Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРЕАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ЗАДАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Дворецкая Мария Александровна

Термины «креативность», «креативная компетенция» и «креативная компетентность» связаны с актуальными на современном этапе образования подходами к подготовке специалистов нового времени. В российской науке «креативная компетентность» предстает как основополагающее качество личности, определяющее ее креативное развитие в рамках профессиональной области. В рамках данной статьи в педагогическую науку вводится новый термин - «иноязычная креативная компетентность», под которым понимается совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств и способностей, таких как: способность к обнаружению и постановке проблем; к генерированию большого числа идей; способность продуцировать разнообразные идеи; отвечать на раздражители нестандартно; усовершенствовать объект; решать проблемы; способность к сопротивлению замыканию и к называнию, определяющих готовность личности к решению иноязычных коммуникативных задач с позиции креативного аспекта деятельности. Результаты многочисленных исследований, подтверждающие факт того, что коммуникация на иностранном языке в мультикультурной среде способствует креативному мышлению, послужили основой для разработки методики формирования иноязычной креативной компетентности в процессе изучения иностранного языка. Учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом для развития креативных качеств личности, а также формирования знаний, умений и навыков креативной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Дворецкая Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE CREATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

The terms “creativity”, “creative competence” and “creative competence” are associated with the approaches to the training of specialists of modern times that are relevant at the present stage of education. In Russian science, “creative competence” appears as a fundamental quality of personality that determines its creative development within the professional field. Within the framework of this article, a new term is introduced into pedagogical science - “foreign language creative competence”, which is understood as a set of knowledge, skills and abilities, personal qualities and abilities, such as: the ability to detect and pose problems; to generate a large number of ideas; the ability to produce a variety of ideas; to respond to stimuli outside the box; to improve the object; to solve problems; the ability to resist closure and naming, determining the readiness of the individual to solve foreign language communicative tasks from the perspective of the creative aspect of activity. The results of numerous studies confirming the fact that communication in a foreign language in a multicultural environment promotes creative thinking served as the basis for the development of a methodology for the formation of foreign language creative competence in the process of learning a foreign language. The academic discipline “Foreign language” has great potential for the development of creative qualities of a person, as well as the formation of knowledge, skills and skills of creative activity.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Методика формирования иноязычной креативной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка

Мосина Маргарита Александровна,

доктор педагогических наук, доцент, кафедра методики преподавания иностранного языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет E-mail: margarita_67@inbox.ru

Дворецкая Мария Александровна,

преподаватель, кафедра английского языка и межкультурной коммуникации, Пермский государственный национальный исследовательский университет E-mail: mariyadvoreckaya@yandex.ru

Термины «креативность», «креативная компетенция» и «креативная компетентность» связаны с актуальными на современном этапе образования подходами к подготовке специалистов нового времени. В российской науке «креативная компетентность» предстает как основополагающее качество личности, определяющее ее креативное развитие в рамках профессиональной области. В рамках данной статьи в педагогическую науку вводится новый термин - «иноязычная креативная компетентность», под которым понимается совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств и способностей, таких как: способность к обнаружению и постановке проблем; к генерированию большого числа идей; способность продуцировать разнообразные идеи; отвечать на раздражители нестандартно; усовершенствовать объект; решать проблемы; способность к сопротивлению замыканию и к называнию, определяющих готовность личности к решению иноязычных коммуникативных задач с позиции креативного аспекта деятельности. Результаты многочисленных исследований, подтверждающие факт того, что коммуникация на иностранном языке в муль-тикультурной среде способствует креативному мышлению, послужили основой для разработки методики формирования иноязычной креативной компетентности в процессе изучения иностранного языка. Учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает большим потенциалом для развития креативных качеств личности, а также формирования знаний, умений и навыков креативной деятельности.

Ключевые слова: креативность, креативная компетенция, креативная компетентность, иноязычная креативная компетентность, креативно-ориентированное иноязычное задание.

Социальные трансформации современного российского общества носят глобальный характер. Требования времени и российской реальности формируют особые запросы к личности: готовность к самосовершенствованию и саморазвитию, ориентированность на результат, креативный настрой, способность демонстрировать креативную уверенность и веру в способность к созиданию, лежащую в самом центре инноваций.

