Научная статья на тему 'Профессиональная компетентность бакалавра'

Профессиональная компетентность бакалавра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PERSONAL COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / EXPERTISE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMS APPROACH / КОМПЕТЕНТНОСТНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Мария Ивановна, Одарич Ирина Николаевна

Статья посвящена профессиональной компетентности бакалавров в области пищевых производств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Мария Ивановна, Одарич Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELOR

The article is devoted to the professional competence of the bachelors in the field of food production.

Текст научной работы на тему «Профессиональная компетентность бакалавра»

М.И. Гаврилова, И.Н. Одарич ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ .

педагогические науки

УДК 372.881.1

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРА

© 2015

М.И. Гаврилова, аспирант И.Н. Одарич, аспирант

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Статья посвящена профессиональной компетентности бакалавров.

Ключевые слова: Профессиональная компетентность, личностная компетентность, компетентность, системный подход, компетентностно- деятельностный подход.

Профессиональная компетентность бакалавра в области пищевых производств образована общим педагогическим и образовательным процессом. В результате такой процесс формирования компетентности выступает, как целостная система, состоящая из элементов, которые взаимозависимы и взаимообусловлены друг другом — организационные подсистемы, находящихся в постоянном взаимодействии, формировании и выступают для поддержания всей системы. Анализируя выше сказанное, можно выделить конкретные существенные ориентиры в наступающем учебном процессе деятельности, компонентов обучения, содержания обучения, подвергая их более тщательному логическому анализу, для выявления необходимых и устойчивых свойств и связей элемента системы, чтобы построить технологию формирования профессиональной компетентности бакалавра в области пищевых производств.

Связью между теорией и практикой выступают модели, которые разработаны и организационные для общего педагогического процесса, такие как:

- организационная модель, формирующая профессиональную компетентность у бакалавров пищевых производств, на основании которой определяются ценностные характеристики обучаемого студента, его академическая, личностная и профессиональная компетентность;

- организационная модель, связывающая функции и задачи общего учебного процесса, выступая, как методологическая основа проекта позволяющая осуществлять целостный (общий) педагогический процесс.

В плане содержания модель представляется непрерывным педагогическим процессом, включающим обучение, развитие, воспитание, подготовку, управление учебным процессом, его педагогической деятельности и взаимоотношение субъекта с объектом, а так же усовершенствование. Каждый элемент соответствует определенной функции, осуществляемой посредством конкретных задач; организационной модели профессионально-личностного обучения, позволяющей определить место студента в учебном процессе; организационной модели содержания, обучения которой представлена дисциплинами учебного плана специальности, обеспечивающими формирование профессиональной компетентности бакалавра пищевых производств; организационной модели интеграции учебной дисциплины через межпредметные связи - её структур, которые представлены содержанием модулей (дисциплинами, темами дисциплин); организационной модели формирующей профессиональную компетентность представляется модель, как оптимизированная системная подача к усвоению материала и временному распределению, преемственности комплекса ЗУНов, отношений (мотиваций) к предстоящей профессиональной деятельности; организационный алгоритм действий преподавателя проявляется как логико-конструктивный процесс, суть которого выражается определенной последовательностью действий; организационной моделью комплекса психолого-педагогических методик, направленных на формирование компетентности на обучающем (представленном моделью пошаговой схемы обучения) и контрольно-корректировочном (представленном алгоритмом воспроизводящего обучающего цикла в пределах дисциплины) этапах.

Технология обучения, при подготовки бакалавров

в области пищевых производств, предполагает обеспечение условий формирование профессиональной компетентности, с использованием существующих продуктивных (профессионально ориентированных) и развивающих (личностно ориентированных) технологий обучения. При проектировании и реализации профессионально-личностной технологии обучения подготовки бакалавров в области пищевых производств (рисунок 1), нами использовался профессиональный научный потенциал преподавательского корпуса ТФ МГУПП, личностные качества студентов и возможности, предоставляемые ГОС ВПО вузам.

Технология опирается на реальные проблемы развития региона, отрасли, рынка труда в реальном и прогнозируемом социально-экономическом пространстве и обладает оперативным откликом на потребности общества, т.е. отражает в динамике явления и процессы окружающего мира, учитывает личностные (ценностные) ориентации молодежи. Технология выстроена на принципах моделирования содержания профессиональной деятельности (контексты), модульности, межпредметности, избирательности, она опирается на индивидуальность субъектов образовательного процесса, строится по принципу профессионально-личностного опережающего обучения и включает воспитательные компоненты.

Мотггоринг Пищевого пюиэвщктва

ИиЭ еДОВЯМС проагем пищевого производства в регион вотрасти

№сгсдова1ие

демотрафическж

ситуации

Другие фобооиы Произведена

Уточнение задач параметров, компонент

Ездовые дисциплины ГОС ВПО

ГСЭ | Г I Г™1 | и |

Знания, умении, навыки компетентности

Корректировка те дисциплин

«нормативного поля

; +

Аналитическая работа -

1

Корректировка тем дисциплин поля «свободного выбора»

федеральный

компонент (содержаще)

Предметная область

Нормирование, насыщение.

