Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОТРУДНИЦ МВД: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОТРУДНИЦ МВД: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОТРУДНИЦЫ МВД / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / PROFESSIONAL IDENTITY / FEMALE EMPLOYEES OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / "I-CONCEPT"

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Корчуганова И.В.

Феномен формирования профессиональной идентичности рассматривается с позиции различных концептуальных подходов. Определены основные факторы и этапы формирования профессиональной идентичности. В структуре профессиональной идентичности женщин сотрудниц МВД обоснованы когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Корчуганова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL IDENTITY OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS’ FEMALE EMPLOYEES IN RUSSIA: ANALYSIS OF THE PROBLEM

The formation phenomenon of professional identity is being considered from the position of different conceptual approaches. The main factors and stages of its formation are identified. There are justified cognitive, emotionally-evaluative and behavioral component in the structure of professional identity of female employees of Ministry of Internal Affairs of Russia

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОТРУДНИЦ МВД: АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ»

УДК 159.922.2

Корчуганова И.В. студент 4 курс специальность «Практическая психология» Крымский инженерно-педагогический университет

Россия, г. Симферополь ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОТРУДНИЦ МВД:

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ Аннотация: Феномен формирования профессиональной идентичности рассматривается с позиции различных концептуальных подходов. Определены основные факторы и этапы формирования профессиональной идентичности. В структуре профессиональной идентичности женщин сотрудниц МВД обоснованы когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, сотрудницы МВД, «Я-концепция»

Irina Korchuganova a fourth year student specialty Practical Psychology Crimean Engineering Pedagogical University Simferopol,

Russian Federation PROFESSIONAL IDENTITY OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS' FEMALE EMPLOYEES IN RUSSIA: ANALYSIS OF THE

PROBLEM

Annotation: The formation phenomenon of professional identity is being considered from the position of different conceptual approaches. The main factors and stages of its formation are identified. There are justified cognitive, emotionally-evaluative and behavioral component in the structure of professional identity of female employees of Ministry of Internal Affairs of Russia

Keywords: professional identity, female employees of Ministry of Internal Affairs of Russia, "I-concept".

Фундаментальные и динамические изменения, происходящие в настоящее время в обществе, обусловливают рост интереса ученых к проблеме профессионализации личности. Исследователи, научные разработки которых посвящены проблематике профессиональной и личностной подготовки к профессиональной деятельности, указывают на ценность построения процесса обучения, ориентированного на личностный рост специалистов, исследующих профессиональный потенциал специалиста и особенности его коммуникативной сферы, акцентируют внимание на мотивационной готовности к профессиональной деятельности, в особенностях развития гуманистической направленности, позитивной Я-концепции, профессионального сознания, мышления, рефлексии и вообще профессионально важных качеств, аргументируют конкретные программы профессиональной подготовки в высших учебных заведениях.

Вместе с тем, для современного этапа развития нашей страны характерна трансформация социальной, культурной, профессиональной сфер, которая меняет требования к системе подготовки квалифицированных специалистов, в том числе и сотрудников Министерства внутренних дел. Конкурентоспособность специалиста во многом обеспечивается качеством его профессиональной подготовки, наличием высокого уровня развития профессионально важных качеств, что невозможно без успешного протекания процесса профессиональной идентификации. Последняя, в свою очередь, осуществляется в процессе профессиональной подготовки и профессионального становления специалиста и способствует эффективному усвоению необходимых профессиональных стереотипов, знаний и умений, а также создает соответствующее основание для дальнейшей профессиональной самореализации личности.

Актуальность данной проблемы также подтверждается значительным ростом в отечественной и зарубежной психологии общего количества теоретических и прикладных исследований по проблеме профессиональной идентичности и идентификации. В целом актуальность исследования обусловлена еще и практической значимостью данной проблемы в контексте необходимости совершенствования практики подготовки специалистов, а также недостаточностью изучения особенностей развития структурных компонентов профессиональной идентичности сотрудников Министерства внутренних дел.

Цель исследования - определить и описать особенности профессиональной идентичности женщин сотрудниц Министерства внутренних дел.

Задачи исследования:

1. Проанализировать современное состояние исследований проблемы профессиональной идентичности.

2. Охарактеризовать основные факторы развития профессиональной идентичности в процессе профессионального становления.

3. Определить этапы формирования, содержание и структуру профессиональной идентичности женщин сотрудниц Министерства внутренних дел.

Анализируя процесс образования и взаимодействия различных видов идентичности в зависимости от сферы социализации, в исследовании К. Дюкса [1] находим утверждение о ведущем месте профессиональной идентичности среди выделенных кластеров (как этно-религиозная идентичность, политическая принадлежность, фиксированные позиции в межличностных отношениях, идентичность с какой формой девиантного поведения и т.д.).