Креативность и творческие способности настолько повысили свой статус, что занимают свои заслуженные места в ряде правительственных инициатив. В Национальной доктрине образования РФ (2000-2025 гг.) четко сформулирована одна из ключевых задач, стоящих перед российским обществом, суть которой заключается в трансформации системы образования в теоретическом и практическом плане в ответ на вызовы современности и стремительно изменяющегося мира.

Российское образование должно поддерживать инновационную модель развития экономики страны, соответствовать социальным запросам населения и способствовать консолидации российского общества. Система современного образования должна в полной мере выдерживать глобальную конкуренцию на рынках инноваций, производства, исследований и образования. Исследования показывают, что функционирующая сегодня образовательная система Российской Федерации в недостаточной мере нацелена на развитие творческого мышления и формирование творческого потенциала учащихся.

В современных условиях развития общества возрастает потребность в нестандартно мыслящих специалистах, обладающих активной социальной позицией, способных к мобильному изменению своей профессиональной деятельности, разработке и внедрению новшеств. Инновационное развитие России становится императивом, в виду чего, задача подъема образования является одной из ключевых.

В рамках «Российской креативной недели -2022» состоялся открытый диалог Главы Минобр-науки России Валерия Фалькова с ректорами вузов и студентами, в процессе которого Глава Ми-нобрнауки озвучил социальный заказ на развитие творческой личности, способной к саморазвитию и самореализации. В связи с этим, заметил В. Фальков, требуется создать благоприятные ус-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ловия для развития растущего человека, его духовного, интеллектуального, культурного потенциала, чья гражданская позиция представляет собой мощную побудительную силу к творческому преобразованию современных реалий социально-экономической жизни общества. [5]

Трансформация характера российского образования, в своей направленности, целях и содержании отчетливо отражает его ориентацию на компетенции. На сегодняшний день знаниевая парадигма уже уступила место компетентностной, в виду чего учебный процесс стал в большей мере ориентирован на результат образования.

В рамках компетентностного подхода центре внимания находятся понятия «компетенция» и «компетентность» в их следующих трактовках: компетенция - тождество знаний и опыта; компетентность - способность личности применять свои знания и опыт в профессиональных, социальных и личностных проблем.

Д. Симпсон является автором термина «креативность», одним из первых, кто рассматривал ее как способность личности сопротивляться стандартному шаблонному мышлению. Через несколько десятилетий в науке появилась более точная дефиниция понятия «креативность», автором которой выступил Элис Пол Торренс. Ученый трактовал понятие «креативность» как «способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувствительность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей; чувствительность к дисгармонии имеющихся знаний». [6]

Несмотря на большое разнообразие определений понятия «креативность» и наличие достаточно подробного определения Торренса, считаем необходимым разработать собственное определение, позволяющее описать основные характеристики данного.

В данной статье под термином «креативность» понимается ценностно-личностная созидательная категория, являющаяся существенным резервом личности, определяющим ее способность генерировать, разрабатывать, принимать и воплощать принципиально новые оригинальные идеи и подходы к решению жизненных проблем, выходящие за рамки традиционных схем мышления, в различных сферах жизни человека, а также в условиях противоречия и неопределённости, способность увидеть проблему там, где ее не видят другие, в виду повышенной чувствительности к несовершенству и противоречиям.

В российской науке «креативная компетентность» предстает как основополагающее качестве личности, определяющее ее креативное развитие в рамках профессиональной области. [1] 5 С.А. Водяха рассматривает креативную компе-§ тентность как фактор, определяющий успешность й любой профессиональной деятельности. [2]

= г-.

е^ В рамках данного исследования нами вводит-ав ся в педагогическую науку новый термин - иноя-

зычная креативная компетентность. Рассмотрим его подробнее. Под иноязычной креативной компетентностью (ИКРК) мы понимаем совокупность знаний, умений и навыков, личностных качеств и способностей, таких как: способность к обнаружению и постановке проблем; к генерированию большого числа идей; способность продуцировать разнообразные идеи; отвечать на раздражители нестандартно; усовершенствовать объект; решать проблемы; способность к сопротивлению замыканию и к называнию, определяющих готовность личности к решению иноязычных коммуникативных задач с позиции креативного аспекта деятельности.

