С. В. Нарутто*
Профессиональная компетентность будущих юристов: теоретический, практический и личностный аспекты
Аннотация. В статье анализируются проблемы подготовки юристов в условиях перехода к компетентностной модели обучения и воспитания. Акцентируется внимание на недопустимости снижения уровня теоретических основ правовых дисциплин в программах подготовки бакалавров. Обосновывается тезис о невозможности познания и оценки реальной юридической действительности, овладения профессиональными навыками юриста без глубоких теоретических знаний прежде всего конституционно-правовой теории.
Автор подчеркивает значимость непосредственного интенсивного интеллектуального взаимодействия преподавателя со студентами, что прежде всего достигается в аудиторных занятиях, проводимых с применением продуктивных технологий, с использованием разнообразных видов творческой профессионально ориентированной работы студентов. Определяются показатели результативности применения продуктивных технологий.
Отмечается трудозатратность использования творческих методик, однако автор формулирует позицию о том, что большая эффективность таких методик в процессе профессиональной подготовки юристов требует от преподавателя самоотверженности, добросовестной подготовки к каждому занятию вне зависимости от опыта педагогической деятельности. Автор считает важным для преподавателя разработку домашних заданий для самостоятельной работы студентов на очередном семинаре. При этом необходимо ориентироваться на своевременное обсуждение актуальных проблем.
Обращается внимание на обязательность воспитательной составляющей процесса образования, ее значимость для будущего юриста.
Ключевые слова: образование, преподавание, юрист, студент, личность, компетенции, профессиональное, продуктивные технологии, знания, умения, навыки.
001: 10.17803/1994-1471.2017.75.2.029-036
Особенность нашего насыщенного политическими и правовыми событиями времени диктует такие ориентиры в характере образования, которые направлены на свободное развитие личности будущих профессионалов, позволяющее им мобильно дать адекватную оценку этим событиям, сформировать свою позицию по той или иной проблеме
и решить ее качественно, правильно применив законодательство и научную доктрину, восполнив пробелы и другие погрешности нормативных актов. Как известно, развитие личности проявляется в ее социально и профессионально значимых качествах (компетенции1).
Модернизация российского высшего профессионального образования предполагает
1 Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. М. : Норма, 2008. С. 24.
© Нарутто С. В., 2017
* Нарутто Светлана Васильевна — доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
компетентностью подход к обучению и воспитанию, понимаемый как формирование у студентов профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) специалиста, среди которых культура системного профессионального мышления, коммуникативная культура, умение работать в команде, толерантность, стремление к самообразованию и саморазвитию, ответственность, организаторские и лидерские качества, устойчивость к постоянным изменениям социальной и природной среды, гибкость и креативность мышления, оптимальный стиль профессионального поведения, умение представлять свои личностные и профессиональные качества, культура здорового образа жизни. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не просто трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту2, а формирование у будущих юристов профессиональной компетентности.
Представляется особо значимым в подготовке бакалавров теоретический аспект профессиональной компетентности. Невозможно овладеть профессиональными навыками юриста без глубоких теоретических знаний конституционно-правовой материи. Однако объем лекционных часов по конституционному праву значительно сократился, что справедливо критикуется многими профессорами3. В то же время сместившийся акцент в преподавании с лекций на семинарские занятия требует от преподавателя, ведущего семинары, значительных усилий по выявлению знаний студентов, которые они вынуждены «добывать» самостоятельно и демонстрировать их на практических занятиях.
Как писал известный немецкий юрист-теоретик Р. Иеринг, право не есть простая масса
законов, это нечто совершенно иное. Законы может неюрист также хорошо заучить, как юрист, но чтобы понимать и применять право, для этого недостаточно одного здравого разума, а необходимы еще: 1) приобретаемая лишь многолетними усилиями и упражнениями своеобразная способность воспринимания, особая искусность отвлеченного мышления, юридическая интуиция, воображение; 2) умелость в обращении с юридическими понятиями, способность легкого перевода понятий из области отвлеченного в область конкретного и наоборот, верный глаз, безошибочность при раскрытии правового понятия в данном правовом казусе (юридический диагноз), словом — юридическое искусство. Оба эти условия охватываются понятием «юридическое образование». Оно и есть то, что отличает юриста от профана, а не количество познаний; оно определяет цену юриста, а не степень учености4.
