профиля.

Данный компонент занятия связан с анализом и выбором элементов (этапов) занятия. Среди данных элементов занятия мы рассматриваем следующие основные принципы обучения:

1. Коммуникативная направленность занятия. Данный элемент условий организации, планирования и проведения креативно-ориентированного занятия в обучении устному профессиональному общению аграрного профиля мы, безусловно, рассматриваем в качестве одного из ведущих в системе организации образовательного процесса.

2. Профессионально-коммуникативная и ситуативная ориентация занятия. Для обучения иностранному языку в неязыковом вузе данный аспект носит ключевой характер. Занятия проводятся в строгом соблюдении тематического плана, содержащего в себе профильные темы.

3. Креативность занятия. Данный элемент занятия, предлагаемый нами, является одним из базисных. Его наличие в содержании процесса обучения при организации и планировании занятия является ключевым в обучении устному профессиональному иноязычному общению. Данный элемент подразумевает использование на занятии таких трех компонентов, как беглость, гибкость и оригинальность.

3. Реализация занятия. Данный компонент системы занятий мы рассматриваем с точки зрения технологии и приемов обучения, используемых участниками процесса обучения с целью достижения поставленной цели занятия. На данном этапе образовательного процесса осуществляется материализация предыдущей стадии организации и планирования занятия, при которой происходит реализация вышеупомянутых принципов организации и планирования занятия в виде методов и приемов обучения, используемых участниками процесса обучения. В виде данных методов и приемов обучения может выступать креативная технология.

Данная технология представляет собой совокупность приемов-действий как со стороны преподавателя, так и со стороны учащихся. Приведем примеры данных приемов-действий, представленных в следующей Таблице 1:

Таблица 1

Алгоритм выполнения учащимися креативно-речевых упражнений

Алгоритм Учебные действия

1. Ознакомьтесь с учебной проблемой. Учащийся знакомиться с полученным заданием.

2. Проанализируйте учебную проблему путем метода ассоциации со своим опытом. Учащийся изучает содержание задания путем самоанализа.

3. Зафиксируйте основные ассоциации в виде сравнений, примеров, событий. Учащийся фиксируют основную информацию о себе.

4. Примените основные аспекты на практике по решению данной речевой проблемы. Учащийся формулирует и применяет основные аспекты результатов процесса самоанализа в виде сравнения ассоциаций и событий.

5. Сделайте выводы по своей работе путем ее рефлексии, оценив ее преимущества и недостатки. Учащийся подводит итог своей работы, формулируя свое отношение к ней с положительной и отрицательной сторон ее реализации.

Мы также рассматриваем алгоритм согласования этапов содержания креативно-ориентированной технологии обучения устному иноязычному общению в неязыковом вузе, представленный в Таблице 2: Таблица 2 Матрица согласования этапов содержания технологии обучения иностранным языкам в неязыковом вузе

Этап Название Деятельность преподавателя Деятельность учащихся

1. Ознакомление Стартовая позиция Преподавателем представляет материал учащимся для ознакомления с его содержанием. Учащиеся знакомятся с полученным материалом.

2. Креативная установка Теоретическая настройка Преподаватель настраивает учащихся на креативный способ выполнения проблемной задачи. Учащиеся слушают преподавателя.

3. Закрепление Практическая настройка Преподаватель задает и контролирует выполнение условно-речевого задания. Учащиеся отвечают на вопросы, используя лексический материал занятия.

4. Применение Речевая практика Преподаватель задает вопрос по содержанию речевого задания и контролирует его выполнение. Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя.

5. Рефлексия Подведение итогов Преподаватель раздает учащимся карты рефлексии. Учащиеся заполняют карты рефлексии.

При оценке уровня владения устной речью при данной технологии мы используем следующие индикаторы:

1. Объем высказывания (количество слов/фраз в высказывании).

2. Темп речи.

3. Наличие сложных/простых грамматических конструкций в высказывании.

4. Наличие вводных лексических конструкций в высказывании.

5. Полнота раскрытия темы.

Мы предлагаем следующие приемы, входящие в данную технологию:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дедуктивный способ объяснения материала;

• использование принципа учета индивидуализации психологических особенностей учащихся при контроле и распределении материала;

• создание творческой учебной среды при наличии активной конкуренции и взаимодействия учащихся с самого начала занятия с момента приветствия преподавателя и ознакомления с материалом занятия;

• прием информативно-креативной паузы, т.е. паузы анализа представленного материала перед этапами закрепления и применения, при которой учащимся дается возможность в тихой обстановке осмыслить данный материал и найти пути его решения экстраординарным способом.