Выделение ИКРК как отдельного вида позволяет рассматривать креативность как единство процесса, продукта и характерного качества личности, осуществляющей иноязычную креативно-коммуникативную деятельность. Креативно-коммуникативная личность является отличительной характеристикой ИКРК от привычного понимания иноязычной коммуникативной компетентности.

Особую значимость для нас в рамках нашего исследования имеет позиция Н.Д. Гальсковой, которая изучает формирование креативной компетенции в процессе изучения иностранного языка в непосредственном взаимодействии с его носителем в условиях погружения человека в естественную языковую среду. По мнению автора, иноязычная коммуникативная деятельность на продуктивном уровне требует от человека креативности при отборе языковых средств. Любой процесс овладения иностранным языком Н.Д. Гальскова рассматривает как креативный (творческий), так как обучающийся в процессе решения различных коммуникативных задач реализует свои собственные намерения. [3, с. 8-10]

Процесс формирования ИКРК способствует увеличению коммуникации на иностранном языке, повышению мотивации студентов в процессе обучения, повышению уровня самостоятельности обучающихся, уравновешивает рациональность и когнитивность процесса изучения иностранного языка. [4 с. 94-102]

Подводя итог вышесказанному, мы считаем формирование ИКРК у студентов высшего учебного заведения в процессе изучения иностранного языка возможным и эффективным. Структуру ИКРК мы видим в единстве следующих четырех компонентов: когнитивный, деятельностный, мо-тивационный и рефлексивный.

С целью формирования ИКРК нами была разработана уникальная методика, системообразующим компонентом в методике формирования ИКРК у студентов в процессе обучения иностранному языку выступает цель, которая определена нами как развитие у студентов ряда способностей (способность к обнаружению и постановке проблем; к генерированию большого числа идей; способность продуцировать разнообразные идеи; отвечать на раздражители нестандартно; усовершенствовать объект; решать проблемы; способ-

ность к сопротивлению замыканию и к называнию), определяющих готовность личности к решению иноязычных коммуникативных задач с позиции креативного аспекта деятельности.

Уникальность методики заключается в признании феномена креативности, как одного из содержательных компонентов коммуникативной компетенции, а также в приоритете комплекса креативно-ориентированных иноязычных заданий, разработанных с опорой на вышеописанные креативные способности.

Средством достижения цели в рамках заявленной методики является мобильный учебно-методический комплекс креативно-ориентированных иноязычных заданий 'Spark'. Содержание представленных КОИЗ уникально, в виду того, что их тематика отобрана исходя из технологии «Колесо жизненного баланса», охватывающей все сферы жизни современного человека. В результате выполнения креативно-ориентированных иноязычных заданий рождаются уникальные продукты творчества.

Заявленная методика формирования ИКРК была апробирована в контексте опытного обучения в рамках элективного курса на английском языке «Creative Thinking» на трех группах студентов бакалавров Пермского государственного национального исследовательского университета.

Разработанные КОИЗ имеют следующие характеристики: проблемный характер, практическая направленность, свобода выбора способов решения, ситуация неопределённости в условиях избытка или недостаточности информации, ориентация на жизненный опыт, нацеленность на формирование каждого компонента ИКРК.

В формате данной статьи рассмотрим задания, ориентированные на формирование и развитие деятельностного компонента ИКРК, а также проверим эффективность их использования в процессе изучения иностранного языка, путем опытного обучения студентов-бакалавров 2 курса (45 человек), направления подготовки «Международные отношения» Пермского государственного национального исследовательского университета.

Выполнение заданий данной группы предполагает осуществление обучающимися элементов креативной деятельности в рамках выполнения иноязычных заданий: целеполагание и планирование, анализ и обработка имеющейся информации, генерирование идей, перенос знаний и способов действий в новую ситуацию, эффективный отбор технологий и методов деятельности, выделение принципиально новой проблемы или нескольких проблем в заданных условиях, выполнение задания в условиях избыточности и недостатка данных задачи, визуальную интерпретацию или словесное описание решения и т.д.

КОИЗ, ориентированные на формирование и развитие деятельностного компонента ИКРК носят тренировочный характер, следовательно, в процессе обработки результатов выполнения заданий, мы оценивали их по следующим трем параметрам: Беглость, Гибкость и Оригинальность.