Для реализации профессиональных способностей юриста нужны соответствующие юридические знания, умения и навыки. Юридические знания — это результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практической деятельности. Без знаний невозможен процесс познания и оценки реальной юриди -ческой действительности. Как справедливо отмечают ученые, расширение и усложнение задач, стоящих перед юристами, повышенные требования к эффективности их деятельности, повышают роль профессиональных знаний (фундаментальных и специализированных, прикладных). Теоретико-практические знания, являются предпосылками интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих возможность профессионально действовать, получать практические результаты5.
2 См.: Борисова Н. В., Кузов В. Б. Компетентностный подход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования. Экспериментальная учебная авторская программа / под науч. ред. Н.А. Селезневой. М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
3 Овсепян Ж. И. Кризис и необходимость нового подъема преподавания конституционного права в вузах России // Lex Russica. 2013. № 11. С. 1264.
4 Цит. по: Боруленков Ю. П. Компетентность субъекта юридического познания // Библиотека криминалиста. 2015. № 1. С. 324.
5 См.: Боруленков Ю. П. Указ. соч.
В основу учебных материалов положена теория, однако логика стройной системы знаний науки и учебной дисциплины не совпадает с логикой прикладных умений и навыков. В силу этого преподавателю, прежде всего на семинарских занятиях нужно выстраивать логику реальных действий в конкретных правовых ситуациях, направленную на формирование социально активной и адаптирующейся к реалиям жизни личности, приобретение не только теоретических знаний (далеко не все студенты станут учеными), но и овладение профессиональными навыками, опытом практической деятельности. В решении дилеммы «Кого готовить: ученых или ремесленников?», очевидно, следует исходить из уточнения, кого именно готовить — бакалавра, специалиста или магистра, и в соответствии с этим расставлять приоритеты. В отношении бакалавров и специалистов речь должна идти не о получении знаний ради высокой науки (так называемая «знани-евая модель обучения», а о получении «дея-тельностных знаний» (решать те или иные задачи, излагать, анализировать те или иные соотношения и закономерности, самостоятельно находить информацию, сравнивать те или иные объекты и т.д.)»6. Такой профессиональный деятельностно-компетентностный подход усматривается в ФГОС ВПО нового поколения, преследующем цель разумного сочетания фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки специалистов, при котором процесс обучения приобретает новый смысл, превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности со статусом самостоятельной дидактической единицы.
Учеными доказано, что современной тенденцией развития высшего профессионального образования в мире является повышение качества и эффективности не столько через учебные планы, методические рекомендации, количество аудиторных часов, сколько через личность преподавателя, «способного вопло-
щать свои установки, знания, умения и навыки в творческий потенциал учащихся»7. Другими словами, именно от преподавателя, его педагогической индивидуальности, способностей к творческому поиску, постоянной рефлексии своей профессиональной деятельности и профессиональному самосовершенствованию зависит степень овладения студентами теоретическими знаниями и профессиональными навыками.
Формирование профессиональной компетентности в свою очередь обуславливает интенсивное организационно-психологическое интеллектуальное взаимодействие преподавателя со студентами. Такое взаимодействие возможно при условии использования преподавателем целой палитры современных образовательных технологий, смещающих акценты на формирование у студентов компетенции, которую можно выразить через понятия «готовность» и «способность» (обучаться самостоятельно, использовать новые идеи и инновации, принимать решения и нести за них ответственность, работать совместно ради достижения цели и пр.8).
В педагогике выделяют репродуктивные и продуктивные технологии.
Репродуктивные технологии предлагают студентам знания в «готовом» виде. Преподаватель при этом не только сообщает знания, но и объясняет их. Студенты сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний. Главное преимущество репродуктивных технологий — экономность. Они обеспечивают возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Вместе с тем репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать самостоятельность и гибкость мышления, формировать у студентов навыки поисковой деятельности, креативность. При чрезмерном применении эти техно-
6 URL: http://www.internet-school.ru/Enc.ashx?item=4046.
7 Левитан К. М. Указ. соч. С. 26.
8 Исследователи включают в этот список до 37 видов компетенций (см.: Левитан К. М. Указ. соч. С. 26).