Выводы. В заключении нам представляется необходимым перечислить те теоретически важные позиции, которые нужно принимать во внимание при работе с данными компонентами системы занятий в обучении устному иноязычному профессиональному общению аграрного профиля. В этой связи, данные компоненты системы занятий должны быть теоретически обоснованы с позиций: а) целесообразности, т.е. логической обоснованности и соответствия тех или иных компонентов системы занятий поставленной цели занятия; б) научности, т.е. наличия научного содержания использования тех или иных компонентов системы занятий; в) функциональности, т.е. способности и эффективности рентабельности используемых компонентов системы занятий.

Литература:

1. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: Пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1965. - 227 с.

2. Золотова, Г.А. О структуре простого предложения в русском языке / Г.А. Золотова // «Вопросы языкознания». -1967. - №6.

3. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А.А. Леонтьев. - М.: КРАСАНД, 2020. - 312 с.

4. Лурия, А.Р. Проблемы и факты нейролингвистики / А.Р. Лурия // «Теория речевой деятельности (проблемы психолингвистики)». - М. - 1968.

5. Bereczki, E.O., Karpati A. Technology-enhanced creativity: A multiple case study of digital technology-integration expert teachers' beliefs and practices / E.O. Bereczki, A. Karpati // Thinking Skills and Creativity. March, Elsevier Science Publishing Company, Inc. - 2021. - Volume 39. - https://doi.org/10.1016/j.tsc.2021.100791

6. Creative Problem Solving in Primary Education: Exploring the Role of Fact Finding, Problem Finding, and Solution Finding across Tasks / M. Hooijdonk, T. Mainhard, E.H. Kroesbergen, J. van Tartwijk // Thinking Skills and Creativity. Elsevier Science Publishing Company, Inc. - 2020. - Volume 37. - https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100665

7. Dekker, T.J. Teaching critical thinking through engagement with multiplicity / T.J. Dekker // Thinking Skills and Creativity. Elsevier Science Publishing Company, Inc. - 2020. - Volume 37. - https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100701

8. Torrance, E. Paul. Education and the creative potential / E. Paul Torrance. Minneapolis. The University of Minnesota press. - 1963. https://doi.org/10.1177/001316446402400329

9. Torrance, E. Paul. Encouraging creativity in the classroom / E. Paul Torrance. Dubuque, Iowa: William C. Brown Co. -1970. ISBN-13: 978-0697060785

10. Torrance, E.P. The nature of creativity as manifest in its testing / E. Paul Torrance // The nature of creativity / Ed. R.W. Sternberg. N.Y. Cambridge. - 1965. https://www.semanticscholar.org/paper/The-nature-of-creativity-as-manifest-in-its-Torrance/4a924d23d7b3bd02b5e4ca9ac5f2d794ced0f9f

Педагогика

УДК 37.025.4

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Булуева Шумисат Исмаиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат психологических наук, доцент, зав.кафедрой педагогики и дошкольной психологии Гадаборшева Зарина Исраиловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); студентка 6 курса медицинского факультета Барахоева Хадижет Алихановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассмотрены психолого-педагогические условия предупреждения конфликтного поведения в начальной школе. Самым важным периодом в жизни ребенка является младший школьный возраст. Автор показывает особую значимость этого этапа жизни из за того, что в нем происходит формирование опыта взаимоотношений между учащимися, так как в этом возрасте начинается формирование определенных особенностей личности, таких как познание себя и самореализация, выстраиваются мотивы и ценности, закрепляются характерные особенности, которые влияют на появление острых проблем в последующей учебно-познавательной деятельности и отношений между школьниками. Целью профилактики является создание условий взаимодействия людей, при котором разногласия между ними будут решаться конструктивно. Условия предупреждения конфликтного поведения является не только социально значимым, но и психологически необходимым фактором. Зная причины и условия конфликтов, можно лучше разобраться в его природе, выработать правильные модели поведения и выбрать верные методы воздействия на конфликт.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия, предупреждение, конфликтное поведение, начальная школа, педагог, младший школьный возраст.

Annotation. The article discusses the psychological and pedagogical conditions for preventing conflict behavior in elementary school. The most important period in a child's life is primary school age. The author shows the special significance of this stage of life due to the fact that it is the formation of the experience of relationships between students, since at this age the formation of certain personality characteristics begins, such as self-knowledge and self-realization, motives and values are built, characteristic features are fixed, which affect the appearance of acute problems in subsequent educational and cognitive activity and relations between schoolchildren. The purpose of prevention is to create conditions for people to interact, in which disagreements between them will be resolved constructively. The conditions for preventing conflict behavior are not only socially significant, but also psychologically necessary. Knowing the causes and conditions of conflicts, you can better understand its nature, develop the right behaviors and choose the right methods of influencing the conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.