Параметр беглость определялся количеством осмысленных и адекватных идей. Адекватными признавались идеи, идущие в полном соответствии с заданием. За каждую адекватную идею, студент получал 1 балл. Параметр гибкость отражал способность применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения. Студент получал по 1 баллу за каждую категорию ответа. Категории определяли различные подходы к решению задачи, интерпретации проблемы с разных сторон и точек зрения. Параметр оригинальность характеризовал способность давать креативные и уникальные ответы. Сверх оригинальным признавался ответ, не имеющий совпадений в группе. Данный ответ получал 2 балла. Оригинальным считался ответ, имеющий 1 совпадение в группе. Данный ответ получал 1 балл. Одинаковые ответы, данные более чем 2 студентами, признавались стандартными и не получали баллов по параметру оригинальность.

КОИЗ была разработаны на основе выделенных Гилфордом и Торренсом креативных способностей. Рассмотрим разновидности заданий данного типа более подробно.

1. КОИЗ, направленные на развитие способности человека генерировать большое количество осмысленных идей, то есть на развитие беглости мышления. В качестве примера задания данной категории, можно рассмотреть задание «What's that?»

Цель: развитие способности человека генерировать большое количество осмысленных идей.

Процедура выполнения: студентам предлагается создать ментальную карту, отражающую потенциально возможные новые варианты использования привычных вещей, таких, как шторы, старый ботинок, зонт-трость, блокнот, духовка, ключ, метла, папка, коврик, лестница. Студентам дается установка на перелом стереотипности мышления и выход за рамками обыденного.

Результат: ментальная карта с новыми, неожиданными вариантами использования обычных вещей, а также опыт креативной деятельности в ее потенциально практическом применении.

2. КОИЗ, направленные на развитие способности человека к обнаружению и постановке проблем. Рассмотрим задание «Little View».

Цель: развитие способности человека к обнаружению и постановке проблем.

Процедура выполнения: Студентам предлагается придумать и разыграть диалог с воображаемым младшим членом семьи - пятилетним мальчиком. Суть беседы в том, что студент, в роли взрослого представителя, должен объяснить серьезные жизненные проблемы: финансовые проблемы, злоупотребление гаджетами, недостаток общения, недостаток нежности, маленькому ребенку, учитывая его возраст и кругозор, определяющий понимание действительности. Далее, примеряя на себя позицию ребенка, студент должен найти возможное решение каждой проблемы, согласно его новой роли. Задание выполняется ин-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

дивидуально, а разыгрывается диалог в парах, где каждый студент примеряет на себя обе роли поочередно.

Результат: придуманный и разыгранный диалог между студентами, отражающий их способности к проведению глубокого анализа ситуации и проблемы, а также способности к обнаружению проблемы и ее рассмотрению с различных точек зрения.

3. КОИЗ, направленные на развитие способности решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу. Наглядным примером задания данного типа является «Be safe».

Цель: развитие способности решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Процедура выполнения: студентам предлагается поразмышлять на тему опасностей, которые могут исходить от безопасных, на первый взгляд, привычных предметов, таких как подушка, зубная щетка, вешалка для одежды, подставка для планшета, растение. Свои идеи студенты оформляют списком потенциальных угроз под заголовком

«Warning!», далее по образцу «Don't_____,

because it_____» пишут предостережения

к их использованию.

Результат: индивидуально разработанный список рисков и опасностей, созданный на основе анализа ситуации, а также рекомендации к действию во избежание проблем, на основе синтеза имеющихся знаний. В процессе выполнения данного задания студент приобретает дополнительную практику использования повелительного наклонения и модальных глаголов.

4. КОИЗ, направленные на развитие способности человека применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения, то есть на развитие гибкости мышления. Примером КОИЗ данного типа служит задание «Talking Trash».

Цель: развить способность человека применять различные стратегии при решении проблем, умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения.

Процедура выполнения: перед студентами ставится задача придумать историю какого-либо предмета, находящегося на улице. Студентам нужно рассмотреть его не с позиции ничего не значащего мусора, а с позиции его изначальной ценности, опыта и перспектив, то есть что это, для чего оно раньше использовалось, как оно оказалось там, где они его нашли и что будет с данным предметом дальше.

Результат: эссе на тему «Talking Trash», представляющее новый неожиданный взгляд на проблему лежащего на улице предмета, с позиции его прежней ценности, настоящего положения и перспектив.