логии ведут к формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто к зубрежке.
Продуктивные технологии обучения содержит такие элементы как логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Их стержнем является стимулирование студентов к творчеству в познавательной деятельности. Творческий поисковый характер обучения обусловлен необходимостью самостоятельного добывания и применения знаний студентами, их оценки. Преподаватель вместе со студентами формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок времени. Знания студентам не сообщаются, они самостоятельно «добывают» их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач. Учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. В процессе продуктивной деятельности студент всегда создает что-то новое по сравнению с усвоенным ранее, т.е. генерирует новую информацию или способ деятельности. Создание нового в поисковой деятельности всегда опирается на предшествующий опыт. Проведение занятий не на уровне информирования (доведение или получение определенной информации), а на уровне управления процессом развития у студентов профессиональных компетенций юриста требует от преподавателя применения адекватных методов обучения, приближающих студентов к профессиональной деятельности.
Это могут быть любые виды творческой профессионально ориентированной самостоятельной работы студентов — мозговой штурм, малые группы, демонстрация, дебаты, мини-конференции, дискуссии, творческие задания, ролевые и деловые игры, комментирование, составление правового заключения и иных документов, имитационное моделирование и т.п. Эти методики приближают студентов к профессиональной деятельности, ориентиру-
ют преподавателей на использование личност-но-деятельностного подхода, позволяющего «пропустить учебный материал через сознание». Практически всегда они порождают обмен мнениями, позволяющий глубже вникнуть в проблему, выявить ее различные грани и тем самым полнее понять предмет, дисциплинировав мыслительный процесс. Такие методы стимулирует поиск различных источников информации, последующее осмысление и комментирование добытого материала, проявление плюрализма и недогматичности подходов к его оценке. Помимо закрепления пройденного, работа над проблемными заданиями всегда сопровождается генерацией идей, максимумом мнений студентов. Профессионально ориентированная самостоятельная работа студентов обычно проходит в атмосфере делового заинтересованного общения студентов и преподавателя. Она позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность студентов, что придает импульс мотивации выполнения заданий преподавателя. Это вполне соответствует тем профессиональным компетенциям, которые предусмотрены ФГОС ВПО: готовность применять знания в работе с нормативно-правовыми актами; готовность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы права в профессиональной деятельности; способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; способность толковать различные правовые акты; готовность осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; способность разрабатывать юридические документы.
Применяемые преподавателем интерактивные методики способствуют тому, что у студентов концентрируется внимание, развивается наблюдательность, вырабатывается умение спонтанно говорить кратко, доступно, точно передавая свои мысли по заданной теме, а не просто повторяя текст конспекта или учебника. Развиваются коммуникативные навыки, умение не только публично выступать, но и
слушать других и отыскивать в их позиции слабые стороны, ошибки и недостатки в логике рассуждения. В то же время студенты учатся быть толерантными и тактичными, открытыми для восприятия другого мнения, способными ценить свободу личности и уважать индивидуальность, способными делать критическую самооценку, а также разрешать конфликты в коллективе, где они являются партнерами.
Важное значение при проведении занятия с использованием творческих интерактивных методик имеет завершение обмена мнениями позитивом, поскольку студенты, в силу юношеского максимализма, готовы все подвергать негативной оценке; преподавателю необходимо преобразовать их отрицательную энергию в позитивную созидательную.
Безусловно, использование творческих методик весьма трудоемкая технология, но достаточно эффективная, поскольку помогает студентам увидеть проблему в стандартной ситуации, увидеть новые элементы и связи обычного правового явления; перенести ранее усвоенные знания и умения в новую ситуацию; найти оригинальные решения. От преподавателя требуется овладение методическими приемами, во-первых, создания проблемных ситуаций (подвести студентов к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения (сократовский метод); во-вторых, сталкивания противоречий практической деятельности; в-третьих, рассмотрения со студентами ситуации с разных позиций (гражданин, суд, юрист); в-четвертых, побуждения студентов делать сравнения, обобщения, соблюдение логики рассуждения и т.п.9
Преподавателю необходимо заранее обдумать адекватную той или иной теме методику проведения занятия, его ход, возможные варианты развития событий, критерии оценивания труда студентов, планируемые результаты выполнения заданий и др. Это требует временных затрат; каким бы богатым не был опыт преподавателя, он все равно должен готовиться к каждому занятию, прорабатывать тему с привлечением новейшего законодательства,
9 Левитан К. М. Указ. соч. С. 249.
