Проблемы и вопросы гражданского права
УДК 342.725+378.016:81-028.31
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ЮРИСТА
ПРИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОГО КУРСА «РИТОРИКА ДЛЯ ЮРИСТОВ»)
Г. В. Кубиц, кандидат филологических наук, доцент кафедры гражданского
права и процесса, Южно-Уральский государственный университет
Рассмотрены проблемы применения информационнокоммуникационных технологий для формирования профессиональной языковой личности юриста при дистанционной форме обучения на примере учебного курса «Риторика для юристов». Проанализированы характерные особенности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций. На основе проведенного исследования автор заключает, что использование информационнокоммуникационных технологий требует от современного преподавателя творческого, научного подхода, изучения и освоения в полной мере современных информационных систем, способствует развитию мышления и самоорганизации студента.
Ключевые слова: профессиональная языковая личность юриста, языковая компетенция, лингвистическая компетенция коммуникативная компетенция, информационно-коммуникационные технологии.
Особую актуальность в последнее время приобрело знание современным преподавателем информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) электронного и дистанционного обучения. Владение необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками в области ИКТ позволяет преподавателю идти в ногу со временем.
Показателем профессиональной готовности преподавателя к успешной деятельности в современных образовательных условиях является его компетентность в области применения ИКТ, от преподавателя сегодня требуются готовность и способность к эффективному использованию возможностей ИКТ при обучении своему предмету. Целью обучения риторике студентов-юристов дистанционной формы обучения являются формирование и развитие языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций профессиональной языковой личности юриста как участника профессионального общения, а также коммуникативных навыков эффективного общения через ИКТ.
В рамках данной дисциплины предполагается решить следующие задачи: сформиро-
вать навыки и умения построения текстов в области профессионального общения, овладеть основами ораторского искусства и приемами и техниками речевого воздействия на аудиторию при формировании профессиональной языковой личности юриста.
Трудность обучения студентов риторике при дистанционной форме обучения заключается в том, что риторика - это речевая дисциплина, которая требует непосредственного общения со студентом. Если при проведении лекционных занятий по риторике в обычной форме преподаватель за счет личных качеств, жестов, интонации может заинтересовать аудиторию, наблюдая за поведением слушателей, изменить темп речи, прибавить экспрессивность, то при проведении лекций для студентов дистанционной формы обучения обратная связь со слушателями, как правило, отсутствует, преподавателю сложно следить за реакцией слушателей на преподносимый материал. Поэтому преподаватель готовит презентации лекций, демонстрационные материалы, что позволяет привлечь внимание студентов к своему предмету, выделить самые трудные, полезные, интересные моменты во
Кубиц Г. В.
Особенности формирования профессиональной языковой личности юриста при дистанционной форме...
время проведения занятия, а также проводит лектронные консультации, работает с электронной почтой студентов.
Применение ИКТ в процессе обучения риторике способствует формированию самостоятельности студента, которая реализуется в процессе обучения. Закладываются практические навыки студента применить ИКТ: сначала необходимо просмотреть и прослушать лекцию преподавателя, в презентации обратить внимание на трудные, интересные факты, затем практические навыки становятся привычными. Результатом такой самостоятельности является постоянный самоконтроль за ходом и результатом выполняемой работы, данной преподавателем.
Для практических занятий по риторике применяется несколько заданий, направленных на работу по созданию, обработке и анализу юридических текстов, а также на формирование мотивационной готовности к познавательной самостоятельности не только в учебных, но и иных ситуациях: комплексный анализ статьи известного юриста с дополнительными заданиями, которые дают возможность индивидуально выразить свое мнение; анализ судебных речей известных судебных ораторов.
Основная деятельность студентов при выполнении практических заданий направлена на развитие навыка производства судебной речи, составления текста выступления. Риторика для юристов имеет прикладное значение в юридическом образовании, таким образом, выполняя данные практические работы, студенты наглядно представляют предмет речи и способы преподнесения материала.
Практические задания по юридической риторике дают возможность уже с практической точки выразить свою мысль не только устно, но и оформить ее письменно. Таким образом, у студента формируется внутренняя позиция, которую можно рассматривать как создание необходимой предпосылки для последующего освоения знаний. Познакомившись с судебными речами, студенты наглядно понимают, для чего им нужна риторика. Этот вид практической работы развивает самостоятельность в применении языковых средств, развивает аналитические способности, формирует языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции будущей профессиональной языковой личности юриста. Языковая компетенция предполагает способность применять словоформы, синтаксические кон-
струкции в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические структуры и средства в соответствии с нормами литературного языка. Лингвистическая компетенция способствует развитию логического мышления студента, а также овладению навыками самооценки. Таким образом, для владения языком важны умения и навыки употребления языковых средств, грамматических конструкций в конкретных условиях общения. Коммуникативная компетенция предполагает умение создавать и воспринимать тексты и включает знание основных понятий лингвистики речи - стили, типы речи, навыки анализа текста.
Для каждого человека юридической профессии главным является достижение своей конкретной цели, общественного блага юридическими, языковыми средствами. Поэтому преподавателю при обучении риторике нужно заложить студенту дистанционной формы обучения необходимость оформления своей мысли в слово, используя огромные возможности русского языка, его языковых средств. Как образец красноречия мы выбрали для анализа судебные речи дореволюционных судебных ораторов А. Ф. Кони, Ф. Н. Плевако, А. И. Урусова и др.
При изучении курса «Риторика для юристов» посредством ИКТ происходит формирование познавательной самостоятельности будущей профессиональной языковой личности юриста. При проверке самостоятельной работы студентов нами отмечены повышение мотивации обучения, познавательного интереса, становление активной субъектной позиции в учебной деятельности.
Обеспечивая доступ к информации при помощи сети Интернет, ИКТ способствуют организации самостоятельной работы студентов. Происходит формирование информационных, коммуникационных компетентностей, развитие умения ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, а также контролировать результат, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности. Использование интернет-ресурсов позволяет студентам получать информацию на более высоком уровне понимания, дает студенту новые возможности для самостоятельного получения знаний, способствует развитию их мышления. Для оценки уровня сформированности компетенций используются тестирование, оценка деятельности обу-
2013, т. 13, № 3
43
Проблемы и вопросы гражданского права
чающихся при выполнении контрольных работ, анализ сданных практических работ.
С развитием ИКТ трансформируется роль современного преподавателя, который должен не только обладать знаниями в этой сфере, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности, а также направлять развитие личности студента в этом русле. Поэтому необходим пересмотр устоявшихся организационных форм учебной работы, т.е. отход от традиционных занятий с использованием только объяснительного метода обучения. На наш взгляд, при дистанции-онной форме обучения необходимы домини-
рование ИКТ, увеличение самостоятельной индивидуальной работы студентов, добавление количества творческих, практических работ исследовательского типа.
Безусловно, использование ИКТ требует от современного преподавателя творческого, научного подхода, изучения и освоения в полной мере современных информационных систем, создает новую образовательную атмосферу, способствует формированию компетенций профессиональной языковой личности юриста, обозначенных образовательным государственным стандартом нового поколения.
Статья поступила в редакцию 27 июня 2013 г.