5 5. КОИЗ, направленные на развитие способно-g сти придумывать необычные, уникальные ответы, й требующие творческой силы, то есть на развитие ° оригинальности мышления. Рассмотрим пример 1 задания «Fantasy Trip».

Цель: развитие способности придумывать необычные, уникальные креативные ответы, то есть на развитие оригинальности мышления.

Процедура выполнения: студенты разрабатывают и готовят презентацию маршрута своего воображаемого путешествия, указывая те места, которые они обязательно должны посетить. В задании есть важное условие, что подобное путешествие еще никто в мире не должен был совершить.

Результат: разработанный маршрут уникального путешествия, представленный в виде устой презентации, подкрепленный медиа контентом. При выполнении данного задания студенты производили отбор адекватных оригинальных идей, соответствующих сформулированному условию.

6. кОиЗ, направленные на развитие способности к называнию, то есть умению передавать суть в формулировках. В качестве примера КОИЗ данного типа рассмотрим задание «Color People».

Цель: развитие способности к называнию, то есть умению передавать суть в формулировках.

Процедура выполнения: студентам предлагается выбрать три цвета из палитры и описать их как людей. Каждому человеку следует дать имя, описать его особенности характера, уникальность, внешность, интересы, исходя из цвета, который он представляет.

Результат: описание трех типажей людей, выделенных согласно выбранным цветам из палитры. При выполнении данного задания студенты стремятся передать все оттенки цвета вербально, описывая личность человека данного цвета, его особенности, а самое главное, подбирают имя, отражающее уникальность личности представителя каждого цвета.

7. КОИЗ, направленные на развитие способности развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, усовершенствовать объект. Рассмотрим задание «Clean Teeth».

Цель: развитие способности развивать, дополнять, дорабатывать возникшие идеи, усовершенствовать объект.

Процедура выполнения: студентам предлагается усовершенствовать такой базовый предмет первой необходимости, как зубная щетка, сделав ее сверх удобным и инновационным. Далее студенты мыслят оппозиционно, разрабатывая вариант самой худшей и неудобной в использовании щетки. Свои идеи студенты изображают в виде скетчей с подробным описанием.

Результат: два разработанных варианта моделей зубной щетки: лучшая и худшая, с описанием и скетч изображением каждой. В процессе выполнения задания каждый студент применяет две точки зрения на один предмет, дорабатывая его в ту или иную сторону, в зависимости от поставленной цели.

8. КОИЗ, направленные на развитие способности длительное время действовать в состоянии неопределенности, демонстрируя сопротивление

замыканию. Примером может служить задание «Sure to happen».

Цель: способность длительное время действовать в состоянии неопределенности, демонстрируя сопротивление замыканию.

Процедура выполнения: студентам нужно придумать несуществующие приметы, связанные с предметами на картинках. Для начала студенты завершают начатые предложения, а в дальнейшем продолжают процесс самостоятельно, подбирая уже предметы для следующих предсказаний по своему желанию. Идеи оформляются списком в блокнот.

Результат: список из 8 придуманных примет и предсказаний. Студенты начинают выполнение задания отталкиваясь от образца, а далее функционируют в состоянии полной неопределенности, продолжая порождать новые креативные идеи.

В нашем исследовании при помощи батареи тестов «Творческое мышление» Е. Торренса у студентов были установлены начальные и итоговые значения следующих показателей ИКРК:

1) способность к обнаружению и постановке проблем;

2) способность к генерированию большого числа идей (беглость);

3) способность продуцировать разнообразные идеи (гибкость);

4) способность отвечать на раздражители нестандартно (оригинальность);

5) способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6) способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

7) способность к сопротивлению замыканию

8) способность к называнию.

Вербальная батарея тестов Торренса, согласно своему названию, основывалась на лексической базе. Нами были проведены все 7 субтестов, входящих в состав данной методики. Ответы испытуемых в рамках вербальной батареи мы оценивали по показателям: Беглость, Гибкость и Оригинальность. [7]

Подведем итоги входного тестирования Вербальной креативности испытуемых, согласно указанным параметрам (рис. 1).