судебной практики, научной литературы и отыскивать проблемно-ориентированные ситуации, обдумывать различные модели выхода из них. Преподаватель должен быть готовым ответить на любые вопросы, относящиеся к содержанию занятия.
Всегда продуктивнее, когда семинары предваряются соответствующей подготовкой студентов, включающей в себя знакомство со специальной литературой, нормативными актами и судебными решениями. Преподаватель должен заранее нацелить студентов на это, дать им домашние задания для самостоятельной работы на следующем семинаре, подбирая их таким образом, чтобы на их основе можно было обсудить наиболее важные профессионально значимые проблемы очередной темы. Необходимо тщательно продумать вопросы с тем, чтобы охватить по возможности все важные аспекты темы. Важно при этом мотивировать учебное задание (продемонстрировать студентам как это задание будет способствовать выработке у них профессиональных компетенций), в силу того, что современные студенты значительно хуже мотивированные, чем предыдущие поколения студентов.
Проведение занятия с использованием творческих методик требует от преподавателя существенной мобилизации организаторских способностей и высокого уровня педагогической квалификации, стимулирующей активную познавательную деятельность студентов и продуктивный ход занятия. Немаловажное значение имеет тактика стиля преподавания, способствующего созданию атмосферы творчества; это стиль взаимоотношений равноправных партнеров, когда преподаватель доброжелателен по отношению к студентам, не мешает им высказывать свое мнение, не перебивает, спокойно и терпеливо выслушивает. Занятие проходит в атмосфере научного сотрудничества с ориентацией студентов на коллективную мыслительную деятельность. Данный стиль преподавания отличается не воздействием субъекта на субъект, а образовательным взаимодействием субъектов обра-
зовательного процесса, в результате которого изменяются как обучающиеся, так и обучаемый. Это диалогическое взаимодействие, согласующее разные способы мировосприятия и миропонимания и ведущее к личностным преобразованиям и новообразованиям10. И, кроме того, позволяющее на занятии реализовать все функции преподавательской деятельности — обучающую, воспитательную, организаторскую, исследовательскую.
Таким образом, умелое применение творческих интерактивных методов обучения всегда приносит педагогический эффект, позволяет преподавателю увидеть личность в каждом студенте, позиционирующем себя как юриста и демонстрирующем свой индивидуальный прогресс.
Справедливости ради необходимо отметить недостаточную разработанность педагогических средств и условий, повышающих эффективность такого творческого процесса обучения, а также «научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности обучающихся и педагогического инструментария для оценивания результатов этой деятельности»11.
Особенностью юридического образования является непременное воспитание личности будущего юриста, формирование политических убеждений и мнений, представлений студентов о том, какое место они занимают в обществе, какова роль их профессии. Преподавателю необходимо учитывать аксиологический аспект профессиональной компетентности, обращаясь к общемировоззренческим, общеметодологическим, социально-политическим, нравственно-эстетическим и эстети-
ческим проблемам государства и права. Как верно отмечают ученые, «знания, умения и навыки, составляющие рутинную, чисто исполнительскую сторону профессиональной деятельности, успешно формируются и актуализируются только при личностном принятии и осознании большого общественного значения соответствующих целей, что определяет формирование высокой ответственности, инициативы, готовности к творчеству»12.
Однако в последние годы значение этой составляющей процесса образования принижено. По мнению Т.Ю. Кулаповой, переходя на болонскую систему, правовое образование в Российской Федерации поставленных целей не достигает ввиду отсутствия теоретического и гуманитарного наполнения юридического обучения, и перестает выполнять свою традиционную роль13. Традиционно юридическое образование было научно-образовательным, оно заключало в себе мировоззренческое отражение правовой культуры общества, являлось показателем господствующих в обществе и признаваемых на уровне государственно-правовой политики нравственно-этических стандартов, моральных ценностей, без учета которых подготовка высококлассных юристов невозможна14. На наш взгляд, в современных условиях коренной переоценки ценностей, распространения правового нигилизма, неуважительного отношения к государственным институтам, важно ориентировать студентов в процессе преподавания конституционного права не только на освоение знаний, но и на формирование гражданской позиции15, усвоение патриотических и гуманистических мировоззренческих установок.