Региональный

Обучение, воспитание

знания, умения, навыки, ком"с~«~т|ос~» | г:з 11 Ён | зпд |НЛ|

Рисунок 1. - Модель профессионально-личностной технологии формирования компетентностей бакалавра в области пищевых производств

Использование системного подхода, как гибкого и безболезненного пристраивания в случаях эволюционного развития структурного составляющего, представленного организационными моделями, благодаря которым она не утрачивает свою общность и неизменность.

Технология функционирует, как определенная часть общего педагогического процесса обучения в техническом вузе, которая работает в системе при совместных и параллельном развивающихся структурных составляющих: «преподаватель-студент», содержания обучения, форм, методов и средств обучения, видов и методов контроля и корректирующих действий и т.д., не ущемляет содержательную подготовку бакалавров, которое определено ГОС ВПО, и интересов участников учебного процесса. Она выдерживает принцип соответствия содержания образования потребностям современного общества,

22

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1(10)

педагогические науки

М.И. Гаврилова, И.Н. Одарич ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ...

учитывает практические проблемы отрасли и региона, а введенные дополнительно ГОС учебные дисциплины «работают» на конечную цель - развивают умение мыслить творчески, анализировать и прогнозировать.

Технология обеспечивает духовное развитие будущих инженеров, создает положительное отношение к обучению, а также воспитывает готовность использовать полученные знания в качестве методологического, теоретического и практического средства разрешения профессиональных ситуаций.

В ней поддерживаются междисциплинарные связи, непрерывность и последовательность в обучении с учетом предшествующей подготовки по фундаментальным дисциплинам и дисциплинам специальности. Достигнутая в технологии взаимосвязь компонентов естественнонаучного, гуманитарного, социального, общепрофессионального и специального направлений теоретической подготовки бакалавра обеспечивает полноценное использование этих компонентов в учебном процессе для формирования системных и целостных профессиональных знаний и положительных качеств личности. Разработанная технология обладает универсальностью, т.е. имеется возможность использовать алгоритм модели для формирования требуемой компоненты профессиональной компетентности и может быть адаптирована к любой специальности.

Блок А - второстепенный блок в заполнении важной информацией содержательной части обучения, представляющий из себя два блока: мониторинг среды жизнедеятельности и аналитический. Реализация в таких блоках основывается на научном, профессиональном и личностном компоненте преподавателя, а деятельность носит прогностический характер будущей сферы труда. Интегрирующим ядром является профессиональный профиль (модель бакалавра), задающий цель обучения и исходные данные для создания педагогического проекта содержания образования и подбора технологий. В нем решаются прогностические, тактические и оперативные цели. Блок Б является связующим звеном образовательных полей I и II. В нем осуществляется процесс перехода от модели к педагогическому проекту. Блок В представляет процессуальную область активной совместной педагогической деятельности преподавателя и студента,

включает такое направление, как работа с педагогическим коллективом. Работа с педагогическим коллективом предполагает систему мероприятий, направленных на присвоение обучающим целей и задач личностно-ориентированного обучения, а также на усвоение новых методов и стилей профессиональной деятельности.

Таким образом, деятельность должна быть ориентирована на приобретение результата связанного с модификацией студентов их воспитанию и формированию у них профессиональных и общих компетенций составляющих в своей совокупности профессиональную компетентность бакалавра.

При этом компетентностно - деятельностный подход должен учитывать эффективность результата обучения бакалавров пищевых производств совершая весь цикл познавательной деятельности и осуществлять следующие действия по углублению и воспроизведению на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Байденко, В.И., Оскарссон, Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста./ В.И.Байденко, Б. Оскарссон / - М., 2002. С. 22 - 46.

2. Давидович, В. Судьба философии на рубеже тысячелетий // Вестник высшей школы./ В. Давидович / 2003. - № 3 - С.4 - 15.

3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий./ Э.Ф. Зеер / Екатеринбург, 1997. С. 57 - 59.

4. Ландшеер, В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования./ В. Ландшеер / - М., 1988. - № 1.

5. Наперов, В.Я. Разговаривая с Ли Якоккой // Специалист. / В.Я. Наперов / - 2000. - № 4 - с.32.

6. Новиков, А.М. Профессиональное образование в России./ А.М. Новиков/ - М., 1997. С. 76 - 86.

7. Современные подходы к компетентностно-ори-ентированному образованию. Материалы семинара. -Самара, 2001.

8. Чошанов, М.А. Гибкая психология проблемно-модульного обучения./ М.А. Чошанов/ - М., Народное образование, 1997. - 152 с.

PROFESSIONAL COMPETENCE OF BACHELOR

© 2015

M.I. Gavrilova, aspirant I.N. Odarych, postgraduate

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. The article is devoted to the professional competence of the bachelors.

Keywords: professional competence, personal competence, expertise, systems approach, competence-activity approach.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 1(10)

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.