35 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 -

25 -

20

15 -

10 5

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Входной контроль

Рис. 1. Показатели Вербальной креативности на этапе входного контроля

Большинство испытуемых демонстрируют низкую способность предлагать большое коли-

чество идей в вербальной форме. Средний балл по показателю гибкость составил 33, что находится в пределах «ниже нормы». Следовательно, испытуемые испытывают недостаток креативности и дают шаблонные ответы. Лишь у незначительного количества испытуемых относительно высокий показатель Беглости коррелирует с аналогичными значениями по Гибкости и Оригинальности, что подтверждает их готовность и способность генерировать новые идей не лишенные креативной мысли.

Большинство испытуемых в своих ответах демонстрируют низкую вербальную гибкость. Средний балл по показателю гибкость равняется 26, что отражает неспособность испытуемых рассматривать проблему многополярно. Ригидность мышления не позволяет испытуемым давать разноплановые и разнообразные ответы. В некоторых ответах наблюдалась доминирующая вербальная гибкость, над вербальной беглостью, что подтверждает непостоянный характер деятельности, отрывочность и недостаток концентрации и мотивации к разработке идей.

Показатель оригинальность, находится на самых низких границах. Средний балл испытуемых по данному показателю 22. Преобладающее большинство испытуемых мыслят банально и отвечают на проблемные ситуации стандартно. Согласно результатам тестирования, только единичные испытуемые имеют повышенный балл по оригинальности, и обладают большим запасом креативной энергии.

Подводя итог входному тестированию Вербальной батареи Е. Торренса, можно сделать вывод, что у большинства испытуемых показатели общей Вербальной креативности «очень низкие». В 33,3% (15 чел.) случаев показатели варьируются в рамках диапазона «несколько ниже нормы». 60,6% (27 чел.) испытуемых демонстрируют показатель «очень низко», и лишь 6,6% (3 чел.) испытуемых достигают значения «норма». В рамках данных групп испытуемых значений «несколько выше нормы»/ «выше нормы» / «очень высоко», выявлено не было.

Далее рассмотрим величины параметров вербальная беглость, вербальная гибкость и вербальная оригинальность, полученные в результате итогового контроля. Данные представлены на рис. 2.

50 -

40 -

30 -

20 -

10 -

0 -

Беглость Гибкость Оригинальность

Итоговый контроль

Рис. 2. Показатели Вербальной креативности на этапе итогового контроля

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

0

Проведя анализ полученных результатов итогового тестирования, мы пришли к следующим умозаключениям:

1. Параметр вербальная беглость увеличился, и в процессе своего роста преодолел диапазон «несколько ниже нормы», достигнув значения 45, что является показателем нижней границы «нормы». Данный прирост является существенным, в виду того, что определяет способность испытуемого генерировать большое количество идей в вербальной форме, а также свидетельствует о большом запасе креативной энергии, способствующей росту и других параметров вербальной креативности.

2. Параметр вербальной гибкости равняется 42. Данная величина относит его к нижней границе диапазона «норма». Рост вербальной гибкости говорит о готовности и способности студентов рассматривать проблемную ситуацию во всем многообразии возможных вариантов. Высокий показатель параметра вербальной гибкости, при аналогичном показателе параметра вербальной беглости означает способность испытуемого продуцировать не просто большое количество идей, а большое количество разнообразных идей, отражающих все возможные подходы и точки зрения.

3. Параметр вербальной оригинальности в своей динамике роста остановился на величине 35, являющейся рубежом для перехода в категорию «несколько ниже нормы». Важно заметить, что данный параметр уверенно преодолел диапазон «ниже нормы», что говорит о развитии и потенциале испытуемых в данном направлении. В сравнении с параметрами вербальной беглости и вербальной гибкости данный параметр определяется более низкими значениями, что мы объясняем его потребностью в более длительном периоде формирования с целью достижения значения диапазона «норма». Важно отметить, что активная положительная динамика роста параметров вербальной креативности подтверждает факт наличия и раскрытия креативного потенциала испытуемых.

Итоговое тестирование Вербальной батареи Е. Торренса, позволяет нам сделать вывод, что у большинства испытуемых показатели общей Вербальной креативности находятся в диапазоне «норма». В 22,2% (10 чел.) случаев показатели варьируются в рамках диапазона «несколько ниже нормы». 13,3% (6 чел.) испытуемых демонстрируют показатель «ниже нормы», и 64,4% (29чел.) испытуемых достигают значения «норма». В рамках данных групп испытуемых значений «выше нормы»/ «очень низко» / «очень высоко» выявлено не было.