10 Левитан К. М. Указ. соч. С. 361.
11 Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002.
12 Боруленков Ю. П. Указ. соч.
13 Кулапова Т. Ю. Внутригосударственный и международный правовой опыт: проблемы интеграции и адаптации : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014. С. 57.
14 Боруленков Ю. П. Указ. соч.
15 См. подробнее: Мнацаканян Э. Г. Формирование гражданской позиции будущих юристов в образовательном пространстве вуза // Государство и право в XXI веке. 2014. № 2. С. 38.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Борисова Н. В., Кузов В. Б. Компетентность^ подход и современные образовательные технологии в реализации систем обеспечения качества высшего образования. Экспериментальная учебная авторская программа / под науч. ред. Н.А. Селезневой. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.
2. Боруленков Ю. П. Компетентность субъекта юридического познания // Библиотека криминалиста. — 2015. — № 1.
3. Кулапова Т. Ю. Внутригосударственный и международный правовой опыт: проблемы интеграции и адаптации : дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2014.
4. Левитан К. М. Юридическая педагогика : учебник. — М. : Норма, 2008.
5. Овсепян Ж. И. Кризис и необходимость нового подъема преподавания конституционного права в вузах России // Lex Russica. — 2013. — № 11.
6. Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2002.
Материал поступил в редакцию 10 декабря 2016 г.
PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE LAWYERS: THEORETICAL, PRACTICAL AND PERSONAL ASPECTS
NARUTTO Svetlana Vasilevna — Doctor of Law, Professor of the Department of Constitutional and Municipal
Law at the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Review. The article analyses problems of training lawyers in the context of the transition to a competency model of training and education. The author focuses attention on inadmissibility of reducing the level of theoretical foundations of legal disciplines in training Bachelors. The author substantiates the thesis concerning impossibility of cognition and evaluation of legal reality, mastering the skills of a lawyer without deep theoretical knowledge of the constitutional law theory initially.
The author emphasizes the importance of direct intense intellectual interactions of a professor with students, which is primarily achieved during auditory lessons held with the use of productive technologies, various kinds of creative profession-oriented work of students. The author identifies productive technologies performance efficiency indicators.
Using creative methods is labor-consuming; however, the author formulates a position that the effectiveness of using such techniques during training of lawyers requires teacher's dedication, good preparation for each lesson regardless of teaching experience. The author believes that it is important for the teacher to elaborate home assignments to develop independent work of students for the next seminar. To this end, it is necessary to focus on the timely discussion of current problems.
Attention is drawn to the mandatory nature of an educational component of training, its relevance for the future lawyer.
Keywords: education, teaching, lawyer, student, personality, competence, professional, productive technologies, knowledge, skills.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Borisova N.V., Kuzov V.B. Kompetentnostnyj podhod i sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v realizacii sistem obespechenija kachestva vysshego obrazovanija. Jeksperimental'naja uchebnaja avtorskaja programma / Pod nauch. red. N.A. Seleznevoj — M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006.
2. Borulenkov Ju.P. Kompetentnost' sub#ekta juridicheskogo poznanija // Biblioteka kriminalista. Nauchnyj zhurnal. 2015. № 1.
3. Kulapova T.Ju. Vnutrigosudarstvennyj i mezhdunarodnyj pravovoj opyt: problemy integracii i adaptacii: Dis. ... kand. jurid. nauk. Saratov, 2014.
4. Levitan K.M. Juridicheskaja pedagogika: Uchebnik. M.: Norma, 2008.
5. Ovsepjan Zh.I. Krizis i neobhodimost' novogo pod#ema prepodavanija konstitucionnogo prava v vuzah Rossii // Lex Russica. 2013. № 11.
6. Terehova G.V. Tvorcheskie zadanija kak sredstvo razvitija kreativnyh sposobnostej shkol'nikov v uchebnom processe: Avtoref. dis. kand. ped. nauk. Ekaterinburg, 2002.