В специальной литературе исследования феномена идентичности как правило осуществляется с позиции различных концептуальных подходов, которые трактуют идентичность как:

• внутреннюю, динамическую структуру, которая обеспечивает ощущение целостности, непрерывности и тождества личности и связывается с наличием у человека четкого самоопределения, включая выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни (психоаналитический подход);

• следствие межгрупповых отношений (бихевиоральный подход);

• результат социальной интеракции и как способность человека воспринимать свое поведение и жизнь как связанное, единое целое (интеракционистский подход);

• когнитивную систему, выполняющую роль регулятора поведения человека в соответствующих условиях (когнитивный подход);

• осознание индивидом связи внешнего мира и самого себя и как способ восприятия мира (экзистенциально-гуманистический подход);

• динамическую систему, развивающуюся нелинейно на протяжении всей жизни человека, которая имеет сложную иерархическую структуру и предполагает осознание и оценку личностью своей принадлежности к социальной группе (структурно-динамический подход).

Анализ идентичности осуществляется также в контексте исследований самосознания, Я-концепции, образа «Я».

В отдельных исследованиях подчеркивается, что профессиональная идентичность является продуктом длительного личностного и профессионального развития, возникает при достижении субъектом достаточно высокого уровня профессионального мастерства. По мнению А. Ермолаевой, в самосознании субъекта «профессиональная идентичность выступает как качественно определенная и устойчивая профессионально-ментальная позиция и представляет собой необходимый компонент идентичности личностной и социальной» [3, 4].

Механизмом формирования идентичности в онтогенезе является идентификация, которая понимается как процесс самоотождествления с другим человеком, группой и ценностями, которые существуют в обществе, и как механизм социализации индивида, формирования его личности, который влияет на развитие самосознания.

Составление образа профессионала осуществляется в ходе профессионального самопознания. Здесь важным является развитие личности в профессии, усвоения соответствующих стереотипов поведения и гибкость поведения в непредвиденных ситуациях/

По мнению Н. Ивановой [5], профессиональная идентичность как один из ведущих критериев развития личности профессионала тесно связана с такими категориями, как профессиональное становление, профессиональное самосознание и профессиональное самоопределение. В целом, весь процесс профессионального развития можно разделить на три последовательных этапа:

1) профессиональное самоопределение и выбор профессии - здесь происходит зарождение того, что выступает затем как профессиональная компетентность и эффективность;

2) профессиональное становление - в этот период происходит непосредственное формирование профессиональной компетентности;

3) профессиональное совершенствование. Здесь большинство проблем рассматривается в рамках конкретных профессиональных дисциплин или в акмеологии [6].

Для женщин сотрудниц Министерства внутренних дел важными формами организации профессиональной ментальности в контексте профессионального сообщества являются:

• внешние атрибуты профессии (например, определенная символика, стиль одежды, профессиональный инструментарий)

• профессиональная речь (владение соответствующей психологической терминологии);

• профессиональные знания, умения и навыки; профессиональные традиции, приметы (определенные этические нормы, специфика поведения, праздники);

• профессионально важные качества и др.

Важным фактором в становлении профессиональной идентичности является профессиональное общение и взаимодействие со специалистами профессионального сообщества, где происходит «заимствование» элементов профессионального мышления и опыта. Успешность этого процесса во многом определяется активной позицией и степенью включенности человека в эту структуру профессионально-деятельностных связей и отношений, взаимодействие с субъектами, которое способствует формированию у него способностей к самостоятельному целеполаганию и регулирования профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная идентичность понимается как результат процессов профессионального самоопределения и самоорганизации, проявляется в представлении о профессии и осознании себя представителем определенной профессии и профессионального сообщества.

Будучи системным, динамичным, многоаспектным явлением, профессиональная идентичность включает когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты и характеризуется принятием индивидом ведущих профессиональных ролей, ценностных позиций и норм, способствуя конструированию своего профессионального будущего.

Профессиональная идентичность личности обуславливается рядом факторов, среди которых можно выделить сформированность образа «Я», профессионально важные качества специалиста, профессиональные знания и умения, идеальные образы выбранной профессии, ожидания индивида и возможности социальных перспектив, которые дает данная профессия

профессиональное общение и взаимодействие со специалистами профессионального сообщества.

Использованные источники:

1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 131-143

2. Кун Н. Эмпирическое исследование установки личности на себя / Современная зарубежная социальная психология: Тезисы / [Под ред.Г.М. Андреевой, Богомолол, Л.А. Петровской.] / Кун М., Макпартленда Т. - М.: МГУ, 1984. - С. 180-187.

3. Ермолаева, Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза / Ермолаева Е. П. / / Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 4. - С. 80-86.

4. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность (ст. первая) / Ермолаева Е. П. // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 4. - С. 35-41.

5. Шнейдер, Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Л. Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 280 С. - (Серия «Библиотека психолога»).

6. Эндеберя, И.В. Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 743-749.

А

К2 0

г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.