Полученные данные, и сформулированные на их основе объективные выводы, позволяют нам заключить об эффективности предлагаемых мероприятий по формированию деятельностно-о го компонента ИКРК в процессе изучения ино-£ странного языка. Дальнейшее исследование мой жет быть связано с разработкой методики форми-^ рования иноязычной креативной компетентности ^ студентов других направлений подготовки.

Литература

1. Брякова И.Е. Методическая система формирования креативной компетентности студентов-филологов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Автореф дис. ... д-ра. пед. наук.: 13.00.02 / СПб. 2010. -182с. URL: http://www.dissercat.com/con-tent/metodicheskaya-sistemaformirovaniya-kreativnoi-kompetentnosti-studentov-fi lologov-pedagogic#ixzz2e8UvZYa]

2. Водяха, С.А. Креативная компетентность: подходы к измерению / С.А. Водяха // Оценка качества обучения в образовательных учреждениях: сб. науч. ст. Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 11-12 окт. 2012 г. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. - 2012. - С. 28-33

3. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - 3-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 336 с.

4. Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // ИЯШ, № 6, 2000.

5. ТАСС: официальный сайт. - Москва, 2022. - URL: https://tass.ru/interviews/8644947 (дата обращения 18.09.2022).

6. Торренс Э.П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э.П. Торренс - М., 1998. - 120с.

7. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.: ил. - (Серия «Практическая психология»).

METHODS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE CREATIVE COMPETENCE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE

Mosina M.A., Dvoretskaya M.A.

Perm State Humanitarian Pedagogical University

The terms "creativity", "creative competence" and "creative competence" are associated with the approaches to the training of specialists of modern times that are relevant at the present stage of education. In Russian science, "creative competence" appears as a fundamental quality of personality that determines its creative development within the professional field. Within the framework of this article, a new term is introduced into pedagogical science - "foreign language creative competence", which is understood as a set of knowledge, skills and abilities, personal qualities and abilities, such as: the ability to detect and pose problems; to generate a large number of ideas; the ability to produce a variety of ideas; to respond to stimuli outside the box; to improve the object; to solve problems; the ability to resist closure and naming, determining the readiness of the individual to solve foreign language communicative tasks from the perspective of the creative aspect of activity. The results of numerous studies confirming the fact that communication in a foreign language in a multicultural environment promotes creative thinking served as the basis for the development of a methodology for the formation of foreign language creative competence in the process of learning a foreign language. The academic discipline "Foreign language" has great potential for the development of creative qualities

of a person, as well as the formation of knowledge, skills and skills of creative activity.

Keywords: creativity, creative competence, creative competence, foreign language creative competence, creative-oriented foreign language task.

References

1. Bryakova I.E. Methodical system of formation of creative competence of students-philologists of pedagogical university [Electronic resource] // Author's abstract. ... Doctor of Pedagogical Sciences.: 13.00.02 / St. Petersburg. 2010. - 182s. URL: http://www.dissercat.com/content/metodicheskaya-sistema formirovaniya-kreativnoi-kompetentnosti-studentov-fi lologov-pedagogic#ixzz2e8UvZYa]

2. Vodiakha, S.A. Creative competence: approaches to measurement / S.A. Vodiakha // Assessment of the quality of education in educational institutions: collection of scientific articles of the

All-Russian Scientific and Practical Conference, Yekaterinburg, October 11-12, 2012 - Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University. - 2012. - pp. 28-33

3. Galskova, N.D. Theory of teaching foreign languages. Linguodi-dactics and methods of study. manual for students. lingv. un-tov and fac. in. yaz. higher. ped. studies. institutions / N.D. Galskova, N.I. Gez - 3rd ed., ster. - M.: Publishing center "Academy", 2006. - 336 p.

4. Komarova, E.P., Tregubova, E.N. Emotional factor: the concept, role and forms of integration in holistic foreign language teaching // IYASH, No. 6, 2000.

5. TASS: official website. - Moscow, 2022. -URL: https://tass.ru/ interviews/8644947 (accessed 18.09.2022).

6. Torrens E.P. Theoretical foundations of psychological diagnostics of creativity [Text] / E.P. Torrens - M., 1998. - 120c.

7. Tunik, E.E. The best tests for creativity. Diagnostics of creative thinking. - St. Petersburg: Peter, 2013. - 320 p.: ill. - (Series "Practical Psychology").

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.